Чыл пазы хакасский новый год. "Чыл Пазы"-хакасский новый год план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Ритуал почитания Священной Берёзы

Обоснование:

Новый год – «Чыл пазы» занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима – самое тяжелое время в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры и нехватка корма для скота вынуждали и людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе Чыл пазы (дословно «Голова года») – конец зимы, начало весны. И вот наступал канун Нового года. В юртах наводили порядок, убирали мусор, скопившийся за год, чистили и ремонтировали старую одежду или же надевали новую. В это время нельзя было допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним что-нибудь приятное, по возможности облегчить жизнь бабушек и дедушек, детям подарить чуточку больше внимания и тепла. На стол в день Нового года обязательно ставили свежесваренное мясо и молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления, обмен подарками. Примечателен тот факт, что у древних хакасов не было принято массового употребления спиртного. Национальное слабоалкогольное изделие «айран», произведенное на основе кисломолочного брожения, применялось только для ритуальных обрядов. Такой обряд, как «Сек-сек» - кормление духов, выполнял старейшина селения или же шаман, он же немного мог принимать спиртное для вхождения в контакт с духами. Из взрослых мужчин употреблять айран, но в особых случаях, могли только те состоявшиеся мужчины, у которых было три сына, три защитника родной земли, три будущих воина. Всем остальным, для воспроизведения нормального жизнеспособного потомства, спиртное запрещалось. Женщина, как колыбель возникновения жизни, как продолжательница рода и хранительница семейного очага, вообще не имела права употреблять спиртное. «Чыл пазы» празднуется 22 марта. В каждой местности, в определенном месте, около священного дерева хакасов- березы, разводится 3 костра. На восточной стороне – особый сакральный костер, которому поклонялись и просили у его живительного огня лучшей жизни и судьбы. На юго-западе разводится костер для приготовления пищи, обычно из мяса барана, в огромном котле - «хазан». На северо-западе – особый костер для сжигания черных «чалама». Чалама – специальная ленточка. Кроме черной, применяются еще белая, красная и синяя ленты. Черная ленточка завязывается узлами, по числу бед, болезней и несчастий у человека за прошедший год и сжигается в священном очищающем огне. Остальные чалама с просьбами и пожеланиями завязываются на «хазын» - священной березе. Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов, красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Синий цвет – символ чистого неба, связь с Космосом, с «верхним миром».

Цель: Приобщить школьников к национальной культуре и традициям хакасского народа.

Задачи: 1. Познакомить с ритуалами и обрядами празднования одного из основных праздников хакасского народа.

2. Воспитывать интерес детей к хакасской народной музыке и национальным спортивным играм.

Ход мероприятия

Ведущая группы «Белая волчица» под музыку выходит со школы, за ней в две колонны идут дети, с одной стороны девочки, с другой - мальчики, следом группы из Дома культуры и Детского творчества.

Белая волчица: Дорогие дети! Мы сегодня собрались, чтобы встретить хакасский Новый год Чыл Пазы он празднуется весной, когда пробуждается вся живая природа после зимних холодов. Именно весной встречают люди возвращающееся тепло, доброту, любовь, жизнь земли, неба, солнца.

На празднике Чыл Пазы хакасы угощают друг друга, радуются весне, благодарят и кормят огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, согревая, хранил от стужи.

Тарика кормит огонь.

Тарика: Дорогая мать - огонь,

Благодарим тебя зато, что ты есть,

Зато, что ты являешься спасительницей всего живого,

Попей молока.

Белая волчица : – Кто принес с собой черные чалама, завяжите в узлы все неприятности прошедшего года и бросьте в костер.

Попросим тебя исполнить нашу просьбу;

Злые, нехорошие мысли уничтожить навсегда;

Злую силу, нарушившую светлые мысли, прогони навсегда.

Танец девочек из группы «Жарки» из Детского творчества.

Астимир - стих Хакас Чире.

Спектакль группы Дома культуры «Добро и зло».

Звучит музыка шамана, он входит в зал, совершает обряд вокруг костра.

Белая волчица: - Здравствуй Шаман! Спасибо тебе за обряд вокруг костра, зима наконец-то отступит и придет теплая весна!

Шаман: - Есть ли среди вас богатыри удалые?

Белая волчица: - конечно, мы сейчас тебе покажем!

Алып (учитель физкультуры): – На празднике парни показывали свою молодую удаль на играх, выбирая себе невест.

Игры:

«Оранмай» догонялки на одной ноге. Один из участников по кругу убегал прыжками на одной ноге, а другой должен доскакать до него и задеть поднятой ногой.

«Перетягивание палки сидя» соперники садятся лицом друг к другу, упершись в разноименные ступни, и захватывают обеими руками палку, причем руки должны быть тыльной стороной вверх. По сигналу они начинают тянуть палку к себе, стараясь перетянуть соперника на свою сторону. Поражение так же засчитывается участнику, отпустившему палку.

«Бодание баранов» соперники встают на четвереньки внутри круга, упершись головами, и стараются вытеснить друг друга за линию круга.

«Метание аркана» веревку закинуть на голову деревянного коня.

«Стрельба из лука» открытая площадка, на которой нанесены линии. На одной из линий укладываются мишени-специальные раскрашенные пластиковые бутылки в центре – красная бутылка, по краям-бутылки других цветов. У участников лук с тупоконечными стрелами-нортпас. Стрельба производится с 10м. задачей является выбить мишень из ряда, за попадание в бутылку красного цвета, дается 3 очка за остальные по одному очку.

«Прыжки с шестом» Участник, разбежавшись, ставит шест в упор и делает прыжок в длину, стараясь прыгнуть как можно дальше от линии отталкивания.

«Перетягивание ремнем» Соперники становятся на четвереньки друг против друга на ровном расстоянии от линии. Хур (ремень) надевается на головы обоих. Каждый участник отступая назад, старается перетянуть соперника за черту.

«Поднятие вверх» два борца, обвязанные веревками (хурами), берутся за них и стараются по сигналу поднять соперника вверх, оторвав от земли. Победителем считается борец, оторвавший соперника от земли. Запрещается помогать при отрыве коленями, носками ног.

Белая волчица: – Дорогие дети! К нам пришли гостьи – из Дома культуры в подарок нам на Новый год исполнят хакасскую песню «Кюн чахаяхы»!

Белая волчица: – На Хакасский Новый год принято угощать национальным блюдом «Талган». (Воспитатели угощают детей и гостей)

Белая волчица: - Вот и подходит наш праздник «Чал Пазы» к концу.

Предлагаю собраться на улице возле священного дерева хакасов - березе и повязать цветные чалама которые, имеют особое значение.

(Белая ленточка символизирует чистоту дел и помыслов, красная - символ солнца, тепла, жизни и достатка, синий - чистое небо, связь с Космосом, с "верхним миром").

Дети вместе с ведущей обходят 3 раза берёзу по ходу солнца, обращаясь к берёзе, говорят: Золотая берёза с золотыми листьями,

Месяцем опоясанная стоишь.

Серебряная берёза с серебристыми листьями,

Солнцем опоясанная стоишь

На белую грудь –белая чалама,

Небу голубому – синяя чалама.

Просим дать нашим детям

Здоровья и счастья.

Белая волчица: на прощание гости из Дома культуры споют песню «Родная земля! (Хайран чирем!)»

Белая волчица: желает всем здоровья, удачи, успехов и благодарит гостей за предоставленный праздник детям!


Уже в эту субботу, 25 марта, на республиканском ипподроме пройдет празднование одного из главных хакасских праздников – Чыл пазы. Жителей и гостей республики ждет интереснейшая концертная программа.

Напомним, что по хакасскому календарю новый год начинается со Дня весеннего равноденствия. Это связано с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Этот праздник еще называют «Праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословения».

- Как Глава и житель республики, я убежден, что лучше нашей Хакасии места на земле нет. Именно национальная культура, язык, традиции, характер хакасского народа привлекают к нам внимание, вызывают неподдельный интерес со стороны других регионов и даже стран, заставляют нас самих по-настоящему гордиться своей малой Родиной, - неоднократно подчеркивал Глава Хакасии Виктор Зимин. - Стилизованные национальные обряды, костюмы, кухня, национальные праздники становятся по-настоящему популярными среди жителей республики любой национальности, органично вплетаются в канву мероприятий, проводимых в регионе. Это важный шаг в решении блока вопросов, посвященных сохранению и популяризации культурного наследия Хакасии.

Начнется празднование накануне вечером обрядом очищения с сожжением черных чалама в священном огне. Второй важный хакасский обряд – кормление богини огня пройдёт в день праздника. Жители и гости Хакасии смогут сами «покормить» чайаанов – духов, возвращающихся на землю, и принять участие в обряде поклонения священной берёзе.

По завершению обрядовой части состоится традиционное ежегодное вручение премии «Человек года» Республиканского Совета старейшин хакасского народа. В этом году почетное звание присвоено 10 гражданам республики.

Затем начнется культурная программа. На главной сцене выступят коллективы художественной самодеятельности Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева, ведущие солисты Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова, победители республиканских фестивалей и конкурсов, общественные молодежные объединения.

Особое внимание отведено театрализованному представлению делегаций районов и городов. Муниципальные образования республики подготовят красочные гостевые юрты.

Также на территории ипподрома будут работать сразу несколько площадок: спортивная, игровая и детская. По традиции состоится сельскохозяйственная ярмарка, на которой крестьянско-фермерские хозяйства и частные подворья со всей республики предложат продукты собственного производства.

Кроме того, в Республиканском музейно-культурном центре с 24 по 26 марта впервые пройдет фестиваль «Солнце в рукаве», посвященный празднованию Чыл пазы. В течение трех дней гости фестиваля смогут прикоснуться к культуре Хакасии, попробовать национальные блюда, узнать о традициях их приготовления и подачи, а также особенностях приема гостей, познакомиться с традициями хакасского народа. В программе музейного праздника: национальная музыка от Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова, квест «Краденое солнце» для детей от 7 до 12 лет и национальные игры, большая детская зона, мастерские для детей и взрослых, экскурсии в зале каменных изваяний, этно-маркет, кинопремьера фильмов, снятых лауреатами конкурса «Место действия Хакасия», вечер «Таинство слов» от молодых литераторов Хакасии.

Сергей Недозрелов
Сценарий развлечения «Хакасский новый год - Чыл Пазы»

Цель : Формировать представление детей о весенних обрядах и обычаях Хакасии .

Задачи :

Показать самобытность хакасской народной культуры на примере праздника Чыл Пазы – встреча Нового года;

Увидеть внутреннее сходство в обычаях и обрядах праздника Чыл Пазы и Масленицы ;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур, уважительное отношение к культуре и традициям хакасского народа .

Оборудование : березка, ленточки : красного, зеленого, белого и синего цвета; аудиозапись флаги Хакасии и России , костер.

Словарная работа : Чыл Пазы , древние курганы.

Зал празднично украшен. Под музыку П. М. Боргоякова дети входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий : Неотразимые степи, бурные реки, древние курганы, горные хребты Саян, необъятные таежные дали, целебные озера – все это Хакасия .

В течение сотен лет живет на этой гостеприимной земле древний хакасский народ со своими обрядами и обычаями.

Сегодня мы с вами будем отмечать главный праздник хакасского народа – встреча нового года. Он называется Чыл Пазы – голова года и приходится на день весеннего равноденствия – 22 марта этот день в славянском календаре, который приходится на 22 марта называется Сороки. В этот день на Руси встречали весну во второй раз.

Хакасы верили , что в долгие морозные месяца все земные божества покидают землю, а в день весеннего равноденствия с первыми лучами солнца возвращаются обратно. Радуясь, люди устраивали праздник, на котором угощали друг друга, благодарили огонь дарующий тепло и пищу.

Дети, скажите, какой славянский праздник своими обрядами помогает солнцу повернуться на лето, одержать вверх над периодом холода?

Дети : Масленица!

Ведущий : Конечно же, это масленица. Знакомясь с традициями и обрядами праздника Чал Пазы , мы попробуем найти то общее, что объединяет два этих праздника, что является значимыми для живущих вместе народов русских и хакасов .

Раньше новый год на Руси встречали именно в марте. Это катание горящих колес, хороводы и песни, веселые игры, сжигание чучела Масленицы на костре, просьбы о прощении.

Вот, все действия праздника Чыл Пазы связан с огнем и священной березкой, поэтому праздник проводится на лоне природы. У хакасов есть древний обычай - Обряд почитания огня.

Дети встают в круг и идут по кругу вокруг костра (огня) по ходу солнца, окропляли молоком колеса и бросали кусочки мяса в огонь (кормили огонь) . Так проходил обряд благодарения Огня.

Ребенок (читает) два, три ребенка делают

Ведущий : Для хакасов священным деревом издревле была береза. В день праздника Чыл Пазы березу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки Чалама белого, красного, синего и зеленого цветов.

Привязывают их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.

Давайте и мы повесим чалами на дерево.

(по одному дети с цветной ленточкой выходят, говорят и вешают на березу)

Белый цвет – истина, чистота, верность, преданность.

Красный – цвет Огня и Солнца

Синий – голубое небо, мир, согласие.

Зеленый – цвет растительности.

Исполняется танец – хоровод : «Во поле береза стояла»

(Выходят трое детей)

Ведущий : А сейчас дорогие ребята предлагаю послушать стихи М. П. Боргоякова «Пай Хазын» , «Священная береза» . См. Приложении

Дети исполняют песню «Наш край» См. Приложении

Ведущий : А сейчас мы поиграем в веселые хакасские национальные игры :

«Коршун и наседка» , «Хозан Дрых»

Ведущий : Праздник Чыл Пазы еще называют праздник Благодарения, Гостеприимство, Очищения и Благословения. Он учит любви к природе, трудолюбию, быть внимательным к людям, почтительным к старшим.

(Выходят дети подготовительной группы)

Сотворенная наша земля

В путь по Солнцу плывет и движется

Небом данное имя хакас

В ожерелье бессмертное пишется.

В стремнинах бурля, река Абакан

Веной жизни пусть будет вечною

Свои воды неся в голубой океан

Силою дружбы наполнит верною.

В бессмертном горении звезды ночи –

Да пусть сверкают вовеки в небе.

О мать Хакасия , светом любви

Всегда светила в пути ты мне бы.

(Т. М. Баргояков)

Ведущий : Пусть ваши ночи будут крепкими!

Пусть ваши руки будут сильными!

Пусть ваши мысли будут чистыми!

Пусть дорога впереди будет открытой!

А дорога позади будет закрытой!

На этом праздник Чыл Пазы закончился .

До свидания! До новых встреч !

(Под музыку Т. М. Бургоякова «Чарых куппиг хакасиям » дети уходят)

Публикации по теме:

Хакасский национальный праздник «Чыл Пазы» Хакасский национальный праздник «Чыл Пазы» Цель: приобщение детей к традициям обрядам хакасского народа посредством спортивного праздника;.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.

Еще один тематический лэпбук, особенно полюбившийся детям. Один из любимых детских праздников - Новый Год, а еще дети очень любят зимние.

Волею судьбы получилось так, что я живу в замечательном, самобытном уголке Сибири под названием Хакасия. Хакасская культура, как и любая.

Новый год 2015 в подготовительной группе. Каждый Новый год стараюсь проводить в виде сказки с обязательным участием взрослых Снегурочка Несмеяна Ведущий Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли И не глядя на заботы Час свободный вы нашли Обезьяна С Новым.

Сценарий праздника «Новый год - год Петушка» для детей старшего дошкольного возраста Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! (ответ) Чудный праздник настает Ждет его всегда народ. Праздник сказки и затей Праздник счастья для.

По поручению главы Хакасии Виктора Зимина всех собравшихся с праздником поздравили министр национальной и территориальной политики республики Михаил Побызаков, председатель государственного комитета по делам молодёжи РХ Татьяна Борисова.

Уже при входе на республиканский ипподром можно было заметить непривычное для будничных дней оживление. Ещё бы, с самого утра начала свою работу сельскохозяйственная ярмарка. Замерли в ожидании посетителей и организаторы разнообразных площадок. Здесь тебе и спортивные состязания, и культурно-развлекательные… Что называется, на любой вкус и на любой возраст.

Придало торжественности празднику театрализованное действо под названием «Тус тегiлегi» («Колесо времени»), посвящённое хакасскому летоисчислению.

После того, как прошёл обряд кормления священного огня, были объявлены имена людей, которым присвоено почётное звание «Человек года». Республиканский Совет старейшин хакасского народа традиционно отметил десять человек за большой вклад в социально-экономическое, общественное и культурное развитие Хакасии.

Почётное звание было присвоено участковому уполномоченному полиции посёлка Вершина Тёи Аскизского района Данилу Александровичу Сагалакову. В апреле прошлого года он до приезда пожарных спас из горящего дома 22 человека. За проявленную смелость и самоотверженность был награждён медалью МВД России «За смелость во имя спасения».

За спасение и эвакуацию людей при пожаре отмечен заместитель начальника пожарной части №41 отряда противопожарной службы Республики Хакасия №4. Игорь Валерианович Майнагашев. Он организовал и возглавил тушение пожара в селе Аскиз в ноябре 2017 года, в результате чего спас двух человек.

За вклад в развитие спорта и подготовку спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты, почётным званием «Человек года» награждены тренер по вольной борьбе спортивной школы олимпийского резерва имени В.И. Чаркова Юрий Никитович Кусургашев и тренер Аскизской районной спортивной школы имени С.З. Карамчакова Сергей Тимофеевич Топоев.

Ежегодно Совет старейшин присваивает звание «Человек года» многодетным мамам, воспитывающим ещё и приёмных детей. В этот раз принимали поздравления Надежда Николаевна Павлушова из деревни Будёновка Бейского района, Таля Михайловна Тербежекова из села Аскиз и Наталья Серафимовна Боргоякова из деревни Карагай Таштыпского района.

В числе награждённых учитель хакасского языка и литературы Куйбышевской школы-интерната Клавдия Сергеевна Чебодаева и учитель ОБЖ и физической культуры Верх-Аскизской средней школы Виктор Степанович Тодинов. В 2017 году Клавдия Сергеевна стала победителем республиканского конкурса учителей хакасского языка, заняла второе место во всероссийском мастер-классе учителей родных языков в Москве. Виктор Степанович отмечен за вклад в обучение детей, организацию внеурочной деятельности и военно-патриотическое воспитание. Он разработал и успешно реализует воспитательную программу «Школа безопасности», является руководителем военно-патриотического клуба «Ала парыс», внедряет хакасские народные спортивные игры.

За многолетний добросовестный труд в области охраны здоровья населения, высокий профессионализм отмечена участковый врач-педиатр республиканской детской клинической больницы Светлана Михайловна Троякова. В 2017 году она получила награду в республиканском конкурсе «Лучший врач года» в номинации «Лучший врач-специалист медико-санитарной помощи».

За большую организационно-культурную работу, связанную с празднованием 100-летия первых съездов хакасского народа, был отмечен заместитель главы Хакасии Владимир Крафт. Одним из итогов этой работы стало проведение научно-практической конференции, которая собрала учёных Москвы, Красноярска и Хакасии. Орден «За благие дела» и благодарность главы республики Владимиру Александровичу вручил председатель Совета старейшин хакасского народа Пётр Воронин.

– Я это оцениваю как работу всего правительства, – сказал Владимир Крафт. – Сделано нами не мало, но надо ещё больше.

Также в рамках празднования хакасского Нового года определились победители и призёры в гиревом спорте и армрестлинге. Серьёзную конкуренцию спортсменам составили воспитанники Евгения Зевахова из Сорска. В число тех девушек, что оказались на пьедестале почёта, вошли, например, две Юлии – Войнова и Турчанова, а также Татьяна Смахтина.

– Ко мне на тренировки приходит человек 25. Было и больше. Не все остаются… Всё-таки гиревой спорт – вид тяжёлый. А все лучшие – сегодня здесь, – обводит взглядом своих подопечных Евгений Зевахов.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».