Как развивать творческие способности у детей. Развитие творческих способностей у детей. Игры и занятия

Юлия Демина
Как развивать творческие способности у детей?

Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности .

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка ?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях , которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность . Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года) . Это связано, со способностью ребенка держать , карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество . Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период , когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка .

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности , которые лежат в основе творческого мышления .

Развитие воображения . Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка) .

Развитие качеств мышления , которые формируют креативность. Креативность - способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи , используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Условия успешного .

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность .

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством , решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей . Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку.

Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству , проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Публикации по теме:

Как развивать творческие способности у детей, или Готовимся к Новому году Очень часто слышим такое выражение «Развиваем творческие способности детей». Возникает вопрос: «Что обозначает эта фраза и для чего развивать.

Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей» КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ. Многие родители на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок вырос творческой личностью?»,.

Консультация для родителей «Что развивать раньше - способности или нравственность» Нравственность - это слышание другого человека, его беды, его нужды или его радости, его жизни. Анатолий Гармаев. О развитии способностей.

Консультация для родителей средней группы «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация для родителей «Творческие способности и их роль в жизни ребенка» Консультация для родителей Творческие способности и их роль в жизни ребенка По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме.

«Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Творческие способности дошкольников

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Виды детского творчества

Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество

Детское художественное творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество

Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста.

Изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество

Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество

Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества)

Музыкальное детское творчество

Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти

большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию

творческих способностей.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка.

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Также именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Более позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет. (берет кубик и говорит что это стол, а может это чашка).

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Креативность (от англ. create - создавать, творить) -способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами –пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Творчество – это одна из форм самовыражения. Причем самовыражения посредством чего угодно: речи, рисунков, мыслей, танца, скульптуры, мелодии и т. д. Творческие способности, так же как и все другие, требуют постоянного целенаправленного развития с самого детства. Для чего и когда нужно развитие творческих способностей у детей в разные периоды дошкольного возраста? Как это делать правильно?

С какого возраста творим?

Наилучшим периодом для плодотворного и активного развития творческих способностей маленького человека можно назвать . Ведь именно сейчас ребенок наиболее любознателен, открыт и готов к познанию окружающей действительности, а его мышление не сковано стереотипами. Детство – это период царства фантазии, вымысла, сказок и игр.

Творческий процесс – понятие комплексное. Оно включает в себя несколько аспектов:

  • умение мыслить нестандартно о привычных вещах или явлениях;
  • фантазию и воображение;
  • умение открывать или изобретать что-то новое;
  • умение применять полученные открытия.

В дошкольном периоде условно можно обозначить несколько последовательных этапов. И каждый из них имеет свои возрастные характеристики.

  1. До 2 лет важно подмечать и развивать природные задатки ребенка. Кто-то больше склонен танцевать, кто-то – рисовать или лепить, кто-то – петь. В это время закладывается фундамент для будущих творческих побед.
  2. В 3–4 года наступает пик творческой деятельности малышей. Воображение обретает словесные формы и постепенно выходит на уровень самостоятельного процесса. В это время особенно важно обращаться к играм, развивающим воображение и творческие способности.
  3. С 5 до 6 лет творческие задания должны становиться сложнее, включать элементы подготовки к обучению в школе, развивать таланты ребенка, его фантазию. Ребенок уже может планировать предстоящие действия.
  4. К 7–8 годам творческая деятельность становится все более серьезной: дети на более взрослом уровне занимаются музыкой, танцами, вокалом, развивают театральную или художественную деятельность – то, к чему есть природные задатки. Создаваемые ребенком образы становятся содержательными и специфичными.

Поэтому важно уделять внимание творчеству на каждом из этих этапов. Следует понимать, что творчество немыслимо без воображения: плоды творчества изначально всегда являются продуктом фантазии ребенка и находят воплощение в той или иной сфере. Поэтому развитие воображения напрямую влияет на раскрытие творческого потенциала дошкольника.

Для чего это нужно?

Так что же дает ребенку этот самый творческий потенциал?

  • Умение видеть скрытое от других.
  • Умение за небольшое время синтезировать множество оригинальных идей.
  • Ассоциировать не связанные на первый взгляд понятия.
  • Применять для решения одной задачи умения, полученные при разрешении совершенно другой.
  • Создавать определенные условия, при соблюдении которых предмет проявляет скрытые свойства или возможности.
  • Находить альтернативное решение стоящей задачи вместо того, чтобы искать ответ, перебирая готовые варианты.

Все это открывает широкие горизонты для самореализации. Чем меньше в человеке развито творческое начало, тем больше у него склонность к постоянному недовольству окружающими и собой, к самоедству. Такой человек строит подсознательные барьеры на пути к достижению цели, боится смелых решений и масштабного мышления.

Не стоит забывать, что вся культура любого народа и человечества в целом была бы невозможна без творчества. Литература, скульптура, архитектура, живопись, фольклор – все это результат творческой деятельности многих людей.

Даже в науке без творческого начала не обойтись. Ведь сначала нужно представить себе задачу или объект, его свойства, пользу и т. д. А затем – представить, как этого можно достичь. И не всегда мыслить при этом нужно в рамках стандартов.

В чем раскроется ребенок?

Для того чтобы понять и затем развить определенную склонность ребенка, важно предлагать ему как можно больше вариантов для самовыражения. Самое простое и привычное здесь, с чего начинают все родители, – рисование и лепка. Процессы, бесспорно, творческие, но далеко не единственные в этом списке. Хорошим примером могут служить всевозможные конструкторы (вдруг подрастает будущий инженер?), мозаики. Или готовые наборы для детского творчества (плетения, отливки из гипса, выжигания, гравюры, вязания и т. д.).

Какие еще методики развития помогут ребенку определиться, что ему больше по душе, в чем он хочет самовыражаться?

  • Аппликация (причем, не только из бумаги: подойдут обертки, открытки, вата, макароны, крупы, колпачки от фломастеров и другой подручный материал). При этом аппликация может собираться как из отдельных деталей, так и в виде мозаики.
  • Рукоделие (плетение из бисера, создание детской бижутерии, вышивка, макраме).
  • Необычные способы рисования – пальцами, красками по молоку или крупам, в виде зеркального оттиска. Можно рисовать по трафарету с последующей дорисовкой до определенного образа, по намыленному стеклу; вместо красок взять зубную пасту, штамповать с помощью форм, рисовать с помощью клея и соли – вариантов бесконечное множество.
  • Актерская деятельность. Это может быть кукольный театр дома или театрализованные представления драмкружка. Главное – ребенок сможет проявить актерский талант.
  • Конструирование из подручных материалов. Дошкольник будет учиться из ненужных предметов создавать полезные или просто красивые вещи.

Это далеко не полный перечень занятий. Можно приобрести, скачать или придумать еще немало вариантов.

Попросите ребенка самостоятельно решить, чем он хочет заняться. Пусть пробует себя в разных сферах. Что-то ему не понравится, а в чем-то он найдет себя. Поощряйте его желания и не ругайте за неудачи или утрату интереса к тому или иному виду деятельности.

Правильная организация занятий

Когда и как правильно организовывать такие занятия? С чего начать? С физического развития в самом раннем возрасте. Это будет первым шагом для закладки творческих способностей ребенка. По мере роста малыша ему следует постоянно создавать условия, стимулирующие развитие его творческого воображения.

  • Создавайте обстановку, немного опережающую возрастное развитие ребенка, стимулируя его к познанию нового. Например, в годовалом возрасте крохе можно подарить яркие кубики с буквами или цифрами и во время игр ненавязчиво знакомить его с ними.
  • Постепенно усложняйте и увеличивайте задачи. Планка должна постоянно и планомерно повышаться. Дети не всегда обращаются к опыту взрослых, познавая мир, часто пытаются дойти до всего сами. Поэтому не спешите помогать крохе в решении его задач. Если игрушка упала – пусть он попробует сам найти и достать ее. И только если у него не получится, предлагайте помощь.
  • Предоставляйте малышу свободу выбора занятий. Охотнее всего дети занимаются тем, что им интересно. Это приносит гораздо большую пользу, чем навязывание чего-то родителями, пусть и в форме игры. При этом свобода не должна восприниматься как вседозволенность. Разумные, обоснованные ограничения должны быть.
  • Ваша помощь должна быть разумной, предлагаться в крайнем случае, только если ребенок сам не находит решения. Не нужно постоянно страховать его во всем. Пусть пробует свои силы.
  • Создайте комфортные психологические условия для развития ребенка. Это касается любой деятельности, и творческой – в том числе. Не нужно осуждать малыша или чрезмерно сочувствовать при его неудачах. Но поддержка и советы взрослых, их похвалы и одобрение – прекрасный стимул.
  • Обеспечьте ребенка всем необходимым для творчества. Если он рисует – купите качественные краски или карандаши, альбом. Если хочет играть в кукольном театре – сделайте его вместе. Не препятствуйте детской фантазии. Помните: это помогает формированию маленькой личности.

Как помочь ребенку развить способности?

Кроме благоприятной и стимулирующей обстановки в творческом развитии немалую роль играют родители. Они могут здорово помочь своему малышу правильными действиями.

  • Пополняйте багаж жизненного опыта крохи. Постоянно читайте ему книжки со сказками или стихотворениями, рассматривайте картинки в них, провоцируя к размышлениям («Как ты думаешь, почему? Тебе нравится этот персонаж? Чем? Что бы ты сделал на его месте?»). При возможности обогащайте культурный мир дошкольника, посещая с ним выставки, музеи, театр, водите на полезные экскурсии. Обсуждайте все, что он видел и понял в это время.
  • Поощряйте его занятия рисованием или лепкой чего-то задуманного, конкретного (не просто колбасок или шариков). Если малыш в чем-то затрудняется – помогите советом, подскажите, какой может быть последовательность действий в том или ином случае.
  • Учите ребенка выражать увиденное им разными способами: пересказывая, рисуя, сочиняя истории «по мотивам впечатлений». В процессе такой творческой переработки полученной информации ребенок тренирует воображение.
  • Одна из ярких форм развития творческих способностей – умение сочинять. Приветствуйте этот навык в своем ребенке в любых его проявлениях. Пусть сочиняет «рифмовалки» или дурашливые стишки, сказки, небылицы, сочиняет и инсценирует небольшие театральные представления.
  • Оптимальная форма развития всех навыков и способностей дошкольника, и творческого начала в том числе, – игра. Поощряйте игры малыша, особенно со сверстниками, предлагайте ему новые сюжеты, принимайте сами участие в детских играх.
  • Изучайте окружающий мир с ребенком. Это может происходить во время прогулок, поездок, любых занятий на улице. Обсуждайте с ним, что происходит на улице или дома, отвечайте на все его «почему», рассказывайте и объясняйте все, чего он еще не знает. При этом также стимулируйте к размышлениям (как ты думаешь, когда цветы с дерева осыплются, что произойдет?).
  • Можно приобрести готовые развивающие игры (мозаику, конструктор) или специальные пособия для творческих занятий с малышом. Условие одно: для занятий в игровой форме.

Во что можно поиграть?

Совсем не обязательно засыпать своего кроху кучей дорогущих игрушек. Стимулировать к творчеству его можно и при помощи самых простых подручных вещей.

  • Можно накрошить яичную скорлупу, покрасить ее и предложить ребенку выложить из нее какой-либо рисунок, объяснив, что для начала необходимо прорисовать его контур.
  • Можно пользоваться природными явлениями. Например, в дождь или снег выставить в окно лист бумаги, покрытый краской. Получившиеся кляксы можно рассматривать, обсуждать, на что они похожи, дорисовывать до чего-то узнаваемого.
  • Из бумажных пакетов, наполненных газетами, или подушек можно смастерить разные игрушки, перекручивая или перевязывая веревкой в нужных местах. При этом бумажным персонажам можно дорисовать глазки, ротик, носик.
  • Если ребенок сделает на листе картона множество дырочек, ему будет весьма интересно соединить их в какой-то рисунок или узор при помощи шнуровки.
  • Ягодки, пуговки, бусины могут стать материалом для детского ожерелья. А можно его собрать и из обычных скрепок.
  • Пусть малыш попытается украсить блюдо (салат, бутерброд). Ему для этого нужно предложить разные фрукты или овощи (кружочки или дольки помидоров, огурцов, морковки; оливки, перец, зелень, дольки яблок, лимона, ананаса, персика, клубники, клюкву, вишенки). Возможно, ребенку будет интересно «выщипать» из ломтика хлеба бутерброд в форме зверушки или букашки. При этом обязательно нужно показать малышу, что оставшиеся крошки были высушены, а потом перемолоты для панировки – ничего не пропало просто так!
  • Полезна такая игра. В центр листа ребенок капает краску и сгибает лист пополам, прижимая. После этого пусть посмотрит на полученную кляксу: на что она похожа? Пусть называет разные варианты, переворачивая лист разными сторонами.
  • Если предложить ребенку набор картонных фигурок (полосок, квадратиков, кружков), он с энтузиазмом начнет представлять, на что похож каждый из них отдельно или в комбинациях друг с другом.
  • А что если станцевать, изображая кого-то? Ласковую кошечку, верного щенка, летний дождик, радость, боль, веселье, огорчение – эти и другие образы можно придумать вместе с малышом, а затем попросить его наделить каждый из них танцевальными движениями.

Итак, человек с развитыми творческими способностями проявляет большую гибкость ума в сложных ситуациях, способен быстро собраться и найти из них порой неординарный выход. А это значительно упрощает жизнь. Так что развивать творческие задатки полезно не только с точки зрения выражения собственного внутреннего мира.

Творческая деятельность в современном обществе ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью. Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенным талантом в своей области. А ведь развитие такого таланта следует начинать с детства, и если родители уделяют должное внимание этому направлению развития, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни. Зачастую большая часть внимания уделяется родителями развитию таких областей, как память, мышление или речь. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка.

Творческие способности ребёнка – что они собой представляют

Под понятием «творчество» в научной среде понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы. Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка. Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности.

У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения, как:

  • Распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети.
  • Продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени.
  • Стремление к постоянному познанию.
  • Организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность.
  • Лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга.
  • Самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач.

Наличие всех вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.

Определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста можно посредством применения разнообразных методик. Самой распространённой из них является анализ детских рисунков, который помогает определить:

  • Насколько правильно ребёнок может передавать положение указанного объекта в пространстве.
  • Если ли у создаваемого дошкольником образа эмоциональность?
  • Насколько полным является содержание изображения.
  • Умеет ли ребёнок в полной мере раскрыть задуманный сюжет картинки.

Уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста даёт понятие о способности ребёнка к тем или иным направлениям творчества. Благодаря такой информации можно выявить те творческие сферы, на которые следует сделать упор для того, чтобы сделать самовыражение маленького непоседы более явственным и активным.

Вообще детский возраст – идеальное время для развития самых различных способностей, в том числе – творческих. Ребёнок в дошкольном возрасте обладает большой любознательностью, стремится к познанию окружающего мира. Обусловлено это отсутствием стереотипов и независимостью мышления. Творческий потенциал взрослого человека во многом зависит от того, насколько интенсивно развивались у дошкольника творческие способности и применялись все возможности для этого.

Создание условий для творческого развития малыша

Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:


Развиваем творческое воображение

В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.

Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:

  1. Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.
  2. Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.
  3. Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.
  4. Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.

Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше. Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители. Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.

Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её. Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным. Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано. Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости. Представляемый объект наделяется новым смыслом, а действия с ним совершаются исключительно в воображении дошкольника. Именно в такой момент творческое воображение преобразуется в процесс психического характера, а нафантазированная ситуация реализуется только во внутреннем мире маленького непоседы.

Особенности развития творческого мышления

Творческое мышление у деток дошкольного возраста предполагает формирование следующих качеств мыслительной функции:

  • Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.
  • Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.
  • Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.

Творческие способности у малыша и роль совместного взаимодействия в их развитии с родителями

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

  • Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
  • Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
  • Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
  • Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
  • В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения. К предстоящей деятельности следует готовиться заблаговременно, чтобы в ходе игры не возникло необходимости искать требуемый предмет.

Все дети талантливы с момента своего рождения. Просто у некоторых малышей способности проявляются уже в первые годы их жизни, а некоторым нужна помощь родителей или воспитателей, чтобы раскрыть талант.

Дети с радостью берутся за все новое и проявляют большой интерес к творчеству. Задача взрослых — этот интерес поддерживать и всячески развивать.

В этой статье мы собрали простые способы, которые помогут развить творческие способности ребенка и скрасить семейный досуг.

1. Играйте в фантазийную игру «Несуществующее животное», которая развивает воображение. Попросите ребенка нарисовать существо, которое будет сочетать в себе как можно больше признаков разных животных. Например, зайца с крыльями и рыбьей чешуей или медведя с ушами слона и копытами.

2. Попросите ребенка нарисовать дом, но перед этим выберите 10 любых слов. Скажите ребенку, что он архитектор, который получил заказ на проект с 10 обязательными требованиями (это и есть выбранные слова). Например, «банан» — желтая крыша дома, «тарелка» — круглые окна т. д.

3. День без гаджетов - отключите телевизор, телефон, планшет. Попробуйте весь день развлекаться другими способами.


4. Обеспечьте малыша творческими занятиями: купите художественный набор, холст, краски, карандаши и мелки для рисования, пластилин и глину для лепки, цветная бумага и картон для аппликаций, ткани и товары для шитья. Пусть в доме всегда будут природные материалы (шишки, желуди, каштаны, веточки и д р.) для создания поделок своими руками.

5. Доверьте ребенку самостоятельно вырастить что-нибудь на клумбе, в саду или на огороде. Если нет приусадебного участка, то пусть это будет, хотя бы, лук или зелень на подоконнике.

6. Готовьте вместе с ребенком новые блюда и пробуйте кухни других стран мира. Знакомьте ребенка с мировыми кулинарными традициями.

7. Посадите ребенка перед зеркалом и попросите нарисовать портрет самого себя.


8. Гуляя с малышом, старайся больше с ним разговаривать. Обращай внимание ребенка на окружающий мир: необычные облака, красивый закат, стаю птиц, ползущего жучка или соцветие цветка - все это может стать толчком для развития воображения.

9. Попросите ребенка представить себя журналистом и провести с вами интервью. Потом поменяйтесь ролями и возьмите интервью у маленькой суперзвезды.

10. Придумайте и оборудуйте специальное место, где ребенок сможет читать, рисовать или просто отдыхать, мечтая и фантазируя.

11. Попросите малыша рассказать о себе так, как если бы вы не были знакомы.

12. Малыша с самого раннего детства должна сопровождать музыка. Пусть он слушает классическую музыку и детские песенки на http://zvezdytv.ru/eurovision , народные ансамбли и колыбельные песни в вашем исполнении.

13. Больше читайте ребенку - сказки, детские рассказы, приключения, истории.

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет.

Подготовила Марьяна Чорновил