Конспект интегрированного занятия в средней группе с элементами фольклора и нетрадиционными методами изо "во дворе у бабушки". Конспект занятия в средней группе. Русские народные сказки Занятие по народному творчеству средней группе

Знакомство с русским бытом и творчеством

Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Назначение работы: Занятие-развлечение предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Народного творчества".
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа
Задачи:
1.Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
2.Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3.Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа: Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Филимоновской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.
Оборудование: макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто,самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай,баранки.

Ход НОД
(Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы, стоят полукругом к зрителям.)
Воспитатель:
На селе Муромино
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
(Вбегает девочка громка плачет)
Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Ребята:
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка: Ой! Вы кто?
Воспитатель: Я мама, а это все мои дети.
Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка: А это что ваш дом?
Воспитатель: Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?
Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Кристина про печь нам расскажи!
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

(Дети садятся на лавки)
Воспитатель: Печь – это символ добродетели и тепла. Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Все в избе сделано из дерево или глины.
Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.
Ну, ребята выходите
всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Песня-инсценировка: «Пошла, млада за водой»
(девочка с коромыслом и ведрами, мальчики играют на ложках, девочки поют)

(дети садятся за стол)
Девочка: А зачем вам такой длинный стол?
Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Ребенок:
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
Воспитатель: Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)
Воспитатель: Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.
(Когда семья вместе, и душа на месте, В дружной семье и в холод тепло, В хорошей семье хорошие дети растут, Дружная семья не знает печали, Семья в куче, не страшна и туча, Везде хорошо, но дома лучше.)
Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Воспитатель: А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем. Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.
Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?
Воспитатель: Принеси Кирюша покажи, чем мы освещалась горницу вечером? (Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)
Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.
Воспитатель: Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)
Воспитатель: Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.
Ребенок: (держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.

Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.

Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)

3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)

5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).

Воспитатель: Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.
Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
А теперь за мной, за мной
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Все скорей за мной ушли.
Открывай Варя глаза,
Сказки кончиться пора.
(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)
Помощник воспитателя: Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает)

Галина Лиходеева
Занятие в средней группе «Путешествие в страну фольклора»

Путешествие в страну фольклора .

Задача : Образовательная.

Пр. с. Закрепить у детей в жанрах и видах русского народного творчества. Познакомиться с характерными чертами русского фольклора .

Слушать загадки и сказки.

Развивающая : Развивать любознательность.

Воспитательная : Воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Материал : Сундучок, платок красный большой, маршрутная карта, письмо, листочки с загадками.

Петрушка; - с русскими народными сказками.

Костюм д. Фольклора , домик, картинки с потешками, украшение в зале.

Пр. роб. Чтение загадок, пословиц, поговорок, считалок, скороговорок, дразнилок, игра на занятиях , беседы, просмотр иллюстраций .

Слов. Роб. Фольклор , сундучок, пословицы, скороговорки.

М. пр. Игровой, Сюрприз. Момент, вопросы, беседа, показ, похвала, репродуктивный.

Организация :

Воспитатель : Дети вместе с воспитателем, идут в зал под музыку, встают в круг.

Дети : Встают в круг.

Репродуктивный :

Воспитатель : Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем было и счастливо жилось. Что не плакал никто, и некто не скучал. Сам народ для себя песни шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они. Хороводы водили как смеялись, шутили, песни заводили, пели. Своих деток учили петь ещё с колыбели. (Стоит незаметно сундучок, воспитатель обращает внимание на сундучок) .

Сюрпризный момент :

Воспитатель : Ребятки, нам сундучок принесли, кто мог его передать? Давайте откроим его и узнаем, от кого он.

Дети : Давайте откроем.

Воспитатель открывает сундучок.

Дети : Что в сундучке?

Воспитатель : Вот чудеса! Дети : какие чудеса?

Воспитатель : Да здесь, что-то есть! Конечно; спрятано письмо.

Дети : Давайте прочитаем.

Воспитатель : Давайте ребята прочитаем его, что написано в этом письме. Вы согласны.

Дети : Да мы очень хотим узнать, что это за тайна.

Воспитатель : (Читаем письмо) .

Интересное послание. И имя очень странное у дедушки «Фольклор » . Что такое фольклор ? Может вы, знаете?

Дети : Это пословицы, потешки, сказки, народные прибаутки, частушки.

Воспитатель : А кто их сочинил?

Дети : Народ.

Воспитатель : Молодцы ребята. А сейчас мы с вами отправимся в гости к д. Фольклору . Наш путь не лёгкий, и не близкий. В нашем, путешествие мы , что можем использовать?

Дети : Маршрутную карту д. Фольклора .

Воспитатель : А сейчас закрываем все глазки и представим себе, что мы отправляемся в лес по тропинке к д. Фольклору .

Имитация

Дети открывают глаза. (Смена декораций лавочка, пенёчки) .

Ребята мы с вами попали в чудесный лес.

А какое время года?

Дети : Время года осень.

Воспитатель : А что, такое осень? – Кристина?

Дети : На дворе прохладно стало, надо курточку одевать, это осень.

Воспитатель : А определи, что осень? – Саша?

Дети : На улице идёт дождь.

Воспитатель : А что происходит осенью с птицами, например с журавлями? – Серёжа?

Дети : Журавли улетают в тёплые края. Чтобы прокормиться.

Воспитатель : А как ведут себя журавли в лесу?

Дети : Готовятся к зиме, делают запасы на зиму.

Вопросы :

Воспитатели : Васи нравится это время года?

Дети : Да…

Воспитатель : А почему оно вам нравится? – Настя?

Дети : Осенью очень красиво в лесу, деревья все наряжаются в яркие нарядные сарафаны.

Воспитатель : Хорошо, ну а ещё, почему вам нравится это время года? – Настя?

Дети : Поспевает на огороде урожай, мы с мамой запасаем на зиму овощи и фрукты.

Поощрение :

Воспитатель : Молодцы ребята.

Ребята, чтобы нам попасть в гости к д. Фольклору нужно преодолеть трудности. Вы согласны?

Дети : Да!

Воспитатель : Отправляемся в путь.

(Дети подходят к домику д. Фольклора ) .

Сюрпризный момент :

Фольклор : Здравствуйте мои дорогие внучата. Вот мы и встретились я очень рад нашей встрече. Вы, садитесь отдохните. Распотешую, я вас наступил весёлый час, вы ребята не скучайте, мне Фольклору помогайте . Я покажу вам, а вы, отгадывайте что здесь нарисовано. (Вывешиваются картинки по очерёдно, рожица, изба, нос с колбаской на нитке).

Дети : 1 Шла изба по мостику 2 Андрей Воробей 3 Васька, Васька, весельчак…

Воспитатель : Молодцы, молодцы ребята (шумит ветер - летят листочки) .

Имитация :

Воспитатель : Как много листиков нашёл нам ветер, ну-ка я их соберу. Что здесь, ой да здесь сюрприз – пословицы и поговорки, но не полностью написаны. Я ребята буду говорить начало, а вы продолжать.

1 Что посеешь –

Дети : - то и пожнёшь.

Воспитатель : 2 Делу время –

Дети : - потехи час.

Воспитатель : 3 Хлеб всему –

Дети : - голова.

Воспитатель : (Появляется игрушка Петрушка)

Я весёлая игрушка, а зовут меня Петрушка. Здравствуй Петрушка, Здравствуйте. А что это у тебя в кармане. «Вынимает листочки» Ой какой был сильный ветер даже тебе Петрушка попали в карман листочки. (Смотрим) . Что-же здесь ребятки? А здесь загадки! Вы умеете отгадывать загадки?

Дети : Да учитель…

Воспитатель : Ну вот мы и посмотрим. 1 Что выше леса, краше света без огня горит?

Дети : Солнце!

Воспитатель : А почему солнце?

Дети : Выше леса, краше света.

Воспитатель : 2 Грачи улетели одни зеленеют лишь сосны, да ели, дни стали короче, длиннее стали ночи кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети : Это осень!

Воспитатель : А почему?

Дети : Осенью дни становится короче, темнеет рано.

Воспитатель : 3 Кто под елкой ловко скачет и взлетает на дыбы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

Дети : Это белка!

Воспитатель : Молодцы загадки вы умеете отгадывать!

На заваленке в светёлке, иль на брёвнышках каких собирались посиделки пожилых и молодых.

Д. Фольклор : При лучине ли сидели иль под светлый небосвод, говорили, песни пели, иль водили хоровод.

А сейчас, все дружно встали в хороводе заплясали.

Дети : Дети водят хоровод.

Воспитатель : Игра – хоровод «Маланья» (Ходит Ванечка по кругу) .

Дети : Поют, танцуют, ходят по кругу, играют.

Воспитатель : (После игры дети усаживаются на стульчики) .

Молодцы ребята как хорошо вы поиграли, повеселились, да д. Фольклор , а у меня есть цветные красивые волшебные полоски, это наверное ветер надул, а я не заметила. А в этих полосках спрятались волшебные сказки.

1 Хитрый гость, так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

Дети : «Лисичка со скалочкой» .

Воспитатель : 2 Назовите имя сказочной героини, которая путешествовала в ступе .

Дети : Баба Яга.

Воспитатель : Быстро лето пролетело, осень в след ушла работа закипела, за дело принялись друзья.

Дети : Зимовье.

Воспитатель : Заготовили все в прок, нос не ступит серый волк. Живите на здоровье, построено зимовье.

Молодцы справились с заданием.

Анализ : 1 Куда вы, отправились и зачем?

Дети : В лес, к д. Фольклору .

Воспитатель : 2 Кто такой д. Фольклор , вы узнали?

Дети : Да, это сказки, загадки, поговорки.

Воспитатель : Вам понравилось в гостях у д. Фольклора ?

Дети : Да, понравилось.

Фольклор : Что-же ребята молодцы озорные удальцы, вам в садик нам прощаться время, до свиданья приходите, я буду вас ждать.

Воспитатель : А сейчас ребята закроем глазки и оставим волшебный мир, нам пора в наш д. Сад.

Ну вот наше путешествие закончилось . Чем оно вам понравилось?

Хотите ещё попутешествовать ?

Всем было интересно, познакомится с д. Фольклорам ?

Все знаете кто он такой?

Кончилось веселье Пришло время угощенья Не робейте, не стесняйтесь.

(Выходит помощник воспитателя в русском народном костюме угощает детей) .


«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»
Занятие №8 для средней группы
Звучит рус.нар. музыка. Дети входят в избу.
Хозяйка:
Здравствуйте мои детушки-малолетушки! Проходите в горницу, рассаживайтесь. Сегодня хочу я вам рассказать историю про предмет, который пришел к нам из далекой –далекой старины. Начну рассказ с загадки: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это? (ложка)
А вот еще загадка: «Всех кормлю с охотой, а сама без ротая»
И это про ложку. Правильно. (Достает из ларца ложку)
А для чего нам этот предмет? (Для того, чтобы есть) Что можно ложкой кушать? (Щи, кашу). Какие по размеру бывают ложки? (Большие и маленькие). Правильно: для чая-маленькие чайные, для каши-десертные, для супов и борщей-большие столовые (показать образцы)
Давным-давно на Руси не было у людей ложек совсем. Жидкую пищу пили через край, а гущу доставали со дна руками. И вот одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что там осталось, например, мясо, овощи. И вытесал древний человек свою первую ложку из камня.(показать камень)
Ложка получилась очень неровная и тяжелая.
А однажды ел древний человек большой кусок мяса, и когда обглодал кость, то обратил внимание, что она была ровная, гладенькая и совсем не тяжелая. И тогда он решил сделать ложку из этой белой красивой косточки. Такие ложки он сделал для всей семьи. Они были легкими, гладкими и уже не обжигали губы во время еды, как каменные.
Прошло много времени. Люди многому научились. И ложки стали изготавливать металлические -из бронзы, серебра.(показать) Но такие
Ложки могли купить только богатые люди. Простые же люди, бедные ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из разных деревьев: липы, ольхи, березы, осины.(показать иллюстрации деревьев) Такие ложки имелись в каждой семье. Эти ложечки были совсем легкие, удобные и совсем не нагревались от горячей пищи.
Их украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.
(показать образцы) Вот такими они становились яркими, красивыми,Расписными. Мастера-умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли про них песенки и потешки. Вы ведь тоже знаете потешки про ложки? Расскажите.
Реб: В плошку налей окорошку Возьми ложку, хлебай понемножку.
Реб: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам идут матрешки
Ложки деревянные, матрешечки румяные
Реб: Озорные ложкари ударяли в ложки, в звонкие ладошки
Ой, жги-говори, заиграли ложкари!
(Выходят по двое детей, разыгрывают диалоги)
-Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
-Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом.
А вдруг и сегодня во сне найду?
-Тит, а Тит! Пойдем зерно молотить!
-Живот болит.
-Тит, пойдем кашу есть!
-Где моя большая ложка?
Хозяйка:
А еще, ребятки, ложки можно превратить в самый простой русский народный музыкальный инструмент. Вот и мы сейчас с вами возьмем по две ложки и устроим концерт. (раздать детям из ларца деревянные ложки)
У ложек есть черпачок и черенок. Возьмем ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.
Педагог играет на двух ложках и напевает:
Ложки две чудеса творят,
Стоит в руки взять-весело стучат!
Дети напевают вместе с Хозяйкой и следующую песенку:
На дворе у нас играют, ребятишек забавляют:
Гуси -в гусли, утки –в дудки,
Чайки – в балалайки, свинки – в скрипки,
Бараны – в барабаны, кони – в гармони.А бык в бубен – бух, бух! Бьет копытом во весь дух!
(«Муз. руководитель» 1-2004, стр 26)
Далее педагог демонстрирует прием игры «Лошадка»:
-Ну, а если ложки я вот так возьму-
Кони рвутся вскачь, я их не сдержу!
(поет)Слышен, слышен стук копыт, по мосточку конь бежит!
-А теперь я и вас так научу играть. Выставите перед собой ладошку и представьте, что в ней лежит яблоко. В эту круглую ладошку положите ложку черпачком вниз, а черенком к себе. Аккуратно пальчиком зажмите ложку и ударьте сверху другой ложкой. Звук получился глухой и низкий. А теперь откроем два пальчика: указательный и средний.
Получилась «норка для мышки-норушки». Опять ударим и сравним звук. Звук получился более звонкий, яркий, громкий и высокий.
А сейчас будем ударять два раза по закрытой ложке и два раза по открытой.
Дети сначала под счет выполняют задание, затем под аккомпанемент педагога.
Звучит рус.нар. песня «Коробейники».
Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две команды и посмотрим, какая команда дружнее. Для каждой команды я буду простукивать ритмический рисунок и его нужно точно-точно повторить.
Внимание, начинаем!
К вечеру уж день клонится, и пора нам расходиться.
До свидания, ребятки!

Название: Совместная образовательная деятельность в средней группе. «Фольклорное путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, фольклор, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 64»
Месторасположение: г. Великий Новгород

Совместная образовательная деятельность в средней группе.

«Фольклорное путешествие»

Цель: Познакомить детей с жанрами русского фольклора.

Задачи: Познакомить детей с небылицами, шутками-прибаутками из народного фольклора, закрепить знание русских народных сказок, формировать умение разгадывать загадки,воспитывать любовь к русскому словесному творчеству.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился волшебный сундучок домовёнка Кузи. А где же он сам? Давайте заглянем в сундучок!

(Кузя спит в сундучке).

Дети и воспитатель пытаются его разбудить. Кузя просыпается.

Кузя (потягиваясь) Здравствуйте, ребята! Пришел к вам сегодня в детский сад рано очень, вот и решил немного вздремнуть. Чуть было не проспал все. Спасибо, что разбудили!

Сегодня в моем сундучке не сказки. Сегодня мы отправимся в путешествие. Побываем на станции «Угадай-ка», поиграем на станции «Игровая», попляшем и попоем. Люблю я веселиться! Ну да ладно. Не буду все сразу рассказывать. Сами все увидите. А поезд «Ай-люли» нас уже ждет. Садитесь в вагончики!

Дети держатся друг за друга, изображая поезд с вагончиками. По ходу поезда развешаны названия станций. У каждой вывески с названием станции делается остановка.

« УГАДАЙКА.»

Дети собирают разрезные картинки с героями сказок и называют сказку.

(На картинках герои сказок Емеля, Курочка Ряба, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Игра «Доскажи словечко». Воспитатель читает: Живет в избушке такая старушка:

В ступе летает, помелом погоняет, нос крючковат, костяная нога, зовут ту старушку? (Баба-Яга)

Что за домик у дорожки,

Разноцветные окошки,

Звери в домике живут.

Как же домик тот зовут? (Теремок)

Иванушку стрела на болото привела.

Поймала стрелу не простая квакушка,

Поймала стрелу ту. (Царевна-лягушка)

2. «НЕБЫВАЛЬЩИНА»

Небылица в лицах, небывальщина.

Небывальщина да неслыхальщина,

По поднебесью сер медведь летает.

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом принаправливает,

На горе корова белку лаяла,

Ноги расширя, глаза выпучив..

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, вывела.

КУЗЯ. Бывал я ребята здесь уже. Здесь все так говорят и друг дружку понимают.

Ну, кто из вас сообразительный.

ДЕТИ: Жили были дед и баба,захотели они испечь колобок, а печка и укатилась от них по дорожке в лес….

Корова летела, летела и на дерево села …

Дети находят картинку с изображением Змея Горыныча. На картинке надпись

«Богатыри всегда побеждают Змея Горыныча, но не убивают его, а прогоняют. Но Змей очень любопытный и постоянно прилетает посмотреть на новых богатырей. Готовьтесь.Скоро и на вас посмотреть прилетит.

Дети отвечают на вопросы: Кто такие богатыри? Каких богатырей они знают?

Кто может стать богатырем? Что нужно богатырю для победы?

Дети выполняют упражнения на силу, выносливость — лежа на полу, поднимают ноги; выполняют упражнения с мешочками (с разным наполнителем).

Прилетает Змей (Три зеленых воздушных шарика,связанных между собой широким лентами). Богатыри сражаются и побеждают Змея. Змей улетает.

Следующая станция «ИГРОВАЯ» .

КУЗЯ: Очень я люблю играть в разные игры. Моя любимая называется «ЧИЖ». Знаете такую игру? Да! А давайте поиграем!

Дети играют с Кузей.

« По дубочку постучишь, прилетает сизый чиж.

У чижа у чижика хохолочек рыженький.

Тук-тук не зевай, себе пару выбирай!»

КУЗЯ: Здесь можно переиграть во все русские народные игры. Как приезжаю сюда так сразу и начинаю играть со всеми. Я ведь разных игр много знаю. Только некоторых играх водящего надо выбирать, а для этого у нас есть считалки — сговорки.

Вот я такую знаю и вас научу:

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

Ваня, Ванечка, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок – то стоит три,

А водить – то будешь ты!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Поехали!

Следующая остановка «ПОТЕШНАЯ – ПЛЯСОВАЯ»

«Веселые ложкари»

Ваня – Ваня простота купил лошадь без хвоста,

Сел он задом наперед и поехал в огород.

Как надену я на ножки красные сапожки,

Каблучками застучат, затанцуют ножки.

Дети исполняют на ложках, трещотках и других инструментах.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Следующая станция – остановка «СЮРПРИЗНАЯ»

Дети повторяют прочитанную воспитателем скороговорку «Сашки да Нюшки очень любят сушки».

Сюрприз для детей — чай с сушками.

Ну, вот и все. Можно попить чайку с сушками, да отправляться восвояси

Поезд « Ай – люли» отправляется обратно.

Конспект открытого занятия в

средней группе «К бабушке Варварушке»

Тема: Народное творчество.

Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.

Задачи:

    1. Познакомить детей с народным бытом (полотенцем, наперстком, деревянной ложкой, гребешком, русской матрёшкой).
    1. Активизировать словарь детей с помощью стихотворений, потешек, загадок.
    1. Формировать познавательную активность.

Материал: Русская изба, деревянная матрёшка, корзинка, кот(мягкая игрушка),шкатулка, полотенце, наперсток, деревянная ложка, гребешок, русские народные костюмы для детей и воспитателя.

Предварительная работа: Беседа о русской народной игрушке-матрёшке, заучивание стихотворений, потешек.

Ход занятия

Воспитатель приносит в группу письмо.

Воспитатель.

Принесла я вам письмо,

Вот (показывает), от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь.

Читает письмо-приглашение.

«Ко мне в гости собирайтесь

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!

Бабушка Варварушка».

Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.

Воспитатель. Поехали скорей к бабушке. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Чтобы наша тройка помчалась нужно сказать волшебные слова:

Едем, едем на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Варварушке

В гости на оладушки.

Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.

Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Ребята, посмотрите какой лужок. Давайте остановимся, отдохнём, поиграем.

Пальчиковые игры.

«Ехал Грека через реку…»

«Шла коза рогатая…»

Воспитатель. Поехали дальше, домик бабушки совсем близко.

Дети.

Едем, едем на лошадке

На лошадке в красной шапке

К бабушке Варварушке

В гости на оладушки.

Воспитатель.

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над тубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.

Бабушка. Детушки - малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои детки, детки - малолетки, уселись, расселись кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо, не видимо. И лавочки есть, и стол. А что ещё есть?

Дети. (Перечисляют предметы домашней утвари). Самовар, деревянная посуда, половики, икона, матрёшки, икона…

Воспитатель. Ой, ребята, а что это за корзина тут стоит. Давайте посмотрим, что в ней.

Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружки.

Все они живут в друг дружке,

А всего одна игрушка!

Что это за подружки?

Дети отгадывают загадку, и вдруг появляется матрёшка из корзины.

    • Ребята, а кто мне скажет, матрёшка – это русская народная игрушка? (Выслушиваются ответы детей)
    • А во что одеты матрёшки? (В сарафаны)
    • А какого цвета сарафан у этой матрёшки? (Желтый)
    • А кто мне скажет, что у матрёшек одето на голове? (Платочки, они тоже разного цвета)

Выслушиваются ответы детей, и заслушиваются стихи детей о матрёшке (3-4).

Бабушка. А я не одна в доме живу. Живёт со мной кот Васька, ночью он мышей ловит, а днём на печке греется и мурлычет.

Дети.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород,

Всполошится весь народ:

И петух, и курица,

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Кот, котенка, коток,

Котя, серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Бабушка. Ещё живут у меня курочки, уточки, петушок, и гуси.

Проводится словесная игра: Бабушка говорит первую строчку, дети – вторую и т.д.

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Балды-балда!

А как Петя-петушек,

Раным-рано по-утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Бабушка. Вот как я весело живу! А ещё у меня в огороде репка растёт. Есть у моей репки подружка мышка. Они вместе играю, пойдёмте и мы с ними поиграем.

Хоровод «Репка»

Бабушка. Ох, и весело поиграли. Устали, садитесь, отдохнём. Есть у меня шкатулка, давайте её откроем, и загадки отгадаем.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

Сама не ем,

А людей кормлю. (Лодка)

Для кудрей и хохолков,

Целых 25 зубков.

И под каждым под зубком,

Лягут волосы рядком. (Расческа)

Говорит дорожка –

Два вышитых конца –

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (Полотенце)

Выслушиваются ответы детей, показ предметов, заслушивается короткий рассказ детей о предметах.

Бабушка. Молодцы ребятки, все загадки знаете. Ой, засиделись мы, давайте хоровод поводим.

Хоровод «Золотые ворота»

Бабушка. А где же мой клубочек? Потеряла мой клубочек. И кто же его взял?

Воспитатель. Катал котик клубочек своими острыми коготками и все ниточки разорвал, рассыпались они по всему полу. Пойдём бабушка собирать ниточки, а ребятки тебе помогут.

Дети - ниточки свободно рассаживаются на ковре.

Игра «Клубочек»

Воспитатель.

Шла я улочкой,

Улочкой – переулочком,

Клубочек ниточек нашла.

Клубочек катиться,

Нитка тянется.

Клубок – дали – дали.

Нитка – доли – доли.

Воспитатель подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки «цепочкой» и закручивают клубок

Бабушка . Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать. А я напекла для вас вкусные оладушки.

Бабушка угощает детей оладушками.

Результат: Создали у детей интерес к народному творчеству.

Приложение.