Контрольная работа Этапы развития психологии семейных отношений, дисфункциональные семьи. Этапы конфликта. Понятие семьи. История развития семейно-брачных отношений

Отношения между мужчиной и женщиной являются важной сферой нашей жизни. Если у человека не складываются эти отношения то, зачастую, он чувствует себя несчастным.

Счастливые отношения, это те, про которые не пишут романы и не снимают кино. Со стороны они кажутся скучными, но они эмоциональные и тёплые внутри. В счастливых отношениях партнёры преданы друг другу, между ними царит уют и комфорт.

Чаще, бывают такие отношения, которые не очень комфортные внутри, но интересные для окружающих снаружи. Важный момент состоит в осознанности, какие отношения мы собираемся строить. В формировании отношений есть несколько кризисных этапов:

  1. Диагностический
  2. Ритуально развлекательный.
  3. Корректировки ожиданий
  4. Формирование общей модели семьи
  5. Эволюция семьи

Каждый из этих этапов имеет свою логику, свои ловушки, в момент формирования отношений и создания семьи. Качество прохождения каждого этапа влияет на конечный результат.

На первый этап уходит буквально несколько секунд. Подходит ли нам этот партнер мы определяем чисто внешне. Кому-то нравятся полненькие, кому-то худенькие, кому русые, кому темноволосые.

Каждый может описать свой тип человека, который ему нравится. У каждого есть свой образ партнера, который формируется еще в детстве. В зрелой жизни мы начинаем искать человека, который подходит под этот образ.

Если человек не вызывает сексуального желания даже при длительном общении, то не стоит и пытаться строить отношения и дальше. В случаях, когда отношения строятся только на материальной основе, эмоциональная составляющая будет отсутствовать, а впоследствии, женщина станет бытовой проституткой, сохраняя свои отношения ради подарков.

Часто говорят, что внутренняя красота важнее. С этим трудно не согласиться, но если человек не прошел внешней диагностики, то до внутреннего содержания могут и не добраться!!!

На этом этапе так, выбирают и мужчины, и женщины. Чаще всего активность проявляют мужчины, а женщины дают или не дают разрешение на ухаживание.

Основной преградой на этом этапе является личная низкая самооценка. Многие женщины оценивают себя намного ниже, чем они есть самом деле.

Когда мужчина и женщина понравились друг другу, начинается второй этап — конфетно-букетный. В это момент мужчина, скорее всего бессознательно, дарит цветы, следуя какому-то ритуалу. Женщины, исполнение этого ритуала принимают за чистую монету и думают, что так будет всегда.

В жизни так бывает, что когда этот этап заканчивается, то мужчина начинает проявлять себя таким, какой он есть на самом деле. В таком случае многих женщин постигает разочарование!!!

Именно по этой причине происходит волна разводов после годичного брака. Молодые люди просто недостаточно знают друг друга. В ритуально-развлекательный период они вместе еще не живут, их не объединяет какое-то общее дело.

Реально можно друг друга узнать, когда вас объединяет общая деятельность или совместное проживание, в результате которого происходит или не происходит сближение.

Партнеры отвечают на вопрос, что же из себя представляет избранник или избранница, и не дай вам Бог начать заблуждаться по поводу того, что же он или она представляют из себя на самом деле

Именно на этом ритуально развлекательном этапе особенно хороши пикапщики, бабники, прохиндеи и пр. Они уверены в себе, имеют завышенную самооценку, но не могут строить глубокие или длительные отношения.

Именно на этом этапе сближения необходимо совершать совместные шаги навстречу друг к другу. С этого момента начнутся формироваться близкие отношения за счет искренности и откровенности.

Если в отношениях один человек становится более заинтересован в другом, то его партнер, чувствуя это, начинает постепенно терять интерес и посматривать в сторону. Чаще этот процесс захватывает мужчин.

Женщин, которые с ними рядом они не ценят, и начинают смотреть по сторонам. Причин к этому много, чаще всего, они находятся в самой женщине, которая позволяет себя обесценивать. Односторонней вины нет, у каждого партнера есть зона своей ответственности.

Когда партнеры живут вместе у них появляются совместные дела и они переходят в следующий этап отношений, который называется «корректировка ожиданий».

Каждый из нас в свои отношения тянет с собой свою модель семьи и свой набор ожиданий, особенно кто как должен себя вести, кто главный в семье, у кого какие обязанности. Каждый поступает так, как привык…

Поэтому этот этап сопровождается конфликтами. И в этот период могут быть ошибки, в тех случаях, когда один из партнеров начинает отстаивать свою модель семьи не идя на компромисс, или занимают диаметрально противоположные позиции.

Чем больше вопросов не будет решено на этом этапе, тем сложнее будет договориться в будущем. Постепенно накопится куча негативных эмоций и отношения поставятся под угрозу разрушения.

На этом этапе хорошо научиться договариваться с партнером в том случае, когда один пытается продавить и навязать свои правила, а другой начинает терпеть. Это очень плохая модель отношений.

Целесообразно создавать новую модель семьи, когда ожидания обоих будут одинаковы по многим вопросам.

Так, мы подошли к этапу формирования общей модели семьи. В кавказских республиках и некоторых русских семьях, кризиса этапа «корректировка ожиданий,» нет изначально. Это обусловлено условиями воспитания и мужчин и женщин, в таких семьях, как мужчина сказал, так и должно быть.

Семьи, которые не нашли общую схему семьи и не прошли поэтому этап «корректировка ожиданий», чаще всего, живут вместе по какой-то обусловленной причине: жилья, ребенка, денег и пр. Когда уходит причина, то и семья распадается. Это случается потому, что семья не прошла предыдущий кризис.

Последний этап — эволюция семьи заключается в сохранении новизны отношений, в совместном личностном росте, в сохранении в отношениях интереса и положительных эмоций, умении понимать себя и партнера, разрешении противоречий.

Вы прочитали теорию становления семьи, познакомились с основными ее этапами. Но как изменить свою жизнь, определить этап, на котором вы находитесь, и грамотно пройти его? Для решения этих вопросов можно пройти тренинги у специалистов, которые профессионально помогут пройти все эти этапы.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

1. Этапы развития семейных отношений

2. Формирование психологического климата в семье

Этапы развития семейных отношений

Обсуждая проблему семейных отношений, необходимо рас­смотреть и периодизацию этапов развития семьи. Зачастую она основывается на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркий выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи. В. Сатир пишет, что по мере личностного развития каждого члена семейного коллектива семья должна пройти опреде­ленные этапы. Все они сопровождаются кризисами и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовки и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка. Рождение первого ребенка оказывается серьезным испытанием для молодой семьи. До этого события внимание молодых супругов направлено друг на друга, появление же нового члена семьи требует перестройки установившихся отношений. В этой ситуации психо­логически нередко больше страдают отцы. Молодая мама устанав­ливает контакт с ребенком, ее внимание полностью поглощено малышом, общением с ним, новыми обязанностями, новыми отноше­ниями. Иногда на этой стадии устанавливается симбиотическая связь матери с ребенком, в которой отцу места не находится. Психоло­гически мать полностью подчиняет все контакты с ребенком себе, оценивая и контролируя все действия и отношения, которые уста­навливают с ребенком другие члены семьи. Телесно молодая мать находится во взаимодействии с новорожденным через кормление грудью, ношение ребенка на руках, ласки младенца. Сексуальная связь после рождения ребенка на некоторое время часто оказывается прерванной по медицинским показаниям. При этом женщина ком­пенсирует недостаток сексуальных отношений телесной связью с ребенком и увеличением психологической и физической нагрузки. Мужу телесного контакта, как сексуального, так и несексуального характера (объятия, ласки, проявления нежности), начинает недо­ставать. Находиться в ситуации контролируемых отношений стано­вится тяжело, телесная депривация в семейных отношениях не компенсируется. Мужчина начинает искать компенсирующих отно­шений вне семьи. Подобное возмещение находится в компании друзей, в гараже, на охоте, на рыбалке, на работе, там, где доста­точная физическая нагрузка и свобода поведения в ролевых отно­шениях позволяют мужчине чувствовать себя комфортно. Нередко, когда женщина выходит из симбиотических отношений с подрастаю­щим ребенком и пытается восстановить близкие эмоциональные и телесные отношения с мужем, время оказывается упущенным. Новые связи и отношения мужчины становятся для него устойчивыми и безопасными, разрушать их он не считает нужным. Благоприятное преодоление этого кризиса возможно в случае, если между мужем и женой устанавливаются близкие эмоциональные отношения, ориен­тированные на реальность, а не на выполнение ролевых установок. Для таких отношений характерны гибкость и высокая чувстви­тельность обоих супругов. В этом случае оба родителя уделяют ребенку максимум возможного времени, часто заменяя друг друга и выполняя часть работы совместно.



Второй кризис: начало освоения ребенком речи. В отечественной периодизации этот кризис совпадает с кризисом трехлетнего возраста. Это период, когда ребенок осознает собственное «Я» и начинает активно его проявлять. Этот кризис часто называют «кризисом самостоятельности», основной формулой ребенка ста­новится: «Я сам». Нередко эта позиция входит в конфликт с роди­тельской установкой на подчинение и послушание. Подобное проявление ребенком самостоятельности вызывает у родителей страх беспомощности, опасение типа: «Если сейчас волю дать, то что дальше будет?» В семье возникает устойчивая оппозиция ребенок - родители. Давление со стороны родителей усугубляет кризисные переживания ребенка, усиливая создавшуюся оппозицию. Пози­тивный выход из этого кризиса возможен в случае, когда родители понимают феноменологию психологических переживаний ребенка и ориентируются на помогающий стиль воспитания.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой. Чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это, в свою очередь, требует адаптации со стороны как детей, так и родителей. В этот период у родителей могут возникнуть переживания ревности, связанные с расширением связей у ребенка. Младшие школьники начинают сравнивать семейные правила и представления собственной семьи с семьями своих сверстников, знакомых родителей, где им приходится бывать. Часто такие сравнения сопровождаются у детей вопросами, которые могут восприниматься родителями как покушение на семейные устои и вызывать остро негативную реакцию. Подобное приводит к тому, что ребенок замыкается, испытывает депрессивные ощущения. Это может усиливаться семейной установкой «сор из избы не выносить», связанной с запретом на обсуждение происходящего дома. Благо­приятно кризис разрешается в психологически открытых семьях, там, где с ребенком обсуждаются семейные правила, отношения, где от него не требуют скрывать реальное положение в семье от «чужих», связи ребенка с внешним миром поощряются и являются открытой темой для разговоров в семье.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст. Сам по себе подростковый возраст является одним из наиболее сложных и насыщенных периодов по богатству переживаний и сложности происходящих с личностью изменений. Понимание специфики переживаний подростков помогает родителям справиться с тем, что происходит с ребенком. Наиболее сложным для взрослых оказывается процесс сепарации ребенка. Этот процесс включает пять стадий и занимает время четвертого и частично пятого кризисов.

Первая стадия сепарации начинается с того, что картина мира подростка значительно меняется. Картину мира ребенка до подрост­кового возраста можно представить в вертикальной плоскости, где наверху оказывается все хорошее, значимое, должное (взрослые находятся наверху, и все значимое обращается к ребенку сверху вниз). Будущее тоже находится наверху, поэтому ребенок так стремится вырасти. Соответственно прошлое, плохое, требующее исправления находится внизу, там, где ребенок есть или был. Путь от прошлого к будущему лежит «снизу вверх», значимые отношения строятся так же. В подростковом возрасте ребенок достигает роста взрослого человека, будущее наступает и картина мира становится горизонтальной. Но для того чтобы произошло выравнивание по горизонтали, роль той части, где находятся взрослые, родители, должна снизиться, а части, где находится сам подросток и его сверстники, наоборот, повыситься. Подобное изменение приводит к кардинальной перестройке системы отношений. В доподростковом возрасте ребенок обожествляет родителей, они представляются ему всемогущими, наделенными абсолютной властью. В ситуации сме­щения координат подобные отношения рушатся. Признать же человеческую сущность родителей ребенок еще не в состоянии. Это требует значительного изменения восприятия самого себя. Пока родители имеют статус «богов», самопредставление ребенка также соответствует этому статусу. Как только они его теряют, ему надо смириться с «небожественностью» своего происхождения. Это вызывает сильный протест со стороны подростка, который прояв­ляется в агрессии в отношении родителей, в отказе им подчиняться.

Вторая стадия сепарации начинается с поиска образца для подражания. Подросток смиряется с тем, что родители не способны вновь стать для него «богами» и эмоционально отдаляется от них. Этот период становится временем поиска образца для идентифи­кации, который в представлении подростка обладает идеальной сущностью, часто это период поиска кумиров и поклонения им. В зависимости от культуры и ценностей среды, в которой живет ребенок, это могут быть знаменитые певцы, представители поп-культуры, актеры, поэты, писатели, спортсмены. Значимыми усло­виями являются возможность идентификации и удаленность ее объекта, невключенность его в реальные отношения. Этот период сопровождается усилением фантазий ребенка, его попытками подражать знаменитостям. Нередко он заканчивается спонтанно.

Третья стадия сепарации становится периодом поиска объекта идентификации в ближайшем окружении. Подросток смиряется со своим «небожественным» происхождением и начинает искать способы установления человеческих отношений. Родительские образцы по-прежнему представляются неподходящими, значимый взрослый ищется во внешнем окружении. Этим человеком может стать дальний родственник, знакомый, учитель. Нередко именно эту потребность используют в своих интересах представители различных сект и криминального мира, становясь для подростков образцами защитников. Но реально вместо защиты молодые люди получают совершенно иные отношения. Следующие две стадии сепарации можно соотнести с прохождением следующего, пятого, кризиса семьи.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря. Он совпадает с четвертой стадией сепарации, когда молодой человек уходит из дома и начинает осваивать собственные жизненные стратегии. В этот период юноша сокращает количество связей с близкими людьми, становится внешне более замкнутым. Решения принимаются самостоятельно и о резуль­татах могут даже не сообщать. Дня человека становится значимым собственное мнение.

Пятая стадия сепарации связана с возвращением ребенка к родителям, но уже на уровне отношений взрослых людей, где иерархические связи становятся невозможными. Фактически это независимые отношения взрослых людей, основанные на взаимном интересе и доверии.

К сожалению, в современной российской действительности мы видим довольно мало примеров полностью благополучно завершен­ной сепарации. Чаще можно привести примеры «застревания» на какой-либо стадии и вмешательства родителей и детей в отношения друг друга.

Шестой кризис: молодые люди женятся и в семью входят невестки и зятья. Этот кризис будет очень заметным в ситуации, когда сепарация не завершена, при традиционном типе семьи. Сложности возникают там, где объединенная семья, состоящая из нескольких поколений, вынуждена жить совместно.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины. Это период, связанный с бурной гормональной перестройкой организма, что, естественно, выражается в эмоциональной нестабильности женщины. Облегчить протекание данного кризиса может своевре­менное обращение за медицинской помощью.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчины. Это проблема не физиологическая, а психологическая. На протекание данного кризиса оказывает влияние степень стереотипности пред­ставлений мужчины.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много и радостей, и проблем. Особенности протекания этого периода во многом также связаны с сепарированностью родительского поколения от поколения бабушек и дедушек, а также с умением членов семьи разных поколений договариваться друг с другом. Практика показывает, что на этой стадии развития семьи возникает большое количество конфликтов, связанных со стереотипными отношениями. Об осложнениях, связанных с переходом от традиционной многопоколенной семьи к нуклеарной, где родители живут с детьми до их совершеннолетия, мы уже говорили в гл. 1.

Десятый кризис: смерть одного из супругов. При существовавшей близкой эмоциональной связи между этот кризис переживается оставшимся супругом как утрата смысла жизни, потеря опоры, острое горе. Однако в современной сельской России до сих пор овдовевший супруг становится объектом интереса со стороны одиноких ровес­ников. Свадьбы в пожилом возрасте не редкость, чаще престарелые супруги съезжаются для совместной жизни без официального оформления отношений. Люди в сельской местности стараются выживать вместе. Одинокая старость в городе становится более распространенным явлением, хотя в этой ситуации пожилые люди чаще переезжают к взрослым детям.

В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой , которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собст­венной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные

Э.К. Васильева также исходит из того, что на каждой стадии решаются свои, присущие только ей задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.

На наш взгляд, наиболее удобна для решения прикладных задач психологии семейных отношений периодизация жизненного цикла семьи, данная М. Эриксоном . Согласно этой периодизации выделяются:

1) период ухаживания;

2) брак и его следствия (брачное поведение);

3) рождение ребенка и взаимодействие с ним;

4) зрелая стадия брака;

5) отлучение детей от родителей;

6) пенсия и старость.

А.Я. Варга соотносит стадии развития американской и российской семей. Стадии жизни американской семьи описаны в конце 1960-х годов.

Первая стадия семьи - это стадия монады : одинокий, финансово состоятельный молодой человек живет отдельно. Он приобретает некий опыт самостоятельной жизни и проверяет на практике правила, усвоенные им в родительской семье. Это очень важная стадия как для психического развития самого индивида, так и для его будущей семьи.

Вторая стадия называется стадией диады. Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам все будет происходить. Есть правила, которые можно выработать легко. Например, внешние, связанные с жизнью общества, выполнением социально-ролевых функций. Есть правила, о которых договариваться трудно, потому что они плохо осознаются и непосредственно связаны с самооценкой.

Третья стадия жизненного цикла - триада. Это опять время кризиса. Во-первых, это структурный кризис. У супругов возникает ощущение, что они стали дальше друг от друга. Во-вторых, надо опять договариваться, потому что должны измениться их функции и обязанности.

Четвертая стадия связана с появлением следующего ребенка, и кризис может повториться вновь.

На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир. На этой стадии становится очевидным, является ли семья функциональной или дисфункциональной. Если ребенок идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна. Если ребенок не справляется с этими требованиями, семья дисфункциональна.

Функциональная семья - это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная семья соответственно с этими задачами не справляется. Дисфункциональность может возникнуть на каком-то этапе, но быть преодолена в дальнейшем. Но может произойти и «застревание» на дисфункции, которое будет переходить с этапа на этап и из родительской семьи в будущие семьи детей.

Шестая стадия связана с прохождением процесса сепарации детьми-подростками .

Седьмой этап симметричен второму: дети создали собственные семьи, ушли и пожилые родители остаются вдвоем.

Восьмой этап наступает, когда умирает один из супругов и жизненный цикл завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне - конец семьи.

Специфика российской семьи включает в себя ряд моментов. Первой стадии почти нет или она встречается очень редко, так как выросшие дети чаще живут до брака вместе с родителями. Вторая стадия начинается с приведения супруга в дом родителей. В резуль­тате стадия диады также оказывается смещенной. Супругам трудно выработать собственные правила, так как чаще приходится приспо­сабливаться к правилам расширенной семьи. Нередко это приводит к деформации отношений в результате постоянного вмешательства родителей одной или обеих сторон. Супружеская подсистема в этой ситуации часто страдает.

При рождении ребенка недостаточность и непроработанность договоров в супружеской паре приводят к еще большей конфликт­ное™. Часто в смешанной семье происходит функциональное смещение ролей, когда отец сам или под влиянием родственников дистанцируется от отношений с ребенком. И женская подсистема становится ведущей во взаимосвязи с младшим членом семьи, причем бабушка занимает материнскую функциональную позицию, а мать выполняет функцию старшей сестры.

При рождении второго ребенка внутрисемейные коалиции, например, первый ребенок - бабушкин, второй - мамин, отец исключен из отношений, становятся более явными и фиксирован­ными. Это сильно сказывается на прохождении следующей стадии - выходе детей в большой мир. Здесь может начаться соперничество между коалициями.

Кризис идентичности, прохождение сепарации, кризис среднего возраста часто совпадают с изменением статуса людей старшего поколения - они становятся к этому моменту слабыми, старыми. В этом случае возникает коалиция между подростками и старшим поколением. Дедушки и бабушки начинают покрывать проступки подростков и защищать их перед родителями, сохраняя таким образом некое подобие своего прошлого положения в семье.

В российской среде предоставление самостоятельности под­ростку очень важно. Чем более опасна среда, тем более должен быть компетентен в ней человек. Понятно, что у подростка должен быть хороший контакт с родителями, чтобы он не боялся рассказывать им о своих проблемах. Он должен многое уметь, чтобы выживать в среде большого города.

Рано или поздно бабушки и дедушки умирают. Дети редко покидают родительский дом, независимо от того, произошла сепа­рация или нет. Семья возвращается к своему исходному статусу двухпоколенной семьи со взрослыми детьми. Проблема дифферен­циации в наших семьях очень актуальна, и в западной литературе есть даже специальный термин для российской семьи: слитная, спутанная, проросшая друг в друга семья. Именно для нее характерны описанные специфические проблемы.


Коми Государственный Педагогический Институт

Факультет

Педагогика и Методика Начального Образования

(Педагогика и Психология)

Кафедра: Психология развития

Контрольная работа на тему:

«Этапы супружеских и

семейных отношений»

Выполнила:

Студентка 3 курса

Косякова Е.В.

(ПиП) 3 группа

Проверила:

Майорова Т.Е.

Сыктывкар 2011

    Введение. 3

    Этапы супружеских отношений.

    1. Предбрачное ухаживание. 5

      Этапы супружеских отношений. 7

    Этапы семейных отношений. 11

    Заключение. 15

    Список литературы. 15

    Введение:

Современная наука не дает четкого определения понятия «молодая семья». Ученые вкладывают различное содержание в данное понятие: возраст супругов, стаж совместной жизни и т. д. Изучив мнение исследователей, мы предложили считать «молодым» супружество с брачным стажем до 10 лет.

Начало супружеской жизни - один из самых трудных этапов взрослой жизни и развития семьи. В первые годы брака формируется модель семейных отношений, происходит адаптация семейных партнеров, распределение власти, формирование духовной общности между супругами, родителями. Процесс адаптации включает согласованность личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях и ролевых установках молодых супругов, выработку единого стиля семейного общения и взаимодействия. Именно в этот период формируется тип распределения власти, лидерства в молодой семье Авторы обычно выделяют несколько важнейших периодов (стадий) в развитии молодой семьи; совсем молодая семья, молодая семья, семья стадии «стабильной семейной общности», которая начинается после 2-3 лет совместной жизни супругов. Считается, что к этому времени, семья обладает определенным стилем межличностных отношений, типом власти и подчинения; иерархией семейных ценностей, моделью ролевого взаимодействия. Можно предположить, что в семье закончился процесс активного формирования конкретной функциональной модели.

Об особенностях характера супругов свидетельствует их отношение к работе, окружающим людям, собственности, к самим себе и родственникам.

Важны основные моральные принципы, интересы, кругозор, стиль жизни, психосоциальная зрелость и шкала ценностей. Эти показатели отражают тот факт, что помимо личностных качеств супругов, брачное взаимодействие связано с ожиданиями и опытом их предшествующей жизни. Для того чтобы помочь супругам, имеющим проблемы в браке, необходимо выяснить, на чем базируются некоторые из их ожиданий и каково реальное положение дел в семье. С этой целью обычно рассматриваются брак их родителей, братьев или сестер; динамика развития брачных отношений. Особое внимание при исследовании проблем супружеской пары следует уделять исследованию факторов выбора мужем и женой друг друга. Выбор партнера и межличностная привлекательность в браке поддерживаются факторами, представляющими для индивида особую ценность или вызывающими у него надежды на то, что социальный контакт с данным партнером будет благоприятным.

Объект: развитие супружеских отношений в молодой семье.

Предмет: особенности супружеских отношений в молодой семье на различных этапах ее становления и функционирования.

Цель: выявить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи.

Гипотеза: становление супружеских отношений в молодой семье происходит соответственно этапам адаптации, трансформации и стабилизации этих отношений. Особенности развития супружества определяются более серьезными преобразованиями социально-психологического и психологического уровней межличностных отношений,

чем духовных ценностей или характеристик индивидуальности.

В рамках цели и выдвинутой гипотезы определены следующие теоретические и эмпирические задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния изученности особенностей становления супружеских отношений в молодой семье.

2. Скомпоновать батарею диагностических методик, позволяющую с достаточной надежностью выявить особенности супружеских отношений.

3. Определить особенности супружеских отношений на разных уровнях в процессе развития и функционирования молодой семьи, выделить и описать этапы становления молодой семьи в зависимости от брачного стажа.

4. Выявить ведущие детерминанты благоприятного становления супружеских отношений.

    Этапы супружеских отношений

2.1.Предбрачное ухаживание

Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

    Научиться устанавливать близкие интимные отношения;

    Научиться ритуалу ухаживания, т.е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;

    Освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;

    Определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящих для них является какой-либо иной способ проживания жизни.

Это важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С. В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.

    Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.

2. Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению С. В. Ковалева, следует обратить внимание на:

· особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;

· способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;

· подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания - проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

3. Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания - это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

Первый этап: на первом этапе наших отношений мы испытываем сильную романтическую любовь. Мы захвачены ею, мысли о любимом мужчине владеют нашим сознанием. Романтическая любовь расцветает, когда мы не можем проводить с нашим избранником столько времени, сколько нам хочется, когда мы постоянно тоскуем по его обществу, когда мы стремимся полностью завладеть его разумом и сердцем. Романтическая любовь нуждается в препятствиях, которые надо преодолевать, и испытаниях, которые приходится выдерживать. Романтическая любовь существует благодаря воображению. Испытывая её, мы способны видеть нашего избранника более красивым и умным.

Второй этап любви : делая шаги к прочному союзу, мы преодолеваем препятствия, признаем, что стремимся к моногамным отношениям. Что происходит, когда наш избранник соглашается? Романтическая любовь тотчас начинает угасать. Она отодвигается на задний план повседневной жизнью. Мы выясняем, кто забыл закрыть тюбик с зубной пастой и положить на место рулон с туалетной бумагой.

В тот момент, когда романтическая любовь оказывается реализованной - прежде всего в эмоциональном плане, - она становится менее сильной. Поскольку мужчина уже не думает о том, обретет ли он когда-нибудь объект своей любви, одна из главных компонент романтической любви исчезает. Если раньше вы совершали только романтические поступки, то теперь ваше поведение меняется коренным образом. Вы думаете о стирке, счетах, приготовлении пищи и уборке квартиры. Ваша общая жизнь перестает состоять из романтических вечеров при свечах.

Вы внезапно обнаруживаете, что брак - это не одно бесконечное свидание. В период ухаживания ваше общение было более качественным. Вы встревожены реальностью и спрашиваете себя о том, куда ушла любовь. Муж уже не дарит вам цветы. Вы не готовите обеды в сексуальном наряде. Вам кажется, что вы погружаетесь в болото финансовых проблем и забот о детях.

Ни одной паре не удается сохранять романтические отношения более пяти лет. Это правило выполняется независимо от того, встречаетесь вы или живете вместе. Пять лет - предельный срок для влюбленности, которая расцветает благодаря ощущению неуверенности.

Третий этап : все розы окончательно отцвели. Романтическая любовь отсутствует уже длительное время. Вы начинаете замечать недостатки партнера, о которых раньше не подозревали. Его раздражают ваши черты, которые раньше казались очаровательными.семейных супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии АНАЛИЗ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ...

  • Семейное консультирование (3)

    Лекция >> Психология

    На консультации: детско-родительские взаимоотношения; супружеские и семейные отношения ; школьные проблемы; проблемы на работе... учебному предмету (осуществления воспитательной деятельности). Понятие «Методика» рассматривается достаточно широко: а) как...

  • Все указанные стадии семейной жизни сопровождаются кризисами развития. Не все супружеские пары переживают кризисы семейной жизни остро. Некоторые пары очень удачно могут подготовиться к последующему этапу развития семьи, что, конечно же, поможет выйти из кризиса благополучно и сгладит его последствия. Так же существуют пары, которым очень тяжело даются переломные моменты в семейной жизни, что довольно часто приводит к неразрешимым конфликтам, а затем и к разводам.

    Исходя из количества этапов развития семейных отношений, так же можно выделить 6 кризисов семейной жизни. Рассмотрим более подробно кризисы, соответствующие каждому этапу. Мы не будем разделять эти этапы по годам, как это делают в большинстве источников. Поскольку каждая семья индивидуальна, и время прохождения каждого этапа, будет так же индивидуальным у каждой супружеской пары.

    1. Кризис первого этапа развития семьи

    Влюбленность это период «розовых очков», когда партнер воспринимается через призму бушующих гормонов, как совершенный индивидуум. Когда гормональная буря утихает, влюбленность начинает ослабевать и на первый план выходят недостатки партнера, ранее не замечаемые. В конце данного этапа развития отношений, очень часто проявляется излишняя критичность партнеров по отношению друг к другу. Это приводит к кризису в отношениях, который чаще всего разрешается благополучно.

    Благополучному разрешению кризиса, данного периода отношений, способствует снижение критичности к партнеру, и здоровое понимание того, что все люди имеют недостатки. Но при этом, акцентировать внимание следует на достоинствах партнера, которые заставили вас испытать чувство влюбленности.

    2. Кризис второго этапа развития семьи

    Второй этап характеризуется погружением в быт, что, чаще всего, делает семейную жизнь очень скучной. Женщины могут легче переносить стадию бытовой волокиты, нежели мужчины. Поэтому на данной стадии, мужчины очень часто ищут развлечений на стороне, в то время, как женщина полностью погружена в налаживание быта. Но бывают варианты обоюдного уныния, на фоне серых будней, наполненных автоматизированными действиями.

    Семейная психология советует парам не забывать о том, что разнообразие в отношениях очень помогает смягчить острые углы. На данной стадии лучше всего дать друг другу достаточно свободы для действий, не забывая при этом о совместном времяпрепровождении.

    3. Кризис третьего этапа развития семьи

    Рождение ребенка – это очень значимое событие для большинства супружеских пар. Но в то же время это серьезное испытание для отношений между мужчиной и женщиной.

    На этой стадии тяжело бывает всем сторонам. И тому существует множество причин: во-первых, чаще всего, новоиспеченные родители вовсе не готовы к своей нынешней роли; во-вторых, мужчины теряют большую часть внимание своей супруги, что многими представителями, сильной половины человечества, переносится очень тяжело; в-третьих, муж может полностью погрузиться в работу, считая, что это необходимо для содержания семьи; в-четвертых, женщина может ощущать себя покинутой, если муж полностью погружается в работу, и не помогает в уходе за ребенком; и еще множество причин, зависящих от индивидуальных особенностей, отдельно взятой семьи.

    Психология семейной жизни такова, что супругам необходимо разговаривать друг с другом. Конкретно на этой стадии, разговоры между близкими людьми крайне необходимы, что бы было, как можно меньше недопонимания и недовольства. В семьях, где четко разграничены гендерные роли, кризисы семейной жизни, связанные с рождением ребенка, проходят крайне легко.

    4. Кризис четвертого этапа развития семьи

    Дети становятся подростками, что как известно, очень часто сопровождается трудностями во взаимопонимании, между старшим и подрастающим поколениями. Период подросткового возраста у первенца — это первый вестник того, что скоро ребёнок перестанет нуждаться в родителях так сильно, как это было до сих пор. Если трудности подросткового возраста проявляются крайне остро, то и между супругами могут возникнуть разногласия, и взаимные обвинения в неправильности воспитания.

    Время, когда первый ребенок в семье становится подростком, можно считать проверочным на прочность союза и способность супругов понять, что дети не будут все время жить с ними. Если этот этап пройден с наименьшими конфликтными ситуациями, то кризис не будет ощущаться слишком остро. Но если на этой стадии супруги не осознают, что подрастающие дети вскоре покинут родительский дом, то следующий этап, может сопровождаться серьезным кризисом семейной жизни.

    5. Кризис пятого этапа развития семьи

    На этом этапе дети должны покинуть родительский дом и начать жить самостоятельно. Для многих семейных пар, эта стадия становится мучительной, поскольку они привыкли жить ради детей и для детей, и совсем забыли, что они не только родители, но и муж с женой. Если ситуация именно такая, то кризис сопровождающий данную стадию, вполне может привесит к развалу семьи.

    Бывают и такие ситуации, когда ребенок уже должен отдалиться от родителей, и начать жить самостоятельно, но этого не происходит. Такое развитие событий тоже приводит к тому, что наступают кризисы семейной жизни. Потому что отдаление детей это процесс естественный и если он нарушается, это приводит к психологическому дискомфорту родителей.

    На этом этапе семейной паре не будет лишним вспомнить, что они все-таки близкие друг другу люди. Попытаться заботиться друг о друге, как муж о жене и наоборот.

    6. Кризис шестого этапа развития семьи

    Этот кризис сопровождает этап, когда супруги остались опять вдвоем, если ребенок или дети покинули родительский дом. Далеко не все пары могут пережить этот период, особенно если ребёнок в семье был не один, а несколько и все они начали независимую жизнь. Многие родители ощущают опустошённость и ощущение того, что их вклад в эту семью окончен, совершенно забывая о том, что они нужны друг другу.

    Семейная психология советует заранее морально подготовится к этому периоду в семейной жизни. Лучше если родители будут ждать, когда же дети разлетятся, и у супругов снова появится возможность уделить друг другу много внимания.

    Психология семейной жизни вещь довольно индивидуальная и данные стадии условны. Потому что некоторые семьи, например, не могут иметь детей, и не решаются брать приемных, такие семьи кончено же будут развиваться по другому сценарию. В некоторых семьях ребенок может появиться практически одновременно с созданием семьи, что тоже внесет свои коррективы в развитие отношений. И таких индивидуальных моментов может быть множество, но все же на эти стадии и, сопровождающие их кризисы, стоит обратить пристальное внимание, поскольку это классический вариант развития семьи.

    Мы рассмотрели кризисы развития. Что касается ситуационных кризисов, то они никак не поддаются классификации, и с ними приходится работать строго индивидуально.

    Контрольная работа по психологии семейных отношений
    Вариант№1
    Тема: Этапы развития психологии семейных отношений, дисфункциональные семьи. Этапы конфликта

    План

    1. Назовите этапы развития психологии семейных отношений

    3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях
    Литература

    1.Назовите этапы развития психологии семейных отношений

    Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: Дикость, варварство, цивилизацию.
    Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
    Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений.
    С появлением родов возник групповой брак , который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» - каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) - отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, - прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
    Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.
    Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
    Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
    Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия , но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.
    В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции:
    - почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
    - на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений;
    -постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину);
    -динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
    Современные исследования семейно-брачных отношений
    В настоящее время проблемам супружества - родительства - родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И.Алешиной, В. Н.Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.
    Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.
    Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи.
    Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений - статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
    Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
    Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
    Важный методологический принцип - синергетический - позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов. В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

    2. Охарактеризовать этапы конфликта

    Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения.
    1) предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту);
    2) инцидент;
    3)эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие;
    4) сбалансированное противодействие;
    5) завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта;
    6) послеконфликтная стадия.
    В литературе часто конфликтом именуются 3, 4 и 5 стадии: открытый конфликт, что называется конфликтом в узком смысле слова. Тогда как 1--6 стадии -- широкое понимание конфликта. Стадии 3, 4 называют стадиями дифференциации, стадии 5, 6 -- интеграции.
    По Б.Л. Еремину фазами конфликта являются:
    - конфронтационная (военная) фаза: стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет устранения чужого;
    - компромиссная (политическая) фаза: стороны стремятся по возможности достичь своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный;
    - коммуникативная (управленческая) фаза: стороны стремятся достичь согласия в том, что суверенитетом обладает не только каждый субъект конфликта, но и его интерес и ликвидируют лишь незаконные с точки зрения сообщества различия в процессе движения к взаимодополнению интересов.
    По этой типологии кризис -- псевдофаза: такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (фазовая стагнация, зацикленность на одной фазе, возврат к предыдущей). В результате кризиса возникает напряженность, снять которую может продолжение развития конфликта.
    Схематично течение конфликта можно отразить следующим образом:
    - начальная фаза;
    - фаза подъема (1);
    - пик конфликта (2);
    - фаза спада (3).
    Фазы могут повторяться циклически: 1 -- 2 -- 3, 1 -- 2 -- 3, 1 -- 2 -- 3.
    Начальная фаза -- 1-й цикл -- 2 й цикл -- 3-й цикл.
    Возможность разрешения конфликта:
    - начальная фаза -- 92%;
    - фаза подъема -- 46%;
    - пик конфликта -- 5%;
    - фаза спада -- 20%.
    Конфликтная ситуация -- это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.
    Инцидент конфликтный -- это эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, при которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.
    Инцидент информационный -- событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.
    Инцидент деятельностный -- повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций.
    Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).
    Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай -- острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.
    Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены -- это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.
    Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах:
    - поведенческие конфликтогены -- проявление превосходства, эгоизма и агрессии;
    - ролевые конфликтогены -- пересечение трансакций (в типологии Э. Берна);
    - личностные конфликтогены -- общение с трудными людьми.
    Эскалация конфликта -- прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
    Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез -- это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:
    - дополнительный -- взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента, уступчивость второго или наступательные действия и оборона);
    - симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).
    Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.
    Эскалация может быть непрерывной, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты, и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.
    Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.
    Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.
    Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.
    Искажение конфликтной ситуации в целом:
    - характер соперничества;
    - консенсус (согласие);
    - несогласие (расхождение мнений);
    - спор (идейное противоборство);
    -напряженность (настороженное ожидание недружественных действий);
    - враждебность (неприязнь);
    - соперничество (конкуренция по определенным правилам);
    - агрессивность (отдельные враждебные действия);
    - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства);
    - война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы).
    Формы редукции конфликта:
    - упрощение элементов конфликтной ситуации, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа;
    - схематизация конфликтной ситуации в виде выделения неких устойчивых связей и отношений;
    - уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас, без прошлого и последствий;
    - поляризация оценок до черного и белого;
    - категоричность оценок, не подлежащих пересмотру;
    -фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.
    Искажение восприятия собственной стороны:
    - мотивация рассматривается как социально приемлемая;
    - действия как справедливые;
    - позиция как нормативная, целесообразная;
    - операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать;
    - восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.
    Искажения восприятия действий, высказываний, поступков, мотивов оппонента:
    - друг;
    - союзник (помощник в определенной области);
    - партнер (постоянное сотрудничество);
    - сотрудник (временное взаимодействие);
    - противник (непримиримая борьба);
    - соперник (противоборство по определенному вопросу);
    - враг.
    Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:
    - мотивы расцениваются как подлые и низменные;
    -действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые;
    -позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная;
    -операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает;
    -восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.
    Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:
    - состояние стресса;
    - высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;
    - неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;
    - доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;
    - негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);
    - рост эмоционального напряжения;
    - переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;
    - переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;
    - рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;
    - потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;
    - расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников; переход от мягких тактик противостояния к жестким.

    3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях

    Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
    Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.
    Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.
    Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри...»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.
    Мотив «месть» означает, что один из партнеров был, отвергнут, и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.
    Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И все-таки любовь -- это прекрасное чувство. На наш взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.
    Выделяются также различные состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Любовь -- это дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Э. Фромм рассматривал любовь как умение, чувство и волевой акт: «Любви надо учиться, постепенно овладевать ее теорией и практикой». Зрелая любовь является одной из наиболее важных человеческих эмоций, означая единение при индивидуальных поступках. Любовь-- это активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием другого человека. Эротическая любовь, для того чтобы быть действительно любовью, должна основываться на следующей предпосылке: надо любить исходя из своей сущности и переживать исходя из сущности другого. Любовь, прежде всего, должна быть волевым актом. Любовь -- не только чувство, это и решение, и суд, и обет.
    Влюбленность характеризуется концентрацией внимания на внешних данных партнера (влюбиться в глаза), его общественном положении и т.д.
    В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу.
    Здесь уместно упомянуть о так называемых ловушках любви. Ловушки любви -- это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.
    Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.
    Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.
    Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония -- основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.
    Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь.
    Подведем итоги. Формирование супружеской пары -- сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической консультации при ЗАГСе.

    Литература

    1. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский - под общ. ред. “Психология. Словарь”. Москва - 1990г. (494с.)
    2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
    3. Сатир В. Как строить себя и свою семью /Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.
    4. Силяевой Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Под редакцией М Издательский центр «Академия», 2002 - 192с
    5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
    и т.д.................