Культурные праздники весной. Зимние праздники славян. февраля Великий Велесов день

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Фольклор весенних народных праздников,

его особенности, связанные с зарождением жизни, года, лета.

Весна. На Руси новолетье отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой – свистуньей, который по современному календарю приходился на 14 марта. Скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпаны. Народная культура праздника в наши дни, к сожалению, значительно подорвана. К.Д. Ушинский говорил, что воспитание, лишенное народных корней,- бессильно.

Сказанное справедливо по отношению к культуре празднования годовых праздников, среди которых весенние занимают особое место. Чтобы время не сбивалось с предначертанного ему ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам цветению не сбиться с пути. Народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д.

В преддверии дня весеннего равноденствия, в народе уже ощущали оживление природы. Древнерусское название марта – протальник. Почитание воды было связано с представлением о ее живительной, целебной силе. Духам колодцев, родников, озер приносили дары.

Другие названия месяца – солнцегрей, водотек, капельник, грачевник – отражали природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу.

В этом магическом действии с первых дней весны обязательно принимали участие дети. Они зазывали, закликали радостное время года песенками, стихами – закличками, смехом, играми, помогая весне живительную силу:

Весна – красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Ржаном колесочке!

Весна – красна! Что ты нам принесла?

Красное летечко!

В языческие времена солнце обожествляли, называя Дажбогом, Ярилой. Март начинался с Ярилиных праздников.

1 марта – Ярило с вилами, т.к. считали, что в этот день начинается борьба тепла с холодом и Ярило “поднимает зиму на вилы”. На ярмарке проводили состязания в силе, ловкости. На возвышенных местах в этот день зажигали костры – Ярилины огни. Дети играли во всевозможные игры, прогоняли сварливую зиму, убирали снег.

4 марта – первая в Новом году Красная горка. В этот день одевались празднично и ярко, заклинали солнце – Ярилу, чтобы дал жизни силу.

5 марта – день Тимофея – весновея. Наблюдали за природными явлениями; предугадывая какая будет весна.

12 марта – день Прокопа, который по народным воззрениям, окончательно рушит зимний наст, дорогу прокалывает.

13 марта – Василий – капельник, когда собирали в лесу целебные ветки сосны, сосновые почки заваривали, вдыхали их целебный пар.

Первые две недели марта готовились к первой встречи весны – дню Весновки 14 марта. По Святцам – это день преподобомученицы Евдокии, в простонародье называемой Авдотьей Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать.

По древнему обычаю детям делали свистульки, свист которых, похожий на голоса птиц навораживал счастливый год, богатый урожай.

Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки (церковный праздник – сорок мучеников). В “Поучении Мономаха детям” читаем: “На сорок мучеников птицы небесные из ирия идут”. Ирий в древнерусском языке означает рай. Обычно в этот день ожидался прилет жаворонков. На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилет птиц: “сорок птиц прилетает”.

Последним праздничным днем этого месяца является 30 марта – Алексей теплый – “с гор вода, а рыба со стану”. Это праздник окончательной победы весны. “Покинь сани – снаряжай телегу”.

В последний день марта в русских деревнях выпускали гусаков и устраивали потеху – гусиные бои, а если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.

Второй месяц весны апрель в народе носил название березозол.

Апрель – это уже пролетье, дружная весна в этом месяце быстро раскрывает всю свою красу. Все начинает оживать не только в полях и лесах, но и в сердцах, наполняющихся чувством радости и любви. В слове “апрель” для нашего слуха звучит – прель, прелость; русское “преет” означает отогревается. Это слово рифмуется с капелью, с прелестью рождения новой жизни.

Особо поклонялись Матери Сырой Земле, ею клялись при заключении договоров, при этом целую ее. Земля на Руси считалась одной из главных “стихий” мира, как вода, воздух, огонь. Все эти стихии оживали весной. Но именно земля являлась источником всего живого в понимании наших предков.

В народе верили, что вместе с пробуждением природы пробуждаются и духи усопших, появляясь на траве и цветах; пробуждается и нечистая сила: обдериха, лоскотуха, щекотун, икотница и др. Боялисьна Руси и козней нечистой силы, старались держать дом в чистоте, не оставлять грязной посуды, накрывать горшки с едой, закрывать окна в нужное время, читать молитвы и сказки, оберегающие и детей и взрослых. Особенно следили за соблюдением обрядов в праздничные дни.

Апрель начинается с обманного дня “ 1 апреля – никому не верим!” – кричали дети, начиная с петровских времен. Приносили радость скоморохи своими шутками, весельем. Ходили они из деревни в деревню, отгоняя смехом нечистую силу.

7 апреля – третья решающая встреча весны – Благовещенье. В канун Благовещенья пресвятой Богородицы жгли обрядовые костры, водили вокруг изб хороводы. Совершали обряд, называемый “чин хлебопреломления”, древние молили о ниспослании в новом году урожая. В эту ночь пекли особые хлебцы и раздавали их вместе с маленькими иконками Богоматери всем молящимся.

На Благовещенье по традиции совершали ряд ритуальных действий: выпускали птиц на волю и они возвещали богу о доброте своих освободителей; сжигали зимние соломенные постели и старую обувь; прыгали через костры, веря в очистительную силу весеннего огня и др.

На Благовещенье запрещалось выполнять какую - либо работу: “Красная девка косы не плетет, птица гнезда не вьет”. Детям доверяли очистительные обряды, чтобы отогнать проснувшуюся нечисть: они били в металлическую посуду, сковороды, звонили в медные колокольчики, поджигали мусор и т.д.

Много знаменательных дней в апреле.

12 апреля – день Иоанна Синайского, автора почитаемой на Руси книги “Лестница рая”, повествующей о духовно – нравственном восхождении человека к идеалу, к богу по ступеням самосовершенствования. Приготовлялись в этот день хлебные печенья или пироги в виде лестницы.

16 апреля – Никитин день, когда по поверью просыпается водяной, которого надо умилостивить. Ребята хлопали по воде ладошками, пробуждая водяное царство, бросали в воду крошечки хлеба, пшенную кашу, прикармливая обитателей рек и озер.

В последние дни апреля по всей Руси прокатывались буйные, веселые Ярилины игры, на оттаявших полях водили хороводы. Это были веселые праздничные деньки, смысл которых – забота о пашне, подготовка к земледельческим работам.

Третий месяц весны – май. Майя – богиня плодородия древних римлян.

на Руси май назывался травень, травный, пролетень, ярец. Зеленый шум и Шумиха ведут всю природу к лету. Шум и Шумиха – языческие славянские божества пробуждающихся лесов, они оберегают людей, безгрешным дают лечебные травы, а грешников могут завлечь в глубину леса и замучить, измаять. В мае все наполняется жизненной силой.

Полон май праздниками и трудами. На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справлять праздник – умеет и трудиться.

оберегает посаженные в землю семена: “На Козьму сей морковь и свеклу”. Праздник огорода – явление древнее. При Петре I 1 мая называли “гуляный день”, водили хороводы вокруг “майского дерева”, изгоняли ветвями всякую нечисть, затевали веселые игры.

3 мая – день Феодора Власяничника, особый народный поминальный день. Считалось, что в этот день наиболее близко подходят друг к другу два мира: потусторонний и мир живых. “На Феодора покойники тоскуют по земле”. Нашим предкам Чуялось, что умершие скорбят в этот день по белому свету, по весеннему солнышку. Произносили причитания: “Встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, своих детушек, как мы горе мычим на сем белом свете…” И духи умерших, как верили, вылетали из земли. В домах прибрано, столы ломятся от доброй еды, все родные и близкие приветливы.

4 мая – красочный девичий праздник Ляльник. Девушки собирались в этот день на лесной поляне, выбирали самую красивую подругу, наряжали ее в белые покрывала, увивали свежей зеленью, на голову возлагали венок из цветов, величая Ляля. Вокруг нее водили хороводы, обращаясь с личными просьбами. Ляля бросала венки, которые становились оберегами, залогом счастья. Хранили их до следующей весны. Обряд заканчивался веселой трапезой. Потом девушки ходили по лесу, собирая цветки ландыша, лекарственные растения. На Руси праздник и труд часто сливались в единое действие.

Важный на Руси праздник – день Егория Великого – 6 мая. Имя этому торжеству дал православный великомученик Георгий Победоносец, покровитель земледелия и пастушества, хранитель Святой Руси. В языческой древности этот день посвящался Дажбогу, подателю жизни. День начинался гуляниями, игрищами, хороводами, освещением воды в источниках, первым выгоном скота в поле ветками, сохраненными от Вербного Воскресенья. Особенным он был по причине оживления природы, благодаря теплым дождям и обильным росам, пускающими зелень в рост. Люди верили, что сам Егорий на белом коне объезжает Русскую землю и там, где коснется он копьем, все живо зеленеет. Считалось, что у Егория есть особые ключи, которыми отмыкается “земля сырусенька”. Роса этого дня считалась лекарством от всех болезней:

Юрий, вставай рано – отмыкай землю,

Выпускай росу на тепло лето,

На буйное жито –

На ядренистое, на колёсистое.

По егорьевой росе катались, чтобы и сам человек, и все вокруг росло, процветало. Говорили: “Будь здоров, как егорьева роса”.

Хозяйки пекли обрядовое печенье – оберег, волшебную выпечку в виде лошадок, коровок. Егорий Великий представлялся в народе в образе всадника, оберегающего Русскую землю от недуга, от Змея. Белый конь – знак доброй силы – топчет Змея, копье Егория пронзает хищную пасть. Не случайно Георгий победоносей стал символом – эмблемой Москвы и всей Московской Руси, а Екатерина Великая ввела орден Святого Георгия, преобразовавшийся в XX веке в Георгиевский крест.

Рассказ о Георгии Победоносце – прекрасное завершение весенних праздных дней и преддверие летних праздников. Он небесный покровитель “христолюбивого воинства”, идеальный воин, олицетворяющий весну, цветение, силу роста. Вот как к нему обращались в народной песне:

Мы вокруг поля ходили,

Егорья окликали…

Егорий ты наш храбрый,

Ты спаси нашу скотину в поле и за полем

В лесу и за лесом, под светлым месяцем,

Под красным солнышком

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

В русских духовных стихах дана сказочная версия жизни и подвига Георгия – Егория. Назван он в них сыном царицы Софьи Премудрой, которая царствует на самой на Святой Руси. Злым царем Демьянищем на 20 лет он был заточен “в глубок погреб”, а затем, чудесным образом выйдя из-под земли, пошел по ней, пробуждая ее и природно, и духовно; т.е. утверждая христианство, создавая на Руси порядок.

Вторым подобным народно – церковным праздником считается день Николы Вешнего – 22 мая. Николай Чудотворец также считался заступником и покровителем Святой Руси: “Проси Николу, а он Спасу скажет”. Весной Никола почитался как властитель вод, охранитель путешествующих. Помолившись Николе Мокрому, можно начинать с этого дня купаться.

В ночь под этот день выгоняли лошадей в ночное и проводили время до рассвета в играх и забавах. В этот день справляли на Руси праздник, называемый “крещение кукушки”. В образе кукушки воплотилась древняя память о славной богине Живе, дарующей жизнь, противоборствующей со всем, что связано с нечистой силой. Девушки в лесу совершали обряд кумления, менялись крестиками, клялись друг другу в вечной дружбе:

Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка,

Давай с тобой девица,

Давай покумимся!

Ты мне кумушка –

Я тебе голубушка …

“Кукушку”, изготовленную из травы и одетую в рубашку, сарафан, после хороводов хоронили.

Прощай, прощай, кукушечка,

Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,

До красной зари,

До новой травы.

До сего дня есть поверье, что кукушкины слезы, из которых и сплетали игрушку – кукушку, врачуют от несчастной любви, обращая несчастье в новое счастье. Так красочно завершались на Руси весенние праздники.

Методика работы по фольклору

на весенних праздниках.

Во все времена и у всех народов весна считалась и считается самой светлой и красивой порой года, порой желаний, надежд, любви. Уже само ожидание ее есть радость.

Проводя экскурсию на природу настраиваю детей почувствовать первые признаки проявления весны.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпают под ногами, но все кругом так весело, ласково, приветливо! Воздух ясен и прозрачен, лучи солнца играют и улыбаются и воробьи купаются в луже…

Весенняя природа вдохновляет на творчество: пишем стихи о весне, иллюстрируя их.

Выставка пополняется новыми детскими работами, рисунками. Дети проявили творческие способности.

Широко и образно отражены приход весны, различные ее приметы в народных поговорках, пословицах, суждениях о природе:

Вешний день, что ласковое слово.

Прилетел кулик из-за моря,

Вывел весну из затворья.

На весну приходится много примет, трудовых правил, наблюдений предсказаний.

В календарь наблюдений заносим заметки, наиболее яркие приметы каждого месяца. Привлекаю к этой работе, даю индивидуальные задания.

В итоге информация на стенде обновляется, и каждый учащийся участвует в этом виде деятельности …

Такая работа развивает наблюдательность, память, воображение, воспитывает ответственность за порученное дело.

Весенние праздники веют духовностью, воспевают солнце. В песнях и играх, которые разучиваем, присутствует образ весны, солнца.

Примерный план занятий по фольклору в весенний период.

Алексей – с гор потоки

Рассказ о народном празднике “Алексей – с гор потоки”.

Проведение русской народной игры “Кораблики”, “Родничок”, “Гуськи”, “Ручеек”.

Вербное Воскресенье

Рассказ о праздновании Вербного Воскресенья и о вербе.

Проведение игр “Ерыкалище”, “Верба – вербочка”.

Рассказ о праздновании Пасхи. Обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия. О праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной Горки.

Инсценировка сказки о Ляле. Исполнение (разучивание) песен “Груня- Груняша”, “Ты заря ль моя вечерняя”, “Из-под камешка”. Проведение игры “Ляля”.

Работа с разнообразием фольклорных жанров с представлениями о Христе-Спасите­ле - в народном ...

  • Українці: народні вірування, повір`я, демонологія

    Документ

    ... ­ях народной массы, связанных с... зарождение в народной среде спроса на более широкую умственную жизнь ... из весенней травы (рясту), особенно из... году , кануну его (Меланкам, Щедривкам) и к 1 марта, празднику св. Евдокии. По народным ... 1873 года . Лето этого года ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (четыре года освоения)

    Основная образовательная программа

    ... связанных ... Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали ... народными сезонными обычаями и обрядами, четвёртая изучает народные календарные праздники ... зарождение ... год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни ...

  • Литература 5-9 классы

    Литература

    ... связанного ... : «Весенняя дорога... года . ЛЕТО ... и праздников жизни . ... жизни . «Я пришел к тебе с приветом...». Весна - любимое время года Фета. Особенности синтаксиса стихотворения, его ... Фольклор - хранилище народного ... Баратынский). Зарождение реализма (...

  • Новый год (в ночь с 31 декабря на 1 января). В Новый год принято украшать помещение новогодней ёлкой или ветками. В полночь на 1 января слушается поздравление главы государства и бой курантов. На стол принято подавать, среди прочего, салат оливье и шампанское. Детям дарят подарки (от «Деда Мороза»). Согласно социологическим опросам, это наиболее отмечаемый праздник.

    6-7 января - Коляда . Коляда - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

    Конец февраля - начало марта - . Дата начала праздника "плавает", она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.
    Масленица - славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

    Вербное воскресенье - православный праздник (вход Господень в Иерусалим). Принято декорировать помещение ветками вербы, символизирующими пальмовые ветви тех, кто встречал Иисуса Христа.

    Вербница это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

    Статья для любителей природы средней полосы!

    В календаре представлены все месяцы весны: март, апрель и май, указаны народные приметы на разные дни, приведены фенологические наблюдения за временами года.

    Отметим, что сроки природных явлений могут изменяться - в зависимости от ранней или поздней весны.

    Также приведены приметы, связанные с будущей погодой!

    Свое название получил от имени римского бога Марса. Народы древней Руси название месяца позаимствовали из Византии. По староримскому календарю март считается первым месяцем, а Григорианскому и юлианскому — третьим.
    Для Древнего Рима, с относительно теплым климатом, март считали своеобразным началом аграрного года. И у древних славян до 1492 года он был 1-м месяцем, для которого были характерны интересные традиции, обряды и игры. Именно в этом месяце проводили символическое торжество, посвященное окончанию зимы, на котором сжигали эффектное соломенное чучело — Масленицу. До 1699 года он был 7-м; а с 1700 года, после реформ Петра Первого, — третьим.

    Березозол так чаще всего именовали его в Древней Руси, замечая, что именно в этот период у березок появлялось интенсивное движение сока.

    Наши предки, понаблюдав, заметили, что не иначе, как в Березозоле (марте), сжигая сухую березовую древесину, можно было запастись очень целебной золой и собрать полезнейший сок. Через появление многочисленных оттаявших и высохших участков земли — проталин — довольно часто в старину март называли “сухий”, “протальник”. О целебности талой воды в старину знали все. Ею стирали больному человеку белье, чтобы от него отступили недуги. Ею вымывали пол и стены в жилье, поливали комнатные цветы.

    В первой половине марта погода еще капризная, наряду с оттепелями и капелями могут быть и морозы. Но главное ликование в марте, что тает надоевшее за зиму снежное покрывало и появляются первые коврики весенней изумрудно-зеленой травки. И небеспричинно март в народе называется первенцем весны.

    В начале марта зима завершается, и уступает дорогу долгожданной весне, которая

    начинается именно 1 марта. Длительность ее, вместе с-под сезонами, почти 93 суток. Она дольше, чем осень и зима, зато кратче лета.

    Делится весна на периоды:

    1-й — перелом зимы (1 марта — 17 марта). О нем говорят, “то, что весна в течение суток намочит, за час же и высушит”.
    - 2-й — снеготаяние (18 марта — 15 апреля). “Весна да осень — на дню погод восемь”:
    - 3-й — оживление (16 апреля — 5 мая). “Красна весна, да холодна еще”:
    - 4-й — разгар весны (6 мая -21 мая)
    - 5-й — предлетье (22 мая — 31 мая).
    Народные поверья и приметы в марте месяце.
    Наблюдая за мартовской погодой, по народным приметам выясняли, какими же будут предстоящие деньки весной и летом.

    Как бы зимушка не злилась, а все-таки с весной смирилась.
    Небо высокое и облака быстрые — к ясной погоде.
    Короткие сосульки к непродолжительной и дружной весне, а длинные — к холодной и затяжной.
    Многократные и густые туманы — к дождливому лету.
    Март без осадков — к плодоносному лету, ненастный — к неурожаю, февральскую воду подбирает и от капелей силу набирает.

    Много полноводных потоков — к весенним наводнениям.
    Снег начинает таять с пологой (обращенной к югу) стороны муравейника — к теплому и долгому лету, с северной — к холодному и короткому.
    Снег стремительно тает, и ручьи струятся дружно — к дождливому и мокрому лету.
    Вороны по весне раскричались — к метелям, плескаются в ручьях — к теплой весне.
    Прилетели рано грачи и жаворонки — быть устойчивому теплу.
    Чем ветреней, тем меньше шансов предстоящих утренних заморозков.
    По мартовскому грому и направлению ветра судили о наступающей весне.
    Восточный ветер предвещал теплую и безводную весну, западный — сырую весну,

    сильный северный ветер — предстоящие холода, южный — резкое потепление.

    Ночное небо затягивают тучки, и ветер становится сильнее — значит, заморозков не ожидается.

    Народный календарь традиций и примет на март
    Богат март на всевозможные праздники, обряды и связанные с ними приметы. Да и не может быть по-другому, ведь длительное время его считали первым месяцем в году.

    1 марта
    Маремьяна Кикимора (одноглазая)
    Равнозначна языческим названиям Марена, Мармор, Мааре, Маремьяна Праведная.

    До сих пор этнографы спорят, как в народном календаре могла произойти смена святой праведницы Мариамны, сестры апостола Филиппа, Маремьяной-кикиморой. Кикимору люди описывали по-разному: одни считали, что это маленькая уродливая старуха, другие, что это девка с длинными, как смоль волосами, белолицая черноглазая — хозяйка жилища и жена домового, которая могла обитать и в бане, и в хлеву, и на гумнах, и в курятниках. Зачастую древние славяне считали ее зловредной. По народным наблюдениям на Маремьяну-кикимору всегда были морозы. Теплый первый мартовский день всегда обманчив. Ночью усиление ветра — к потеплению и обильным осадкам.

    2 марта
    День Федора Тирона
    Следуя народным приметам на Феодора Тирона, запрещалось смотреть на вечернее небо, чтобы случайно не увидеть падающую звезду, которая тянула за собой тяжелые и смертельные болезни. В основном в этот день всегда ожидали морозов. Впервые за три месяца нового года появлялись на небесах кучевые облака.

    3 марта
    Овсянка, Ярило с овсянкой
    В древности в народном календаре 3 марта славили красивую с ярким лимонно-жёлтым оперением мелкую птичку овсянку, как благовестницу быстрого потепления. Сам бог Солнца — Ярило, дал поручение птице возвещать песней о приходе тепла. И действительно, если прислушаться, то мы ясно услышим, что овсянка звонко поет “По-ки-нь са-ни! По-ки-нь са-ни!”
    В этот день смотрят на облака, если они находятся высоко и двигаются быстро, то это к улучшению погоды. На стол выставляют пирожки, сделанные из овсяной муки, которые в народе называют овсяниками.
    В Православной церкви 3 марта почитают святителей Льва и папу Римского. Именины у Льва, Виктора, Кузьмы, Василия.

    4 марта
    День Филимона и Архипа.
    Филя Вешний так любовно называли день Святого Филимона в народе. Весна-красна с этого дня набирала все больше сил. Крестьяне терпеливо следили за птицами и животными: если чайки пролетали, ждали вскоре ледоход. Встретившись в лесу с зайцем-беляком, знали, что со дня на день будет снег, а вот если замечались заяцы-русаки, ждали ближайшее потепление.

    На Архипа старались выполнить как можно больше благих дел: угощали одиноких да бедных, привечали бездомных. Женщины обязаны были наготовить как можно больше всякой пищи, чтобы семью обошла бедность. Но каравай, выпеченный в честь Солнца, был главным блюдом. Его разламывали на кусочки, раздавали родственникам, соседям и путникам, которые проходили мимо. Крошки, оставшиеся, присаливали и бросали за спину, чтобы осенью хлеб и соль сторицей возвратились.
    Пшеничный сноп, овсяный, ржаной оставляли на “Красной горке” на всю ночь. С наступлением зари рассматривали, какой из снопов больше всего покрыт инеем, чтобы узнать их урожайность по осени.

    5 марта
    День епископа Катанского Льва или “катыша”.
    Наряду с морозом, появлялась весенняя оттепель. Устойчивый снежный покров начинал подтаивать, поэтому детвора стремилась наездиться на санках.

    6 марта
    Тимофей Весновей
    Начался Тимофей, теплом пахнуло от дверей. Теплом долгожданным веет — стариковские кости греет. Собственно в этот день в старину впервые выходили старички обменяться новостями после долгой зимы на завалинке и погреться от лучей весеннего солнышка.
    По погоде 5 марта, как раз в день Тимофея Весновея, судили о дальнейшей весне. Если было солнечно, то ожидали весну теплую.

    7 марта
    День Маврикия ассоциировали с прилетом пернатых: скворцов и ранних ласточек.
    Народ в старину верил, что первая ласточка приносит на крыльях весну.
    Мороз на Маврикия скрипит, однако не замораживает.

    Голуби непрерывно ворковали, синицы на гнезда сели к краснопогодью.
    Рассвет был золотистым, светло-розовым — к чудесной погоде.
    На небе безоблачном солнце неясное — к измененью погоды.

    8 марта
    Праздник Лазаря, Афанасия
    Высокие небеса и быстрые облака прогнозировали хорошую погоду.
    Туман густой утром предвещал ненастное лето.

    9 марта
    Иванов день (Ивана Предтечи), Обретение.
    На Обретение прилетали первые жаворонки и аисты. Крестьяне в старину знали, что видеть или жаворонка или аиста, значит быть удачливым и счастливым.
    Своевременный прилет пернатых был к обильному урожаю хлебов.
    Селянкам запрещалось стирать, чтобы не спугнуть птиц.

    У древних славян слыла молва: “На Обретение пернатые стремятся к гнездам, детишки к хлебушку, а супруг к делам и женушке”. Своевременный прилет пернатых был к обильному урожаю хлебов.

    10 марта
    День Тарасия-кумошника (Тараса Бессонного)
    Славяне были убеждены, что 10 марта необходимо всем молиться Тарасу Бессонному. Он реально помогал от лихорадки (кумохи), которая приходила в крестьянские избы и на стар и мал нагоняла крепкий сон и пробиралась в их организм. Поэтому на Тарасия-кумошника силились днем, ни при каких обстоятельствах, не задремать.
    Смотрели на Месяц, если у него “рога” были крутоватые, то ждали еще морозы.
    Снег, выпавший на Тарасия, указывал на холодную и дождливую неделю перед Пасхой.

    11 марта
    День Порфирия Позднего и Севастьяна. Птичий день
    На Севастьяна в старину молодые мужчины обходили стороной ослепительно красивых и молодых незнакомок, в которых 11 марта превращались Кикиморы. Соблазнив молодецких парней, заманивали в лес и забирали их силу. В “Птичий день” прилетевшие пернатые принимались вить гнезда.

    12 марта
    Прокоп Перезимник — Дорогорушитель
    Не рекомендовалось куда-либо выезжать, так как снеговые размытые дороги были непроезжими.

    13 марта
    Праздник Василия-Капельника (Солнечник).
    Появившиеся звонкие капели объясняли как слезы плачущей Зимы. Начинали запасаться целебными сосновыми почками. Девицы- красавицы распевали веснянки и выпекали калачи. Считалось обязательным натощак съесть по калачу.

    14 марта
    День Евдокии, весновки, свистуньи
    Начинаются весенние “подсвистывающие” ветры. На Евдокию Весна-красна летечко жаркое несла. Пришли весенние Евдокеи — принесли мужикам аграрные затеи.
    На Евдокию солнечно и весь летний сезон пригожий.
    Ветерок ласковый и тёплый — к мокрому летнему сезону, северный к холодному.
    Куры пьют талую воду к весне ранней и тёплой, к маю с обильной травой
    Но вдруг на Евдокию мороз грянет, погода холодная надолго застрянет

    15 марта
    Федот Ветронос
    Федот злой-злой — не быть маю с травой.
    Сосульки висят длинные — весна долгой будет.
    Каков март сегодня, таков и июль.

    16 марта
    Василиск. Евтропиев день
    Крестьяне выходили на поля, огороды и шагали по ним крест-накрест их, обращаясь к солнышку и призывая его светить, талой влагой из снежицы поля напоить.
    Синицы весело тинькают — к теплу, протяжно и жалобно — к похолоданию.

    Прилетели Трясогузки — через 7 дней ледоход.
    Гуси дикие пролетают: высоко — к весенним паводкам, низко — к мелководью.

    возвращаются грачи — первые предвестники весны. Если они размещались сразу в гнездах, то ждали теплую и дружную весну.

    17 марта изгоняли заговорами кикимор из жилищ. Незамужние девицы ворожили и быстро выбегали за двор: увидев на дороге женщину, гадающей пророчили скорое замужество.

    На Конона-градаря, Огородника, несмотря на стоявшие заморозки, начинали культивировать и навозом подкармливать землю, заметив, что, только тогда урожайность будет высокой.

    19 марта
    Константинов день (Константиновы круги)
    19 марта крестьяне кругами натаптывали снег возле колодца, чтобы не допустить попадания грязной талой воды в него.
    В этот день был массовый прилет белых аистов.

    20 марта
    Павел Капельник
    Предвкушали плодородие, когда с крыш капало сильно.
    Прилет пернатых был к обильному урожаю хлебов.
    Вода тает, а лед стоит — к неурожайному году.

    21 марта
    Весенний солнцеворот, Вербоносица
    На Вербоносицу старались наломать и развесить в жилище веточек вербы, которые содействовали чистоте, красоте, здоровью и целомудрию.
    Если гнезда птиц находились со стороны солнечной, значит, лето будет холодным.

    На Сороки 2-я встреча весны, ночь равна дню.

    Прилет первых жаворонков. 22 марта выпекают в форме жаворонков ржаные или овсяные сорок булочек, “золотят” им медом головки и крылышки

    23 марта
    Василиса — Вешней воды указательница.
    С дня Василисы могла быть первая мартовская гроза. Основательно затеплилось, и природа практически пробудилась. Дневное время стало длиннее ночного.

    На Евфимия ночной и утренний иней — днём осадков не будет.

    Если холода закончились до Евфимия, то лето теплым будет.

    Если на Антипа на поля набег мышей — к неурожаю

    На Феофана лошадей поили родниковой серебряной водой, чтобы защитить их от порчи и болезней.

    Следили за таянием снега на муравейниках: подтаивало с северной стороны к продолжительному и теплому лету.

    На Феофана туман к хорошему сбору льна и овса.

    Медведь 26 марта (на Никифора) просыпается от зимней спячки и покидает берлогу, в которую проступила вешняя вода.

    Туманы на Никифора к лету ненастному.

    27 марта
    Федор-скотник.
    В этот весенний период линяет вся домашняя скотина, поэтому ее заговаривали и выводили на хозяйский двор, чтобы почистить.

    28 марта
    Никандр
    Ожидался неблагоприятный год, если на Никандра воды весенней было мало, и она текла неспешно.

    29 марта
    Савин день
    На Савина крестьянин сани прятал.
    Савин день выдавался теплым — к дальнейшему тёплу.

    30 марта
    Алексей тёплый (Теплый Алеша)
    На Теплого Алешу в старину доставали телеги, выносили ульи и картофель для проращивания. Заметили, что рыба подошла к поверхности ледяной воды.
    В этот день работали только с утра, а потом провожали зиму с угощениями тещиной родни. Полезен был медово-берёзовый взвар.

    31 марта
    Иоанн Лествичник, Проказы домового
    Крестьяне кланялись Иоанну и просили дождей небесных для быстрого роста зелёных ростков.

    Апрель - Народный календарь

    Каких только названий апрель не подхватывал у древних славян: и красавик, и снегогон, и кветень, и первоцвет, и цветень, и крутий, и ручейник, и водолей, и обманщик — второй весенний и четвертый в году месяц. В современном календаре это второй весенний и четвертый в году месяц — период цветения деревьев, и весенних цветов. Благодаря реформе Юлия Цезаря апрель с 29 дней стал иметь 30. Именно с апреля начинался девятнадцатидневный цикл, предназначенный для богов.

    Название “апрель” в народном календаре славян прочно закрепилось, а позаимствовано оно было у древних римлян. Apr;lis (априлис) — “месяц Афродиты” у них числился 2-м месяцем в году. Римским поэтом Овидием присвоение такового имени толковалось иначе.
    Он считал, что название дано от латинского слова “аперире”, обозначающее “Всё открывается”. И под этим “Всё” подразумевалось, прежде всего, открытие (пробуждение) природы! Это явление природы неповторимо и замечательно. Температура в этот период действительно значительно увеличивается, залежалый снежок быстро становится живительной водичкой для флоры. Всё в строгой последовательности на глазах травенеет и хорошеет! Зацветают первоцветы, мать-и-мачеха, крокусы, ива, осина, тополя. Зеленеют листочки на вербе, ольхе, сирени, осине, березе.
    Почувствовав тепло, выползают на солнышко насекомые.

    В апреле — вода, в мае — трава, в июле — хлеба.
    3 апрельских дождя заменят тысячи июньских дождищ.
    Мокрый апрель к лету грибному.
    Апрель славен водой.
    Апрель нерадивых не любит, трудоголиков — голубит.
    Апрельскими водотоками земля поится и будится.
    Весенний цветок пробьет любой снежок.
    Начало апреля при снеге, а финиш — при зелени.
    В апреле держи напоготове теплую одежду.
    Снег неожиданно выпал в апреле: за бабушкой Зимой внучек пришёл.
    Апрель- батенька зовёт всех в поле.
    Начало апреля — чёрно в полях, однако в лесах кое-где бело.
    Апрель красен листочками, а май — цветочками.
    Если в апреле потоками вода, то в мае роскошная трава.
    Где в апреле из ручьев река, там, в июле из дождей — лужа.
    Апрель насытился водой, октябрь богат на пиво.
    Апрель землю парит.
    Не повреждай печи — ещё апрельские хода впереди.
    Вода апрельская на полях — сено обильное в стогах.
    Апрель — обманчив: 7-мь погод в 1 день.
    Февральский снег намусорит, апрельская вода все смоет.
    В апреле — цветок и трава, а осенью хлеб — всему голова.

    Народный календарь традиций и примет на апрель

    Как только не именуют в народе Дарью Грязную: и Дарьей Поплавихой, и грязнопрудом, и пролубницей. Грязной ее прозвали потому, что активное таяние снега вызывало массу вешних вод, которые размывали, не только дороги, но и поля, и дворы. Всюду появлялась грязь, скапливалась она на берегах рек, вокруг прорубей.
    В старине по этому поводу грубо, но точно выражались “Дарья все обгадила”. Тем не менее, Дарья Грязная марала в грязь лишь порочных людей с черными помыслами. Поэтому народ, увидев испачканного человека, воспринимал его как плохого. Этот день знаменуется и тем, что знахари в него весенней водой “снимали ” порчу и избавляли от всякой хвори. Теплый, солнечный день был к лету сухому и ветряному. Дождь — летние живительные дожди. Залежалый снег — гнилое лето. По Дарье предсказывали погоду на 1 октября, выбеливали холсты.

    В древности свято верили, что 1-го апреля после долгой спячки пробуждался Домовой. Переспавший, а потому недовольный хранитель домашнего очага постоянно зевал, ворчал, капризничал. Окончательно проснувшись, шалил и даже хулиганил. Чтобы поднять настроение и тонус духу жилья наши предки готовили ему угощения: кашку, молоко, наливали винцо. Ну и, конечно же, пытались его целый день развеселить шутками, розыгрышами. Задабривание Домового первого апреля со временем забыли, но традиция подшучивать друг над другом актуальна и по сей день.

    По библейскому преданию именины на Фотинью у воды из колодца и льна.

    Именно у Фотиньи Самаряныны жаждущий Иисус Христос попросил из колодца Иакова испить воды. И с тех пор в День Фотиньи Колодезницы вода обладает непревзойденными целительными свойствами. Чтобы излечиться от всякой хвори, в том числе и от лихорадки наши предки умывались колодезной водой.

    Прославлять начинали лен с рассвета. Красивые льняные вещи выносили из жилья и развешивали на заборах, на ветки березок крепили льняные вышитые полотенца. Незамужние девушки водили хороводы с длинными, приготовленными для свадьбы льняными рушниками, чтобы привлечь достойных женихов.

    На Качальника, покатавшись на санках последний раз, их санки начищали, высушивали и убирали восвояси до следующего зимнего сезона. Детишкам в старину говорили: “хоть ревом вой, хоть криком кричи, а после Катаника санки не получи”. Также считалось, что как Льва Катаника, так и на Кирилла Катаника нельзя смотреть на небеса: вдруг увидишь падающую звезду, которая предрекала несчастья. Качались по пашне и умоляли дать чистое зерно.

    Именно столько прозвищ у Василия Капельника, и все связаны напрямую со стойким приходом тепла и солнечных дней. Те, кто надумал строить новую постройку, внимательно смотрели, куда стекаются ручьи от капели. На том месте сооружений не строили. Считалось, что в таких местах “проложенный ход у водицы в земную глубь”, и дом со временем подмоет. Гадали на рассвете на солнце: взошло, окруженное красным цветом, значит к хорошему урожаю. Наблюдали весь день за небом: облака с синевой — к теплому дождю. Выпекали похожие на солнышко калачики.

    На Никона в славянских деревнях, приговаривая “Подземная водичка, отворяем тебе ход вешний”, обходят все источники. Насыпая хлебные крошки, зернышки, льняные и подсолнечные семечки, зазывают птиц к садам и дворам. Наводят блеск во всем доме и подворье. На Никонов день Весна прислала зяблика — гонца.

    Вечером на Якова и Захара молились святым покровителям и старались разводить за дворами и на подворье жилищ костры, дабы прославить свет и изгнать тьму, а вместе с нею и всякую нечистую силу. Считалось, что вся нечисть не выносит и боится даже имени святого и быстро покидает те места, где глубокочтят его память.

    Весь день серьезно готовились к Благовещенью — великому двунадесятому празднику. Старались переделать всю важную и неотложную работу. Накануне торжества православные спешили к вечере. В глубокой древности была примета: если незамужняя девушка выстоит всю ночную службу в храме, то замуж выйдет удачно.

    В церквях для посадки освящали семена.

    Если ночка выдавалась нехолодная, то и весна должна быть ранней и дружелюбной.

    Если была роса, то будут для коней добрые проса, выпал дождь — для домашней скотины славный год. Вдруг — снег — к урожаю гречихи; а коль ударил мороз, то урожай и на просо, и на овес.

    Любая работа на Благовещенье считалась большим грехом.

    Даже неразумными тварями чествовалось великое торжество. В народных поверьях так и описано: “девки косы не плетут, пташки гнездышко не вьют”. Многие славяне в старину были убеждены, что птица, которая проспала утреню на Благовещенье или свила гнездо, — наказана, и не может летать несколько дней. На Благовещенье выкупали у ловцов пернатых из неволи, и выпускали их, веря в то, что птица свободная ходатайствует перед самим Богом за своего освободителя. Да, сам праздник, поэтому называли птичьим.

    На Руси издавна в этот день прыгали через костры, чтобы нанести защиту от сглаза и порчи. Под Благовещение, вечером; окуривали свою одежду, чтобы закрыться от злых чар, предавали огню соломенные постели, чтобы испепелить все болезни.

    Вся молодежь получала новую постель и переходила на ночлег в холодные клети. Стариков, больных и детишек оставляли в избах.

    Бабушки — старушки в печи пережигали соль, после чего которая оказывалась целебной и чудодейственной. Выпекая для излечения скота “бяшки” — булочки-овечки, добавляли в тесто пережженную соль.

    На Благовещение гроза к лету теплому, к хорошему сбору орехов.

    Сыро на Благовещение — к грибному лету.

    Небо солнечное и без облаков — к лету с частыми грозами.

    Какой была погода днем, такой установится и в конце месяца.

    Благовещенье холодное, что практически не бывает, — к 40-ка заутренним морозам.

    Ангел Архангел Гавриил, особо приближенный к тайнам Бога, и почитаемый и в христианстве, и в иудаизме, и даже исламе. Имя Благовест (Благовестник) народ дал ему, узнав, что он возвестил Деву Марию о рождении ею Божьего сына. Но в Малороссии и южных регионах России заметили, что всё родившееся в этот день, получается уродливым. Об этом говорили издавна: “Что родилось в день Гавриила — ужасно и некрасиво”. И даже изделия из пряжи не шли впрок, поэтому-то и прекращали прясть именно в этот день

    Крестьяне южных областей заметили, что если ко дню Гавриила Благовеста черемуха зазеленела, то наступило идеальное время для посадки раннего картофеля. Погода 8 апреля указывала на погоду 8 октября.

    Святая Матрена — покровительница хозяюшек. В ее день все хозяйки просили благословить их на труд. Было принято все запасы овощей, а особенно репу — основной продукт питания у славянских крестьян, делили на две части. Отборные плоды оставляли на посадку, остальные — на еду. По крику и по полету птиц (чибисов) определяли погоду:

    если крик их с вечера, то будет ясно, летают низко — засушливый период надолго.

    Ко дню Иллариона существенно теплеет. Даже залежалый снег, быстро тает.

    В старину славяне знали, что с цветением мать-и-мачехи, теряет свою целебную мощь Степанов венок, который 15 августа сплетала вся семья. Венок находился в красном углу избы. К его помощи прибегали, когда с кем-то приключалась хворь. Растения, выдернутые из венка, заваривали кипятком. Жилище наполнялось живительным духом с цветущих лугов, вдыхая который больной выздоравливал.

    На смену Степанову венку приходили листья мать-и-мачехи, из которых славяне готовили лекарственные напои. Гром долгий и глухой — к обложным дождям. Сороки облюбовали верхушки вековых деревьев — к быстро проходящим холодам.

    Массово шли в березовые рощи, чтобы набрать полезного и богатого на витамины сока

    для больных. Обложной дождь сулил хороший сбор овса.

    На Иоанна Лествичника Домовой вдруг начинал “бесится” и не узнавать жильцов дома. Славяне не решались выйти во двор из боязни, чтобы озлобленный домашний дух случайно не нанёс им вред. Существовало множество объяснений на этот. Одни рассказывали, что Домовой меняет старый кожный покров, других — что ему предлагает брачную связь ведьма. Но результат от этого не менялся: дух дома буянил почти сутки до крика первого петуха. Вот почему перед заходом солнца славянские люди загоняли весь скот в хлев и запирали его, а сами тихонько сидели в избах, и даже к окнам боялись подходить. Для чествования Иоанна русские люди выпекали и освящали в храме обрядовое печенье — лесенку. Печенье-лесенку выпекали каждому члену семь и все съедали его для здоровья.

    У крупных парнокопытных днем сонное состояние, они часто и постоянно нюхают и с шумом выдыхают, непрерывно облизываются, пьют медленно и мало — на дождь.

    Родившиеся 13 апреля женщины — “Огнищанки”, набирали из печи пылающее топливо и от него в поле разводили спасительный для больных костер. Через него надо было пронести для исцеления тяжелобольного человека, а также для исправной работы сохи и бороны. При тихой погоде синее небо и прозрачные облака — к дождю.

    С дня Марьи весноводье продолжается. Водоразлив 13 апреля — к обилию трав. В ночь с 13 апреля на 14 — ясно и звездно — к лету благодатному. Скот кричит словно резанный — к непогоде. Молния во время заката солнца — к утреннему дождю. Короткие и глухие раскаты грома — к погоде солнечной.

    К Безхлебице все зерновые запасы практически заканчивались или были на исходе. Древние славяне переходили на хлеб с квасом. В день Тита и Поликарпа проверяли посевные зерна и семена, чистили засеки. Следили за ледоломом на водоемах. Если льдинки тонули, то велись разговоры о нелегком году. Много полой вода разлилось — к богатству трав и раннему покосу. Слушали птиц: крик перепела сулил богатый сбор хлебов. Клин журавлей потянулся к югу — к частым и холодным ветрам.

    На Никиту просыпался голодный, а потому сердитый Водяной. Крестьянские рыбаки в полночь приносили ему дань: чтобы не путал сетей, не изгонял рыбу, не пугал детей. Вдруг еще солнечно, а мать-и-мачеха закрыла цветочки — к ночному ненастью.

    На Осипа устраивали смотрины ольхе. Всех интересовало, когда она зацветет. Слушали сверчка, наблюдали за пчелами и мыслили, время ли ульи выставить.

    Восход золотисто-розовый — к прекрасной погоде.

    На Федулу растворяли настежь окна и заговаривали на них, чтобы в избе не остались гнилостные ветры, нечистая сила, переполохи. Устраивали проветривание жилища сквозняком, дабы дать возможность зайти теплым ветрам в него. На околице слышимость звука отчетливая — к предстоящему ветреному ненастью. День безветренный и теплый, ночь — прохладно будет хорошая устойчивая погода.

    По погоде на Евтихия и Ерему судили об урожае овощей, яровых хлебов, клевера. Заметили: “Если на Евтихия безветренно — то ранние хлеба обильно родятся, а Ерема ветреный — колосья хлебные собьет”. Наблюдали за дикими утками. Если они — жирные, то предстоящие весенние дни — неласковые и долгие. Если прилетевшие утки гнездятся почти на воде, то летом будет засуха.

    В Акулинин день, почувствовав солнышко и тепло, просыпаются и поднимаются на поверхность водоемов русалки. В старину селянки, чтобы одеть и задобрить водных дев, выкладывали на берегу красивые платья, холсты. Идя по воду и боясь встреч с ними, брали с собой чеснок или пучок сухой полыни. Обложной дождь на Акулину предвещал плохой сбор яровых, урожай ягод калины. Смотрели только через окно на небеса. Если они были усеяны звездами, то ожидали урожай на грибы и лесные ягоды. Утренний морозец, проходящий с появлением солнца, предвещал хорошие хлеба и много гречихи.

    Именинники 21 апреля — источники воды. Отовсюду к подземной водице спешил народ, чтобы почистить ее и отомкнуть пути весенние. Пили и умывались кристально чистой ключевой водой. Короткие и ранние сумерки с луной красноватой сулили грозовой теплый день.

    Красной горкой славяне называли холм или возвышенность, находящуюся на околице селения. На возвышенности и по центру горки ставили скамью или деревянную или дерновую, на которую просили посредине сесть Лялю — наиболее красивую девушку селения.

    По обе стороны скамьи укладывали дары. Справа размещали каравай, а слева — молоко, сыры, масла. Скамью обкладывали сплетенными веночками. Девушки хороводили вокруг нее с обрядовыми песнями. Девушка Ляля надевала венки всем на головы.

    Восход солнце с белесыми бликами, значил предстоящий сухой день.

    Терентий Маревный указывал на важные приметы для предстоящей пахоты

    Если солнце с восхода и да заката было окружено маревом (туманом), то лето должно было быть хлебородное, а если без дымки то, что знали, придется перепахивать и по новой поле засевать. Появившиеся молодые паучки предвещали теплые денечки. А если старые пауки сидели высоко в паутине, то могли быть ночные заморозки.

    На Антипа воды вскрылись. По антиповым водамо хлебушке насущном гадали. Если Антип не распустил воды, то в закромах не будет зерна через весну позднюю, лето неблагоприятное. Утренние небеса румяные будет ветрено и дождливо.

    С маленьких тучек образовались огромные облака и соединились — ожидался сильный ливень.

    На Василия Парийского земля выпаривалась. Дождь в течение дня — в первых числах мая тоже дождливо.

    Период цветения медуницы, и вылета шмелей. Чествование ушастых, так как в этот день у зайцев и зайчих — именины.

    На Мартына Лисогона легкие облака плывут впереди огромной массы туч — к дождю с ветром, вороны купают в ручейках и лужах воронят и отпускает их на самостоятельное житие-бытие.

    В день Пуда изгоняли смерть, вынимали из-под спуда пчёл и зазывали дождь. Заготавливали почки калины и рябины для изготовления целебных и живительных настоев. Разветвленные по окружности облака — к предстоящим сухим и ясным денькам.

    На Арину пикировали рассаду капусты, томатов. Просматривали огурцы в рассаднике.

    Издавна покровители пчел — это Савватий и Зосим, поэтому в них

    день выносили улики на пасеку. Пчеловоды выпускали пчел на пасеках и присматривались к летающим труженицам.

    На Зосима Пчеловода лучшим кушанье были блюда с медом.

    Май - Народный календарь

    Календарь народных примет и праздников на май
    Май - травень, травник, светозарник, цветень, розоцвет, светодень, птичий пересвист, кветень, велик травен, соловьиный месяц, швибан, пролетный, Ярець (в честь бога Солнца славянской мифологии Ярилы).

    Май был назван по имени богини Майи, которая олицетворяет природу и плодородие. Май - последний месяц весны, именно в эту пору наступает период зеленения и цветения всего живого.
    В мае световой день значительно становится длиннее. Но в старину месяц май считался не совсем благополучным месяцем. В мае жениться, придется весь век маяться, считалось, что это самый неудачный месяц для свадеб - Май свадьбы не играй. Майские холода приходят, начиная с 4-го мая, именно в этот срок начинает цвести черемуха. Но май с устойчивыми ночными морозами, бывают только один раз в семь лет.

    Народные поверья и приметы в мае
    Майское молоко - самое полезное, именно оно обладает целебными свойствами.
    Майский мед - самый лучший. Также в мае пчелиная пыльца, имеет лечебную силу.
    В мае собирается березовый сок.

    Варят витаминные щи, из щавеля и молодой крапивы.
    В апреле, когда зацвела мать-и-мачеха, отчитай 30-32 дня, и в эти дни начнет цвести липа, шиповник, крыжовник, смородина и начнут завязываться яблоки.
    Через неделю после того, как зацвела береза, зацветет лиловая сирень и черемуха.
    В деревнях принято именно в мае стричь овец.
    Если в начале мая стоят теплые деньки, то в последние дни мая, будет холодно.
    Расцвела фиалка и распустилась ива, — пора сеять лук, укроп, петрушку и редиску.
    Если в мае много летает паутины - лето хорошим будет.
    Много паутины в мае - лето жарким будет.
    Зацвела черемуха - принесла холода.
    Если май холодный - год будет плодородный.
    Если грачи играются - к хорошей погоде.
    Если гром в мае гремит - хлеба будет родить.
    Дожди в мае - хлеба поднимают.
    Если дождь в мае - жди хорошего урожая.
    Если много березового сока идет - лето с дождями будет.
    Много мышей - год останется без урожая.
    Если в мае много дождей, то осенью их будет мало.
    Если рябина расцвела позже положенного срока, осень буде долгой.
    Если журавли летят быстро и низко - к дождю с сильным ветром.
    Зяблик прилетает к холоду, а жаворонок - к теплу.
    Мать-и-мачеха зацвела - тепло принесла.
    Заря красная - ветра принесут ненастные.
    Ласточка из жарких стран прилетела - гроза первая подоспела.
    Прилетели дрозды, и морозы ушли.
    Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне (или южной) - холодное лето будет.
    Если в мае идут дожди - будет рожь хорошая.
    Как прилетели первые журавли - пришло время сеять горох.
    Если ласточка из гнезда вылетает - значит, она теплый день обещает.
    Если ласточка низко возле земли летает - значит, она дождь обещает.
    Если ночью луна мутная и бледная - на утро жди дождя или заморозков.
    Майская травка и голодного накормит.
    Если много майских жуков - летом будет хороший урожай проса.
    Если в мае много журавлей - дождей не будет.
    Сухой май - плодородия не даст.
    Если у березы раньше, чем у ольхи листья начали появляться, летом будет много солнца и тепла, а если у ольхи раньше листва появилась, летом будет холодно и будет много дождей.

    Народный календарь погоды и примет на май.
    1 мая
    День Святого Кузьмы (Космы), в этот день хозяйки сеют морковку и свеклу. Перед посевом хозяйка, утром приходила к колодцу, сбрызгивала семена родниковой водой, а в колодец бросала медные деньги, для хорошего урожая. В других деревнях, ходили тайком на реку, три зори подряд, и опускали семена в воду, для того, чтобы завистливый глаз, не сглазил.
    Если ольха зацвела - гречиху сеять пора. Если в этот день кукушка долго кукует, тепло накукует, а холод отойдет. Если 1 мая идет дождь, люди дождевой водой, волосы себе мочили, для того, чтобы росли как майская травка. Человек, рожденный 1-го мая, всю жизнь будет предан своей земле, и заботиться будет о ней. 1 мая - раскрываются у вербы, ольхи и малины почки.

    2 мая
    Празднуется день Ивана-воина, который наказывал воров. Если у людей что-либо пропадало, в этот день, люди шли в церковь и служили молебен Иоанну Воину, после чего они могли рассудить, кто вор, а кто не вор, т.е. вор сам выдавал себя. Также празднуется день Ивана Ветхопещерника. В этот день выносили холсты в поле, и просили матушку-весну, о хорошем урожае посевных. 2 мая - первая гроза.

    3 мая
    В этот день окликали предков. Люди приходили на кладбище и с причитанием окликали своих родных и близких, которых уже нет в живых.

    4 мая
    Если в этот день расцветала черемуха, то лето будет очень жарким. В этот день праздновали День Прокла. Именно в этот день проклинали нечистую силу. Это обычно делали старейшины за околицей, они выкрикивали проклятия в адрес нечистой силы, выходя за околицу, и повернувшись лицом к западу. Также, в ночь на 4 мая, ведьмы «портили» траву, делая ее ядовитой.

    5 мая
    День Луки. Именно в этот день в старину люди начинали сеять лук-севок. Но при этом они руководствовались погодными условиями: если утром солнце ясное - то приступали к посеву, если утром туман стоит - то не спешили с посевами. Если погода прояснялась к полудню, то урожай будет средний, а если прояснялось к вечеру - урожай будет плохой. А если в ночь на 5 мая, луна рано всходила на небе, то морозы будут ранние, и лук-севок в таком случае сеяли ранний, а если луна убывающая, то и с посевами не спешили. 5 мая в одиночку лучше в лес не ходить. Ведьмы в этот день дьявольские хороводы водят, и с собою навсегда уведут. 5 мая - раскрываются у шиповника, клена и яблони почки.

    6 мая
    Празднуется день Егория Вешниго. В этот день люди устраивали гуляния на улицах. Считалось, что именно с Егорьева дня приходила (наступала) настоящая весна. Если Егорий теплый - лето, не за порогом. В день Егория нельзя ничего вязать, и даже брать в руки изделия из шерсти, иначе всех овец волки перегрызут. День пастухов. Именно 6 мая, пастухи впервые в году, выгоняли стадо на поле. Роса, собранная в день Егория, помогает от сглаза и от различных болезней. Но росу необходимо собирать до восхода солнца.
    Ругаться и кричать в этот день категорически нельзя, убьет грозой. Считается, что на Егорьевой неделе прилетают ласточки. Если на Егория шел сильный дождь, травы будет много. Если в ночь на Егория, Луна нарождалась, и ветер тучи гонит, то считалось, что такая погода будет долго сохраняться. Если в этот день много комаров в стаи сбиваются, то это к теплу. Если утром на Егория выступает роса, считалось, будут добрые проса, а если снег, иней или град - будет урожай на гречу, а если дождь, то для гречи недород.
    Считалось, что если дождь идет на Егория, то это вредно для деревьев, но полезно для хлебов. Если на Егория реки сильно разливались, то на Николин день (22 мая), трава будет. Если на день Егория утро будет ясное, безветренное, то ранние посевы будут урожайные, а если распогоживалось только к вечеру, то поздние посевы будут удачны. Если ночь с 6 мая на 7 мая очень теплая, то хлеба созреют до первых морозов. 6 мая - появляются майские жуки.

    7 мая
    День Евсея. В этот день овсы отсей. После 7 мая, могут прийти сильные ночные морозы. Человек, рожденный 7 мая, будет иметь силы бороться со злом. 7 мая - начинают цвести - клен, береза, тополь.

    8 мая
    Празднуется Марков день. Именно в этот день прилетают певчие птицы. Если на Марков день закукует кукушка, то морозов более не будет. Если в этот день стоит хорошая, ясная погода, будет обильный урожай яровых. Если в этот день, вечер теплый, а ночью звезды на небе будут, к обильному урожаю. 8 мая - раскрываются у осины, груши и вишни почки.

    9 мая
    День Глафиры Горошницы. В старину, именно в этот день, сажали заговорённый на хороший урожай горох. 9 мая - прилетают ласточки.

    10 мая
    В этот день всякая нечисть, пытается подобраться поближе к людскому обитанию. Человек, рожденный 10 мая, быстро встает «наноги», рано жениться и рано заведет детей. Если до 10 мая, гром прогремел, лев в листву оделся, жаворонки запели, а лягушки в болоте квакать начали - пора поле пахать, урожай будет хороший. В старые времена верили, что если в этот день стоит хорошая погода, больному человеку этот день принесет выздоровление. 10 мая - соловей начинает петь.

    11 мая
    День Ясона. Максимов день. В старину люди верили, что этот день был наделен большой магической силой. Люди собирали березовый сок, и отпаивали им больных людей. А теплый ветер с юга, люди ловили в специальные ладанки, и вешали их на шею больным людям, они верили, что это принесет выздоровление. Теплый южный ветер на день Ясона - приносит людям здоровье. Если на день Ясона чистый восход солнца - это к солнечному лету. Если в ночь на 11 мая, ночь звездная и теплая - год порадует обильным урожаем. Если ветер приходит с юга в этот день - летом будет много гроз, но оно будет теплым и даст хороший урожай. 11 мая - раскрываются у дуба почки.

    12 мая
    День Девяти Мучеников. Считалось, что в этот день заговоры на здоровье имели большую силу. Именно в этот день знахари обращались к Девяти Мученикам, для исцеления больного. Человеку, рожденному в этот день, предстояло пройти девять испытаний. 12 мая - начинается цветение у одуванчиков. Раскрываются у сливы и липы почки.

    13 мая
    День Апостола Якова-звездоночного. Именно с этого дня прекращались все сватовства. Если из березы в этот день текло много сока, будет дождей много летом. Если ночью на Якова будет много звезд и ветер будет теплый и подует с юга, лето будет теплым и урожайным. Если ночью на Якова будет ночь звездная и безветренная, лето будет засушливое. Если восход солнца ясный, лето будет урожайным.

    14 мая
    День Еремея Запрягальника. Если в этот день дожди и облачно, зима будет морозная и ранняя. Если в этот день будет ясно, урожай будет хороший. Появились на Еремея комары - пора в поле рожь сеять. 14 мая - начинает цвести крыжовник. Прилетают стрижи.

    15 мая
    День Бориса и Глеба сеятелей. Соловьиный праздник. Барыш-день. На Бориса и Глеба успей посеять хлеба. Именно в этот день начинают свои песни соловьи. Кто услышит с утра соловья, тот будет счастливым в этом году. Если соловей в этот день поет долго - весна уходит, а лето приходит. Если в день Бориса и Глеба восход солнца ясный, то и лето будет такое же ясное. Если купец в этот день успешно продает, то весь год с барышами будет. Если день теплый - хлеб будет темный. В этот день наблюдали за кукушкой, если кукушка ближе к вершине дерева садится - яровые посевы высокие будут, если ближе к земле - яровые посевы низкие будут и урожай будет небольшой. 15 мая - начинают цвести - анютины глазки и ясень.

    16 мая
    День Мавра-молочника. Коровы, начиная с этого дня, прибавляют молоко. Хозяюшке легко, когда на столе есть молоко. Именно в этот день начинает цвести черемуха. Черемуховые холода. Человек, рожденный в этот день, будет отлично готовить. Считалось, что крапива в этот день была наделена целебной силой. Люди, варили щи из крапивы и хлестали себя молодой крапивой для прибавления здоровья. 16 мая - начинают цвести - бузина и черемуха. Начинают менять зелень елки.

    17 мая
    День Баклушников. В этот день люди заготавливали материал для деревянных ложек. Человек, рожденный в этот день, мог понимать о чем разговаривают животные.

    18 мая
    День Арины (Ирины) — рассадницы. В этот день в деревнях начинают посадку капусты и огурцов в землю. Но существовало поверье, в этот день, когда рассаживается капуста и огурцы, нельзя кушать хлеб, иначе куры повыклёвывают рассаду. Наблюдали за первым поливом, если земля много воды взяла -сухо будет, если мало взяла воды - мокро будет. 18 мая - начинают свое цветение, яблоня и вишня.

    19 мая
    День Иова Горошника (Огуречника, Росенника). Иов росы распускает. Если на день Иова много росы и хороший день - будет хороший урожай огурцов в этом году. Если ночь на Иова будет теплая - будет много огурцов, если ночь будет холодная - огурцов будет мало.

    20 маяКупальница. В этот день, с раннего утра, ведра с колодезной водой выставляли на солнце, а днем окатывали себя этой водой. Считалось, что вода в этот день имела очищающую магическую силу. Также лошадей по реке водили, чтобы от нечести всякой очистить. 20 мая - в цвету яблоня и клен.

    21 мая
    День Ивана Богослова. День Арсения Пшеничника. В старину пекли пироги, но сами не ели, а выносили за пределы деревни, и отдавали прохожим. Дурным знаком считалось не встретить прохожего, в таком случае пирог скармливали птицам. В этот день принято было начинать посев пшеницы. Если в этот день хороший дождь - грибное лето будет.

    22 мая
    Праздник Николы Вешниго. Николы Теплого. Николы-Чудотворца. Один из главных праздников на Руси. Именно Никола-Чудотворец был заступник и покровитель всего народа русского. После Николы, еще двенадцать раз будут холода. Если на следующий день после Николы Вешниго идет дождь, лето будет дождливое и холодное. 22 мая - расцветает сирень.

    23 мая
    День Симона Зилота Работать в этот день нельзя. Большой грех. В этот день знахари и знахарки ходят в лес и собирают травы, которые наделены целебной и магической силой. В этот день ходили искать клады. 23 мая - начинают цвести ландыши и слива, раскрывается дуб.

    24 мая
    День Мокия Мокрого. Если в этот день с утра туман по земле стелется, который еще с вечера образовался, и не разошелся до восхода солнца - быть буре. Если в этот день дождь - будет мокрое лето. 24 мая - расцветает незабудка.

    25 мая
    День Епифана. Рябиновка. Если в этот день восход солнца красный - летом будет засуха. В этот день, в старину, люди заклинали свои хаты от пожаров и попадания молний. Девушки, рожденные в этот день, наряжались в красные сарафаны. 25 мая - в цвету рябина.

    26 мая
    День Лукерья-комарника. В этот день с теплыми ветрами прилетают комары и всякая мошкара. Появились на Лукерья комары - быть хорошей погоде. Если на Лукерья много комаров, летом будет много ягод и грибов. Если в этот день много летают ласточки и стрижи - быть теплу. Начиная с этого дня, начинается сбор лекарственных трав. Человек, родившейся в этот день, будет назойливым и колким на язык.

    27 мая
    День Сидора-Огуречника. Если в этот день холодно, то и лето будет холодным. После дня Сидора лето начинает входить в свои владенья. На Сидора стрижи с теплом прилетают. В этот день начинают посев льна. В этот день в старину начинали посев огурцов в открытый грунт. В ночь на Сидора, во дворе вывешивали мокрую тряпку, если тряпка на утро мокрая, то огурцов будет много. Если в этот день тепло - жди огурцов хороший урожай.

    28 мая
    День Пахомия-бокогрея. Если Пахом пришел - запахло теплом. Если в этот день хорошая погода, лето будет теплым. В этот день овес начинает пускаться в рост. Человек, родившийся в этот день, будет добрым, и к нему будут тянуться люди.

    29 мая
    День Федосьи. В старину считался один из самых плохих, несчастливых дней в году. День Федора Житника. В этот день, люди старались засеять все жито. Если в этот день зацвела рябина, скоро будет тепло. В старину люди ходили в лес и смотрели на ольху, много шишек - к обильному урожаю ячменя.

    30 мая
    День Евдокии-свистуньи. Считалось, каков день, таково и лето будет. В этот день часто бывает очень ветрено. Если идет дождь и луна нарождается — быть дождливому лету, а если и ветер с севера дует - и к холодному. Человек, родившийся в этот день, имеет способность заговаривать дождь. В этот день лес змеями кишит.

    31 мая
    День Федота-Овсянника. В этот день заканчивается посадка огурцов. Если на Федота сирень благоухает своими запахами, значит, будет дождь. В этот день дуб полностью разворачивает свою листву. Человек, рожденный в этот день, будет иметь долгую жизнь, если будет приходить к дубу и сидеть возле него. 31 мая - красный клевер начинает свое цветение.

    Пожалуй, главный весенний праздник в России — 8 Марта. Однако международный женский день отмечают не во всех странах, да и там, где отмечают, не везде уделяют ему особое внимание. А вот весну, тепло, ежегодное обновление природы радостно встречают по всей планете. Далее вас ждет рассказ о 10 самых интересных весенних праздниках мира.


    Таиланд

    В середине апреля в Таиланде встречают местный Новый год — Сонгкран. Праздник считается семейным. В эти дни принято подносить священнослужителям изысканные блюда. Молодежь обливает друг друга водой.

    Китай

    Три нерабочих дня (со 2 по 4 апреля в 2017 году) в Китае знаменуют праздник чистоты и ясности Цин Мин. Он отмечается в начале апреля, на пятый день после весеннего равноденствия. В этот день принято вспоминать предков и запускать бумажных змеев. В Китае верят, что если сжечь нечто бумажное для предка, то он получит это в потустороннем мире. Поэтому китайцы сжигают бумажные автомобили, изображения еды и даже эрзац-деньги.

    Япония

    В первое воскресенье апреля в японском городе Кавасаки проходит праздник Канамара-мацури. Главная его часть — шествие, участники которого несут огромные фаллосы. Здесь же можно встретить людей в костюме пениса, а также купить тематические сувениры и даже конфеты. Этот синтоистский праздник берет начало в XVII веке — так местные проститутки вымаливали себе успехи в своем труде. Сейчас Канамара-мацури считается праздником плодородия и процветания.

    Турция

    Новруз (Наурыз, Навруз) — один из древнейших праздников весны в мире. Широко известен у иранских и тюркских народов, празднуется в день весеннего равноденствия, 21 марта. В Новруз накрывают стол с блюдами из семи растительных продуктов — пшеницы, гороха, бобов, фасоли, проса и других. В Узбекистане и других странах на праздник готовят сумаляк — сладкое блюдо из пророщенных зерен пшеницы. Зерна перемалывают и варят в течение суток в казане с добавлением муки.

    Иногда на стол также ставят зеркало и крашеные яйца, символизирующие завершение старого и начало нового. В некоторых странах принято разжигать костры и семь раз прыгать через них, чтобы очиститься от грехов.

    Испания



    Один из самых известных весенних испанских праздников — Фальяс. Он косвенно связан с увеличением светового дня и посвящен Святому Иосифу. Фальяс отмечается по всей Испании, однако с особым торжеством — в Валенсии. Этот праздник еще называют фестивалем огня — повсюду гремят салюты, взрываются петарды, а в финале сжигают громадных кукол, которые так и называются — фальяс. Куклы часто изображают те или иные пороки человечества, политиков, сказочных персонажей, их размер может достигать 20 метров. Для всего города готовится огромная паэлья. В 2017 году Фальяс продлится с 15 по 19 марта.

    Индия

    Холи, фестиваль весны — самый красочный в буквальном смысле праздник Индии. В этот день принято посыпать друг друга цветным порошком — считается, что чем больше красок на одежде и коже, тем больше хороших пожеланий направлено в адрес человека. В 2017 году Холи отмечается 13 марта.

    Канада

    В мае в канадской Оттаве проходит фестиваль тюльпанов. Здесь можно увидеть тысячи и тысячи цветов. Праздник был учрежден в честь дружбы между Канадой и Нидерландами: в годы нацистской оккупации принцесса Нидерландов Юлиана вместе с дочерьми обрела убежище в Канаде.

    Мексика

    В Мексике широко отмечают день весеннего равноденствия. Главные празднества проходят в столице цивилизации майя Чичен-Ице: тут и театрализованные представления, и ритуальные танцы в красочных национальных костюмах.

    Белоруссия

    В Белоруссии 1 марта отмечают «Гуканне вясны»: поют песни-веснянки и украшают дом веточками вербы и березы. Название праздника пошло от припева к песням-веснянкам: «Гу-у-у-у!». Следом за призывом весны приходят Сороки (22 марта) — считается, что в этот день из теплых краев возвращаются птицы. Хозяйки выпекают из теста фигурки птичек, «жаворонков» с глазами-изюминками. В некоторых деревнях до сих пор насаживают печеных птичек на палки, украшенные лентами и цветами и носят по улицам, приговаривая: «Жаворонки, прилетите, зиму унесите!»

    Германия

    Немецкий Первомай известен как Maifeiertag, «майский праздник». Начинается накануне, в Вальпургиеву ночь — все прыгают через костры, поют и танцуют до утра. В это же время наряжают знаменитое майское дерево. Maibaum — столб, на верхушке украшенный фигурками, лентами и цветами. Раньше существовал обычай похищения и выкупа майского дерева — жители деревень соревновались между собой, кто быстрее украдет соседское дерево и получит награду. Сейчас майский праздник сопровождается ярмарками, концертами и народными гуляньями.