Материал на тему: Как научить ребенка учиться. Стрессы в школе. Как научиться учиться: повышайте общий уровень интеллектуальных навыков

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

"Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения".
Г. Лихтенб

Как научить ребенка учиться? В качестве главного условия я рассматриваю выбор и реализацию соответствующих технологий. (Слайд 1)

Такой педагогической технологией считаю систему развивающего обучения Образовательную программу "Школа 2100", которая открывает широкие возможности в достижении знаний, как перед учениками, так и перед учителем. Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечивает возможность для творчества "неуспешных" учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений. (Слайд 2)

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно , добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Поэтому тема моей методической проблемы - "Личностно-ориентированное обучение на основе УМК "Школа2100", который является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. (Слайд 3)

Личностно-ориентированное обучение предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей ученика, выявление и структурирование субъектного опыта ученика, целенаправленное развитие его личности в процессе обучения, создание условий для проявления познавательной активности.

Одним из главных средств достижения этих целей является создание личностно-ориентированных ситуаций. Личностно-ориентированная ситуация - один из центральных моментов личностно-ориентированного урока, механизм его реализации. Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно-ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно-ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе. (Слайд 4)

Признаки личностно-ориентированной учебной ситуации:

  • постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся;
  • обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту, поощрение самостоятельности в выводах;
  • озвучивание разных точек зрения учащихся;
  • обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту;
  • обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя;
  • предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения;
  • обеспечение условий каждому ученику с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Суть личностно-ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия.

Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников. (Слайд5)

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно-ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия). (Слайд 6)

А теперь рассмотрим некоторые личностно ориентированные ситуации, используемые мной на уроках.

Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё во мне.

Урок можно начать и по-другому:

Приветствие наше сегодня называется "Ладошка к ладошке". Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. (Слайд 7)

Ситуации интриги, постановки учебной задачи можно увидеть на примере урока обучения грамоте по теме: "Прощание с Азбукой" (урок-игра "Любовь с первого взгляда") (Слайд8)

Решение задач (алгоритмических, орфографических, природоведческих и др.), - это тоже личностно ориентированные ситуации. Так, например, в 3 классе на уроке информатике, тема которого "Алгоритмы. Закрепление пройденного", путешествуя по данным пунктам, дети решают алгоритмические задачи.

Решение орфографической задачи. (Слайд 9)

Урок русского языка. 4 класс. Тема: Обобщающее повторение.

Урок проводится в форме деловой игры "Корректор". Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет. (Слайд 10)

Вместо традиционного и неинтересного закручивания десятков правил и выполнения однообразных упражнений, которые делают уроки русского языка скучными и непривлекательными, полезно придавать урокам практическую направленность.

Ситуация выбора.

Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе. В данном случае детям можно предложить на выбор задания 3 уровней. Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание.

1 уровень - найти и исправить ошибки.

2 уровень - распределить слова, в которых допущены ошибки по группам: а) словарные слова; б) гласная в корне; в) слова с другими орфограммами.

3 уровень - написать ответ этой девочке. (Слайд 11)

Данный пример указывает на выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта. Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по ранее изученной теме:

  • объяснить термины, дать описание конкретным терминам;
  • коллективные ответы на поставленные вопросы;
  • выполнить тестовые задания.

В последнее время отмечается тот факт, что дети выбирают тестовые задания. А это значит, что они сами ставят себя в ситуацию выбора, ведь из 3х возможных вариантов ответа нужно выбрать один правильный.

Тестовое задание, использованное на данном уроке. (Слайд 12)

Мы подошли к следующим игровым ситуациям, без которых в начальной школе не обойтись.

Урок обучения грамоте. Прощание с Русской азбукой. (Урок-игра "Любовь с первого взгляда").

Игра "Идеальная пара" ("Найди свою пару").

Немало пословиц и поговорок мы прочитали в азбуке. А вот помните ли вы их? У девочек начало пословицы, у мальчиков концовка.

Урок: окружающий мир. 3 класс. Тема: Путешествие по планете. Страны мира.

Деловая игра "Покупаем путёвки".

Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения. (Слайд 13)

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Важной особенностью при работе с младшими школьниками является создание ситуации успеха - позитивного эмоционального настроя на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха ("Ты справишься", "У тебя получится", "Я всегда помогу тебя"). Ситуации успеха: "Снятие страха", "Авансирование успешного результата", "Внесение мотива", "Высокая оценка детали" и т. д. (Слайды 14, 15)

Для меня урок в начальной школе - это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это "добыча" знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.

Нельзя не остановиться и на ситуациях, которые дают возможность проявить и развить творческие способности учащихся. На уроках использую метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности. Комплекс заданий предлагает два вида упражнений: "Включите воображение", ":словам просторно". Методика Гранкина Г.Г. и др.) (Слайд 16)

В своей работе я использую уроки микрогруппового проектирования. Мы осваиваем с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (рисунки, настенные плакаты) до долгосрочных работ (альбомы, малые книги со своим творчеством, поделки). Такая форма работы позволяет проявить индивидуальные способности и таланты. (Слайд 17)

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность. Этому способствуют уроки детской риторики и занятия на факультативе "Театр". (Слайд 18)

За всем этим следует обсуждение, дискуссия - это тоже личностно-ориентированная ситуация. При обсуждении дети свободно высказывают свою точку зрения. В эти моменты к детям очень подходит образ, созданный великим дидактом К.Д. Ушинским, который замечал, что классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. "Мертвая тишина" недопустима. В учебнике детской риторики много упражнений, которые вызывают детей на обсуждение конкретных ситуаций.

Ситуации дискуссии возникают и на уроках литературного чтения, отвечая на проблемный вопрос такого характера: "Чем похожи отношения героев прочитанных произведений на мир отношений у людей?" каждый ребёнок жаждет высказать своё мнение. Дети отвечают по-разному, потому что каждый имеет право свободного выбора.

Рефлексия в конце урока. Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок. В начальной школе дети описывают свои субъективные реакции с помощью забавных значков или знаков. Например, восклицательный знак - урок был успешным, вопросительный - что-то осталось непонятным, отрицательный знак - чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу "П" - плюс, "М" - минус, "И" - интересно.

Рефлексия без посторонней помощи. В конце урока выставляется на стол коробка с фишками разного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов - красные, синие, зелёные, значение которых таково: красный - урок принес учащимся радость познания, синий - было всё понятно, зелёный - я не всё понял.

По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия. (Слайд 20)

Рефлексия "Острова". Каждому учащемуся предлагаю создать свой тип ситуации успеха во время учебного занятия.

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока. Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии учащихся. (Слайд 21)

Мною освещены основные личностно-ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе. В целом можно сказать, что создавая и используя на уроках личностно-ориентированные ситуации, происходят позитивные изменения в самой личности как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником. (Слайд 22)

Спасибо за внимание!

"Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению" (Слайд 23)

Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные.

Меня всегда волновала проблема: как научить детей учиться? Особенно остро встаёт эта проблема при переходе учеников в среднее звено школы. Всем знакомо явление: число отлично успевающих детей резко снижается в среднем звене школы и практически исчезает в старшем. Конечно, слаба ещё преемственность между начальным и средним звеном: в смысле единства требований, в смысле учебных программ и учебников. Но я часто задумываюсь, всё ли мы, учителя начальных классов, делаем для облегчения перехода учащихся в среднее звено? Да, мы даём им необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд, следует больше заботиться о другом - нам надо научить детей учиться. Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Меня постоянно волнует проблема - как научить всех? У меня всегда в классе есть 5-6 человек, которые учатся слабо не только потому, что их уровень развития недостаточно высок, но и потому, что семьи таких детей, как правило неблагополучные.

Первое, о чём я хочу сказать, что очень ошибаются те учителя, которые часть работы перекладывают на плечи родителей. Родители возвращаются с работы вечером, обещаются с уже уставшим за день ребёнком. Безусловно, вечерние занятия родителей с детьми - малоэффективные и не всегда квалифицированные. Я никогда не превращаю свои собрания в подробный инструктаж родителей по изучаемым предметам. Моё твёрдое убеждение, что помощь родителям больше должна быть направлена на создание условий для успешных занятий, осуществление контроля за соблюдением режима дня школьника, учитывая его физиологические особенности.

На собраниях я стараюсь показать родителям основные приёмы, формы работы, которые им необходимо использовать дома в какой-то определённый момент. Например: при изучении состава чисел я предложила родителям рациональные приёмы для более прочного усвоения этой темы (игровые моменты - лото, домино, домики с цветными кружочками); объяснила важность чередования различных приёмов заучивания, чтобы были задействованы разные виды памяти. При объяснении какого-либо приёма вычислений я часто «забегаю» вперёд. Например, познакомила детей с приёмом сложения «по частям» (17 + 8), и тут же показываю применение этого приёма при решении более сложных примеров: 47 + 8, 97 + 8, 170 + 80, 470 + 80, 970 + 80.Таким образом я учу детей выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею. Это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться. Безусловно, надо ещё научиться выполнять поставленную задачу, усвоить то, что подлежит усвоению.

Очень внимательно стараюсь подходить к определению видов и объёма домашних заданий. Самые сложные виды заданий мы выполняем в классе. Большой объём домашних заданий и высокий уровень их сложности не всегда оправданы. В этом случае родители вынуждены помогать детям, а некоторые просто подсказывают. А в классе, где приходится работать самостоятельно, дети затрудняются с решением. Вот и получается, что домашние работы все делают на «4» и «5», а классные - намного хуже. Если я вижу такую картину у некоторых своих учеников, то сразу понимаю, что они недостаточно владеют приёмами самостоятельной работы. Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Некоторые родители идут по лёгкому пути. Например, вместо того чтобы помочь ребёнку осмысленно заучить состав чисел, контролировать процесс закрепления, учат их считать на пальцах.

Одним из приёмов, которые помогают школьникам учиться, является активная мыслительная обработка материала и смысловая его группировка. Уроки русского языка строю по принципу развивающего обучения, взяв за основу создание проблемных ситуаций (столкновение с противоречием). На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Работая над научно-познавательным текстом учебников литературного чтения и окружающего мира, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Некоторые правила легче запомнить и понять по составленному вместе с детьми плану. Я думаю, наши памятки по русскому языку, опорные таблицы по математике, схемы, краткие записи к задачам, графики - это тоже разновидность плана. Составляя с детьми план, я стремлюсь к тому, чтобы они приучались к активной умственной работе, постепенно овладевали её навыками. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее.

Постепенно, по мере овладения этим умением, я приучаю детей к сокращенной записи плана, а затем и к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик удерживает в памяти выделенные им смысловые пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему материала. Это умение позволяет ученикам уже в 3-4 классах самостоятельно готовится не только к урокам окружающего мира, но и по другим предметам. Это умение особенно ценно при переходе в среднее звено.

Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагмент или затрудняются в его применении. Я считаю, что гораздо полезнее любое объёмное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу.

Важным в своей работе по обучению детей рациональным приёмам учения считаю установку на запоминание. Я постоянно напоминаю детям о том, что следует хорошо запомнить, и показываю, где это может пригодиться в дальнейшем. В то же время некоторые понятия и сведения носят чисто ознакомительный характер. Я иногда говорю детям, что некоторые понятия они более глубоко будут изучать в старших классах, а о чём-то полезнее узнать больше из дополнительной и справочной литературы. Например, знакомя детей с таблицей состава чисел второго десятка, я не даю им установку на запоминание. Считаю, что решать подобные примеры гораздо полезнее по частям. А результаты сложения со временем запомнятся непроизвольно.

Конечно, не все учащиеся класса одновременно и успешно овладевают приёмами рационального обучения. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения. Дети, которые затрудняются в учёбе, как правило, пассивны на уроках. Поэтому я всячески стараюсь активизировать сознание таких детей, постоянно напоминаю всем, что надо терпеливо выслушивать ответы своих товарищей, что не стыдно ошибаться. Часто бывает, что желание детей ответить так велико, что они встают, с нетерпением тянут руку, чуть ли не выкрикивают ответ. Я не считаю, что такое проявление активности - плохое поведение на уроке. Наоборот, я думаю, что сидящие «по струнке» дети скорее всего равнодушны к вопросам учителя. Им надо постоянно думать о том, как сдерживать себя, свои эмоции, а не о том, как лучше ответить.

Есть ещё один важный момент в обучении детей - контроль и самооценка. Чередование различных форм контроля позволяет мне следить за процессом усвоения знаний. Наряду с традиционными формами контроля я часто использую и такие виды опрос учащихся, когда я не оцениваю ответы, а просто веду учёт ошибок. Например, я проводила такие самостоятельные работы, объём которых превышал обычные контрольные. Тем, кто выполнил свой вариант, предлагала решить задания другого варианта. Некоторые же и за два урока едва справлялись со своим заданием. В процессе работы я разрешаю детям подходить ко мне с вопросами, но не за подсказкой. Такой вид самостоятельной работы нравится и мне, и детям: все получают только хорошие отметки, а некоторые и по две пятёрки. Иногда обхожусь без отметок. При выполнении такой работы хорошо виден уровень самостоятельности каждого. Я не ставлю детям плохие отметки за текущие работы. Если ученик что-то не доработал, пишу замечание в словесной форме.

Ещё не все родители понимают, что неудача ребёнка - это не сигнал к наказанию, а повод для серьёзного анализа того, как помогают ему в семье учиться успешно. Оценка должна быть стимулирующей. При встречах с родителями я никогда не сравниваю одного ребёнка с другим. Я убеждена, что сравнивать можно каждого ребёнка с самим собой, оценивать процесс познания и развития одного и того же ученика. В своей работе я придерживаюсь такого принципа: если уж надо ставить двойку, то крайне редко, когда все средства уже исчерпаны. Отметка не должна быть кнутом для детей. Основная её функция - регулирующая и ориентирующая. И здесь важно постепенно учить детей давать самооценку своему труду. В этом плане всегда много приходится работать с детьми, и с родителями. Главный итог такой работы - когда оценка учителя совпадает с самооценкой ученика.

Задолго до официального выставления отметок я знакомлю родителей с нормами их выставления по предметам, со своим подходом к этому процессу. Я уверена, что ничто так не подрывает авторитет учителя, как выставление разных отметок за одинаковые по уровню работы и ответы. Моё мнение - необходима оценка только знаний, аргументированная и объективная. Мои ученики не боятся отметок. Они знают, что в школе их всегда поймут и поддержат, помогут, если надо. Дети всегда со мной очень откровенны, и я благодарна им за это. И, наконец, важным фактором, можно сказать итогом всей работы учителя является самостоятельная домашняя работа учащихся. Ведь научить детей учиться - значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и своё внешнее поведение. Во время встреч с родителями я постоянно подчёркиваю, что им предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у своих детей умения управлять собственным поведением, чтобы они стали хозяевами своих желаний, а не наоборот. Взаимопонимание, постоянный контроль с родителями, разнообразные формы работы с ними - всё подчинено одной цели. Только вместе и сообща мы сможем научить наших детей учиться познавать окружающий мир и самих себя.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Сегодня учиться самостоятельно не проблема: выбор вариантов онлайн-курсов с лучшими преподавателями почти безграничен. Проблема в самоорганизации и самодисциплине. Как не лениться, не откладывать обучение и получать самообразование с удовольствием? Сооснователь платформы онлайн-курсов Prometheus Иван Примаченко поделился своим опытом и дал пару дельных советов.

Знание - главная движущая сила современного общества, источник силы и конкурентных преимуществ в работе и жизни. Однако традиционная система образования все меньше способна обеспечить возрастающие потребности человека в актуальных знаниях и умениях. Как говорил Камю, школа- это место, где нас готовят к жизни в мире, которого уже не существует. Даже лучший университет больше не может дать студентам знания, которых им хватит на всю жизнь. Каждые 5-10 лет их специальность может видоизменяться до неузнаваемости. Социальные сети, смартфоны, энергетическая революция, большие данные, беспилотные автомобили - вот лишь некоторые явления, которые за последние 10 лет фундаментально изменили многие профессии и породили новые. Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Но для этого вначале придется овладеть навыком, который не преподают в украинских школах и университетах: научиться учиться самостоятельно.

Миф о таланте. Фиксированное мышление и мышление роста

Тема обучения чему-то новому овеяна огромным количеством мифов, самым распространенным и вредным из которых является миф о таланте . Его суть заключается в том, что успех в изучении того или иного дела зависит от врожденных способностей - таланта, который можно развивать или закопать, но нельзя пропить. Талант либо есть, либо его нет.

Современная наука об обучении полностью опровергает этот миф. От пионерских исследований Блюма в 80-е годы XX века до современного фундаментального издания The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance исследования биографий великих и просто известных людей так и не смогли найти "таланта" (врожденных предрасположенностей) к тем или иным интеллектуальным навыкам. Оказалось, что даже уровень IQ лишь слабо соотносится с профессиональными успехами, что уж говорить о неуловимом таланте. Однако миф о таланте не просто вводит нас в заблуждение: он активно вредит нашей способности учиться и совершенствоваться.

В связи с этим Кэрол Двек, исследовательница и преподаватель Стэнфордского университета, различает два типа мышления : фиксированное мышление и мышление роста.


Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределяют врожденные способности. Если человеку не хватает таланта или ума, то этого не исправить. Личности с таким типом мышления часто боятся ошибиться, потерпеть поражение, ведь это, на их взгляд, демонстрирует врожденный недостаток способностей. Именно поэтому они избегают сложных задач, в которых существует риск неудачи, и не приемлют любой негативной обратной связи, ведь любая критика может полностью подорвать их самооценку.

Люди с мышлением роста , напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря тяжелой работе и настойчивости. Даже проигрыш они расценивают лишь как еще одну возможность сделать выводы и отточить свои навыки. Такие люди не боятся задач за пределами своей зоны комфорта, не падают духом при первых неудачах и всегда рады обратной связи, даже если это означает быть готовым принять критику в свой адрес.

Для эффективного обучения, даже больше чем для достижения успеха в любом другом деле, важно придерживаться мышления роста и избегать фиксированного мышления.


Три стратегии успешного обучения

В уже легендарной статье The Making of an Expert, опубликованной в 2007 году в Harvard Business Review, дается обзор трех основных научно установленных факторов, которые помогут стать выдающимся экспертом в определенной области.

Во-первых, время, потраченное на осознанную практику нового навыка или умения. Речь идет о правиле 10 000 часов (или 10 лет): именно столько нужно сознательно практиковаться, чтобы стать специалистом мирового уровня в чем-то. Ключевое слово тут "осознанность" - любое количество бездумного механического повторения ничем не улучшит ваши навыки. Осознанная практика предполагает постановку перед собой целей для каждого занятия, фиксацию и анализ результатов каждого такого "урока".

Во-вторых, эффективное обучение предполагает постоянный доступ к лучшим учителям и менторам . На разных уровнях обучения вам понадобятся разные наставники. Сначала лучшие местные учителя, впоследствии - национального уровня, а затем уже и эксперты мирового класса. Лучшие учителя ускоряют обучение, структурируют процесс освоения новых знаний, мотивируют и контролируют выполнение самостоятельной работы. Ваша главная и конечная цель - стать лучшим учителем и ментором для самого себя. Именно этим свойством обладают все выдающиеся эксперты.

В-третьих, наилучшему обучению способствует поддержка семьи и окружения . Выдающиеся люди собираются вместе, поддерживают тесные связи и учатся друг у друга. Работа и общение с лучшими помогают вам стать лучшим.

Интересный факт: биографии множества людей, традиционно считающихся выдающимися вундеркиндами, прекрасно соответствуют изложенным выше условиям. Наиболее известен пример Моцарта, которому молва приписывает фантастический врожденный талант. Не стоит, однако, забывать, что обучение Моцарта музыке началось в 4 года, его отец был известным музыкальным учителем и автором одного из первых учебников по игре на скрипке, который вдохновенно мотивировал молодого Вольфганга к постоянным репетициям.


Семь правил успешного обучения

1. Обучение эффективно, когда дается с усилием. Человек должен прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны отпечаткам на песке: очень скоро от них не останется и следа.

2. Мы добиваемся стабильного совершенствования лишь тогда, когда можем измерить свой прогресс. Человек склонен к иллюзиям в оценке эффективности своей учебы. Как правило, мы переоцениваем свои успехи от поверхностного ознакомления с материалом и неправильно оцениваем темпы нашего прогресса. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно контролировать свои успехи с помощью объективного измерения: тесты, разнообразные стандартизированные проверки навыков и даже банальные вопросы для самопроверки в конце книжной главы позволят трезво оценить наш прогресс в обучении.

3. Классические школьно-университетские методы подготовки малоэффективны. Перечитывание текстов и механическая зубрежка ничего не дают. Это легкие методы обучения, которые противоречат первому правилу. Они не заставляют нас напрягать наш разум по-настоящему, а просто утомляют его однообразным повторением.


4. Практики вспоминания - основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Существует две эффективные техники вспоминания.

Первая - это отложенное вспоминание : на карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой - ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись - повторить необходимо уже на следующий день. Чем длиннее цепочка успешных припоминаний, тем все больший интервал должен быть перед следующим повторением. Эта система особенно популярна для изучения иностранных слов, и многие из нас сталкивались с ней в сервисах вроде Anki или LinguaLeo. Однако с помощью простейших карточек или даже самого обычного рукописного конспекта систему отложенного вспоминания можно приспособить для изучения практически любого предмета.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания - перемешивание тем и типов заданий . Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим. Если вы решаете разные подтипы математических задач в рамках одной темы, перемешивайте их так, чтобы каждый раз вам приходилось подумать, с каким именно подтипом задачи вы имеете дело.

5. Попробуйте решить проблему до того, как вас научат ее решению. Не стоит спешить читать о том, как очередная легенда менеджмента спасла свою компанию. Вначале подумайте, как на его месте поступили бы вы. Не имеет значения, получится найти правильный ответ или нет. Уже то, что вы приложите усилие, попробуете "придумать свой велосипед" до того, как получите готовый ответ, поможет вам быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.


6. "Стили обучения" вроде "визуального" или "аудиального" - миф . У нас нет серьезных научных подтверждений их существования. Напротив, исследования указывают на то, что лучше всего запоминается та информация, в восприятии которой задействовано максимум органов чувств и различных ассоциаций. И это вполне логично, ведь знания конструируются.

Многие считают, что наша память- это пустая емкость, в которую мы просто заливаем новую информацию до тех пор, пока она не наполнится до краев. Однако эта концепция глубоко ошибочна. В реальной жизни новые знания всегда привязываются к той информации, которая уже хранится в нашей памяти. Новые понятия и идеи могут быть поняты и восприняты нами лишь с помощью уже знакомых понятий и идей. Поэтому стоит усвоить привычку объяснять самому себе новое и сложное через старое и простое. Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, обязательно попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору, которая поможет вам "поймать" суть новой информации.

7. Следует пытаться найти фундаментальные правила и первоосновы решения проблем , а не просто запоминать факты или зазубривать процедуры решения тех или иных задач. Такие первоосновы, которые могут быть использованы для решения множества задач в различных сферах знаний, принято называть ментальными моделями. Классический пример ментальной модели- это эволюция: естественное развитие, движение от простого к сложному, которое происходит медленно, но неотвратимо. Каждый из нас в большей или меньшей степени знаком с понятием биологической эволюции. Но что, если мы столкнемся с термином "звездная эволюция"? Он не знаком нам, но, владея ментальной моделью "эволюция", мы легко можем догадаться, что речь, по-видимому, идет о естественном, медленном и неизбежном изменении состояния звезд. И будем очень недалеки от истины, хоть и услышали этот термин в первый раз. Чем большим количеством ментальных моделей мы владеем, тем быстрее и эффективнее сможем понимать новые идеи и концепции.


Как заставить себя учиться самостоятельно

Книги, массовые бесплатные онлайн-курсы и другие доступные источники качественных знаний сегодня в изобилии доступны всем желающим. Куда более сложный вопрос, как мотивировать себя к самостоятельному обучению и наконец-то закончить те два десятка книг и онлайн-курсов, которые вы уже давным-давно хотите пройти. Попробуйте следовать трем простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Если вы раздумываете, когда лучше проходить онлайн-курс- на выходных в течение нескольких часов за раз или ежедневно по полчаса,- то последний вариант оптимален. Разбивка учебного процесса на небольшие сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению на следующий день.

Самостоятельно учиться лучше всего в одно и то же время в одних и тех же условиях . Привычка - вторая натура, а регулярность - залог успеха в обучении. Выработав у себя привычку учиться в определенное время, вам будет куда легче придерживаться регулярных занятий.

Самостоятельное чтение книг и прохождение онлайн-курсов лишают вас важного стимула в виде социального давления : если вы забросите обучение, в отличие от традиционного образования, никто об этом не узнает: ни преподаватель, ни другие студенты. Создайте для себя необходимое для самостоятельной учебы социальное давление: публично расскажите о своих планах друзьям, присоединитесь к совместной группе подготовки или сами ее организуйте, обсуждайте и комментируйте процесс вашего обучения в социальных сетях.

Иван Примаченко - аспирант исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Два года назад он проходил известный гарвардский онлайн-курс основ программирования CS50 . Обучение в Гарварде, не выходя из киевской квартиры, помогло понять, насколько такой формат самообразования удобен и перспективен. В октябре 2014 года Иван вместе с двумя единомышленниками, Алексеем Молчановским и Викторией Примаченко, создал платформу бесплатных онлайн-курсов Prometheus. На сегодня это самая популярная украинская платформа онлайн-образования, которая включает 29 открытых курсов и объединяет 115 000 слушателей.

Иван Примаченко, сооснователь платформы массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus