Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста. К вопросу о теоретических основах физического воспитания детей дошкольного возраста гвоздева в.г

1

Переход системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития (ликвидация единообразия учреждения, открытие инновационных учреждений, образование и развитие системы экспериментальных площадок) во многом обеспечивается разработкой новых образовательных проектов, управленческим и педагогическим творчеством, поддержкой развивающего социума.

Инновация - нововведение. Нововведение - целенаправленное изменение, вносящие в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Слово «инновация» происходит от латинского in - в и nowus - новое и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация - это содержание и организация нового. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Развивающие ДОУ, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех ДОУ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Инновационные изыскания идут по следующим направлениям: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей; создание новых видов дошкольных учреждений - центров развития ребенка, прогимназий и др.

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети. Задача исследователей и руководителей ДОУ - свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в ДОУ подлежит управлению.

Анализ научно-методической литературы, а также документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений, свидетельствует о том, что одной из основных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей. Большими возможностями в этом контексте обладают организованные занятия физическими упражнениями в режиме дня дошкольников. Вместе с тем, реальные данные о состоянии здоровья детей дошкольного возраста указывают на наличие тревожной тенденции к увеличению числа дошкольников, страдающих от заболеваний, многие из которых переходят в хронические формы.

По мнению Ю.К. Чернышенко, наряду с актуальными проблемами состояния окружающей среды, организации медицинского обслуживания, состояния материальной базы, возникает задача качественного совершенствования подготовки физкультурных кадров для ДОУ.

В исследованиях А.Я. Ханжиевой указывается на то, что не все современные традиционные методики, применяемые в настоящее время в ДОУ, способны реализовать в полной мере необходимый объем двигательной активности растущего организма. В связи с этим некоторыми педагогическими коллективами ДОУ реализуются программы реабилитации здоровых детей с целью создания варианта оздоровительной системы, обеспечивающей снижение заболеваемости, повышение физиологических и психологических функций организма ребенка, а, следовательно, и его образовательных способностей.

Несмотря на очевидность того, что при решении проблемы гармоничного развития дошкольника, его организованная двигательная деятельность должна занимать в режиме дня почти половину ежедневного бюджета времени, отношение различных отечественных и зарубежных дошкольных образовательных программ к этому не однозначное. Анализ ведущих отечественных программ: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др., показывает, что они отводят этому фактору (в среднем) от 12 до 18 % общего бюджета времени дневного пребывания ребенка в детском саду, что вряд ли может быть достаточным для решения оздоровительных, а, следовательно, и образовательных задач, поскольку эти процессы взаимосвязаны. Широко рекламируемая в настоящее время программа «Шаг за шагом» Центра развития ребенка (Джорджтаунский университет, Вашингтон, США) вообще исключает из режима дня нормированную двигательную активность ребенка, замещая ее самостоятельной, что делает процесс его развития, на наш взгляд, спонтанно-беспорядочным и хаотичным.

В научной концепции исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РФ выдвинуто реформаторское движение в дошкольном образовании. Созданы инновационные образовательные программы нового поколения: «Развитие» (в 1996 г. удостоена Премии Правительства РФ в области образования), «Одаренный ребенок», «Золотой ключик», «Радуга», Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет и др.

Одним из инновационных направлений, дополняющих существующую систему физического воспитания детей дошкольного возраста, является реализация интеллектуальных и социально-психологических задач, в совокупности составляющих культурологический вектор данного процесса. Результаты проведенных ими исследований дополняют содержание существующих программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях конкретными рекомендациями по освоению детьми интеллектуальных ценностей физической культуры и формированию у них стойких стимулов к занятиям физическими упражнениями.

А.В. Запорожец в своих научных исследованиях обосновывает использование возможностей средств физического воспитания для создания условий, оптимизирующих формирование психических процессов у дошкольников. Таким образом, еще одним инновационным направлением, дополняющим содержательную основу системы физического воспитания, является применение физических упражнений для оптимизации условий развития психических процессов.

Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка. Прежде всего, это касается соответствия массы тела длине тела. Несмотря на то, что определению нормативных показателей, характеризующих физическое развитие здорового ребенка, посвящено большое число работ, такого рода исследования до сих пор остаются актуальными. Связано это с тем, что на физическое развитие ребенка оказывают влияние как постоянно протекающие процессы общего характера (акселерации и децелерации), так и региональные факторы, связанные с климатогеографическими, социальными, экологическими и другими условиями. Вместе с тем известно, что рост и развитие ребенка - это неравномерный процесс, характеризующийся периодами ускорения и замедления. При этом считается, что этапы ускоренного роста ребенка являются периодами, когда его организм наиболее уязвим. Эти периоды специалистами определяются как критические. В онтогенезе выделяют несколько возрастных периодов, когда происходит ускоренный рост организма. Вместе с тем, следует отметить, что разными авторами указываются различные возрастные границы этих критических периодов. В особенности это касается дошкольного периода.

Исходя из задач исследования, была проведена оценка физического развития детей экспериментальной и контрольной групп. При оценке учитывались антропометрические данные и отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка: выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость.

В начале и конце года по всем показателям антропометрических данных статистически достоверных различий между воспитанниками экспериментальной и контрольной групп не наблюдалось.

Исследование динамики антропометрических показателей детей указывает на очевидную неравномерность физического развития ребенка в разные периоды онтогенеза. Ростовое ускорение («первое вытяжение») по данным московских и ленинградских авторов, наблюдается в возрасте от 4 до 5,5 лет. Мы так же обнаружили второе ростовое ускорение в возрасте 6 лет в обеих группах. Но, следует отметить, что прирост в экспериментальной группе составил 9 см, а в контрольной - 5 см. По мнению Ю.В. Вельтищева второе ростовое ускорение обнаруживается далеко не всегда. Действительно, обследование детей (усредненные данные по России), представленные в работе А.Н. Мартинчик и А.К. Батурина не выявило существенных изменений в темпах роста у дошкольников и наличие второго ростового ускорения в дошкольном возрасте.

Это на наш взгляд можно объяснить усреднением показателей различных регионов. Судя по различным данным, время формирования второго ускорения и его выраженность в разных регионах имеют свои особенности. А поскольку, периоды наиболее интенсивного роста это периоды повышенного риска возникновения рассогласований в развитии различных систем и снижения адаптивных возможностей организма, в нашем регионе следует уделять более пристальное внимание детям 6-ти лет.

Мы отметили, что увеличение длины тела и соответственно массы ребенка это непрерывный процесс. Однако на этом фоне отмечаются периоды «округления», когда происходит относительно более быстрое наращивание массы (например, в три-четыре года), и «вытягивания», когда прирост длины тела опережает прирост массы (например, 6 лет). Причем, эти показатели в экспериментальной группе опережают показатели контрольной группы (с 20,0±2,1кг до 21,2±2,4кг в экспериментальной группе и с 20,1±1,9кг до 20,9±2,3кг в контрольной группе). Во всех возрастных группах наблюдалось достоверное изменение массы тела от начала к концу года. Исключение составили дети шести-семи лет контрольной группы, где прирост массы тела в течение года был незначительным (недостоверным - 0,7 кг). Это еще раз подтверждает мнение Воронцова И.М. , что «в любом возрастном периоде констатация вступления ребенка в фазу интенсивного вытягивания должна считаться признаком вероятного снижения физической и психической выносливости, повышенного риска возникновения заболеваний». Поэтому критическим периодом развития ребенка следует считать именно период вытягивания, когда прирост длины тела опережает прирост массы тела. Согласно этому подходу критическим периодом для детей нашего региона (по результатам собственных исследований) необходимо считать возраст 6-ти лет (как в контрольной; так и в экспериментальной группах), поскольку в этом возрасте наблюдается интенсивное вытягивание (в среднем 8 см). Такая прибавка длины тела обычно наблюдается на первом году жизни и в пубертатный период. Видимо, с этим связано и незначительное прибавление массы тела в возрасте шести лет (в среднем около 1 кг). Причем, дети контрольной группы прибавили меньше, чем их сверстники из экспериментальной группы. На наш взгляд, дети контрольной группы использовали резерв организма на стадии вытягивания, а дети экспериментальной группы за счет повышения адаптивных возможностей вошли в этот период с меньшими потерями массы тела.

Полученные нами результаты позволили выявить региональные особенности физического развития детей республики Адыгея. Второе ростовое ускорение в республике не имеет различий по половому признаку и приходится на шестой год жизни. Табличные данные предлагаемого исследования могут использоваться как стандарты антропометрических параметров детей первых семи лет жизни.

Следовательно, данная методика определила положительные сдвиги основных соматометрических признаков в экспериментальной группе и позволила максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, поэтому, как современная форма занятий она имеет преимущества перед традиционными подходами.

Библиографическая ссылка

Ханжиева А.Я. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 12-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4033 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Доктор биологических наук, профессор И.М.Козлов
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта
Ключевые слова: противоречия системы образования, законы развития - основа технологии обучения, интеграция двигательной и познавательной деятельности детей - механизм разрешения противоречий между биологической и социальной программами развития человека. П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества. Предлагаемая статья не претендует на всесторонний анализ состояния физического воспитания; ее целью является обсуждение некоторых проблем, характеризующих кризисные явления, а также поиск механизмов, способствующих их преодолению для обеспечения телесного, душевного и социального благополучия детей. Одним из кризисных явлений существующей системы образования является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе образования. Чтобы не впасть в крайность, следует отметить два обстоятельства. Первое - неспецифическое влияние средств и методов физической тренировки на жизнедеятельность и работоспособность организма человека (косвенное влияние) и второе - значение профессионально-прикладной физической подготовки в качестве механизма, оказывающего прямое влияние на специальную работоспособность и нашедшего широкое применение в вооруженных силах и системе профтехобразования. Однако в дошкольных и школьных учреждениях народного образования используется лишь первое направление - обособленное применение средств и методов физического воспитания на уроках физической культуры. Напомним сакраментальные слова И.М.Сеченова :"Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". Но не заказан и обратный маршрут - от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей. Предложенный на этой основе подход был подвергнут экспериментальной проверке в детских садах на группах детей 5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти месяцев информация об окружающем мире (предметы, их изображения, символы - буквы, слова, цифры) осваивались не в результате снижения или подавления двигательной активности, а посредством уже освоенных двигательных действий или в результате их формирования. В экспериментальных группах количество детей, знающих все буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся в экспериментальных группах, превзошли своих сверстников по результатам выполнения двигательных заданий, а также по гармоничности физического развития. Способ интегрального решения дидактических и воспитательных задач для совершенствования двигательной и познавательной деятельности детей не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском саду - воспитатель, выступая в единственном числе, казалось бы, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходи-мостью интегрального применения знаний. Однако, как правило, работников для дошкольных учреждений готовят в средних специальных учебных заведениях, тогда как в некоторых странах, например в Японии, все воспитатели имеют университетское образование. Глубокие теоретические знания и умение перевести их на язык практики являются основным условием формирования механизма, который позволит преодолеть противоречия между необходимостью усвоения новых знаний и ухудшением состояния здоровья детей. Противоречия между социальной и биологичекой программами развития человека проявляются при организации двигательной деятельности детей, когда необходимо согласовать работу мышц тела с мануальными движениями. Социальные условия жизни, прежде всего труд, привели к доминированию ручных операций в двигательной активности человека. Сенсомоторные проекции мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры лица в коре головного мозга намного превышают соответствующие площади, связанные с крупными мышцами тела. Активное включение в двигательную деятельность крупных мышц тела и ног, их динамический, а не "подсобный", статический характер их работы необходимы для формирования "мышечного депо" (структурных и энзимных белков). В возрасте от двух до пяти лет происходит становление "схемы тела" - двигательного образа на основе формирования сенсомоторных комплексов. "Схема тела" или "модель тела" - функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить участие крупных мышц тела и конечностей в формировании "схемы тела". Это важно, во-первых, потому, что "рефлексогенными зонами", стимулирующими активность вегетативных функций, рост функциональных резервов являются прежде всего, мышцы туловища и конечностей. К нервным центрам, регулирующим вегетативные функции, нет прямого входа, они не подчинены произвольным влияниям, поэтому включение в кольцевое управление двигательной активностью крупных мышечных групп в период становления "схемы тела" является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма. Во-вторых, периферические нервные центры вегетативной нервной системы, находящиеся за пределами головного и спинного мозга, испытывают непосредственное механическое влияние при перемещении крупных звеньев тела, на чем основываются некоторые восточные системы физического воспитания для управления физическим состоянием человека. Биомеханически обоснованная и методически разработанная школа базовых движений в какой-то степени может снять противоречие между биологической необходимостью и требованиями социальной среды. Как правило, возрастные изменения у детей оцениваются по показателям размеров тела, веса, физической подготовленности, тогда как сущностью развития, его основным признаком является дифференцировка морфологической и функциональной структуры организма и личности. Поэтому наряду с развитием двигательных качеств приоритетным направлением в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии, физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответсвии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности. Это положение основывается на результатах , полученных на основе исследования работоспособности, повышение которой может быть достигнуто не только в результате применения физических упражнений, но и применением сенсорной стимуляции без участия собственных рецепторов двигательного аппарата. ЛИТЕРАТУРА 1.

Движение является естественной потребностью для ребёнка, а также средством его полноценного и гармоничного развития, кроме того оно является одним из методов познания окружающей действительности, способом самовыражения и проявления детской жизнерадостности. В современном мире условия жизни накладывают большие ограничения на возможность развития двигательной активности детей, несмотря на то, что потребность в ней неуклонно растет. Именно поэтому необходимо создать условия для активных занятий физической культурой не только дома, но в детском саду .

Маленьким детям очень сложно долгое время сидеть на одном и том же месте, они готовы целыми днями бегать, прыгать, ползать и кувыркаться, эта деятельность приносит им сплошное удовольствие. Поэтому, время, проводимое в детском саду, не является исключением, а занятия физкультурой в детском саду приносят еще большую радость, ведь там много пространства, в котором ребёнок может играть с друзьями.

Формирование физической культуры в детском саду - одна из самых важных задач, которая стоит перед педагогом для развития ребёнка в дошкольном возрасте. Для того, чтобы ребенок всегда был здоровым, активным и жизнерадостным, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому, в дошкольных учреждениях педагоги большое внимание уделяют развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости. Для того, чтобы обеспечить здоровье ребёнка, в дошкольных учреждениях введены специальные занятия по физической культуре. Начиная с раннего возраста физическая культура имеет огромное значение, потому что именно она содействуют личному и социальному развитию, а также приобретению навыков координации движений, совершенствованию моторных способностей. Движения приводят мышцы в тонус и благополучно влияют на общее самочувствие ребенка. Дети знакомятся с собственным телом, учатся владеть им в процессе выполнения упражнений. Кроме того, они развивают в себе такие качества, как целеустремленность, упорство, ловкость, смекалку, и очень гордятся, если добиваются успеха.

В детском саду занятия физической культурой являются одними из самых обязательных. Занятия по физической культуре повышают устойчивость ребёнка к различным заболеваниям, активизируют защитные силы организма. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, притягивают внимание детей, подталкивают их к исполнению подражательных движений. Систематическая смена двигательных действий на занятиях физкультурой с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, вырабатывает дисциплину и снимает напряжение. На таких занятиях у дошкольников формируется не только физическая культура, но и творческое воображение. Его развитию способствуют специальные игровые задания, выполняя которые дошкольник преодолевает стереотип действия с каким-то предметом. При этом он придумывает новые способы применения предметов.

Для развития силы, педагоги используют специальные упражнения. Например, приподнимание и опускание верхней части туловища, лежа на животе, опираясь на кисти рук, или лежа на спине. Кроме этого, многие общеразвивающие упражнения используются для развития силы с учетом многократного повторения до появления легкого утомления в мышцах.

Для развития гибкости педагоги используют гимнастику, которая способствует формированию правильной осанки, учит детей чувствовать свое тело во время движений, развивает гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов. Для развития координации так же разработаны комплексы упражнений, которые учитывают смену сложности упражнений, разнообразия движений и ускорение темпа при выполнении. На первом этапе делаются упражнения, в которых изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постелено появляются упражнения, объединяющие движения рук, ног, туловища.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей. Для развития ловкости нужно проводить упражнения, требующие согласованных действий двух или нескольких детей, упражнения с предметами и т.п. В каждое занятие включается работа с мячами, которая развивает не только крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивает подвижность суставов пальцев и кистей, а также развивает и быстроту реакции .

Таким образом, можно сказать, что занятия по физической культуре являются неотъемлемой частью образовательной программы, ведь благодаря физической культуре ребёнок сохраняет своё здоровье, а это немаловажно для его дальнейшего благополучного развития.

Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного человека. Люди все больше времени проводят у мониторов телевизоров и компьютеров, за разговорами по телефону, даже для того что бы купить еду не обязательно идти в магазин — достаточно заказать доставку. В общем, образ жизни современного человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается. Современные дети — это продукт нашего современного мира. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить. В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья. Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2016 г. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников: 1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура, развитие физических качеств. Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование. ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности. Трудности физического развития детей объясняются тем, что все большее количество детей имеют неблагоприятную картину здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Причины повышенной заболеваемости детей заключаются в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности («гиподинамия»). Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это в свою очередь приводит к гиподинамии, вызывающей развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (30-40 % детей имеют избыточный вес). Естественно, для того, чтобы научить ребенка чему либо, нужен пример в первую очередь — родительский. Что бы у детей было хотя бы малейшее желание проводить время в физически активных играх и заниматься спортом необходимо, что бы они понимали сколько удовольствия и позитивных эмоций они от этого могут получить. Если родители с детьми играют в мяч, волейбол, футбол, баскетбол, бадминтон или просто догонялки, делают зарядку, посещают спортзал или спортивную площадку, ходят в бассейн — то хотя бы одно из этих занятий будет прекрасным примером для подрастающего поколения. Если мама и папа все выходные лежат на диване у телевизора — то и ребенку не будет никакого дела до спорта. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения — важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой, а двигательно-игровая деятельность — это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем. В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание создает условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия- самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности путем поощрения двигательной активности ребенка и создания условий для ее развития через развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребенка в движении в течение дня. Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса к физической культуры. Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями — видоизменять, придумывать, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Следует активно поддерживать в детях стремление к творчеству на физкультурных занятиях, утренних гимнастиках, прогулках и в самостоятельной деятельности детей. Понимание педагогом специфики различных физических задач, умелый подбор двигательного материала и дифференцированная методика руководства, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнял его с удовольствием, — условие и средство развития детского двигательного творчества. Ребенок будет экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации и конкретных педагогических задач, особенно, если весь педагогический процесс имеет творческую направленность. В любой организационной форме и, прежде всего, на каждом физкультурном занятии есть место и время для творческих заданий, для самовыражения, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.