Познавательно практическая деятельность старшая группа. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: планирование

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

Ход занятия.

В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

Орг. игра с воздухом «Парашют»
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
- А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
- Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь)
- Что внутри них? (воздух)
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Добро пожаловать в МААМовский «Клуб юных исследователей»!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1582 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

В подготовительной группе тема «Волшебный магнит» Сенють Наталья Владимировна Воспитатель МБДОУ «Приреченский детский сад» Цель : сформировать у детей представление о магните и его свойствах. Задачи образовательные :...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Конспект познавательно- исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Тема : «Вода - бесценный дар природы» . Цель : актуализация знаний детей о воде, значении воды; активизация воспитанников на решение проблемы загрязнения водоёмов, влияния этого на окружающую...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему нельзя есть снег»

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей...» Тема: «Почему нельзя есть снег» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Почему нельзя есть снег» Задачи: создать условия для ознакомления детей со способом очистки талой воды; создать условия для побуждения детей к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе «Юные защитники природы» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе Цель: формирование начал экологической культуры. Задачи: закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды; расширить знания детей о воде: познакомить со...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию «В гостях у трех медведей» во второй группе раннего возраста Программное содержание: 1. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой, маленький. 2. Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения: мебель, животные. 3. Учить основам взаимодействия с природой. 4. Знакомить с доступными...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наши любимые игрушки» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Наши любимые игрушки» Цель: Создать условие для положительного отношения детей к игрушкам. Задачи: - Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; -...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Формы организации занятий по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующий критерий: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется...


Цель: Развивать познавательно - исследовательскую активность детей в игровой ситуации. Задачи: - Создать условия для получения знаний по проводимым экспериментам; - дать возможность детям при помощи взрослого узнать о физических явлениях во время опыта; - развивать внимание,...


Скачать бесплатно в.pdf

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе строится на творческой активности детей, изучающих явления природы и окружающего мира, устанавливающего взаимосвязи предметов и явлений, систематизирующих полученные знания и навыки.

Познавательная деятельность детей дошкольного вписана в контекст ролевых игр. Педагоги и психологи акцентируют внимание на важности внедрения разнообразных игр и познавательных занятий в программу дошкольного образовательного учреждения. В ходе игры дети могут получить представление о заданном объекте, осознать взаимосвязь действий, деталей, явлений.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду

В старшем дошкольном возрасте процесс познания основывается на желании изучать и исследовать окружающий мир. Любознательность воспитанников ДОУ расширяется, дети нуждаются в пополнении запаса знаний, они пытаются составить собственное мнение о мире, который их окружает. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе позволяет воспитанникам ДОУ:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать единую картину из разрозненных фактов;
  • ориентироваться во времени и пространстве.

Психологи выделяют несколько важных функций, которые выполняет подобная деятельность:

  1. развитие и любознательности у детей дошкольного возраста;
  2. осознание временных, пространственных и классификационных отношений;
  3. переход от систематизации теоретической информации к непосредственной практической деятельности;
  4. расширение словарного запаса, формирование навыков анализа, мышления, ведения беседы, развитие внимания;
  5. расширение кругозора, освоение представлений о природе и социуме;
  6. развитие простейших географических и исторических знаний.

Федеральные стандарты образования выдвигают высокие требования к развивающим, образовательным и воспитательных задачам в ДОУ. Их решение позволит сформировать самостоятельность, инициативность и . Развитие дошкольника во многом определяется его стремлением к самостоятельному изучению и развитию. Важно, чтобы ребенок естественным путем получал информацию о людях, окружающем мире, объектах природы, законах общества.

Активность дошколят в исследованиях и познании

Современная педагогика выделяет несколько видов познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Чаще всего этот вид деятельности проявляется в действиях по образцу, предложенному воспитателем. Наставнику дошколят следует предложить алгоритмы действий для детей, тогда воспитанники смогут принять задачу, выбрать возможные варианты действий по предложенным образцам, достижении определенных результатов.

Существуют проверенные педагогические приемы, которые позволяют простимулировать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитателям и педагогам уместно использовать мотивацию, эмоционально окрашенную образную речь, которая пробудит интерес к выполнению поставленной задачи. Если наставнику детей удается убедить их в том, что он не знает ответа на поставленный вопрос, малыши захотят помочь ему отыскать ответ, что станет началом успешной совместной . Важно, чтобы воспитатель мог вовремя уйти на второй план в поиске ответа на поставленный вопрос. Так, дети получат возможность изучать и экспериментировать самостоятельно.

На помощь наставнику придут вопросы:

  • Что нового ты узнал в ходе эксперимента?
  • Что даст тебе этот эксперимент?
  • Какой результат ты ожидаешь по завершению работы?
  • Как ты думаешь, чем окончится эксперимент?

Таким образом воспитатель выполнит функции тьютора, уточняя алгоритм действий малыша, помогая ему самостоятельно найти ответ. Для этого важно иметь в арсенале чертежи, схемы, модели планет солнечной системы, географические карты и прочее оснащение. Творческое воображение позволяет ребенку представлять результаты деятельности.

Примерный план предметно-исследовательской деятельности в старшей группе

Название мероприятия Задачи и содержание мероприятия
1. Наш участок Закрепление знаний об осеннем участке. Развитие умения наблюдать за кустарниками, деревьями, которые растут на участке. Рассматривание осенних листьев (ищем самые яркие, самые маленькие/большие, узорчатые).
2. Чудеса нашего участка Знакомство с дождевыми червями, бабочками, насекомыми. Наблюдение за дождевым червем, его движениями, формой тела.
3. Животные - наши друзья Изучить органы обоняния у собаки или кошки. Предложить животным свои любимые угощения, выяснить, какая пища разрешена четвероногим, а какая - нет. Узнать, как животные определяют пищу органами обоняния.
4. Деревья на нашем участке Закрепить знание названий деревьев. Узнать, какие из них плодоносят, какие плоды деревьев съедобны, а какие нет. Взять в группу веточку березы и пронаблюдать, как из почек появятся первые листочки.
5. Лесные ягоды Узнать с детьми, какой вкус и цвет у лесных ягод. Оценить их размер и форму. Закрепить знание названий ягод.
6. Птицы Познакомить дошколят с голубем, вороной, воробьем. Оценить их внешний вид, выяснить характерные каждой птице черты.
7. Воздух, которым мы дышим Рассказать детям о свойствах воздуха, которым мы дышим, но не видим. Исследовать пластиковую бутылку на наличие воздуха (сжать ее), узнать, если ли воздух в бутылке из-под молока или сока, воздушном шарике (проколоть его).
8. Земля - наш дом Познакомить детей с глобусом, пояснить, что это модель нашей планеты. Рассказать, как вращается Земля, показать на глобусе материки, нашу страну.
9. Горы-великаны Продолжить знакомство с Землей по глобусу. Показать детям, как отмечены на картах и глобусе горы. Указать на самые высокие из них (самые высокие горы в Индии и России). Сделать эксперимент с песком, исследовать песчинки с помощью лупы.
10. Вода Узнать больше о свойствах льда. Провести эксперименты со льдом: положить его в холодную и горячую воду. Посыпать лед солью и проследить, как быстро он будет таять. Нажать на лед пальцем, ложкой.
11. Снег Познакомить детей со свойствами снега, доказать, что это вода. Рассказать о функции снежного покрова для растений.
12. Бумага Знакомство со свойствами разных видов бумаги: калькой, картоном, писчей. Эксперимент: сгибание, сминание бумаги, воздействие воды, огня, ветра.
13. Звезды в небе Познакомить дошколят со звездами и самой яркой из них - Полярной. Пронаблюдать за звездным небом, провести беседу о космосе и далеких планетах.
14. Сила ветра Рассказать детям о силе и значении ветра. Научить определять направление ветра с помощью флажка, ленточек или дерева.
15. Наш огород Пояснить роль света в жизни растений. Провести опыт с луком. Луковицу поместить в стеклянный сосуд, наполненный водой, в вторую оставить в темноте без воды. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Сделать вывод, что на свету побеги яркие и появились быстрее, в банке с водой у лука появились корни, а без света корней нет.

Эксперименты можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Важно, чтобы дошкольники принимали активное участие в познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Описание . Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.
Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.
Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи.
Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.
Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка»
Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах.
Заучивание стихотворения о воде.
Экологическая прогулка на реку.
Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Ход занятия.

Ребята, вам нравится что мы здесь собрались? И мне нравиться, а давайте об этом расскажем товарищу.
Музыкально -коммуникативная игра «Как здорово»
Звучит фонограмма «Я водяной»
Воспитатель.Кажется это поет водяной, как вы думаете, а почему он такой грустный? А давайте отправимся к нему в гости и ему станет весело так же, как нам сейчас. На чем мы можем к нему добраться. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. - Воздух.
Открываю изображение воздушного шара

Скажите, а зачем под шаром расположена горелка?(предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом, когда его нагревают..
Опыт 1 .
Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается.Кто же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух?
Давайте все возьмемся за руки. Итак включается горелка–воздух нагревается - расширяется и шарик заполняется и мы летим - вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (дети бегут на стульчики) Вот мы с вами оказались на берегу реки.


Ребенок Вы слыхали о воде – говорят она везде
В луже, море океане и в водопроводном кране
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда
Без неё нам не умыться, не наесться,не напиться
Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Давайте посмотрим по сторонам - нет ли здесь нашего Водяного?.
Зрительная гимнастика. (Музыкальная игра «смотрит влево-смотрит вправо)Входит Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Спасибо, что вы пришли, а то мне так скучно, знаете у меня здесь столько воды и я так привык шлепать босыми ногами по лужам, купаться,брызгаться, после этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в свое любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Ребята,попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Опыт 2 . Запах воды.
Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах?
Водяной. Я не знаю
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?

Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3. Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать)
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?

Сделай вывод.
Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой.
Опыт 4.
Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
Пальчик и наши устали. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра.(упражнения под музыку Елены Железновой)
Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу,


солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)

Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили.
Воспитатель. Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали?
(Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды.
Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик?
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде?
Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.

Конструкт

проведения непосредственно образовательной деятельности

Хемеровой Анастасии Андреевны

Группа : старшая

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Тема: Очищение воды

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма организации: подгрупповая

Цель: : развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования

Планируемый результат:

    Дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимым с водой

    Дети проявляют бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.

    Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом.

    Точно и полно отвечают на поставленные вопросы;

    Слушают воспитателя и сверстников;

    Дети выделяют существующие признаки предметов и явлений, сопоставляют различные факты,

    Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.

    Выдвигают гипотезы и строят предположения.

    Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.

    Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.

Задачи

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

    Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности..

    Воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.

Развивающие:

    Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

    развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

    развивать умение слушать воспитателя и сверстников;

Образовательные:

    Учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

    Познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды».

    Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

    Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

Егор- Совершенствовать знание правил безопасного поведения при проведении экспериментов.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы бучения:

Принцип стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Средства воспитания и обучения:

мультимедийная презентация, коробка, воронки, стаканчики прозрачные, магниты, сачки, вата, бинт (ткань), бумага, кртинки «магнит, сачок, бамага, вата, бинт»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с.

Последовательность деятельности

Методы

Педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационно-целевой этап.

Задача:

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

На экране рябь, нет сигнала. (СЛАЙД 1)

Воспитатель: Ребята, я хотела поговорить с вами о весенних цветах, но что-то пошло не так. Сейчас я попробую настроить компьютер.

Звучит музыка из м\ф «Фиксики», на экране появляется «Нолик» и «Мася» и электронное послание: «Дорогие ребята, наши друзья Миксики попросили помочь. Вся вода в их стране стала настолько грязная, что ею невозможно пользоваться, а тем более пить. Миксики отправили образец воды, но что с ней делать, мы не знаем. Папус и Мамус заняты, они только дали коробку и сказал, что она нам пригодится».

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, почему к нам обратились Фиксики?

Дети: Мы можем им помочь.

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.

Дети смотивированы, проявляют заинтересованность,

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию к предстоящей

деятельности.

2.Целеполагание.

Задача:

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения

Объяснение

Демонстрация

Дети обнаруживают коробку, в ней образец «грязной» воды и инструментарий для экспериментирования.(магниты, воронки, сачки)

Воспитатель: Как мы можем помочь друзьям Фиксиков? Для чего нам столько разных предметов в коробку положил Папус?

Дети: мы можем помочь очистить воду.

Воспитатель: Ребята, а почему Миксики просят нас о помощи.что они делали не правильно, почему вода с их планеты стала не пригодна для использования?

Дети: Они засоряли водоемы, выбрасывали в них различный мусор.

А как вы думаете, могут ли живые существа прожить без воды? И что будет, если Миксики все так же будут засорять свои водоемы?

Дети: У них на планете совсем не останется воды. Все живые существа погибнут.

А как мы им поможем?

Дети: мы поможем им очистить воду и научим ее беречь

Дети слушают, участвуют в диалоге,

отвечают на вопросы воспитателя.

выделяют проблему и предлагают возможные решения.

3.Выдвижение гипотез.

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам положили в коробку Мамус и Папус?

Дети: Магниты, сачки, воронки.

Давайте, с помощью этих предметов, попробуем очистить воду от загрязнений.

Воспитатель: Ребята, вспомним правила поведения при проведении опытов.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

4.Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий ).

Задача: Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

Объяснение

Демонстрация

Используя те приспособления, которые для вас прислали Мамус и Папус, можем ли мы собрать мусор, который плавает на поверхности воды и лежит на дне.

Каким способом можно очистить воду от предметов, которые плавают на поверхности воды?

дети: вытащить палочкой с крючком, руками, собрать сачком) Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?

С помощью, каких приспособлений можно достать из воды предметы, которые лежат на дне?

Дети: с помощью магнита, собрать сачком (если затрудняются, обратить их внимание на предметы в коробке, присланные Папусом).

5.Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача:

Повышать интерес к к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Познакомить с разными способами очистки воды. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Объяснение

Как вы думаете, сначала нужно доставать мусор со дна или убирать с поверхности? Почему?

Дети: Сначала убрать мусор с поверхности, чтобы он не мешал доставать мусор со дна.

Какой предмет из предложенных вы используете для очищения воды от мусора плавающего на поверхности?

Дети: Сачок.

Почему мусор плавает на поверхности?

Дети: Потому что, он легкий, это растения, деревянные предметы, щепки.

(Дети вылавливают сачком мусор плавающий на поверхности)

Какой мусор лежит на дне, почему?

Дети: Этот мусор тяжелый, это гвозди, камни.

Каким приспособлением вы воспользуетесь чтобы достать мусор, который на дне?

Дети: Магнитом.

(Дети опускают магнит в воду)

- Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать? (Магнит притягивает железные предметы)

Стала ли наша вода чистой, пригодной для использования? Можем ли мы Миксикам отдать такую воду?

Дети: Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора.

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений

6. Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Упражнение, показ

Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Повторяют за воспитателем

Дети расслаблены, отдохнули

Готовы к дальнейшей деятельности

7.Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Объяснение

Демонстрация

Обрати внимание, мы с вами использовали только 2 предмета присланные Папусом и Мамусом. Что мы не использовали?

Дети: Воронку.

Может ли нам пригодится воронка в очищении воды?

Если дети затрудняются напомнить им о прошлых экспериментах по фильтрованию воды.

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

8.Планирование деятельности: Развивать у детей умения фиксировать этапы действий. развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Объяснение

С помощью чего можно фильтровать воду, очистить ее?

Дети: с помощью разных материалов: вата, ткань (слои бинта), бумага.

Дети участвуют в планировании деятельности

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

9.Осуществление эксперимента. Наблюдение за преобразованием объекта.

Повышать интерес к экспериментальной деятельности. Учить действовать в соответствии с алгоритмом. Познакомить с разными способами очистки воды. Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.

Ребята, что у вас получилось?

Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.

А теперь профильтруем воду через вату. Также в воронку вставим вату, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище?

Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.

А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Все ребята профильтровали?

Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?

Дети:да. здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная.

Посмотрите, стала ли вода чистой в 1 стакане, во 2, в 3?

В каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды?

Дети: Самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ваты. Он лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений.

Проявляют самостоятельность, аккуратность

10.Фиксация преобразований объекта.

Задача:

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения

Сравнение

А теперь давайте вспомним, как мы получили чистую воду. Запишем это с помощью картинок и потом отправим Миксикам, чтоб они очистили свою воду по нашему плану.

Как очищали воду на первом этапе? С помощь

ю чего? Выбирайте картинку.

На 2 этапе?

С помощью чего затем фильтровали воду?

Детей умеют проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.

11.Выводы.

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

А теперь давайте отметим тот фильтр, с помощью которого вода получилась самая чистая.

Дети: Лучше всего воду очистил фильтр из ваты, тк. Вата задерживает даже самый мелкий мусор.

Миксикам мы отправим наш план по очистке воды. Что бы вы еще хотели сказать, пожелать им?

Самое главное, Миксикам нужно не загрязнять воду. Ведь гораздо лучше ее сберечь, чем потом очищать.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперемента;оценивают результат своей деятельности.

12. Рефлексия

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников. Проявлять бережное отношение к воде

Дети вступают в общение.

Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников. Проявляют бережное отношение к воде

13.Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.

Ребята, на следующих опытах мы попробуем в воронку положить сразу 3 фильтра, которые мы использовали: и бумагу, и вату, и бинт

И посмотрим, что станет с грязной водой.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы.

Учебно-методический комплект:

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

    Программа «Детство»: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.

Герцена, 2014. – 321 с.

    Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.

    Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.