Правовое воспитание учащихся рабочая программа на тему. Правовое воспитание в школе Правовое воспитание обучающихся в условиях работы школы


Ожидаемые результаты реализации

Снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;

Воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;

Формирование правового сознания.

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Наша школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних-1 уч-ся, ОпДН – 2 уч-ся, на внутришкольном учете – 6 уч-ся.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.

С 2008 года школа ведет системную работу по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Школа находится на окраине города, рядом Центр образования №1 (вечерняя школа) и учащиеся могут оказаться объектом правонарушений. Наша цель - дать учащимся знания, как вести себя в подобных ситуациях.

Цели нашей работы :

Изучение уровня знаний учащихся о правовой культуре и информированности и оценить их электоральную активность;

Формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

В соответствии с целями мы поставили следующие задачи :

формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;

целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;

формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;

определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;

проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования правовой и политической культуры учащихся.

Объект исследования: уровень правовой и политической культуры учащихся.

Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации, опрос, анкетирование, интервью.

В своей работе мы использовали следующие источники :

1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.

2. Закона РФ «Об образовании»;

3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;

4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

5. Семейный кодекс РФ : ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);

6. Уголовный кодекс РФ : ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках);

7. Избирательный Кодекс России - регулирует процесс выборов на территории нашей области;

8. Материалы из сети Интернет;

9. Учебные пособия по праву.

Основные направления системы правового воспитания в школе

осуществление правового образования учащихся;

работа Совета профилактики правонарушений;

профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;

пропаганда здорового образа жизни;

индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете;

правовое образование родительской общественности ;

взаимодействие с органами системы профилактики;

школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Работа Совета профилактике правонарушений и социального педагога

по правовому воспитанию.

В школе действует Совете профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в месяц. На Совете профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.

Социальным педагогом проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный портрет каждого класса.

К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика, инспекцией по делам несовершеннолетних другими различными социальными службами и проводит соответствующую работу.

Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.

Социальный педагог исследует занятость детей «групп риска», направляет в различные кружки и секции.

Социальный педагог проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков, регулярно участвует в заседаниях КПДН, готовит ходатайства в инспекцию о принятии мер к родителям уклоняющихся от воспитания.

В школе регулярно проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.

Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки» и т.д.

Социальный педагог выявляет интересы и потребности учащихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.

Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе

В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм.

Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Основы правовых знаний изучаются и на других предметах. В начальной школе основы правовых знаний учащиеся приобретают на уроках «Окружающего мира» и классных часах, на уроках ОБЖ учащиеся много говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.

Изучение права на уроках обществознаний в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта.

Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Совет школы (Республика «Альтаир») существует в школе как орган школьного самоуправления уже 12 лет. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны и коррелируются с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.

Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы – государства в миниатюре – зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников.

Немаловажна также роль Совета школы в профилактике правонарушений и зависимостей: создается образ положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственный и не лучший способ завоевания популярности. Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная работа на благо школы и района – хороший путь самореализации.

Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа Службы правопорядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом Совете, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.

В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной милиции. Раз в неделю инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.

Большую роль играет Школьный Совет в проведении ролевых игр «Выборы в республику «Альтаир»» Эта работа развивает знания учащихся по избирательному праву, способствует социальной активности подростков, социализации подрастающего поколения.

Правовое образование родительской общественности

Правое образование родительской общественностью носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.

Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.

Школа тесно сотрудничает с отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися и группы риска и стоящими на внутришкольном учете и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Школьный психолог и социальный педагог ведут работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье. В ходе реализации данной программы используются современные технологии:

технология уровневой дифференциации ;

технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;

игровые технологии;

информационные компьютерные технологии, правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс»;

личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе

Внешние связи школы по правовому образованию:

студенты филиала РГСУ и инспектор проводит юридические консультации, занятия и беседы с учащимися по правовой тематике;

посещают с лекциями работники ИДН и ГАИ, специалисты из Наркологического центра, Психологического центра «Семья» и т.д.

проводятся заседания КПДН в администрации;

члены юридического клуба участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах и конференциях ;

проводятся ролевых игры и олимпиады в филиале РГСУ и т.д.

организуются посещения музея УФСИН, инспекции по делам несовершеннолетних, Центра Занятости населения, юридические консультационные пункты;

проводятся встречи с интересными людьми.

Почему возникла идея возникновения юридического клуба в школе ? В школе была необходима новая форма работы с подростками - социальные проекты, направленные на включение учащихся в социально-ориентированное творчество, на развитие гражданской ответственности, формирование правовой культуры, морально-нравственных основ личности. Возникла необходимость разработки новых оригинальных активных форм и методов гражданско-правового образования учащихся. Это связано со слабой информированностью подростков в правовой сфере.

Название клуба «Союз правосудия» – Союз единомышленников - правоведов, которые изучают законы, защищают свои права, творят правосудие.

На подготовительном этапе межу школой и филиалом РГСУ

заключено соглашение о сотрудничестве между филиалом РГСУ и МБОУ «СОШ №53»,

издан приказ директора школы об открытии юридического клуба (от 27.11.2008 №235),

разработана программа юридического клуба на каждый учебный год,

составлен календарно-тематический план работы.

На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные.

В ходе составления плана распределяются обязанности между участниками клуба, учитывая принцип добровольности, а также их индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.

Достижения и результаты деятельности клуба:

- снижение количества правонарушений;

Формирование правового сознания ;

Сокращение обучающихся на учете ВШУ, КПДН, ИДН;

- воспитание сознательных , активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;

- победы учащихся на республиканских и городских олимпиадах, конференциях и конкурсах по праву;

- поступление выпускников школы в профильные юридические ВУЗы.

Участие юридического клуба в номинации «Школа - профессиональная карьера»

2 место в городской научно - практической конференции «Открытия юных» в 2008 г.

1 место в правовой игре в филиале РГСУ «Конституция РФ» 2009 г.

2 место в Нижегородском областном конкурсе исследовательских и инновационных проектов талантливой молодежи РОСТ в 2010 г.

2 место в Республиканской межпредметной олимпиаде по праву в филиале РГСУ в 2012г

Нами используются такие формы работы в школе как:

формы психологического просвещения (исследование, тренинг-упражнение, тестирование)

изучение нормативно правовых актов , кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный);

использование в работе ролевых игр, проведение лекций членами юридического клуба, дискуссии, «мозговой штурм» и др.

игровые формы (сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками», разбор проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение правовых фильмов)

вовлечение молодежи в добровольчество (создание органов самоуправления, выборы президента в республике «Альтаир», создание «Министерства правопорядка» «Министерства труда и занятости» и т.д.)

работа на массовых мероприятиях по пропаганде правового воспитания (правовых игр по станциям, школьных конкурсов, правовых турниров «Закон и прядок» и т.д.)

творческие формы работы (представление проектов, правовые информационные листы, выпуск газеты, проведение правовых конкурсов, игр по станциям, конкурсы рисунков и плакатов «Права человека»)

дискуссионные формы (диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми)

В своей работе мы применяем различные принципы работы в правовом воспитании:

Технология педагогики ненасилия , доброжелательности;

Принцип «своевременного» воспитания;

Принцип групповой работы;

Отказ от запугивания (создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии);

Не перегружать информацией и специальными терминами.

« Пластичность и системность» при проведении занятия.

Проведение работы с учетом возраста и социального статуса подростков.

Предоставление объективной информации в доступной форме.

Использование принципа «равный – равному».

Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением работы в нашей школе, оно проводится по нескольким направлениям:

обеспечение доступа к актуальным информационно-правовым системам;

сканирование и копирование фрагментов правовых документов;

пользование книгами , периодическими изданиями, компакт-дисками в режиме читального зала;

организация и проведение мероприятий по правовой тематике ;

оказание бесплатных консультационных услуг студентами-волонтерами 5 курса юридического факультета РГСУ.

Массовое правовое информирование в школе осуществляется с помощью:

· стенда «Закон и порядок», на котором еженедельно вывешиваются информационные сообщения о новых нормативных актах;

· книжных выставок (например: «Знаешь ли ты свои права», «Знай закон смолоду» др.);

· буклетов, закладок, информационных листовок «Твои права избиратель», «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей» и др.;

· круглые столы, викторины, правовые игры, презентации и т.д.

Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.

Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы:

1. Беседы в классах с показом презентаций: “Конвенция ООН о правах ребенка», « Виды соучастия в преступлении”, «Гражданином быть обязан», «Допрос несовершеннолетних», «Как сказать «нет» негативному влиянию», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» подготовленные учащимися 9-11х классов

2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 6-х классов “ Права ребенка”

3. Викторина “Права ребенка-права человека”

4. Составление “ Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” - 5-6 классы

5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям.

6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в школе”

7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” - 8 класс

8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах. Распространение лучших листовок среди взрослых.

9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным педагогом.

10. Конкурс агитбригад “ Мы за ЗОЖ и правовую культуру”

11. Турнир правоведов .

Основными формами привлечения молодежи к участию правовой активности являются:

. Семья . Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей.

Школы и высшие учебные заведения . Необходимо создавать школьные кружки. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень правовой и политической грамотности и активности.

Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различного рода общественных проектах.

СМИ . Значительная часть информации молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан и т.д.

Партии и общественные движения . Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

Используемые дидактические материалы:

Разработки бесед с учащимися : « Права человека и гражданина» « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.;

Разработки бесед с родителями : « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.;

Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр;

Видеофильмы, музыкальные видеоклипы и т.д. ;

Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних», «Правоспособность»;

Комплект правовых задач;

Разработки тестов по темам «Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»;

Разработки презентаций по праву: « Права ребенка», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Гражданином быть обязан», «Как не стать жертвой правонарушений», «Виды соучастия преступления» и т.д.;

Материалы к проектной деятельности: «Трудоустройство молодежи в России», «Права потребителей», «Социально-психологические аспекты допроса несовершеннолетних», «Карманные деньги - за и против».

В целях самообразования мы составили юридический словарь необходимых терминов и понятий. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 )

Мы попытались выяснить отношение к правовой культуре у молодёжи в нашей школе и провели социологический опрос -анкетирование в 5-11 кл. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 )

В ПРИЛОЖЕНИЕ №3 даны знания, умения и навыки правового самосознания, которые необходимо сформировать к концу учебного года у школьников.

В ПРИЛОЖЕНИЕ №4 определена примерная тематика лекций для родителей.

В заключение можно выявить, что для повышения правовой и политической культуры необходимо использовать все имеющиеся средства:

повышение общей правовой культуры молодёжи через СМИ , художественную литературу, кинематограф, и.т.д.

введение обязательных факультативных или элективных курсов по праву, наличие в школе юридических кружков;

массовое просвещение, личный пример взрослых, т.е. семьи.

Государство должно заниматься политическим воспитанием своего молодого населения. Как говорится, молодежь-это будущее страны. Сейчас правительство должно позаботиться, чтобы будущее страны было прекрасным… Наш девиз:

- Мы верим в справедливость на планете!

- Мы хотим жить в правовом государстве!

- Мы хотим процветания России!

- Мы – это светлое будущее России, и нам его строить!

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Юридический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

АДВОКАТ - лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

ПРОКУРОР - должностное лицо в системе прокуратуры России, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;

это ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения;

применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - устройство) - писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ традиционно принято рассматривать в двух значениях:

действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Анкета на правовую грамотность.

Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из школы. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.

Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

Большинство опрашиваемых (60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.

Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей - 36% (только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).

Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.

Есть респонденты, которые читают, наверное с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знаю, где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!

Знаете ли вы свои права и свободы?

Имеют представление о своих правах 73% опрашиваемых. 27% и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.

Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.

1

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

1

2

Главные ценности нашей жизни

1

3

Беседа «Правила личной безопасности»

1

4

Беседа «Человек в мире правил»

1

5

Правила поведения в транспорте, в общественных местах

1

Знать: - правила поведения в школе;

- названия государств и государственную символику;

- законы класса;

- правила личной безопасности;

Уметь : - соблюдать правила поведения в школе;

- выполнять законы класса;

- соблюдать безопасность на улице

Тема

Класс

1

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

2

2

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

2

3

Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках.

2

4

Беседа «Я – гражданин России»

2

5

Беседа «Твои права и обязанности»

2

Знать: - какого человека называют гражданином?

- качества человека, необходимые достойному гражданину;

- основные обязанности и права ученика;

- правила поведения в общественных местах, дома, в школе

Уметь: - различать хорошие и плохие поступки в школе, дома в общественных местах

1

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет, в инспекцию по делам несовершеннолетних и в комиссию по делам несовершеннолетних?»

3

2

Беседа «Правила поведения в школе»

3

3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

3

4

Обязанности пассажиров

3

5

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

3

6

Беседа «Шалости на дороге»

3

Знать: - что такое закон?

- как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

- какие поступки нарушают устав школы?

- какие правила поведения надо соблюдать на дороге?

Уметь: - дисциплинировано вести себя на дороге;

- соотносить моральные нормы с повседневным поведением

1

Беседа «За что ставят на учет в милиции»

4

2

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

4

3

Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом

4

4

Поведение школьников в близи железнодорожных путей

4

5

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

4

6

Деловая игра «Главные вопросы»

4

Знать: - элементарные права людей

- какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

- первоначальные представления о юридической ответственности.

Уметь: - уважать людей;

- бережно относится к своему и чужому имуществу

Тема

Класс

1

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

5

2

Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом

муниципальное образовательное учреждение

“Крапивенская средняя общеобразовательная школа №24”

Утверждена на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор Крапивенской

Протокол №1 от 30.08.2012 средней школы №24:

________________/И.Е. Рак/

Рабочая программа

социального педагога Кошелевой О.И.

«Правовое воспитание учащихся»

на 2012 -2016 год

Пояснительная записка

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях

Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Кроме Конвенции о правах ребенка существует ещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка. Это Семейный кодекс РФ. Весь 4 его раздел посвящен правам и обязанностям родителей и детей, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ №124, Закон РФ «О защите прав детей», Декларация прав ребёнка и другие.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата -- одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.


Цели и задачи программы

Цель программы правового воспитания:

  • Повысить уровень и значимость правовой культуры среди учащихся и родителей, вовлечь учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации
  • Задачи:
    - Обеспечить детей и родителей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
    - Развивать правовое самосознание.

Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

  • Содержание воспитательного процесса
    Работа по программе «
    Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение родителей» - это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
    Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
    Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, и может причинять боль другому человеку, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.
    Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
    * правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
    * устав школы, конвенция о правах ребенка, конституция РФ;
    * право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
    * правила общения в коллективе;
    * правила безопасной жизнедеятельности.

Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как, родительские собрания, конференции, круглые столы с приглашением правоохранительных органов. Родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы.

Задачи:
* познакомить с понятиями "правила", "право";
* изучить Устав школы;
* отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
* соблюдать правила общения в коллективе.

*повышать уровень правовых знаний и правовой культуры среди родителей учащихся

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма)

  1. Встречи с работниками ОМВД Щекинского района и города.

2. Изучение

Закона РФ «Об образовании»,

Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,

Конвенции ООН «О правах ребенка»,

Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),

Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках),

В течение года

Зам.директора по ВР

Социальный педагог; инспектор ОПДН.; классные руководители 1-11 кл

Организация взаимодействия администрации школы с государственными и общественными организациями

  • классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,
  • инспекцией по делам несовершеннолетних,
  • комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Щекинского района,
  • наркологическим диспансером,
  • психологическими службами города и школы

В течение года

Зам.директора по УВР;

Социальный педагог

Психолог

Работа с учащимися

Начальная школа:

  • индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,
  • классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.
  • классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по УВР социальный педагог.; учителя начальных классов

Средняя школа:

профилактические беседы,

  • классные часы о воспитании личности в

коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.

  • классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по УВР социальный педагог; учителя начальных классов

Старшая школа:

  • индивидуальные разъяснительные и

профилактические беседы,

  • классные часы о нравственном воспитании

личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», ««Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.

  • классные часы правовой направленности: «Я –

гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.

В течение года

Зам.директора по УВР Матевосян В.В.;

социальный педагог; классные руководители 5-9 классов

Работа с родителями

Родительские собрания:

  • в классах совместно с ОПДН ОМВД Щекинского района по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,
  • «Система работы школы по предупреждению правонарушений»,
  • «Занятость детей «группы риска» в кружках, факультативах»,

- «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (Ст. 5. 35 КоАП РФ»

- «Конвенция прав ребенка»

- «Административное право. Правонарушения. Взыскания».

-"Уголовное право. Преступление. Ответственность"

- «Семейное право. Права и обязанности родителей».

В течение года

Зам.директора по УВР

социальный педагог; классные руководители 1-11 кл.;инспектор ОПДН.

Семьи находящиеся, в социально – опасном положении и, дети которых стоят на учете в КДН:

  • своевременное выявление семей находящихся, в социально – опасном положении и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
  • оформление картотеки по неблагополучным семьям,
  • проведение малых и больших педсоветов,
  • встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,
  • подбор литературы для родителей,
  • проведение рейдов в семьи,
  • подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
  • индивидуальные психологические беседы, консультации,

В течение года

Зам.директора.;

социальный педагог;

Классные руководители

Школьный психолог

Наглядная агитация

  1. Выставки тематической литературы:
  2. «Права человека и права ребенка»,
  3. «Предупреждение вредных привычек у подростков».
  4. Конкурсы плакатов:
  5. «Я выбираю жизнь!»
  6. «Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.

Зав.школьной библиотекой

Зам.директора по УВР, преподаватель ИЗО

классные руководители

Классные часы по программе «Мой выбор»

5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»

7-8 кл. «Преступление и наказание»

9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни»

В течение года

Зам.директора по УВР, классные руководители

Ожидаемые результаты:

" Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения", " Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность;
" улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.
" овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.

Литература
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
4. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.
5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.
6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2..
7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.


Одна из основных функций учителя истории является формирование правовой культуры учащихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека.
В своей работе использую материалы различного характера (Приложение 5 ):

– на бумажных носителях (учебная литература, педагогическая периодика, методика применения ТСО, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий);
– на магнитных носителях (аудио- видеофонды, учебные и методические фильмы);
– на оптических СД-дисках (мультимедийные учебники);
– Интернет-ресурсы.

Считаю, что очень важно в современных условиях использовать ИКТ на уроках права. Это позволяет мне:

– реализовывать перспективны культурно-образовательные и информационно-технологические программы;
– входить в большие базы данных;
– накапливать информационные данные по различным темам и направлениям;
– создавать банк педагогической информации;
– комбинированный мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимися не просто информации, а информации в форме образов позволяет учащимся получать более глубокие знания.

Изучение прав человека в школе может осуществляться в виде отдельно проведённых тематических мероприятий на такие темы: «Изучаем права человека», «Как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать», «Равенство всех прав», «Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь», «Хочу стать президентом, «Выборы», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Может ли личность противостоять произволу, царящему в обществе?», «Адвокат комментирует », Основные положения «Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 г». и т. д. Разработки этих мероприятий собраны в методическую папку «Право».Сами названия перечисленныхтем говорят о важности поставленных вопросов. Эти мероприятия рассчитаны на изучение детьми в процессе бесед, правовых ассамблей, деловых и ролевых игр, КВНов. Выбор темы зависит от цели мероприятия, возраста учащихся и других условий.

В течение нескольких лет работаю с детьми по теме «Мир права вокруг нас» и собираю самую необходимую информацию о праве. Учащиеся старших классов постоянно пополняют новыми находками сборник афоризмов о праве «В мире мудрых мыслей» (Приложение 6 ), книгу словарь правоведческих терминов «Шпаргалка» (Приложение 7 ).Составлен буклет «Права ребёнка» (Приложение 11 ) . Эти книжки создаются по инициативе старшеклассников. Благодаря подключению школы к сети Интернет мы можем собирать эти материалы не по крупицам, как раньше, а быстро, мобильно и в большом объёме.

Из разных данных мы составили Календарь правовых дат (Приложение 8 ) и Краткий перечень основных прав ребёнка (Приложение 3 ).

В работе обязательно применяются тексты основных документов, принятых мировым сообществом по защите прав ребёнка. (Приложение 1 , Приложение 2 ).

В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 11 декларации практически без изменений содержится в ст.49 Конституции РФ и отображает один из главных принципов юридической ответственности – презумпцию невиновности.

В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и её подписала 61 страна, где говорится, что ребёнок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Положение Конвенции вошли в Семейный кодекс РФ и Закон об образовании .

В бесправном государстве не может быть разговора о каких-то правах ребёнка. Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть программа президентская «Дети России»…

Проблем в стране очень много. Никогда ещё в истории России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр! Треть всех детей, попадающих в дома ребёнка, «отказники»! Матери отказываются от родного дитя своего из-за нищеты или пьянства, дети голодают, побираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от 2 до 4 млн. (по различным данным) беспризорных, 1,5 млн. ребят школьного возраста безграмотны. В основном это дети, попадающие в колонии. Больше половины этих детей больны, больше половины истощены. Никто из них за свою короткую жизнь не встретил взрослого, которому мог бы довериться, обратиться за помощью. Подростки не верят никому, и после освобождения не идут на контакт с государственными структурами. Они пытаются создавать свои организации из таких же, как они сами.

Конвенцию о правах ребёнка должны знать дети всего мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают, что из бесправного запуганного ребёнка может вырасти только бесправный запуганный взрослый. Изучить этот важный документ можно замечательным образом по книге Шабельника Е.С. «Ваши права», которой в школе у нас 20 экземпляров. К ней прилагается рабочая тетрадь, где учащиеся выполняют различные практические задания. После проведения занятия учащимся предлагается нарисовать рисунки о правах человека и сочинить стихи и загадки.

Например, дети сочиняют:

В школе я учусь с трудом
И работаю при том.
Только есть одна забота:
Сколько можно мне работать?

(Для учащихся 14–16 лет – 2 часа 30 мин., 16–18 лет – 3 часа 30 мин.)

Трудовой кодекс Р.Ф. ст. 94

Детские творчество (рисунки, стихи, загадки, рассказы) представляются на выставках для общешкольного обозрения и обсуждения под названием «Права человека глазами ребёнка» или «Декларация нарушения прав ребёнка».

Изучение прав человека – процесс долгосрочный. Его реализацию следует начинать с младшего школьного возраста. В шутливой игровой форме на доступном уровне детям преподносим серьёзные истины человечества, которые могут пригодиться в любое время.

Например, занятие «Ребёнок имеет право на своё мнение» (Г.Х Андерсен «Голый король») Повторяем изученное право. Пишем свои рассказы.

«Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать».

Читаем и обсуждаем сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

Человечество давно пришло к осознанию того, что права человека надо защищать. Дети должны знать не только свои основные права, но и способы их защиты. В правовом уголке помещаем плакат, он называется «Защити себя!» (Приложение 4 ), где помещены все телефоны и адреса служб, способных ребёнку оказать помощь. Мы оставляем маленькие визитки на стенде и убеждаемся, что они исчезают, а это значит – в них нуждаются! Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

В классе проводится анкетирование учащихся «Право и мы», с учётом результатов анкеты планируется дальнейшая работа классных руководителей, социального педагога, психолога. (Приложение 10 ).

Обязательным справочным пособием для всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) являются материалы «Правовые основы участников образовательного процесса» (Приложение 9 ). Здесь есть выдержки из российских и международных правовых документов не только о защите прав ребёнка, но и обязанности родителей за их воспитание, а также ответственности несовершеннолетних по гражданскому, административному, уголовному праву.
Главные защитники прав ребёнка – это их родители, к этому их обязывает семейное право, но они не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. В случае злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их, ребёнок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – и в суд. На многие вопросы помогает ответить детям материал «Адвокат комментирует «Основные положения Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 г.»
На мероприятия, проводимые по защите прав человека, желательно приглашать специалиста с юридическим образованием. Это очень хорошо, что дети задают интересующие их вопросы профессионалам.
Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

– Дети, оставшиеся без попечения родителей
– Безнадзорные и бездомные дети
– Дети-инвалиды
– Дети с особыми нуждами (с имеющимися недостатками в психическом и физическом развитии)
–Дети-жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети, вынужденные переселенцы и дети-беженцы)
– Дети-жертвы насилия
– Дети, отбывающие уголовное наказание за совершение преступления в местах лишения свободы
– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут.

Нужно сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы дети учились с детства делать осмысленный выбор власти, президента, государственного строя. Чтобы знали, чего они хотят добиться в жизни как для страны, так для себя лично. Важно помочь детям уже сейчас учиться управлять государством, создавать законы и уметь пользоваться ими, то есть занимать активную гражданскую позицию. Дети должны чувствовать ответственность за судьбу своей страны.

К ребёнку должно прийти понимание того, что я – основа всего. Понимание того, что права человека – священны, поможет построить семью, отношения с друзьями, заставит уважать окружающих нас людей.

Моя душа и мысли – это тайна
Я их открываю только Богу
Волнения, сердечную тревогу
Таю в себе от зрителей случайных.
В моей душе весь мир и целый космос,
Соприкоснуться с ней не так-то просто.
И лишь тому, кому я доверяю
Откинуть я завесу позволяю.
Да, тайна личной жизни – это свято.
Никто не вправе вторгнуться туда,
Где прошлое таится без возврата,
Где с бытом уживается мечта.
Чужую жизнь и ты не разрушай
И тайну личной жизни уважай!

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

защита прав и интересов обучающихся;

формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

Цель программы :формирование правовой культуры учащихся.

Задачи программы:

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Основные направления деятельности по реализации программы:

1. Содержательное направление.

§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

§ Организация работы лектория правовых знаний

§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.

2. Социально-педагогическое направление.

§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

3. Управленческое направление.

§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

§ Создание условий для реализации основных направлений программы;

§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

Методы достижения поставленных целей и задач:

2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.

4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

Обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

Уважать и соблюдать права и законы;

Жить по законам морали и государства;

Быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

Быть толерантным во всех областях общественной жизни;

Осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Координация и контроль реализации программы:

Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу МОУСОШ №15, которая:

Осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;

Координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

Анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Содержание программы:

Раздел

Тема

Класс

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

Главные ценности нашей жизни

Беседа «Правила личной безопасности»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

Беседа «Правила поведения в школе»

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

Беседа «Гражданин и обыватель»

Беседа «Твоя воинская обязанность»

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

Деловая игра «Главные вопросы»

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Беседа «Права детей – забота государства»

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»

Конкурс проектов«Твой вариант декларации прав человека»

5-11

Административная и уголовнаяответственность

Беседа «Шалости на железной дорог

Беседа «Преступления и правонарушения»

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

Викторина «Уроки Фемиды»

«Административная ответственность подростка перед законом»

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

Круглый стол «Суицид среди подростков»

9-11

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

8-11

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

9-11

Класс

Знать

Уметь

правила поведения в школе;

названия государства и государственную символику;

законы класса;

правила личной безопасности.

соблюдать правила поведения в школе;

выполнять законы класса;

соблюдать безопасность на улице.

какого человека называют гражданином?

качество человека, необходимые достойному гражданину;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

высказывать негативное отношение к плохим поступкам.

приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

что такое закон?

как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

какие поступки нарушают устав школы?

Какие правила поведения надо соблюдать надороге?

дисциплинированно вести себя на дороге;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением

элементарные права людей;

какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

первоначальные представления о юридической ответственности.

уважать людей;

бережно относиться к своему и чужому имуществу

права и обязанности учащихся школ;

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

дисциплинированно вести себя на автодороге;

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника

сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка?

какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

различать административный проступок и преступление;

правильно оценивать поступки людей;

предупреждать создание травмоопасной ситуации

понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении

меру наказания за преступления, совершенные на дороге

информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних

осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

не создавать криминальных ситуаций на дороге

понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

чем опасны религиозные объединения для подростков?

способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков

мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;

способы поведения в критической ситуации.

защищать себя при нарушении трудовых прав;

помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10-11

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека.

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

Тематика лекций для родителей:

Класс

Тема

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

Воспитание ненасилием в семье.

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

За что ставят на учет в милицию?

Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

Как уберечь подростка от насилия?

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Как научить бытьответственным за свои поступки.

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

Закон и ответственность.

Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

Этим вопросом занимается гражданско правовое воспитание школьников. На уроках истории и права, а также во время внеклассных бесед педагоги постепенно формируют у своих учеников гражданскую позицию. Начинать подобную работу можно уже в начальной школе, причем воспитание младших школьников можно скорее назвать нравственно правовым. Немалая роль в этом процессе принадлежит институту семьи. Именно родители должны объяснять своим малышам прописные истины, прививать им определенные духовные ценности. Детям 7-10 лет можно рассказать, что:

  • они живут в стране, где каждый человек является таким же, как и они, гражданином;
  • все люди равноправны, то есть равны перед законом;
  • законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех;
  • если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность;

Гражданско правовое воспитание младших школьников – первая и очень важная ступень формирования гражданского самосознания. Без понимания перечисленных выше основ невозможен переход на более высокий уровень осознания себя как гражданина своего государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Школьник должен понимать, что он несет за свои действия ответственность перед собой, обществом и государством.

Правовое воспитание старших школьников должно включать в себя следующие мероприятия:

  • изучение основного закона государства – Конституции;
  • знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
  • ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
  • проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.

Гражданско правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в школах благоприятствует росту правосознания среди детей и даже снижению уровня детской преступности.