Семья как основной социальный институт. Социология семьи

Понятие "семья" встречается в научной литературе достаточно часто, при этом многие из них так вжились в сознание людей, что уже достаточно сложно определить автора каждого определения.

Семья рассматривается в роли социального института, ячейки общества, малой группы родственников, которые совместно проживают и ведут совместную хозяйственную деятельность .

Семья? представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. По некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно- брачное состояние. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Самым простым примером социального института является семья. В нём человек проводит большую часть времени, и именно семья осуществляет столько социальных функций, что накладывает неизгладимый отпечаток на всё развитие человека. Она также воплощается во множестве форм общественных отношений и удовлетворяет самые разнообразные потребности человека.

Семья - это небольшая группа, основанная на кровном родстве или браке. Члены этой группы связаны общим бытом, взаимоподдержкой и моральной ответственностью. Она выстраивает свою систему образцов поведения, санкций и поощрений, которые устанавливают эффективные взаимоотношения между мужем и женок, родителями и деться, а также детьми между собой.

Кроме того, семья нужна для роста, правильного развития и социализации детей. Качество этой среды обитания ребёнка определяется рядом параметров: демографический (состав семьи, количество членов), социально-культурный (уровень образования и участия в общественной жизни родителей), социально-экономический (имущество и занятость родителей на работе), технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни) и т.д.

Современная семья кардинально отличается от семей прошлых веков, прежде всего, по своим эмоционально-психологическим функциям. Отношения между родителями и детьми становятся всё более эмоциональными и основываются на глубокой привязанности друг к другу, так как дети становятся для многих главной ценностью жизни. Однако это ещё больше усложняет семейную жизнь.

Причинами этого могут быть разные вещи. Например, в большинстве современных семей отсутствуют бабушки/дедушки, братья/сёстра, дяди/тёти, которые могли бы разнообразить возможные межличностные отношения. Кроме того, на смену авторитета родительской власти приходит авторитет личности родителей.

Слово "семья" несет в себе славянские и индоевропейские корни (ср. лит. ?eima). Относит нас к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля) .

Семью чаще всего рассматривают как группу родственников. При этом родство может быть как кровным: родители и дети, братья, сестры, так и законным: муж, жена, отчим. К членам семьи относятся: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка. К дальнему кругу родственников относятся дядя, тётя, племянник, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры. Также для обозначения семьи часто используется латинское слово "фамилия", которое в русском языке прежде всего обозначает "общее имя для членов семьи"

Возникновение и развитие христианства внесло коррективы в патриархальные семьи - традиции были сохранены, но положение женщины немного улучшилось.

Современная российская семья - это ячейка нашего общества со всеми его недостатками, отличиями от предыдущего поколения, с особенностями русского менталитета. Семья не варится в собственном соку - на ее формирование оказывает влияние место жительства, политика, экономика, мораль и взгляды современного общества. Современную семью в России характеризует ряд установок и образцов поведения.

Двойные стандарты ушли в прошлое. Теперь то, что разрешено мужчине, разрешено и женщине. Это основное отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек. В первые послевоенные годы люди строили семьи в условиях острой нехватки мужчин, поэтому в браке муж мог вести себя как угодно, а жена стремилась всеми силами не дать браку распасться. Сейчас, спустя два поколения, все стало по-другому.

Оба супруга стали терпимее к добрачному сексуальному опыту своей половинки. Если раньше девушка стеснялась того, что не девственницей выходит замуж, то теперь это норма. Во многих парах принято рассказывать о сексуальном опыте с предыдущими партнерами. Соответственно, отношение к супружеской измене во многих случаях стало терпимее.

Роли обоих супругов стали равными: мужчина активно участвует в воспитании детей и в ведении домашнего хозяйства, женщина чаще занимается собственным бизнесом и построением карьеры. Жена запросто может зарабатывать намного больше мужа. Мужчины не стесняются вести домашнее хозяйство, сидеть дома с детьми и даже уходить в отпуск по уходу за ребенком.

Отношение к гражданскому браку, а фактически - к сожительству стало намного терпимее. Женщины научились реализовывать свои права, даже не будучи в законном браке. Кроме того, они уже не чувствуют экономическую зависимость от мужа. Более того, появились молодые мамы, сознательно воспитывающие детей без мужа, самостоятельно зарабатывающие и успевающие уделять время дому.

Исчезло значение некоторых символов семьи. Например, ношение свадебных колец уже не считается обязательным. Многие покупают кольца только для проведения свадебной церемонии и не более. Многие другие свадебные атрибуты (венчание, например) стали считаться излишними. Другой пример: раньше считалось, что супруги должны спать в одной кровати. В современных семьях нередко супруги спят в разных комнатах, находя это более удобным.

Законодательство в вопросах брака и развода стало более либеральным, что стало предпосылкой и причиной более терпимого отношения к разводу. Супруги уже не бояться потерять свою семью. В детских учреждениях уже не дразнят детей из неполных семей, так как многие дети психологически привыкли к одному родителю.

Новые времена - новые взгляды на жизнь, особенно семейную. Практически забыта советская семейная идеология: "один раз и на всю жизнь". Большинство традиционных признаков брака разрушено, а новое не создано. Что в наше время представляет собой современная семья?

Вспомним, как раньше жили наши бабушки и дедушки, а после наши родители. Крепкая и дружная семья с двумя и более детьми, встретились, когда были молоды, поженились, первое время жили с родителями, постепенно преодолевали трудности (постоянно копили деньги то на бытовую технику, то на машину, то на кооператив), зимний отдых - на лыжах, летний - на даче. Этакая размеренная, спокойная и незамысловатая семейная жизнь.

Новое поколение двадцатилетних остановилось на перепутье. Как строить семейные отношения? Как у родителей уже не хотят, а как хотели бы - сами не знают. Классическую семью с ее принципами и устоями благополучно сменил "западный брак". Непонятное желание подрожать всему заграничному, импортному приобрело карикатурный характер.

Быть может скоро институт брака исчезнет, отомрет как ненужный и не востребованный элемент "цивилизованного" общества. Предлагаю разобраться в основных проблемах современной семьи.

Браки на всю жизнь - большая редкость. Те кому, удалось продержаться вместе 10-15 лет, скорее вызывают удивление, чем восторг. Создавать что-то серьезное, в эпоху индивидуализма, становиться все сложнее. Люди больше не хотят исправлять отношения и создавать свое счастье, проще их выбросить из жизни, и забыть как прошлогодний снег. Свобода так соблазнительна, поэтому сохранить семейные отношения на десятилетия становится все сложнее.

Ранние браки - теперь уже редкость. Это было под силу только нашим родителям. Современная молодежь хочет вначале крепко встать на ноги, получить профессию, работу, создать свой бизнес, обзавестись жильем, машиной и т.д. по списку и уже после задумывается о создании семьи.

Наши родители искали свою половинку среди коллег и однокурсников, из своего ближайшего окружения. Сейчас с развитием интернета расширилась география поиска знакомств. Влюбленные с легкостью меняют страну, веру и все ради счастья. Намного сложнее хранить любовь на расстоянии.

Не худшим вариантом были знакомства по согласию родственников. Теперь каждый слушает только свое сердце. Слушаем, ждем, ищем своего "принца на белом коне"… до пенсии. А советы старшего поколения нам уже не указ.

Рыцари закончились с началом Перестройки. Каких-то лет 15 назад "залетевшая" невеста обязательно бы женила не себе наивного юношу. В наши дни беременность - не повод для создания семьи. В моде свободная любовь, свободные отношения и пары не спешат расписываться, даже когда их дети уже сами женятся.

Зачем связывать себя узами официального брака, когда можно жить в гражданском? Типичные рассуждения мужчин. И женщины вынуждены с этим мериться, их страха остаться одной. Гражданский брак, как пробник - пожили вместе, не понравилось, разъехались. Сошлись со следующим партнером и так по кругу. Вроде бы и отношения есть, но при этом, ни кто, ни кому ничего не должен. А главное нет ни какой ответственности, которую мужчины бояться как огня.

Эмансипация погубила наших женщин. Боролись за равноправие, а в итоге получили одиночество и отсутствие семейной жизни. Какому мужчине понравиться, когда женщина пытается встать у руля семейной лодки?

Все знают, что нормальный, естественный брак - это традиционный, когда женятся мужчина и женщина. Это было раньше, теперь свобода нравов. И наиболее популярными становятся браки между мужчиной и мужчиной, между женщиной и женщиной. Сюда же можно отнести и гражданский, гостевой брак, свободный, брак между свингерами. А в итоге, никакого удовольствия, только потраченное время, нервы и средства.

А как вам современная привычка проводить выходные и отпуск отдельно друг от друга? У современной молодежи - это называется отдых от семейной жизни. Вначале отдельные интересы, выходные, отдых за границей, после разные спальни, и заканчивается все разводом и одиночеством.

С каждым годом их становится все больше. Теперь все упростилось, люди не хотят больше бороться за свое счастье. Не получается, не клеится - до свидания, дверь открыта, чемодан собран и вперед на поиски новых ощущений или отношений.

Институт брака - это соединение двух людей, способных подстраиваться под любые реалии, когда они этого хотят. Да, старое отмирает, новое зарождается. Что выбрать: старомодные традиции или свободные отношения, секс по брачному договору или по любви? Почему нельзя от всего взять только хорошее, смешать и получить что-то новое? Новую счастливую семью, красивых и здоровых детей. Важно не перепутать пропорции и ингредиенты.

Сейчас бытует мнение, о распаде института семьи. Основанием данных неприятных итогов служит большое число расторжения браков, детей с одним родителем, стариков без присмотра детей и новые формы семьи. Как никогда актуален вопрос что будет происходить с институтом семьи в дальнейшем. Ученые, занимающиеся изучением брака все чаще делают выводы о том, что вопреки многочисленным изменениям, росту бездетности и семей с маленьким количеством детей и многие иные преобразования, семейная ячейка, образованная на обычном традиционном видении брака, остается той ячейкой общества, где могут реализоваться различные потребности и возможности индивида - как ребенка, так и взрослого. Эмоциональная взаимосвязь индивида с членами семьи, отображают рост значения семейных ценностей. Вопреки следующим неприятным явлениям, как сожительство без законного оформления, вторичные семьи, расторжения брака, уменьшение количества детей в семьях, а также стремления к независимости женщин, граждане нашей страны, начали сильнее ценить семью. Исходя из этого, изменения, какие многие нарекают "кризисом российской семьи", на самом деле лучше называть трансформацией семьи к современным условиям, изменением самих внутрисемейных отношений, причем трансформацией, совершающейся на стабильной традиционной социально-нормативной основе.

Раньше больше были распространены патриархальные семьи, то сейчас набирают популярнось нуклеарные.

Наиболее распространены в современном урбанизированном обществе нуклеарные семьи, которые состоят из двух. В такой семье существуют три нуклеарные позиции (муж, жена, дети (ребенок)).

Расширенная семья - это семья, объединяющая в себе нуклеарные семьи, которые проживают в одном месте и ведущие обще хозяйство. Таки семьи состоят из 3-х или более поколений - родителей супругов, супругов и их детей.

В повторных семьях, которые основанны на вторичном браке, совместно с супругами могут быть дети от предыдущего брака, и дети, рожденные в новом браке.

Увеличение количества расторжения браков увеличил процент повторных браков, которые ранее создавались в большинстве своем по причине смерти предыдущих мужа или жены. Ранее дети вторичных браков намного реже имели по три "родителя". Из-за этого стали сложнее взаимоотношения среди детей, имеющих только кровных родителей и имеющих кроме кровного родителя еще приемного.

В работах большинства социологов состояние современной семьи расценивается как кризисное. Кризис проявляется в целом ряде проблем, с которыми сталкивается и которые решает современная семья.

Проблемы связи семьи и общества. В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей - формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие "приходящих" родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Изменение характера межличностных отношений в семье. Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно "домашнюю" миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

Проблемы кризисов семейных отношений. По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я - стадия бездетности; 2-я - стадия репродуктивного родительства; 3-я - стадия социализационного родительства; 4-я - стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)
  2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
  3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
  4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
  5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
  6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

  1. Моногамная семья - состоящая из двух партнёров.
  2. Полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
  3. Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх.
  4. Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  1. Однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

  1. Бездетная, или инфертильная семья.
  2. Однодетная семья.
  3. Малодетная семья.
  4. Среднедетная семья.
  5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • Простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
  • Сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  1. Родительская - это семья, в которой человек рождается.
  2. Репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

  1. Матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены.
  2. Патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа.
  3. Неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

  1. авторитарный
  2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
  3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные . Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

Семья - самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

малая группа людей,

объединяет этих людей - отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),

семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные- репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, - институт брака, и возникший позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:

1)РЕПРОДУКТИВНАЯ(РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ)

2)СОЦИАЛИЗЫЦИЯ

3)ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТАВАЯ

4)РЕКРАЦИОННАЯ(ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ)

5) СОЦ.-СТАТУСНОЕ(ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ)

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:

1) по форме брака:

а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);

б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);

в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более же нами);

2) по составу:

а) нуклеарные (простые) - состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);

б) сложные - включают представителей нескольких поколений;

3) по числу детей:

а) бездетные;

б) однодетные;

в) малодетные;

г) многодетные (от трех и более детей);

4) по этапам цивилизационной эволюции:

а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;

б) эгалитарнодемократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы.

социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию

Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой группы:

♦ общие цели и общая для всех членов группы деятельность;

♦ личный контакт между членами группы;

♦ определенный эмоциональный климат внутри группы;

♦ особые групповые нормы и ценности;

♦ физический и моральный образец члена группы;

♦ ролевая иерархия между членами группы;

♦ относительная независимость (автономность) этой группы от других;

♦ принципы приема в группу;

♦ сплоченность группы;

♦ социально-психологический контроль поведения членов группы;

♦ особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.

Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.

1 Порождение и воспитание детей.

2 Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3 Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.

4 Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5 Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6 Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7 Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8 Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

9 Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

10 Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

11 Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

12 обеспечение выживания;

13 защита семьи от внешних повреждающих факторов;

14 забота членов семьи друг о друге;

15 воспитание детей;

16 создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;


Введение 2

Глава1. Понятие «социальный институт» 4

Глава2. Виды и функции социальных институтов 7

Глава3. Семья как важнейший социальный институт 11

Заключение 16

Список используемой литературы 19

Введение

Семья всегда сверхзначима. Ей, - какой бы она ни была - мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.

С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зер­кало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов при­водит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепка семья - крепка держава» и наоборот. Необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной пробле­матики. Один из таких подходов - ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осоз­нать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее даль­нейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Этот подход позволяет абстрагироваться от многих тривиальных аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (де­финиции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исс­ледований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллю­зию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изы­скания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реа­лизован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти.

Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотре­ние многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целост­ность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как систе­мы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Вопрос о роли семьи в обществе центральный в осмыслении семейной про­блематики. Но о какой семье следует вести речь? О современной. Той, которая явилась продуктом длительного развития человечества и которую можно отне­сти к современной не только в историческом времени, одинаковом для всех, но и в социальном, отсчитывающем также и скорость общественных преобразова­ний. Сознавая нечеткость выдвигаемого критерия современного, целесообраз­но отметить, что в пределах этой неопределенности он все же работает и позво­ляет, например, патриархальный тип семьи не причислять к современным.

1.Понятие "социальный институт".

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты,

возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

2 . Виды и функции социальных институтов.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. 4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные

контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

3. Семья как важнейший социальный институт.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими осо-бенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

Заключение

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

Семья это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценно­стей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в обществен­ный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не дефор­мировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение обще­ства неизбежно касается семьи. Но у общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без семьи.

Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел (при этом, как правило, ощущение ненужности самому себе не проходит), а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп на­селения и даже полноценным потребителем.

Семья - оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждо­му и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытываю­щих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого» 1 . В этих идеях нет новизны. Еще В.Со­ловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой инди­видуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориенти­рована на современного читателя.

Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего своего. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства». Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способст­вует ее творческой самореализации. Она не позволяет человеку забыть о ценно­стях иного рода. И естественно, что «в целом люди, состоящие в браке, счаст­ливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов» 2 .

Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение за­ключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и психоло­гической. Ценность семьи заключается в том, что только она способна постав­лять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей, способных на настоящую любовь, а также «достраивать» мужчин и женщин до качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Ведь только влюбленный имеет право на звание человека. Кстати говоря, для кого «ценностно-лирическая» по форме аргументация кажется неуместной, либо неубедительной, может вос­пользоваться терминологией системных исследований. Каждый имеет право на приемлемый для него язык - лишь бы не в ущерб смыслу.

Литература

    А.А.Радугин, К.А. Радугин “Социология” М. “Центр”,

    М.П.Мчедлов “Религия и современность” М. Издательство политической литературы,

    Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М.,

    И.А. Крывелев “История религий” М. “Мысль”,.

    В.И. Гараджа “Религиеведение” М. “Аспект Пресс”,

    “Психологические аспекты семейной жизни” под ред. И.Н. Яблокова М. “Высшая школа”,

    Аргайл М. Психология счастья. М.,

Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., . Кн. 2.

    Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.,

    Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви.

    Плотниекс И. Психология в семье. М.,.

    Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М.


Семья СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Выполнил: студент заочного факультета специальность... культурных и социально -экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи , а...

При изучении института семьи особое внимание уделяется анализу выполняемых им функций. Мнения специалистов по данному вопросу хорошо между собой согласуются. Существующие различия касаются в основном лишь степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. К примеру, сексуально-эротическую функцию некоторые авторы отделяют от репродуктивной, во-первых, ввиду ее самостоятельной ценности, во-вторых, отводя ведущую роль в психосексуальном развитии человека семье.

Институт семьи

Семья является сложным социальным образованием, в котором переплетены интересы общества в целом, отдельной семьи и каждого ее члена в частности. Ее определяют как исторически сложившуюся конкретную систему супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Ее рассматривают как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В ней видят социальную необходимость, обусловленную потребностью общества в воспроизводстве физически и духовно здорового населения.

Семья обладает целым комплексом важных социальных функций и ролей, ради которых общество готово создавать, поддерживать и охранять этот социальный институт. Важно учитывать, что в человеческой культуре в социальных нормах отражены идеализированные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества.

Поэтому нормальная семья - понятие весьма условное. Таковыми можно считать те, которые обеспечивают необходимый минимум благосостояния, социальной и психологической защиты, создают условия для социализации детей до достижения ими зрелости - психологической и физической. Нормально функционирующие семьи - это те, которые ответственно и дифференцированно выполняют свои функции.

Относительно основных функций семьи суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Этой теме посвятили работы такие известные психологи, как Дружинин В.Д., Елизаров А.Н., Мацковский М.С. По мнению Елизарова А.Н., в семью людей объединяют ценностные ориентации, и они же задают перспективу ее развития.

Под социальными функциями семьи понимаются виды ее жизнедеятельности, непосредственным образом связанные с удовлетворением потребностей ее членов. Время от времени они претерпевают некоторые изменения вследствие развития общества.

Единой общепринятой классификации социальных функций семьи на сегодняшний день нет, однако между существующими наблюдается взаимозависимость и взаимодополняемость. Расхождения во взглядах на этот предмет не столь существенны. Ниже приведены характеристики основных функций семьи.

Сексуально-эротическая функция

Сексуальность - это врожденная потребность, выражающая себя в сочетании биологических, физиологических, психических и эмоциональных реакций. Все они неразрывно связаны с влечением друг к другу лиц противоположного пола и с удовлетворением этого влечения. Поэтому одной из важнейших функций семьи является сексуально-эротическая, подразумевающая получение удовольствия от удовлетворения сексуальных потребностей партнеров.

Неудовлетворенность в интимной сфере мешает человеку нормально жить и выполнять свои повседневные обязанности. Он становится раздражительным, мрачным. Сексуальная неудовлетворенность является сильным дестабилизирующим фактором для супружеских отношений.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция семьи подразумевает удовлетворение индивидуальной потребности в ребенке. Она также сопряжена с поддержанием здоровья. Ведь перед семьей в этом случае встает задача предотвращения проявления в новых поколениях различных биологических аномалий. Репродуктивная функция семьи представляет колоссальную значимость для общества в целом, поскольку удовлетворяет его потребность в воспроизводстве населения.

Воспитательная функция

Очень важна. Психологи подчеркивают, что из всех детенышей человеческий является наименее самостоятельным. Чтобы он мог нормально расти и развиваться, ему необходимы длительные уход и забота родителей. Главное, что они могут дать ему, - это любовь. Вместе с ней они передают ребенку свой жизненный опыт и знания, а также помогают раскрыть и развить его уникальные способности и таланты. Семейное воспитание оказывает гораздо более сильное воздействие, нежели общественное, так как оно более эмоционально и связано с любовью к детям со стороны родителей, вызывающей ответные чувства у детей.

Воспитательная функция семьи распространяется не только на юное поколение, но и на взрослых людей. Систематическое воздействие воспитательного характера со стороны семейного коллектива ощущается человеком в течение всей его жизни. Также происходит постоянное влияние со стороны детей на родителей и других взрослых членов семьи. Самовоспитание родителей связано в первую очередь с постоянным влиянием детей на их жизнь.

Экономическая функция

Под экономической функцией понимается организация деятельности по финансовому обеспечению семьи, включающему все источники и объем семейных доходов. На них базируются материальные условия жизни семьи. Это и создание нормальных бытовых условий. Это и финансовая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Это потенциал обеспечения растущих потребностей и расширения возможностей семьи.

Взрослые члены семьи принимают участие в сфере общественного производства, формируют и распределяют семейный бюджет, организуют потребительскую деятельность. В большей степени своим примером осуществляют трудовое и экономическое воспитание детей.

Хозяйственно-бытовая функция

Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего быта. Поддержание чистоты и порядка в доме, создание в нем уюта, стирка, глажка, готовка - все это рутинные повседневные меры, в целом способствующие поддержанию здоровья партнеров и детей. Сюда же относят уход за младенцами и заботу о престарелых родственниках.

Все это требует большого количества временных затрат, поэтому актуальным становится вопрос о распределении ролей между супругами, приобщении детей к домашнему труду. Этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы.

Досуговая функция

Досуговая функция предусматривает удовлетворение потребности членов семьи в общении и организации свободного времени. Они могут устраивать совместный просмотр телевизора, поход в кинотеатр, организовывать семейные праздники, путешествовать, играть, заниматься спортом, творчеством. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует укреплению семьи. Если семья счастлива, то в ней происходит взаимное обогащение интересов супругов и детей, и ее деятельность носит, как правило, развивающий характер.

Досуг - свободное время, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению. Это время, когда он может осуществлять деятельность для своего собственного удовольствия, будь то развлечение, самосовершенствование или достижение каких-то целей по личной инициативе, а не вследствие необходимости. Первичные навыки конструктивного использования свободного времени усваиваются в рамках семьи.

Психотерапевтическая функция

Каждый человек испытывает потребность в любви, принятии, понимании, уважении, признании, психологической поддержке. Той нишей, где она в полной мере удовлетворяется, должна быть семья. В ней в первую очередь человек должен чувствовать себя принятым и защищенным, без оглядки на его статус, внешность, жизненные достижения либо их отсутствие, финансовое положение. Это способствует сохранению эмоционально-психического здоровья личности и именно в этом задача психотерапевтической функции. Отсутствие семейного взаимопонимания нередко приводит к депрессиям, агрессиям, развитию девиантного поведения.

Функция первичной социализации

Функции семьи в обществе невозможно переоценить. Семья - это самый первый социальный институт в жизни человека, в рамках которого он начинает познавать мир. Именно в ней ребенок усваивает нормы морали и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности, ознакамливается с санкциями за их нарушение, узнает об ответственности и обязательствах во взаимоотношениях между родственниками. Родители знакомят ребенка с культурой страны, ее традициями. Так проявляется функция первичной социализации. От того, насколько качественно она выполняется, зависят особенности развития психики и первичная социализация детей на самых ранних этапах их развития.

Социально-статусная функция

Семья является ключевым институтом в жизни человека. Помимо влияния на формирование его личности, она также дает ему опору и поддержку во взрослом возрасте. Семья накладывает отпечаток и на его положение в обществе - определяет принадлежность к определенному сословию, наделяет титулами, если таковые имеются, передает наследство. Через предоставление членам семьи определенного социального статуса способствует формированию и удовлетворению их потребностей в социальном продвижении.

Функция объединения усилий

Одна из наиболее важных особенностей функций семьи - это комплексность. Любая из вышеперечисленных потребностей может быть удовлетворена и без создания семьи. И все же лишь институт семьи позволяет выполнять все эти функции в совокупности и обеспечивать комплексное удовлетворение потребностей человека.

Дети-маугли

В мире известны случаи, когда человеческие детеныши попадали в стаи животных и воспитывались там. Их "родителями" были волки, медведи, реже леопарды, павианы. Таких детей неоднократно отлавливали люди. Поймать их было настолько же непростой задачей, что и поймать дикого зверя.

Одичавшие детки вели себя подобно животным - бегали на четвереньках, не могли стоять и передвигаться на двух ногах, проявляли агрессию, причем даже большую, чем животные из их стаи. У них были хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Они отличались большой мускульной силой и ловкостью. Во всем остальном они уступали обычным детям их возраста.

В реальности детей, воспитанных животными, практически нет никакой возможности социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Как показала практика, они яростно сопротивляются попыткам приобщить их к цивилизованной жизни, пытаются убежать обратно в дикую среду.

Эти многочисленные случаи наглядно показывают, что при отсутствии включенности в коллектив, общественную жизнь человек не может развиваться как личность и остается на уровне животного. Психофизическое развитие человека очень сильно зависит от качества воспитания и образования, основы которых в первую очередь закладываются в институте семьи.