Все преступники равны. Но некоторые – «равнее. Цыганская мафия

Этническая преступность - сложнейшая задача для любой полиции. Это легко заметить и по живучести традиционных цыганских „промыслов“.

Пожалуй самый известный из них - воровство на фоне гадания. В милицейских протоколах это происшествие обычно называется мошенничеством.

Конструкторы говорят, что наиболее надёжны простые решения, и может быть именно простота конструкции объясняет многовековую устойчивость этого преступления. в нём всего два пункта.

    ОСТАНОВИТЬ ЖЕРТВУ. Самый банальный предлог - „дай погадаю - судьбу узнаю“ . Но это не значит, что он единственный. Цыганка может попросить вас показать ближайшую поликлинику („у ребёнка болят зубы“), навязчиво просить монетку или значок („выцыганивать“), предложить косметику или кольцо... Предложения могут сменять друг друга с бешеным напором. Самое главное - задержать хоть на секунду!

    Ну а если вы дали монетку, то тут же, например, предложат погадать - бесплатно, в благодарность. Или снять порчу, избавить от соперницы - короче, перевести ситуацию из первой фазы во вторую.

    Интересен и такой приём: „гадалка“ неожиданно протянула руку (даже через приоткрытое окно - в салон машины), якобы вырывает у жертвы три волоса (они заранее зажаты в кулаке). И тут же начинает „наводить порчу“, которую остановить можно, разумеется, только деньгами.

    ОБОБРАТЬ ЖЕРТВУ. Конечно, самый классический вариант - гадание или „колдовство“. Скажем, та цыганка, что вас остановила, подводит к другой, владеющей навыками психотехники. Та быстро выдаёт набор ключевых фраз. По движению пальцев или расширившимся зрачкам собеседника цыганка видит, что попала в цель (болезнь, замужество, ребёнок и т.д. ) и используя самого человека как фонарик, движется по его информационной тропинке все дальше - убеждает в своей таинственной проницательности.

    А может вместо этого сразу подключить гипноз. Гадалка начинает двигать блестящим предметом, внезапно подносит к вашему лицу зеркало, ведет быструю и непрерывную обработку словами. Наступает лёгкий (или не очень) транс , во время которого жертва с напряжённой улыбкой снимает с себя кольцо, потом заворачивает его в крупную купюру, затем - в другую, и так с вариантами - до полного „освобождения“ карманов.

Специалистки (так называемая „черная масть“) иной раз часами управляют поведением жертвы - сочетая гипноз со сложно выстроенным обманом на темы колдовства или магического лечения. Известны случаи, когда люди буквально выносили „гадалке“ из дома всё ценное.

Иногда жертве удаётся сломать хрупкое психическое состояние, в которое его вводит гипнотезёрка: неожиданным вопросом, парадоксальной реакцией. Чтобы этого не случилость, мошенница тараторит, не давая вставить слово и возможности задуматься. Кстати, для неё очень важно, чтобы вы не улыбались и не смеялись: ирония - опаснейшая помеха во время работы любых мошенников (заметим: в том числе - научных и политических!).

Впрочем, гипнозом уличные воровки владеют далеко не так часто, как об этом идёт молва. Дилетантов всегда больше. И им ничего не остаётся, как механически решить вторую часть дела. Они попросту вырывают кошелёк или часы, хватают сумочку или деньги. Гвалт при этом поднимается не случайно - это сильнейшее уличное оружие обескураживает жертву и дарит преступникам немало драгоценных секунд.

Нередко в уличном ограблении используется группа детей (во Франции таких воришек называют „мыши“). Они буквально облепляют состоятельного господина или даму, обчищают, как пираньи, и тут же исчезают в подворотнях.

Впрочем, когда одному из зарубежных гостей Москвы удалось выхватить газовый баллончик, в руках 9-12-летних детей тут же блеснули ножи. Хорошая привычка держать отдельно мелкие деньги на уличные расходы, может здесь вам помочь. Иногда удаётся отвлечь внимание нападающих, выбросив мелкие деньги из кармана.

Если вы стали жертвой уличного „цыганского“ ограбления, восстанавливать справедливость своими силами,во-первых - опасно,во-вторых - всё равно не удастся. Даже с помощью милиции это сделать очень непросто (хотя иной раз удаётся).

Традиционное цыганское ремесло - торговля самодельными товарами: косметикой, трикотажем или сладостями (о качестве страшно задумываться), а также фальшивыми драгоценностями. Причём продавец обычно не скрывает, что его кольца не из золота, а бриллианты - стеклянные, но фокус в том, чтобы вычислить доверчивого покупателя и почтить его „заветным бабушкиным кольцом“. Разумеется - из самоварного золота.

Также традиционное этническое преступление цыган - обман при покупке золота у жертвы.

Классическим цыганским доходом можно назвать и „ломку купюр“. Группа окружает какую-нибудь кассу или палатку и галдит - просит, угрожает, требует обменять большую сумму мелкими купюрами - на крупные. Стоит согласиться, и во время обмена начинается балаганный беспорядок, который позволяет „ломать“ часть купюр. Получив крупные купюры, мошенники свою „сломанную“ пачку не отдают в руки продавца, а бросают на прилавок. Пока жертва будет собирать их и пересчитывать, галдящая группа уже рассеется.

Говоря об этнической преступности, всегда приходится делать оговорки, заявлятьв общем-тои так понятное - специально для защиты национальных чувств. Вот и я ни в коем случае не хотел бы, чтобы рассказ о типовых этнических преступлениях воспринимался как рассказ о нации.

Как каждый человек, выросший в русле русской культуры, я отношусь к цыганам неистребимо романтически. Хотя ещё подростком испытал сильное разочарование, побывав в таборе, где ни один человек не умел играть на гитаре. Цыганские песни и романсы, стихи Пушкина и проза Горького оказываются для нас убедительнее криминальной информации.

А эта информация выходит далеко за рамки мелкого воровства и мошенничества. На долю цыган приходится в среднем три процента преступлений. Это серьёзная цифра, если учесть, что последняя перепись населения в СССР показала - в России цыган менее 150 тысяч.

Они делятся на несколько десятков родоплеменных групп, отличающихся и традициями, и религией. Самая многочисленная - кэлдерари. её криминальные профессии: валютные махинации, кражи, мошенничества.

Самая замкнутая группа - плашуны (они считают себя самыми чистокровными цыганами), криминальная специализация: грабежи, разбои, наёмные убийства.

Практически изолированные от государства, криминальные слои цыганской нации живут по своим законам, у них свой суд - крис, свои правители - цыганские бароны. С детства формируется не только криминальная мораль, но и криминальная техника - совершения преступления, ухода от преследования, противодействия закону.

Вот одна из таких технологий. Родители новорождённого по ходу движения табора получают в нескольких местных администрациях свидётельства о рождении на своего ребёнка - с разными именами и данными. Через шестнадцать лет молодой человек получит по ним несколько разных паспортов, которые будут помогать ему всю жизнь. Понятно, что ни одно официальное имя для него ничего не значит - важно только реальное цыганское имя.

Создать общественный механизм защиты от этнической преступности до сих пор полностью не удалось ни одному государству. Так что гражданам приходится знать индивидуальные средства. В случае с уличными гаданиями, мошенничествами, цыганской торговлей не придумано, к сожалению, ничего другого, как просто избегать первого контакта .

Это надёжное народное средство на улице выглядит так: вы делаете большие глаза, всплёскиваете руками и быстро, шарахаетесь в сторону.

Криминальным авторитетам Москвы довольно сложно удерживать свои сферы влияния в столь большом городе. Население очень большое, но вот крупных криминальных авторитетов единицы. Но потому- то они и крупные, что у всех на слуху. Вот в провинции дела обстоят немного иначе. Здесь меньше население, причем во много раз. И снискать себе авторитет и уважение уже не так сложно, как например в той же Москве. Но и криминальные понятия здесь другие. Если здесь и процветает криминал, то он очень беспредельный, потому что от столицы далеко.

Криминальный барон

Цыгане как известно народ вспыльчивый, но живущий как бы особняком, и о вспыльчивости нам приходится слышать лишь иногда, очень редко. Бывают среди цыган и криминальные авторитеты . Как например Цыган из Екатеринбурга Бахтало. Кстати имя это по цыгански означает удачливый. Таким Бахтало и был. В 18 лет отец передал ему криминальные дела . В районе он торговал наркотиками. Бахтало встал во главе криминальной цыганской семьи . Помимо существующих розничных точек по продаже наркотиков, сделал за городом еще некий оптовый склад героина. Сюда приезжали уже крупные покупатели.

Это не понравилось криминальным авторитетам , которые контролировали в области наркобизнес . Они дали понять Бахтало, что надо прикрыть оптовый склад, иначе произойдет беда. Бахтало не собирался этого делать. В свою криминальную бригаду он вызывает двух цыганских киллеров из Москвы. И те начинают охоту за Людвигом — местным криминальным авторитетом . Но так как киллеры были Московские, и привыкли убивать по Московски, то через неделю происходит расстрел, и подрыв машины Людвига прямо в центре города. Мстить за убитого криминального авторитета никто особо не собирался. Он был просто звеном в наркоцепочке. Некоторые уважаемые люди, всполошенные таким показным убийством, идут к Бахтало на встречу, и ставят его смотрящим за наркоторговлей по области. Из цыганского барона , Бахтало становится довольно уважаемым криминальным авторитетом . Выкупив несколько элитных коттеджей, Бахтало понимает, что ему становится тесно. Не в территории, а в делах. И он выходит на контрабандистов. Они налаживают контрабанду сигарет в область.

В принципе, семья цыганского барона криминального авторитета каталась как сыр в масле. Возможно так бы и продолжалось, не будь Бахтало жадным до новых нелегальных бизнесов.

Поехал в Москву, встречаться с продавцами оружия. Он хотел наладить поставки оружия у себя в области, и со временем стать полновластным хозяином криминального рынка Екатеринбурга. Но…

В Москве оружейники свели Бахтало с Питерским , очень отмороженным наркоманом. Как раз он контролировал продажи оружия. Неизвестно, почему цыганский барон не понравился . Вор в законе взял в плен криминального цыгана . И потребовал с его семьи очень большой выкуп. Криминальные авторитеты Екатеринбурга хотели было ввязаться в эту ситуацию. Но им дали понять, что очень серьезный вор в законе . Так одного авторитета нашли повешанным в своей ванне, а другого задохнувшегося угарными газами в собственном гараже. Причем все это произошло после телефонного разговора с .

Криминалитет Москвы и переферии не смогли обоюдно договориться.

Семья Бахтало продала все коттеджи за пол цены, распродали машины и антиквариат. Но денег на выкуп не хватало, уж немыслимую сумму предъявил вор в законе . Тогда старый цыган — отец Бахтало, отдал все свои накопленные сбережения.

После того, как деньги были переданы, Бахтало отпустили, предупредив, что заниматься наркотиками он больше не будет. Криминальный Цыган вернулся оскорбленным. Но отомстить вору в законе за свое нищее существование Бахтало не успел, так как через 3 месяца после этих событий, умер от передозировки наркотиков, а сам цыганский барон был арестован и посажен на 2 года за серию карманных краж.

Цыгане живут таборами. Так у нас считают. Ну, если не таборами, так тесной общиной. Все в ней друг друга знают, каждый шаг отдельного человека контролируется.
Ну а дальше в меру фантазии. Кто о цыганах думает хорошо, тот расписывает, как замечательно община блюдёт нравственные устои. Кто цыганский народ терпеть не может, тот заявляет, будто "табор" это фактически банда. И куда - дескать - цыгану податься? Если община какого-то города занята преступным бизнесом, то хочешь, не хочешь - а приходится злодействовать.
Разные есть мифы о цыганах. Одни романтические, другие откровенно лживые, третьи "чёрные". Этот следует считать предельно опасным.
Но почему? Ведь теоретически нет ничего необычного в том, что люди одного "племени" подчиняются заведённому порядку. Возразят: "Это напоминает бутылку. Можно наполнить её вином, а можно серной кислотой. От самих цыган зависит, какие они порядки заведут в своей общине".
Звучит убедительно.
Вот только на практике всё сводится к огульному обвинению в преступлениях. В той же наркоторговле, как правило. Вот типичные образцы обывательских рассуждений, попавшие в печать:


Основой "цыганского криминального сообщества" является табор. Преступным промыслом занимаются все: женщины, дети, мужчины, совсем уже пожилые люди. Семьи у цыган большие - от пяти до десяти детей в каждой. Кормить такую ораву надо, поэтому ромалы "трудятся" не покладая рук. Цыганская преступность - преступность особого рода, действуют настоящие профессионалы своего дела: изобретательные, напористые, хитрые и изворотливые. И очень жестокие.

Александр Егоров "Cекреты цыганской мафии"
"Мир криминала" Костромская народная газета

О цыганской мафии пишут не часто, и мало кто знает, что она по своей силе и влиянию во многом превосходит другие, всем хорошо известные этнические преступные группировки. К тому же цыгане охватили практически все сферы уголовного промысла. Ничего удивительного нет, в цыганской среде с криминалом напрямую связаны все - от мала до велика. Огромные семьи необходимо кормить, и добычей пропитания занимаются и дети, и женщины, и мужчины, и старики. Воровство, грабеж и мошенничество - традиционные преступления чавал.
Цыганские наркобароны наступают!
"Украина криминальная"

Перечислять подобные цитаты можно бесконечно. Но было бы глупо застревать на том, что вы и так постоянно слышите с экрана. Остановлюсь лучше на другом аспекте. Это уже будет не "ширпотреб", а рассуждения вполне интеллигентных людей. Они тоже напирают на то, что у цыган есть община, и - стало быть - спрос с них особый. Изложу эту позицию конспективно:
- Почему цыгане сами не обуздают наркоторговлю? Они про своих всю подноготную знают лучше милиции. Если бы они реально хотели, чтобы об их народе было хорошее мнение, они первыми должны были приструнить барыг, воров, мошенниц. Разве они не знают, из чего складывается репутация нации? Честные цыгане должны отмежеваться от негодяев. Отчего же они этого не делают? У них в руках все рычаги воздействия (тут одни русские вспоминают про "баронов", другие о "цыганском суде"). Так что же мы видим? Ударил этот народ хоть пальцем о палец, чтобы к нему лучше относились? Нет? Ну тогда пусть не обижаются, что их показывают только в криминальной хронике. Заслужили!
*****
Согласитесь - вполне логичная позиция. Если довериться этой логике, то цыгане - и вправду мафия. Могут остановить зло, но не делают этого. Стало быть, даже тот, кто впрямую не втянут в преступный промысел, сочувствует криминальным соплеменникам.
Кто-то из вас уже догадался, в чём тут подвох? Имеется ведь один скромный пункт, разрушающий всю эту теорию.
Не буду томить.
У российских цыган давно нет общины. Они не могут контролировать заработки друг друга. Когда их предки жили кочевыми таборами, "предъявить счёт" можно было каждому. В те стародавние времена табор и вправду был общиной, контролирующей каждого своего члена. Но в 1956 году указ об оседлости поставил на древних обычаях крест. Из года в год община ослабевала, распадаясь на отдельные семьи. Сейчас от былой силы табора остались одни воспоминания. Ну и внешняя оболочка, естественно.
Цыгане вместе празднуют Пасху.
Цыгане сотнями собираются на свадьбу или поминки.
Матери всё ещё внушают дочкам, как надо себя вести (под бессмертным девизом "Что люди скажут?").
Если один цыган задолжал другому, всё ещё можно собрать сходку.
Но!
Зарабатывает каждая семья сама. И как это делать - никто ей не указчик. Русским давно пора осознать новую реальность. "Табор" или "община" (называйте как хотите) утратил свою власть в главном. Внешние атрибуты в наличии, а внутри давно уже царит тот же самый раздрай, что у нас с вами.
С цыган продолжают по инерции спрашивать так, словно они племя или аул. А они - в смысле подконтрольности - такие же, как мы. Если войти в цыганский дом с претензиями, что надо жить иначе, то - будьте уверены - пошлют куда подальше. Сейчас у каждой семьи свой ум, и повлиять на неё нереально.
Вот я сейчас задам вам вопрос, а вы попробуйте честно на него ответить. Допустим, вы знаете, что ваш сосед по лестничной клетке или бывший одноклассник живёт на криминальные доходы. Можете вы это как-то пресечь своими силами? Душеспасительную беседу отбрасываем. На практике это не действует.
Что там сосед! Бывает так, что у родителей-инженеров сын - бандит. Могут эти достойные старики что-то с непутёвым сыном поделать?
Ну так вот. У нас, русских единственный реальный рычаг - это "сигнал" в милицию. Почему вы думаете, что у цыган иначе?
Смотрю на ситуацию сблизи. Знаю случаи, когда честные цыгане стыдят криминальных. Вообще-то это не принято. Но бывает так, что накипело. Стыдят… Дерутся даже иногда! Представьте - и до этого дошло. Но результат-то нулевой! Такой же, как у русских. Потому что если каждый сам себе хозяин, то положить конец криминальной активности может только милиция.
Итак, проблема в двойных стандартах. Рассуждая о себе, русские чётко знают: я, это я, а он - это он. Я за соседа (и даже за родственника) не ответчик. Я - цивилизованный человек, я законопослушен. Остальное - дело профессионалов. На то мы и содержим милицию, чтобы она нас защищала. А вот цыган - другое дело. Он в сознании россиян - дикарь. А дикари друг за друга в ответе. Украл один - всё племя виновато. Почему знали, но не остановили?
И до тех пор, пока русские не спишут в архив удобный миф о всесильной общине, ничего не изменится. Цыгане так и останутся в их глазах мафией.
Но пора понять. Между русским и цыганом в злополучном вопросе "коллективной вины" нет уже никакой разницы. Я веду большую переписку, слежу за дискуссиями на форумах. Иногда просто зло берёт.
- Почему цыгане не отмежёвываются от своих негодяев?
Сама постановка вопроса добивает. А мы, русские как отмежёвываемся? Давайте на конкретном примере. Вот ограбил русский парень сберкассу. Что конкретно делают интеллигентные чистюли, чтобы о них не судили по этому преступнику?
На демонстрацию выходят?
Нарукавную повязку носят с лозунгом "Нет русскому криминалу!"?
Или интервью после каждого преступления дают: "Не смешивайте всех русских с этим бандюгой."?
Ну ведь ясно, что все мы просто игнорируем преступления славян! Я - это я. А у него своя ответственность. Поймают - пусть сидит.
Или я наговариваю? Может быть, мы, русские сами ловим "родных" бандитов и наркоторговцев (без милиции), сами осуждаем (без официального суда), сами наказываем или хотя бы выселяем?
Так ведь нет. Контроль за русскими негодяями мы благоразумно предоставляем МВД. Почему же у цыган должно быть иначе?
*****
Кстати, о милиции. Всё, что обязан делать гражданин по конституции, цыгане делают. С рабочих, артистов, предпринимателей государство вычитает налог. Именно на эти деньги и содержится МВД. Вы когда-нибудь задумывались, что милиция существует не только на русские, но и на цыганские деньги? Выплатив налог, цыган вправе ожидать, что правоохранительные органы пресекут мошенничество и наркоторговлю. Не сказал бы, что в окружающей жизни я вижу в этом деле особое рвение. Слишком часто милиция "крышует" преступников вместо того, чтобы их сажать. А зарплата им идёт - ещё раз напомню - от граждан всех национальностей. В том числе и от цыган.
*****
И уж совсем для вас сюрпризом будет, если я скажу, что некоторые цыгане не только налоги платят. Хоть и не принято это по национальным традициям, но жизнь шире схемы.
Да, вы угадали. Я знаю цыган, которые работают в милиции. Есть среди них даже следователи с многолетним стажем. Как работают? Снаружи трудно понять. Известно, что некоторые получают повышения и награды. Покойный Ян Сергунин дослужился до Государственного советника юстиции второго класса (то есть до генерал-лейтенанта) и был награждён президентом за восстановление судебной системы в Чечне.
Но это к слову. Вернёмся к любимой фразочке форумов, что "честные цыгане должны отмежеваться от беспредела, который творит их мафия".
А чем, по вашему, цыгане последние десять лет занимаются? Это мы, русские не считаем, что должны отвечать за своих головорезов, душегубов и маньяков. А в цыганских интервью вы нередко встретите слова осуждения в адрес недостойных соплеменников. Отмежёвываются артисты "Ромэна" и лидеры ряда цыганских организаций. Пытаются объяснить, что не приемлют криминала и "простые" цыгане. Вы хоть кого-то из них услышали? Все их оправдания для обывателя - одно лицемерие. Дымовая завеса над мафиозной деятельностью.
Ведь у них община!
Ведь если б только захотели!
Ведь им "в таборе" даже милиция не нужна. Сами бы справились!
Вот так и живём. Чёрный пиар вливается в наши уши ежедневно. В криминальной хронике нам обязательно покажут и "цыганского наркобарона", и мошенниц, которые дурачат бедных стариков под маркой "мы из собеса".
А предоставил кто-то Маеру Янко трибуну с его воззванием против наркоторговли?
А показали вам акцию "Цыгане против наркотиков"?
А аллею на кладбище, где лежат цыганские жертвы героина, кто-то на экране видел? Надгробия над ребятами и девчонками?
Многие цыгане готовы криком кричать, чтобы показать оборотную сторону медали и своё отношение к нашей общей беде. Но информационная политика редакций стоит между вами и честными цыганами нерушимой стеной. Русские не должны знать, что эти люди желают отмежеваться. Они - община. Все они одна шайка.

Ну так именно у котляров наркоторговли и нет! Там, где родовая община не фиктивна, а реальна, кровавый бизнес жёстко пресечён. По всей России разбросаны котлярские посёлки. Ни к одному по поводу героина нет претензий.
И ещё одна община не фиктивна. У приезжих из Средней Азии цыган-люли. Эти кочевники живут в палатках, перебиваются случайными заработками. Женщины и дети попрошайничают. Порой голодают. Но почитайте интервью милиционеров, которым вменили в обязанность контролировать узбекских и таджикских цыган. Не пеняют работники МВД ни на воровство, ни на торговлю наркотиками. Ни одного случая за 15 лет не зафиксировано. Потому что это табор! Потому что внутренний перекрёстный контроль на высоте.
А вот "мадьяры" тоже живут в палатках. Но родовой общины нет. Венгерский табор - это конгломерат независимых семей. Героина и там нет. Зато карманные кражи - обычное дело.
*****
А дальше я наблюдаю парадокс. Вот перед нами два цыганских сообщества: котляры и люли. И там, и там сохранившаяся родовая община пресекает преступность.
Вроде бы, надо радоваться?
Ан нет. Именно к котлярам и люли у прессы накопился ворох презрительных обвинений. Они-де отсталые, тёмные, детей не учат, живут как в XIX веке. Браки у них по сговору родителей. Надо их срочно цивилизовать, чтобы подтянулись на уровень прочих россиян.
На мой взгляд, это шизофрения. Вы уж определитесь, дорогие журналисты, чего вы хотите. Если для вас главное, чтобы героином российскую молодёжь не травили - оставьте всё как есть. А если хотите разрушить последние таборы, то готовьтесь, что эти цыгане станут как русские - то есть с индивидуальной ответственностью. И часть из них вольётся в преступный мир: как это произошло с сэрвами , ловарями , крымами и прочими цыганскими этногруппами.
Между прочим, то же самое случилось веком раньше с нашей деревней. Всплеск русской преступности начался после распада крестьянской общины, которая при царе-батюшке надёжно контролировала малограмотных мужиков.
*****
Есть ли выход? На мой взгляд, он не в кулаках, которые чешутся при просмотре криминальной хроники, а в голове. Если русские откажутся от мифа о всемогущей цыганской общине, поводов для озлобления станет меньше. Пора посмотреть правде в глаза. Если видеть в цыганах не дикое племя, а равных людей, то они окажутся товарищами по несчастью. Цыгане, приобщившиеся к нашей цивилизации, точно так же не могут контролировать национальную преступность, как вы не способны переделать соседа по подъезду.
Если мы уберём двойные стандарты, если перестанем накладывать на цыган "коллективную ответственность", наш мир станет хоть немного более справедливым.

Давно ушли в историю кибитки, запряженные лошадьми, на которых цыганские таборы колесили по дорогам в своем непрерывном путешествии. Стерлись из памяти толпы женщин-цыганок, крутящихся на «толкучках» и предлагающих покупателям купить у них дефицитную косметику или, напротив, скупающих изделия из золота. Сейчас лишь изредка можно увидеть цыганок-попрошаек в людных местах. Цыгане, распродали лошадей, осели на местах, но не ассимилировались с остальным миром, а упорно продолжают следовать своему особому национальному пути.

Около 3% из числа всех преступлений, ныне совершаемых в России, принадлежит именно представителям этой этнической группы. Примерно те же цифры были и в Советское время. Только несколько сменилась специализация преступников. Чаще всего лет 30 тому назад правоохранительные органы привлекали к уголовной ответственности цыган за тунеядство, попрошайничество, мелкое воровство, спекуляцию и реже за грабежи. Сейчас в действующем Уголовном Кодексе исчезла часть статей, присутствовавших в старом, но цыгане смогли освоить новые направления преступного бизнеса. В первую очередь это относится к торговле наркотиками. Большинство из цыган, отбывающих наказание в местах лишения свободы, как раз получили срок по статье о незаконном распространении наркотических средств, причем это большинство сплошь состоит из представительниц слабого пола.

Ставшие оседлыми, цыгане начали стремительно обзаводиться хозяйством и нанимать в работники к себе всякий люмпен-пролетариат и прочих деклассированных элементов, многие из которых постепенно попадали в настоящее рабство. Вызволять их оттуда зачастую приходится силами полиции, а новых рабовладельцев привлекать к ответственности по довольно необычной для современного времени статье.

Цыганский барон

В СССР одним из самых известных преступников, принадлежащих к цыганскому этносу, стал . Как и положено любому выдающемуся цыгану с явными качествами лидера соплеменники именовали его бароном. Группа барона Шаркези занималась грабежами, причем их жертвами чаще всего становились церкви и служители культа. Довольно хитроумный ход. Атеистические государственные власти, вознамерившиеся к концу 20 века показать народу, как последнего преступника, так и последнего попа, сквозь пальцы смотрели на ночные взломы алтарей и исчезновение дорогостоящей церковной утвари вместе с пожертвованиями прихожан. Только, когда грабежи приобрели характер стойкой эпидемии милиция всерьез взялась за работу. Барона Шаркези вычислили и по приговору суда расстреляли.

Цыгане ежедневно соприкасались с воровским миром. Живя, как и профессиональные преступники на нетрудовые доходы, они, тем не менее, не спешили принимать на вооружение постулаты воровской идеологии и, даже находясь в колониях, всегда стояли особняком, в стороне от блаткомитетов. Хотя аналогию в мировоззрении блатных и цыган можно легко проследить.

В цыганской среде самый уважаемый человек барон. Это тот, кто может взять на себя ответственность за других. Например, решить какой-либо вопрос с полицией, администрацией рынка. Ему дано право решения многих бытовых вопросов в повседневной жизни. Барон не пожизненное звание. Его можно лишиться за серьезные грехи по решению сходки цыган, называемой «крис». Цыганский барон очень напоминает « ». Обычное отсутствие официальных документов у настоящего цыгана и классического вора еще больше их роднит. Цыганский и воровской законы представляют собой свод неписанных правил.

Самый страшный грех для цыгана ─ украсть у соплеменника. В блатной среде «крысятничество» также строго наказуемо. В истории воровского мира России все же нашлось место для нескольких воров цыганской национальности. Их было совсем мало, меньше, чем экзотических для СССР воров-иранцев. Когда то очень давно жил легендарный вор Алик Цыган. Еще известно, что Бубенного Ваньку Казахстанца расстреляли в лагерях при усатом генералиссимусе. В те же годы умер в Коми в заключении Цыган Дантист, промышлявший золотишком. В годы развитого социализма на Кавказе воровал Боря Цыган Тбилисский (Адилов). Достоверно известно, что его зарезали в столице советской Грузии в 1972 году.

Последним известным «вором в законе»-цыганом был кемеровчанин (Зайцев), также зарезанный в 2001 году на рынке «Коробейники» в Ленинск-Кузнецке. Настоящим цыганом он мог считаться только по паспорту и формально по крови, но не по мыслям в голове. Все характерные национальные черты им уже были напрочь утрачены. Он ничем ни отличался от своих коллег ─ титулованных русских или грузин.

Несмотря на мизерное количество «воров в законе» в среде цыган урки всех мастей ни в заключении, ни на воле предпочитали не конфликтовать без серьезной причины с цыганским сообществом. Цыгане всегда монолитной командой заступались за своих сородичей, кто бы перед ними не стоял. Обязательная месть за нанесенную обиду занесена в цыганский закон. Только откровенный «беспредельщик» Червонец (Мадуев) несколько раз рискнул и немного пощипал зажиточных цыганских баронов. Но он вообще был безбашенным человеком, не побоявшимся украсть «общак» у ташкентских воров.

Цыгане сами себя называют «ромалэ». Остальные все люди именуются «гаджо», что означает «чужие». «Гаджо» источник доходов для «ромалэ». По криминальной специализации цыгане делят себя на несколько групп. «Черни» занимаются воровством на улицах, в транспорте, на вокзалах и в магазинах. «Ловари» отслеживают открытые окна квартир на первых этажах зданий, умело подбирают отмычки для замков, проникают в жилища и живут за счет квартирных краж. «Колдерари» ходят в местах скопления людей и предлагают услуги гадалок, запудривают мозги и выуживают из кошельков лохов все деньги.

Они же могут вместо товара подсунуть «куклу» и мгновенно испариться. Согласно цыганской идеологии в возможности заработать всегда скрыт какой-нибудь обман. «Сервы» занимаются наркотой. Сейчас это наиболее большая по численности группа. К торговле наркотиками цыгане широко привлекают женщин и несовершеннолетних детей. Самое мрачное профессиональное сообщество представляют собой «плащуны» ─ киллеры, выполняющие заказные убийства. Это уже веяние современного времени. Раньше любое убийство считалось у цыган, корнями уходящих в бескровную индийскую культуру, страшным грехом. Угнать табун лошадей или нарочно спалить деревню можно, а убивать ─ нельзя.

Рынок наркотиков цыгане начали осваивать довольно давно ─ в начале 80-х годов. Мелкооптовая торговая сеть, созданная «сервами» охватила всю территорию России. Так получилось, что в Подмосковье наркоторговцы-цыгане сконцентрировались в Подольском районе. В Центральной России на центр цыганской наркоторговли претендует Воронеж. Уйдя дальше на Восток, цыгане создали крупные общины в Новосибирске, Новоалтайске и Красноярске, а с ними туда же переместился наркотраффик. На Дальнем Востоке опорными пунктами цыганских наркодилеров стали Хабаровск и Владивосток. Не размениваясь на торговлю легкими наркотиками или «колесами»-таблетками цыгане обычно торгуют героином.

Давно рассыпавшиеся по всему миру цыгане в других странах также придерживаются подобной линии поведения. Это относится не только к соседним Украине или Казахстану, но и к Германии и Франции, где издавна проживают крупные цыганские общины. Интересно, что цыгане различают себя по происхождению и говорят на разных диалектах. Среди российских цыган чаще всего встречаются «котляры». Они не понимают германских «синти» или среднеазиатских «люлей» по языку и отличаются друг от друга по привычкам. «Котляры», например, с презрением отзываются о своих собратьях, живущих в странах Западной Европы.

По их мнению, они очень далеко ушли от традиционного уклада цыганской жизни и излишне коммерциализировались, растворившихся в окружающих их народах. Во всяком случае, речи о существовании всемирной цыганской мафии идти не может. Каждая группа цыган живет и действует на криминальном поприще автономно, больше контактируя с местными криминальными объединениями, чем с далекими сородичами.

Для правоохранителей цыгане издавна представляли большую проблему. Живя в своем кругу, они образовали очень закрытое от посторонних глаз сообщество, тщательно оберегая свои секреты. Клановость или семейственность ─ характерная черта всех объединений преступников-цыган. Проникнуть внутрь цыганской жизни практически невозможно. Никакого агента под прикрытием к цыганам не заслать.

В принципе, цыганом можно стать. Для этого достаточно жениться на цыганке и ее семья, как правило, признает нового родственника и допустить его в свой круг. Но здесь возникает несколько щекотливых моментов. Во-первых, цыганки выходят замуж очень рано, лет в 14-15, поэтому со стороны невесты речь может идти только о втором браке. Обычно это вдовы. Во-вторых, необходимо быть искренним ценителем особой красоты цыганских женщин. В-третьих, жизнь цыган не путевка в санаторий. Обязательно придется поработать, иногда с риском для здоровья. Навряд ли среди служителей закона найдется доброволец, готовый ради дела полного искоренения преступности так сильно собой жертвовать.

Среди многочисленных народов и народностей России существует одно, по-своему уникальное. Речь идет о цыганах - единственном кочевом племени, живущем на территории нашей страны. Все хорошо их знают - пестрые юбки цыганок метут подолами тротуары практически всех российских городов - от Заполярья до предгорий Кавказа. Цыгане известны не только своими песнями и танцами, но и недоброй славой, которую они сумели стяжать за долгие сотни лет. По данным криминальной статистики, 3 % всех преступлений в Российской Федерации совершают цыгане. Доля же самих ромал в общем населении страны менее одного процента. Цифры эти нельзя считать окончательными и достоверными, так как многие из преступлений, совершенных цыганами, не попали в милицейские сводки и не учитываются официальной статистикой. Сами цыгане считают занятие криминалом делом для себя достойным и даже богоугодным. Существует цыганская легенда, согласно которой, когда Иисуса Христа распинали на Голгофе, неподалеку от него случайно оказался цыган. Он стащил гвоздь, и поэтому исполнителям приговора Синедриона ноги Спасителя пришлось прибивать одним гвоздем. За это распятый Господь якобы сказал воришке: «Ну, люди, воруйте…» Богобоязненные чавалы не могут ослушаться Господнего завета и до сих пор тащат все, что попадается под руку." />

Секреты цыганской мафии

Среди многочисленных народов и народностей России существует одно, по-своему уникальное. Речь идет о цыганах - единственном кочевом племени, живущем на территории нашей страны. Все хорошо их знают - пестрые юбки цыганок метут подолами тротуары практически всех российских городов - от Заполярья до предгорий Кавказа. Цыгане известны не только своими песнями и танцами, но и недоброй славой, которую они сумели стяжать за долгие сотни лет. По данным криминальной статистики, 3 % всех преступлений в Российской Федерации совершают цыгане. Доля же самих ромал в общем населении страны менее одного процента. Цифры эти нельзя считать окончательными и достоверными, так как многие из преступлений, совершенных цыганами, не попали в милицейские сводки и не учитываются официальной статистикой. Сами цыгане считают занятие криминалом делом для себя достойным и даже богоугодным. Существует цыганская легенда, согласно которой, когда Иисуса Христа распинали на Голгофе, неподалеку от него случайно оказался цыган. Он стащил гвоздь, и поэтому исполнителям приговора Синедриона ноги Спасителя пришлось прибивать одним гвоздем. За это распятый Господь якобы сказал воришке: «Ну, люди, воруйте…» Богобоязненные чавалы не могут ослушаться Господнего завета и до сих пор тащат все, что попадается под руку.

ТАБОР МАФИОЗИ. Основой «цыганского криминального сообщества» является табор. Преступным промыслом занимаются все: женщины, дети, мужчины, совсем уже пожилые люди. Семьи у цыган большие - от пяти до десяти детей в каждой. Кормить такую ораву надо, поэтому ромалы «трудятся» не покладая рук. Цыганская преступность - преступность особого рода, действуют настоящие профессионалы своего дела: изобретательные, напористые, хитрые и изворотливые. И очень жестокие. Цыгане-мужчины не знают жалости и, в случае необходимости, без колебаний идут на убийство. В Питере все помнят случай, когда несколько лет назад в Красногвардейском районе во время ограбления цыган, не задумываясь, открыл огонь из нагана по наряду милиции и наповал убил одного из милиционеров. Убийцу до сих пор не нашли. В Брянской области год назад цыгане убили старушку лишь за то, что та не захотела отдать им бутылку водки. На счету таборных мафиози полный набор статей Уголовного кодекса. Воровство и мошенничество - это традиционные преступления чавал, а кроме них они уже успели освоить такие «новинки» мира криминала, как заказные убийства, операции с недвижимостью и торговлю наркотиками.

МАСТЕРА КРИМИНАЛЬНЫХ ДЕЛ. Каждая родоплеменная группа цыган специализируется на определенного рода преступлениях. Вот названия некоторых их этих групп.

ЧЕРНИ. Профессиональные воры. Женская половина их действует группами, возглавляемыми опытной воровкой - «черни». Она занимает место атаманши за особые заслуги и воровской талант. При выходе на «дело» каждая из цыганок выполняет свою, заранее определенную функцию. Воровки звонят в дверь облюбованной квартиры и просят «напиться» или «перепеленать ребеночка». Стоит только неосторожной жертве приоткрыть дверь, как цыганки покажут ей массу увлекательных фокусов. Не успеет хозяйка или хозяин и глазом моргнуть, как из квартиры молниеносно исчезнут все находящиеся в ней деньги и ценности. Внимание потерпевшего будет отвлечено от «черни», а она, незамеченно проскользнувшая в квартиру, уверенно и безошибочно найдет добычу, после чего также быстро и молниеносно «черни» скроется с места преступления. Увидеть ее невозможно - таков цыганский воровской закон. Именно поэтому квартирные кражи и грабежи, совершенные цыганками, практически нераскрываемы. Даже в случае задержания одной из сообщниц «черни» у нее не будет обнаружено похищенное. А сама она никогда не выдаст своих сообщниц. Цыгане «держат стойку» до последнего. Они знают, что в противном случае она не только станет «парией», «опущенной» в таборе, но и на предательницу и членов ее семьи ляжет тяжелое бремя содержания семей тех цыганок, которые угодили по ее милости за решетку.

ЛОВАРИ. Эти цыгане промышляют своим излюбленным способом - кражами из квартир. В последнее время они освоили еще одну смежную «профессию» - «ломку» денег у коммерческих киосков, пунктов обмена валюты, на вокзалах и рынках.

КОЛДЕРАРИ. Самая распространенная цыганская группа. Они строго придерживаются национальных традиций и внутренних групповых законов, избирают таборных баронов. Промышляют «колдерари» в основном гаданием, действуют большими группами вблизи рынков и вокзалов. Именно их жертвами становятся доверчивые граждане, которым пестро одетые таборные красавицы предложили погадать или снять порчу. По всей видимости, цыганки в какой-то мере владеют искусством гипноза и внушения. Иначе трудно обьяснить причину, по которой вполне психически здоровые и образованные люди добровольно отдают мошенницам крупные суммы денег и ювелирные изделия. «Ничего не помню... Делала все как во сне...» - такие объяснения дают через какое-то время потерпевшие сотрудникам милиции.

СЕРВИ. Эти цыгане занимаются, в основном, карманными кражами, воровством и торговлей наркотиками. Как профессионалы «карманной тяги» цыгане не уступают знаменитым грузинским карманникам. Торговля же «марафетом» становится постепенно основным криминальным занятием всех цыган.

УНГРИ (венгерские цыгане). Они действуют организованными преступными группами с жесткой иерархией и дисциплиной. Попрошайничество на улицах сочетается с грабежами и разбоями. Проживают «унгри», в основном, таборами, заселяя иногда заброшенные дома.

ВЛАХИ. Это цыгане юга России. Промышляют они, в основном, мошенничеством, в том числе и торговлей украшениями и изделиями «под золото».

ПЛАЩУНЫ. Эта группа цыган специализируется на заказных убийствах, убийствах священников, грабежах и разбоях. О цыганской мафии, к сожалению, очень мало пишут в средствах массовой информации. А она по своей силе и влиянию не только не уступает, но и во многом превосходит другие, всем хорошо известные этнические преступные группировки.

ЦЫГАНСКИЕ НАРКОБАРОНЫ. По свидетельству специалистов из МВД, осталось очень мало цыганских семей, которые не имели бы отношение к наркоторговле. С ростом героиновой экспансии в нашу страну возросло и влияние цыганских наркобаронов. По данным питерского Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оптовые поставки героина в Северную столицу осуществляют таджикские наркодельцы. А вот мелким оптом, и особенно розничной торговлей, в городе и области занимаются, в основном, две этнические преступные группировки - азербайджанская и цыганская. Причем цыгане создали наиболее законспирированную и разветвленную наркотическую сеть. На ее бесперебойное функционирование брошен весь многолетний опыт занятия криминальным промыслом, отработанные веками способы ухода от уголовной ответственности. Тесные родственные и клановые отношения позволили так выстроить схему сбыта наркотиков, что они стали практически неуязвимыми от действий правоохранительных органов. В кланах наркобароны установили железную дисциплину. Каждый член мафии выполняет строго определенные функции: добытчик - перевозчик - сбытчик. Розничной торговлей героином занимаются только женщины. Сбыт осуществляется либо на дому, либо на стороне. На дому это происходит через прорези в окошке или заборе, на стороне - через подставных лиц, в основном местных жителей не цыганской наружности. Сотрудникам правоохранительных органов очень сложно бороться с цыганской мафией. Прежде всего из-за того, что практически невозможно наладить так необходимую агентурную работу. Цыган-«стукач» - такое же редкое в природе явление, как снежный человек. Кроме того, сотрудники уголовного розыска, за редким исключением, не знают ни цыганских обычаев, ни нравов, ни языка. Естественно, что эффект от их работы очень низок. Жалуются сыщики и на то, что привлечь цыган к уголовной ответственности очень сложно. То они больны, то беременны, то несовершеннолетние, то вообще скрылись в неизвестном направлении.

ПОЧЕМУ ЦЫГАНАМ ВЫДАЮТ НЕСКОЛЬКО ПАСПОРТОВ НА РАЗНЫЕ ФАМИЛИИ. Кстати, очень часто у цыгана бывает в наличие несколько паспортов. Причем все они подлинные, но выданы на различные имена и фамилии. Делается все просто - цыганка, родив ребенка где-нибудь в чистом поле, заходит в ближайший сельсовет, где регистрирует его под одним именем и фамилией. Получив в нем свидетельство о рождении, цыганка на следующий день заходит в другой сельсовет, где происходит та же процедура. Только на этот раз в выданном свидетельстве о рождении значатся уже другие данные. Когда наступает время получения паспорта, цыган оформляет несколько паспортов по нескольким свидетельствам о рождении. Таким образом он может иметь одновременно сколько угодно официальных имен и фамилий, а настоящее его имя знают только в родном таборе. Единственная возможность как-то снизить криминальную активность цыган (но только в отдельно взятом населенном пункте) - это договориться о «ненападении» с цыганским бароном. Власть его в таборе безусловна, и все его приказы выполняются неукоснительно. Но барон может запретить своим цыганам воровать и безобразничать лишь в каком-то конкретном населенном пункте или на какое-то ограниченное время. Запретить чавалам вообще заниматься криминальным ремеслом и заставить вести праведный образ жизни не сможет ни один, даже самый уважаемый и авторитетный барон. Его просто не поймут и посчитают спятившим на старости лет. Цыгане даже при желании не смогут изменить привычный и сложившийся веками образ жизни, в котором воровство и мошенничество стало средством пропитания. Поэтому о цыганской преступности еще будут долго и много говорить и писать.