Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
На тему: Масленица.
Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».
Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».
2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация»
Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
«Музыка»
Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.
Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.
Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.
Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I.Беседа .
Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Звучит минусовка «Петрушки».
Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?
Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.
1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).
2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).
II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:
Весеннее солнце
Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте
3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).
4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...
«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»
6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?
Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;
Играли в игру «Взятие снежного городка»;
Проводили кулачный бой;
Ходили в гости друг к другу, пекли блины,
Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.
7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?
(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).
III. Исполнение детьми песни о блинах.
В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.
Песня «Мы давно блинов не ели....»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.
Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.
Присели за столы и приступили.
Звучит минусовка песни «Блины».
V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.
А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.
Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.
VI. Подведение итогов.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?
На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!
Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст
Задачи:Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка
(Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?
Беседа на тему "Масленица" в детском саду
в подготовительной группе
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
- Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка
(Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»
Программные задачи:1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории
Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года?
Дети:
Весна
Воспитатель:
Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель:
Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети:
«8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель:
Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.
Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».
Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами
Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!
Воспитатель:
Ребята, а вы рады масленице?
Дети:
Да
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель:
Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети:
Блины
Воспитатель:
Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель:
Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети:
Нет
Воспитатель:
А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети:
Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель:
Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети:
Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель:
Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру
У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.
Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель:
Вот и блинчики готовы, угощайтесь!
Презентация на тему: Масленица
Декорации: зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты, изделия русских промыслов, самовар.
Действующие лица : 1-й скоморох, 2-й скоморох, Петрушка, Поводырь, Мишка (ребенок в костюме медведя), Зима, Весна.
Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах разноцветные колпаки.
1-й скоморох:
Эге-гей, собирайся, народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
2-й скоморох:
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех!
1-й скоморох:
Добрый день, гости дорогие,
Жданные и нежданные!
2-й скоморох : Званые и незванные!
1-й скоморох:
Ждут вас игры, забавы и шутки!
Скучать не дадут ни минутки!
2-й скоморох:
Собирайся, народ, в гости праздник идет!
Песни пой и пляши, веселись от души!
1-й скоморох:
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
2-й скоморох:
Масленицу открываем,
И веселье начинаем!
1-й скоморох:
Масленицу встречаем,
зиму провожаем,
весну заклинаем!
2-й скоморох: Собирайся, народ! Становитесь в хоровод!
Звучит народная музыка, на сцену выходят девочки в сарафанах.
Хоровод «Как на тоненький ледок»
Танцуют все дети.
1-й скоморох: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.
Масленица, Масленица,
Дадим тебе мы маслица!
Встретим тебя калачом
И поджаренным блином!
Воспитатель : Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?
Дети: Знаем.
Воспитатель : А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:
1. Что встречает Масленица? (Весну.)
2. А что провожает? (Зиму.)
3. Что является символом Масленицы? (Блины.)
4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.
Не житье-бытье, а Масленица и др.).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!
Звенят колокольчики, Скоморохи вывозят Масленицу.
2-й скоморох:
Масленица дорогая,
Гостья наша годовая
Едет в санках расписных,
На конях вороных.
1-й скоморох:
Наша Масленица, ты чудесница!
В детский сад к нам пришла!
И веселье принесла.
Устанавливают чучело в центре зала.
Петрушка:
Дорогая наша Масленица,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Платочек в цветочках!
Ямочки на щечках
1-й скоморох : Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков!
Петрушка : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.
1-й скоморох: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.
2-й скоморох : Все готово здесь сейчас для забавы этой.
1-й скоморох: Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.
Игра «Бег в мешках»
Петрушка: А теперь моя игра! Будем играть в игру...
2-й скоморох : В какую?
Петрушка: В интересную, быструю, ловкую.
1-й скоморох : Эх ты, Петруха, это не игра быстрая и ловкая, а наши ребята ловкие и быстрые. А игра-то твоя как называется?
Петрушка: Ой, забыл.
2-й скоморох: Ну ты даешь, а как играть-то в нее помнишь?
Петрушка: Помню-помню! А называться она теперь будет по-простому.
Игра «Кто первый»
В круг ставятся кегли или пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно наполнить водой). Количество бутылок на 1 меньше, чем участвующих в игре. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из игры. Каждый раз количество уменьшается на 1.
Петрушка: Ура! Ура! Поиграла детвора! Выиграл (имя ребенка). Ему мы и разрешим отворить двери для нашего гостя!
Ребенок открывает дверь, входят поводырь с Медведем.
2-й скоморох : Эй, детишки! Давно мы не видели мишки!
Поводырь : Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, детвора собралась подивиться, да твоим заморским штучкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (Кланяется.) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трет морду, другой на голове строит рожки.) А ну- ка, Михайло Потапыч, как детки утром в садик собираются? (Идет, еле передвигая ноги.) А как из садика домой возвращаются? (Медведь бежит.) Ну-ка, ребятишки, похлопайте Мишке! Порадуй нас, Мишка, попляши!
Пляска Медведя переходит в общую пляску.
Поводырь : Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, поблагодари за почет, за внимание.
Кланяются, уходят.
1-й скоморох:
Эй, честной народ, раскрывай пошире рот!
Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!
2-й скоморох:
Ты чего это так раскричался,
Будто Мишку испугался?
1-й скоморох : Да чтоб я кого боялся?
Тут ты, братец, просчитался.
Я как... эх!
(притоптывает ногой, показывает мускулатуру)
Я как... ух!
Молодец, удалец!
2-й скоморох:
Как бойцовский петух!
Ах, как Петя-петушок
Отморозил гребешок!
Чтоб его скорей согреть,
Нужно снегом потереть.
1-й скоморох: Поскакать, попрыгать боком (толкает 2-го скомороха). То с налету, то с наскоком!
Под мелодию народной песни исполняется танец «Бой петухов».
Петрушка:
С вами пляска весела,
А у меня опять игра.
2-й скоморох:
Ну а ты, видать, опять
Позабыл игру назвать?
Петрушка:
Помню-помню в этот раз,
Ведь игра-то «Дед Панас»!
Игра «Дед Панас»
Выбирают водящего, плотно завязывают ему платком глаза, раскручивают со словами «Дед Панас, не поймаешь ты нас!» Водящий должен поймать кого-нибудь из детей. Кого поймали, тот и водит.
1-й скоморох:
Что, ребята, поиграли?
Поиграли и устали.
2-й скоморох:
Может, сядем, отдохнем?
Песню-песенку споем?
Звучит народная песня.
1-й скоморох:
Песня ваша хороша,
Распотешилась душа!
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!
Каждому ребенку дается в руки конец ленточки. Все ленточки с другого конца связаны. Дети становятся в круг, получается карусель. Под музыку водят хоровод- карусель.
Петрушка:
Вот и поплясали,
Косточки размяли.
Ну довольно баловаться,
Будем мы соревноваться!
1-й скоморох : И сейчас мы всех ребят вызываем на канат.
2-й скоморох: Восемь слева, восемь справа, только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната»
1-й скоморох : Ох, все у нас тут сильные, ловкие, веселые! А сыграем-ка напоследок в самую масленичную игру!
Игра «Горелки»
Играющие становятся в две колонны (парами, впереди водящий).
Все хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги.
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.
Петрушка : Хорошо-то с вами как, да прощаться пора!
2-й скоморох : Да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Раскрасавица!
1-й скоморох:
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
С блинами, пирогами
Да оладьями.
2-й скоморох:
Но к большому сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Увозят чучело Масленицы.
1-й скоморох:
Масленица зиму завершала
И весну к нам приглашала!
Давайте и мы с вами Весну встречать.
И блинами угощать!
Хоровод «Если б не было зимы». Выходит Весна.
Весна:
Здравствуйте, здравствуйте,
Милые детишки!
Здравствуйте, здравствуйте,
Девчонки и мальчишки!
За Зимою я пришла
И тепло вам принесла,
Пенье птичек и капель,
Ярких красок акварель!
Я пришла к вам с радостью,
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым...
Под звон бубенцов и звук метели появляется Зима.
Зима:
Что это вы тут развеселились.
Расшумелись, разрезвились?
Весна:
Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,
Похозяйничала, пора и честь знать.
Зима:
Ах, вот ты как! Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.
Весна:
А я Весна красная-красная,
Солнечная, ясная-ясная.
Зима:
Тебя снегом вымою,
За ворота выгоню!
Весна:
Я снежком укроюся, зеленью покроюся,
Буду еще краше на просторах наших!
Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки:
1. Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)
2. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.
Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь.)
3. Заря-заряница, красная девица,
Травку выпускает, росу расстилает,
Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна.)
Зима: Да, сильна ты, Весна, я отступаю!
Воспитатель : Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.
1-й скоморох : В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.
2-й скоморох:
Прощай, прощай, Масленица.
Ты прощай, прощай, широкая.
1-й скоморох:
Ай, Масленица, воротись!
В новый год покатись!
Все: Прощай, прощай, Масленица!
Петрушка и скоморохи берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его. Возвращаются с блинами.
1-й скоморох: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!
2-й скоморох: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!
Все: А за праздник вам спасибо!
Угощение блинами.