Братья наши меньшие: животные, которые помогают людям. Классный час на тему: "Братья наши меньшие" Почему животных называют братьями нашими меньшими кратко

Цель: осуществлять воспитание подрастающего поколения, построенное на общечеловеческих ценностях, с учетом возрастных особенностей детей.

Задача:

  1. Воспитание любви к окружающему миру.
  2. Воспитание сочувствия, сострадания, доброты и сердечности как неотъемлемых качеств человеческой личности.
  3. Формировать умение видеть и понимать прекрасное вокруг нас.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы классного часа.

3. Эвристическая беседа.

  1. Кого мы называем нашими “братьями меньшими”? (Собак, кошек, птичек, других зверушек…)
  2. Почему мы их так называем? (Во-первых они неотъемлемая часть мира, который нас окружает; во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное – они очень часто нуждаются в нашей помощи.)
  3. Вот обо всех этих аспектах сегодня и поговорим с вами. Итак, можно ли представить мир без животных и птиц? (Скорее всего, нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее, спокойнее…)
  4. Кто может рассказать, какую пользу приносят животные? (Ответы учащихся. Дополняет учитель. Все знают о собаках-поводырях, о собаках, которые могут искать людей в завалах, возникших в результате стихийных и иных бедствий.)
  5. Слышали ли когда-нибудь о собаках, которые могут искать взрывчатку, наркотики?
  6. Где они могут быть использованы? (На таможне, на границе, на избирательных участках…)
  7. А что вы знаете о кошках, собаках, свинках и т.д., находящихся на службе у врачей и фармацевтов? (Ответы учащихся. Дополняет учитель. Делает вывод о том, что все лекарства проходят апробацию на животных.)
  8. Какую еще отрасль народного хозяйства можно вспомнить, говоря о пользе “наших меньших братьев”? (Сельское хозяйство и озеленение городов. Птички уничтожают вредителей зеленых насаждений.)
  9. Испокон века, еще в дальней древности кошки, собаки были нужными человеку. Почему? (Ответы учащихся. Охраняли дом, стадо, избавляли от вредных грызунов…)
  10. Но не только на Земле помогают животные людям. Не так давно в районе станции метро “Динамо” поставлен памятник собаке Лайке. В связи с какими событиями это произошло? (Первые полеты в космос. Было доказано, что живое существо может находиться за пределами атмосферы.)
  11. Как видим, польза огромная. Но почему же так много бездомных собак и кошек? (Люди безжалостны, выгоняют своих бывших друзей; люди безответственны: заводят животных, а потом ленятся за ними ухаживать – и снова беззажитные существа остаются без крова.)
  12. В чем опасность такого явления? (Выброшенные на улицу собаки сбиваются в стаи, голодают и становятся агрессивными.)
  13. Слышали вы когда-нибудь слова “Собака бывает кусачей только от жизни собачей?” В чем горькая правда этих слов? (Животные не могут сами обеспечить себя пропитанием, особенно бывшие домашние, поэтому могут стать опасными.)
  14. Можно ли избежать такой ситуации? (Ответы дают ученики.)
  15. Когда животным тяжелее всего? (В холодное время года.)
  16. Что в наших силах? (Мы можем помогать птичкам, делая кормушки.)
  17. Есть люди, к сожалению, их немного, которые организуют для животных питомники, подбирают и выхаживают больных, раненых и ослабленных животных.)
  18. Вы, наверное, читали много сказок о животных, в которых они то хитрые, то добрые, то глупые, то очень преданные…Почему в сказках животные имеют характеры, похожие на человеческие?
  19. Вы давали такие правильные ответы, наверное. Никогда никто из вас не обидит беззащитное существо. А есть ли у вас дома маленькие подопечные? А какие у них характеры? Похожи ли ваши животные на животных из сказок?

4. Заключительный этап урока.

На фоне детской песни “Люси” в исполнении Родиона Газманова проходит фотовыставка, на которую представили фотографии своих любимцев сами школьники.

Братья наши меньшие (книжн.) — о животных по отношению к человеку. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Брат")

Это выражение ввел в русский язык поэт (1895-1925). Он применил его в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1924 г.):

"Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших ,
Никогда не бил по голове".

До Есенина выражение "братья меньшие" применяли по отношению к людям. Так, В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса:

Мф 25:40: «И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Серов В.В. в книге "Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений" , 2003 пишет, что в России XIX веке выражение «меньшая братия» использовали по отношению к людям из социальных низов.

Примеры

(1826 - 1889)

«Дневник провинциала в Петербурге»:

«...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии.

Меньшая братия - это, брат, первое дело! - говорил я.

Меньшая братия - это, брат, штука! - вторил Прокоп».


Существует мнение, что люди и животные принципиально отличаются друг от друга, что якобы, у животных в отличие от человека нет морали, нравственности, эстетического чувства, разума, способности любить, сострадать. Так ли это на самом деле? И если так, почему некоторые люди с таким теплом относятся к животным? Маяковский - один из самых жёстких поэтов серебряного века - посвятил одно из самых тёплых своих стихотворений лошади, где писал: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». У Есенина количество подобных стихов зашкаливает. Именно Есенин назвал животных братьями нашими меньшими, и это выражение стало крылатым. Да и среди нас с вами, думаю, большинство любят животных, особенно кошек или собак. Что же заставляет людей видеть в столь «примитивных» существах своё подобие и относиться с таким теплом к ним, и так ли уж примитивны эти существа на самом деле?

Разум

Попробуем разобраться, действительно ли животные настолько неразумны, как о них думают некоторые люди. Разумность состоит в умении решать свои задачи нетривиальными, т.е. неочевидными способами, приспосабливаться к изменившейся ситуации… В животном мире, такое встречается сплошь и рядом. Во-первых, многие животные научились пользоваться примитивными орудиями труда - камнями. Некоторые хищные птицы, зажав его в клюве, бросают его на панцирь черепахи или на страусиное яйцо, чтобы расколоть его и добраться до пищи. Другие используют вместо камня Землю: подняв черепаху повыше, кидают её на землю, надеясь таким образом расколоть панцирь. Аналогичным образом использует камень и калан: положив на грудь раковину и зажав в ластах камень, он начинает часто колотить по моллюску, чтобы расколоть его. Осьминог использует камень ещё хитрее: подкравшись к полураскрытому моллюску, он быстро сует камушек между створками раковины, чтобы моллюск не смог до конца захлопнуться, после чего съедает его. А хитрость лисицы нашла даже отражение в русском фольклоре. Вот одна из её уловок: чтобы поймать ястреба она кладёт рыбью голову на видном месте, а сама прячется в засаде. Птица пикирует на рыбу и становится жертвой лисицы. Животные способны не только пользоваться примитивными орудиями труда, но и сооружать их самостоятельно, проявляя при этом смекалку в изменившейся ситуации. Например, сойки догадались изготовить жгуты из полосок бумаги, чтобы достать корм, который экспериментаторы положили вне клетки. Соорудив бумажные жгутики-палочки, сойки просунули их сквозь прутья клетки и дотянулись до зёрнышек. Некоторые виды обезьян научились делать из пальмовых листьев кулечки. Эти кулечки они используют в качестве стаканчиков, чтобы напиться воды у реки.

Всё это лишь немногие примеры использования интеллекта животными для решения своих задач. На самом деле, таких примеров можно найти гораздо больше. Многие хозяева кошек, наверняка, вспомнят случаи из собственной практики, когда их любимцы проявляли сообразительность, чтобы перехитрить хозяина.

Эксперименты показывают, что животные способны даже на абстрактное мышление. Хорошо известно, например, что животные умеют считать. Все, наверное, видели дрессированных собак, лающих определённое число раз в зависимости от задания. Говорят, у Булгакова была очень умная собака. В Новый год, когда пробили куранты, она прогавкала 12 раз, хотя её никто этому специально не учил. Но оказывается животные умеют не только считать, но и проводить численную аналогию между совершенно разными объектами. Вот описание одного из таких экспериментов. Попугай приучен съедать из кормушки столько зёрнышек, сколько загорается лампочек. Исследователи гасят лампочки, и вместо них попугай вдруг слышит три звука флейты. Это полная неожиданность для него, но после непродолжительного раздумья попка соображает, что к чему, и забирает из кормушки ровно три зерна – по числу звуков, заменивших число ламп. Потом зёрна из кормушки вообще убирают, ставя вместо них ряд карточек с нарисованными точками. Флейта звучит пять раз. Попугай проходит мимо карточек и клюёт в ту, где нарисовано пять точек. Никто не учил его этому. Он сам додумался найти соответствие между звуками и точками. Вот вам пример абстрактного мышления в чистом виде.

Эстетика

Многие полагают, что любовь к прекрасному (эстетическое чувство) - это то, что отличает человека от животных. На самом деле, это не так. Всем, например, хорошо известно о любви ворон и сорок к блестящим вещам. Эта любовь не обусловлена никакой насущной потребностью. Блестящие вещи, собираемые этими птицами, нельзя ни съесть, ни построить из них гнездо, ни использовать их ещё для какой-то практической цели. Единственное их назначение в том, чтобы любоваться ими.

Шалашник – австралийская птица, которая строит гнезда в виде шалашиков. Эти шалашики птицы украшают цветами. Иногда супруги страшно ссорятся – самец, допустим, приносит и укрепляет цветок, а самка его выдёргивает и выбрасывает. Шалашники каждый день меняют увядшие цветы на своем домике. Если цветок перевернуть «вниз головой», вернувшийся домой шалашник придет в сильное возбуждение и тут же переставит цветочек, «как надо». Больше всего шалашники любят синие цветочки. Они так любят синий цвет, что даже красят сами себя: разминают клювом синие ягоды и раскрашивают грудь в синий цвет.

Обезьяны тоже небезразличны к искусству. Цирковые дрессировщики, например, рассказывают, что обезьяны, привыкшие выступать в одежде, вскоре начинают придавать ей большое значение: они радуются обновкам, ревниво следят за тем, во что одеты другие обезьяны, любят хвастаться обновками перед ними. Есть у обезьян и своё примитивное искусство. Молодые шимпанзе часто пытаются выяснить, сколько шума можно произвести, колотя дубиной, топая ногами, хлопая в ладоши. Повзрослев, они превращают эти опыты в продолжительные групповые концерты. Одна за другой обезьяны принимаются топать, визжать, срывать листья, лупить по полым пням и стволам деревьев. Такие коллективные представления могут продолжаться по полчаса, а то и дольше…

В Интернете можно найти видео, на котором слон рисует слона, держащего в хоботе цветочек. Некоторые полагают, что это подделка, однако, кто знает на что способны слоны.

Мораль и нравственность

Вопреки расхожему мнению, мораль, как система правил поведения, существует у многих животных, особенно у хищников. Хищники, например, довольно редко убивают друг друга во время борьбы за территорию или самку. Кроме того, у них есть система знаков для обозначения, например, сдачи. Применив такой условный знак животное может рассчитывать на то, что его не станут добивать.

Кроме морали как запрета на действия у животных часто встречается и взаимопомощь, и способность к состраданию. Вот несколько примеров проявления подобных вещей:

На Волге чайки носились над водой и ловили рыбу. Долго смотревшая на них ворона решила попробовать тоже поймать рыбку, однако была захлестнута волной, намочила перья и стала тонуть. Чайки, болтающиеся вокруг, тут же перестали ловить рыбу и бросились вороне на помощь. Они предпринимали одну попытку за другой – подныривали под ворону, стараясь вытолкнуть на поверхность. Наконец, одной из них удалось удачно поддеть ворону, и та тяжело взлетела над водой. Аналогичный случай наблюдался на Дунае – чайки спасли ворону, которая, стукнувшись о препятствие, рухнула в воду. А о дельфинах, спасающих людей, сложены целые легенды.

Известно, что сурки никогда не бросают своих в беде, они стремятся затащить раненых в нору, порой рискуя собственными жизнями. Стараются помочь своим дельфины, слоны и обезьяны. Слоны поддерживают с двух сторон ослабевших или больных сородичей. Обезьяны тащат своих раненых, убегая от хищника…

Вот описание ещё одного интересного эксперимента, доказывающего, что способность к состраданию есть даже у крыс. Чтобы получить пищу, крысе нужно нажать на рычаг. Но при этом нажатие на рычаг причиняет другой крысе сильную боль. Крыса, нажимающая рычаг, видит, как другая крыса при этом пищит и корчится от боли. Как только крысы улавливают эту взаимосвязь, треть из них тут же перестает добывать пищу ценой страданий своих сородичей. Ещё треть перестает жать на рычаг только после того, как сами побывали в роли жертвы. То есть две трети крыс готовы терпеть голод, лишь бы не причинять боли сородичам.

Все эти примеры - лишь вершина айсберга. Между поведением людей и других животных можно обнаружить гораздо более глубинные связи, которые не представляется возможным описать в одной статье. Разумеется, все эти проявления развиты в меньшей степени, чем у человека, но изучение животных даёт основание полагать, что отличие между человеком и другими животными в основном именно количественные, а не качественные. Разве не напоминает нам поведение животных поведение маленьких детей, которые только начинают познавать мир? Может быть, именно в этом кроется причина любви человека к животным: природой в нас заложено любить своих детей для возможности продолжения рода. Но любовь к детям оказывается сродни любви к животным, которые своим поведением очень напоминают детей. Именно поэтому, таким удачным оказалось есенинское определение животных, как братьев наших меньших.

Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Братья наши меньшие

Описание материала: Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Цели:

Развитие заинтересованности и потребности в чтении научно-популярной литературы.

Воспитание чувства ответственности за братьев наших меньших.

Задачи:

Привлечь к чтению литературы о многообразии животного мира.

Привить любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру. Воспитать чувство ответственности за судьбу домашнего питомца.

Оборудование:

Стенд с фотографиями домашних питомцев. Выставка книг: «Наши верные друзья». Запись песни «Собачья песня»: музыка С.Никитина, слова Ю. Мориц.

Раздаточный материал : Конверты с разрезанными картинками «Сказки о животных»; карточки с половинками пословиц и поговорок о кошках.

Ход урока:

Звучит запись песни «Собачья песня».

Библиотекарь:

Ребята! Много тысяч лет живут на планете Земля рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Русский поэт Сергей Есенин с любовью называл зверей «братьями нашими меньшими». Я думаю, вы тоже любите животных.

Сегодня мы поговорим о наших домашних питомцах. Наверное, почти у каждого из вас есть дома собаки, попугаи, рыбки, хомячки, кошки. Ещё в древние времена человек начал приручение диких животных, таких как собака, лошадь, корова, коза, куры. И только кошка, живя рядом с человеком, оставалась самостоятельной и независимой. Как показали раскопки, приручение кошки датируется четвёртым тысячелетием до нашей эры. В Древнем Египте на рисунках, изображающих сцены домашней жизни, рядом с женщиной сидит кошка. Древние египтяне обожествляли их. Они считали, что кошка приносит счастье. Из Египта кошка распространилась в Китай, Таиланд, Бирму и на север – через Крит и Рим в Европу. Кошек называли «добрыми духами жилища». Как вы думаете, почему? Правильно. Кошка стала союзником человека в борьбе с грызунами.

Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное животное. На Руси считали, что кошка – хозяйка дома. Многие народы создавали пословицы и поговорки о кошках. Давайте вспомним эти пословицы и соберём их. На карточках написаны половинки пословиц. Вам надо их соединить, прочитать и объяснить их смысл. (Работа по группам)

Пословицы и поговорки о кошках:

Без кошки нет дома, без собаки – двора

Богат Мирошка, а животов – собака да кошка

Живёт Ермошка: есть собака да кошка

Кот - охотник до рыбы, да воды боится

Кота в меше покупать нельзя

Кошачья лапка мягка, а коготок остёр

Кошка в печурку – стужа во двор

Кошка лазит и в окошко

Кошка на печке, пёс на крылечке

Кошка спит, а мышей видит

Кошка с дома, мыши в пляс

Кошке – игрушки, а мышке - слёзки

Кошки – со двора, а мыши – по столам

Отчего кот гладок? – Поел, да и на бок

Рано пташка запела, как бы кошка не съела

Часто кошки встречаются в сказках, выступая всегда в роли помощников человека. Назовите произведения, в которых встречаются эти известные пушистые герои:

Кот Базилио (А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Кот Епифан (Е.И.Чарушин «Кот Епифан»)

Котёнок Тюпа (Е.И.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «О том, как Тюпа снова сделался маленьким», «Почему Тюпа не ловит птиц»)

Кот Матроскин (Э.Н.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Семейство кошек (С.Я.Маршак «Кошкин дом»)

Кот Леопольд (А.И.Резник «Приключения кота Леопольда»)

Кот учёный (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Кошка Мурёнка (П.П.Бажов «Серебряное копытце»)

Кот в сапогах (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Кот Фёдор Тимофеевич (А.П.Чехов «Каштанка»)

Чеширский кот (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Сказки («Репка», «Кот и лиса», «Кот – серый лоб, козёл да баран», «Кот, воробей и петух», «Кот, петух и лиса» и другие) (Ответы детей)

Ребята, обратите внимание на выставку книг «Наши верные друзья». Сейчас мы постараемся вспомнить все эти произведения и соберём разрезанные картинки, которые собраны в конвертах «Сказки о животных». (Дети собирают картинки).

Послушайте рассказ Льва Толстого «Котёнок»

Вопросы:

  1. Любили ли Катя и Вася котёнка?
  2. Почему они оставили его одного и правильно ли они поступили?
  3. Почему Вася бросился спасать котёнка?

Если вы берёте на себя ответственность, заботится и ухаживать, воспитывать и дружить со своим питомцем, то вы за него в ответе на всю жизнь.

Ребята, а какие породы кошек вы знаете?

(Ангорская, европейская, египетская, китайская бесшерстная, персидская, русская, сиамская, сибирская и другие.)

Интересные факты:

  1. Знаете ли вы, сколько у кошек усов? (24)
  2. Сколько у кошек зубов? (30)
  3. Существуют ли памятники кошкам?

(Да. Санкт-Петербург: установлен памятник «Хорошему коту» в 2000г.;

Париж: памятник перед знаменитым университетом Сорбонны;

Москва: на углу Большого Овчинниковского переулка и Пятницкой улицы установлен памятник коту).

Борис Заходер «Песня о маленькой собачке»

У одной Собачки – хвостик;

У другой Собачки – носик;

А у Маленькой Собачки

Нет ни носа, ни хвоста.

Нету лапок,

Нету шёрстки,

Нету ушек,

Нету глазок…

Всё, что есть у той Собачки,-

Всё – СПЛОШНАЯ КРАСОТА!

Первое животное, прирученное человеком – собака. Как вы думаете, почему? Судя по археологическим раскопкам, произошло это ещё в каменном веке. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, помогать на охоте. Сегодня во всём мире насчитывается более 400 пород собак. Породы подразделяют: служебные, охотничьи и декоративные (комнатные). Служебные собаки охраняют государственную границу, военные и хозяйственные объекты, ищут и задерживают преступников. Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау и других. Для одинокого человека собака может быть единственным другом. Собаки очень преданы дому и своему хозяину.

Послушайте рассказ Е.Чарушина «Верный Трой»

Вопросы:

  1. Почему назван так рассказ?
  2. Почему Трой стал передвигаться на колёсиках?
  3. Как относится хозяин к своему питомцу?

Наверное, каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь каждому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания и заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он собаку на улицу, предал друга. Особенно много бродячих собак и кошек появляется в нашем городе летом, когда жители уезжают в отпуск, а своих питомцев выгоняют на улицу. Собравшись в стаи, такие животные вынуждены самостоятельно добывать себе пропитание. Собака – друг человека, но выгнанная из дома, она живёт по законам стаи. Жестокость порождает жестокость. Потерянная или брошенная собака всегда на совести её хозяина. Постарайтесь не делать ошибок, за которые ваша собака может поплатиться жизнью, и не обрекайте своего четвероногого друга на медленную и мучительную смерть, не предавайте его. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом. Я думаю, что вы любите своих питомцев, заботитесь о них. И мы с удовольствием послушаем рассказы о ваших домашних животных. Что они умеют, интересные факты из их жизни. (Рассказы детей)

Ребята, запомните фразу из книги Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». О братьях наших меньших нужно заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно. Мы нужны им, мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили. На следующем занятии мы продолжим разговор о братьях наших меньших. Проведём с вами викторину, конкурс чтецов, нарисуете своего домашнего питомца. А если у кого-то ещё его нет, нарисуете, кого бы вы хотели приобрести. В нашей библиотеке вы найдёте много книг, в которых рассказывается о животных, о том, как нужно за ними ухаживать, кормить, любить их. Я думаю, вы с удовольствием почитаете, эти книги и выучите стихотворения.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

представители животного мира, звери, животные. Считается, что выражение восходит к стихотворению Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (1924), где есть такие строки:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Однако есть версия, что это выражение использовалось в печати и до Есенина. В старину братьями нашими меньшими (молодшими, младшими) назывались удельные князья по отношению к великому князю, а также - просто люди невысокого общественного положения, нуждавшиеся в защите и помощи. В начале XX века меньшими (младшими, низшими) братьями в России стали называть и животных, что было связано с гуманной деятельностью известных дрессировщиков братьев Дуровых, которые считали животных очень разумными и добрыми существами и добивались больших результатов в дрессировке с помощью ласки и доброты.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРАТЬЯ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • БРАТЬЯ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне своих братьев здоровыми и полными энергии - значит, что у Вас будет причина радоваться своей собственной или …
  • НАШИ
    мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • «НАШИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    СПИСАННЫЕ С НАТУРЫ РУССКИМИ», русский литературный альманах, один из ранних опытов натуральной школы; составлен А. П. Башуцким, издавался в Петербурге …
  • БРАТЬЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    братьев. Мн. ч. от брат в 1, 3 и 4 …
  • НАШИ
    наши мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    братья мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, …
  • НАШИ
    мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, …
  • НАШИ
    I мн. разг. 1. Близкие, родные, родственники. 2. Граждане России. II мест. 1. Принадлежащие нам. 2. Свойственные нам, характерные для …
  • БРАТЬЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами; собратья, единомышленники. II мн. Члены какого-либо религиозного братства. …

  • первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые — те, которые происходят от одной матери, но от …
  • ЕДИНОКРОВНЫЕ И ЕДИНОУТРОБНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые? те, которые происходят от одной матери, но …
  • ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ в Словаре Кольера:
    или просто "братья" ("бретрены"), религиозная группа, оформившаяся в Ирландии и Англии в первой четверти 19 в. под руководством Джона Дарби …
  • ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-18 Time: 07:49:07 = Б = * Бессилие есть единственный недостаток, который невозможно исправить. * Благодарность — просто тайная …
  • ФИЛОСОФИЯ В БУДУАРЕ в Цитатнике Wiki.
  • НАША RUSSIA в Цитатнике Wiki.
  • ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:06:11 Цитаты из романа-утопии «Железная пята», 1908 (автор Джек Лондон) * Никогда в истории человеческое общество …
  • ГЕРОИ (ТЕЛЕСЕРИАЛ) в Цитатнике Wiki.
  • ВЛАДИМИР ВОЛЬФОВИЧ ЖИРИНОВСКИЙ в Цитатнике Wiki.
  • АКТЁР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-15 Time: 11:28:27 * Актер — это человек, который не слушает, пока говорят не о нем. (Марлон Брандо …
  • ИОСИФ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (прибавление, присовокупление) - имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. - старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, …
  • ШЮТЦ РОЖЕ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Роже Шютц (1915 - 2005) - основатель экуменической общины Тэзе. Родился 12 мая …
  • ТЭЗЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тэзе - деревня в Бургундии (Франция); экуменическая община, расположенная в бургунской деревне Тэзе. Экуменическая …
  • ПЛАЧ 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • НЕЕМ 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Неемии. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • КИРИЛЛ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Кирилл (до принятия схимы - Константин) (+ 869), славянский первоучитель. Вместе со своим …
  • ДЕЯН 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 …
  • БЫТ 37 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 37 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. …
  • 3 ЕЗД 10 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Ездры. Глава 10 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 ПАР 29 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Паралипоменон. Глава 29 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ПАР 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ПАР 26 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 26 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ЕЗД 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Ездры. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 …
  • ШАМИЛЬ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении …
  • ГОНКУРЫ в Литературной энциклопедии:
    — Эдмон и Жюль — французские писатели, братья, долголетнее лит-ое сотрудничество которых — редкий …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРЕССОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    профиль, длинномерное металлическое изделие, полученное прессованием (выдавливанием) в матрицу. По конфигурации поперечного сечения П. п. разделяют на сплошные и …
  • НЕФТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нефть (через тур. neft, от перс. нефт) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся …
  • КОНДЕНСАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    электрический, система из двух или более электродов (обкладок), разделённых диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок; такая …
  • ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    океан, третий по величине океан на Земле (после Тихого и Атлантического). Расположен большей частью в Южном полушарии, между Азией на …
  • ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языка, элементы, единообразные и неразложимые с точки зрения определённого уровня членения текста (фонологического, морфологического и т. д.) и противопоставленные друг …
  • ГОНКУР ЭДМОН, ЖЮЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Goncourt) де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, - 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, - 20.6.1870, там же), французские писатели. Их …
  • ГЛОССЕМАТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. glossa - язык), лингвистическая теория, возникшая в кружке датских лингвистов Копенгагенского университета в середине 30-х гг. 20 в. …
  • ШАМИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении Гимры около …
  • ЧЕРНОМОРСКАЯ БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.