Что такое социально-бытовая ориентировка? Социально-бытовое ориентирование

Учитель СБО, Онучина Вера Васильевна.

Слайд 2

С Б О

  • Социализация
  • Ориентировка
  • Слайд 3

    Социализация отношений

    • Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта и социальных ролей.
    • Ведущее и определяющее начало социализации – воспитание.
  • Слайд 4

    Быт

    • Уклад повседневной жизни, удовлетворение материальных потребностей, освоение духовных благ, культура общения.
  • Слайд 5

    Ориентировка

    • Различные формы и способы обследования окружающего мира и ознакомления с окружающим обществом.
  • Слайд 6

    Три группы знаний, умений и навыков накопления социального опыта

    Слайд 7

    1. Социально-бытовая адаптация

    • Ведение семейного бюджета, выбор и содержание жилища, личные нужды, жизнь в семье, воспитание детей, покупка продуктов и приготовление пищи, покупка одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, досуг и передвижение
  • Слайд 8

    2.Формирование личности

    • Самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, независимость, умение разрешать проблемы, общение.

    2.Формирование личности

    Слайд 9

    3.Социально- трудовая адаптация

    • Знание и исследование профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и навыки, поведение в трудовом коллективе, достаточные физические и специфические навыки, поиск работы и сохранение рабочего места.
  • Слайд 10

    Темы уроков

    • Внешний вид
    • Торговля
    • Питание
    • Трудоустройство
    • Учреждения, организации
    • Средства связи
    • Жилище
    • Семья
    • Личная гигиена
    • Бюджет
    • Транспорт
    • Культура поведение
    • Медицинская помощь
  • Слайд 11

    Слайд 12

    1.Определить данного урока в системе уроков по теме и обеспечить связь изучаемого материала с ранее усвоенным.

    • С предыдущей темой
    • С знаниями, полученными по данной теме в младшем классе.
    • место
  • Слайд 13

    2. Ясно представлять и сформулировать цель урока - мысленное предвосхищение его конечных результатов.

    Цель должна формировать способность у установлению причинно-следственных зависимостей и обладать свойствами:

    Полнотой содержания,
    - временной определённостью
    - реальностью
    - побудительностью

    Слайд 14

    3. Использовать приёмы и методы, адекватные поставленным задачам.

    Демонстрация
    - практическая работа
    - самостоятельные работы
    - экскурсии
    - ролевые ситуации
    - работа с тестами, дидактическими заданиями, перфокартами, технологическими картами.

    Слайд 15

    4. Оборудование, наглядность, технические средства должны соответствовать цели и задачам урока.

    Приближенность к реальной жизни помогает осуществить перенос полученных знаний, умений и навыков в реальные жизненные ситуации.

    Слайд 16

    5. Использовать урок для формирования положительных качеств личности

    Для решение воспитательных задач:

    Воспитывать чувство коллективизма и ответственности; самостоятельность, трудолюбие и аккуратность;
    - формировать настойчивость и терпение
    - способствовать развитию норм поведения и эстетического вкуса.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Образовательная

    • Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
    • Знания должны основываться на ранее усвоенных понятиях для лучшего усвоения нового и закрепления пройденного материала.
  • Слайд 19

    Коррекционно-развивающая

    Урок должен способствовать запуску компенсаторных механизмов

    Целенаправленное развитие мышления (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности)

    Слайд 20

    Воспитательная

    Формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.

    Слайд 21

    Слайд 23

    Устный рассказ

    Обучающиеся, в силу заболевания, испытывают затруднения в восприятии устной речи, т.к. через некоторый промежуток времени они теряют смысловую нить рассказа учителя и отвлекаются. Существует несколько форм рассказа.

    Без использования наглядности
    - с использованием наглядности
    - с использованием технических средств обучения

    Слайд 24

    Беседа

    • Вопросно-ответная форма

    Главное, правильно сформулировать вопрос, чем побудить учащихся к самостоятельным выводам. Беседа способствует развитию у учащихся умение выражать свои мысли в устной речи

    Хорошо продумать вопросы (видоизменять их, варьировать ими).

    Ответы должны быть по существу, правильными, полными (при ошибках исправлять и повторять)

    Слайд 26

    Лабораторный метод

    Практическая работа:

    • Реакция соды и уксуса
    • Плавление синтетики при нагревании
    • Приготовление маринада
    • Нарезка хлеба
    • Приготовление дрожжевого теста
    • Чистка мягкой мебели
    • Правила личной гигиены
    • И многое другое…….
  • Слайд 27

    Упражнения в виде записей и графических работ

    Ведение тетрадей по СБО (с 5-го по 9-ый класс):

    • Краткость, чёткость
    • Схематичность
    • Зарисовки
    • Оформление тетрадей картинками
    • Вклеивание бланков, копий документов..
  • Слайд 28

    Упражнения в применении полученных знаний

    Знаний, умения, навыки должны быть неотделимы:

    1. Многократные упражнения
    2. Применение знаний на практике
    3. Видоизменённые варианты (выведение пятен, приготовление консервации, заполнение документов, написание адреса….)
  • Слайд 29

    Метод проверки знаний

    Различные способы и виды проверочных работ:

    Технологические карты
    - тесты
    - опросники
    - игровые ситуации
    - практические индивидуальные и групповые работы

    Слайд 30

    Слайд 31

    УЧИТЫВАТЬ

    • индивидуальные особенности учащихся
    • зону проживания
    • время года
    • оснащённость кабинета

    ПРОДУМАТЬ

    • Связь с темой пройденного материала
    • Мотивационный момент
    • Подбор образовательной технологии
    • Записи и задания в тетради и на доске
    • Словарный материал
    • Связь с другими учебными предметами
  • Слайд 32

    Слайд 33

    1. Вводный урок – подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация и систематизация имеющихся опорных знаний по данной теме. Сообщение сведений общего характера, необходимых для осмысливания новой темы.
    2. Сообщение новой темы – изучается новый материал, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и проектированием урока.
    3. Формирование и закрепление умений и навыков – практическая деятельность, игровые ситуации….
    4. Обобщающий урок – систематизируется материал, изученный по определённым темам и разделам.
    5. Контрольный урок – выполнение контрольных работ.
    6. Комбинированный урок – сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов
  • Слайд 34

    Слайд 35

    1. Организация начала урока – переключение с одного вида деятельности на другой.
    2. Проверка домашнего задания – уровень полученных ранее знаний, их закрепление, повышение авторитета учащихся.
    3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний – актуализация сведений, которые будут использованы в процессе изучения нового материала.
    4. Постановка цели и задачи- мотивация для изучения темы.
    5. Объяснение нового материала – простая и убедительная форма изложения знаний - основа хорошего понимания и усвоения нового материала.
    6. Закрепление – использование дифференцированного подхода и разнообразных форм закрепления знаний.
    7. Повторение изученного – систематизация, обобщение и воспроизведение материала по темам и разделам. (вопросы, практические задания, наглядность….)
    8. Подведение итогов урока, оценка знаний – воспроизведение основного содержания урока, выделение положительных моментов и недостатков в работе уч-ся, учитывать психофизические особенности. Оценка имеет воспитательную и активизирующую роль.
    9. Сообщение домашнего задания – помочь перенести полученные знания и умения на уроке СБО в естественные бытовые условия.
  • Слайд 36

    " Важнее социальной адаптации в мире нет и не может быть..."

    "Формообразование" личности начинается ещё в детстве...в школе.

    Посмотреть все слайды

    С пециальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи:

    ♦ дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
    ♦ воспитать у них положительные личностные качества (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
    ♦ скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

    Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Изучение, обобщение и использование опыта педагогической работы школ на современном этапе позволяет направлять учебно-воспитательный процесс в русло решения значимых социально-педагогических задач, стоящих перед педагогической наукой и современной школой.

    Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

    Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

    Опыт работы специальных (коррекционных) школ VIII вида в достаточной мере показывает, что задача подготовки умственно отсталых к самостоятельной жизни может быть решена только при соблюдении ряда требований, вытекающих из психофизических особенностей учащихся. Поэтому и занятия СБО требуют учета специфики работы с умственно отсталыми детьми.

    Еще в 1924 г. в статье «К психологии и педагогике детской дефективности» Л.С. Выготский критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей. Существовавшая в то время практика обучения и воспитания детей в специальных школах ориентировалась только на дефектные стороны своих учеников, усиливая тем самым их особенности, и не учитывала общесоциальные задачи воспитания детей и то сохранное, что может послужить основой их социального приспособления. Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества еще более усугубляет недостатки их развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания умственно отсталых детей.

    Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

    В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:

    ♦ каждому ученику специального (коррекционного) учреждения независимо от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;
    ♦ реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
    ♦ систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
    ♦ организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;
    ♦ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

    Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.

    Под дидактическими принципами понимаются основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества.

    Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.

    Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы.

    Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при проведении уроков социально-бытовой ориентировки с использованием следующих принципов:

    ♦ воспитывающей и развивающей направленности обучения;
    ♦ систематичности и последовательности;
    ♦ связи обучения с жизнью;
    ♦ коррекции в обучении;
    ♦ сознательности и активности учащихся;
    ♦ индивидуального и дифференцированного подхода;
    ♦ прочности знаний, умений и навыков.

    Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у школьников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников. Чтобы подготовить их к самостоятельной жизни и труду, необходимы продуманная и четкая организация, высокий методический уровень проведения занятий по социально-бытовой ориентировке, хорошая оснащенность кабинета и соответствующая подготовка учителей.

    Развивающий характер обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. Хотя обучение в подобных школах и носит коррекционно-развивающий характер, следует отличать развивающую направленность от коррекционной направленности.

    В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, однако не всегда развитие связано с коррекцией. Для развития умственно отсталых детей необходимо обучение их в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимы условия, учитывающие их психофизические возможности.

    Воспитывающая и коррекционно-развивающая направленность пронизывают весь учебный процесс.

    Несмотря на элементарный уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, он должен быть научным и соответствовать объективным научным теориям, фактам, законам.

    Принцип научности тесно связан с принципом доступности , который предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных возможностей. Как известно, учебные возможности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида весьма различны. Это объясняется неоднородностью и различной степенью проявления основного и сопутствующего дефектов. Поэтому принцип доступности здесь имеет некоторое своеобразие: с одной стороны, предполагается неодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, с другой – определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения уровня усвоения программного материала. Известно, что использование наиболее удачной методической системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно отсталых школьников учебный материал.

    Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности. Знания, которые ученики приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, а значит более успешно применять на практике. В этом и заключается сущность принципа систематичности и последовательности .

    Необходимы такой подбор и расположение учебного материала, когда между составными его частями существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, пройденное подготавливает учащихся к усвоению нового.

    Особенностям умственно отсталых учащихся соответствует линейно-концентрическое расположение учебного материала, т.е. одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время, обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире, с привлечением новых сведений.

    Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который закладывается в младших. Исходя из принципа систематичности и последовательности, переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в данное время.

    Принцип связи обучения с жизнью , как ни один другой, находит свое отражение на занятиях социально-бытовой ориентировки и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания. Специальные (коррекционные) учреждения VIII вида – это в основном учреждения интернатного типа, и в них существует потенциальная опасность определенного обособления детей от окружающей жизни. Насколько глубоко и как методически верно осуществлялся принцип связи обучения с жизнью в школе, настолько успешной будет их социальная адаптация.

    Обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет решающее значение для умственно отсталых детей, а главное – для их реабилитации в обществе. Наибольшего эффекта в их развитии можно достичь в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции . Его суть – в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. К сожалению, этот процесс протекает достаточно медленно и неравномерно, что вызывает определенные трудности в работе учителя.

    Главный показатель успешности коррекционной работы – уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий. Они должны научиться самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вывод о качестве работы.

    Кроме общей коррекции проводится работа и по коррекции индивидуальной, поскольку основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и сопровождается сопутствующими отклонениями разной степени. Выявив затруднения, испытываемые учениками в обучении, а также их причины, учитель разрабатывает меры индивидуальной коррекции.

    Привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков предусматривает принцип наглядности . Сущность этого принципа – в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями. Учитель всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений. Учитывая особенности умственно отсталых учащихся (нарушение процессов обобщения и отвлечения, затруднения в выделении главных признаков предмета, отсутствие в речи необходимых для характеристики наблюдаемых объектов языковых средств), наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.

    Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется по этапам:

    ♦ обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;
    ♦ обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
    ♦ использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

    Придерживаясь этих этапов, учитель добивается осознанного усвоения детьми учебного материала. Принцип сознательности и активности – один из наиболее важных в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В процессе сознательного усвоения материала происходит более интенсивное развитие умственно отсталых школьников. Помочь им осознанно усваивать учебный материал можно с помощью следующих методических приемов:

    ♦ расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части;
    ♦ выделение главных существенных сторон предмета или явления;
    ♦ отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы;
    ♦ связь новых сведений с ранее усвоенными;
    ♦ варьирование материала при повторении.

    Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Однако умственно отсталых детей характеризует именно снижение познавательной активности. Поэтому ее необходимо активизировать, т.е. соответствующим образом организовывать действия школьников, направленные на осознание ими учебного материала. Как и в общеобразовательной школе, с этой целью можно использовать проблемный подход. Учитель ставит перед учениками учебную проблему, а они самостоятельно или совместно с учителем находят пути решения, делают выводы, сравнения, обобщения. В специальной (коррекционной) школе этот подход может способствовать активизации школьников только при условии, когда учитель постепенно подводит их к новому учебному материалу, вовлекая в процесс рассуждения и поощряя их собственные высказывания. В случаях неверных высказываний необходимо доброжелательно и внимательно относиться к ученикам, терпеливо объясняя, в чем их ошибки. Следовательно, для развития активной мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся обязательным является сочетание разумной требовательности с поощрениями за самые малейшие успехи.

    Принцип индивидуального подхода – один из важнейших в специальной педагогике. Его сущность состоит в учете индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход указывает на необходимость всестороннего изучения учащихся и разработки соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

    Неоднородность имеющихся дефектов у учеников класса требует использования индивидуального подхода независимо от их успехов в учебе. Успевающим ученикам можно дать дополнительное задание даже сверх программных требований. Также среди учеников класса можно выделить группу детей, имеющих типические особенности. Учет типических особенностей происходит в процессе дифференцированного подхода.

    При работе с классом учитель делит учеников на хорошо успевающих, средне– и слабоуспевающих. Однако такое деление лишь частично помогает использовать дифференцированный подход, так как не учитывает причины затруднений учащихся. Причины, основанные на психофизиологических особенностях умственно отсталых детей, почти всегда разные. Следовательно, и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

    Как уже указывалось выше, учащиеся одного класса всегда имеют разные учебные возможности. Учитель должен помнить об этом при оценке их успеваемости. В специальной (коррекционной) школе VIII вида оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах. Она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения, выполняя воспитательную функцию.

    Результаты обучения отражаются в принципе прочности усвоения знаний, умений и навыков, сущность которого в том, что школа должна вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками, которые могут быть использованы в дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Этот принцип тесно связан с принципом сознательности и активности учащихся в обучении, так как прочными могут быть только осознанные знания. Главное средство достижения прочности знаний – повторение. В программах специальной (коррекционной) школы VIII вида повторению отведено большое количество времени, как основе всей учебно-воспитательной работы.

    Можно выделить следующие этапы прочного усвоения знаний, умений и навыков:

    ♦ первоначальное ознакомление;
    ♦ совершенствование;
    ♦ применение на практике.

    На первом этапе необходимо образование у школьников смысловых связей, начиная со второго этапа и на всех последующих надо научить детей самостоятельно устанавливать связи между пройденным материалом и новым. В зависимости от этапов формирования умений и навыков подбираются виды упражнений, во время которых они закрепляются и совершенствуются (установочные, тренировочные, упражнения умственных и сенсорных действий). Повторение проводится непрерывно в течение всего года. Помимо повседневного повторения целесообразно проводить итоговые повторения, систематизирующие и обобщающие усвоенные знания по теме или разделу. Для проверки прочности усвоенного материала используются упражнения на применение знаний.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Современный мир быстро меняет своё лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании способствует также созданию новых образовательно - коррекционных программ и по социально-бытовой ориентировке. Программа по социально - бытовой ориентировке предназначена для учащихся общеобразовательных классов школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    У детей замедлены и заметно отстают от нормы развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, то это обстоятельство учитывается при осуществлении инклюзивное (коррекционное) обучение с данными учениками. Учитываются особенности физического и умственного состояния детей.

    Социальная ориентировка представляет собой механизм социализации, позволяющий учащимся принимать активное участие в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе. Таким образом, формирование социально - бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

    При проведении занятий по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого обучающего к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. Общее количество часов в год - 34 часа.

    Цель программы:

    Основная цель занятий по социально-бытовой ориентировке - помочь обучающимся приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

    Задачи программы:

    Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

    Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

    Формирование представления о чистоте и порядке в помещении.

    Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.

    Формирование социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдать принятые правила приличия.

    Воспитание позитивных качеств личности.

    Развитие умений, необходимых для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.

    Формирование навыков и умений свободно ориентироваться на современном рынке труда.

    для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 класс)

    п/п

    Название темы

    Количество часов

    Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. Беседа о содержании и значении программы «Социально-бытовая ориентировка ».

    Уроки Мойдодыра. Правила чистоты (расширение знаний).

    Осанка - стройная спина.

    Уход за волосами. Причёски.

    Виды одежды и головных уборов, их назначение.

    Виды обуви, их назначение, уход за обувью.

    Правила выбора обуви и одежды.

    Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека.

    Золотые правила питания и приготовление пищи. Советы доктора Айболита.

    Заваривание чая. Лесные чаи.

    Приготовление бутербродов.

    Что можно приготовить из чёрствого хлеба? Гренки.

    Сервировка стола к завтраку.

    Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов?

    Поведение в общественном месте.

    Поведение дома, в кафе, столовой

    Круг чтения: книги, газеты, журналы. Домашняя библиотека.

    Музыка. Великие композиторы. Домашние аудиоколлекции.

    Увлечения. Увлечение - шаг к будущей профессии.

    Уроки городской безопасности

    Осторожно-огонь! Правила противопожарной безопасности.

    Виды жилых помещений в городе, деревне.

    Правила уборки комнаты. Уроки Золушки.

    Рациональная расстановка мебели в комнате. Интерьер.

    Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого?

    Виды транспорта. Правила поведения в транспорте.

    Продовольствие и промтоварные магазины. Их назначение. Поведение в магазине.

    Экскурсия в продовольственный магазин.

    Правила заготовки дикорастущих лекарственных и съедобных растений.

    Экологический рейд на природу

    Уход за саженцами.

    Посадка деревьев и кустарников на территории школы.

    Всего:

    3 4

    Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 8 «Г» (ОВЗ) класса

    п/п

    Название темы

    Количество часов

    Уход за руками и ногами.

    Правила закаливания.

    Полезные и вредные привычки.

    Повседневная и регулярная уборка. Пылесос.

    Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спальных мест. Гигиена сна.

    Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями.

    Наш двор. Осенние работы на участке.

    Экология жилища

    Гигиена приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля.

    Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля.

    Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину.

    Питание человека. Овощи, приготовленные на пару

    Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков.

    Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей.

    Уход за сезонной одеждой и обувью.

    Телефон. Телефонная книга. Правила пользования.

    Культура речи. Телефон доверия.

    Состав семьи. Родственные отношения. Взаимоотношения в семье.

    Организация семейных праздников.

    Основы безопасности жизнедеятельности человека

    Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах

    Пешеход. Безопасность пешехода

    Безопасное поведение в бытовых ситуациях

    Экскурсия на общественном транспорте

    Экскурсия в музей

    Здоровье и его главные законы.

    Друзья твоего здоровья. Куда ты идёшь? (тест)

    Рациональное питание

    Город и мы. Дисциплина улицы.

    Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке

    Культура речи. Как написать письмо, поздравление на открытке, приглашение?

    Как научиться хорошим манерам?

    Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады цветочных однолетних культур, луковиц, клубней.

    Планирование занятий по программе Социально-бытовая ориентировка для 9 «В» (ОВЗ) класса

    п/п

    Название темы

    Количество часов

    Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды).

    Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде.

    Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности).

    Работа с выстиранным бельём (ремонт, утюжка, хранение).

    Основы современного этикета.

    Правила гостеприимства.

    Подарки.

    Культура речи. Словарный запас. Чувство юмора.

    Мы христиане. Заповеди. Посты. Праздники.

    Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность.

    Роль и место обеда в дневном рационе питания.

    Приготовление первых блюд.

    Салаты - основа питания. Приготовление салатов.

    Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.

    Виды мебели и уход за ней.

    Генеральная уборка жилого помещения.

    Обустройство кухни и санузла. Бытовая химия для кухни и санузла. Уход за кухней и санузлом.

    Обустройство гостиной и прихожей комнат.

    Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи. Её функции.

    Микроклимат семьи. Быт и семейный бюджет.

    Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного подсобного хозяйства.

    Сбережения. Их назначение. Хранение денег в Сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.

    Экскурсия в Сбербанк

    Взаимоотношения с родителями.

    Самооценка. Ответственность за себя.

    Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптечка. Термометр.

    Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду...

    Уход за больными в домашних условиях.

    Твои невидимые недруги (курение, алкоголь, наркотики).

    Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

    Профилактика пожаров в повседневной жизни.

    Посещение ЦЗН с целью получения профконсультаций в выборе профессий и рода трудовой деятельности с учётом личностных качеств.

    Всего:

    Любовь Фликова
    Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями

    Дети с особыми образовательными потребностями – это дети , нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка , т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности , максимально возможному введению его в социум , формированию у него способности жить самостоятельно .

    Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях . В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности.

    В обучении выделяется два направления.

    Первое из них включает формирование у детей тех навыков , которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости» , связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).

    Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально -бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения .

    Классификация социально - бытовых навыков представлена в исследованиях Куцаковой Л. В. и Логиновой В. И. Они выделяют :

    1. Навыки по уходу за собой :

    Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.

    2. Навыки, относящиеся к питанию :

    Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т. д.

    3. Элементарные движения :

    Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т. д.

    4. Навыки, относящиеся к ручному труду :

    Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т. д.

    5. Уход за помещением :

    Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.

    Специальные задачи социально-бытовой ориентации :

    Обучать этике поведения;

    Развивать гигиенические навыки; умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем, туалетной бумагой

    Развивать умение работать, подчиняться общим требованиям;

    Активизировать познавательный интерес;

    Развивать коммуникативные навыки; учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играх и коммуникативных тренингах и бытовых - ситуациях.

    Формировать навыки самообслуживания, позитивные качества личности;

    Заключение

    В воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков , связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение , целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально -бытовых навыков у детей дошкольного возраста , выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка , с конкретными условиями и т. д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека , для формирования самостоятельности , независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

    Публикации по теме:

    Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольников посредством зарядки позитивного внушения В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению.

    Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.

    Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.

    Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Мир, в котором живет современный ребенок существенно.

    Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.

    Особенности развития мелкой моторики у детей 3–4 с особыми образовательными потребностями Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов дошкольного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует формированию.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

    Реферат на тему:

    Социально-бытовая ориентировка

    Выполнила:

    студентка 3-го курса ФПиП ДО

    Проняева Е.Н.

    Липецк 2013 г

    Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности. социальный бытовой ориентировка зрение

    Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта.

    В 90-е гг. XX века произошло переосмысление парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, нового понимания прав ребенка, новой законодательной базы. В настоящее время лица с проблемами развития получили право на обучение и воспитание, на равные возможности участия в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация социального прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983), закон РФ «Об образовании» (1996) и др.

    Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток -- будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие -- не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения».

    Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества . Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.

    Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы был введен предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих практическую направленность.

    Занятия по курсу СБО направлены на:

    накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;

    развитие навыков межличностного взаимодействия;

    расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

    Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.

    Социально-бытовая ориентировка у детей с нарушениями зрения

    Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.

    Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Проживая длительное время в условиях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, впрочем, и зрячие) лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся дома, то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

    Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в школе, в общественных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих детей им необходимы специальные занятия, направленные на элементарную абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация предполагает формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в условиях глубокого нарушения зрения.

    Учебными планами школ для детей с нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся, а также на формирование рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.

    Главная цель курса СБО в начальной школе -- помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

    Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах :

    восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;

    дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;

    выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;

    сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;

    познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;

    научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;

    выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

    Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

    Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

    По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется и усложняется.

    Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

    В обучении выделяется два направления .

    Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).

    Другое направление связано с достижением более отдаленной цели -- овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

    Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим в какой-то степени, а некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.

    В результате занятий по СБО уже к окончанию начальной школы у незрячих и слабовидящих учащихся желательно сформировать осознанное стремление познавать рациональные для них способы и приемы, овладевать ими и применять на практике.

    Список использованной литературы

    http://pedsovet.su/load/330;

    http://modernlib.ru/books/valentina_vasilevna_voronkova/socialno-bitovaya_orientirovka_uchaschihsya;

    http://www.docme.ru/doc/70413/social._no-bytovaya-orientirovka.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие "ориентировка в пространстве" в психолого-педагогической литературе. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Методика изучения ориентировки старших дошкольников в пространстве и особенности ее развития.

      курсовая работа , добавлен 20.10.2009

      Характеристика феномена социальной адаптации психолого-педагогических исследований. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

      дипломная работа , добавлен 08.06.2010

      Исследование особенностей развития социального интеллекта детей. Изучение проблемы взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности. Характеристика мотивационного компонента готовности детей с нарушениями зрения к обучению в школе.

      реферат , добавлен 22.03.2010

      Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с нарушением слуха. Теория и методология в аспекте изучения детско–родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Особенности восприятия родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

      диссертация , добавлен 03.12.2015

      Психолого-педагогические исследования формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Своеобразие пространственной ориентировки у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие пространственных представлений у детей.

      дипломная работа , добавлен 13.10.2017

      Изучение характеристик памяти как высшей психической функции. Рассмотрение памяти как психического процесса в норме и в патологии. Анализ особенностей и методики, направленных на диагностику логической и механической памяти детей с нарушением интеллекта.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2016

      Законодательная база в области особого ребенка и его семьи. Образование и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях семьи и образовательного учреждения, детско-родительские отношения.

      дипломная работа , добавлен 29.10.2017

      Теоретическое обоснование проблемы особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии. Выявление эффективности работы по формированию самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

      дипломная работа , добавлен 02.07.2010

      Активизация познавательной активности учащихся на уроках. Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной деятельности детей. Рекомендации по формированию познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта в коррекционных школах.

      курсовая работа , добавлен 28.10.2012

      Изучение теоретических основ диагностики и коррекции внимания у детей с нарушениями зрения. Проведение исследования уровней развития внимания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и разработка методических рекомендаций по коррекции их внимания.