Деды морозы россии. Мороз из Великого Устюга

Бывший преподаватель Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова, доктор биологический наук Гавриил Угаров вот уже 18 лет успешно совмещает научную работу с карьерой Деда Мороза. Во втором амплуа его зовут Эьээ Дьыл, что с якутского переводится как Дед Сезон. В интервью РИА Новости Угаров рассказал, как совмещает две разные роли, в каких отношениях находится с другим якутским Дедом Морозом – Чысхааном, а также какие подарки просят у него дети и что он сам хотел бы получить на Новый год. Беседовала Майя Акимова.

Гавриил Спиридонович, как вы решили стать якутским Дедом Морозом и легко ли совмещать две такие разные карьеры?

В свое время Якутию часто посещал известный поэт Евгений Евтушенко. Он посвятил нашей республике цикл своих стихотворений. В одном из стихотворений он описывает якутских детишек, наблюдающих за новогодним весельем: "Я люблю чистоту и печальность чуть расплющенных лиц якутят, будто к окнам носами прижались и на елку чужую глядят". И тогда я задумался - ведь действительно Новый год остается чужим для нас праздником. Почему, к примеру, у нас нет своего Деда Мороза?

И в 1999 году я написал научно-фантастический рассказ об Эьээ Дьыле и его внучке Хаарчаане. Появились частные издатели, которые очень быстро, в течение двух-трех дней, издали эту книгу. Таким образом, 2000-й год мы уже встречали с первым президентом республики Михаилом Николаевым и своим якутским Дедом Морозом - Эьээ Дьылом. Моя книга тогда попала в руки министру образования Якутии Евгении Михайловой. По ее распоряжению весь тираж был выкуплен и разослан по всем детским учреждениям.

Конечно, среди старшего поколения были скептики, но большинство восприняли якутского Эьээ Дьыла очень хорошо. Я отвечал, что Деды Морозы не были всегда, они когда-то появлялись. К примеру, возьмем Санта-Клауса. Это ведь рождественский персонаж – Святой Николай. Американский поэт написал поэму о Санта-Клаусе, на основе которой и появился образ сказочного рождественского героя. А русская интеллигенция придумала позже Деда Мороза. Можно сказать, наступило время, когда и нам нужно бы придумать главного новогоднего персонажа. Стоит отметить, что в мире существует около двухсот государств и тысячи разных народностей, из них только тридцать имеют своего Деда Мороза, в том числе народ Саха.

В первое время костюм Эьээ Дьыла носил статный молодой человек - артист балета. Но позже, по сложившимся обстоятельствам, роль перешла ко мне.

© Фото: из личного архива Гавриила Угарова


© Фото: из личного архива Гавриила Угарова

- А как отнеслись к новой роли ваши коллеги по научной среде?

Коллеги-ученые отнеслись к моему увлечению нейтрально. Я свою работу добросовестно выполнял. В науке тоже успехи. Так что одно другому не мешало. Теперь уже год как не преподаю в СВФУ, ушел на пенсию.

- Чем, на ваш взгляд, Эьээ Дьыла отличается от "конкурентов"?

Все другие персонажи появляются только в дни новогодних праздников. А у якутов календарный год начинается в мае. Наш Дед проводит все астрономические, календарные праздники – День равноденствия (21 марта), Новый год по астрономическому календарю (21 декабря), День летнего солнцестояния (21 июня) и так далее.

- А как у вас складываются отношения со вторым якутским Дедом Морозом – Чысхааном?

Скажем так, рыночные отношения распространяются не только в экономике, но и в духовной сфере. В 2002 году в республике появился Чысхаан. Те, кто его придумал, начали продвигать Чысхаана не в качестве Деда Мороза, а как Повелителя Холода. Как раз в этот период - в 2003 году - в Якутск приехали на фестиваль Санта-Клаус из Финляндии и Дед Мороз из Великого Устюга.

С Чысхааном мы практически не пересекаемся на мероприятиях. Меня приглашают на различные мероприятия, пишут официальные письма. К примеру, завтра иду в библиотеку, послезавтра - на презентацию книжного издательства, потом в санаторий, есть еще в графике встреча с уполномоченным по правам человека. Очень часто меня приглашают в Оймякон – Полюс Холода.

- А у Эьээ Дьыла есть семья?

В реальном мире у меня есть жена, двое детей, внуки. Супруга всячески меня поддерживает, сопровождает на встречах. Дети уже взрослые, а вот внуки иногда участвуют со мной в мероприятиях.

А в сказке жена Эьээ Дьыла – Кысын Хотун (Зимнее Время Года). Есть четыре дочери, каждая владеет своим временем года: летом – Сайыына, осенью – Кусуунэ, весной – Саасчаана, зимой - Хаарчаана. Еще есть внучок Тыалчаан – ветерок. Он выполняет функцию почтальона. Также у Деда имеется бык. Издревле жители Якутии связывают мороз с рогами мифического быка.

- Вы пользуетесь современными гаджетами? Каким образом развозите подарки – на оленях?

Пользуюсь телефонами, работаю на компьютере, захожу в интернет, у меня есть страницы в соцсетях. Своего оленя у меня нет. Да и где бы я его содержал в городе? Вожу машину, являюсь водителем со стажем.

- Пишут ли вам якутские дети? Что чаще всего просят?

Да, от них приходит много писем. Современные дети стали немножко меркантильными, стали просить iPhone и компьютерную технику. Но есть и те, кто просит подарить здоровье родным. Запомнилось еще письмо одной девочки. Она написала: "Дедушка Дьыл, не болейте и не умирайте! Если вы умрете, Новый год никогда больше не наступит".

В России – Дед Мороз, во Франции – Пер Ноэль, в Японии – Сегацу-сан…
В разных странах Деды Морозы - разные: один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в ваше жилище, да и выглядят они по-разному. Какие же они, сородичи Деда Мороза?


Смотреть все фото в галерее


«Санта Христиан» из Бурунди. У африканских католиков Санта-Клаус живет на горе Килиманджаро, т.к. это единственная гора в Африке, на вершине которой постоянно лежит снег.


Вот так выглядит Дед Мороз на Гавайях.

Синтаклаас, или Синтерклаас - Николай Чудотворец, в Нидерландах и Бельгии. Дети и взрослые также отмечают День святого Николая 5 декабря, хотя национальным праздником он не считается.


Белорусский дед Мороз


Пер Ноэль. Зимний фольклорный новогодний персонаж прямиком из Франции. По традиции Пер Ноэль, приехав к дому на осле в деревянных башмаках и с корзиной подарков, проникает через дымоход в дом, раскладывая подарки в обувь, оставленную перед камином.
(Этот, похоже, как и наш, тоже лето решил увидеть.)


Даиди на Ноллаиг – ирландский коллега Деда Мороза. Ирландия – страна религиозная и очень ценит свои старые добрые традиции. Именно поэтому Новый год в Ирландии будет пропитан мистикой и необычностью. (В том, что туристы одеты по-летнему, видимо, тоже есть элемент мистики.)


На Кипре Деда Мороза и вовсе зовут Василием.
(Поправочка. Агиос Василис — святой Василий)


Собственно, сам Дедушка Мороз.


Санта Клаус – самый известный партнер Деда Мороза. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не «нажимать» на этот элемент образа).


В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

У многих народов России имеется аналогичный персонаж: у карел его зовут Паккайне (Морозец), и он молод.

Эхээ Дьыл или Чисхан - якутский Дед Мороз.
Этот новогодний персонаж, по видимому, “устроился” лучше других Новогодних коллег. Судите сами: его Кыхын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyхyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. Чем занимается сам Эхээ Дьыл, не совсем понятно.


В Китае Деда Мороза зовут просто и несложно: Дун Че Лао Рен или Шань Дань Лаожен. Несмотря на экзотическое имя, повадками китайский дедушка от знаменитого Санта Клауса совсем не отличается.


В Финляндии живет Йоллопукки. У него есть Мария. Йоллопукки носит длинный тулуп, а о своем появлении предупреждает колокольчиком. На фото Йоллопукки справа со своим венгерским коллегой.

С Наступающим Новым годом!

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Якутский Дед Мороз Эьээ Дьыл, который уже 18 лет совмещает работу в университете с образом зимнего сказочного персонажа, пожаловался на то, что современные дети стали меркантильными и зачастую просят слишком дорогие подарки. «Волшебник», который в научной среде известен как Гавриил Угаров, рассказал об этом в своем интервью .

«Приходит много писем. Современные дети стали немножко меркантильными, стали просить iPhone и компьютерную технику», — отметил Эьээ Дьыл, что в переводе с якутского означает Дед Сезон.

Однако, по словам Эьээ Дьыла, среди молодого поколения остались и те, для кого благополучие родных остается лучшим подарком от Деда Мороза. Кроме того, дети просят и самого доброго волшебника беречь здоровье. «Запомнилось еще письмо одной девочки. Она написала: «Дедушка Дьыл, не болейте и не умирайте! Если вы умрете, Новый год никогда больше не наступит», — процитировал одно из писем Дед Мороз. Он также добавил, что сам в качестве новогоднего подарка попросил бы отмечать День рождения Эьээ Дьыла как официальный праздник в Якутии.

Отмечается, что Гавриил Угаров придумал образ Деда Сезона в 1999 году и является одним из двух Дедов Морозов в республике Саха. Второй появился на несколько лет позже и получил имя Чысхаан, или Повелитель Холода. По словам Угарова, от конкурентов его персонажа отличает то, что тот появляется не только на новогодние праздники. Якутский Дед Сезон проводит все якутские астрономические, календарные праздники, такие как День весеннего равноденствия (21 марта), Новый год по астрономическому календарю (21 декабря), День летнего солнцестояния (21 июня) и другие.

Ранее в канцелярии российского Деда Мороза уже рассказали об основных запросах детей в 2018 году. Так, чаще всего в письмах встречаются просьбы о гаджетах нового поколения, куклах, детской косметике, гироскутерах, 3D-ручках, а также железных дорогах на пульте управления. Не менее популярны также настольные игры для всей семьи, такие как «Мафия» и «Монополия».

По словам работников Почты Деда Мороза, около трети писем также приходит от взрослых всех возрастов, которые просят у волшебника решения квартирного вопроса и увеличения доходов.

«Женщины просят квартиру в центре города, путевку на море или стабильную работу. Просьбы мужчин — увеличение заработной платы, карьерный рост и новый автомобиль. Кто-то мечтает о духовных ценностях — о благополучии для своих родных и мире на Земле», — говорится в сообщении в ответ на запрос RT. Отмечается, что Почта Деда Мороза работает уже на протяжении 17 лет и успела получить почти 3,4 млн писем.

Несмотря на то, что времени написать письмо Деду Морозу у президента РФ нет, тоже не останется без подарка. Об этом онлайн-изданию «Инфореактор» рассказали в пресс-службе волшебника из Великого Устюга.

«Дед Мороз всем дарит подарки в Новый год: и взрослым, и детям, и главам государств! Для Дедушки Мороза все внучата, все одинаковые, все равны — любого возраста, любого положения, любого роста. Поэтому он дарит подарки всем без исключения. Все внучата, всех любит и никого без подарка не оставит!» — сообщили сотрудники службы Деда Мороза.

Зимний волшебник уже начал свою «рабочую смену», для чего даже спустился в метро Санкт-Петербурга. Там он поздравил с наступающим праздником пассажиров и работников метрополитена, а также вручил подарки детям.

При этом Дед Мороз едва не столкнулся с проблемами: во время досмотра в его мешке заметили автомат и меч. После долгих объяснений с сотрудниками охраны, которые хотели убедиться в том, что у Деда с собой только игрушки, его, наконец, пропустили в подземку.

Кстати, подарки любят получать и сами новогодние волшебники. Так, на прошлой неделе российский Дед Мороз и его финский коллега Йоулупукки встретились на границе стран между пунктами пропуска «Брусничное» и «Нуйямаа», чтобы обменяться подарками. Отмечается, что волшебники даже обнялись, а их сопровождающие спели и станцевали для «коллег по празднику».

После просмотра выступлений Дед Мороз и Йоулупукки по традиции направились в финский город Лаппеенранту, где встретились с местными жителями. После этого российский волшебник направился в Выборг.

Как вы знаете, такой персонаж есть у многих народов мира. Сегодня пройдемся по Дедам Морозам бывшего СССР.

Белорусский Дед Мороз носит имя Зюзя. Это пожилой мужчина с длинной бородой, который живет в лесу и носит белый открытый кожух. В руке у него должна быть большая железная булава. Но в нашем случае почему-то был посох. Мы с ним . Зюзя олицетворяет собой зимнюю стужу. Чтобы задобрить сурового деда, белорусы под Новый год варили для него кутью.


Татарский и башкирский Дед Мороз называется Кыш-Бабай. Он отмечает свой день рождения в ночь с 21 на 22 декабря. Считалось, что именно тогда родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Кыш-Бабай отвечает за веселое празднование Нового года, которое происходит в самую длинную ночь в году.

У Кыш-Бабая есть собственная резиденция. Она расположена в Арском районе Татарстана, в 60 км от Казани. Сказочный персонаж со своей дочкой Кар-Кызы (как бы Снегурочка) принимает там гостей. Рядом с ними тусят другие фольклорные персонажи: Шурале, Тахир и Зухра, Убырлы Карчык (типа Бабы-Яги), другие волшебные существа. Резиденция работает только три зимних месяца.

Карельский Паккайне - самый молодой из всех Дедов Морозов. Легенда о нем появилась в маленьком городе Олонец, который был административным центром губернии. По легенде в начале зимы жена одного из купцов, возвращаясь с ярмарки, прямо в лесу родила крепкого здорового мальчика. В память о необычном событии родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит "морозец". Малыш вырос и стал успешным купцом. Он успевал посещать зимние праздники по всей Карелии и слыл "первым парнем на деревне". Каждый год 1 декабря проходит фестиваль "Олонецкие игры Дедов Морозов", куда съезжаются Паккайне из разных частей света.

Мош Крэчун (Moș Crăciun) - молдавско-румынский Дед Мороз. Говорят, семья пастуха Крэчуна приютила Деву Марию, несмотря на собственную бедность. После смерти пастух стал добрым сказочным волшебником, который приходит зимой и дарит детям подарки.

В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо (дословно "Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками:)

Эстонский Дед Мороз - Йыулувана. В оригинале - Jouluvana. Практически брат-близнец финского Йоулупукки.

Другие Деды Морозы народов бывшего СССР:

Азербайджан: Шахта Баба
Алтай: Соок-Таадак
Армения: Дзмер Папи или Каханд Папи (Дед Зима)
Бурятия: Саган Убугун (Белый Старец)
Грузия: Товлис Папа или Товлис Бабуа
Кабардино-Балкария: Уэс-Дадэ
Казахстан: Аяз-ата и Кыдыр-Ату
Калмыкия: Аав Киитн (Дед Холод)
Латвия: Салавецис
Литва: Каледу Синелис
Марий-Эл: Йушто Кугыза и Лумудыр
Мордовия: Нишке, Мороз Атя
Осетия: Артхурон
Таджикистан: Бобои Барфи (Снежный дед)
Туркмения: Аяз Баба
Удмуртия: Тол Бабай
Украина: Святий Миколай или Дід Мороз
Чувашия: Хел Мучи
Ямало-Ненецкий АО: Ямал Ири