День вороны хантыйский праздник. Национальный ханты праздник "вороний день". Обычаи и традиции

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Заставка праздника.

Вороний день - любимейший праздник обских угров, он широко отмечается во всех национальных посёлках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Серая ворона одна из первых перелетных птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. В это время в нашем округе еще лежит снег. Наши предки проводили с прилетом птиц Обряд угощения вороны. Под влиянием христианства Вороний день стали проводить во вторую субботу апреля, в Благовещение. Название праздника по-мансийски звучит Урин эква хотал, по-хантыйски Вурнга хатл.

Главная цель проведения праздника – создание особой доброжелательной атмосферы для детей. Этот день помогал настроиться на новый период в жизни, на ожидание лучшего. Ворона, прилетая на север, приносит людям вести о приходе весны.

Этот праздник считается праздником детей и женщин, он связан с зарождением новой жизни. У народов ханты и манси в детские берестяные люльки насыпается крошка прелой бересты, которая впитывает в себя влагу. Использованную крошку высыпают в определенном месте под деревом. Прилетающие вороны, сидя на этих кучках, греют свои лапки.

В фольклоре манси есть песня вороны, в которой повествуется о ее путешествиях в дальние страны. В своей песне ворона желает женщинам родить побольше счастливых мальчиков и девочек для того, чтобы по возвращении с дальних стран она смогла отогреть свои лапки на кучках использованной березовой трухи.

В этнографическом музее по открытым небом «Торум Маа» праздник «Вороний день» проводится ежегодно на протяжении 10 лет. С 2012 года является Праздником автономного округа «День коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Вороний день».

Проведение праздника – это не только повод для встреч носителей традиционной культуры народов ханты и манси, но и зрелищное представление, на котором интересно и образно донесена идея праздника.

На празднике чествуют семьи, в которых в течение года появились новорожденные.

Традиционно для детей проводятся игры на свежем воздухе, соревнования по традиционным видам спорта, различные конкурсы. Каждый участник получает приз.

Песня Вороны
(Попова С.А. 2003. – С. 174).

Тётушка, тётушка, тётушка,
[Где] земля Сибирь расположена
[Туда] тётушка направляется.
Бегущим облаком,
Шагающим облаком
Тётушка летит.
Тётушка, тётушка, тётушка!
За много дней до моего прибытия,
За много [мною] идущих дней
Счастливые женщины
Счастливыми мальчиками-девочками
Пусть обзаводятся,
Девочек – мальчиков пусть качают [убаюкивают].
С далеких мест шедшие руки,
Руки отогрею.
С далеких мест шедшие ноги,
Ноги отогрею.
Тётушка, тётушка, тётушка!
По наказу Верхнего бога батюшки
В теплой стороне живу
В гуще девочек-мальчиков счастливых гнезд.
В Сибирь вить [гнезда] летаю.
Девочек растить,
Мальчиков растить

Вот и ворона прилетела к своим гнездам.

Дети читают стихи о весне.

На Руси ворону не очень любили - считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас ханты и манси не отмечают. Для них начало года - это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы - вороны.

Ворона - первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины - продолжатели рода, поэтому я считаю, что это - очень важный для нас праздник».

Девушка в национальной одежде Фото: АиФ / Денис Вторушин

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

Легенды о вороне

О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.

Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.

Древние божества ханты Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 - мет хатл».

Обычаи и традиции

По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза - это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Бублики на кедре - мужском дереве Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Сургутянка Пелагея Хлобыстова рассказала, что ленточка на дереве - это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. «Раньше ведь не интересовались нашей культурой: «Ой, это хантыйское не интересно, пошли дальше», а теперь вот более стали чувствовать за последние годы. Лет 10 с уважением относится к нам уже, какая у нас интересная культура», - рассказывает женщина.

Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.

Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. Всего 7 дисциплин. На Вороньем празднике исполнялись традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».

Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Посмотреть на шоу, отведать национальной кухни, прикоснуться к таинству древнего народа найдется много желающих.

В этом году праздничные мероприятия пройдут на территории гостиничного комплекса «Югорская долина». Старт 12 апреля в 13:00.

Фото: АиФ / Гузель Биктимирова

Народный праздник Мартын Лисогон отмечается 27 апреля 2020 года (по старому стилю - 14 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святителя Мартина I, папы Римского.

Свое название праздник получил из-за лисиц, которые в этот день бросают старые норы и начинают рыть новые. В это время животное слепнет и глохнет, поэтому его легко поймать. Охотник не упустит такую возможность.

История

Родина святого Мартина - Италия. Он получил образование в Римской церкви. После смерти Папы Феодора I, в 649 году, его избрали папой Мартином I. В то время единство Церкви было нарушено ересью монофелитов. Учение о единой воле в Богочеловеке Иисусе Христе получило широкое распространение. Император Констанс и патриарх Константинопольский Павел II являлись монофелитами. Они вместе составили и издали «Типос» - запрет об упоминании о двух волях в Иисусе Христе.

В том же году, когда Мартин стал Папой, еретический образец христианской веры доставили в Рим. Мартин созвал православное собрание и осудил монофелитскую ересь. Император пришел в бешенство и приказал доставить к нему святителя.

Военачальник Олимпий по прибытии в Рим испугался открыто арестовать Папу. Он подослал солдата, чтобы тот тайно убил его. Но он неожиданно ослеп. Испуганный военачальник вернулся в Сицилию. Спустя пять лет попытку повторили. Папу обвинили в связи с врагами империи, осуждении святой Богоматери и увезли на остров Наксос.

Через год лишений и издевательств стражи Мартина доставили на суд императора. Истощенного и в лохмотьях старца вывели на площадь на потеху толпы. Но знающие правду люди уходили со слезами на глазах. Суд приговорил Мартина к смертной казни. Но раскаявшийся патриарх Павел, а также вера и мужество мученика заставили императора изменить приговор и сослать Мартина на Херсонес Таврический. Там он и скончался в 655 году.

Традиции и обряды

В этот народный праздник охотятся на лисиц.

Приняты смотрины и сватовство. Считается, что если они произошли в этот день, то путь молодых будет легким, как птичье крыло.

На Мартына Лисогона принято выказать уважение ворону. Его называют мудрой и вещей птицей. Чтобы задобрить ворона, нужно сварить кашу, вынести в сковороде в поле и перевернуть вверх дном. Птицу привлечет блеск, и она обязательно заинтересуется. После этого сковороду необходимо убрать. Считается, что прикормленный таким образом ворон будет оберегать хозяйство.

Приметы

Если день выдался дождливым, то землю будет легко вспахать.

День солнечный и теплый - к хорошему урожаю.

В небе облака и тучи перемешаны, значит, скоро будет дождь с ветром.

Чем больше на Мартына Лисогона работать, тем больше придет добра в дом.

Лидия Александровна Паршакова
Сценарий весеннего хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ВОРОНИЙ ДЕНЬ »

Цель : Знакомить с культурой, бытом и искусством народа ханты ;

Действующие лица :

Ведущая

Бабушка (Хозяйка чума)

- Ворона

Необходимый материал :

Для обряда окуривания : березовый гриб – кушмалты сан, мех водоплавающего животного (бобра, нерпы) – вой пун, металлическая чаша.

Для игр : Палочки-хворост , 8 конусов, 4 бруска-болотца, 2 рыбки, 2 ложки, 4 тарелки, 2 стула, крупа, 2 шкуры, 2 гимнастические палки пластмассовые, 2 гимнастические палки деревянные, 2 обруча, 1 веревка длинная, 2 «стада оленей» , ленточки.

Ход праздника:

На сцене стоит чум . Звучит песня «Анки варах»

Ведущая : Здравствуйте дорогие гости, милые детки! Сегодня собралось здесь много гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » . Если праздник хантыйский , то давайте и поздороваемся друг с другом на хатныйской языке «Вуща ула!»

Сейчас, дорогие гости мы проведем обряд очищения. Обряд этот проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего.

Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Ворона несет Благую весть на Север, весну, тепло и солнце. В хантыйских преданиях Ворона ассоциируется с женским духом, с мифологической небесной девой, богоматерью, покровительницей женщин, детей и семейного счастья.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения. Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

(дети спят в чуме, бабушка выходит из чума с угощениями, затем развешивает угощения на ветках березы, заходит в чум и начинает будить детей)

Бабушка : Нявремат нох кила, нох кила. Детки вставайте, просыпайтесь (дети просыпаются и выходят из чума, видят, что на деревьях развешаны угощения, снимают их и радостные забегают в чум).

В чуме топиться печка, горит огонь. Возле печки сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращаются дети.

Дети (радостно) : Анканки, ванта ворна имен муневан тус калащ. Бабушка, посмотри нам ворона принесла угощения .

Дети : Бабушка, расскажи, откуда появился костер?

Бабушка : Появился костер от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети : Бабушка, а снег откуда?

Бабушка : Снег это «белая снежинка – маленькая льдинка» . Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети : Бабушка а правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка : Правда, а в день прилёта ворон , ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл » «Вороний день » ! По поведению птиц судили о том, какая будет весна : Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.

Дети : Ой, бабушка расскажи, как ворона , прилетая на север, приносит весну!

Бабушка : Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край . Летала, кружила, смотрела кругом : холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты .

Бабушка с детьми выходят из чума.

Ханты фольклорный коллектив «Кунавт нэ» исполняют песню «Вороний праздник » по окончании песни прилетает «Ворона » .

Ворона : Здравствуйте, дорогие гости! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся! На ямку с теплыми гнилушками из их люлек я присяду. Замершие лапки свои отогрею.

Дети : Вуща ула ворна ими . Здравствуй, Ворона ! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона : Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Бабушка : Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона : Из детских колыбелек, перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки грею, а то еще холодно.

Бабушка : Поможем вороне , построим ей гнездо. Чем больше гнездо, тем больше летом семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.

Игра «Построй гнездо»

В игре участвуют 2 команды. 2 команды строят гнездо, из палочек-хвороста пробегая между конусами.

Ворона : Посмотрите, какие гнезда мне построили ребята. Молодцы!

Бабушка : Ворона , наши детки так ждали твоего прилета и подготовили для тебя стихотворения.

Скачет чёрная ворона ,

Интересно очень, боком,

Орех по земле катает,

Его клювом разбивает.

Ворона , ворона

Приятна и мила

И даже, отдаленно,

Похожа на Орла!

На берёзе возле дома

Строила гнездо ворона .

Охраняет днём и ночью,

Мамой стать ворона хочет .

Нынче праздник , древний праздник .

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник .

Люди как одна семья!

Ворона : Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в игру «Перейди болото»

необходимо : 4 бруска – болотца.

По сигналу первые игроки, не сходя с первых брусков, кладут второй брусок перед собой и переступают на него двумя ногами. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Возвращаясь обратно бегом.

Ворона : Вороний день «Ворна хатл » – это праздник женщин . Издавна считалось, что женщину, которая 7 апреля первой увидит ворону , ожидает счастье. Поэтому женщины старались, затопив огонь в очаге, быстрее выйти на улицу. По поверьям ханты , кто первым увидит красавицу ворону и даже другую прилетевшую птицу, то его ждет удача в течение всего года : на охоте, на рыбалке и т. д. А это – самое главное для хантыйского народа .

Приглашаем Тоярову Н. А. и дочь Евгению исполнить песню «Хулам нови хопты»

Ворона : А где же наша красавица весна, что то задерживается она. Давайте позовем весну и встретим ее веселой песней .

Дети старшей группы исполняют песню «Веснянка» .

Весна : Здравствуй милая ворона ! Как я рада тебя видеть! Здравствуйте детки, здравствуйте гости дорогие!

Ворона : Вуща ула хорам тови! Здравствуй весна красна! Посмотри сколько сегодня собралось здесь гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » .

Весна : Ребята, птицы наши друзья обижать их нельзя. Они приносят пользу людям и являются украшением природы, а как они красиво поют.

Давайте споем песенку птичкам «Тиф, тиф» , дети средней группы исполняют песню.

Бабушка : Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне . Чтобы она принесла удачу, счастье, тепло. Стол с угощением обязательно ставили около берёзы.

Ворона : А теперь мы поиграем в игру «Накорми птиц»

В игре участвуют 2 команды. Для игры необходимо : 2 ложки, 2 тарелки и 2 миски, 4 стула. По сигналу бегут первые игроки, переносят крупу ложкой из миски в тарелку, которая находится на расстоянии 3 метра. Выигрывает тот, чья команда быстрее перенесет крупу.

Весна : Весеннее тепло , прилет вороны – первой весенней птицы дают людям силу, в этот день меряются силой , играют в подвижные игры, и нам пора немного поразмяться, потягаться в силе, умении, ловкости.

Национальные игры «Катание на шкурах» , «Метание тынзяна на хорей» , «Перегони стадо»

Бабушка : Есть у нашего народа ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ленточка на дереве – это подарок небесному богу Турому. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. Обычно ханты священным деревом считают березу – символ небесной чистоты. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки)

Весна : У хантов принято в этот день угощать , не только ворону , но и друг друга. И сейчас мы приглашаем всех гостей на чаепитие. И на прощанье мы хотим вам пожелать :

Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись,

А все неудачи скорей забывались!

Бабушка :

Желаем счастья и добра,

Чтоб жизнь, как день была светла !

Ворона :

Мы ещё раз поздравляем вас с традиционным праздником «Ворна хатл » . Желаем всем всего самого доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся . Оена, пищена, йисана, нуптана улаты!

Весна, бабушка и ворона угощают детей и гостей ароматным чаем, затем прощаются и уходят.