Детский труд в россии, которую они потеряли. Детский труд как препятствие образованию

Гуманитарный университет профсоюзов

Факультет конфликтологии

Реферат
по дисциплине «Профсоюзное движение»

«Детский труд»

Выполнила: Студентка 1 курса
Факультета конфликтологии
1 группа
Андреева Дарья Андреевна(1)

Преподаватель: Лобок. Д. В.

Санкт-Петербург
2013 г.
Введение

Детский труд остается серьезной проблемой в сегодняшнем мире. По данным Международной Организации Труда (МОТ) 215 млн. работающих детей в мире заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств к существованию в будущем; многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни.
Проблема детского труда существует во всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред физическому и психо- социальному развитию ребенка. Вовлекаются в не по возрасту сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны.
Детский труд встречается практически во всех производственных и непроизводственных сферах экономики, используется в городской неформальной экономике, в сельском хозяйстве, мелкой торговле на местных рынках, а также в домашних хозяйствах. На базарах, например, используется труд несовершеннолетних, в основном при сортировке овощей и фруктов, погрузочных работах (так называемые подростки - «тележечники»), и в редких случаях несовершеннолетние младших возрастов могут эксплуатироваться как «попрошайки».
Кроме того, по данным Международной организации труда, наблюдается рост вовлечения детей в сферу коммерческих сексуальных услуг (продажа или предложение ребенка в целях проституции, порнографии или для производства порнографических материалов) и деятельность криминальных групп (использование, продажа или предложение ребенка для вовлечения его в противозаконную деятельность, в особенности в производство и незаконный оборот наркотиков).

1. Что такое детский труд
Понятие
Детский труд - любая работа, которая по своим условиям или обстоятельствам ее выполнения наносит вред здоровью, физическому, умственному или нравственному развитию ребенка, или препятствует получению образования.
Понятие «детский труд» включает в себя как оплачиваемую, так и неоплачиваемую работу и деятельность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью или причинением вреда.
Под детским трудом понимается такая работа, выполнение которой вредно и опасно для ребенка и запрещено международным и национальным законодательствами. Это такой труд, который лишает детей возможности учиться в школе, либо заставляет их, помимо школьных занятий и домашних обязанностей, загружать себя дополнительной работой, выполняемой в других местах, работой, которая закрепощает их и отрывает от семьи.
Необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:
- в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
- лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
- они не имеют возможности ходить в школу;
- они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.
В своих экстремальных формах детский труд – это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.
«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их физическому и психическому развитию.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.
Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут

Наихудшие формы детского труда (НФДТ)

Все формы рабства или практика, сходная с рабством:
- продажа детей и торговля ими;
- долговая кабала и крепостная зависимость;
- принудительный или обязательный труд;
- принудительная или обязательная вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий проституцией;
- производство порнографических снимков;
- участие в порнографических представлениях;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий противоправной деятельностью
- для производства и продажи наркотиков.

Работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

В ПОНЯТИЕ НФДТ НЕ ВХОДИТ:
- выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования;
- помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле;
- зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул способами и методами, которые:
- не нанесут вред физическому или психическому здоровью;
- не связанными с противоправными действиями;
- не занимающие продолжительное время в течение дня;
- не связанные с опасностью для жизни и здоровья, нравственными устоями;
- профессиональная ориентация и трудовое обучение в школе, лицее и колледже, училище, практика на предприятии или в организации с целью получения профессиональных навыков - все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Причины детского труда

Дети работают потому, что от этого зависит их собственное выживание и выживание их семей, а зачастую еще и потому, что беспринципные взрослые пользуются их слабостью и незащищенностью в своих целях. Детский труд также связан со слабой развитостью государственных систем образования, и имеет корни в культурных и социальных представлениях и традициях.
Нищета безусловно является основной причиной, заставляющей детей работать. Доход, полученный от работы ребенка оказывается важнейшим фактором выживания самого ребенка или его семьи.
Широко распространенные мнения, а также местные традиции и обычаи (даже если они имеют в своей основе благие намерения) также играют важную роль. Например:
мнение о том, что труд благоприятно сказывается на формировании характера и развитии навыков детей;
традиция преемственности, то есть наследования детьми профессии их родителей, причем в таких случаях детей еще в раннем возрасте заставляют обучаться данной профессии и применять на практике полученные знания и навыке;
традиции, толкающие неимущие семьи занимать крупные денежные суммы для организации праздников и религиозных обрядов и полагаться на труд своих детей для возврата таких долгов. Явление крепостного труда, признаваемого одним из видов наихудших форм детского труда, по-прежнему широко распространен, в основном, в связи с незащищенностью бедных семей от подобного социального давления;
широко распространенное убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, что приводит к тому, что их забирают из школы в раннем возрасте и заставляют выполнять работу по дому или продают в услужение или в заведения сферы сексуальных услуг.
детский труд может настолько глубоко корениться в местных традициях и обычаях, что ни родители, ни сами дети не сознают, что детский труд противоречит интересам самих детей и является незаконным;
дети из больших семей имеют больше шансов оказаться на работе, чем дети из семей малочисленных, так как доходов родителей недостаточно для содержания большой семьи.
Доступность и качество школьного образования входит в число наиболее важных факторов:
во многих сообществах отсутствуют необходимые условия для обеспечения школьного образования;
даже там, где школы существуют, образование зачастую не рассматривается ни детьми, ни их родителями в качестве достойной альтернативы работе. Многие семьи просто не могут позволить себе отдать ребенка в школу. Даже если занятия в школе бесплатны, семья несет издержки в виде потерянного заработка, так как ребенок ходит в школу, а не на работу;
образование, обеспечиваемое в школах, зачастую не является качественным и/или рассматривается родителями и самими детьми как не соответствующее местным потребностям и условиям;
не удивительно, таким образом, что посещение детьми школы зачастую просто считается бесполезным;
преобладает мнение, что девочка лучше подготовится ко взрослой жизни, если она будет работать, а не учиться;
в результате вышеописанных факторов огромное число детей рано попадают на рынок неквалифицированной рабочей силы. Зачастую они неграмотны и остаются таковыми на протяжении всей своей жизни; у них также нет базового образования, которое могло бы помочь им развить необходимые навыки и дать возможность достойно жить и работать в будущем.
Крайне важным фактором также являются сами семьи. Огромное число детей бесплатно работают на семейных предприятиях (на фермах, на предприятиях частного сектора и т.д.), которые полностью зависят от труда членов семьи. Множество национальных законов и нормативных актов, а также такие международные нормы, как Конвенция МОТ № 138 допускают исключения в таких случаях. Однако, даже работая на семейных предприятиях, дети здоровье и безопасность детей может подвергаться серьезному риску.
При этом определение проблемы следует начать с того, что признать ее сложность и многогранность. Законодательные органы и власти должны избегать упрощенных объяснений причин детского труда.
Например:
существует распространенное мнение о том, что для борьбы с детским трудом ничего нельзя сделать – детский труд является результатом и проявлением бедности и может быть искоренен только после искоренения самой бедности;
в соответствии с другим сложившимся убеждением, детский труд существует только из-за беспринципных взрослых, эксплуатирующих детей ради получения быстрой прибыли и бесчестным путем заработанного преимущест ва перед конкурентами. Единственное, что необходимо сделать, согласно данному убеждению, это привлечь нарушителей к ответственности и отправить детей обратно в школу, где им и место.
В основе скорейшего искоренения наихудших форм детского труда в должно лежать законодательство, провозглашающее полное искоренение детского труда в качестве конечной цели политики государства, а также недвусмысленно определяет и запрещает наихудшие формы детского труда в приоритетном порядке. Такое законодательство должно также предусматривать адекватные санкции в отношении нарушителей и соответствующую компенсацию жертвам нарушений, и такое законодательство должно неукоснительно и беспристрастно применяться.
Совокупность этих причин ведет к тому, что даже там, где детский труд объявлен незаконным, он продолжает существовать и воспринимается как естественное явление, причем обычно он незаметен для стороннего наблюдателя. Часто детский труд окружен стеной молчания, безразличия и социальной апатии. Но эта стена уже начинает рушиться. Процесс глобализации и развитие современных средств коммуникации сделали страдания работающих детей одним из основных вопросов на повестке дня мирового сообщества.
Постоянно растущая обеспокоенность международного сообщества проблемой детского труда, выразившаяся в тех или иных событиях, явилась результатом следующего:
Тенденции либерализации течения торговли и капитала. Все громче стали высказываться требования о запрещении использования детского труда в борьбе за место на мировом рынке.
Большей прозрачности в мировой экономике и упразднении объединений государств после окончания Холодной войны.
Отказа потребителей покупать товары, если при их производстве, в частности, использовался детский труд; и
Придания гласности фактов коммерческой сексуальной эксплуатации детей, и особенно вовлечения детей в проституцию, порнографию и секс-туризм.
В свою очередь это привело к более полному пониманию причин детского труда; осознанию того, что основными причинами являются бедность, отсутствие образования или его низкий уровень, а также социально-культурное устройство и традиции. Детский труд нельзя искоренить посредством принятия какого-то закона. Это цель, достижение которой потребует времени. Однако существуют такие виды детского труда, с которыми необходимо покончить немедленно.
Таким образом, в 1990-х годах было принято решение, что приоритетным направлением искоренения детского труда является искоренение его наихудших форм, что с ними необходимо покончить как можно скорее, для чего следует разработать и осуществ ить согласованные программы действий на национальном и международном уровнях.

Работодатели, использующие детский труд.

Наиболее часто данный факт объясняется тем, что, по сравнению со взрослым, детский труд гораздо дешевле и, кроме того, как часто утверждается, дети физически могут выполнять некоторые виды работ лучше, чем взрослые. Некоторые отрасли промышленности, как говорят работодатели, полностью зависят именно от детского труда. Такие аргументы вызывают особое беспокойство, потому что процесс глобализации, а также повышенная конкуренция на мировом рынке в области определенных товаров еще более расширят масштабы детского труда и ухудшат ситуацию в данной области. В то же время, если согласиться с этими доводами, глобализация приведет к повышению риска эксплуатации детей, поскольку их работодатели будут стремиться достичь конкурентного преимущества на мировых рынках. Насколько данным аргументам можно доверять?
Результаты серьезных исследований доказывают, что детский труд не является незаменимым для развития и жизнеспособности ни одной из существующих отраслей промышленности.
Исследования, проведенные на отдельных предприятиях, использующих труд большого количества детей, породили большие сомнения в достоверности аргумента о том, что дети физически лучше приспособлены для выполнения некоторых видов работ. Практически все виды работ, осуществляемые детьми, также успешно выполняются и взрослыми. Даже в ручном плетении ковров – занятии, в котором детский труд считается незаменимым – было выявлено, что дети не более умелы, чем взрослые, а самые искусно выполненные ковры были сплетены взрослыми женщинами.
В ходе исследований, проводившихся на предприятиях по производству ковров и украшений в Индии, также было выяснено, что, в качестве составляющей конечной цены экспортируемых заказчику ковров или украшений, экономия затрат на рабочей силе, достигнутая за счет использования труда детей, крайне мала. Производители могли либо отнести дополнительные издержки, понесенные за счет найма на работу только взрослых, в разряд операционных, либо компенсировать их путем повышения цены изделий, не подвергая риску жизнеспособность своих предприятий.
Если вышеупомянутый аргумент не оправдывается на производствах, традиционно во многом полагавшихся на детский труд, таких как производство ковров, какое экономическое оправдание можно найти для использования детского труда на любом другом производстве?
Таким образом, оказывается, что главная причина использования детского труда, вовсе не связана с экономической эффективностью. Детьми проще управлять, чем взрослыми – хотя они и обладают меньшими навыками, они в меньшей степени осознают свои права, доставляют меньше хлопот, меньше жалуются и более приспосабливаемы – и, в конечном итоге, ими легче всего пожертвовать в случае возникновения каких-либо сложностей.
Для многих работодателей дети представляют собой резерв нерегулярной рабочей силы, которую можно нанимать и увольнять по своему желанию. Если труд детей нелегален, ни они сами, ни их родители, скорее всего, не пожалуются властям из-за страха потерять даже тот скудный заработок, который дети приносят своим семьям. Кроме того, некоторые работодатели искренне считают, что они оказывают услугу нанятым ими детям, предоставляя им возможность работать и получать зарплату. Таким образом, объявление детского труда незаконным может в некоторых случаях привести к обратному эффекту – лишению работающих детей большой части защиты, которая обеспечивается взрослым посредством трудового законодательства. Это еще раз подчеркивает идею о том, что простое запрещение детского труда не принесет позитивного результата. Простые запреты в отношении детского труда не приводят к успеху, если они не сопровождаются целым рядом иных мер.

Анализ ситуации в Москве.
Главным аргументом по мнению некоторых работодателей в пользу детского труда, является тот факт, что дети начинают ценить деньги, поскольку добывают они их своим трудом. Дети получают собственный доход не за счет попрошайничества или воровства, а за свою работу, и это главное – так считают более двух третей опрошенных работодателей (69,1%). Тем самым, говорят работодатели, прививается трудолюбие, дети приучаются работать, а не бездельничать (45,7%). К тому же они постоянно находятся под присмотром взрослых, что тоже немаловажно. Последний аргумент приводит треть опрошенных работодателей (34,6%).
Таким образом, в отдельных случаях одной из причин существования детского труда является совпадение интересов, как работающих детей, так и работодателей. Дети получают необходимые им средства к существованию, а работодатель – дешевую рабочую силу, а в дополнение к этому еще и моральное удовлетворение от того, что им была оказана помощь нуждающимся детям.

2. Рабство и эксплуатация детей в мире.

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живет в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития.
С помощью детского и рабского труда в мире производится около 120 видов товаров. Жертвы этой индустрии - минимум 12 млн человек из 59 стран. Около 352 млн детей в мире в возрасте от 5 до 17 лет работают. Такие данные содержатся в докладе Международной организации труда (МОТ) «Будущее без детского труда». По данным МОТ, около 246 млн детей заняты трудовой деятельностью, которая должна быть исключена. Из них около 179 млн вовлечено в наихудшие формы детского труда, среди которых - рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве. По оценкам правительства РФ, в России работает до 1 млн детей. Из них, по данным МОТ, 50 тысяч - в Москве, 16 тыс. - в Санкт-Петербурге. Детская проституция в Москве достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находятся более 50 тысяч детей, возраст которых колеблется от 3 (!!!) до 14 лет. По данным на 2008 год в Дагестане процветает детская проституция.
В Украине процветает детская проституция, а торговля детьми является гигантской проблемой и суровой реальностью. Такие выводы обнародовал в своем докладе согласно резальтатам экскурсии Украины в последних числах октября 2006 года специальный докладчик ООН по вопросу о торговле детьми.
В Киргизии IWPR в 2004 году нашли сеть борделей и детскую проституцию на улицах.
Чешские органы власти в 2001 году заявили, что в Чехии существует детская проституция.
Детский рабский труд в Китае. Выявлен в 2007 году на нелегальных угольных шахтах и кирпичных заводах в провинции Шаньси. Дети попадают туда разными путями: их похищают, продают, заманивают обманом. Их заставляют работать по 18-19 часов в сутки. Возраст детей 8-13 лет.
Кот-д’Ивуар является основным производителем какао-бобов в мире. По заявлению ряда международных правозащитных групп, на плантациях там используется рабский труд детей. В частности компания Cargill Inc. В «Каргилле» запрещена эксплуатация детского труда - официальный рабочий возраст 18 лет. Однако этот закон игнорируют. Шоколадная индустрия, правительства и организации по защите гражданских прав создали международную кампанию, направленную на решение проблемы, однако детский труд по-прежнему эксплуатируют. Крупные компании вроде «Каргилла» не владеют плантациями, так что официально они не нанимают работников. Они просто скупают бобы какао у рабочих. И всё же борцы за права человека говорят, что ответственность за улучшение условий труда лежит как раз на подобных компаниях. Шоколад с этикеткой fair trade производится без применения рабского труда.
Корпорация Nike используют детский рабский труд.
По данным Международного фонда прав трудящихся (International Labor Rights Fund), компания Monsanto использует детский труд. В одной только в Индии на хлопковых плантациях, принадлежащих Monsanto и другим транснациональным агрокорпорациям, работают более 12 тыс. детей. Многие дети умерли или получили серьёзные заболевания в результате воздействия пестицидов. Ежегодная прибыль Monsanto составляет $5,4 миллиарда.
Nestle - компания обвиняется в использовании детского труда, нарушении прав рабочих, агрессивном продвижении вредных для здоровья продуктов, нарушение законов в области здравоохранения и охраны окружающей среды. Именно при производстве шоколада чаще всего используется детский труд. Более 40 % какао бобов произрастают в Береге Слоновой Кости (Африка), по оценкам Госдепартамента США, в этой стране на какао плантациях в жутких условиях работают около 109 тысяч детей. Какао фермы были признаны самой худшей в мире формой детского труда. В 2001 г. канадское отделение организации «Save the Children» сообщило о том, что 15 тыс. детей в возрасте от 9 до 12 лет (многие из которых - голодающие дети из Мали) были обманным путем доставлены или проданы в рабство всего за $30 какао фермам Западной Африки. Прошлым летом Международный фонд прав трудящихся подали иск против Nestle и нескольких её поставщиков от имени бывших детей-рабов, работавших на эти компании.
Детский труд в Узбекистане. Каждую осень дети в Узбекистане вынуждены работать по сбору хлопкового урожая за небольшую плату. Немецкие компании входят в число тех, которые получают прибыль от такого рода нарушений прав человека. Stadtlander оказывает пособничество и подстрекает к нарушениям прав человека. Хорошие отношения Stadtlander с Узбекистаном полностью соответствуют политике немецкого правительства. «Новое партнёрство» соединяет Германию с президентом Каримовым, и немецкие солдаты направляются в Афганистан из немецкой военной базы в Узбекистане. Немецкие банки также получают прибыль от хлопковой торговли. Одним из них является частично принадлежащий государству Commerzbank, у которого есть офис в Ташкенте. Банк был вовлечен в финансирование хлопковых сделок для европейских клиентов в Узбекистане «в течение многих лет». Deutsche Bank также финансирует соглашения с Узбекистаном. Дистрибьюторы, наподобие C&A и Wal-Mart в настоящее время пытаются не иметь дело с одеждой, которая содержит хлопок из Узбекистана. Но трудно проследить путь узбекского хлопка, который дилеры смешивают с хлопком из других стран. В 2010 году Британский Фонд экологической справедливости (Environmental Justice Foundation, EJF) выпустил доклад, посвященный практике масштабного использования в Узбекистане принудительного детского труда под названием «Рабская нация». Хлопковая индустрия Узбекистана по мнению эксперта EJF, является современной формой рабства, масштабы которого нельзя сравнить даже с тем, что происходит в других похожих на Узбекистан закрытых и репрессивных странах мира.
В Казахстане школьников вместо учёбы незаконно заставляют собирать хлопок. За детский труд взрослые платят копейки, абсолютно не заботясь об их безопасности.

К проблемам, являющимся причинами детской эксплуатации отнесены:

Изменения в системе ценностей в обществе (приоритет денег и материальных ценностей);
Проблемы в системе образования (недостаток финансирования, снижение контроля за посещаемостью школьников, снижение доступности образования);
Отсутствие детских государственных детских организаций и институтов (пионерия, скаутское движение);
Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей;
Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд.
Многие дети вовлекаются в наихудшие формы детского труда, так как не имеют возможности получить качественное образование. Таким образом, само отсутствие альтернатив наихудших форм детского труда является причиной детского труда.
Традиционное распределение гендерных ролей приводит к тому, что часто девочки не имеют возможности получить образование. Такие девочки особенно подвержены риску попадания в ряды детей, занятых детским трудом. Наконец, разрушение традиционных социальных устоев, обеспечивавших защиту детей, также является одним из факторов, которые заставляют детей искать работу в борьбе за выживание.
Как правило, причины детского труда в большей степени связаны с социально- экономическими проблемами на селе и в сельском хозяйстве. Кроме того, специфика отрасли - широкое применение ручного и низкоквалифицированного труда – делает возможным использование труда детей.
Некоторые работодатели считают использование детского труда выгодным. Детей нанимают на работу в условиях высокой безработицы среди взрослого населения как более дешевую и послушную рабочую силу. Неразвитые рынки труда также делают выгодным для родителей, владеющих землей, использовать детей как бесплатную рабочую силу.

3. Международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК)

Международная Программа по искоренению детского труда - ИПЕК (IPEC, International Programme on the Elimination of Child Labour) основана в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом. Правительство Германии стало первым спонсором этой программы, в которой сначала участвовали шесть государств. Сегодня ИПЕК оказывает поддержку по осуществлению программы в более чем 80 странах, и работает в нескольких направлениях, а именно:
внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда;
проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ;
проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводящихся в данной сфере на региональном и международном уровнях.
Политическая воля
и т.д.................

В последнее время распространена эксплуатация детского труда. Это одна из часто встречающихся проблем современного мира. Детский труд используется не только в семьях и учебных заведениях, но и в крупных компаниях. С данным нарушением законодательства связано огромное количество скандальных ситуаций. В нашей статье вы можете найти подробную информацию о законопроекте.

Общая информация о законопроекте

С каждым годом все чаще встречается эксплуатация детского труда. Статья 32-36 устанавливает ответственность государства в защите прав несовершеннолетних от незаконного принуждения к труду. Документ, который содержит в себе три части, был принят 2 сентября 1990 года. Конвенция окончательно сформировалась несколько лет назад.

Статья 32 освобождает детей от любой работы, которая может пагубно влиять на здоровье или стать препятствием для получения образования. Согласно ей установлен минимальный возраст для трудоустройства на работу.

Летом 1999 года была принята новая Конвенция о правах ребенка. В ней появились статьи о наихудших формах эксплуатации детского труда. В ней особое внимание уделяется ликвидации рабства, принуждению к участию ребенка в вооруженных конфликтах, проституции и торговле наркотиками. Страны, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, должны защищать несовершеннолетних от эксплуатации.

Во всем мире наблюдается незаконная эксплуатация детского труда. предусматривает наказание за похищение человека и принуждение его к работе. Однако отдельного законопроекта, в котором бы говорилось об эксплуатации детского труда, в Уголовном кодексе нет. Однако в ближайшее время правительство планирует внести в него поправки.

Было создано множество законопроектов с целью урегулирования проблем, с которыми связана эксплуатация детского труда. содержит в себе информацию о том, что несовершеннолетний может добровольно устроиться на работу, если это не будет препятствием для получения образования. В данном случае потребуется также письменное разрешение от родителей. Работать несовершеннолетний должен в хороших условиях. Он также имеет право на сокращенное рабочее время, льготы и отпуск. Однако до достижения 15 лет устроиться на работу невозможно. Это запрещено Трудовым кодексом РФ.

Детский труд в школе

Эксплуатация детского труда в школе часто остается незамеченной. Почти все общеобразовательные учреждения активно используют его в виде дежурства по классу, летней практики и т. д. Считается ли детский труд в школе незаконным?

Во времена СССР детский труд в школах приветствовался. Он являлся одним из методов патриотического воспитания. В наше время взгляды на детский труд изменились. Создано многочисленное количество законопроектов, которые помогают защитить детство каждого ребенка.

Важнейшим условием для привлечения ребенка к труду в школе является разрешение его родителей. Оно должно быть оформлено письменно. Если оно отсутствует, то ребенка не имеют права принуждать к любому труду в школе. Если эксплуатация детского труда в учебном учреждении происходит регулярно без разрешения, родители могут написать жалобу в прокуратуру или районный отдел образования.

В том случае, если разрешение от родителей на труд присутствует, учителя должны следить, чтобы он осуществлялся с соблюдением всех общепринятых норм. Школьникам запрещено поднимать тяжелые предметы, мыть окна и совершать уборку около проезжей части.

Реализация законопроектов

Закон эксплуатации детского труда существует достаточно долго. Известны случаи, когда руководство школы привлекалось к ответственности за то, что освобождало учеников от уроков на целый день в связи с дежурством. Например, прокуратура Архангельской области рассмотрела и отреагировала на заявление от мамы школьника одного из учебных учреждений Новодвинска. Ее сына заставляли дежурить во время уроков. Прокуратура увидела в действиях директора школы нарушение Закона "Об образовании". Своими действиями руководитель учреждения лишает ученика получения полного объема знаний. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Статистика

Статистика по эксплуатации детского труда приводит в шок почти каждого. Согласно исследованиям в мире насчитывается около 168 миллионов работающих несовершеннолетних граждан. Это примерно 11% от всего детского населения. Однако известно, что их число сокращается. За 2000-2012 годы количество работающих детей снизилось на 78 миллионов.

В 2008 году многие специалисты предполагали, что из-за экономического кризиса эксплуатация детского труда начнет набирать обороты с новой силой. Однако согласно исследованиям Международной организации труда, количество работающих детей в тот период не увеличилось. Специалисты объясняют это тем, что в страны, в которых проблема эксплуатации стоит наиболее остро, кризис почти не затронул.

Наибольшее количество работающих детей наблюдается в Азии и тихоокеанском регионе. Там, согласно статистике, работает 77,7 миллиона несовершеннолетних. Эксплуатация детского труда присутствует и в Африке. Там незаконно работает каждый пятый ребенок.

Эксплуатация детей в России

Проблема детского труда нередко встречается и на территории Российской Федерации. На улицах почти всех городов России можно увидеть работающего ребенка. Чаще всего они раздают рекламу или расклеивают объявления. Подростки утверждают, что они желают стать финансово независимыми от родителей. Именно поэтому они начинают работать с 12-13 лет, подвергаясь незаконной эксплуатации.

Ежегодно на территории Российской Федерации создаются законопроекты, которые защищают интересы несовершеннолетних. Согласно им, любой подросток, возраст которого достиг 16 лет, должен работать в достойных условиях. В ином случае работодатель будет наказан по закону.

В России и соседних странах родители нередко поощряют труд своих детей. Они считают, что таким образом ребенок становится более самостоятельным и начинает понимать, как тяжело заработать деньги. Представители Международной организации труда считают, что российскую ментальность необходимо менять. Координатор программ Римма Калинченко утверждает, что о данной проблеме нужно говорить. Она считает, что только в таком случае удастся изменить мнение граждан о детском труде.

Крупные компании и детский труд

В этом году одна из мировых правозащитных организаций выступила с докладом. В нем обвинялись три ведущих компании, которые специализируется на разработке электронной техники, а именно Samsung, Apple, Sony. Их подозревали в закупке минералов, которые добываются с помощью эксплуатации детского труда. Согласно информации в докладе, на шахтах в Демократической Республике Конго работают дети от семи лет. Они добывают минералы, которые необходимы для создания литиево-ионных аккумуляторов.

Руководители компаний, скупающие минералы, утверждают, что не приемлют использование детского труда. Однако свидетельства очевидцев говорят об обратном. Специалисты с утверждают, что такой труд опасен для здоровья. Известно, что на данных шахтах присутствует высокий уровень смертности. Согласно показаниям очевидцев, только за прошедший год там погибло более 80 несовершеннолетних.

По данным Детского фонда ООН, в шахтах ДРК добычей минералов занимаются не менее 40 тысяч детей. Компании мирового значения отрицают данный факт. Они утверждают, что не приобретают товар добытый таким образом.

Права несовершеннолетнего работника

Не каждый несовершеннолетний, который желает устроиться на работу, знает о своих правах. Именно поэтому подростки нередко становятся легкой наживой для недобросовестных работодателей. Важно, чтобы школьник ознакомился с ними заранее.

В российском законодательстве предусмотрен возраст, с которого школьник может устроиться на работу. В 15 лет, имея разрешение родителей, подросток может трудоустроиться. Однако его работа не должна стать препятствием при получении учебного материала в полном объеме. Работающий школьник должен посещать все уроки и выполнять домашние задания. При трудоустройстве имеют приоритет сироты, подростки из семей безработных граждан, а также неблагополучных или многодетных семей.

Стоит отметить то, что работодатель не может уволить несовершеннолетнего работника без разрешения инспекции труда. Согласно законопроекту, подростки, возраст которых не достиг 16 лет, не должны работать более 24 часов в неделю. Несовершеннолетние 16-18 лет не могут трудиться более 36 часов в неделю.

Сексуальная эксплуатация и рабство

Согласно оценкам специалистов, ежегодно в мире в нелегальный сексуальный бизнес попадает около миллиона детей. Некоторых принуждают к этому, а некоторых заманивают туда обманным путем. С каждым годом все больше растет спрос на детей, поскольку присутствует ошибочное мнение, что такие интимные отношения менее вероятно приведут к инфицированию ВИЧ. Такая эксплуатация наносит необратимый вред здоровью ребенка. Детей нередко продают в сексуальное рабство под видом прислуги.

Статья 34 Конвенции призывает государства защитить детей от сексуальной эксплуатации и рабства. 35 статья указывает на то, что правительства должны принимать соответствующие меры для предотвращения похищения несовершеннолетних.

Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Во всем мире ведется борьба против эксплуатации детского труда. Благодаря этому количество работающих несовершеннолетних существенно снизилось. 12 июня - Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Он был принят в 2002 году Международной организацией труда с целью привлечения внимания общества к проблеме, которая присутствует во всех странах.

Подводим итоги

Эксплуатация детского труда - это проблема, которая встречается во всех странах. Наиболее распространена она в Африке и Азии. Присутствует проблема и на территории Российской Федерации. В ближайшее время правительство планирует внести в Уголовный кодекс РФ правки, согласно которым нарушители, эксплуатирующие ребенка, будут нести ответственность. На сегодняшний день уже существует несколько законопроектов, которые отвечают за сохранение детства.

В России закон 1 июня 1882 г . устанавливал запрет на работу детей до 12 лет , для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах.
Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.

Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников.

Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого.

Ложкарное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Столярное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Производство деревянных трубок. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Окрашивание деревянной посуды. Кустарные промыслы России 1910-е гг.

Рабочие и работницы Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера

Сначала была введена оговорка о том, что его действие будет ограничено лишь фабриками.
Затем отсрочили его ввод на год (до 1 мая 1884 г)., причем еще два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10-12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12-15 лет.


Развеска чая в московской развесной товарищества "Губкин и Кузнецов"

В 1885 г. был принят закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г.

Однако, его распространили только на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах .
В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство .


Цех Никольской мануфактуры. Местечко Никольское Владимирской губернии Нач. ХХ в.

Рогожное производство. Кустарные промыслы России 1910-е гг.


Из книги: Курская А.С. Производство часов в Москве и Московской губернии. М., 1914 г.

Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил с последующей доработкой.

Но в 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. уже ослаблял значение первоначальных законов.
Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы.
Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.

Рабочие во дворе типографии товарищества "Сытин И.Д. и Ко" в Москве на Пятницкой улице 1910-е гг

Накатчики Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера 1884 г

В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8-часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.


Село Верховье, Солигаличского уезда. 1910-1914. из альбома Татьяны Дроздовой


В России даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками».
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек — в модные мастерские. Родители снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы-промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4—5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3—4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.

Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников — с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам». Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских .
( , старая не работает)
***



Фабрикант и рабочие.г. Юрьевец Костромской губ. (ныне Ивановская обл.),
1894-1917 из альбома Павла Маслакова


В 1894 году была запущена фабрика братьев Кухтериных - известных и удачливых томских купцов
Рабочий класс немедленно встал в очередь на новую фабрику - даже пристроить сюда ребятишек на набивку коробков родители считали великим счастьем, хотя... детский труд здесь был официально запрещен
На фабрике Кухтериных работало около 400 рабочих: мужчины, женщины и дети. Многие дети начинали работать в 7-8 лет.
Дети набивали коробки спичками. Набивать надо было так, чтобы ни одна спичка не упала. За каждую упавшую спичку платили штраф, за плохое отношение к машинам, станкам, инструментам платили штраф от 15 коп. до 1 руб. В то время коробка спичек стоила 9 копеек, столько же сколько стоило одно яйцо. Работали по 12-14 часов с перерывом на обед и чай / полдник/.
Норма для детей 400 коробков.
***http://ann-vas1.narod.ru/Artikle/s-istori.html

Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок - за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
***http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalend2009/sim.htm

Рабочие на руднике Тетюхе-рудник, Приморский край, 1910 из альбома Елены Малининой

Но что представляли из себя шахты Питкяранты в шестидесятые-семидесятые годы XIX века? Вот как пишет об этом первый гидрограф Ладоги, полковник корпуса флотских штурманов А.П.Андреев в своем труде "Ладожское озеро":
"Во всем руднике не только что песни, но и голоса не слышно: стук молотка какой-то глухой, все мертвенно-могильно! ... Ночник маслянный и висит на палке, воткнутой в щель стены; подле него висит маленькая берестяная котомка с каким-то съедобным запасом. Под ногами валяются доски, поленья, куски руды - обстановка незавидная!..подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют... "
http://pitkaranta.onego.ru/index.php?mod=plant
***


Подросток - уральский горнорабочий Пермская губ., 1900 из альбома Валерия Москалькова:

Эта фотография дробильщиков сделана на шахте в Пенсильвании, но условия на шахте в Питкяранте вряд ли были лучше

Бутылочный завод на одну стекловаренную печь был построен в 1898 году в 4-х километрах от поселка Султановский на берегу реки Кумы...К 1906 году на заводе работало уже 250 человек...
Вот что рассказал первый стеклодув завода Василий Арестович Мартыненко: «Главная фигура на заводе - это стеклодув. Обмакнет он тяжеленную полуметровую металлическую трубку в ванне, намотает на нее ком расплавленного стекла и бежит к станку, выдует бутылку и передаст ее отбивщику, а сам бежит в своих башмаках с деревянными подошвами, за новой порцией стекла. Жара невыносимая, но никаких вентиляторов, никаких механизмов очистки воздуха тогда не было.
В таких же условиях находились и подсобные рабочие: повертывальщики, отбивальщики, смазыватели форм и относчики. Их работа еще более однообразная и нудная».
Работали по 12 часов в смену. Бригада, состоящая из 8 человек, за смену могла в таких условиях выработать в среднем 1200 бутылок и получала за каждую сотню принятой приемщиком посуды по 60 копеек. Деньги распределялись среди бригады. Стеклодув получал за смену 2 руб. 60 коп., а подсобные значительно меньше: повертальщик - 24 коп., относчик - 18 коп.
На подсобных работах использовались дети, начиная с 8 - 9 лет. Поэтому хозяин с удовольствием брал на работу многодетные семьи, чтобы использовать дешевый детский труд.
***http://www.smga.ru/minvody_dorevolucionnoe_vremya.htm

Внутренний вид гуты (стеклодувного цеха) Никольского хрустального завода Бахметьевых Пензенская губ. ХIХ в. (?)

Перепись Иркутска 1864 г. зафиксировала применение и детского труда — 23% детей до 14 лет имели какое-либо занятие: 0,1% были заняты в государственной службе (были писцами); 1,5% в торговле (торговали, либо состояли купеческими приказчиками, конторщиками); 3,3% занимались различными ремеслами (больше всего было портных, сапожников, столяров, плотников, папиросников, скорняков, маляров, но были и мясники, каменщики, печники, прядильщики и др.); домашней прислугой, поденщиками и чернорабочими числилось 8,3% подростков до 14 лет; и больше всего — 9,8% были заняты домашним хозяйством, огородничеством и т.п. Дети, рано начинавшие свою трудовую деятельность, в большинстве своем были несчастны. Многие хозяева лавок, мастерских в крупных и губернских городах, не хотели прекращать работу даже на праздники, не желая, видимо, терять прибыль, а ведь у них большинство подмастерьев составляли малолетние, которые таким образом лишались не только отдыха, но и возможности учиться или по собственному желанию распоряжаться своим досугом в выходные и праздничные дни.

***http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/128-135.html


Строители ж/д мостов на транссибирской магистрали под Красноярском. Красноярск, 1906. из альбома Александра Ошурко

Глуховского прядильщика или ткача среди толпы можно было узнать по зеленому, землистому лицу.
Станки и машины в цехах были расставлены так тесно, что пробираться между ними можно было только боком, с опасностью для жизни. Экономя на всем, стремясь из всего выжать побольше прибыли, Морозов каждый клочок площади использовал с выгодой для себя. Движущиеся части машин — шестерни, ременные передачи, трансмиссии — не были ограждены точно так же из экономии, и на фабриках, из-за этого, каждый день происходили несчастные случаи. То рабочий во время чистки попадет рукой в машину, то он зацепится рваной рубахой за шестерню, то его затянет ремнем под вал трансмиссии. Больше всего страдали дети. Несчастные случаи с ними приключались наиболее часто; дети были менее осторожны, более подвижны, сильнее уставали на работе, нежели взрослые. Из статистических данных явствует, что в 1882 году 67 процентов всех несчастных случаев на Богородско-глуховской мануфактуре происходили с детьми.
Маленьких, худых ребятишек, из которых многим еще не миновало и восьми лет, заставляли таскать тяжелые тюки с хлопком, корзины с пряжей, коробки со шпулями. Жалкие, оборванные, едва держащиеся от усталости на ногах, они обтирали ветошью машины, подметали полы, топили печи. Они были разносчиками, рассыльными, ткацкими учениками. Они при полном рабочем дне с трудом зарабатывали на хлеб. Расчет производился с ними по очень простому
принципу: сколько каждый из них принесет корзинок или тюков, — а перепадало на каждого не более десятка, — столько и получит копеек.

*** http://www.bogorodsk-noginsk.ru/narodnoe/gluhovo20/1.html

Пусть их Россия остаётся их Россией там, за рубежом. Пусть продают своих детей в рабство. Там, на их родине.
= =
См. так же " "

уже много чего писала про ужасы викторианской жизни: про трубочистов и швей .
Продолжим всеми любимую тему "как тогда было плохо".

Детский и женский труд на фабриках.

Из книги Э. Фукса "История нравов".

О колоссальных размерах применения детского труда, в особенности на ткацких мастерских, свидетельствует тот факт, что в 1788 г. Наряду с 26 тыс. мужчин и 31. тыс женщин работало не менее 35 тыс. детей, значительная часть которых была моложе 10 лет. И в других отраслях промышленности детским трудом пользовались не меньше, особенно в вышивании и производстве галантерейных товаров. Дети должны были даже исполнять тяжелую работу взрослых мужчин. В 1865 году в металлургической промышленности Бирмингема и окрестностей работали 30тыс. детей, молодых людей и 10 тыс. женщин, исполняя большей частью очень тяжелую работу.
Дети страдали не только от чрезмерно длинного рабочего дня (часто от 5 утра до 10 вечера), но и от самых ужасных условий жизни. В докладе 1864 года говорится: «В Ноттингеме часто от 14 до 20 детей втиснуто в маленькую комнату не более 20 кв. футов, причем из 24 часов в сутки 15 уходило на работу, изнурительную вследствие однообразия и отвращения к ней, на работу, протекающую среди самых антигигиенических условий. Даже самые маленькие дети работают с напряженным вниманием и с удивительной быстротой, и почти никогда не замедляют движений своих пальцев, почти никогда не дают им отдыха. Когда к ним обращаются с вопросом, они не отрывают глаз от работы из боязни потерять хоть одну минуту. Чем более удлиняется рабочее время, тем чаще пускают надсмотрщицы в дело длинную трость».

В производстве спичек работали вообще почти только дети, и притом в самом нежном возрасте.
Подобное массовое использование детского труда, да еще при подобных условиях жизни, походило на настоящее «избиение младенцев», даже во второй половине 19 века применение детского труда было систематическим убийством детей – не многие доживали до взрослого возраста, умирая прямо на своих фабриках.

Наряду с рабочей силой детей особым спросом пользовался женский труд. Она считалась более покладистым работником, нежели мужчина. Женщина всегда находилась в особо подчиненном положении. Сотни женщин отправлялись ежедневно на фабрику (порой тратя на ходьбу несколько часов), только для того, чтобы доставить хлеб детям, у которых не было отца, или заработок которого был недостаточен, чтобы прокормить семью.

Особенно известно о тяжелой судьбе женщин, занятых в модных мастерских.
В большинстве магазинов рабочее время не было установлено, так что часто девушка не имела для сна и отдыха более 6 часов (а иногда и 2-3). Единственным пределом, положенным для их работы, является физическая невозможность держать в руке иголку. Были случаи, когда работницы в продолжении 9 дней ни разу не раздевались, растягиваясь для отдыха на несколько минут на матрасе, куда им приносили еду, нарезанную мелкими кусочками, чтобы они могли ее как можно скорее проглотить.
Работающим девушкам было в среднем 14-20 лет (смертность, смертность…).

В других отраслях производства, в которых заняты женщины, положение их было не лучше. Везде они были подавлены самыми ужасными, убийственными для здоровья условиями труда: бесконечным рабочим днем, низкой зарплатой, унизительным обращением, антисанитарией. Чахотка, тифозная лихорадка, в особенности женские болезни убивали миллионы работниц.

Дети таких женщин, если не работали сами, то вынуждены были оставаться дома. Грудные дети вынуждены голодать, когда матери на фабрике истекали молоком. «М. Г., двадцати лет, имеет двоих детей, младший еще грудной младенец, за которым ухаживает старший. Утром в пять часов она отправляется на фабрику, откуда возвращается в восемь часов. Днем молоко вытекает из ее грудей так, что платье ее насквозь мокро».

Датский романист Андерсен-Нексе описывает виденное им в Андалузии: рядом со многими женщинами стоит колыбель, где спит или играет ребенок. Бедная испанская работница не состоянии отдать свое дитя кому-нибудь на попечение и потому берет

Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной 154 странами, эксплуатация детского труда запрещена. Но несмотря на это, труд ребенка не только массово используется на фабриках и заводах, но и становится все более распространенным явлением. По оценкам Международной организации труда, в развивающихся странах трудятся около 250 миллионов детей.

Сообщается, что 153 работающих детей живет в Азии, 80 миллионов — в Африке и 17 миллионов — в Латинской Америке. "Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития", — отмечают правозащитники. Так, дети включены в такие виды деятельности, как рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве.

По данным правозащитников, большинство детей, работающих по всему миру (69 процентов), заняты в сельском хозяйстве — они собирают хлопок, табак, кофе, рис, сахарный тростник и какао. При этом в списке стран, эксплуатирующих детский труд, лидирует Мьянма — чаще всего маленьких работников используют при сборе риса, сахарного тростника и каучука. Согласно отчету Министерства труда США, в шестерку государств, где обнаружено максимальное число подобных нарушений, также входят Индия, Бразилия, Бангладеш, Китай и Филиппины. Среди "лидеров" в использовании детского труда значатся и такие страны, как Сомали, Непал, Афганистан, Пакистан, Шри-Ланка и Северная Корея.

Давайте остановимся подробнее на некоторых из них. Так, на сегодняшний день в Мьянме работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. При этом он обычно выполняет самую тяжелую работу. До последнего времени детский труд активно использовали также военные — тысячи детей работали в армии грузчиками, при этом солдаты их били и насиловали. Во время военных конфликтов военные использовали детей как живой щит, были случаи, когда их выпускали на минные поля для "разминирования". Стоит отметить, что в армии дети не только работают, но и служат. Согласно данным МОТ, в Мьянме служит примерно 70 тысяч солдат до 18 лет, при этом автомат бойцу дают с 12 лет.

Под давлением международных общественных организаций в последние годы режим в стране официально несколько смягчили, отправив тысячи детей трудиться на стройки, где работают в основном девочки. На тяжелые работы девочек отдают с 6 лет. Восьмилетние дети уже во всю таскают двадцати килограммовые тазики с цементным раствором.

Стоит отметить, что на стройках в Мьянме работают целыми семьями, однако деньги за труд получают только взрослые. Детям ничего не платят, лишь в лучшем случае их могут покормить. Как правило, взрослые просто наблюдают за рабским трудом детей, а если в семье нет малышей — работают женщины. Дети не посещают учебные занятия даже в свободное от работы время — вместо этого они ловят у своих родителей вшей. Согласно статистике, 40 процентов детей в Мьянме вообще не получают образование. Считается удачей для ребенка, если родители продают его в рабство в соседние страны, где им даже немного платят. Наиболее желанным является труд на чайных плантациях, где он не слишком тяжел и у детей есть возможность выжить. При этом на адскую работу ребят приводят сами родители, а владельцам предприятий абсолютно все равно, кто из членов семьи на них трудится.

Немногим лучше обстоит ситуация и в Индии. В этой стране зафиксирован самый высокий показатель использования детского и принудительного труда, в таких областях как добыча золота, сбор какао и пошив одежды. Согласно отчету Министерства труда США, детей уже в пять лет продают торговцам живым товаром и заставляют работать, превращая их в современных рабов. В соседнем Бангладеш, по данным доклада Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 33 миллиона детей до 18 лет — 56 процентов детского населения, в настоящее время живут ниже международной черты бедности, которая определяется как доход в 1 доллар США на человека в день.

Искать работу бангладешских детей вынуждает крайняя нищета, в которой проживает большинство семей страны. Маленькие школьники бросают учебу, чтобы продолжать работать и помогать своим семьям справиться с бедностью. По статистике, около 50 процентов учащихся начальных школ в Бангладеш бросают учебу до окончания пятого класса. Ввиду экономических трудностей даже те родители, которые хотели бы отправить своих детей в школу, не могут позволить себе этого. В результате дети отправляются на поля и фабрики, где они трудятся по 12 часов в сутки и получают за свою работу 60 така (1,70 долларов) в день.

По официальным данным, в Бангладеш детский труд составляет более 12 процентов от общей рабочей силы, при этом население страны в силу сложившихся традиций не считает такое положение вещей проблемой.

Стоит отметить, что сегодня детский труд используют не только местные владельцы производства, но и известнейшие международные компании. По данным Международного фонда прав трудящихся (International Labor Rights Fund), детский труд использует компания Monsanto. В одной только в Индии на хлопковых плантациях, принадлежащих Monsanto и другим транснациональным агрокорпорациям, работают более 12 тысяч детей. Многие ребята умерли или получили серьезные заболевания в результате воздействия пестицидов. Между тем ежегодная прибыль компании растет и сегодня составляет 5,4 миллиарда долларов.

В использовании детского труда обвиняется и компания Nestlé. По данным правозащитников, именно при производстве шоколада чаще всего используется детский труд. По оценкам Госдепартамента США, в Береге Слоновой Кости (Африка), где произрастают более 40 процентов какао-бобов, на плантациях в жутких условиях работают в среднем 109 тысяч детей. Сегодня в Китае в использовании детского труда также обвиняется и компания Pegatron Group, занимающаяся сборкой продукции Apple.