Дидактические игры на классификацию предметов. Группирование, классификация предметов и явлений по их свойствам Классификация предметов по различным признакам

Занятие кружка « Мир логики»

Тема: Классификация.

Цель: - на основе мыслительных операций

(выделение существенных признаков, сравнений)

научить механизму мыслительной операции классификация.

Задачи :

Учить рассуждать, давать определения, находить закономерности;

Развивать память, внимание, логику мышления.

Прививать интерес к учению, грамотно обращаться с информацией.

Ход занятия.

Психологический настрой.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай внимательно,

Поймешь всё обязательно.

1. Мотивация.

Хочу напомнить основные правила нашего урока « Мир логики».

Правильный ответ - хорошо! Неправильный ответ - тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения!

2. Мозговая гимнастика.

Качание головой.(стимулирует мыслительные процессы)

Ленивые восьмерки.

Зоркие глазки.

3.Умственная разминка .(задание на активизацию мыслительной деятельности, памяти, внимания)

А)дать общее название группе слов:

Зима, осень, лето -…. .(времена года)

Клубника, смородина, малина -…. .(ягоды)

Футбол, волейбол, хоккей -… .(спортивные игры)

Апельсин, лимон, шишка -… .(плоды)

Медведь, муравей, щука -.... .(животный мир)

Ромашка, олень, учитель-…. .(им. существ.)

Грабли, лопата, метла -…. .(инструменты)

Стихотворение, рассказ, повесть -_..... .(виды, жанры литературных произведений)

Б) Задание на внимание . (воспринимается на слух).

*Угадай слово по первым буквам: называю слова.

Мел, урок, доска, ранец, ель, цветы. (мудрец )

Кто такой мудрец?

мудрец -это опытный человек, умеющий правильно трактовать свою жизненную позицию, интересы и взгляды.

*Угадай слово по последним буквам:

Мысли, город, поле, семья (идея)

Что такое идея? Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея - это мысль, переходящая в действие.

В) Задание на развитие внимания, памяти.

1.Филворд»Цветы»

Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вы черкни их. Слово для примера вычеркнуто.

К А М Я И Н У Т Е П

А Д Б Н И Г Р О Е Г

О Н О Р Х И Д Е Я Ж

М В Я И Л И Л Н Е Б

Ф Щ Ч Е Ф И А Л К А

А С Т Р А Н О П Р А

М К Л А З О Р А В Д

Б В Н А Р Ц И С С Е

(мак, петуния, георгин, орхидея, лилия, фиалка, астра, роза, нарцисс)

2.Выбери подходящее слово:

А) берлога- гнезда;

Дом- (человек, медведь, шалаш, птица);

Б) ссора-война

Друг- (подруга, товарищ, враг, одноклассник);

В) человек- сердце

Машина- (руль, мотор, колесо, бензин);

Г) цветок- букет;

Птица- (небо, синица, отлет, стая).

3.Подготовка к восприятию новой темы.

Липа, берёза, кедр, дятел, лиственница, сосна, тополь, осина, кедр, пихта.

(Пихта, лиственница, липа, тополь, сосна, кедр, осина, дуб, берёза)

Легко ли вам было обнаружить пропавшее слово? (Все повторённые слова-названия деревьев, пропавшее слово -дятел- птица).

4. Изучение нового материала.

А) понятие «классификация» .

Можно ли слово деревья разделить на группы?

(да, лиственные и хвойные)

Под множеством какого большого множества является группа «деревья»?

растения


Окружающий мир

Живая природа
А группа «растения»?

В процессе беседы на доске появляется схема (снизу вверх)

Окружающий мир

Живая природа

Растения

Лиственные хвойные

Что мы сейчас проделали с понятиями? Как называется такая мыслительная операция?

Классификация- это и есть тема нашего занятия.

Б) Составление определения классификации .(На индивид. листах )

Задание 1. На индивидуальных листах сформулировать определения. Вставив нужные слова.

1.Классификация-это________________

понятий на группы по _____________ признакам

Классификация- деление понятий на группы по общим признакам.

В) Сообщение цели урока.

Сегодня мы будем осваивать мыслительную операцию «Классификация». Для этого вам понадобятся следующие мыслительные операции:

Выделение существенных признаков;

Сравнение;

Обобщение.

Г) Игра «Исключи лишнее понятие»

Задание 2.

*Час, минута, четверг, год.

*Лебедь, утка, курица, гусь.

Дети работают самостоятельно. Проверка

Почему в последнем задание было несколько ответов?

Учитель подводит итог сказанному: разные основания классификации

5. Физминутка (Иллюзии)

Д) Определение основание классификации .

Задание 3. Вставь пропущенное слово.

Основание классификации- это _________, по которому данные предметы или явления делятся на группы.

Дополнительно

Е) Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.

Задание на доске:

Морж Лось

Тюлень Рысь

Белый медведь Волк

По какому признаку разделили на группы? (Животные зоны ледяных пустынь и зоны лесов.)

Задание 4. Разделение.

1)По какому признаку разделили слова : водопад, пшеница,

рыбак, луноход, рыболов, колесо?

Водопад пшеница

Луноход рыбак

Рыболов колесо

2) По какому признаку разделили числа: 454, 5354, 224, 908, 1615, 3510?

454, 224 , 908 5354, 1615, 3510

Ответ: 1) I группа- слова с двумя корнями., II группа- слова с одним корнем

2) трехзначные числа; четырехзначные

Ж) Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.

А сейчас научимся самостоятельно выбирать основания классификации.

Задание 6. Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Ответ: 1) слова с корнем –зим - и слова с корнем –цвет -

2) три группы : существительное, прилагательное, глагол. З)Дополнительно.

Разделить фигуры на группы .

Ответ: 1) четырехугольники – 2, 3, 5 ; треугольники- 1,4

2) есть прямой угол- 1, 3 , 4 нет прямого угла – 2,5.

7. Рефлексия.

Для чего нам нужна такая мыслительная операция, как классификации?

(Вывод: с помощью этой мыслительной операции вся информация в нашем мозгу укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.)

Показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики солнце согласно своему настроению.

Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

8. Итог урока.

Какую операцию сегодня отрабатывали?

Что такое классификация?

Что необходимо для того что бы разбить понятия на группы (выбрать основание)?

9. Д.з. (на индивидуальном листе)

Наше занятие закончено. Всем спасибо!

Индивидуальный лист учащегося

Тема: Упражнения в классификации .

1.Классификация- это________________ понятий на группы по _____________ признакам.

2.Исключи лишнее понятие.

*Час, минута, четверг, год.

*Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки.

*Яблоко, вишня, апельсин, груша.

*Лебедь, утка, курица, гусь.

3.Основание классификации это _______________ ,по которому данные предметы или явления делятся на группы.

5.Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.

6.Домашнее задание . Раздели на 2 группы слова:

радость, грусть, самостоятельность, эгоизм, восторг, трудолюбие, обида, доброта.

Составитель - учитель начальных классов осш №10

Коршунова Татьяна Фёдоровна

г.Балхаш 2014г.

Применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Метод предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник.

Для проведения эксперимента используется колода из 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Перед началом эксперимента экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек, подает ее испытуемому и говорит «Разложите эти карточки по группам - что к чему подходит». Это так называемый «глухой» этап инструкции. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду и шкаф, морковь и кастрюлю, стакан и стол и т.д.).

После того, как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, экспериментатор оценивает составленные группы и начинается 2 этап работы.

Инструкция: «Я уточню Вам условие задания. Вам нужно объединять карточки в группы на основании какого-то общего признака, и назвать каждую группу одним словом».

Если больной правильно обобщает, анализирует и синтезирует, у него должны получиться следующие группы:

«Люди», «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Цветы», «Измерительные приборы», «Школьные принадлежности», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Тогда экспериментатор переходит к третьему этапу классификации. На третьем этапе предлагается следующая инструкция: «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось всего три».

Если испытуемый способен к сложным обобщениям, то он собирает три следующих группы «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы».

При интеллектуально-мнестическом снижении по органическому (алкогольному) типу у больного часто возникают серьезные затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, формирование понятий по обобщенному признаку. Тогда его мышление тяготеет к конкретному, и он устанавливает конкретные ситуационные группы: например, объединяет бабочку с цветком, так как бабочки садятся на цветы, или объединяет моряка с пароходом и т. д. Такие испытуемые вообще не доходят до третьего этапа выполнения задания, эксперимент прекращается раньше.

У больных шизофренией при выполнении этой методики наблюдается феномен искажения мыслительных операций. Решение такой мыслительной задачи, как классификация, предполагает анализ условий, выделение совокупности существенных признаков предметов, объединение понятий по этим общим признакам. Все эти возможности: выделения общего признака, сопоставления, обобщения, абстрагирования – остаются у больных шизофренией сохранными довольно долго, но тот признак (критерий), на который больной опирается при решении аадачи, не является значимым, существенным. В использовании критериев больной не опирается на общечеловеческий опыт, не опирается на практику. Феномен отказа от общезначимых критериев, опора на латентные признаки в классификации и назван искажением. Например, больной объединяет птиц, самолет и пчелу на основании критерия, что они все «летающие» (а общий признак «живое»-«неживое» ускользает от внимания больного).

Методика «Классификация» выявляет также нарушения не только операционального, но и мотивационного звена мышления у больных шизофренией, в частности, феномен разноплановости: при решении одной и той же задачи больной исходит из разных установок, используя одновременно несколько критериев. При этом больной нечувствителен к противоречиям в суждениях. Например, больной начинает правильно раскладывать группы «Измерительные приборы», «Деревья», «Инструменты», и вдруг раскладывает следующие группы по доминирующему цвету («красные», «синие» и т.п. – другой критерий). Если экспериментатор говорит, что должно быть одно основание классификации – любое, но одно – больной шизофренией, как правило, отказывается исправлять ошибки, настаивая на правильности своего решения.

Методика "Исключение лишнего"

Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".



Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Словесный вариант

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Методика "Выделение существенных признаков "

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Образование аналогий . Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания - в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из 5. Например:

электричество пар

проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Обследуемому объясняют, что, так же как электричество идет по проволоке, пар идет потрубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.

Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по-разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда, принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.

В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена, а также карточками из соответствующего субтеста в методике аналитического исследования интеллекта Мейли.

Образование сложных аналогии предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики мы, так же как и С. Я. Рубинштейн (1962), применяем ее лишь при обследовании лиц со средним и высшим образованием.

Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, например: «овца - стадо» - часть и целое, «малина - ягода» - это определение, «море - океан» различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Примерное решение задания носит следующий характер: «Глава является частью романа, аналогично тому, как овца - частью стада».

Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.

Формування штучних понять

Для дослідження здатності формування понять часто застосовується методика, розроблена Л. С. Виготським і Л. С. Сахаровим (1930). Методика ця вельми складна, і правильне виконання завдання обстежуваним свідчить про відсутність у нього інтелектуального зниження.

За даними Л. С. Виготського (1938), за допомогою даної методики можна констатувати порушення функцій освіти понять не тільки при явних розладах мислення, а й у хворих, у яких поза експериментальної обстановки важко помітити порушення формального мислення.

Перед обстежуваним безладно розміщують набір стереометричних фігур, що відрізняються формою, кольором і величиною (рис. 8). На прихованою від нього нижній стороні цих фігур є умовні написи («біт», «ців», «гур», «лаг»). Довільно вибирається одна фігура, і досліджує пояснює, що напис на ній (наприклад, «ців») абсолютно нічого не означає, умовна, але наявними в цьому наборі фігурам з аналогічним написом притаманний загальний ознака. Обстежуваний повинен встановити, які фігури входять в цю групу, тобто визначити поняття «цев».

Після цього обстежуваний відбирає кілька фігур і пояснює свою гіпотезу. Наприклад, він вважає, що до «ців» відносяться всі фігури того ж кольору. Тоді досліджує перевертає одну з відібраних помилково фігур і показує напис - незважаючи на те, що вона того ж кольору, вона не «ців». Якщо обстежуваний відбирає ряд фігур, керуючись однаковою формою, який досліджує таким же чином показує йому помилковість цієї гіпотези. Таким чином, залишається одна можливість - визначити поняття «цев» залежно від розмірів, що представляється досить важким, так як розміри фігур характеризуються двома ознаками - площею підстави і висотою.

Результати досвіду оцінюються в залежності від тою, скільки ходів знадобилося обстежуваному для виконання завдання, наскільки логічні були його міркування при цьому, як сприймалася допомогу досліджує. При цьому дослідженні виявляються афективно-особистісні якості обстежуваного, особливо виявляються в реакції на неуспіх.

Методика Виготського - Сахарова дещо спрощена А. Ф.

Говоркова (1962). Мета цього спрощення - пристосування методики формування штучних понять до дитячого віку. Обстежуваному показують 16 вирізаних з картону фігур, що відрізняються формою (два види), кольором (червоні і зелені) і величиною (чотири варіанти) (рис. 9). На обороті цих фігур написані їх умовні позначення, наприклад «гацун». Одну з фігур «гацун» (наприклад, № 5) дають обстежуваному і просять відібрати інші фігури цього розряду. Кожну відібрану фігуру обстежуваний перевертає і по напису на звороті переконується в правильності чи хибності свого вибору. Про результати дослідження судять за кількістю ходів, що знадобилися обстежуваному для формування поняття. При дослідженні дітей цією методикою визначається їх здатність до цілеспрямованих і послідовним діям, вміння вести аналіз одночасно в декількох напрямках, відкидати неподкреп-лені ознаки. Ці особливості характеризують перебіг процесів узагальнення і відволікання у обстежуваних.

Задание 1

Соотнести понятие и определение:

Разбиение -- логическое действие, состоящее в разделении, разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества.

Классификация -- объединение объектов или явлений на основе общих признаков в класс или группу.

Продолжить предложение:

Классификация по признакам -- сложное умственное действие, которое включает:

выделение оснований классификации (общих признаков предметов), по которым будет производиться разбиение;

распределение объектов с разными свойствами в разные классы;

объединение объектов с одинаковыми (тождественными) свойствами в одно целое (класс). На основе анализа программы «Пралеска» заполнить концептуальную таблицу:

В дошкольном возрасте дети осваивают важнейшие способы познания формы, размера и количества: сравнение, сериацию, классификацию.

Сравнение -- самый первый способ познания свойств и отношений, которым овладевают дети, и один из основных логических приемов познания мира. Он позволяет ребенку обнаружить сходство или различие как между отдельными предметами, так и между группами предметов по форме, размеру, количеству, пространственному расположению.

В дошкольном возрасте дети осваивают с помощью взрослого сначала непосредственные (наложение, приложение, соединение линиями), а затем и опосредованные (с помощью предмета-посредника, счета, измерения) приемы сравнения предметов по размеру и групп предметов -- по количеству.

Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового способа познания свойств и отношений -- сериации. В процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией -- основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества. Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции. Способность к абстрагированию -- важнейшая особенность логико-математического мышления. Она успешно развивается в дошкольном возрасте в процессе сравнения, упорядочивания, классификации. Однако для ее развития требуется тщательный отбор дидактических материалов: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и другие аналогичные материалы.

Задание 2

Решите следующие задачи:

Разделить множество логических блоков так, чтобы:

  • 1 2 3 4
  • а) в синем обруче оказались все синие, в желтом - все круглые блоки
  • б) в красный круг попали все квадратные, в синий - все большие блоки
  • в) в желтый круг попали все желтые, в синий - все прямоугольные, в красный все маленькие блоки.

Задание 3

Разработать 3 конспекта обучающих игр, в основе которых лежит классификация по совместимым свойствам (одна игра на разбиение множества по одному свойству, вторая - по двум свойствам) по следующему плану: а) название игры, б) цель, в) материал, г) ход игры (описать 4 основные шага). Подобрать материал и подготовиться к показу методики организации игры.

"Чудесное дерево"

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Закреплять счет до пяти. Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Материалы: Макет дерева, на нем 5-6 ярких мешочков с цветными бантиками. Маска кота, мягкая игрушка - медвежонок, котенок, матрешки, счетные палочки, нитки, карточки с числами, горшочек, геометрических фигур, орешки, разрезная картинка «Снеговик».

Ход занятия

Мы сегодня побываем в сказке.

Все будет по-сказочному.

(У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

А у наших, у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево Давайте посмотрим, что же на нем выросло. (мешочки).

Мешочки с заданиями. За каждое выполненное задание дерево подарит сюрприз - частичку от картинки.

  • 1. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков.
  • - Какого цвета бантик?
  • - Кто это? Медвежонок. Что любит медведь? (мед)

Воспитатель достает горшочек.

Он оставил горшочек (трясет его, слышится шум).

Там точно не мед. Сейчас я посмотрю что там? (заглядывает в горшочек).

Ой, как интересно! Там лежат геометрические фигуры.

Но вы сами должны отгадать, какие фигуры спрятал мишутка в горшочке. Для этого, вы должны опустить руку и на ощупь определить эту фигуру.

Поочередно подходит к детям, они на ощупь определяют фигуру в горшочке. Остальные дети наблюдают и помогают ребенку, который не может справиться с заданием.

  • 2. - Снимаем следующий мешочек.
  • - Какого цвета бантик? Посмотрим что там. Посчитаем орешки.
  • - Какая зверюшка любит орешки? Кого она угощала, вспомним.
  • 3. - Еще мешочек есть. Какого цвета бантик?
  • - Там счетные палочки и нитки. Из палочек сделать квадрат, треугольник, из ниток - круг.

Дети подходят к столу и выполняют задание.

4. - Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось кто-то мяукает.

Заглядывает в мешочек. Кто же там? Кошка!

Воспитатель достает маску кота. Одевает на одного из детей.

У нас будет котиком, а вы - мышками. Прячьтесь от котика.

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.

«Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет!»

Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.

«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!

Только котик засыпает, мышки пляску начинают»

Звучит плясовая музыка, мышки пляшут!

«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет!»

  • - Сколько мышек? (много). Котиков? (один).
  • 5. - Вот как мы поиграли интересно.

Все подходят к дереву и воспитатель снимает еще один мешочек.

  • - Какого цвета бантик?
  • - В мешочке карточки с числами. (дети называют числа)
  • - Еще матрешки - подружки.
  • 6. Все задания выполнили. А теперь составим части и посмотрим, какая картинка получилась. (снеговик).
  • - Почему снеговика? Какое сейчас время года? Правильно, снеговика мы можем лепить только зимой.

На прогулке сделаем нашему снеговику друга.

Для этого нам нужно вернуться из сказки в детский сад (звучит музыка).

Открывайте глазки, улыбнитесь друг другу. Понравилось вам в сказке? Молодцы! Все задания выполнили.

Обучающая игра «Чудесный мешочек»

Цель: уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, называть их цвет, материал

Материал игры: мешочек, набор фигур. Ход игры:

  • 1. Педагог вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры и кладут в мешочек.
  • 2. Педагог предлагает детям по очереди достать из мешочка заданную фигуру.
  • 3. Педагог предлагает детям найти пару для своей фигуры, чтобы они были одинаковы по форме и цвету.
  • 4. Дети отвечают на вопросы о расположении фигур.

Угощение для медвежат.

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам

понимание слов: «разные», «одинаковые»

подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал намудобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством

Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством

Угощает мишку

«Записывает», как угощал мишку

Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.

В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша

В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых

В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Задание 4

На основе анализа методического пособия «Логика и математика для дошкольников» составить перечень игр и упражнений на основе классификации по несовместимым и по совместимым свойствам

  • 1) в один домик поместить зеленые кубики, а в другом - красные, т.к. детям необходимо провести классификацию по одному несовместимому свойству
  • 2) в большое ведро положите все большие игрушки, в маленькое - все маленькие; это задание сложнее, чем предыдущее, т.к. дается 2 несовместимых свойства, но проще, чем следующее, т.к. в нем детям конкретно определено, куда и какие игрушки класть
  • 3)разложите фигуры так, чтобы вместе оказались все одинаковые; это задание из всех предложенных наибольшей сложности, т.к. детям необходимо предварительно самостоятельно определить, по каким свойствам и признакам они будут классифицировать фигуры.

Составить 3 задания на классификацию разной степени сложности, записать их в порядке усложнения. 1. разложите кубики в коробку по цвету;

в большую коробку положите все большие кубики, а в маленькую - маленькие.

разделите между участниками фигуры так, чтобы у каждого оказались разные фигуры.

Познания свойств и отношений с помощью сравнения уточняются и закрепляются в дидактических играх «Два бассейна», «Большой -- маленький», «Стань там, где я скажу», «Что где находится», «Расставь по порядку», «Сложи дощечки», «В какую коробку», «Широкая лестница», «Что изменилось», «Узнай по описанию», «Наоборот», «Поручение», «Магазин» и др.

Дидактические игры на классификацию предметов

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача ребенка - выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи - посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

Задача воспитателей показать ребенку, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаемые дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование умения классификации и обобщения предметов.

Помоги медведям

Классифицируя предметы по цвету, ребенок легче усвоит название цветов.

Попросите ребенка помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папы Медведя, а в маленькую корзинку - предметы желтого цвета для Мишутки. Побуждайте ребенка называть какие предметы он положит в большую корзину и почему, а какие в маленькую и почему.

А теперь разбери вещи по размеру: Мишутке подбери вещи маленького размера, а для папы Медведя- большого размера.

Назови одним словом

Попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке, одним словом.




Расставь вещи на полки

Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их принадлежность к той или иной группе

Что лишнее?

Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему.

Четвертый лишний

Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур.

В конце каждой игры необходимо сделать вывод по какому признаку классифицировались предметы.

После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая.

Назови одним словом

Кровать, стол, диван, шкаф;

Платье, кофта, юбка, брюки;

Яблоко, апельсин, киви, груша и т.д.

Кто больше

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды.

Какой предмет лишний?

Ель, дуб, береза, липа;

Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка;

Пальто, куртка, шуба, платье.

Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций.

Формирование лексики проводится по следующим направлениям.
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- работа над словом, как структурной единицей языка и речи;
- организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда);
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, ниже рассмотрим задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Игры и задания для развития лексики.

1. Развитие ассоциаций.
Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)
Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.
Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два. Летящий.
Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.
Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется).
Например:
Овощи и фрукты.

Домашние и дикие животные.

Посуда и мебель.

3. Игра «найди лишний предмет»
Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.
(Можно использовать картинки предложенные выше)

4. Игра «Назови лишнее слово»
- Среди имен существительных
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц;
Лошадь, корова, олень, баран, свинья;
Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
Зима, апрель, весна, осень, лето;
Мама, подруга, папа, сын, бабушка;
Море, озеро, река, мост, пруд;
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр;
Молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
- Среди имен прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далёкий, прочный, надежный;
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;
- среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Пришел, явился, смотрел;
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
Налил, насорил, вылил;
Подбежал, вошел, подошел.

5. Объяснить, чем отличаются предметы (с использованием картинок)
Например:
Чашка и стакан.


Яблоко и груша.



Помидор и тыква.


Кофта и свитер.



Стул и кресло.