«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опыты для детей по экологическому воспитанию опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Эксперименты по экологии для детей

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры»

Программные задачи:
1. Опытническим путем познакомить детей со свойствами воздуха и воды.
2. Помочь детям развивать навыки анализа, решать познавательные задачи.
3. Формировать у детей познавательные способности, интерес к экспериментированию.
Оборудование: решето, 2 емкости для воды, 2 лейки, губка синяя большая, спички, апельсин, баллон, шары, большой пластиковый мешок, зонтики.Ведущая предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (с движениями) .
-Ребята, вы любите волшебство? (Да)
-Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза:
«В руку палочку возьму, ей тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас». (задевает палочкой каждого по плечу)
-Откройте глаза, вот теперь вы волшебники.
А раз мы волшебники, то должны творить чудеса.
Дети, нам нужен предмет, что бы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Новая посудина, а вся в дырках». (решето, сито)
- Для чего нужно решето? (просеять муку)
А еще с помощью решета можно сделать дождик.

Опыт с водой

Дети, почему воду трудно удержать в решете? (жидкая, текучая)
- А в ладошках можно удержать воду? (да)
- Давайте проверим.
- Воду трудно удержать, она стремится убежать.
Отгадайте загадку:
С неба пришел, в землю ушел? (дождь).
Как вы думаете, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с помощью губки попробуем сделать дождик.
Опыт «Откуда берется дождь?»
Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в емкость с водой, сжимают ее, делают «дождь» и «сильный дождь».
Ребята, как настоящая волшебница может быть разной, то превращается в лед, то в снег, то в дождь или превращается в сосульки.
Без досок, без топора
Через речку мост готов.
Мост прозрачное стекло,
Скользко, весело, светло. Лед.
Кто это такой садовник-
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? Дождь.
Белая скатерть все поле укрыла. Снег.
Белая морковка зимой растет? Сосулька.
Подвижная игра « Под зонтом».
Ребята предлагаю вам еще один опыт с водой, называется он «Чудесные спички».
Согнутые спички под воздействием воды распрямляются и образуют звезду.
Как вы думаете можно ли с помощью стеклянной банки сделать облако. Давайте попробуем.
Опыт «Облако».
Ведущая: Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. Воздух.
Воздух невидим, но он распространяется во всех направлениях, не имея собственного запаха, может их передавать.
Опыт «Чем пахнет воздух».
Ведущая: Давайте пофантазируем, можно ли встать на воздушный шарик, а сесть, не получается. Так давайте попробуем на нем полежать. Вот незадача, опять ничего не получается. А может быть попробовать сложить все воздушные шары в большой полиэтиленовый мешок и еще раз попробовать. Наконец то получилось.
Опыт с воздушными шарами.
Все вы знаете, что если проколоть воздушный шар, то он лопнет, но с вами сегодня волшебники и проколем шарик без всякого для него вреда.
Опыт «Как проткнуть шарик, чтобы он остался целым».
Ведущая: Давайте немного поиграем с воздухом.
Подвижная игра «Ловим воздух» с пакетами.
Ну, что ребята, сегодня мы были и волшебниками и учеными и фантазерами. Что вам понравилось? Теперь вы знаете, какими свойствами обладают воздух и вода и нам без них не прожить. Как вы думаете, что важнее для человека? Правильно! Воздух и вода не отделимы друг от друга.
Желаю всем удачи и до новых встреч!

Помните знаменитую шутку - чем дольше ребенок сидит в своей комнате тихо, тем страшнее туда заходить? Нам то, родителям, не зря бывает страшно. Можно увидеть разрисованные обои, разобранную мебель, переполитые цветы, заплетенную рогаликом кошку, да что душе угодно. Точнее, все, на что может хватить детской экспериментальной фантазии.

Ученые считают, что первичная и движущая развитие ребенка сила - это вовсе не игра, а эксперимент . Эксперимент появляется гораздо раньше, чем игра как таковая. Детские эксперименты - это наглядно-действенный способ познания мира, это двигатель развития, мышления, накопления опыта и знаний. Ведь никто не станет спорить, что знания, полученные опытным путем, гораздо богаче, динамичнее, глубже, чем знания, вычитанные в книге?
Еще пару поколений назад дети в большинстве своем росли на земле, в доме, а не в квартире на 16 этаже. Каждый шаг ребенка, по сути, был экспериментом. Он видел, как меняются сезоны и как это влияет на землю и растения, он видел жизненный цикл домашних животных, он наблюдал за всей мужской и женской работать и все это пробовал повторять. Таким образом формировалась богатейшая экспериментальная база, и ребенок самостоятельно развивался, получал новый опыт и знания в разных областях жизни. Так возникает интерес жить, тот самый, который блестит в детских глазах, тот самый, который меркнет, когда ребенок подолгу не отрывается от планшета с мультиками или играми.

Любознательность (любо_знать) закладывается в раннем детстве и оказывает очень сильное влияние на характер и поведение ребенка. Задача родителей, как всегда, не мешать. Это так просто и так сложно - не мешать. Часто достаточно отойти от нашкодившего ребенка на пять минут, просто сделать несколько вдохов-выдохов и ситуация не предстает больше такой ужасной. Это всего лишь эксперимент, это естественный ход развития. Когда вы видите на подоконнике густо «скрещенные» растения, когда вы видите лихо «сваренный» суп, пустую кошачью миску (и довольное детское личико) спросите себя - насколько важно это будет через пять лет? Стоит ли это скандала, который может навсегда отбить у ребенка дерзновение?

Бесспорно, мы не должны позволять превратить дом в пещеру. Здесь очень важно соблюсти баланс между «мне комфортно» и «тебе комфортно». Поэтому, стоит подумать о создании для детей безопасного экспериментального пространства. Опасное экспериментальное пространство тоже будет, игры на грани - это иногда нормально и даже иногда необходимо, чтобы научиться чувствовать эту грань, чтобы иметь опыт - что там.
Часть опытов, возможно, оставить дома под присмотром родителей или сознательных братьев-сестер. Мы писали о них .
За другими экспериментами отправляемся на улицу! Ведь там - жизнь в каждой клеточке! И столько всего можно узнать на прогулке. Конечно, здесь всего не описать. Но развивать наблюдательность можно с самых простых явлений. Увидеть красоту мира, его могущество можно даже в капле воды.

Капля (вода) - это настоящая экспериментальная бездна:

Вы можете придумать огромное множество таких вот простых экспериментов для детей. Жизнь в мелочах. Особенно для детей, которые только открывают для себя процесс познания.

Свет - еще одна великая загадка, с которой мы живем и чудесами которой пользуемся.

Земля и все, что мы можем отнести к этой категории (песок, глина, камни, грунт) - богатая почва для опытов и экспериментов.

Про землю писать можно очень много. Кроме ее строительных функций, есть еще функция «материнская» - из земли вырастает все живое. Можно провести настоящее детсадовское исследование на тему - какие растения какую землю любят. Например, хвойные любят песчаные почвы, а клубничка любит богатый чернозем. Кстати, обогащение почвы - это тоже, длительный и весьма интересный эксперимент, который можно поручить детям на даче.
В земле обитает множество живых существ: муравьи, жучки-паучки, суслики, мышки, зайцы и лисы. И это отдельное направление наблюдений и экспериментов.

Очень интересно даже нам, взрослым, окунуться в исследование воздуха и ветра .

Это все лишь малая доля открытий, которые совершает ребенок каждый день. Конечно, первое время нужно будет помогать ребенку, показывая и свою заинтересованность. Ведь если природа вдохновляет вас, то рано или поздно энтузиазмом заразятся и ваши дети! И тогда мультики покажутся им сскучным времяприпровождением, ведь природа и мир вокруг нас интереснее, чем может показаться из окна квартиры!


Развлечение с элементами викторины по экологии для детей младшей группы "ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"

Горяинова Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Завидовская ООШ» дошкольные группы Яковлевский район Белгородская область

Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания; развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Оборудование: красные и зеленые круги по количеству детей; игры: «Хорошо-плохо» , «Чей домик» ; фонограмма «Звуки леса» ; картинки: солнце, облака, цветы, птицы, объемные елочки, деревья для украшения зала; медальки «Друзья леса» по количеству детей; корзина с печеньем в форме грибочков. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: беседа о лесе, о диких животных; рассматривание альбома «Правила поведения в природе» , плаката «Кому нужны деревья в лесу» ; разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой» . Действующие лица: ведущая, старик – Лесовик (взрослые) .

Ход развлечения. Дети под музыку заходят в зал и становятся вкруг, их встречает ведущая. Ведущая. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ты кто? Обращается к детям. Дети. Я – Никита, я – Катя… Ведущая. Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных. Кто лес уважает, растения не обижает, Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает. Тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Игра «Экологический светофор» . Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно» , «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.

Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры; отдыхать на пеньке. Ведущая. А теперь можно отправляться на лесную прогулку. Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса» , дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения: Мы идем лесной дорогой, обычная ходьба Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: ладони приложить к щекам, покачать головой
Вот растёт под ёлкой гриб, руки сложить над головой «шляпкой»
Рябинка пламенем горит, «фонарики» на четыре счёта

Белка скачет скок, поскок, прыжки
И орешки щёлк, да щёлк. хлопки в ладоши
Тихо, тихо, не шумите, палец приложить к губам

По дорожке в лес идите; ходьба на носочках Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя! Ведущая. Ребята, вот мы и попали в осенний лес. Я вижу, настроение у всех замечательное. Появляются старик-лесовик. Ведущая. Кто Вы дедушка? Лесовик. Это я – лесной старик, называюсь Лесовик. Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу. Ведущая. Здравствуй, Лесовик! Лесовик. Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали? Ведущая. Мы с ребятами в лес пришли погулять. Лесовик. Знаю, как вы гуляете. Цветы топчите, насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес! Ведущая. Лесовик, наши дети лес любят и знают правила поведения в лесу. Лесовик. Ну, раз так, добро пожаловать в лес. А я для вас разные задания подготовил, вот сейчас и узнаем, что вы знаете о животных, растениях.

1. Задание «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Задание «Загадки о животных»

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка 2. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. Волк

3. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. Медведь

4. Лежала между ёлками подушечка с иголками Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. Ёж

5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. Лиса 6. Длинноухий трусишка, залез в огород, Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. Заяц

Лесовик. Молодцы, ребята, с этими заданиями справились. А теперь помогите животным, птичкам найти свой домик. 3. Задание «Чей домик» Дети подходят к столу и составляют пары «Животное (насекомое, птица) - его дом» . Для каждого ребенка по три пары карточек. Музыкальная пауза. Песня-игра «На лесной лужайке» Ведущая. Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы лесу? Лесовик. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим. 4. Задание «Что за птица» 1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? Кукушка

2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока. 3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! Воробей 4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло. Сова

5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! Дятел

5. Задание «Хорошо – плохо» Лесовик предлагает детям рассмотреть картинки и разделить их на две части. Для помощи детям предлагается две карточки: солнышко для хороших поступков, а тучка для плохих. По возможности ребёнок объясняет свой выбор. Ведущая. Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Воспитатель вручает медальки «Друзья леса» . Пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку. Лесовик. А я тоже приготовил для вас подарки. Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков. Дети под музыку уходят.

Список литературы:

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] : Средняя, старшая, подготовительная группы / авт. сост. Кочергина, А. В. Обухова, Л. А. – М.: ВАКО, 2011. - 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем) . – 5000 экз. ISBN: 978-5-408-00341-9
  2. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.: ил. ISBN 985-6070-13-9.
  3. Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст] : книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д» , 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х.

1. Образовательные задачи:
— расширять знания о лесе и его обитателях;
— закреплять правила поведения на природе.
2. Развивающие задачи:
— развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
— развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
— воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
— картины с изображением птиц, зверей, деревьев, насекомых, контуры цветов, поляна-ватман;
— картинки с изображением листьев деревьев;
— аудиозапись голосов птиц;
— карточки с изображением следов животных;
— «чудесный мешочек»;
— обруч гимнастический.

Ход занятия

I. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)

II. Основная часть.

1. Правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Мы в лесу. Повторим правила поведения в лесу.

Дети рассказывают:
1. Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.

2. Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.

3. Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.

4. Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.

2. Деревья в лесу.
Воспитатель:
Лес наш необычный, он волшебный — в нем растут загадки, а это еще интересней. Как вы думаете, что такое лес?
Дети отвечают.

Воспитатель: С помощью загадок мы выясним, какие деревья растут в нашем лесу.

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
(Ели)

Не береза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)

Русская красавица
Стоит на полянке,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)

Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зеленой.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей.
(Дуб)

Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.

3. Поговорим о птицах.

Воспитатель: Каких птиц вы услышали? Какие бывают птицы? А что значит – перелетные?
Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю вам загадки о птицах.

Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут… (кукушки)

Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета,
Песнь красива ее и долга –
Флейтой свищет в лесу… (иволга)

Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза – пятачком,
Ушастая голова, это… (сова)

Воспитатель: Отгадали все загадки. Умеете по голосу узнать птицу. Предлагаю игру «Совушка».

Ход игры. Обруч лежит на полу. Это «гнездо совы». В него становится ребенок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».

Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.

На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.

На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в свое «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.

4. Зверей узнаем по следам.
Воспитатель:
Не только птицы живут в нашем лесу. А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением следов животного и отвечают, кому они принадлежат. (Заяц, белка, ёж, лось)

Воспитатель: Вспомните загадки о том животном, чей след угадали.
Дети рассказывают загадки.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)

На спине его иголки
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (ёж)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)

Воспитатель: По следам отгадали животных. Загадки о них знаете. Пусть звери спокойно живут в лесу.

5. Цветочная поляна.
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку ребенок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)

В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)

В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их
Без всякой подсказки.
(Ромашки)

С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)

Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.

Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу?

6. Шестиногие малыши.
Воспитатель:
Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.

С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)

III. Заключительная часть.

1. Главный человек в лесу.
Воспитатель:
Кто следит за порядком в лесу, а если нужно, помогает всем его обитателям?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет — кто? (Лесничий)

Воспитатель: Да, ребята, лесничий (егерь) – главный человек в лесу. В чем заключается работа лесничего?
Дети отвечают.

Воспитатель обобщает ответы детей:
— Лесничий руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес поделён на участки. За каждый участок отвечает лесничий.

2. Подведение итогов.
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Кого вы встретили, путешествуя по лесу?
Дети отвечают.

Воспитател ь:

Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр

и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

    Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.

    Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

    Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

    Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам,

работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Количество часов – 15 минут

Форма проведения:

3 минуты - визитка

10 минут – практическая деятельность

2 минуты - рефлексия

Количество теоретических часов

Вхождение в тему

Общие сведения;

Научная обоснованность;

Практическая деятельность

Сказка в игровой форме «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Рефлексия


Оборудование: маленькое насекомое, 3х-литровая банка, пищевая пленка, скотч,

2 тазика, цветы лотоса из бумаги, лодочка, 2-банки пол-литровые, 1 – литровая,

соль, ложка, поднос, тарелочки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, альбомные

листы, музыка Ю. Антонова, мыльные пузыри.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель и задачи самообразования по теме: «Игра и эксперименты, как средство

экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.

Задачи:

Изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а

именно экологические игры;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Этапы разработки:

    Подготовительный (сбор информации по проблеме).

    Организационно-диагностический

    Результативный

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.

2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

экспериментов.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

4. Разработать методический банк (картотека экологических игр, опытов и

экспериментов).

Литература по теме:

    Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.

    Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.

    Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.

    Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

1. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в

детском саду».

Ход мастер – класса

1 часть – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-

классе по теме «Игры и эксперименты, как средство экологического

воспитания детей дошкольного возраста». Думаю, что педагоги, использующие

экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие –

поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения

мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на

познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами,

руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания

окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так

как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и

именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и

поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу

экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в

мир детства и приглашаю в сказку.

2 часть мастер – класса Практическая

Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

    В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и

сёстры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему

захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать

мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле

маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась

небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление

налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь

банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

    Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните

чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на

0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море

легче, чем в реке. И лодка не тонет.

    Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи

карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду,

налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет вперед звезда!» Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт № 4

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены

по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если

капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться –

выпрямляются.

Утенок так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так

закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку очень понравилось гулять

и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие

вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему же распускаются кувшинки?

4. Как можно сделать звезду?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

развивается познавательная активность,

появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе,

бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотез

и подтверждать предположения, делать выводы.

развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность,

познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

3 часть - Рефлексия «Все в твоих руках»

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по

которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

Спасибо за внимание!