Индивидуальные психологические упражнения по взаимодействию ребенок родитель. Образовательный портал. Занятие в «Школе кандидатов в приёмные родители»

Пояснительная записка

Актуальность: общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии приемного ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в учреждениях господдержки, крайне редко задумываются над тем, что такое семья, что такое дружба. Это объясняется тем, что в большинстве ситуаций ребенок вынужден приспосабливаться к группе в целом, так как его успех зависит от того примет его группа или нет. Он объективно лишен возможности выстраивать взаимоотношения с другими детьми согласно своим предпочтением.
Ребенок, воспитываясь в замещающей семье, в процессе адаптации к своей новой социальной роли пересматривает взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими. Он получает бесценный опыт семейного общения и приобретает право самостоятельно выбирать себе друзей вне семьи. Однако он по-прежнему испытывает трудности в выстраивании межличностных отношений, так как не имеет должного навыка.

К тому же родители не готовы принимать выбор детей, им сложно согласиться с тем, что дети, делая свой выбор, руководствуются исключительно своими представлениями о дружбе и друзьях. Идеал дружбы родителя может существенно отличаться от того, что является важным для ребенка. Зачастую родители навязывают детям свои жизненные принципы и готовые решения, это почти всегда приводит к отстраненности в семейных отношениях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье, так как при нарушенных межличностных отношениях процесс осуществление воспитательной функции родителями весьма проблематичен.

Конечно же, это не означает, что взрослые вообще не должны быть причастны тому, как ребенок общается и взаимодействует с окружающими. Более того, поддержка и помощь родителей бывает просто необходима. При этом взрослые должны помнить о разделении степени ответственности между ними и ребенком за результат его инициативности и активности ребенка. Родительская роль – направляющая. Взрослые всегда должны оставлять за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию, поощрять проявления инициативности, активности и самостоятельности.
Данный игровой тренинг призван помочь замещающим родителям расширить представления об особенностях восприятия приемными детьми социального окружения, а у детей из замещающих семей представления о дружбе и о его активной роли в формировании дружеских отношений с другими детьми.

Цель тренинга для родителей: формирование у замещающих родителей воспитательных компетенций, направленных на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности приемного ребенка в межличностных отношениях.

Цель тренинга с детьми: формирование у приемного ребенка инициативности, активности и самостоятельности в процессе построения межличностных отношений.

Задачи тренинга для родителей:

  • исследовать у взрослых родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • проанализировать родительские установки в отношении вопросов, связанных с проявлением инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке инициативности и активности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке самостоятельности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на умение взрослого разделять степень ответственности между ним и ребенком за результат проявления ребенком инициативности, активности и самостоятельности;
  • развить родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка.

Задачи тренинга с детьми:

  • создать положительное эмоциональное настроение у детей;
  • сформировать доброжелательное и доверительное отношение детей друг к другу;
  • создать условия для межличностного общения и обретения новых знакомств;
  • создать ситуации для размышления о роли дружбы в жизни ребенка;
  • повысить сплоченность детей;
  • развить умение эмоционального сопереживания;
  • повысить самооценку детей;
  • развить творческий потенциал детей.

Адресат: родители и дети из замещающих семей.

Форма проведения: по отдельности с группой родителей и группой детей того или иного возраста.

Время: 8 академических часов.

Структура тренинга: тренинг состоит из двух встреч психолога с членами замещающей семьи. Первое занятие проводится с родителями, второе – с детьми. Содержание встречи с детьми зависит от их возраста, поэтому нами разработаны занятия для трех возрастных групп: от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.

Для родителей:

«Родитель – не учитель – друг» (Приложение 1 ).

Для детей:

«Мой друг – хороший!» (от 7 до 10 лет) (Приложение 2 ).
«Дружба есть равенство» (от 11 до 14 лет).
«Мы так близки, что слов не нужно» (от 15 до 18 лет).

Разделение детей на три возрастные группы – это не наша прихоть, а закономерная необходимость. Есть такое понятие – «эволюция дружбы» (С. Иевлева). Оказывается, что в том или ином возрасте дети дружат по-разному.
Первые проявления дружеских чувств можно заметить у детей даже младшего дошкольного возраста, но настоящей дружбой это назвать нельзя – стойкой привязанности в этом возрасте нет. Маленькие дети могут увлеченно играть вместе каждый день, но с легкостью перенесут расставание и даже не вспомнят друг о друге, пока не встретятся вновь.
С возрастом все меняется. Первоклассник скучает по отсутствующему в школе товарищу и стремится к общению с ним вне школьных стен. Его дружба носит предметный характер, она основана на совместной деятельности. Часто ребенок даже не может назвать отдельные качества своего друга, характеризуя его просто: «Он хороший».
В подростковом возрасте ребята могут дружить и без постоянной совместной деятельности. Их объединяют общие интересы и взгляды на жизнь. Есть еще один важный момент. Несмотря на то, что подросток все еще находится в поиске и его дружеские привязанности могут меняться относительно легко, свое право на дружбу с тем или иным человеком он будет отстаивать, что называется, до победного конца. Даже если родители будут против этих отношений.
В юношеском возрасте практически завершается формирование характера, личностных особенностей, и среди большого количества дружеских связей начинают развиваться те, которые дают молодым людям ощущение абсолютной гармонии, понимания и чего-то такого, чему даже трудно подобрать название. У юноши или девушки появляется потребность делиться своими впечатлениями и мыслями с другими людьми. И лучшим другом становится тот, кто может выслушать и понять.

Список литературы:

  1. Материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь. М.: Сфера. 2008. 125 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2010. 238 с.
  3. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер. 2011. 416 с.
  4. Иевлева С. Эволюция дружбы // Здоровье школьника. № 11. 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.za-partoi.ru/friends.html (дата обращения: 20.08.2013).
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1997. 240 с.
  6. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь; М.: Сфера. 2008. 87 с.
  7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. 2-е изд. М.: Психотерапия. 2008. 144 с.
  8. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь». 2010. 224 с.
  9. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1991. 223 с.
  10. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб.: Речь. 2008. 192 с.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис. 2006. 541 с.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 4-е изд. М.: Генезис. 2011. 344 с.
  13. Хухлаева О.В. Практические сказки. 3-е изд. М.: Генезис. 2011. 176 с.: ил.

Классы: 1, 2, 3, 4

В настоящее время особую актуальность в работе школьного психолога приобрели вопросы, связанные с взаимоотношениями взрослых и детей внутри семьи.

Тренинг, предлагаемый вашему вниманию, представляет собой второй этап программы обучения взрослых навыкам партнерского общения с детьми. Предполагается, что взрослые участники группы получили соответствующую подготовку на занятиях тренинга родительской эффективности (см. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок-2004”, раздел “Служба сопровождения”, Сацердова С.Н. “Тренинг родительской эффективности в системе работы школьного психолога”).

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Тренинг предназначен для родителей учеников 1-3-х классов. В реальной работе, учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков.

Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар “родитель – ребенок”, то есть 8-12 человек.

В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.

После прохождения тренинга каждый участник будет уметь:

  1. Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении.
  2. Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.
  3. Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.
  4. Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу “выиграть – выиграть”.
  5. Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок ниток, повязки на глаза, свеча.

Общие замечания ведущему:

  • Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки.
  • Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т.д.); новый эмоциональный опыт. Ведущему важно учитывать возраст детей, темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.
  • В программе подробно описано первое занятие, поскольку оно является самым важным для установления эмоционального контакта между участниками группы и ведущим. В дальнейшем приводится перечень и описание упражнений. В некоторых случаях даны ссылки на соответствующие источники.

Занятие 1

Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

Тем участникам, кто пришел на занятие раньше других, можно предложить нарисовать рисунки на темы “Автопортрет”, “Дружеский шарж на самого себя”, “Чем я люблю заниматься в выходные дни” и т.д. Это снижает эмоциональное напряжение, создает взаимный интерес у детей и взрослых, настраивает на дальнейшее общение. Перед началом занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.

1. Упражнение “Круг знакомств” (20 мин.)

Оборудование: доска для записей, пушистый клубок ниток.

Часть 1. Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: “Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?” и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т.д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: “Давайте знакомиться!”, и начинается вторая часть упражнения.

Часть 2: игра “Паутинка”. В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:

  • Какая твоя мама?
  • Что она любит делать?
  • Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

2. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” (10 мин.)

Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат.

Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.

Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

3. Принятие групповых правил (10 мин.)

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки.

Ведущий говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.

Примерный перечень правил:

  • На занятии может говорить только один человек.
  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
  • Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
  • Старайся участвовать во всех упражнениях.
  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы.

4. Упражнение “Знакомство руками” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.

Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Далее этот способ расстановки участников будем называть “каруселькой”.

Инструкция: сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включите музыку). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь – поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Взрослые, откройте глаза и пересядьте на один стул вправо. Вам предстоит новая встреча. Закройте глаза, протяните вперед руки и т.д.

5. Перерыв 5 мин.

6. Упражнение “Рисунок вдвоем” (30 мин.)

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.

На представлении работ (15 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

7. Завершение занятия (10 мин.)

Ритуал, который необходимо проводить в конце каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы:

  • Что тебе запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что показалось необычным?
  • Что для тебя было особенно трудно выполнить?
  • Если тебе было скучно, что в следующий раз ты сможешь сделать по-другому, чтобы изменить это отношение?

Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между ведущим и участниками.

8. Родительский круг (10 мин.)

Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п.

Занятие 2

Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин).

2. Упражнение “Договорись взглядом” (5 мин.)

Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

3. Упражнение “Волшебный ящик” (15 мин.) – см. , часть 2, стр. 45

Цель: тренировка воображения, развитие способности понимать жесты и движения.

4. Упражнение “Зеркало” (10 мин., выполняется в “карусельке”)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью ритмичной музыки.

Инструкция: сейчас вы сможете потренировать и свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача – точно повторять движения, которые показывают партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.

Во время упражнения ведущий может включить ритмичную музыку.

5. Упражнение “Старенькие бабушки” (15 мин.) – см., стр. 43

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, две длинных веревки или мел.

6. Перерыв 5 мин.

7. Упражнение “Угадай, чьи руки” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар.

Инструкция: сначала дети наощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят с завязанными глазами руки своего ребенка. Подробнее см. , стр. 103.

8. Упражнение “Мигалки” (5 мин.)

Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями.

9. Упражнение “Пальчики-предлагалки” (15 мин., выполняется в “карусельке”)

Часть1. Инструкция: сейчас вы будете встречаться в карусельке без слов. Если вы показываете партнеру кулак, то остаетесь на месте, всем существом демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Если вы показываете партнеру один палец – значит, просто остаетесь без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка; три пальца – почти объятие, четыре – свободные объятия; пять – тесная близость (осуществление каждого выбора надо наглядно показать). Если в паре несогласованность в выборе, то контакт осуществляется по меньшему выбору.

Часть 2. Инструкция: каждый человек, стоящий во внутреннем кругу, обращается к своему партнеру со словами: “Я вижу в тебе…” и в течение 30 сек. говорит, а партнер только слушает. Затем те, кто стоят во внешнем кругу, обратятся к своим партнерам с такой же фразой. Когда они закончат говорить, то сделают шаг вправо, и произойдет смена пар.

После нескольких смен пар проводится аналогичное упражнение, начинающееся со слов “Мне нравится в тебе…”.

Часть 3. Повторяется первая часть упражнения.

10. Завершение занятия (10 мин.)

11. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 3

Цель: развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе.

2. Упражнение “Монстр” (10 мин.) – см. , часть 2, стр. 83

Цель: развитие умения устанавливать контакт с помощью взгляда.

Примечание ведущему: перед началом игры нужно договориться, каким образом звать на помощь взрослых – “тетя Лена” или по имени-отчеству, что слишком долго. Обычно все охотно соглашаются называть себя по имени.

3. Упражнение “Сладкая проблема” (10 мин.) – см. , часть 1, стр. 132

Цель: развитие умения принимать совместные решения путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера.

Оборудование: салфетки по числу пар, пачка печенья.

4. Упражнение “Корабль среди скал” (25 мин) – см. , часть 2, стр. 104

Цель: развитие умения сотрудничать в паре родитель – ребенок.

Оборудование: повязка на глаза.

5. Перерыв (5 мин.)

6. Упражнение “Ночной поезд” (20 мин.) – см. , часть 3, стр.70

Оборудование: повязки на глаза по числу участников.

7. Упражнение “Остров” (10 мин.)

Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем.

Инструкция: представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами – небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?

Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: “Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя”. Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

8. Упражнение “Щепки на реке” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 96

Цель: развитие сплоченности группы.

9. Завершение занятия (10 мин.)

10. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 4

Цель: развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников, завершение работы группы.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин.)

2. Упражнение “Смеяться запрещается” (5 мин.) – см. , часть 2, стр. 28

3. Упражнение “Преодолей препятствие” (15 мин.)

Оборудование: стулья и столы для сооружения “препятствия” посредине комнаты.

Инструкция: сейчас вся группа соберется у одной из стен. Каждому из вас нужно добраться до противоположной стены. Для этого необходимо преодолеть препятствие. Можно это делать всей группой сразу, можно по очереди. После того, как все участники соберутся на той стороне, мы обсудим, как вы это делали.

4. Упражнение “Мост над пропастью” (15 мин.)

Оборудование: длинная веревка.

Инструкция: сейчас вы будете работать в паре “родитель – ребенок”. Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди.

Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?

5. Упражнение “Аплодисменты по кругу” (10 мин.) – см. , часть 4, стр. 111

Цель: повышение уровня групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

6. Перерыв 5 мин. Упражнение “Дрожащее желе” (5 мин.) – см. , часть 2, стр.31

Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

7. Упражнение “Волшебный круг” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 87

Цель: развитие взаимного доверия в группе.

8. Упражнение “Создание статуи” (10 мин.) – см. , часть3, стр.85

Цель: развитие навыков межличностного общения.

9. Упражнение “Открытка” (30 мин.)

Оборудование: плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры.

Инструкция: каждый участник складывает лист бумаги пополам, кладет на внешнюю сторону “открытки” свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри “руки” свое имя. Открытки одновременно передаются соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Открытки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

10. Упражнение “Последняя встреча” (10 мин.)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, свеча, зажигалка.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в большой круг. Я включу музыку, а вы закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Представьте себе, что наши встречи в группе закончились, вы идете домой. Вспомните, какими вы пришли на первое занятие, чего ожидали от группы. Вспомните самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через минуту у вас будет возможность это сделать (пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и скажите это.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
  4. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. – М.: Изд-во “Совершенство”, 1998. – 80 с.

БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №2»

Занятие в «Школе кандидатов в приёмные родители»

по теме: «Адаптация ребёнка в замещающей семье и семьи к приемному ребёнку»

Психолог Вискова Я.В.

Вологда

Цель : ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями адаптацией детей в приёмных семьях, адаптации приёмных родителей к новой семейной ситуации.

Задачи :

Информировать кандидатов в замещающие родители об особенностях адаптации детей к новым условиям жизни на разных этапах развития приемной семьи.

Обсудить влияние предшествующего жизненного опыта ребенка на его адаптацию в замещающей семье.

Познакомить с особенностями адаптации в семье детей разного возраста.

Предложить кандидатам в замещающие родители рекомендации по организации эффективного взаимодействия с приёмными детьми в период их адаптации в замещающей семье.

Теоретическая часть

Когда ребёнок оказывается в замещающей семье, у него начинается процесс адаптации.

Как вы понимаете, что такое адаптация?

Адаптация – это процесс активного приспособления человека к изменениям среды с помощью различных социально-психологических средств.

Упражнение: «Где я?»

Для упражнения вам нужно разделиться на 3-4 группы (зависит от количества человек).

Представьте себе ситуацию: вы открываете глаза и оказываетесь в незнакомом месте. Что вы будете делать? Что постараетесь узнать?

Вы увидели вокруг себя людей? Как вы себя станете с ними вести.

Обсуждение.

Примечание ведущего: вероятно, первоначально Ваше состояние будет близко к шоковому, Вы будете растеряны. Длительность этого момента зависит от особенностей Вашей нервной системы. Кто-то, оглянувшись, постарается забиться в укромное место и оттуда рассмотреть новую обстановку, а кто-то, наоборот, начнет проявлять активность, суетиться. Варианты поведения могут быть самыми разными: от стремления убежать и вернуться на прежнее место до остолбенения.

Когда шоковое состояние пройдет, Вы, наверное, начнете оглядываться вокруг себя, замечать, что и кто находится рядом. Постепенно начнёте предпринимать попытки освоиться в новом месте. Если рядом окажутся люди, Вы, скорее всего, обратитесь к ним с вопросами. Вероятно, Вас заинтересуют окружающие предметы и вещи, которые Вы начнете трогать, исследовать их, действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Дальнейшее приспособление к жизни в новом месте будет зависеть от Вашего опыта, умений, знаний, желания жить в этом месте. От того, как окружающие люди будут удовлетворяться Ваши потребности. На процесс привыкания к изменившимся условиям будут влиять люди, которые окажутся рядом, их поддержка и помощь, их радушие или враждебность по отношению к Вам.

Процесс перехода ребёнка в семью требует больших усилий и терпения от всех участников этого процесса. Адаптация в новой семье – это двусторонний процесс, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

Предшествующий опыт ребенка.

Упражнение «Линия жизни»

Оборудование : лист бумаги, карандаш/ручка

Инструкция :

На листе бумаги начертите горизонтальную линию. Отметьте слева крайнюю точку линии – это начало вашего жизненного пути. От этой точки по линии слева направо отложите равные отрезки, каждый из которых условно соответствует трем годам вашей жизни. Недалеко от правого конца линии отметьте точку – это сегодняшний день. Представьте, что получившаяся линия является графическим изображением вашего жизненного пути. Начните слева. Постарайтесь вспомнить первые три года вашей жизни. Возьмите карандаш(и) и раскрасьте, рассматриваемый отрезок, цветом(цветами), которые как вам кажется, смогли бы отразить основные настроения, эмоции, переживания этого периода. Проделайте то же самое со всеми остальными отрезками вашего жизненного пути». Отметьте на прямой самые значимые дня вас жизненные события.

Справа от настоящего времени отметьте события жизни, которые вы хотели бы пережить в будущем.

Расскажите о самом значимом событии в вашей жизни? Что помогало вам переживать тяжелые события? На какие ресурсы вы опирались?

Обсуждение

Сейчас мы с вами наглядно убедились, что у каждого из нас есть насыщенное воспоминаниями прошлое.

Даже младенец имеет свой неповторимый опыт внутриутробного общения с матерью. Когда в семью попадают дети дошкольного или школьного возраста, за ними стоит уже целая история жизни в неблагополучной семье, полная обид и переживаний, последующая жизнь в детском доме. Ребёнок, живущий в детском доме, пережил разлуку с семьёй. Пусть это была разлука с неблагополучной семьёй, но для ребенка это серьёзная утрата. Подобная травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности человека - физический, психологический, социальный.

Изъятие ребёнка из семьи начинает с одной стороны, стимулировать его фантазии об идеальных отношениях с новыми родителями, а с другой - усиливать неосознанную обиду на собственных отца и мать.

Такие же противоречивые чувства ребенок испытывает, находясь в замещающей семье: с одной стороны, он хочет стать членом нового коллектива, принять новых родителей, с другой - боится «предать» кровную семью. Ребенок бессознательно как бы не позволяет себе привязаться к «новым» маме и папе. Если родители этого не понимают, то они чувствуют ревность и пытаются снизить влияние прошлого на ребенка, что нередко становится причиной конфликтов.

Дети, оставленные матерями сразу после рождения, не имеют никаких воспоминаний об отношениях с близким человеком. Они всегда ощущали себя частью группы, где постоянно менялись взрослые, с которыми невозможно было сформировать отношения привязанности. Представления этих детей об отношениях в семье искажены и, как правило, не имеют ничего общего с реальностью.

Опыт жизни в любом сиротском учреждении, независимо от его качества, накладывает на развитие ребенка тяжелый отпечаток. Чем дольше дети живут в сиротском учреждении, тем сложнее им адаптироваться в замещающей семье. Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, становится очень осторожным в доверительных отношениях, в привязанности и в глубоких чувствах. Он воспринимает этот мир как опасный и ненадежный, где в любой момент может произойти личная катастрофа. Для него взрослые – это властные фигуры, которые управляют ребенком, как хотят, в то время как от него самого ничего не зависит.

В результате у ребенка формируется твердое убеждение, что любить его невозможно и ничего стоящего из него не получится. Только в семье это убеждение может измениться, самооценка может повыситься, а ребёнок - стать полноценный, уверенным в себе членом общества.

Особенности адаптации детей в новых условиях.

Адаптация в замещающей семье у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит от возраста ребенка, от черт его характера и от опыта прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будет разное.

Когда ребёнок первый раз переступит порог вашего дома, его поведение может быть самым разнообразным – кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, попросит всё показать, рассказать о том, что вокруг. Чтобы избежать неприятностей и сохранить добрые отношения с ребёнком в этот непростое для вас обоих время, заранее уберите те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. Доступные же для ребенка вещи оставьте на видном месте, так, чтобы ему было их удобно брать. Рассмотрите вместе с ребёнком то, что вызвало у малыша интерес, расскажите, как можно этим пользоваться, дайте возможность опробовать (лучше всего до тех пор, пока не надоест), после чего покажите, где это должно лежать, храниться. Ребёнок будет просто фонтанировать вопросами обо всём, что его окружает. Отвечайте на всё, постарайтесь удов­летворить его любопытство и не дайте затухнуть разбуженному познавательному интересу.

Под влиянием новых впечатлений у малыша может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

К новым родителям у ребенка возникает разное отношение. Некоторые дети будут держаться какое-то время на расстоянии от своих новых родителей, прежде чем «подпустят» их к себе. Некоторые малыши испытали настоящую «голодовку» любви или долго мечтали о моменте, когда за ними придут мама и папа, поэтому тут же бросятся на шею к своим новым родителям.

Кто-то из детей сразу сможет принять обоих новых родителей. Кто-то первоначально будет отдавать предпочтение только одному из родителей. Например, ребёнок может предпочесть папу, и мало уделять внимания маме, а кто-то, наоборот, по привычке будет тянуться к женщине. Бывает трудно понять, почему ребёнок делает свой выбор. Может быть ему понравилась внешность (улыбка, глаза, прическа, одежда), или потому, что ему в доме ребенка не хватало внимания мужчины и подобным предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины стали привычнее и ближе. Быть на месте «второго» родителя в такой ситуации тяжело и даже обидно. Очень важно разговаривать друг с другом об этом, и иметь силы и терпение, чтобы дождаться момента, когда ребёнок будет «готов» к обоим родителям.

Ребёнок, попав в замещающую семью, способен сформировать чувство привязанности к новым родителям. Первичная привязанность у ребёнка начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен сформировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте.

Попадая в семью и не испытывая еще любви к новым родителям, ребенок ведет себя вполне адекватно. Семья при этом переживает некую эйфорию по поводу того, что все складывается благополучно.

Но как только у ребенка начинается процесс формирования привязанности к семье, его поведение меняется: он ломает свои игрушки и вещи взрослых, обманывает и может совершать мелкие кражи, причем у тех членов семьи, к кому лучше всего относится.

- Как вы считаете, с какой целью он этот делает?

Объясняется это просто. Такой ребенок привык привлекать к себе внимание любыми способами, обычно с помощью негативных поступков - в сиротском учреждении было именно так. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, он, как правило, идет тем же путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.

В поведении детей, оказавшихся в замещающих семьях, можно отметить общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке.

Говорить о том, что вживание ребенка в семью состоялась, можно, когда ребенок и члены семьи начинают идентифицировать себя друг с другом. Все члены семьи уверенно произносят местоимение «МЫ», а по выражению лиц и реакциям на ситуации становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети. Для этого семье в течение 1,5-2 лет после приема ребенка необходимо пере жить четыре достаточно непростых этапа .

Первый этап.

Изначально все члены семьи пребывают в состоянии эйформии, приёмный ребёнок старается вести себя идеально, стремится следовать всем правилам, заведённым в вашей семье. Но затем наступает период «базисного шлейфа». В это время процесс вживание ребенка в семью «тормозится» из-за проблем ребёнка, связанных с травматичным опытом жизни в неблагополучной семье, из-за нерешенных проблем с кровной семьи. Кровную семью ребёнка принято называть базисной. Именно с этим связанно название данного этапа.

Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка кровный может пережить состояние регресса, то есть «предъявить» родителям поведение, свойственное детям более младшего возраста. У детей могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи и т.п. Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка. Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном и психофизическом развитии.

Сложнее идет процесс его эмоционального восстановления. Ребенок начинает «вспоминать» трагические события своей жизни, которые были вытеснены из его сознания. С этими страшными воспоминаниями ребенку крайне трудно справиться - он часто, порой навязчиво рассказывает о пережитых событиях, у него обостряются проявления «сиротских симптомов»: он начинает раскачиваться всем телом при первых признаках утомления или напряжения, плохо спит, его крайне сложно успокоить. Также ребенок постоянно жаждет внимания от новых родителей и всеми известными ему способами старается его привлечь. Он пытается «освоить» пространство семьи: раскидывает вокруг себя игрушки, оккупирует место около лидера (чаще всего матери, так как в приемных семьях, как правило, лидерство принадлежит женщинам). В результате возрастает эмоциональная нагрузка на семью, и особенно на мать.

Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было «в новинку». Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

В это время у детей могут отмечаться: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Приёмный ребёнок может начать ощущать себя жертвой обстоятельств. Это ощущение приводит его к мысли, что взрослые не беспокоятся о нем, и он может захотеть уйти из дома. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Например, веселый, активный ребенок может вдруг стать капризным, подолгу плакать; может начать драться с родителями или с братом/ сестрой, если они есть, может делать что-то назло членам новым семьи.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляется отсутствие знаний у родителей о возрастных особенностях детей, умений устанавливать с ними контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Родители могут начать чувствовать усталость, раздражение, может начаться депрессия и опустится руки, некоторым начнёт казаться, что они совершенно не справляются с родительской ролью и не могут контролировать ситуацию. Но это нормальная реакция семьи и всех её членов на сложившуюся ситуацию, которая означает, что все вовлечённое в эту ситуацию получают для себя новые жизненные роли.

У приёмных родителей может появиться на этом этапе чувство беспокойства. Оно может быть связанно с тем, что они долгое время ждали появления ребёнка и вдруг это ожидание закончилось. А за продолжительный период времени это ожидание стало неотъемлемой частью их жизни, и его окончание оставило чувство пустоты. Причиной беспокойства родителей может так же стать то, что ребёнок ни внешне, ни по темпераменту на них не похож, они ещё не очень хорошо знают друг друга. Они знают только то, что любят этого ребёнка или это чувство пока только формируется. Это чувство тревоги и беспокойства сохранится на притяжении этого и следующего этапа, пока все члены семьи полностью не узнают друг друга, пока не научатся разговаривать и делиться опытом и чувствами.

Семьи справляются с ситуацией. Понимая причину детского поведения, они позволяют ребенку «отреагировать» свои травматические переживания, и способствуют тому, чтобы в дальнейшем отношения между ними стали более сбалансированными. Семьи, не способные «принять» ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком.

На этом этапе родителям придётся искать множество способов обучения ребёнка разным вещам, так чтобы ему не стало скучно, и чтобы ребёнок не чувствовал неумехой, и чтоб не думал, что всё, что он умеет, не имеет никакой ценности. При этом для создания у ребенка чувства защищённости, близости, чувства собственности, избранности и уверенности, что он очень любим эффективно использовать игру. Многих детей нужно будет научить играть. И в этих играх очень важно давать понять, что мама и папа всегда рядом, помогут и поддержат. Некоторым детям придётся даже учится обниматься, сидеть на коленях у родителей и нежничать с папой и мамой.

Второй этап. Егоможно назвать этапом «перестройки ». Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признаётся другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приёмные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приёмного ребёнка становятся ближе. Ребенок чувствует себя свободнее, независимее и самостоятельнее. У ребёнка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряжённость.

Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, эмоциональнее, расторможенные делаются более сдержанными, а зажатые - более открытыми. Ребёнок в этот период просто «расцветает». У многих детей изменяется внешность: взгляд приобретает большую выразительность, начинают расти «новые» волосы, из тусклых они превращаются в блестящие и густые. У приёмных детей исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим ребенка в свою семью.

У детей начинает формироваться вторичная привязанность, и это даёт новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.п. В «успешных» семьях справляются и с этими проблемами.

«Неуспешные» семьи, если они и смогли выстоять на первом этапе, ждут новые разочарования, результатом чего может стать отказ от продолжения отношений с ребёнком.

Третий этап характеризуется объединением кровных и приемных детей , которые начинают ощущать себя единой группой. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы.

Приёмный ребёнок проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, принимает в них посильное участие. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение, если оно было, сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.

У приемного ребенка продолжает формироваться чувство привязанности. Если на предыдущем этапе он боялся «предать» биологических родителей, то сейчас переживает этап «отречения» от них. Он может отказаться от встречи с кровными родственниками, даже самыми близкими, становится «борцом» за целостность семьи. Снижается уровень агрессии внутри семьи, но учащаются конфликты с окружающими. Приемные дети все чаще начинают жаловаться на сверстников.

На четвертом этапе семья начинает осознавать свою целостность. Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга - как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою идентичность с приемной семьей, но, в это же время, способен «принять» и кровных родственников.

Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от детей, воспитывавшихся у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Даже младенцы испытывают трудности в адаптации к новой семье

Приемным родителям иногда рассказывают, что если естественные потребности младенца удовлетворяются, то есть его покормили, переодели, укачали и уложили в кровать, то малыш и не замечает, кто заботится о нем: биологическая мать, приёмная мать или няня.

Однако даже младенцы, которым всего несколько месяцев, могут испытывать трудности с адаптацией после переезда в приемную семью. Малыши замечают изменения в питании, в окружающей их цветовой гамме, в запахах, в обстановке. Возможно, они не понимают, что конкретно изменилось, но они, понимают, что какие-то изменения произошли.

В то время как старшие дети, как правило, реагируют на изменившуюся обстановку поведением, младенцы отзываются на перемены соматически: обычно возникают проблемы со сном и с питанием.

Ребенок может отказываться от еды, выплевывать пищу, у него может начаться расстройство желудка. Возможны также проблемы со сном: малыш с трудом засыпает, мало и нерегулярно спит. Может возникнуть общая раздражительность.

Важно обращать внимание на мимику малыша, интонации голоса, телодвижения - то есть на те вещи, с помощью которых ребенок пытается выразить свои эмоции.

Если у младенца возникли проблемы, нужно показать его врачу, чтобы определить, не вызвана ли раздражительность или нарушенное пищеварение медицинскими причинами. Если медицинские отклонения отсутствуют, родителям нужно признать, что таким образом малыш реагирует на едва заметные перемены, связанные с переездом в другую семью.

У малышей, попавших в приемную семью сразу после рождения, обычно не возникает проблем, потому что они еще нигде не находились достаточно долгое время, чтобы привыкнуть к определенным запахам, звукам или распорядку дня. А дети, жившие в сиротских учреждениях или с биологическими родителями хотя бы несколько месяцев, замечают, что окружающая обстановка изменилась, пусть даже они и не осознают, что человека который заботился о них раньше уже нет рядом. Дети же от 6 до 9 месяцев уже осознают, что они потеряли конкретного человека.

Младенцы не могут выражать свои эмоции словами, поэтому родителям нужно позволить им делать это так, как они могут – поведением, и стараться всячески поддерживать малышей. Это значит, что нужно много носить ребенка на руках, укачивать его, даже если на первый взгляд это не приносит ему успокоения.

Приемные родители должны попытаться как можно больше узнать о том, как кормили ребенка, купали и держали на руках, где он спал в его предыдущем доме. И в первое время в новой семье нужно постараться максимально точно воспроизвести эти условия, постепенно меняя их на удобные и принятые в новой семье.

«Вечерний дневник»

В период адаптации эффективно вести «вечерний дневник». Это своего рода личный дневник, в котором вы совместно с ребёнком анализируете прожитый день. Сначала нужно провести с реёбнокм беседу – анализ дня, а потом записать в дневник то,ч то ребёнок посчитает нужным и важным.

Примерные вопросы для беседы мы сейча опробуем на вас:

Чем запомнился этот день?

Что тебя сегодня порадовало хорошего?

Что тебя расстроило?

Что можно сделать, чтобы это исправить?

Что ты сегодня узнал?

Что ты хотел бы записать в дневник?

В конце можно нарисовать маленькую картинку «мой день»

Возьмите для этого бумажные карточки, проколите дырки в уголках и скрепите их металлическим кольцом или веревочкой. Проставьте на каждой карточке с одной стороны число - от 1 до 28, 30 или 31, в зависимости от месяца. Каждый вечер вы или ребенок должны рисовать на обратной стороне карточки картинку, изображающую какой-то эпизод проведенного вами дня. Обсудите с ребенком, как у него прошел день и выберите событие, которое можно изобразить на бумаге.

Первые дни ребёнка дома

Помните, перед тем, как ребёнок в первый раз переступит порог вашего дома, вам нужно основательно подготовиться к его приходу.

1. Узнайте, какой режим дня был конкретно у этого ребенка, которого вы берете в свою семью. Как он реагировал на его нарушения или как сам его нарушал - любил поздно ложиться спать, или подолгу спал с утра.

2. Выясните предпочтения ребёнка в еде. Не настаивайте, если он будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё начнёт сам их есть.

3. Можете подарить ребёнку подарок, но не стоит вываливать на него горы новых игрушек - маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать.

4. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.

5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты цветы, обладающие сильным резким запахом, косметические средства.

6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.

7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям у ребёнка.

8. Познавательные нагрузки и новые впечатления увеличивайте постепенно. Старайтесь не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так её будет предостаточно.

Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте сначала ребёнку достаточно ознакомиться с домом.

9. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза».

10. Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.

Адаптация приемных родителей

Приём ребёнка в семью подразумевает не только адаптацию ребёнка к новым условия. В это непростое для всей семьи время происходит адаптация родителей к новой жизненной ситуации.

Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо приёмного ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка - это серьезное испытание для всей семьи. Ведь у приемных родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и непростого характера.

Поэтому примерно через месяц картина семьи несколько изменяется. В ответ на вопрос: «Насколько реальная обстановка отличается от ожидаемой?», большая часть приемных матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью. Негативные эмоции, в основном, связаны с увеличением объема домашней работы, затратой дополнительных сил, энергии и времени, возникновением непредвиденных ситуаций, которые отражаются на налаженном быте семьи.

Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей, что к нему нужно применять иные дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). В тех семьях, где есть собственные дети, обнаруживается, что они не могут относиться к ребенку также как к своему собственному. Они вынуждены делать ему поблажки, жалеть его и потакать капризам.

Поняв, что приемный ребенок совсем не такой как собственные дети, родители стараются сделать максимально возможное для блага его и всей семьи.

Но пока очень незначительная часть приемных матерей выражает разочарование своей новой ролью. И, хотя они подчеркивают возрастание нагрузки, тем не менее «сдаваться» они пока не собираются. Наоборот, они готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее.

В основном, после первого месяца совместного проживания матери выражают положительное отношение к сложившейся ситуации, но примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко.

Через три месяца многие приемные родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма хорошую». Они более уверены в своих силах, им удалось найти свои собственные способы доверительного общения с приёмным ребенком. Отмечают также значительные изменения у ребенка в лучшую сторону.

Но есть семьи, в которых отношения с ребенком не изменились в лучшую сторону. У них наблюдается разочарование в ребенке и в своих силах; осознание собственного провала сопровождается стрессовым состоянием матери.

Появление нового ребенка негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Например, ребенок действует на нервы мужу, и он отказывается иметь с ним какие-либо взаимоотношения. Ребенок может проявлять избирательность, отдавать предпочтение одному члену семьи, например, отцу, отвергая мать. Приемный ребенок может оказывать негативное влияние на имеющихся в семье детей или способствовать возникновению между детьми конфликтных отношений (ревность, соперничество). Особенно много проблем возникает там, где приемный ребенок старше собственных. «Я надеялась, что он будет старшим братом для малышей, а он терроризирует их», - делится одна из матерей.

В целом, через 3 месяца существования такой семьи вырисовывается достаточно противоречивая картина. Матери все еще полны энтузиазма и ощущают определенное удовлетворение от своей новой роли. Отцы же менее оптимистичны, что объясняется разными ролями родителей в жизни семьи.

Решающим в жизни семей является 6 месячный период. Удовлетворение от своей новой роли в большой степени зависит от того, насколько взрослые смогли понять и принять ребенка. По истечении 6 месяцев многие родители испытывают гораздо меньше оптимизма и отмечают, что им стало труднее, чем в первые дни.

Их удовлетворение своими действиями гораздо меньше, чем раньше. Первоначально приемным родителям казалось, что ребенок прекрасно привыкает к новой обстановке, со всем соглашается, делает то, что от него ждут. И вдруг он перестает быть абсолютно послушным, все чаще выражает собственные взгляды и начинает предъявлять собственные требования. Это свидетельствует о том, что он начинает чувствовать себя в приемной семье комфортно, становится самим собой. Даже если приемные родители понимают, насколько важны и существенны происходящие с ребенком перемены, от этого им не легче справляться с новыми и новыми трудностями. Теперь они гораздо реже отмечают положительные сдвиги и намного чаще говорят об ухудшении поведения, они менее уверены и удовлетворены, чем раньше.

Оптимизм убывает потому, что большинство родителей начинают понимать всю серьезность и глубину детских проблем, а также сложность и не всегда эффективный результат своих попыток изменить поведение ребенка к лучшему. По мере того, как они ближе узнают ребенка, им становится понятнее, какое влияние на него оказал предыдущий жизненный опыт. Именно в этот момент важна помощь специалиста.

В то же время, они все больше привязываются к ребенку и, естественно, хотят ответной реакции от него. Родители ждут от ребенка благодарности и признательности за свои «героические усилия», однако их ожидания зачастую оказываются напрасными. И потому здесь очень важна поддержка и признательность со стороны родственников, друзей, соцработников, психологов, педагогов. Они должны отмечать положительную динамику в развитии ребенка, связанную с его жизнью в новой семье. Ребенок стал более защищенным, у него улучшились внимание, память и т.д., он стал более спокойным, уравновешенным, поправился и т.п.

Разочарование родителей не означает, что они плохо поработали или плохо справляются со своими обязанностями. Большинство замещающих родителей в этот период нуждаются в советах и рекомендациях о том, как справиться с поведением ребенка, в объяснении причин поведения ребенка, в ободрении и поддержке.

Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. Поэтому празднование в семейном кругу такого знаменательного события способно оказать позитивное воздействие на адаптацию ребёнка в замещающей семье.

Большинство приемных семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они верят в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но когда перемены наступают не так быстро, как им хотелось, они теряются и нуждаются в поддержке и объяснении причин. Они должны понять, что такой медленный и не очень явный прогресс – совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно смогут разрешить конфликты и справиться с трудностями.

Если родителям кажется, то их ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли помочь ему, то это, естественно, вызывает чувство удовлетворения. «Когда после всех трудностей, ты видишь слабые проблески понимания или выражение благодарности, или какие-то крохотные сдвиги в лучшую сторону, то чувствуешь себя просто на седьмом небе»,- так описывает свои чувства один из отцов.

В этот период значительно большее число матерей и отцов выражают удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью. Создается впечатление, что они исполняют свою роль родителей намного увереннее, чем 6 месяцев назад. «Дела идут намного лучше – о таком я даже не могла мечтать 6 месяцев назад. Я просто стала понимать ее. И мы вместе можем решать проблемы, которые встают перед нами»,- такова оценка ситуации одной из матерей. Как видно из этого высказывания, они более терпимо относятся к проблемам ребенка. Эти проблемы их уже не слишком озадачивают и расстраивают.

Через полтора года можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать сколь угодно долго. Родители удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме, многие довольны тем, что ребенок хорошо прижился в семье.

Но даже очень успешные родители нуждаются в поощрении и отдаче от вложенных усилий. Такой «отдачей» может быть чувство любви, выражаемое ребенком; счастье ребенка и его желание жить в этом доме; уверенность в том, что они сделали все необходимое для того, чтобы помочь ребенку.

Итак, для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально.

Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него не душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен… Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком.

Процесс адаптации ребёнка в новой семье – это сложный, долгий и трудоемкий процесс, требующий участия и искренней заинтересованности в неё как самого ребёнка, так и всех членов его новой семьи. Только успешноё прохождение этого процесса позволит вам и вашему приёмному ребёнку стать полноценной и счастливой семьёй.

Каждый из вас живёт в доме или в квартире, в которой вы выбираете места, где вам комфортно - там хочется находиться, или наоборот, места, где не хочется часто бывать. В доме у вас есть ВАШЕ личное место – где вы храните свои вещи, спите или просто любите проводить время. Когда в Вашу семью придёт ребёнок, у него тоже должно появиться своё место, его личное пространство. Это будет территория, за которой он будет следить, расставлять предметы так, как ему удобно, когда подрастёт - самостоятельно поддерживать порядок. Очень важно, чтобы ребёнок знал, что такое место у него есть – это поможет ему чувствовать себя комфортнее, а главное – защищеннее в новом доме.

Для того чтобы выделить для ребёнка его личное пространство нужно осознать, какое пространство в доме занимаете Вы и члены вашей семьи.

Упражнение: Разделение территории

Цель: Оценка «личной территории» в доме.

Задачи :

Обозначить и охарактеризовать свою «личную территорию»: площадь, границы, положение относительно личной территории других членов семьи.

Осознать значение «личной территории».

Оценить влияние разграничения личной территории на взаимоотношения между домочадцами.

Инструкция :

Сейчас я выдам каждому чистый лист бумаги, на котором вы нарисуете план вашего дома или квартиры. Обозначьте на нём, где находятся окна, двери, мебель и другие предметы интерьера. Обратите внимание на экран, на нём предложен пример плана квартиры, с разделением неё на зоны. На нём изображены комната, кухня, ванная комната, коридор, предметы мебели, которые там находятся. Этот план может послужить вам примером для составления своего собственного плана. На выполнение у вас 5 минут.

Теперь, с помощью цветных карандашей, обозначьте, где вы и другие члены вашей семьи любите бывать. Отметьте, где Ваше, а где их личное пространство. Пример разделения пространства на экране. На выполнение данного задания у вас 7 минут.

Посмотрите, как распределилось пространство в вашем доме – возможно, обозначились участки квартиры, которые любят все члены семьи, или нашлось, скажем, кресло, из-за которого происходит постоянно конфликт, может, нашлись пустые, никем не используемые зоны. Сейчас я предложу ряд вопросов, запишите их.

Сколько места занимаете лично вы в своей жилище?

Хватает ли вам этого места?

Не притесняете ли вы территориальные права других членов семьи?

Подумайте, почему в вашем доме есть напряженные или пустующие зоны? Как это можно исправить?

Определите, где в вашем доме будет жить ваш приёмный ребёнок?

Хватит ли ему места в вашем доме?

Подумайте и ответьте на эти вопросы. Что вы чувствовали, когда создавали план своей квартиры, и когда разделяли её на зоны?

Попробуйте дома сделать тоже упражнение со своими домашними. А те, кто пришёл на занятие с парой, дома сравните, какие планы у вас получились – обсудите, какое место в доме Вы отвели своему супругу, а какое он сам для себя выбрал? и наоборот. Почему Вы подобный выбор?

Список литературы:

    Андреева Ю. Хотите усыновить ребёнка?/ Ю.Андреева. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

    Грибанова Л. Найди меня, мама/ Л. Грибанова, С. Осадчук, нау.редактор – Семья Г.В. - М.: АНО «Студио-Диалог», - 2006г.

    Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребёнка/ Г.С. Красницкая, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, О.А. Кабышев, протоиерей Аркадий Шатов, - М.: Дрофа, - 2001г.

    Куфтяк Е.В. приёмная семья: особенности подбора и адаптации: ментодическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи / Е.В. Куфтяк, И.В.Тихонова. – Кострома.: КГУ им.Н.А. Некрасова, - 2010. – 82 с.

    Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: порфессиональная замещающая семья/ В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368.

    Сборник статей Шведского общества международной помощи детям «Adoptincentrum». Научно-популярное издание «Стать семьёй»/ М.: 2006г.

Совместные проекты помогают сделать из родителей и детей отличную команду. Фото - из семейного архива Ставровых-Скрипник.

Для приемного ребенка первые недели дома как полет в космос. Все не так, как в детском доме, - другие люди, другой дом, другие порядки. Волнуются и родители: как наладить контакт с новым членом семьи? Как стать ему ближе, как преодолеть страх или недоверие?

Опытные приемные родители и психолог Екатерина Демина рассказывают о делах и занятиях, способных сблизить вас с приемным ребенком. Эти же приемы работают и с кровными детьми.

1. Совместные проекты

Опытные приемные родители уверены: общие дела, совместные проекты помогают сделать из родителей и детей отличную команду.

«Это может быть, например, участие всей семьей в каком-либо конкурсе, квесте, тренинге, выездном семинаре, спортивном соревновании, - делится опытом многодетная приемная мама Наталья Городиская, воспитывающая двоих кровных, одного усыновленного и семерых приемных детей. - Например, в 2013 году мы всей семьей участвовали во Всероссийской ассамблее замещающих семей. Мы были одной командой - вместе что-то придумывали, репетировали, готовились… Было очень интересно, сразу появился какой-то командный дух, мы почувствовали себя единым целым, по-настоящему сблизились - и родители с детьми, и дети друг с другом.

Еще мы участвовали в проекте благотворительной организации «Благовест» «Китежград» в Пензенской области – это было что-то вроде лагеря для детей-сирот, где мы с мужем были и в качестве вожатых, и в качестве приемных родителей одновременно. Дети увидели нас совсем в другом качестве - в качестве лидеров, и наш авторитет в их глазах возрос». Особенно хорошо, если в таких мероприятиях участвуют другие приемные семьи.

«У каждого приемного ребенка внутри сидят сомнения: любят ли меня так же, как кровных детей? - говорит Наталья Городиская. - А когда родные и приемные дети вместе готовятся к чему-то, репетируют, выступают командами, эта разница вообще не заметна, там приемные дети чувствуют себя равными среди равных. Со стороны совершенно непонятно, кто где».

По словам Натальи, они с мужем, когда наблюдали за другими семьями на сцене, даже потихоньку заключали пари, кто кровный, а кто приемный ребенок. И всегда ошибались! На таких мероприятиях самооценка приемных детей растет, и это очень хорошо.

Почему важен такой семейный «тимбилдинг»? «В ежедневной суете найти точки соприкосновения для всех членов семьи бывает непросто, - считает Наталья Городиская. - В будни утром все встали, позавтракали и убежали, даже поужинать вместе получается не каждый день, потому что у детей по вечерам кружки, дополнительные занятия и т. д. В таком режиме сложно найти время для совместного досуга».

2. Поездки

«Мы очень любим куда-то вместе ездить, стараемся организовывать небольшие однодневные путешествия не реже раза в месяц, - рассказывает Юлия Ставрова-Скрипник, которая вместе с мужем воспитывает двоих кровных и пятерых приемных детей. - Объездили все Подмосковье, в апреле побывали всей семьей в Сочи, а летом - в Краснодарском крае. У меня даже получилось вдохновить всех залезть на высокую гору вблизи Геленджика… А недавно были в этнографическом парке «Этномир» - все в восторге!

Поездки дарят массу незабываемых впечатлений.

Девочки сразу заинтересовались гончарной мастерской, Наташа, Федор и Матвей учились играть на барабанах. Всем весело, все заняты чем-то вместе. Погуляли, посмотрели, пообедали на природе – от таких поездок у детей остается масса приятных воспоминаний. Конечно, это сближает».

3. Кулинария

Кухня, как известно, это центр любой квартиры, даже если ее площадь всего 5 квадратных метров. Многие приемные родители рассказывают, что с удовольствием готовят вместе с детьми – лепят пельмени, пекут пирожки.

«С пельменями у нас пока не сложилось, а вот пицца получается отличная, - говорит Юлия Ставрова-Скрипник. - На кухне собирается вся банда - восемь человек! Один режет помидоры, другой натирает на терке сыр, третий раскатывает тесто… Мы многое готовим вместе – печем шарлотку, нарезаем салаты, делаем спагетти… Детям нравится: готовка - это тоже творчество, и творчество совместное. Потом так же дружно и с удовольствием все это едим».

4. Чтение на ночь

Спокойно почитать сказку на ночь перед сном – это приятно и маме, и ребенку, и столь же полезно для обоих. «Почитать, погладить по спинке, сделать легкий массажик, может быть, даже запеленать и покачать на ручках – все это отлично способствует сближению мамы и приемного ребенка, - говорит Юлия Ставрова-Скрипник. - Удивительно, но это работает не только с малышами.

Моей приемной дочери Ангелине было уже 10 лет, когда она просила почитать ей перед сном, а потом покачать как маленькую. Ей не хватало ласки, тепла, хотя этого никогда не бывает много, даже кровным детям».

5. Праздники

Праздники – это традиции, а они, как известно, дают ощущение стабильности и постоянства. Как раз этого не хватает приемным детям, которые зачастую пережили не один переезд и смену «значимого взрослого». Украсить елку, испечь особый новогодний торт, включить старый фильм по телевизору – все эти ритуалы, повторяющиеся из года в год, как бы убеждают ребенка в крепости и устойчивости семьи.

«Праздники объединяют нас, - уверена приемная мама Наталья Городиская. - На Новый год у нас дома собираются все, приезжают старшие дети. Мы вместе готовим, ставим елку. Младшие видят, как мы нужны старшим, как мы тепло общаемся, и это поднимает наш родительский авторитет».

6. Рукоделие

Хороший способ найти точки соприкосновения с дочерью, родной или приемной, - вместе научиться делать что-то своими руками.

Приемные мамы рассказывают о совместном скрапбукинге, плетении мандал, мыловарении, создании кукол-крупеничек и еще десятках подобных занятий.

«В возрасте 9-12 лет девочки, как правило, отдаляются от матерей, а такого рода занятия, если они всем в радость, помогут им оставаться вместе, - уверена Юлия Ставрова-Скрипник. - Заодно можно и про уклад жизни в Древней Руси рассказать, пока крупеничку делаешь».

7. Мультфильмы

Мультфильмы – это не только про то, как занять маленького ребенка и на время освободить маме руки. Многие мультфильмы – это прекрасные образцы художественного искусства, которые заставляют детей задуматься.

«В детском доме мои дети видели в лучшем случае «Черепашек ниндзя», зато дома мы приобщили их к советским мультикам, - рассказывает Юлия Ставрова-Скрипник. - Важно при этом не отвлекаться на свои дела, а смотреть вместе с детьми.

Своему 15-летнему сыну в период, когда он был «нехочухой», я включила одноименный мультфильм. В детдоме он его не смотрел, а тут вдруг незамысловатый сюжет произвел впечатление на уже взрослого парня». Хороший мультфильм может дать родителям и детям и тему для разговоров, и повод для общего веселья.

8. Спорт

Командный дух и дисциплинирует, и объединяет взрослых и детей.

Ролики летом, коньки и лыжи зимой, плавание, волейбол, джиу-джитсу – выбирайте то, что нравится вам, приобщайте к этому ребенка. Даже если он не вырастет олимпийским чемпионом – хорошее настроение вам обеспечено! А там и общие интересы появятся.

9. Настольные игры

«Мы с удовольствием играем с детьми в настольные игры, это весело! - делится Юлия Ставрова-Скрипник. - У нас есть и финансовые игры типа «Монополии», и «Активити», и «Диксит»… Правда, дети не очень рвутся играть в них друг с другом, без родителей. Им интересно именно с мамой и папой. Стоит только кинуть клич: «Народ, кто хочет в «Диксит»?» - сразу собирается компания. Интересно и детям, и взрослым».

10. Театр

Когда наступает осень, и прогулки в парках становятся короче, наступает прекрасная пора – театральный сезон. «В короткие и темные дни, где-то с октября и до конца зимы, мы с детьми ходим в театр. Трое из моих приемных детей слабослышащие, поэтому мы полюбили специальный театр «Недослов», в котором играют глухие актеры и все приспособлено для таких деток.

После первого такого театрального вечера мой сын Иван, который до этого ни разу не назвал меня мамой, потому что был в семье без году неделю, вдруг после спектакля сказал: «Мама, когда ты мне шарф купишь?» Настолько его все это впечатлило», - рассказывает Юлия Ставрова-Скрипник.