Использование метода моделирования в детском саду. «Метод моделирования в образовательном процессе доу

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования .

Можно использовать различные виды моделирования :

Предметные;

Схематические;

Цветовые;

Графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма су­щественны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобще­ния, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей воз­можно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

Можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

3. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

5. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

6. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

7. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

  1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
  2. Составление модели педагога совместно с детьми.
  3. Самостоятельное составление моделей.

Осуществить это помогает метод моделирования . Можно использовать различные виды моделирования :

  • предметные;
  • схематические;
  • цветовые;
  • графические.

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

Нулевой период - «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково-символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап – становление замещения;

2 этап - моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых , ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Хотя ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы .

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

  1. Замена реального предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

  1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.
  1. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

  1. Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

  1. «На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

  1. Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.

Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

  1. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

  1. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

2. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.

Этот тип модели можно использовать на занятиях по математике.

Так, ознакомление детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов. Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги. Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята». Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна). А сколько «цыплят» - (много). В ходе такого занятия, преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

3. С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте.

Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для младшего дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.


Использование метода моделирования

в обучении детей дошкольного возраста

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

Использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

Применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами, . Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (, Л. Е Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для формирования представлений о труде взрослых (,). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (,), в конструировании (). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Сегодня мы остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста

Модели условно делятся на три группы

1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

2. Предметно-схематические модели . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели . Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: называет эту методику сенсорно-графическими схемами , – предметно-схематическими моделями , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической аналогией, пиктограммами

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Коротко коснусь методики обучения детей графическим моделям или графической аналогии

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть самое главное (как бы используя прием свертывания). С чего начинать?

Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре дети знакомятся с условным обозначением любых предметов, учатся классифицировать, развивают коммуникативную активность.

Нарисуйте на листе, например кружочки, это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура и при этом перечисляете: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают назвать недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «Что вы перечислили? (Фрукты)? Тогда круг – это что? Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг – это сад, корзина, ваза, тарелка, магазин, рынок, блюдо, натюрморт… Когда иссякнут детские ответы, говорите: «Нет, это не фрукты, это…», - можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом будет квартира, склад, магазин, детский сад и прочее. Или – в круге овощи, птицы, цветы, деревья, игрушки, даже сами дети – здесь большой простор для работы. Главная цель игры – показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше – предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты – кружочком; мебель, дома – прямоугольником; человека – треугольником. Этим вы закрепите у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Удобнее всего это делать в режимных моментах. Надо помнить, что количество линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Каждый ребенок самостоятельно придумывает свой символ, объясняет, почему нарисовал так, а не иначе, затем при обсуждении выбирается наиболее подходящий.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая яростно лает, припадая на передние лапы, или роль взъерошенного котенка, у которого шерсть приподнята кверху.

При составлении карточек-символов, обозначающих действия, признаки предметов, состояния (весело, жалобно, испуганно и т. д) для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально-жестовом уровне

Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи , педагог может так поиграть с детьми: выставить ряд карточек с символикой, и дети походу текста из множества предложенных выбирают нужную.

Важно помнить, что применение графической аналогии требует учета возрастных особенностей детей

Сегодня педагоги ДОУ № 21 поделятся опытом работы с наглядными и графическими моделями, которые используют для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, расскажут вам об использовании моделей при отгадывании загадок и заучивании стихов

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Круглая, но не мяч, желтая, но не тыква, с хвостом, но не мышь

На полянке, у дорожки, красные горошки. Кто мимо пройдет, в рот к себе кладет

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Существует несколько моделей составления загадок. Я познакомлю вас с некоторыми из них

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект (солнышко). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Оранжевое, но не апельсин, круглое, но не мяч, светящее, но не лампочка

Какое солнышко по цвету? (Оранжевое) Что бывает таким же? (Апельсин)

Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)

Какое солнышко по действиям? (светящее). Что бывает таким же? (Лампочка)

«На что похоже? Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Протокол составления загадки про гриб:

На что похож гриб? - На мужичка.

А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

Еще на что похож? - На дом, но без окон.

А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (графическое изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мыш­ления; развитие мелкой мотори­ки рук при частичном или полном графическом воспроиз­ведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучи­ванию стихотворений увлека­ет детей, превращает занятие в игру. Зритель­ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива­ния, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом­нить текст.

Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать свою мнемотаблицу, подобрать рисунки к выбранному стихотворе­нию (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность детям воспроизвести текст с опорой на рисунки

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок учится видеть главное, систематизировать полученные знания.

Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад), лабиринты.

С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Я работаю по теме самообразования «Познавательно - речевое развитие средствами технологии ТРИЗ и РТВ с детьми дошкольного возраста»

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) – это технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. С созданием ТРИЗ появилась база обучения, повышающая творческий потенциал ребенка. Это такое обучение, которое выводит ребенка из привычных стереотипов, учит самостоятельно принимать решения, а самое главное это интересное и необычное обучение.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

Я хочу вам предложить один из методов наглядного моделирования из технологий ТРИЗ - это метод Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление и речь ребенка, стимулирует его любознательность.

Этот метод позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия и их элементов. Моделирование маленькими человечками позволяет каждому ребенку испытать, прежде всего, на себе, что чувствует моделируемый объект; не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать их изменения.

Сущность использования ММЧ состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Человечки могут думать, производить действия, вести себя по–разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

Человечки не видны, но они есть и очень похожи на детей (людей). Можно предложить детям подуть на ладошки и почувствовать, как они бегут по ладошкам (воздушные) человечки; посмотреть на тонкие тюлевые шторы – там тканевые человечки; если посмотреть на пар, который выходит из чайника, там можно «увидеть» горячих человечков и так далее.

Для того, чтобы детям было интересно и более понятно, следует сделать карточки с изображением человечков: твердые, жидкие газообразные.

Еще лучше, если человечки будут придуманы и нарисованы вместе с детьми. Так они быстрее их запомнят. Схема ознакомления с явлениями неживой природы на основе ММЧ включает в себя постанову проблемы, наблюдения, опыты, решение проблемных задач и организацию практической деятельности, проводимой совместно с взрослым. Подобная организация способствует не только получению новых знаний, но и развитию любознательности, сообразительности, логического мышления. Возможность высказать свои суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже допуская ошибку. Все это формирует активную личность, способную к самостоятельному добыванию знаний, конструированию способов умственной деятельности.

Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.

Но есть определенные правила, которым нужно следовать:

  1. 1. Так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством – держать форму, то они держаться за руки, причем человечки камня держатся крепче,


чем человечки стекла (на карточках – символах руки этих человечков подняты вверх или опущены вниз)

2. Человечки молока, чая, воды, киселя и так далее – человечки – капельки (жидкие); они принимают форму того сосуда, в который их наливают; эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе.

3. Воздушные или газообразные человечки постоянно в движении: они все время куда – то бегут, летят (газ, дым, пар, запах); обозначения у них могут быть любые; главное, чтобы они были в движении.

На основе этого метода разработала игры и упражнения, в которые дети с удовольствием играют, обсуждают предложенные объекты, обучают другдруга. Например игра «Маленькие человечки», принцип обычного домино - прямоугольные костяшки домино разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками - или +, а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т.д.). Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку.

Подвижная игра «Мы - маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень»), не очень крепко держатся за руки, т.е. взрослый может легко эти руки разъединить («бумага»), начинают бегать (слово «пар», «дым», «запах»), стоят рядом, касаясь плечами («вода», «молоко», «сок» и др).

Каждый ребенок берет на себя роль определенного человечка и взаимодействует с другими согласно выбранной роли. Модели становятся динамичными, дети через движение, взаимодействие чувствуют перемены, переходят из одной роли в другую, отражая изменения в модели; попутно идет отработка мимики, жестов, выразительных движений. Этот вариант моделирования маленькими человечками можно использовать уже в младшем дошкольном возрасте. С помощью этой игры дети не только знакомятся с многосложностью взаимодействия окружающего мира, но и развиваются социальные умения и коммуникативные навыки детей

С чего начать?

  1. 1. Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ.
  2. 2. Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т.д.
  3. 3. На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга.

Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга.

Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т.е. получилась вода.

Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко.

Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т.е. испарилась.

С помощью моделирования маленьких человечков, можно изобразить любой предмет, например воздушный шар.

После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.

Чтобы показать соединение, используют «+», знак «-» используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.

Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольников является формирование элементарной системы знаний об окружающем, которая предполагает познание определенных закономерностей развития систем. Помочь ребенку понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе, с научной точки зрения – непросто, используя такие методы как наблюдение, анализ, выводы. Эти методы не дают понимания внутренних, существенных связей и отношений, не раскрывают глубинный смысл рассматриваемых процессов. Ввести же ребенка в мир молекул, помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи с каким – либо явлением, можно через игровой прием ММЧ.

В процессе использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности дети становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками практической части опыта, учатся высказывать предположения, пусть даже и ошибочные, анализировать полученные результаты. Становятся более самостоятельными, активными.

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
(на экране проецируется слайд № 3)
В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сущность метода моделирования.
(на экране проецируется слайд №7)
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)
символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)


опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:
планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)



блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
(на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка) . Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту.
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен был стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на учебных занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором как коллективной деятельности, так и взаимодействия детей.

В настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли, что требует от педагогов поиска новых методически правильных технологий обучения. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечается несформированность связной речи: нарушения композиции и синтаксической структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, а в речи либо отсутствие, либо ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. По результатам диагностики дети с общим недоразвитием речи имеют недостаточный уровень сформированности монологической и диалогической связной речи.

При пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картинок, рассказе-описании и творческом рассказе отмечаются следующие недостатки:

  • повторные наводящие вопросы;
  • пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, даже если ребенок передает содержание хорошо знакомого текста;
  • неоднократные нарушения связности изложения;
  • связные высказывания слишком коротки.

Данные диагностики позволяют понять пропедевтическую значимость своевременной коррекции нарушений развития связной речи.

Разработка различных методов обучения построению наглядной модели связного высказывания позволяет эффективно осуществлять логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР третьего уровня. Одним из способов планирования связного высказывания является метод наглядного моделирования.

Коррекция связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР с использованием метода наглядного моделирования будет эффективной, если в процесс обучения будут введены:

  • система подготовительных упражнений, направленных на осознанное усвоение правил организации композиции высказывания;
  • специальные приемы обучения детей действиям замещения;
  • различные модели, схемы, передающие предметно-смысловую и логическую организацию текста;
  • упражнения по нахождению различных вариативных средств связи предложений, что позволяет решить задачи с усвоением правил смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений.

В процессе использования метода наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР предлагается вводить понятие о графическом способе изображения действия различных рассказов .

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, оранжевый треугольник – морковка, коричневый овал – собака и прочее.

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и прочее).

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные изображения, картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка с ОНР и обеспечивает последовательность его рассказа. Пересказ – наиболее легкий вид монологической речи, придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовые авторский сюжет, речевые формы и приемы. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или cхематическими изображениями;
  • развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.

Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок : «Маша и медведь», «Три медведя», «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева.

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки логопед использует различные предметы-заместители. Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.

На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть. каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

Кроме этого, пересказ можно осуществлять с помощью графических схем .

Я читаю детям какой-либо рассказ и прошу его пересказать. Как правило, дети с ОНР ограничиваются лишь называнием персонажей. Тогда предлагается составить рассказ по графической схеме – имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.

Например: обучение пересказу рассказа «Белка» .

Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.

Составление рассказа по сюжетной картинке – значительно более сложный этап по сравнению с пересказом готового текста, но при этом ребенок овладевает навыками пересказа. Данный вид развития связной речи очень труден для детей с общим недоразвитием речи и требует определенного подхода к его реализации. Дети при рассказе по сюжетной картине должны выделять изображенные на картине предметы, основных действующих лиц, выделить основную событийную основу рассказа, взаимодействие различных героев картины, отметить особенности развития действия, составить экспозицию (начало) рассказа и окончание рассказа – развязку, итог повествования.

Коррекционно-логопедическое обучение с целью формирования навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

Для этого можно использовать пособия «Логико-малыш», «Оживи картинку». По данным пособиям я разработала несколько листов, которые помогают обучить детей с ОНР составлению рассказа по сюжетной картинке. Примером метода моделирования может служить предлагаемый рассказ по сюжетной картинке:

День рождения

У Кати сегодня день рождения. На день рождения Катя позвала гостей и накрыла большой стол. Ребята подарили Кате куклу и красивый торт. Сначала ребята играли в жмурки, а потом сели за стол. Дети пили чай с конфетами и тортом.

В задании представлена сюжетная картина и схематичные изображения наиболее значимых сюжетных отрывков рассказа.

Логопед может пользоваться для обучения как всей сюжетной картиной, так схематичными изображениями. Данный рассказ представлен не случайно, выбор обусловлен трудным восприятием у детей с ОНР сюжетной картинки с изображением природы.

Если дети в достаточной мере овладели навыком связного рассказа по сюжетной картинке, логопед может ввести элементы «ТРИЗ» – ребенку предлагается придумать другой конец рассказа или продолжить его, в рассказ включить новых героев, изменить действия в сюжете рассказа.

Описательный рассказ – отличается отсутствием временной последовательности, отношение одновременности.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов логопед должен помнить и решать следующие основные задачи:

  • развить у детей умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • сформировать обобщенные представления о правилах построения рассказа описания предмета;
  • научить детей языковым средствам, необходимым для составления описательного рассказа.

Для работы над составлением описательных рассказов могут быть использованы «Схемы для составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко. Предлагаю следующие модифицированные схемы для составления описательных рассказов.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов).

Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Опыт работы показывает, что овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно пользоваться моделью описания отдельных предметов или явлений. Один ребенок или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой круг – обруч. В месте пересечения кругов выложены символы, общие для обоих сравниваемых предметов. За пределами зоны пересечения символы характеризуют различия двух предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем – различия.

Корова и собака – это домашние животные. По размеру корова большая, а собака – маленькая. У собаки есть голова, туловище, лапы, хвост, уши, нос, глаза; у коровы есть голова, туловище, лапы, хвост, уши, нос, глаза, копыта, рога и вымя. Корова питается травой, а собака – мясом, косточками. Корова дает человеку молоко, мясо, а собака – сторожит дом человека. Корова живет в коровнике, а собака – в конуре.

Многим логопедам знакомы логопедические сказки , то есть рассказы, которые содержат большое количество одинаковых звуков (Н.В. Нищева «Будем говорить правильно», Л.А. Боровских «Я логично говорю»). В коррекционном процессе ребенок может подготовить пересказ по картинке, просто повторять текст за взрослым. Основная задача данных сказок – автоматизировать в связной речи поставленные звуки или дифференцировать оппозиционные. Чтобы работа не была для ребенка слишком скучной и шаблонной, в процессе подготовки к образовательной модели полезно использовать схемы или предметы-заместители.

План работы по такой сказке следующий:

  1. логопед читает сказку ребенку;
  2. вместе с ребенком выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
  3. ребенок отвечает на вопросы логопеда по содержанию сказки;
  4. пересказывает сказку по модели.

Рассказ на дифференциацию звуков «р-л»

Муравей и голубка

Муравей пришел к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. (По Л.Н. Толстому)

Примерные вопросы:

  • Куда пришел муравей в начале рассказа?
  • Что случилось с муравьем у ручья?
  • Кто помог муравью спастись от гибели?
  • Что сделала голубка, чтобы спасти муравья?
  • Что случилось с голубкой?
  • Как муравей спас ее?
  • Какое еще название можно придумать для сказки?

Рассказ с элементами творчества – это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Это придуманные рассказы, представляющие собой результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, способности самостоятельно моделировать схему рассказа. Необходимо помнить, что ребенок зачастую боится самостоятельно придумывать какой-либо рассказ, и здесь нам на помощь приходит метод составления модели.

Я выделяю следующую схему обучения ребенка составлению творческого рассказа:

  • логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а событийную сторону и действие, происходящее в рассказе, дети придумывают самостоятельно;
  • конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет детям проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; герои рассказа заменяются силуэтными изображениями (возможно из черной бумаги), что позволяет проявить творчество в описании внешнего вида героев, их характеров и действий, выполняемых этими героями;
  • детям предлагается составить сказку по модели, включающей геометрические фигуры или схематические изображения героев, необходимо выбрать название сказки, например: «Приключения слоника в Чудесном городе»;
  • каждый ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Я предлагаю следующий оригинальный прием обучения творческому рассказу: использование для данного вида деятельности силуэтных персонажей . Детям демонстрируются силуэты зверей, птиц, растений, которые могут быть вырезаны из бумаги или картона. Логопед может дать начало сказки: «Однажды, в далеком лесу и так далее». Дети сами сочиняют последовательность сюжета, определяют его начало и конец, придумывают характеры, внешний вид своим героям. На последующих этапах ребенок самостоятельно выбирает силуэты для модели и составляет рассказ самостоятельно.

Практика показывает высокие результаты обучения связному высказыванию (пересказ, составление рассказа по сюжетным картинкам, составление описательного рассказа, рассказ с элементами творчества) детей с нарушениями речи при использовании метода наглядного моделирования.

Как развить речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной?

Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу. Характер речи ребенка тесно связан с его общим психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе. Следует подчеркнуть важность совместных занятий родителей с ребенком. Я провожу индивидуальные консультации для родителей, показываю фронтальные занятия на родительских собраниях, объясняю родителям, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, в том числе показывать, как использовать метод моделирования при работе над пересказом, составлением рассказа по картинке.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Овладение связной речью предполагает усвоение ребенком следующих умений:

  • выделение темы повествования или определение объекта описания;
  • соблюдение последовательности (структуры) монолога.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006.
  2. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
  5. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.
  7. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи дошкольников. – Выпуски 1, 2. – М.: Гном и Д, 2001.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.
  9. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН-Пресс, 2005.

Материал предоставлен , № 2 за 2008 год.