Использование устного народного творчества в развитии речи детей

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.


Вся народная культура рождается из труда, трудовой деятельности, являющейся основой существования человека. И поэтому неслучайно главное качество всех народных героев - трудолюбие. Человек труда воспевается в народных песнях, сказках, былинах, он уважения, чтим, он учитель, передающий детям свое умение, мастерство.

В процессе труда человек взаимодействует с природой. Он встречается с добрыми и злыми силами, которые сосуществуют с ним. Поэтому он обращается к природе ласково, как к родному, близкому существу: землица-матушка, Красно Солнышко, золотой дождичек и т.д.

Ты взойди, взойди, солнце красное, - поется в одной из русских народных песен.

Так начинается обожествление природы, рождаются первые мифы и религии. В них нам предстает человек, любящий, охраняющий и защищающий природу как свою благодетельницу, кормилицу, родительницу. В процессе труда люди общаются друг с другом. Постепенно складывается система норм общения, правила взаимоотношений а группах, семьях. Здесь на первое место выдвигается любовь.

"Возлюбленные дети мои, дети мои, любите друг друга" - это последние слова евангелиста, любимого ученика Христа, Иоанна Богослова, произнесенные им в проповеди-завещании.

Человек живет на Земле, она его кормит, одевает, рождает стремление к творчеству, к искусству, что развивает его духовность, формирует творческую личность. Эта Земля - родина человека, давшая возможность увидеть ее красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов как мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к родине, как к малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки.

Эта же идея является центральной и в письменных памятниках как народных, так и авторских. Она выражается не только в описаниях героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославление своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга.

Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также частью и достоинством, даже в отношениях с противником. За примером долго ходить не надо. Достаточно вспомнить героев народных волшебных сказок, борющихся с различными чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины, былинных героев6 Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и других защитников Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: "На чужбине сгоришь от солнца, дома и снег согревает", "С родной земли - умри - не сходи", "Без корня и полынь не растет", "На чужой стороне и весна не красна". Так постепенно, от поколения к поколению, у народа складывается представление об идеале человека, о носителе всех лучших качеств, присущих национальному характеру.

И венчает народную культуру национальный язык. Очень хорошо об этом сказал Н.А. Карамзин " Язык и словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; …богатство языка есть богатство мыслей…; успехи наук свидетельствуют о превосходстве разума человеческого, успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его образования, ум и чувственность к изящному".

Итак, человек, любящий трудиться, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и культурой, человек физически сильный, мужественный - это и есть тот идеал, который сформировался в русской культуре, который определяет ее высокую духовность, нравственность и гуманность. Эти черты наиболее полно раскрываются в русском народном творчестве, часто подвергаясь гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, наткать одеть весь народ и т.п.)

Сказочные герои бесстрашны. Они борются со злом и побеждают его, даже если ради этого погибают. И хотя русские народные сказки кажутся бесхитростными, то уроки, которые они преподают современным поколениям воистину неоценимы.

Процесс воспитания в России начинался с наставников. Существовали специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, назидания и т.д. В них сосредоточены основные заповеди воспитания человека: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности. Не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Аналогичные заповеди-запреты имеются и в Библии.

не убивай,

не пожелай жены друга твоего.

не прелюбодействуй

Сравнивая народные заповеди с заповедями религиозными, видно их сходство, можно сделать вывод о том, как религиозные, так и народные заповеди имеют общечеловеческую направленность и определяют совокупность нравственных качеств человека.

И, наконец, идеал личности особенно четко и кратко выступает в народных афоризмах, этих своеобразных педагогических миниатюрах.

Пословицы и поговорки - проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорят от прошлом, оно оценивается точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое отражено в афоризме, соответствует народным идеалам, чаяниям, ожиданиям человека.

В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности. Например, "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"

Наиболее распространенными формами пословиц являются наставления, поучения и практические советы взрослым по воспитанию детей.

Так, сформировавшиеся н на протяжении веков представления о народном идеале легли в основу всех компонентов народной культуры, всех произведений народного творчества. Вот почему сказки, песни, афоризмы, героический эпос, народные промыслы становятся важнейшими средствами обучения и воспитания.

Что же составляет содержание народной культуры., имеющей огромной воспитательное значение. Это прежде всего фольклор - русское народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки и т.д.; музыкальное песенное искусство; народная игрушка, народные промыслы, объединяющие в себе труд и искусство.

Передаваясь из поколения в поколение в устной, а позднее в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как механизм передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания.

"Русские песни, предания, пословицы… и, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большого внимания, они - хранилище русской народности" (Н.А. Некрасов).

В народном творчестве сказка - безусловно самое большое чудо Вымысел существует на сам по себе, а несет определенную смысловую нагрузку: материализованные в гиперболических образах добро и зло; в сказке вдут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть нравственная правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

В ней предельно ярко выражены нравственные законы и принципы, эстетические идеалы. Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в выдумке. "Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок".

Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки.

В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие пороки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, дружба. Очень красив и звучен язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши.

Таким образом, первый воспитательный акцент сказки - это содержание. Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Героический эпос по своим форме и замыслу близок к сказке, но в отличие от последней в ней действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красное Солнышко.

Главными героями этого жанра являются богатыри - защитники Отечества, борцы за правду. Они представлены в эпосе как идеал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом "добрых молодцев" - Илья Муромец - честен и скромен, защитник своего народа, он храбр и смел, и при этом благовоспитан.

Позднее появляются в русском эпосе богатыри, несущие славу Родине другими деяниями: торговлей, открытием новых земель, например, Садко.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе, и к детскому, к условиям жизни семьи, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных качеств ребенка. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Афоризмы, пословицы, поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, родине, родителям, друзьям. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать из с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были путеводителями по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своего воспитательного значения и по сей день.

Загадка - жанр народного творчества, относящийся к малым фольклорным формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и различия и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывая их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретически творческого мышления.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют народные игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. И в этом отношении народная игра занимает особое, важное место. Возникновение народной игры - это творческий процесс. Народная игра с течением времени видоизменялась, совершенствовалась. Почти все современные игры созданы на основе народных игр. А.М. Горький говорил, что игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, и особая роль здесь принадлежит народной игре.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка. D русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе. Это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему согласию участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно будет убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые. С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определились их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели. Наряду с творческими играми, возникавшими в самостоятельной двигательной деятельности детей ("Салки, "Прятки", "Казаки-разбойники) и другие, выделялись, так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами.

Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, учитывая важную роль игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, в воспитании нравственных качеств, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разработавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Устное народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей дошкольного и более старшего возраста. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки и др. В детском саду и школе очень часто используются эти и другие жанры для развития и воспитания. Загадки, сказки, поговорки обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые

Устное народное творчество в детском саду начинает все шире использоваться. Существуют специальные программы для работы в этом направлении, некоторые воспитатели предпочитают самостоятельно выбирать методику. Но, в любом случае, это одно из самых распространенных

Так, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Загадки можно учить ребят не только отгадывать, но и придумывать самим. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Нельзя не сказать, что устное народное творчество для детей - это, прежде всего, сказки. Кроме того, они в большинстве случаев наиболее интересны для малышей Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. На примере многих персонажей можно доступно объяснить такие понятия, как "добро", "зло", "жадность", "смелость" и т. п. Сказка вводит детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. Став на сторону положительного персонажа, дошкольник решает все поставленные задачи вместе с ним. Это увеличивает творческую активность и позволяет делать выводы, недоступные в других обстоятельствах.

При этом воспитатели, педагоги и родители должны грамотно и ответственно подойти к выбору произведений, соответственно с и целями, которых необходимо достичь. Так, "Колобок" более подойдет для малышей-дошкольников, дети постарше быстро потеряют интерес к "примитивному" сюжету. В школьном возрасте уже можно предлагать былины, которые в большинстве своем сходны со сказками.

Устное народное творчество обогащает словарный запас ребенка, особенно работа с потешками. Это короткие, мелодичные стишки, которые часто могут сопровождаться определенными действиями. Они помогают в воспитании доброжелательности, дружелюбия, сопереживания. Постепенно дети переносят их в свои игры.

Так, дома или в детском саду можно сделать уголок, в который помещаются книжки-малютки, книжки-раскладушки, по мотивам фольклорных произведений, иллюстрации. После трех лет (а иногда и раньше) малыши с удовольствием будут рассматривать картинки, пересказывать уже знакомые потешки, сказки, интересоваться новыми.

Детство ребенка во многом зависит от окружающей среды. Если при этом родители и педагоги окружают ребенка заботой и лаской, при этом обогащая занятия с ним, задействуя устное народное творчество, высока вероятность, что у него уже в раннем возрасте будут заложены основные нравственные качества, которые в дальнейшем будут только развиваться. Фольклор не только помогает в воспитании и развитии, но и просто разнообразит будни и праздники.

Из опыта работа воспитателей детского сада по нравственно - патриотическому и музыкальному воспитанию

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.
Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н. Б. Федорова.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.
В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору. В пеших прогулках по улицам села, экскурсиях дети узнают историю его возникновения, традиции народно – прикладного искусства. При посещении районного краеведческого музея заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре села, устройстве деревянного дома, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями его обитателей.
Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини - музей детского сада. В музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, орудия труда, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать, обыграть. Например, походить в лаптях, «пропрясть кудель», попить чай из старинного самовара. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, воспитатели читают художественную литературу, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. В старшей группе дети составляют свою родословную. При этом проводится большая работа с родителями. Каждый ребенок совместно со своими близкими собирает материал о предках: где они жили, кем работали, и т. д., а затем составляет генеалогическое древо своего рода.
Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и сами их сочиняют, обыгрывают, участвуют в театрализованных постановках. Не один праздник, ни одно развлечение, а часто и занятие не обходятся у нас в саду без участия сказочных персонажей. Как же интересно самому превратиться в сказочного героя и побывать в волшебной стране или узнать в веселой Бабе Яге своего любимого воспитателя.
В развитии детей огромное место занимают игры . Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями композиторов республики. Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Поэтому интересно и весело проходят фольклорные праздники. Они являются особой формой знакомства с народным музыкальным искусством. Здесь соединяются радость и веселье, знания и умения. Ребята показывают свои театральные, танцевальные, музыкальные навыки. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.
Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении обрядов, народных игр, постановке сказок.
Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа.