Как легче выучить состав числа до 10. Состав чисел: как объяснить ребенку, что это такое

В возрасте 6-7 лет ребенка знакомят с составом чисел от 0 до 10 . Изучение состава числа поможет будущему школьнику легко освоить сложение и вычитание.

К этому возрасту ребенок знает наизусть прямой счет до 10, обратный счет в пределах 10, умеет пересчитывать и отсчитывать предметы, знает состав числа из единиц: понимает, что 3 - это 1 и 1 и 1. Все это говорит о том, что ваш ребенок готов к изучению состава чисел до 10 из двух меньших чисел.

Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал. С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Например, число 6 - это 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, 6 и 0. Одно занятие посвящайте одному числу. Пусть ребенок вначале отсчитает нужное число предметов, а затем распределит их по группам, применяя различные комбинации. Результаты своих вычислений ребенок может записывать в виде примеров. Не забывайте, что самый лучший тренажер и помощник, который всегда с собой - это пальцы ребенка. В первое время с помощью пальцев можно и нужно находить правильный ответ. Но результатом изучения состава числа должен стать счет в уме. Ребенок предстоит научиться отвечать на вопросы: 8 - это 3 и? 5 это 2 и?

Как помочь ребенку запомнить состав чисел?

Маленькие хитрости

Расскажите, что любое число всегда состоит из единицы и предыдущего числа. Таким образом, если нужно определить состав числа 8, у ребенка уже готов один ответ: 8 - это 1 и 7. Соответственно, чтобы определить, сколько будет 8 минус 1, нужно от 8 отчитать 1 в обратном порядке, то есть назвать предыдущее число.

Познакомьте ребенка также с отсчетом 2. Чтобы ответить на вопрос: 8 - это 2 и сколько?, нужно сначала отсчитать 1 в обратном порядке, а потом еще 1.

Больше практики

Чтобы довести определение состава числа до автоматизма, решайте как можно больше примеров. Можно играть в игру: вы называете число, состав которого нужно определить, ребенок как можно быстрее показывает любое уместное количество пальцев, вы показываете оставшееся количество. Потом меняетесь ролями. Эта игра также тренирует навык сравнения, ведь если вы назовете 4, ребенку нельзя показать 5 и более пальцев.

В возрасте от 5 лет познакомьте ребенка с составом чисел первой пятерки. Изучение состава числа способствует пониманию детьми понятия «сумма» как объединение двух слагаемых.

Состав числа из единиц

Вначале объясните ребенку состав чисел из единиц. 2 - это 1 и 1. 5 - это 1 и 1 и 1 и 1 и 1. Для наглядности используйте однородные предметы. Можно отсчитывать и распределять по группам карандаши, игрушки и даже конфеты.

Состав числа из двух чисел

Следующим этапом будет знакомство ребенка с составом числа из двух меньших чисел. Ребенку показывают все варианты состава чисел в пределах пяти.

Число 1 - это 0 и 1

2 - это 0 и 2, 1 и 1

3 - это 0 и 3, 1 и 2, 2 и 1, 3 и 0

4 - это 0 и 4, 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1, 4 и 0

5 - это 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 5 и 0.

Сначала покажите ребенку на предметах или на пальцах одной руки, как получается эти группы. Группируйте фломастеры, веточки, пуговицы. На данном этапе важно, чтобы ребенок определял состав числа с помощью любого наглядного материала.

Затем переходите к цифрам. Наряжайте елочки, рисуйте паровозики с вагончиками или заселяйте домики. Числовой домик - это многоэтажный дом, на каждом этаже которого две квартиры. Крыша - это число от 1 до 5. На одном этаже может жить только жильцов, сколько обозначает это число на крыше. Вместе с ребенком расселите цифры по этажам. Вначале покажите ребенку, что если в первом столбике написать цифры в прямом порядке, во втором - их же в обратном порядке, то сразу найдется верный ответ. Можно использовать числовую прямую. Разрежьте отрезок в разных местах для получения разных комбинаций частей. Пусть ребенок запомнит, что: Число = 0 + Это же число.

Использование всевозможных графических помощников является переходным этапом от счета на пальцах к счету в уме.

Когда ребенок идет в школу, то важным предметом для него становится математика. И первой задачей учителя в этом случае будет сформировать у первоклассников навыки вычисления. Устные вычисления нужны не только для дальнейшего изучения предмета, они формируют личностные качества ребенка. Поэтому необходимо каждый день с ребенком тренироваться в вычислениях. Однако не всегда сразу дети понимают, что от них хотят.

  1. Наверняка, ваш ребенок слышал, как вы считаете вслух хотя бы до десяти. Или, может, он сам уже знает считалку: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать». А возможно, он сам просит посчитать какие-нибудь предметы: стулья в комнате, ступеньки на лестнице, сиденья на карусели, клумбы на улице. Если нет, то сами предложите ему посчитать вместе с вами. Хорошо считать шаги. Или наступать на определенного цвета плитку и считать при этом. Или на упавшие листья. Придумывайте сами, советуйтесь в этом вопросе с ребенком и считайте те предметы, которые ему интересны.
  2. Еще до школы нужно объяснять ребенку, в чем разница между цифрами и числами. Цифры – это графические обозначения чисел. Причем цифр всего десять: от 0 до 9. 10 – это уже число, обозначенное на бумаге цифрами 1 и 0. Числа показывают количество чего-либо. Объясните ребенку просто и наглядно на интересных ему предметах: фруктах, игрушках, конфетах.
  3. Простейшее сложение и вычитание. Возьмите банан. Сколько бананов? Один, запишите это цифрой 1. Сколько будет бананов, если взять еще один банан? Считайте: один, два. Правильный ответ – два банана. Покажите ребенку это на бумаге: 1+1=2. Плюс означает, что мы берем еще один такой предмет, а знак равенства заменяет вопрос «сколько получится?». И 2 означает, что получилось два банана.
    А теперь попросите ребенка угостить вас бананом. Сколько осталось у него в руках бананов? Посчитайте. Один. Покажите это на бумаге: 2-1=1. Минус означает, что мы убрали один такой предмет.
  4. После освоения предыдущего примера, возьмите уже 3 предмета, например, апельсина. Покажите, что 3 можно получить тремя способами: 1+2, 2+1 и 1+1+1. Обязательно считайте предметы вместе с ребенком и выбирайте интересные ему предметы для счета. В качестве таких вещей можно купить специальные счетные палочки. Они разноцветные и нравятся детям. Можно посчитать деньги (дайте ребенку почувствовать себя взрослым): одна денежка плюс вторая и т.д.
  5. После успешного введения первых чисел объясняйте и все остальные до десяти.
  6. Подарите ребенку специальный плакат: «Состав числа» или нарисуйте его самостоятельно. А можно не только рисовать, но и приклеивать мелкие предметы: листики, ракушки, фантики от конфет. Самое время проявить фантазию. Самостоятельно изготовленный плакат, во-первых, лучше запомнится, нагляднее, во-вторых, будет развивать мелкую моторику ребенка, в-третьих, позволит ему лишний раз поиграть с мамой.
  7. Нарисуйте домики для чисел. Например, домик для 4 выглядит как высокий прямоугольник с крышей. На крыше рисуете цифру 4. Дом – пятиэтажный. На первом этаже живут 0 и 4, на втором – 1 и 3, на третьем – 2 и 2, на четвертом – 3 и 1, на пятом – 4 и 0. Такой метод позволит ребенку легко и быстро запомнить состав чисел, а также поиграть с жителями домика. Можно сделать и второй домик потом, только уже не с цифрами, а с предметами или нарисованными человечками, животными или кружочками. Или один домик с четырьмя окнами, например. А в окна посадить «жильцов» - вырезанных собачек, например. Сколько собачек живет в домике? 4. А сколько собачек останется, если одна ушла в магазин? Правильно, три и одно окошко останется свободным. Значит, 4 занятых окошка минус одна собака – равно 3 занятых окошка.
  8. Купите малышу счеты. Да-да, эта старая игрушка заинтересует его, ведь перебирать костяшки – это так интересно. Это вам не пятидесятая машинка, такую игрушку редко можно встретить у современных детей. Счеты – очень нужная вещь: по ним можно и считать научиться и в «магазин» поиграть.
  9. Когда ребенок сможет устно посчитать до двадцати, то покажите ему письменное написание этих чисел.
  10. Возьмите 13 конфет, запишите их количество цифрами. Теперь уберите 10 конфет и покажите, что осталось лежать только 3 конфеты. 3 – число единиц, а 1 – число десятков.
    Для большей наглядности возьмите много мелких предметов: детали от конструктора, мозаики. Отсчитайте 20 деталей, запишите это число. Покажите, что оно состоит из двух десятков (число десятков обозначено цифрой 2) и не включает в себя единицы (обозначены цифрой 0). Покажите, как читать большие числа: 21 – двадцать и один, то есть 20+1.
  11. Наверное, самый трудный этап – объяснить ребенку получение чисел больше 10. Почему 8+3=11. Почему оно так записывается. Объясняйте, что для удобства большие количества считают десятками. И что 8 и 2 составляют один десяток. Но прибавить-то нужно было 3. 2 мы уже прибавили, до 3 не хватает всего единицы. Поэтому получается, что 8+3 – это 8+2 и еще 1. 8+2=10, запишите это на бумаге. А куда написать еще одну добавленную единицу? Правильно, вместо нуля.
    Конечно, сразу ребенку это будет тяжело и непонятно, но тренируйтесь. Умный и любящий родитель всегда найдет способ его заинтересовать. Не все сразу, отложите учебу, предложите вспомнить о сложении на следующий день. Несколько таких тренировок – и ребенку самому будет интересно складывать большие числа.
Не заставляйте малыша учить математику насильно, чтобы не отбить желание навсегда. Фантазируйте, предлагайте, заинтересовывайте! Не игнорируйте желание и просьбы ребенка что-то посчитать. Помогите ему, считайте вместе с ним, ведь математику можно превратить в веселую игру.

Ребенок любит играть в футбол – прекрасно, считайте голы. Любит смотреть мультфильмы – считайте серии или персонажей. Любит лепить – считайте куски пластилина. Любит рисовать – считайте фломастеры, краски или кисточки. Попутно не забывайте про маленькие хитрости: «А можно мне взять одну кисточку? Сколько у тебя теперь осталось кисточек? А сколько у меня кисточек? А сколько кисточек вообще в комнате?» Так, играя и занимаясь любимым делом, ваше чадо освоит азы математики.

Татьяна Вилинская
Консультация для воспитателей «Как выучить с дошкольниками состав числа»

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории : Вилинская Татьяна Стефановна

Консультация для воспитателей . Тема : «Как выучить с дошкольниками состав числа » .

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте игра . Именно поэтому все обучение должно происходить в игровой форме.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике обучению составу числа детей дошкольного возраста .

Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.

Что это означает - изучение состава числа ?

Это значит, что ребёнок должен помнить все комбинации пар чисел, из которых может состоять число до 10 . Примерно так : "Число 8 может быть составлено из чисел 1 и 7 (7 и 1, 2 и 6 (6 и 2, 5 и 3(3 и 5, 4 и 4.

Не обязательно по порядку, но желательно ЗАПОМНИТЬ все возможные комбинации.

В первом классе на изучение состава числа отводится совсем мало времени. Чтобы что - то запомнить, необходимо много повторений. В школе на запоминание времени не будет, в школе, помимо математики, у ученика ещё много предметов, и по каждому из них надо будет овладевать новыми знаниями, и многое запоминать.

Но если мы с вами занимаемся с ребёнком уже давно (надеюсь, лет с 3х, и занимаемся, не принуждая и не заставляя ребёнка, а заинтересовывая его и поощряя малейшие успехи, то его ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(сейчас нас, в первую очередь, интересуют внимание и память) достаточно развиты, и у ребёнка сформирован интерес к учёбе.

Потому что запоминание состава чисел - это уже серьёзный этап обучения, для него необходимо сознательное и заинтересованное отношение ребёнка к учёбе.

Состав чисел мы запоминаем , повторяем много раз, и для того, чтобы обучение не превратилось в мучение, мы будем применять разные методические приёмы, наши задания мы будем разнообразить.

Для знакомства с составом чисел нам понадобится счётный материал. Карточки с одинаковыми картинками предпочтительнее в начале, позже лучше использовать счётные палочки.

РАЗРЕШАЕМ ребёнку пользоваться для счёта ПАЛЬЦАМИ. Лучше сейчас, чем в третьем классе, но этот этап проходит каждый ребёнок. Счёт на пальцах очень полезен, подключаются к запоминанию зоны мозга, отвечающие за осуществление мелких движений, и помогают нам быстрее запоминать состав чисел .

К тому же пальцев у нас 10 - очень удобно и очень наглядно, и здорово, что пальцы всегда с нами, можно воспользоваться в любой момент . Я начинаю обучение с состава числа 5 , а на состав чисел 2 , 3 и 4 только даю задания, там так мало комбинаций, что ребёнок легко ими овладеет без специальных усилий.

На первом занятии мы с ребёнком вместе размышляем и выкладываем из счётных карточек - как 5 предметов делят между собой два персонажа (кому из детей что ближе - два брата, два друга, для детей помладше могу взять картинки со зверюшками - белочка и ёжик делят орехи).

Проходим все варианты - у белочки 1 орешек, у ёжика 4, у белочки 2 орешка, у ёжика 3, у белочки 2, у ёжика 3 и т. д. Чтобы ребёнок увидел все возможные варианты.

Не просто "увидел", а подействовал, пропустил через себя, ощутил такой важный момент "Если в одном месте прибудет, в другом обязательно убудет". С детьми с высоким уровнем готовности к школе делаем это в тетрадях в клеточку вот таким вот образом. (Ребёнок сам закрашивает клеточки двумя разными цветами) .

Так мы начинаем работу с каждым числом ! Я не перехожу к изучению состава следующего числа , пока ребёнок не овладеет как следует составом числа нынешнего ! На следующих занятиях мы повторяем (запоминаем) состав числа . Я использую такие игры и упражнения :

Итогом ваших занятий с ребёнком должно стать запоминание ребёнком всех комбинаций. Вы спрашиваете "А как может быть составлено число 10 ?" И ребёнок вам бодро и весело отвечает "9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5 !"

Публикации по теме:

Данная игра изготовлена мной для детей старшего дошкольного возраста, так как при изучении состава чисел в пределах 5 дети испытывали затруднения.

Тема: Состав числа 10 и решение задач. Цель: закрепить следующие умения детей: называть состав числа 10; ориентироваться на листе бумаги.

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Радуга» «Состав числа 3» Основной вид деятельности: непосредственно –.

Конспект НОД по ФЭМП «Счет и состав числа 10» Воспитатель: Рыжкова Н. И. МАДОУ ДС ОВ №9 «Лучик». Цель: Закрепить у детей математические знания и умения посредством игры, понимать отношение.

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического.

Дети очень любознательны, их легко и приятно обучать чему-то новому. Заботливые родители полагаются в обучении дошколенка не только на воспитателей детского сада, но и на себя. Один из вопросов, которым задаются мамы и папы, - как научить ребенка составу числа? Процесс обучения должен проходить в виде игры, ведь по другому малышу просто не будет интересно. Сегодня поделимся практическими советами по обучению детей в игре составу числа. Это очень занимательно!

Состав числа до 20 - изучение именно такого количества потребуется на первоначальном этапе по обучению ребенка счету и запоминанию цифр. Для этого потребуется правильная методика для обучения дошколят, которая поможет быстро и плодотворно освоить счет. Главные составляющие факторы при обучении - игровая форма и множество наглядных примеров. Знакомство с цифрами в счете - это начальный этап развития, здесь должны присутствовать развивающие игры, например, детские кубики.

О чем должны помнить папы и мамы при занятиях с ребенком?

  1. Обучению состава числа до 20 нужно начинать как можно раньше, процесс пойдет проще и быстрее. Не нужно зацикливаться на счете до 10, ребенок просто потеряет интерес, ему нужно давать все больше знаний.
  2. Показатели количества детки должны запоминать всеми возможными рецепторами: слух, осязание и зрение.
  3. Обучение детей составу числа - такой же простой процесс, как изучение названий животных и букв алфавита.
  4. Участие родителей в процессе изучения цифр и их состава - обязательное условие.
  5. Помните: наши малыши намного логичнее и умнее, чем нам кажется. Поэтому не стоит думать, что для изучения цифр ребенок еще очень мал.

Условия для обучения

Задумываясь над тем, как научить ребенка составу числа, не нужно "изобретать велосипед". Обучайте в игровой форме малыша в любых условиях и ситуациях: при походах в магазин, на прогулке, в очереди в поликлинику. Помогут карточки на составе числа - количество предметов с цифрой.

Например, в магазине купили 5 яблок. Попросите ребенка показать карточку с таким же количеством предметов. Или в очереди: посмотрите, сколько людей стоит перед вами и после вас. Попросите малыша показать карточки с цифрой, соответствующей очереди. Малышу это будет очень интересно!

С какого возраста обучать детей счету и составу числа?

Счету малышей нужно начинать обучать с младенчества. В этом помогут простые игры. Например, загибание пальчиков: раз, два, три, четыре, пять, пошел зайка погулять - и так далее. Показывайте малышу на пальцах, сколько ему лет, некоторые уже в год при вопросе "сколько годиков" уверенно показывают один палец!

С трехлетнего возраста малыша нужно обучать не только счету, ведь это простая последовательность цифр, но и составу числа. Ребенок должен понимать, чем отличается цифра 5 от числа 12 - показывайте на конфетах, детских кубиках, пуговках и так далее.

До скольки учить считать?

Как правило, счет до десяти дети усваивают очень быстро, тем более, если учить считать с младенчества. Многие детки идут в школу, умея вести счет до ста и в обратном порядке. Нужно ли вообще выходить за границы десяти?

  1. Напишите на бумаге цифры от одного до десяти. Особое внимание ребенка направьте на цифру 10. Покажите, что она имеет впереди единицу, а в конце нолик.
  2. Расскажите, что двузначные числа образовываются из каждой цифры. Например, при написании числа 11 нужно заменить ноли на единицу, при написании 12, меняем ноли на двойку, и так по порядку.
  3. Далее покажите число 20. Объясните, что теперь меняем первую единицу на двойку, а при дальнейшем счете нужно будет менять нолик на прочие цифры.

Пишите вместе с малышом. Составляйте двузначные числа, он должен знать их не только на слух и по количеству, но и воспринимать зрительно именно числа.

Как объяснить малышу, что такое состав числа?

Самый простой пример знакомства ребенка с понятием именно состава числа - наглядный. Помогут в этом все члены семьи. Останьтесь в комнате вдвоем с малышом, спросите, сколько человек сейчас в комнате. Он скажет, что два. Потом нужно, чтобы в комнату вошел еще один член семьи, и тогда малыш скажет, что теперь их три. И так далее. Следом нужно подать пример на убывание, то есть, из комнаты должен выйти один человек, или два, ребенок должен уметь не только прибавлять, но и отнимать.

Еще пример: попросите на три коробочки разложить 4 палочки. Вариантов будет 2: либо 1/1/1/2, либо 2/1/1/1 - так малыш поймет, что в три места одновременно нельзя разложить 4 предмета одинаковым количеством.

Простая игра - счет в шагах

Как научить ребенка составу числа? Простой и понятный пример - отмерить шагами расстояние до дома. Для примера возьмем 20 шагов.

Выходя на прогулку, в детский сад, магазин или любое другое место, отсчитайте с малышом от подъезда 20 шагов, поставьте отметку, например, мелом. Счет нужно начинать с одного. Далее покажите, что еще три шага, и будет уже 23. По возвращению домой, найдите поставленную отметку, и отсчитывайте шаги уже от 20 - в обратном порядке. То есть, от дома вы отошли на 20, а теперь до дома осталось 20, 19, 18 и так далее. Ребенок быстро поймет, что значит от дома и до дома, а это и есть состав числа.

Накрываем стол

Собираясь поужинать или пообедать всей семьей, попросите малыша помочь накрыть на стол. Ребенок знает, сколько в семье членов, скажите, чтобы он положил на стол равное количество ложек или вилок, тарелок и кружек.

Если он начнет ставить так: папе, маме, брату, и так далее, остановите, и попросите назвать количество людей в цифрах, помогите сосчитать, если ребенок затрудняется. Далее попросите поставить столовые принадлежности в равном количестве людям.

Счетные палочки

Имеется множество интересных и активных заданий для детей. Состав числа не всегда хочется изучать прыгая, бегая, накрывая на стол. Иногда нужно просто провести время в спокойной обстановке, но продуктивно. Помогут счетные палочки.

Если ребенку менее 4 лет, то начинайте с самых простых примеров. Положите на стол одну палочку, скажите, чтобы добавил столько, чтобы получилось три. Потом скажите, что нужно убрать палочки так, чтобы стало две, и так далее. Усложняйте примеры, ребенок не должен пользоваться умением считать, чтобы составить именно состав числа. Не должно быть примеров таких: на столе одна палочка, добавь так, чтобы стало две, а теперь три.

Игра в стройку

Помогут изучить и понять, что такое состав числа, домики из обычных игровых кубиков. Это не должно быть "Лего", малыш может легко запутаться в мелких деталях.

Скажите, что сегодня в планах построить дом из 9 этажей. Как только строение будет готово, скажите: "Слишком высоко, нужно оставить всего 5 этажей". Малыш должен убрать лишние.

Потом можно посоревноваться, у кого получится самый высокий домик. Состав числа изучается при такой игре "на ура". По окончании строительства попросите сосчитать, сколько этажей в вашем доме, и сколько в его. Спросите: у кого выше, и на сколько этажей.

Делимся сладостями

Можно угостить конфетами детей на улице, или членов семьи. Скажите ребенку, что нужно каждому дать по две конфетки. Например, в семье пятеро человек. Малыш должен дать каждому по две конфеты, а потом сосчитать, сколько вообще было роздано.

Перед этим положите в вазу 20 конфет, или больше. После того, как все получили свои угощения, попросите ребенка сосчитать, сколько осталось в вазе. Потом объясните, что было 20, из них отдали 10, у каждого получилось по 2 конфетки. То есть, один состав числа можно разделить на несколько.

Карточки

Сделайте карточки на состав числа сами, или же купите их в магазине. Главное, чтобы было два набора. В первом наборе на каждой карточке должны быть нарисованы предметы от 1 и до 20. В другом наборе карточки должны быть украшены цифрами от 1 до 20. Отдельно сделайте знаки "+" и "-".

Положите на стол карточку с числом 5, дайте ребенку задание найти подходящий набор предметов на карточке, а потом наоборот: покажите карточку с количеством, попросите достать с соответствующим числом.

Второе занятие немного сложнее, но оно тоже необходимо при изучении состава числа. Составьте пример из двух карточек с картинками. Например: 2 яблока + четыре яблока. Ребенок должен найти карточку не с яблоками в количестве 6 штук, а с цифрой. Далее сделайте пример на минус.

Опять со второго задания, только составьте пример из чисел, а ответ попросите дать в картинке, которая будет соответствовать полученному числу.

Третье задание - самое сложное, но без него тоже никак не обойтись. Составьте пример на основе карточек с цифрами и рисунками. Например: 2 + три яблока (рисунок). Или "Десять яблок (рисунок) - 4". Малыш должен найти обе карточки - и с рисунком и с числом.

Четвертое задание - не сложнее третьего. Теперь ребенку предложите карточку с количеством предметов в виде рисунка. Он должен составить пример на + с цифрами, чтобы получить такое же количество яблок. Потом пример для ответа в картинках. Далее наоборот - покажите число, и малыш должен составить правильный пример на + из карточек с картинками, а потом и с числами. Повторите то же самое, только с примерами на минус.

Мы рассказали о том, как научить ребенка составу числа. Примеров и игр множество, мы предоставили самые интересные, простые и посложнее, но все они непременно пригодятся на домашних уроках.