Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша. Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения

i.u-mama.ru

Мы уже рассматривали различные , говорили и о , подробно останавливаясь на физиологических и психологических особенностях того или иного возраста. Если вы приняли решение учить ребенка читать в 4 года и видите, что он к этому готов, проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать, наши подсказки вам в помощь.

Обучение ребенка 4 лет чтению: распространенные ошибки

Если вы решили самостоятельно научить ребенка читать, следует знать, какие подводные камни ждут вас на этом пути.

  • Называйте не буквы, а звуки!

Пожалуй, это самая распространенная ошибка. Грубейшая!
Да, буквы русского алфавита нужно называть правильно: «эль», «эм», «пэ», «эр» и т.п. НО! Оставьте эти знания школьникам. При обучении чтению они могут сыграть с вашим ребенком злую шутку. Абстрактное мышление дошкольника развито плохо, ему трудно запомнить, что буква «эм» читается и произносится как «м» или «мь». а «эм-а-эм-а» — это «мама».


knigi.tomsk.ru

Будьте бдительны при выборе детских «говорящих» пособий и книг, часто это важное правило не соблюдается!

  • Учим гласные.

Совсем не обязательно учить сразу весь алфавит. Учиться читать можно, и не зная всех 32 букв. Для начала выучите несколько гласных (А, У, О). Объясните ребенку, что гласные можно петь, произносятся они протяжно.

Хорошие результаты дает и такой способ запоминания букв. Развесьте в разных местах карточки с буквами. Хорошо, чтобы они все время попадались на глаза. В течение дня просите ребенка напомнить вам, какую песенку поет каждая капелька, просите придумать слово, которое начинается с этой буквы или произнести слово, где эта буква в конце.


лучики-томск.рф

  • Учите буквы в контексте.

Не учите с ребенком буквы ради букв. Показали новую букву, подобрали слова на эту букву, нашли ее в книжке (пусть другие буквы еще неизвестны ребенку, цель — найти именно ЭТУ.

  • Повторение — мать ученья.

Не торопитесь «грузить» ребенка большим количеством информации. Переходить к изучению новой буквы можно лишь тогда, когда освоена предыдущая. Обязательно повторять те буквы, с которыми вы уже познакомились и придумывать все новые и новые задания, чтобы ребенок учился их узнавать, слышать в словах.

  • Учим согласные.

Согласные нельзя пропеть, они могут звучать глухо или звонко. Ребенку, который только учится читать, можно не сообщать «лишнюю» информацию. Достаточно просто сказать, что «согласный звук нельзя пропеть». Учить ребенка определять на слух гласные и согласные звуки, просить из названых вами 2-х звуков выбрать гласный/согласный вы можете чуть позже, когда весь алфавит останется позади.


marypop.ru

Когда ребенок уже хорошо запомнил несколько гласных, добавьте 2-3 согласных звука, чтобы можно было уже составлять короткие слова. Начните с чтения слогов с уже известными ребенку буквами и самых простых коротких слов: мама, папа, дед, да, нет, кот и т.п.

  • Используйте разные шрифты (размер, начертание, цвет).

Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, он может «не узнать» букву в другом начертании.

  • Используйте картинки с умом.

Если вы покажете ребенку карточку со словом «кот» и соответствующей картинкой, как вы думаете, он прочитает слово или угадает его по изображению? Правильно! Легче — угадать, и это совсем не значит, что встретив это же слово в книге ребенок его «узнает». На картинке же может быть изображен вовсе и не кот, а кошка… Поэтому, если хотите научить ребенка 4 лет читать, используйте картинки лишь на начальном этапе, затем обязательно подключайте карточки без изображений.

  • Следите за собственной речью!

Родителям следует следить за тем, что и как они говорят ребенку. Правильно ставить ударение в словах, не «сюсюкать», четко произносить все звуки, объяснять непонятные слова. Важно! Если ребенок говорит предложениями из 2-3 слов, родители должны использовать в разговоре с ним короткие предложения, состоящие из 4-5 слов, т.е. чуть на опережение.

  • Учите ребенка рассказывать.

На самом деле, чтобы научить ребенка читать, недостаточно выучить буквы. Важно пополнить и обогатить словарный запас, уделить внимание произношению (в случае необходимости обратиться к логопеду), научить ребенка строить предложения, отвечать на вопросы и пересказывать короткие тексты. Ребенок, который хорошо и правильно говорит, будет иметь преимущества и освоит чтение гораздо быстрее.

Психологи заметили, что умение рассказывать — это мостик, который помогает перейти от устной речи к чтению.

Учимся читать в 4 года: важные моменты


detki.guru

  • Не настаивайте на занятиях, если ребенок плохо себя чувствует, устал, болеет.
  • Занятие=игра.
  • Основной вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Без игры вы не сможете научить ребенка читать в 4 года. Учиться читать можно лежа, бегая по квартире, играя в мяч, стоя в очереди и даже купаясь в ванной. Совсем не обязательно смирно сидеть за партой отведенные 20 минут.

  • Занятия должны быть регулярными.

Минимум 3-4 раза в неделю по 10-20 минут. Лучше заниматься 2 раза в день: утром и вечером. Одно занятие — наработка, изучение нового, второе — закрепление.

  • Не нужно заставлять через силу и против воли!

Некоторые родители думают, что нужно заставлять ребенка читать «от сих до сих», определенное количество страниц и т.п. Нет и еще раз нет! Нельзя допустить, чтобы обучение чтению ассоциировалось у ребенка с какими-то неприятными моментами, это вызовет отторжение и нежелание читать в будущем.

  • Хвалите ребенка.

Как научить читать в 4 года: игры и упражнения

«Магический квадрат»

Начертите квадрат любого размера, например, 6 на 6 клеток. В клеточки впишите буквы или слоги, которые ребенок уже знает.

mac-urban.ru

Задания:

  • прочитать слоги в строчке или в столбике;
  • назвать и показать букву (слог), которая стоит справа/слева от заданной буквы, сверху/снизу;
  • назвать и показать только гласные буквы;
  • прочитать все слоги на букву Ш и т.п.
  • прочитать на одном дыхании пол столбика. В будущем это поможет отрабатывать интонацию и плавность чтения.

Эти и другие аналогичные задания с таблицами помогают запомнить буквы, расширяют угол зрения. Такие таблицы помогают ребенку 4-5 лет научиться читать слоги разной степени сложности. Ребенок учиться видеть фрагмент текста, он читает и параллельно распознает то, что еще не прочитано. Именно этот навык помогает увеличить скорость чтения.

Таблицы можно придумывать самим или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

«Жук»

Как разговаривал бы Жук, понимай он наш язык. Пусть ребенок прожжжжжужжит что-то вроде: «Жжжжжжизнь прекрасна! Жжжжжесть, как круто!».

Придумайте других животных и их звуки.

«Кто больше»

Можно играть в парах или в группе. Цель: придумать как можно больше слов, которые начинаются с заданной буквы.

«Цепочка»

Играть как в «Города», но слова называть любые. Главное, чтобы первая буква следующего слова соответствовала последней букве предыдущего: папА – АпельсиН - Норка…)

Чтение коротких слов

Читать слова, когда рядом соответствующая картинка, несомненно, легче, чем просто слова в таблице. Но картинки отвлекают, ребенок не читает, а догадывается. Поэтому полезно пользоваться заранее приготовленными карточками, где напечатаны короткие слова из 3-х букв.


ot2do6.ru

Придумай слово

Напишите на доске мелом или на листочке слова из 2-3 букв, вместо последней поставьте многоточие. Предложите ребенку домыслить, какие буквы потерялись. Например: ко… (кот, кол); ра… (рак, раб) и т.п.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы учили своего ребенка читать? В 4 года он уже умел это делать?

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Предметы начальной школы (литературное чтение)
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.
Современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
Тема, над которой я работала, называется «Развитие навыков беглого чтения младших школьников». Беглость чтения - одна из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанная с остальными. По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам, затем следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
Весь процесс обучения необходимо выстраивать так, чтобы у ребенка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
Я в своей работе предусматриваю эти особенности и выстраиваю с их учетом.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного восприятия (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ.

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ.

Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
Начальный этап обучения чтению начинается с узнавания букв. Буквы необходимо учить не их полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «ча»), а звуковым обозначением: «к», «м», «ч» и т.д. Алфавитное название букв затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог. Я в результате своей практики пришла к следующему варианту работы: сначала выучить гласные, а затем учить согласные и сразу составлять слоги. Например, учим букву «Б»: нарисовали ее, раскрасили, написали пальчиком в воздухе, на столе, слепили из пластилина, выложили из палочек, пуговиц, и т.д. Затем составляем слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ. Также их можно рисовать, выкладывать из палочек и т.д. В такой форме ребенок быстро понимает принцип сложения букв в слоги. Далее по той же схеме переходим к изучению следующих согласных.
На своих уроках я часто играю с детьми, например можно поиграть «в слоги»: вразброс пишем любые слоги с выученными согласными (бо, га, зы, ду), а задача ребенка - их прочитать. Постепенно этот запас увеличивается; тогда дети составляют простые слова из уже пройденных букв и слогов: луна, сон, дом, лес, мир, каша и т.д. Прошу ребенка попытаться записать эти слова (сначала списывая, а затем самим).Важно отметить, что особенности детей очень индивидуальны, поэтому я не тороплюсь, не подгоняю ребенка. Пусть процесс освоения происходит в нормальных для него темпах. Главное, чтобы регулярные занятия вызывали у маленького ученика желание вернуться к ним снова. В своей работе на начальных этапах обучения чтению я применяю элементы методики Н.А. Зайцева, которая опирается на слоговой принцип обучения чтению и делает этот процесс легким и увлекательным. На следующих, более сложных этапах, когда ребенок освоил чтение словами, я использую приемы работы по формированию беглости чтения (частота тренировочных упражнений, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократность чтения, чтение в темпе скороговорки и т.д.), а также применяю упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных уровнях.
1. Упражнения для развития речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.
Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ...
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ...
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ...
Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С...
Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би
За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи
Тра-тро-тру-три; бра-бро-бру-бри

Чтение чистоговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Му-му-му - молока кому?
Ко-ко-ко - пейте, дети, молоко.

Чтение и четкое проговаривание скороговорок.
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.

Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Здесь необходимо отметить, что, если ребенок не выговаривает определенный звук или произносит его неправильно, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенные этим звуком. Если у ребенка имеются значительные нарушения звукопроизношения (например, ребенок не выговаривает несколько звуков) или другие нарушения речи, обязательны занятия с логопедом.

Чтение скороговорок в темпе.
Скороговорки читаются четко в высоком темпе.

2. Работа над развитием зрительной памяти. В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.
Упражнения:
Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка - посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка. Задача учащихся - определить, что изменилось.

Игра «Что пропало?».
На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало.
Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей - восстановить измененную последовательность предметов.
Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме.
Приём «фотографирования» картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили.

Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв.
В Л О Н
Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.
В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.
Затем переходим к запоминанию слогов.
Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду...
Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв - 8 секунд.
Прием фотографирования слов.
Лев, мак, слон, тигр.
На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову.
Чтение слов на карточке за короткое время.
Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко), затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее - более сложные слова (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель). Предъявляем слово и быстро убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.
Хорошо помогает чтение скороговорок на скорость, по очереди. Чтение текста через слово. Слово учитель, слово ребенок. Дети невольно начинают читать быстрее, им легче прочитать одно слово, а пока читает учитель, ребенок может немного отдохнуть.
Интересно ставить ударение в разные места.
Младшие школьники часто «теряют» окончания при чтении, большинство из них начинают выдумывать вместо чтения, поэтому я использую такие упражнения, как тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. (Н-р: вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.
Родина, родной, родимый, родитель, родить.
Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить).
При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе с учителем. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух.
При этом необходимо выяснить значения слов. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

Чтение слов, записанных пирамидкой.
Например:
бури снег
ветры весна
ураганы ручьи
разыграйся побежали
заморозить зазеленела

По такому принципу составляю каждый раз новую пирамидку. Такие пирамидки необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Иногда прошу детей читать пирамидки за определенное время. Задача - правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся.
В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов. При каждодневных тренировках к концу обучения дети читают слова практически безошибочно.

3. Развитие смысловой догадки.
Смысловая догадка - это психический процесс ориентации на предвидимое будущее.при использовании этого приема у детей развивается логика, значительно убыстряет процесс чтения.

В своей работе я использую использовали следующие увлекательные и любимые детьми упражнения:
Чтение слов с пропущенными буквами.
К. Ш. А С. Б. КА
К. О. О. ИЛ К. Р. ВА
С. Л. В. Й С. ОН
Б. Г. М. Т В. Р. НА

Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.

Чтение слов с перепутанными буквами.
В начале работы слова с перепутанными буквами дети разгадывают с опорой на цифры:
ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ
3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5
Далее я усложняю задание, не давая опоры на цифры.
Здесь лексическая тема задавалась заранее.
Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА

Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
Гроза.
Гроза надвига.... Огромная лиловая ту... медленно выплыва... из-за ле....
Сильный ветер загуд... в выши.... Дере... забушева.... Крупные кап... дож... резко застуча... по листь..., но вот солн... опять засия.... Как всё засверка... вокруг. Как пахнет земляни... и гри...
Чтение текстов с пропущенными словами.
Над городом повисли снеговые.... Вечером началась.... Снег повалил большими.... Холодный ветер выл, как дикий.... На конце пустынной и глухой... вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно.... Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и... ей идти.

В своей работе я использую такие упражнения, как зрительные диктанты.
Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый результат. При проведении детям дается установка, что нужно запомнить не только фразу дословно, но и как правильно пишутся слова. Ребенку дается предложение и при этом определенное время на запоминание. Затем предложение закрывается, и дети называют это предложение или записывают его в тетрадь. (Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снег. Небо хмурое Трещат морозы. Наступила осень. В лесу много берез Ярко светит солнце. Пролетело жаркое лето. Солнышко светит и греет.) В итоге работы дети допускают меньше ошибок, у них появляется интерес к выполнению задания, улучшается внимание.
Важнейшую роль в успешном овладении навыком чтения играет мотивация, то есть наличие интереса, желания и стремления читать. Наличие мотивации к какому-либо виду деятельности - залог успешного осуществления этой деятельности.

Приемы, стимулирующие интерес к чтению:
А) Прием щадящего чтения.
Он заключается в том, что дети прочитывают несколько строчек, после чего им дается отдых. Для этого мы используем иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. То, что дети прочитали - мы обсуждаем. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

Б) Ежедневный само замер скорости чтения. Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата. Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов. После разнообразных тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Засекается одна минута, по истечении которой ребенок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие.

За время работы над этой темой я сделала вывод: только регулярные занимательные занятия помогают достичь желаемого результата.

Молодые родители часто спрашивают, как научить малыша читать по слогам? В домашних условиях, без помощи опытного педагога справиться с задачей можно, нужно лишь знать секреты обучения. Обязательные элементы: терпение, настойчивость, понимание потребностей ребёнка.

Школьная программа первого класса рассчитана на деток, имеющих начальные навыки чтения. Полезные советы пригодятся родителям, желающим привить сыну или дочери любовь к книгам.

Когда начать обучение

Не откладывайте начало обучения, если малыш «созрел» для общения с книгой:

  • ребёнок достаточно владеет речью, строит осмысленные фразы, описывает окружающий мир, может внятно выразить свою мысль;
  • у сына или дочки отсутствуют проблемы с произношением/слухом. Проверьте, получается ли выговаривать звук «р», «л», шипящие. Если на раннем этапе обучения выявлены проблемы, посетите логопеда. Врач назначит комплекс упражнений для развития речи. Иногда произношению мешает короткая уздечка языка. Дефект корректируется на протяжении одного дня;
  • сын или дочь свободно ориентируются в базовых направлениях. Вправо – влево, вниз – вверх – эти понятия должны быть известны.

Обратите внимание! Малыша проще научить читать, если родители показывают личный пример. Ребёнок – существо любознательное. Если мама или папа часто читают книгу/журнал с яркими картинками, ни один ребёнок не устоит перед соблазном узнать, чем же так увлечены родители. Книжки-малышки с красочными иллюстрациями, панорамные книги обязательно должны быть дома – дошкольник заинтересуется ими.

Как научить деток читать по слогам

Пять важных правил:

  • выберите подходящий момент. Психологическая готовность к обучению не менее важна, чем знание букв алфавита. Чаще всего читать детки учатся с пяти-шести лет. Иногда четырёхлетняя малышка настойчиво просит: «Мама, научи читать». Попробуйте, возможно, дочка активно развивается, обучение ей по силам. В 3 года начинать обучение ещё рановато;
  • не заставляйте. Слишком настойчивые попытки отобьют желание читать, спровоцируют конфликт. Подогрейте интерес, покажите на своём примере: читать интересно. Рассказывайте малышу интересные истории, объясняйте, что узнали всё «вон из той книги». Дома много литературы? Дочка/сын наверняка проявят интерес к чтению;
  • подходящий букварь. Первая книга для обучения должна быть яркой, понятной. Многие педагоги образовательных центров, родители рекомендуют букварь Н.С. Жуковой и А.Н. Ткаченко;
  • регулярность занятий. Проявите терпение, будьте настойчивы. Мини-занятия должны длиться до 15 минут, но проходить регулярно. По поведению, интересу ребёнка вы сами увидите, проводить уроки чтения ежедневно или через день. Одним деткам так нравятся занятия, что они сами просят самостоятельно «что-нибудь почитать» каждый день, других приходится заинтересовывать (к сожалению, не всегда успешно);
  • не требуйте от малыша невозможного. Реальная оценка возможностей – ключ к успеху. Завышенные требования, условия «за неделю ты должен выучить пять букв» и так далее, быстро отобьют желание, возведут чтение в ранг ненавистного занятия. Никогда не сравнивайте дочь или сына с чужими детьми, которые добились больших успехов. Обида на родителей, комплексы, сознание ущербности помешают личностному развитию, серьёзно понизят самооценку.

Прислушайтесь к мнению педагогов, советам опытных родителей. Следуйте правилам, и ваш ребёнок непременно научится читать.

  • первое правило. Начните обучение со звуков (р, к, м), позже объясните, что такое буквы (эр, ка, эм). Детки плохо понимают, почему буква называется «эр», а в слове «роса» нужно читать «р»;
  • второе правило. Сразу учите слоги. С этим утверждением полностью согласны педагоги. Многие родители убедились: слоги или короткие слова ребёнок запоминает проще, чем какие-то непонятные буковки;
  • третье правило. Двигайтесь от простого к сложному. Вначале учите деток произносить звуки. Сразу объясняйте правильное произношение. Когда понятно, что звуки разные, научите точно повторять их, читать по слогам. Дозированная информация – защита от «каши в голове», смешения новых плюс недавно изученных понятий;
  • четвёртое правило. Объясните отличие согласных от гласных. Детки проще понимают разницу, если показать: гласные можно петь. Логопеды считают: это хорошее упражнение для выработки правильной речи;
  • пятое правило. Первыми выучите слоги с буквой А. Нарисуйте новый символ, вылепите его из пластилина/теста, выложите из карандашей/палочек. Покажите ребёнку буковку на крупном кубике, страницах букваря. Теперь выучите 4–5 согласных, составьте слоги из них и буквы А. Вначале такой порядок (открытые слоги): МА, ПА, ЛА, БА, затем «обратный». Учите закрытые слоги – АМ, АП, АЛ, АБ. Детки должны понимать, что при разном положении буковки меняется слово: БА – РАН, АБ – РАМ;
  • шестое правило. После изучения нескольких гласных и согласных, когда юный чтец понял, что из двух буковок можно составить слог, учите читать самые простые слова. Хорошее начало для тренировки речевого аппарата, закрепления навыков: МА – МА, ПА – ПА, БА – БА. Позже составляйте слова из трёх открытых слогов: МО – ЛО – КО, КО – РО – ВА. Выбирайте слова, которые легко объяснить, нарисовать предмет. Для начального этапа нужны не абстрактные понятия, а конкретные вещи, животные, люди;
  • седьмое правило. Всегда закрепляйте результат. Повторение пройденного материала – обязательно условие для движения вперёд. Не переходите к следующему этапу, если малыш путает материал, выученный на прошлом занятии. Закрепляйте материал в форме игры, откажитесь от сложных тестов, чтобы сын или дочка не думали, что у них всё плохо получается, сохранили интерес;
  • восьмое правило. Поощряйте юного ученика. Заведите специальную доску, отмечайте успехи. За каждую выученную букву ставьте звёздочку для юной феи, высаживайте цветочек на «клумбу» из цветного картона. Возможно, у вас есть свои варианты наград для юных учеников. Поделитесь знаниями, многие родители будут вам благодарны.

Маленькие хитрости

Опытные мамочки делятся секретами, которые помогли заинтересовать ребёнка. Ваша задача: сделать процесс обучения чтению лёгким, нескучным.

Несколько советов:

  • первые слова должны иметь одинаковые буквы: БА – БА, МА – МА;
  • если малыш не понимает, что такое слог, скажите, что буковки соединяются, потому что так проще создавать слова. Предложите повторить простое упражнение. Произнесите согласную, лучше шипящую, с протяжкой, затем добавьте гласную. Пример: ШШШШ + А – получается ША, ХХХХ + О, получается ХО;
  • когда юный ученик научился читать слова из двух открытых слогов, покажите конструкцию «слог плюс буква»: КО + Т, РО + Т, МА + К. Обязательно сопровождайте рассказ картинкой, показывайте предмет или живое существо в букваре. Конструкции типа: Ю + ЛЯ, О + СЁЛ изучайте после запоминания слов первого типа СО + Н, НО+ Ж;
  • закрытые слоги (АП) всегда учите после открытых (ПА), сложные буквы: Й, Ъ и Ь оставьте на потом. Слова, в которых слог состоит из трёх букв, учите только после того, как сын/дочка правильно читают более простые конструкции. Сравните: МО – ЛО – КО и КО – ЛО – БОК, СО – ВА и СО – ВОК, ЖУ + К и ЖУЧ – КА.

Интересные идеи:

  • запомнить новые символы помогут кубики с яркими буквами. Составляйте слоги и слова, просите маленького ученика найти среди трёх – четырёх гласных (согласных) «лишнюю» согласную (гласную);
  • во время чтения предложите деткам красивую закладку, чтобы удобнее было отделить новый материал от прочитанного. Широкой указкой или закладкой удобно показывать нужную буквочку, передвигать по слогам при чтении. Сделайте указку вместе, чтобы предмет нравится юному чтецу;
  • хорошее упражнение: читать рекламные вывески на магазинах или кафе во время прогулки. Крупные буквы легко узнать (выбирайте вывеску без витиеватых «закарючек»);
  • многие мамы советуют лепить буковки из теста или пластилина. Поищите печенье «Алфавит». Некоторые компании выпускают макаронные изделия в форме буквочек;
  • всегда проводите занятия в лёгкой, весёлой форме. Хорошо помогает игра, когда нужно вспомнить всех мультперсонажей/сказочных героев на выученную буквочку. Например, Р – Репка, Русалочка и так далее;
  • после изучения новой буквы, придумайте с ней как можно больше слов. В «Города» играть рановато, но названия животных, блюд, продуктов, имена мультяшных героев ребёнок 4–6 лет укажет легко;
  • деткам 5–6 лет предложите стать «поваром». Его задача: составить меню, чтобы блюда начинались на выученную буковку. Если таких блюд мало, попросите найти в холодильнике или шкафу продукты, которые начинаются на К или М;
  • ещё одна игра, чтобы научить ребенка читать по слогам. Перед едой попросите почитать по слогам, что у малыша в тарелке. Помогайте сыну или дочке, проговаривайте некоторые слова вместе, задавая тон и ритм: ПЮ – РЕ, СУ + П, КА – БАЧ – КИ, МО – ЛО – КО;
  • игра в школу. Проверенная годами методика, улучшающая восприятие материала. Конечно, роли здесь меняются: мама – «ученик», ребёнок – «учительница». По просьбе учителя взрослый пишет диктант, но непременно, с ошибкой. Ребёнок должен показать, где неправильная буква, конечно же, поставить оценку. Не делайте слишком много ошибок, чтобы не получить «двойку».

Доброжелательное отношение, терпение, любовь к ребёнку помогут справиться с таким сложным занятием, как обучение чтению по слогам.

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Много пособий и исследований посвящено обучению детей чтению. Чтение с пеленок, читать раньше, чем ходить и так далее и тому подобное. Однако оказывается, что научить ребенка читать, это еще только начало. Придя в школу, дети сталкиваются с необходимостью не просто читать, а читать быстро.

Что такое техника чтения? Зачем она нужна?

В начальной школе регулярно проверяется так называемая техника чтения. С определенной периодичностью детей просят читать незнакомый текст на время. При этом ребенок должен не только четко прочитать текст (слова или предложения), но и правильно его понять.

Техника чтения проверяется по следующим критериям:

  1. Скорость (ребенок должен еще и уложиться в нормативы по количеству прочитанных слов за 1 минуту).
  2. Понимание (оно оценивается по смысловой интонации при прочтении или по ответам на вопросы по тексту).
  3. Правильность прочтения текста, т. е. отсутствие ошибок, пропусков или повторений.
  4. Наличие в прочитанном тексте правильного интонационного ударения, наличия смысловых пауз.

Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?

  • В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
  • Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
  • После 3-го — от 70-80.
  • К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
  • При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.

Зачем ребенку учиться читать быстро?

Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения и понимания прочитанного. Масса проведенных исследований доказывают, что ребенок, который в начальной школе долго читал по слогам и не так и не освоил беглое чтение, в средней и старшей школе, к сожалению, не входит в число успевающих учеников.

Необходимость быстро понимать задания к задачам и упражнениям, самостоятельно читать учебник, выучивая уроки, обуславливает важность быстрого чтения. Дети, которые читают медленно, тратят на выполнение заданий значительно больше времени, больше устают и, как следствие, теряют интерес к учебе.

Наиболее оптимальная скорость чтения, обеспечивающая успешное обучение, должна быть равна скорости обычной разговорной речи. В среднем это 120 слов в минуту и более. К этому результату и нужно стремиться, отрабатывая технику чтения.

Чтение стимулирует развитие мыслительного аппарата, устойчивость внимание и повышает оперативную память ребенка. Таким образом, получается, что развивая навыки чтения, ребенок становится более успешным и в учебе в целом. Это значит, что научить бегло читать ребенка, по возможности, следует как можно раньше.

Почему не всем детям легко дается быстрое чтение?

Недостаточная концентрация внимания и памяти

Небольшой размер оперативного поля зрения у ребенка

Это проявляется в том, что ребенок концентрируется исключительно на 2-3 буквах, которые читает. При этом дети с достаточно большим оперативным полем могут видеть сразу слово целиком, что и позволяет ему читать быстрее.

Присутствие зрительной регрессии

Это означает, что во время чтения ребенок неосознанно возвращается глазами к уже ранее прочитанному слову.

Недостаточный словарный запас

Еще одна причина снижения скорости чтения. Незнакомое слово требует более длительного времени на прочитывание и осмысление.

Проблемы с дикцией

Недостатки в развитии артикуляционной системы, проблемы с дикцией тоже влекут за собой проблемы с чтением.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Нежелание читать книги

Еще одной важной и заслуживающей отдельного внимания проблемой стоит назвать отсутствие желания читать. В настоящее время, когда дети все больше времени проводят у компьютеров, чтение книг теряет для них свою привлекательность. А ведь именно наличие интереса может стимулировать ребенка к обучению и усовершенствованию своих навыков.

Прививать интерес к чтению — важная задача родителей.

Можно ли улучшить технику чтения?

Определенно, можно. Практически в любом школьном возрасте можно научить ребенка бегло читать. Выявив причину возникших сложностей, можно заняться оттачиванием этих навыков, тем самым в достаточно быстрые сроки улучшив технику чтения детей.

Пристальное внимание с самого начала

Заниматься улучшением техники чтения можно и даже нужно, не дожидаясь появления проблем и недочетов. В 6 лет дети, как правило, уже учатся читать, в это же время можно начинать работу и над техникой чтения.

Лучше с самого начала уделять некоторое внимание этому вопросу, проводя определенные задания на развитие внимание, концентрации и улучшение оперативного поля зрения.

Чтение вслух

Пока ребенок еще не умеет читать, обязательно заведите традицию читать ему дома вслух. После того, как навык чтения будет освоен, не бросайте эту привычку. Ребенку еще сложно читать длинные тексты, а родители настаивают, чтобы он читал сам. В результате книжка пропадает из обихода, и тем самым теряется интерес к чтению.

Поддержание интереса к книгам

Итак, в первую очередь необходимо всемерно поддерживать интерес к чтению в целом, к книгам, историям и сказкам. Читайте вслух, читайте по очереди, старайтесь заинтересовать ребенка книгой.

В 7 лет, когда навык чтения уже достаточно сформирован, предлагайте читать ребенку короткие тексты. Несколько строчек под картинками, комиксы или просто чтение по очереди — все это подойдет. Главное, чтобы не был утерян интерес.

Упражнения для тренировки беглого чтения

Для концентрации внимания

Просмотр диафильмов

Предлагайте ребенку смотреть диафильмы и читать к ним подписи. Для этих целей также отлично подойдут и мультфильмы с субтитрами. Небольшой объем текста и яркие картинки привлекают внимание и улучшают концентрацию.

«Чтение с жужжанием»

Одновременное чтение

Одинаковые тексты лежат перед ребенком и перед взрослым. Вы читаете вслух, а ребенок должен следить (можно пальцем) за чтением. Попросите его сказать, в каком месте менялся темп вашего чтения.

Можно просить ребенка находит в тексте какое-то определенное слово и прочитать следующее, идущее за ним.

Для повышения уровня оперативной памяти

Зрительные диктанты

Для развития оперативной памяти идеально подходят зрительные диктанты. Суть задания состоит в том, что ребенку предлагает карточка с одним предложением, на которое он должен смотреть в течение определенного времени.

После этого карточка убирается, а ребенок должен записать предложение по памяти. Упражнения должны проводиться регулярно, каждый день. Уже через месяц вы заметите существенные результаты.

Для улучшения работы артикуляционного аппарата

Скороговорки

Лучшим вариантов является разучивание и повторение скороговорок. Вспоминайте скороговорки, повторяйте их с ребенком по очереди. Соревнуйтесь, кто быстрее и четче сможет их произнести

Для повышения скорости чтения

«Бросок-засечка»

Услышав слово «бросок!» ребенок приступает к чтению. Услышав слово «засечка», он закрывает глаза и откидывается на спинку стула, отдыхая.

Через 4-5 секунд снова дайте команду «бросок». Ребенок должен найти глазами в тексте место, откуда он закончил читать. Руки при этом лежат на коленях, чтобы не было соблазна, удерживать пальцем последнее прочитанное слово.

Чтение в ритме скороговорки

Чередование знакомого-незнакомого текста

Для повышения скорости чтения есть еще одно хорошее упражнение. Ребенок должен несколько раз прочитать какую-то часть текста. Читать знакомый текст будет уже проще и соответственно получится быстрее.

В целом, упражнений, нацеленных на тренировку техники чтения, существует очень много. Если вам удастся заинтересовать ребенка, результат придет очень быстро.

Профессор И.Т. Федоренко, исследуя проблему повышения скорости чтения у детей, отметил самый главный и значимый фактор, приводящий к успеху. В занятиях главное — регулярность и посильность.

Вот еще несколько полезных рекомендаций, которые помогут улучшить технику чтения вашего малыша:

Проводите несколько коротких занятий вместо одного длинного

Если ребенку трудно дается чтение, то длительные занятия будут вызывать у него усталость и негативную реакцию. Проведите три занятия, но короткие. Не давайте ребенку уставать, вызывайте у него интерес и положительные эмоции от чтения.

Общайтесь с ребенком в письменном виде

Пишите малышу маленькие записочки и письма, провоцируя его на написание ответа.

Устраивайте конкурсы и соревнования - подогревайте интерес

Прочитал книжку — наклейка на плакате. Несколько наклеек — приз (поход в кино, совместное развлечение, только не деньги). Проверяя скорость чтения ребенка, обязательно подчеркните, что в прошлый раз он прочитал на столько-то слов меньше, а теперь добился таких отличных результатов!

В процессе такой игры возникает желание добиться результата, стимулируется интерес к занятиям.

Не заставляйте читать «из-под палки»

Негативное отношение не принесет никакой пользы. Такой подход, напротив, лишь усугубит проблему.

Несомненно увлечение ребенка книгами, любовь к чтению прививается именно дома, в семье. Рассказывайте о любимых книгах, читайте вслух, вместе, по очереди. Главное — оказывать ребенку поддержку и помощь. А результат придет. Все вложенные усилия обязательно окупятся.