Как научить ребенка не бояться школы. Что делать если ребёнок боится сверстников. «Антикапризин»: скорая помощь для смелости

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.


Как вести себя маме, когда ребенок боится всего — паучков, людей — вплоть до истерик, спать хочет только с включенным светом. Это не просто привлечение к себе внимания, а сковывающий страх. Как научить ребенка не бояться? Что делать, чтобы предотвратить ужас и испуг маленького человечка? Каковы причины страха у детей и что делать родителям? Ведь нельзя же все время быть рядом с ребенком, не выпуская его из виду. А детский сад, школа, когда мама далеко, — как тогда быть?

Знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогут разобраться, почему ребенок испытывает страх, начиная с трех-пятилетнего возраста. И дадут родителям возможность, не ожидая советов извне от различного рода психологов, победить страх у детей навсегда.

Научить выносить эмоции наружу

Страх возникает у детей, обладающих зрительным вектором. Такие дети — самые чуткие, эмоциональные, требующие родительского внимания и эмоциональных связей с мамой. Например, ребенку без зрительного вектора не нужно много эмоций, а зрительный — это эмоциональный троглодит.

Для ребенка очень важно получать чувство защищенности и безопасности от мамы. Так же, как для мамы важно получать ее от мужа. Если супруг обеспечивает этим фундаментальным чувством жену, ребенок ощущает спокойное эмоциональное состояние матери.

Особое значение имеет состояние мамы, потому что мать и дитя напрямую связаны психологической пуповиной, особенно до шести лет. Отсутствие ощущения защищенности и безопасности — одна из причин страхов у ребенка. А проецироваться это может на все что угодно: насекомых и животных, людей, темноту. Но корень один — это страх смерти.

Причины страха у детей:

— потеря чувства защищенности и безопасности;

— отсутствие близкой эмоциональной связи с мамой;

— страх как врожденное свойство зрительного вектора.

Как научить ребенка не бояться

Зрительный ребенок имеет один из двух типов интеллекта — образный. Развитие образного интеллекта влечет за собой развитие чувственности, которая, в свою очередь, избавляет ребенка от . Книга — один из лучших друзей для обладателя зрительного вектора. И объем поглощения информации в потенциале огромен. Маме только нужно подавать личный пример чтения литературы и научить ребенка читать. Это можно делать уже с 3-5 летнего возраста, а не когда «школа на носу». А пока он еще не умеет сам, читать ребенку сказки, художественную литературу.

Сказки бывают двух видов:

1) О каннибализме — такие, как "Семеро козлят", "Колобок" и многие другие, где главного героя какой-то из персонажей пытается съесть. Такие произведения зрительному ребенку ни в коем случае нельзя читать. Ребенок может вообразить, что это его съедает волк, и подкрепить этот образ эмоционально, что еще больше усилит страх.


2) О сострадании . Читайте, с помощью интонаций вовлекая малыша в сопереживание главным героям. Чтобы он научился сочувствовать, плакать, «болея» за жизнь героев, сопереживать их нелегкой судьбе. Это лучшая вакцина от страха. Врожденный страх заставляет ребенка бояться за собственную жизнь. Благодаря образному интеллекту ребенок воспринимает весь сюжет как происходящий наяву. Когда он вовлечен в сопереживание книжным героям, его страх трансформируется в чувство сострадания и любви. Мамочки, вложите всю душу в прочтение сюжета!

Если не научить ребенка не бояться, он может оказаться в категории жертвы в школе. Вот здесь уж точно врагу не пожелаешь тех издевательств и унижений, через которые проходят дети. Предостеречь, защитить, обезопасить ребенка — в интересах родителей.

Самый близкий и родной — тот, с кем создана эмоциональная связь

Переживайте вместе с ним, плачьте, если хочется — не экономьте эмоции. Это самое лучшее, чему вы можете научить ребенка, — не бояться проявлять свои чувства к другим людям. А маленьким бонусом за совместное прочтение сказок и художественной литературы будет близость, доверие, эмоциональная связь между вами. Помните, Александру Сергеевичу Пушкину читала книги няня Арина Родионовна? На протяжении всей жизни он питал именно к ней самые трепетные чувства.

Научившись сопереживать другим через чтение правильной литературы, ребенок вырабатывает иммунитет к страху. Больше в его жизни не будет места истерикам, ночным кошмарам, боязни оставаться дома одному или спать в темноте. Он перестанет трястись, как осенний лист на ветру, в страхе за свою жизнь.

Понимаете, о чем речь? Чтение классической литературы развивает чувственность ребенка, что помогает ему в дальнейшем счастливо жить, правильно взаимодействовать с другими людьми. Вначале его окружением будут дети в школе, во дворе, а потом люди на работе в коллективе, где он не столкнется с понятием «социофобия» и сумеет создать гармоничные парные отношения.

Научить ребенка жить без страха — вполне доступно

Огромное количество мамочек, прошедших тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поделились своими результатами о том, как изменились их дети. Ранее они тоже задавались вопросом, как научить ребенка не бояться. Для того чтобы у ребенка прошли страхи, мамочкам не нужны годы обучения. :

«…После первого раза прочтения "Девочки со спичками" наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни. Мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по Системно-векторной психологии Ю.Бурлана ...»


«…Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны.
Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить
…»


«…На тренинге Юрия Бурлана точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует — он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.
Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.
Счастливое детство наших детей — в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак
…»


Жизнь ребенка — в ваших руках
Ответственность за хорошее воспитание и развитие своих детей лежит на плечах родителей. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность каждой семье стоять на страже эмоционального, психического и физического здоровья ребенка и не допускать к нему врагов в виде страхов, истерик, девиантного поведения и задержек в развитии. Из умных, развитых детей складывается будущее нашего общества. Любая мамочка хочет и — благодаря знаниям системно-векторной психологии — может научить ребенка быть бесстрашным, вырастить его полноценным членом общества, способным в жизни многого достичь.

Понимать своего ребенка, его таланты и правильно с ним взаимодействовать, не причиняя ущерба в развитии и сохраняя свои нервы, научит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Добро пожаловать на бесплатный онлайн-тренинг. Регистрация .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана "Системно-векторная психология"

Научить ребенка не бояться - невозможно. Нельзя не делать чего-то: не обращать внимания, не страшиться, не думать. Психология детей, как и взрослых людей, не позволяет стремиться к отрицательной цели. Если малыш чего-то или кого-то боится, то советы психолога сводятся к тому, что необходимо помочь ребенку быть смелым. Детские страхи – практически обязательное явление, почти все с ними сталкиваются. Но их вполне можно побороть и придать крохе смелости.

Консультация психолога

В ситуации, когда маленький человек испытывает крайне сильные детские страхи, только лишь изменение методов воспитания в семье не поможет ему справиться. Лучше обратиться за профессиональной помощью. Понадобится ли одноразовая консультация, на которой психолог порекомендует, родителям, или курс занятий с малышом – решит специалист после первой встречи.

Пример смелости

Первый шаг в борьбе с детскими страхами – смелое поведение родителей, которое послужит образцом для подражания. Многие мамы сами провоцируют, например, боязнь собак у детей. Вместо того, чтобы научить кроху спокойно стоять или проходить мимо пса, они резко отдергивают его, прижимают к себе и пугают тем, что животное может укусить. Видя такую реакцию своей мамы, малыш, разумеется, тоже станет бояться собак.

Бесполезность объяснений

Любой страх – это эмоция, которая не поддается действию разума. Объяснять бесплотность опасений бесполезно. С этим сталкиваются, например, те родители, которые демонстрируют ребенку, боящемуся «подкроватного монстра», что под постелью ничего нет. Сын или дочь просто не поверит таким доводам, а эмоция нисколько не уменьшится.

Подружится со страхом

Пока монстр живет в душе и фантазии ребенка, он кажется непобедимым, а с каждым обращением к нему страх становится лишь сильнее. Помочь малышу стать смелым можно, подружившись с детским страхом. Для этого прекрасно подходит рисунок: изобразить того, кто живет в шкафу и пугает кроху. Нарисованный на бумаге он уже не будет столь страшным. Потом с таким чудищем лучше поговорить: зачем оно пришло? Чего хочет? Как его прогнать или договориться жить в мире? Весь этот диалог надо проиграть вместе с ребенком.

Выяснить причину

Любые сильные детские страхи имеют корень в детской психологии, что-то в душе у малыша не так. Возможно, он таким образом привлекает внимание родителя, который постоянно занят, или фобия стала следствием переживаний по какому-либо поводу. Если взрослые заметили, что их ребенок начал чего-то очень сильно бояться, они обязательно должны выяснить, не случилось ли каких-либо травмирующих событий в жизни малыша. Ведь научить смелости в отношении какого-то одного аспекта легко, но детский страх появится в отношении чего-то другого, если не искоренить причину внутренних переживаний.

Постепенная победа

В ситуациях, когда детский страх связан чем-то конкретным (высота, купание в воде и т.п.), применяют технику постепенного привыкания. Суть в том, чтобы подходить к пугающему маленькими шагами. Так, если ребенок боится высоты, не надо требовать от него подниматься сразу на самую высокую горку. Пусть сначала постоит на первой ступеньке, а на следующий день поднимется чуть выше. С каждым разом он будет ступать все дальше. Главное – сделать шаги как можно более незаметными, тогда кроха сам не заметит, как в конце концов встанет на вершине горы или лестницы.

Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
    Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
  • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
  • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.


Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

"В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

Комментировать статью "Научите ребенка проигрывать"

Амбиции. Дети и родители. Подростки. Скажите мне, а хорошо ли когда у ребенка сверх амбиции? Когда реально они не подтверждены ничем? А амбициозные - это чаще всего уверенные в себе люди, что позволяет не унывать при неудачах, спотыкаться и идти дальше.

Научите ребенка проигрывать. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам.

Родителям и учителям: воспитать уверенного ребенка. Как воспитать у ребенка уверенность в своих силах. Уверенность в себе: 7 советов накануне учебного года. Как повысить уверенность в себе у ребенка. Застенчивый ребенок и театральная студия с 4 лет...

Ребенок не умеет проигрывать. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

Как воспитать детей дружными?. Детско -родительские отношения. Детская психология. Как вы думаете, что нужно и что нельзя делать, чтобы дети были дружны? Имеется двое детей. И родители, которые явно больше любят младшую(Старший очень ревнует и ревность эта...

Как научить достойно проигрывать?. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. Как научить достойно проигрывать? Моя дочь (11 лет) не умеет проигрывать.

Истерики от неудач с уроками. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Когда я по телефону попыталась ее успокоить и сказать, чтобы она взяла себя в руки и доделала уж как есть работу до конца, она стала еще больше рыдать, швырять тетради и ругать себя на чем свет стоит.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Так, может, не " уверенность в себе " нужно развивать, а правильную самооценку? Родительские амбиции и как с ними бороться?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. У детей, к сожалению, часто именно последнее принимается за амбиции и поддерживается. Как воспитать умника и умницу?

Как научить ребенка проигрывать, сыну 5,10, все пройгрыши заканчиваются слезами, истериками, возможно озознание придет с возрастом, как утешать, какие слова говорить...

Уверенность ребенка в себе = уверенность родителей в ребенке. То есть, начинать надо родителям с себя, имхо. Как воспитать уверенного в себе. Появилась вторая часть! Можноподнять бокалы за успехи детей в школах и на кружках! получать ответы на E-mail...

Как научить ребенка проигрывать? Научите ребенка проигрывать. Один из самых ценных подарков, которые, которые вы можете сделать своему ребенку, - это научить его достойно...

Научить проигрывать. Отношения с детьми. Детская психология. Мой ребенок очень злится когда проигрывает. Бесседы о том, что нужно это уметь, проводим регулярно.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Как вы учите своих детей достойно встречать неудачи, или 6 лет - еще " детский возраст" и надо ждать когда деть перерастет его?

Как научить ребенка проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка Научите ребенка проигрывать. Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты...

Как научить проигрывать?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

Как научить ребенка проигрывать? Проблема в том, что мой сын 6,5 лет,болезненно переносит когда проигрывает, например когда играет в шашки,шахматы,компьютерные игры...

Как научить проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Достаточно агрессивный, любит быть всегда первым, выигрывать в играх и...

Нужна консультация психолога. Детская психология. Как воспитать уверенного в собственных силах и знаниях человека? (сыну скоро 4года). Когда я его ругаю (или кто-то другой) за всякие пакости детские в быту, мне кажется порой, что тем самым я его закомплексовываю...

Многим знакома фраза, что на ошибках люди учатся: одни на своих, другие – на чужих. Это нормальный процесс познания, освоения новых сфер жизни. Но дети, которых взрослые за промахи наказывают, часто переживают по этому поводу, начинают вести себя с предельной осторожностью и предпочитают избегание трудностей их преодолению.

Чтобы он был активным, не стеснялся проявлять себя?

Научите любить процесс познания

Сама природа позаботилась о том, чтобы в определенном возрасте у ребенка проснулось желание учиться, познавать новое. Примерно в три года он начинает воспринимать мир как колоссальное поле для экспериментов и с радостью демонстрирует каждый новый навык. Чаще всего малышей стараются поддержать, ободрить, не спугнуть критикой или категоричными запретами. Но все меняется, когда они идут в школу.

Здесь решающую роль начинают играть сравнения своего ребенка с другими детьми. Появляется первая критика:

– У Маши по окружающему миру одни пятерки, а у тебя тройки, потому что вертишься много!

– Дарья Петровна говорит, что все ребята на уроке работают, а ты нет. Ты что у нас, глупый?

– Почему ты нарисовал сиреневого зайца? Ты что, не знаешь, какого они цвета?

Делая поспешные выводы, основываясь на чьем-то субъективном мнении, взрослые тем самым дают ребенку понять: инициатива наказуема, нужно быть, «как все», соответствовать ожиданиям. С этого начинается страх ошибки у детей.

А вот если поощрять любопытство, беседовать со школьником о том, что интересного узнал он на уроках, не делать трагедии из неудач, находить позитивный смысл во всем, чего он достиг, то вполне можно .

Если за промахом следуют слова поддержки, а не критика, то ошибка воспринимается как опыт, и это правильно: в детстве многое можно исправить, особенно оценку.

Дайте ребенку право на эксперимент

Расскажите детям, что многие открытия совершились «случайно». Важно, что при неудачах ученые, которым принадлежит авторство, не опускали рук и не отчаивались. Например, гениальный Т. Эдисон говорил, что у него не было поражений, просто он нашел 10 000 способов, которые не работают.

Волшебные слова, побуждающие к новым попыткам, имеют примерно такой смысл: «Здорово, давай попробуем еще раз».

– Здорово, что ты все-таки решил исправить этот пример, хотя на контрольной он у тебя не получился!

– Сегодня твое произношение гораздо лучше. Давай попробуем повторить эти слова на английском еще раз.

– Слушай, какой чудесный заяц у тебя получился! Ах, это мишка? Здорово, только давай ему ушки сделаем покороче и покруглее…

Чтобы научить ребенка не бояться ошибок , нужно показать ему, что ничего необычного в них нет: у каждого человека есть не одна попытка что-то сделать наилучшим образом.

Рассказывайте детям мотивирующие истории

Часто бывает так, что в семье появляется маленький перфекционист, который по собственной инициативе начинает переживать из-за любой неудачи. В этом случае хорошо помогают о людях, у которых сначала что-то не получалось, а потом они стали мастерами своего дела.

Например, у меня есть знакомая девочка, которая, имея врожденное заболевание, очень долго находилась на домашнем обучении, и оценки ей ставили, руководствуясь очень мягкими критериями. Когда же она пришла в 10 класс обычной школы, то страшно переживала из-за «троек» по литературе, которую считала своим любимым предметом.

Но эта девочка была очень трудолюбивой. Вскоре она научилась хорошо писать сочинения, а потом победила в Общероссийской олимпиаде по литературному краеведению и поехала в Москву, где ей вручили диплом, дающий право поступления без экзаменов на любой гуманитарный факультет в любом университете страны.

Мораль этих историй должна показать ребенку, что не стоит отчаиваться и опускать руки: ошибаясь, человек становится мудрее, опытнее, умнее. Это значит, что со временем он сможет многого достигнуть. Не зря в старину говорили, что за одного битого двух небитых дают.