Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет. Ужас и хаос учебной жизни

Для начала вам придется забыть об опрятности, поскольку малыш, который учится есть, часто будет проносить ложку мимо рта, опрокидывать тарелку и чашку, ронять куски еды на пол и пачкать одежду. Даже слюнявчик не всегда поможет оставаться чистым. В этом нет ничего страшного, главное — подберите для него безопасные и небьющиеся столовые приборы из термостойкого пищевого пластика.

Ольга Королёва

Врач-педиатр

«Для крошек, которые только учатся есть, подойдет тарелка с высокими бортиками, крепящаяся к столу присосками. Такая посуда более устойчива, ее сложно перевернуть. Напитки лучше наливать в чашку с двумя ручками, которую удобнее держать, а ложка должна быть с нескользящей закругленной ручкой — она не выскользнет из рук в самый ответственный момент, когда малыш будет подносить еду ко рту. В полтора года можно дать ребенку вилку с закругленными зубчиками, а неострый столовый нож — не ранее двух с половиной лет».

Самое подходящее приспособление для кормления малыша — высокий стульчик со съемным столиком. Чем комфортнее ребенку за столом, тем меньше он пачкается и быстрее учится есть. Приготовьтесь к уборке кухни и смене детской одежды после еды — именно по этой причине на первых порах у вас будет возникать острое желание прекратить эксперимент и забрать у ребенка ложку. Преодолейте этот порыв! Пусть малыш учится жить в этом мире. Чем раньше он начнет себя обслуживать, тем лучше. чтобы ребенок смотрел, как едят взрослые, и повторял их движения.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Одеваться малышу гораздо сложнее, чем пользоваться столовыми приборами, поэтому приготовьтесь, что это занятие не сразу даст результат. Одевая кроху, постоянно комментируйте свои действия, называя части тела и детали одежды: «Правую ручку — в правый рукав, левую ручку — в левый, а теперь застегиваем пуговицы и завязываем пояс. Где у нас пояс? А где пуговицы?»

Малыш слушает материнскую речь и расширяет свой словарный запас. А когда он пытается что-то сделать сам, развивается мелкая моторика. Получается, что попытки одеться и раздеться формируют мозг малыша и влияют на его интеллектуальное развитие. К тому же эти движения можно считать физкультурой, ведь у крохи работают все суставы, укрепляются мышцы и развивается координация движений.

Без тугого ворота и сложных деталей, иначе малышу будет сложно разобраться со шнуровкой, маленькими отверстиями для пуговиц и застежкой на спине. Приветствуются липучки и молнии, а также яркие рисунки на передней части свитеров и кофточек, помогающие малышу отличить зад от переда. К году и семи месяцам ребенок уже должен снимать с себя носки, колготки, расстегнутую обувь, шорты и шапочку. Почаще хвалите малыша, и у него обязательно все получится!

Консультация для родителей: как научить ребенка умываться

Учить умываться можно с того момента, когда малыш твердо стоит на ногах. Поставьте возле раковины маленькую скамеечку, чтобы он дотягивался до струи воды. Ребенку гораздо интереснее умываться, если у него есть своя мыльница с красивым мылом в виде зайчика или медвежонка, красочная кружка для полоскания рта и яркое полотенце, висящее на крючке на уровне его лица, ведь так здорово самостоятельно дотягиваться до него, вытираться и вешать обратно.

Очень важно научить малыша правильно умываться и чистить зубы, и лучше всего делать это на собственном примере, показывая и объясняя все действия, как в ситуации с одеждой. Самый лучший способ чему-то научить кроху — игра. Скажите ему, что зубки — это дорожка, а зубная щетка — машинка, которая должна проехать по дорожке, и он с удовольствием включится в игру.

Игнатий Парфенов

Детский стоматолог

«С раннего возраста приучайте детей полоскать рот после еды. Купите ему красивую зубную щетку с толстой ручкой и очень мягкой щетиной, чтобы не травмировать нежные десны. Не заставляйте малыша чистить зубы, этот процесс должен быть приятным, иначе в будущем он станет избегать этой процедуры».

Обязательно хвалите ребенка после каждой чистки зубов, но и не делайте трагедии, если иногда малыш засыпает, не почистив зубы. Главное, чтобы это не превратилось в привычку!

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Это очень полезная привычка, которая сэкономит много времени родителям и сбережет их нервы. Порой укладывание ребенка превращается в настоящий кошмар — ему часами читают сказки, поют песенки, лежат с ним в постели или носят на руках. При этом нет гарантии, что чадо быстро уснет. В интересах мам и пап упростить процесс. В конце концов, и малышу будет от этого только лучше. Многие родители уже с шести месяцев думают о том, как приучить ребенка к самостоятельности при засыпании, и если они проявляют терпение, то их усилия увенчиваются успехом.

Установите постоянное время отхода ко сну и придерживайтесь его, чтобы у ребенка выработался рефлекс. Перед сном исключите шумные игры и просмотр мультфильмов. Почитайте ребенку сказку, спойте песенку, дайте ему любимую плюшевую игрушку, обязательно поцелуйте и оставьте его в кроватке одного, приоткрыв дверь в комнату. Ежедневный ритуал засыпания вскоре будет срабатывать как снотворное. Если ребенок боится темноты, оставьте включенным ночник, если он заплакал, обязательно подойдите, поцелуйте и ласковым голосом скажите, что мама рядом и волноваться не стоит. Не бегите в комнату по первому зову и не заставляйте кроху слишком долго плакать — выдерживайте паузу, доверяя своей интуиции. Дети быстро привыкают к изменениям, так что вскоре кроха примет новые правила и будет засыпать без вас.

Как приучить ребенка к горшку

Знакомство с горшком можно начать с семи месяцев, периодически усаживая на него ребенка при первых признаках того, что он хочет в туалет. Кто-то кряхтит, кто-то плачет или затихает в углу — все дети ведут себя по-разному, и вам нужно распознать, какие сигналы подает ваше чадо в этих случаях. Дети обычно не совсем понимают, почему их усаживают на горшок, лишь после года они начинают осознавать значение этого предмета. Ваша задача — периодически высаживать ребенка на горшок, не переживая о неудачах. В этом возрасте самое главное — знакомство с аксессуаром и нормальное к нему отношение. Ни в коем случае не держите кроху на горшке насильно и не ругайте его, иначе он возненавидит горшок, а все ваши усилия пойдут насмарку.

В полтора-два года шансов привить полезные гигиенические привычки больше, поскольку в этом возрасте ребенок более длительное время может оставаться сухим и чувствует дискомфорт в мокрых или грязных штанишках. Кроме того, ему можно что-то рассказать и объяснить. Обязательно сажайте ребенка на горшок после сна и еды, стараясь, чтобы он посидел на нем не менее 10 минут — обычно этого хватает, чтобы сделать все «дела». После каждой удачи хвалите кроху! Через некоторое время он начнет улавливать связь между своими действиями и усаживанием на горшок, и таких «озарений» будет все больше и больше.

Купите комфортный горшок, который понравится малышу. Он должен быть теплым и устойчивым, лучше всего подходят модели из пластика с удобной спинкой. Сейчас продаются горшки-игрушки и музыкальные модели всех оттенков — чего только не придумают производители, чтобы малыши с удовольствием сидели на горшках!

С первых минут жизни ваш малыш учится быть самостоятельным. Ему это необходимо, чтобы успешно жить в этом мире. Он учится держать головку, садиться, вставать, ползать, ходить, есть, умываться, одеваться и раздеваться, играть, собирать игрушки, говорить.
Обретение независимости - непростой и небыстрый, но необходимый путь. Поэтому вам надо набраться терпения и помогать своему малышу.

Прежде всего, поощряйте его желание обрести независимость в мыслях и поступках.
И конечно же регулярно тренируйтесь в приобретении новых и новых полезных навыков.
Итак, как приучить ребенка к самостоятельности?
Существуют такие замечательные малыши, которые сами-проявляют инициативу. Но что же делать, если ваш ребенок не выказывает активного стремления к самостоятельной деятельности?

Помните о правиле эффективного воспитания: любому делу должно сопутствовать радостное настроение.
Поэтому начните приучать ребенка к самостоятельности с того, что действительно может его увлечь.

Если ваш ребенок любит наблюдать за вами на кухне, сшейте ему яркий забавный фартучек, подставьте к столу удобный стул или табуретку и поручите малышу какую-то часть работы - перемешивать фарш, когда вы готовите котлеты, класть начинку в вареники или мыть щеточкой овощи к салату.
Только никаких «горе ты мое луковое» или «дай, я лучше это сама сделаю!». Иначе вы рискуете навсегда отбить у малыша желание помогать вам. Да, когда вы сядете за стол, обязательно отметьте: «А вот этот чудесный винегрет мы сегодня сделали вдвоем!»

Если ваш самостояшка любит возиться с водой, оборудуйте местечко в ванной для этого занятия или расстелите прямо в комнате клеенку или большой кусок полиэтилена, поставьте на него тазик с мыльной водой - пусть стирает свои платочки и носочки. Понятно, что качество такой стирки поначалу оставляет желать лучшего, зато потом вы, возможно, сможете сказать: «Я вообще забыла, что такое стирка».
Приучая малыша к самостоятельности, помните о том, что в любом деле важна постепенность. Не ждите и не требуйте от своего ребенка, чтобы он молниеносно научился аккуратно мыть посуду или вытирать пыль.

По мнению психологов, если регулярно помогать ребенку, со временем в его действиях кроме самостоятельности обнаруживается еще и целеустремленность.
Он увлечен делом и стремится получать не любой, а необходимый результат.

Как быстрее всего отбить у ребенка желание что-либо сделать самостоятельно? Сделать это за него. К примеру, ваша маленькая дочурка хотела вам помочь - полить цветы - и залила все вокруг. Сделайте глубокий вдох, улыбнитесь, мысленно подумайте, как ликвидировать потоп, и скажите: «Какая ты молодец, мамина помощница, а теперь давай вместе наведем порядок. Принеси-ка из ванной тряпку». Вы можете десять раз вытирать разлитую воду, а на одиннадцатый с удивлением посмотрите и обнаружите, что малышка сделала все на редкость аккуратно.

Помните о том, что ваши излишняя осторожность, опасение, что малыш что-то испортит, нехватка времени и терпения мешают малышу проявить себя.
На самом деле легче вытереть сыну нос, чем научить его сморкаться.
Но с точки зрения воспитания это бессмысленно. Вы же не собираетесь делать это всю жизнь, так ведь?

Конечно, вы можете сделать своего ребенка послушным, воспользовавшись запретами. Но рано или поздно вам захочется увидеть его инициативным и целеустремленным. Если вы ничего не сделаете для этого сейчас, то эти качества не возникнут откуда-то сами по себе. Поэтому, прежде чем сказать очередное «нельзя», подумайте, а не пресекаете ли вы на корню нежные ростки самостоятельности вашего ребенка?

Советы

1. Окрики или чрезмерная настойчивость - далеко не лучший метод приучать своего малыша к самостоятельности. Будьте спокойны и терпеливы.

2. Не завышайте требований. Пусть ребенок делает то, что ему действительно по силам (например, раздеться трехлетка может, но вот одеться без помощи взрослого ему пока еще трудно).

3. Подражание - великая сила. Глядя на родителей, ребе-
нок впитывает все, что и как они делают.

4. Не скупитесь на похвалу - маленьким так необходима поддержка!

5. Приучая малыша делать что-то самостоятельно, убедитесь, что для этого нет помех: если вашему крохе пока
трудно дотянуться до умывальника, стоит приобрести специальную скамеечку, а если ему трудно справляться с пуговицами, крючками и шнурками, предпочтите
одежду с кнопками и обувь с липучками.

6. Если ребенок увлекся каким-то делом, не прерывайте его, даже если вам кажется, что пора бы уже и закончить.
Уважительное отношение к его занятиям - одна из составляющих будущих успехов.

На маму маленького ребенка часто ложится большой груз ответственности: и о малыше позаботиться, и домашние дела сделать, а еще хочется и вносить свою лепту в семейный бюджет, подрабатывая удаленно.

И как это все успеть, если ребенок буквально хватает за ноги, удерживая мамино внимание на себе практически постоянно? Не по ночам же работать? В этом случае необходимо, чтобы он хоть ненадолго, но мог занять себя самостоятельно.

У меня до сих пор складывается впечатление, что моя дочь родилась уже самостоятельной. Она всегда могла себя занять. Моим подругам повезло гораздо меньше. Они наперебой жаловались на то, что их дети ни минуты не могут оставить их в одиночестве. Жаловались и просили советов. В этой статье - позитивный коллективный опыт по обучению детей .

Почему дети не делают это?

Почему одни дети спокойно могут хотя бы 5-10 минут, а другие ходят за мамой хвостиком? Во-первых, все дети разные. Если одни более смелые и самостоятельные, другие - чувствительные и тревожные. Добавляет тревожности еще и обстановка в семье. Ребенок считывает настроение взрослых, и если мама постоянно нервничает и тревожится, то ему будет тоже неспокойно, и, естественно, он будет больше других нуждаться в контакте с мамой. Трудно отпустить маму и тому ребенку, которого постоянно прогоняют и говорят: "Отстань! Иди поиграй в комнате!" В маленьком возрасте, до 2 лет, детям тяжелее оставаться в одиночестве. Тем более если это касается , когда малыш особенно боится оставить маму. Самое важное - принимать детей такими, какие они есть, не ругать и не пытаться переделать. Только мягко мотивировать к большей самостоятельности.

Getty Images/Fotobank

7 шагов к самостоятельным играм

Отпустите ситуацию . Чем больше вы нервничаете, тем более , чувствуя вашу нервозность. Ваши невыглаженные простыни никуда не денутся, муж приготовит что-нибудь себе сам. У ребенка потребность быть с вами, спокойно удовлетворите эту потребность.

Давайте впрок . Когда у вас есть время и ресурс, . Так, чтобы он насытился, и ему самому уже захотелось попробовать что-нибудь новенькое. Например, побыть самому.

Будьте на глазах . Отгородите в кухне угол, чтобы посадить там ребенка, пока вы занимаетесь приготовлением еды. Так он вроде бы и сам, и вы рядом. Комментируйте то, что делаете, пойте песенки, развлекайте его разговорами, просите что-нибудь принести из другой комнаты.

Вместе с мамой . Ребенок будет меньше вам досаждать, если будет делать по дому то же самое, что и вы. Позвольте ему рядом с вами готовить свой суп в детской посудке при помощи игрушечных продуктов, делать уборку, используя "набор уборщика", гладить и стирать, используя свои игрушки.

"Мне - надо!" Замечено: если мама одна воспитывает ребенка, зарабатывая себе на жизнь, ему приходится приспосабливаться к имеющимся условиям, потому что другого выхода нет. Если вы займете уверенную позицию в том, что вам нужно определенное время для того, чтобы позаниматься своими делами, рано или поздно ребенок привыкнет самостоятельно себя занимать.


Getty Images/Fotobank

Интересное и недоступное . Для маленького ребенка нет ничего интереснее, чем "пошкодить", забравшись туда, куда обычно запрещено. Оставьте как будто случайно открытым ящик комода или коробку с чем-то, что не жалко отдать на "растерзание" маленькому исследователю. На какое-то время он затихнет, а вы получите несколько бесценных минут.

Муравьиными шагами . Не ждите от ребенка, что он сразу заиграется и даст вам полчаса поработать в одиночестве. Приготовьтесь обучать его долго, настойчиво, постепенно увеличивая время одиночества. "Ты дорисуй солнышко, а я пойду на кухню схожу". "Сейчас кукла Маша сходит на кухню помешать кашку и вернется".

Что-то новенькое . Новые игрушки - это всегда интересно. Даже если это просто давно забытые старые игрушки, которые некогда были припрятаны. Подбрасывайте малышу для игр что-нибудь новое время от времени. Возможно, это отвлечет его и займет на некоторое время.

Татьяна Корякина

7 лет - этот тот возраст ребенка, когда он должен осознавать всю ответственность за собственные поступки и быть самостоятельным. Потому что все просто - именно в 7 лет большинство детей в школе переходят во второй класс, у них усложняется учебная программа, часто дети такого возраста посещают различные дополнительные занятия. Как правило, у родителей, которые до того водили на всевозможные кружки своего ребенка, не хватает времени продолжать это делать и они требуют от ребенка самостоятельности. Как этого добиться? Мы поговорим дальше.

Начинайте рано. Если вашему ребенку еще нет 7 лет, а вы уже читаете эту статью, то возьмите этот пункт к вниманию. Начинайте приучать ребенка к самостоятельности уже с трех-четырех лет, потому что потом может быть поздно. Давайте ребенку посильные задания, учите, как правильно организовывать сой досуг и свое пространство, и не придавливайте силой своего авторитета.

Давайте мелкие задания. Как правило, возраст «я сам» начинается с двух лет. Именно его вам и важно не упустить. Что интересного в таком возрасте? Ребенок хочет стать вашим помощником, он желает вам помогать, чем только может. Например, вы на кухне варите кашу? Дайте ребенку подержать что-то около вас, или просто всыпать кашу в кастрюлю, или, когда готовите еду, дайте ему немного теста или фарша, чтобы он пробовал свои умения. Да, сначала это будет полный бардак и вам придется долго отстирывать его одежду, но только так вы покажете, что вы уважаете его работу, и все зависит от него. Ребенок будет стараться с каждым разом делать все лучше и лучше, и таким образом будет становиться самостоятельным. Ребенок в 7 лет также хочет помогать вам, поэтому давайте ему посильные задания.

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности видео

Прислушивайтесь к его мнению. В 7 лет у ребенка уже формируются собственные вкусы в выборе одежды. Поэтому, чтобы он понимал, что сам отвечает за свои поступки, покупайте вещи только те, которые ребенку нравятся. Например, хочет ваш сын футболку с драконами? Купите ее! Если раз-два он прогадает с выбором, кто-то ему скажет, что такая вещь не красивая, он будет понимать цену своей ответственности и будет с умом подходить ко всем выборам в жизни. Возможность отвечать за свои поступки - это верный путь к ответственности.

Пусть ребенок сам ходит в магазин. 7 лет - тот период, когда ребенка можно самостоятельно пустить в ближайший магазин за хлебом и печеньем. Дайте ему денежку, скажите что купить. Накажите правила общения и многое другое и отправляйте в магазин. Поверьте, в такие моменты ребенок сильно чувствует самостоятельность, так как ему приятно, что его считают взрослым. Такие советы важны для повседневной жизни.

Как приучить к самостоятельности в учебном процессе? Объясните, почему ему нужно обучения и что это ему даст.
Объясняйте, почему стоит заниматься. Мотивацию к учению и организацию рабочего пространства нужно начинать еще с детского сада. Говорите с ребенком, что если он будет хорошо учиться, то сможет иметь много денег, купит машину или добить ту профессию, которой он желает. Лучшей мотивации и быть не может.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

Нам некогда

« Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить» .

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа. Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека: не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска. Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов ». Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге — можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также — чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) — это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока — оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, — он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я — плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал — и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается». Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу – «А следующую — попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» — это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать — и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, — или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема — его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрый родитель решает и делает за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находится неподалеку и готов прийти на помощь, если его попросят.

Михаил Завалов