Как приучить ребенка к самостоятельному одеванию. Освоение окружающего мира. Что должен делать ребенок в разном возрасте

(2 голоса : 5,0 из 5 )

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

«Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить».

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа.

Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека - не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска.

Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов».. Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге - можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также - чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) - это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока - оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, - он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я - плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал - и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается».

Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу - «А следующую - попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» - это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать - и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, - или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема - его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрые родители решают и делают за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находятся неподалеку и готовы прийти на помощь, если их попросят.

Михаил Завалов

Для начала вам придется забыть об опрятности, поскольку малыш, который учится есть, часто будет проносить ложку мимо рта, опрокидывать тарелку и чашку, ронять куски еды на пол и пачкать одежду. Даже слюнявчик не всегда поможет оставаться чистым. В этом нет ничего страшного, главное — подберите для него безопасные и небьющиеся столовые приборы из термостойкого пищевого пластика.

Ольга Королёва

Врач-педиатр

«Для крошек, которые только учатся есть, подойдет тарелка с высокими бортиками, крепящаяся к столу присосками. Такая посуда более устойчива, ее сложно перевернуть. Напитки лучше наливать в чашку с двумя ручками, которую удобнее держать, а ложка должна быть с нескользящей закругленной ручкой — она не выскользнет из рук в самый ответственный момент, когда малыш будет подносить еду ко рту. В полтора года можно дать ребенку вилку с закругленными зубчиками, а неострый столовый нож — не ранее двух с половиной лет».

Самое подходящее приспособление для кормления малыша — высокий стульчик со съемным столиком. Чем комфортнее ребенку за столом, тем меньше он пачкается и быстрее учится есть. Приготовьтесь к уборке кухни и смене детской одежды после еды — именно по этой причине на первых порах у вас будет возникать острое желание прекратить эксперимент и забрать у ребенка ложку. Преодолейте этот порыв! Пусть малыш учится жить в этом мире. Чем раньше он начнет себя обслуживать, тем лучше. чтобы ребенок смотрел, как едят взрослые, и повторял их движения.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Одеваться малышу гораздо сложнее, чем пользоваться столовыми приборами, поэтому приготовьтесь, что это занятие не сразу даст результат. Одевая кроху, постоянно комментируйте свои действия, называя части тела и детали одежды: «Правую ручку — в правый рукав, левую ручку — в левый, а теперь застегиваем пуговицы и завязываем пояс. Где у нас пояс? А где пуговицы?»

Малыш слушает материнскую речь и расширяет свой словарный запас. А когда он пытается что-то сделать сам, развивается мелкая моторика. Получается, что попытки одеться и раздеться формируют мозг малыша и влияют на его интеллектуальное развитие. К тому же эти движения можно считать физкультурой, ведь у крохи работают все суставы, укрепляются мышцы и развивается координация движений.

Без тугого ворота и сложных деталей, иначе малышу будет сложно разобраться со шнуровкой, маленькими отверстиями для пуговиц и застежкой на спине. Приветствуются липучки и молнии, а также яркие рисунки на передней части свитеров и кофточек, помогающие малышу отличить зад от переда. К году и семи месяцам ребенок уже должен снимать с себя носки, колготки, расстегнутую обувь, шорты и шапочку. Почаще хвалите малыша, и у него обязательно все получится!

Консультация для родителей: как научить ребенка умываться

Учить умываться можно с того момента, когда малыш твердо стоит на ногах. Поставьте возле раковины маленькую скамеечку, чтобы он дотягивался до струи воды. Ребенку гораздо интереснее умываться, если у него есть своя мыльница с красивым мылом в виде зайчика или медвежонка, красочная кружка для полоскания рта и яркое полотенце, висящее на крючке на уровне его лица, ведь так здорово самостоятельно дотягиваться до него, вытираться и вешать обратно.

Очень важно научить малыша правильно умываться и чистить зубы, и лучше всего делать это на собственном примере, показывая и объясняя все действия, как в ситуации с одеждой. Самый лучший способ чему-то научить кроху — игра. Скажите ему, что зубки — это дорожка, а зубная щетка — машинка, которая должна проехать по дорожке, и он с удовольствием включится в игру.

Игнатий Парфенов

Детский стоматолог

«С раннего возраста приучайте детей полоскать рот после еды. Купите ему красивую зубную щетку с толстой ручкой и очень мягкой щетиной, чтобы не травмировать нежные десны. Не заставляйте малыша чистить зубы, этот процесс должен быть приятным, иначе в будущем он станет избегать этой процедуры».

Обязательно хвалите ребенка после каждой чистки зубов, но и не делайте трагедии, если иногда малыш засыпает, не почистив зубы. Главное, чтобы это не превратилось в привычку!

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Это очень полезная привычка, которая сэкономит много времени родителям и сбережет их нервы. Порой укладывание ребенка превращается в настоящий кошмар — ему часами читают сказки, поют песенки, лежат с ним в постели или носят на руках. При этом нет гарантии, что чадо быстро уснет. В интересах мам и пап упростить процесс. В конце концов, и малышу будет от этого только лучше. Многие родители уже с шести месяцев думают о том, как приучить ребенка к самостоятельности при засыпании, и если они проявляют терпение, то их усилия увенчиваются успехом.

Установите постоянное время отхода ко сну и придерживайтесь его, чтобы у ребенка выработался рефлекс. Перед сном исключите шумные игры и просмотр мультфильмов. Почитайте ребенку сказку, спойте песенку, дайте ему любимую плюшевую игрушку, обязательно поцелуйте и оставьте его в кроватке одного, приоткрыв дверь в комнату. Ежедневный ритуал засыпания вскоре будет срабатывать как снотворное. Если ребенок боится темноты, оставьте включенным ночник, если он заплакал, обязательно подойдите, поцелуйте и ласковым голосом скажите, что мама рядом и волноваться не стоит. Не бегите в комнату по первому зову и не заставляйте кроху слишком долго плакать — выдерживайте паузу, доверяя своей интуиции. Дети быстро привыкают к изменениям, так что вскоре кроха примет новые правила и будет засыпать без вас.

Как приучить ребенка к горшку

Знакомство с горшком можно начать с семи месяцев, периодически усаживая на него ребенка при первых признаках того, что он хочет в туалет. Кто-то кряхтит, кто-то плачет или затихает в углу — все дети ведут себя по-разному, и вам нужно распознать, какие сигналы подает ваше чадо в этих случаях. Дети обычно не совсем понимают, почему их усаживают на горшок, лишь после года они начинают осознавать значение этого предмета. Ваша задача — периодически высаживать ребенка на горшок, не переживая о неудачах. В этом возрасте самое главное — знакомство с аксессуаром и нормальное к нему отношение. Ни в коем случае не держите кроху на горшке насильно и не ругайте его, иначе он возненавидит горшок, а все ваши усилия пойдут насмарку.

В полтора-два года шансов привить полезные гигиенические привычки больше, поскольку в этом возрасте ребенок более длительное время может оставаться сухим и чувствует дискомфорт в мокрых или грязных штанишках. Кроме того, ему можно что-то рассказать и объяснить. Обязательно сажайте ребенка на горшок после сна и еды, стараясь, чтобы он посидел на нем не менее 10 минут — обычно этого хватает, чтобы сделать все «дела». После каждой удачи хвалите кроху! Через некоторое время он начнет улавливать связь между своими действиями и усаживанием на горшок, и таких «озарений» будет все больше и больше.

Купите комфортный горшок, который понравится малышу. Он должен быть теплым и устойчивым, лучше всего подходят модели из пластика с удобной спинкой. Сейчас продаются горшки-игрушки и музыкальные модели всех оттенков — чего только не придумают производители, чтобы малыши с удовольствием сидели на горшках!

Заключается в балансе. Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы он был самостоятельным.

Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом этапе пути. Так не рекомендуется делать, потому что вы не даете ребенку научиться делать выбор. Если все, в конечном счете, зависит от вас, ребенок может возмущаться и бунтовать.

1. Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

  • Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.
  • Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.
  • Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.

2. Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

  • Соперничество с братом или сестрой - это распространенная проблема в таком возрасте.
  • - один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

3. Ошибка - это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

  • Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.
  • Ошибки - это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.
  • Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

4. Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

  • Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.
  • Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.
  • Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

5. Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

  • Если вы заказываете еду в ресторане, дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.
  • Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.
  • Спросите его, что он хотел бы на полдник.
  • Когда он предпочитает сесть за уроки.

6. Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор.

  • К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.
  • Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.
  • Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

7. Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

  • Дайте совет, а не решение.
  • Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.
  • Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

8. Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

  • Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.
  • Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

По материалам momjunction.com

Многие родителисталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: егоне допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки вечером, почиститьзубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 разповторять, уговаривать или даже угрожать. Все это, разумеется, лишаетсил и понемногу сводит с ума...

Знакомая ситуация?

Если Вы сталкиваетесь с подобными проблемами, то в этой статье Вы можете найти множество идей, как с легкостью и удовольствием приучить ребенка к самостостоятельности.

Чтобы привлечь ребенка кмаленьким домашним делам, которые включают уход за собой и за своими
вещами, стоит придерживаться некоторых простых принципов.

1. Сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам.
Этот шаг часто бывает недооценен родителями. Они с легкостью обижаютсяна то, что ребенок не убирает за собой одежду, не вытирает ноги, не естсам... Однако если спросить у мамы и папы: «Так что же Ваш ребенок точно должен делать в этом возрасте, каковы его обязанности?», этот вопрос часто заводит в тупик.

Ведь, во-первых, существует миф, что ребенок никому ничего не должен... Если это действительно так, то почему же родители так сильно сердятся на его «лень» и «непослушание»?

Давайте не будем кривить душой: каждый родитель ожидает, что его ребенок будет вносить свой вклад в уход за собой, домашнее хозяйство и даже жизнь семьи. Вопросы только в том, сколько, как и когда.

Во-вторых, нет четкого представления о возможностях и возрастных этапах развития самостоятельности у ребенка. Словом, непонятно, что, в каком объеме и в каком качестве ребенок должен делать сам.

Что в итоге?
Если даже сами родители смутно представляют себе, что должен делать ихребенок, то как тогда сам малыш может контролировать свои достижения иуж тем более - стремиться к ним?

Итак, задачи и обязанности ребенка должны быть прозрачны прежде всего для самих родителей.

2. Создайте перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста. После того, как Вы задумались над тем, что может и должен делать ребенок, составьте список этих действий.

В первой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой (каков уровень его самостоятельности). Во второй колонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу за своими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всей семьи.

Не указывайте то, что ребенок уже давно "прошел", выполняет с легкостью и без напоминания. Ваш список должен содержать навыки, которые еще только предстоит освоить или усовершенствовать.

Вот произвольный пример такого списка:
1) уход за собой:

  • самостоятельно включать и выключать свет в туалете;
  • полностью раздеваться и надевать без помощи футболки и свитера;

2)уход за своими вещами:

  • складывать свои игрушки без напоминания;
  • относить грязное белье в корзину;
  • складывать вещи на стул или в шкаф (допускается помятость);

3)помощь по дому:

  • не мешать, когда взрослые разговаривают по телефону;
  • помогать маме накрыть на стол;
  • помогать вытирать пыль по просьбе и т.д

Постарайтесь описать в этом списке не только действие, но и качество его выполнения.Ведь в случае маленького ребенка достаточно, когда он просто "поелозит"тряпкой по столу и кое-как скомкает вещи в шкаф. Однако когда ребенокподрастает, стоит требовать от него более точных и аккуратных движений.

3. Двигайтесь маленькими шагами. Послетого, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка, начнитеприучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одному
навыку в неделю. Для некоторых родителей "приучать" значит сказать один раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.

"Приучать" значит, вдохновлять, стимулировать, поощрять, показывать, корректировать, контролировать и хвалить.
Поэтому недельный срок нужен именно для того, чтобы сконцентрироватьвсю Вашу энергию и внимание на одной задаче, которую Вы хотитепривить Вашему ребенку.

4. Начинайте всегда вместе. Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят по своим делам.Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вы неубедились, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи иконтроля, оставайтесь рядом с ним.

5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте.
Оставив все свои дела и морально настроившись уделить все свое вниманиеребенку, четко скажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голосзвучал твердо и убедительно, а не заискивающе. Чересчур просящие илиуговаривающие интонации провоцируют ребенка на «отнекивание» или«торговлю».
Также постарайтесь избегать уговоров и аргументирования.
Во-первых, не все Ваши аргументы будут понятны ребенку, а во-вторых, налюбой аргумент «за» можно найти аргумент «против». Многие дети оченьизощренны в этом. А ведь домашние обязанности или уход за собой – совсем не должны подлежать обсуждению. Это насущные дела, которые объективно необходимо выполнять для нормальной полноценной жизни.
В период обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки.
Однако их нетак-то просто выполнить правильно. Часто в своем кабинете я наблюдаю,как родители «помогают» ребенку сложить игрушки. Они просто подходят ккорзине и, приговаривая «давай-ка соберем машинки» мигом укладывают все вкорзину. Ребенок, успев бросить только одну игрушку, оглядывается ивидит, что все уже собрано.

Разумеется,такая помощь не только не «настраивает» ребенка на успех и достижениерезультата, но подчас может и демотивировать его.


Чаще всегопроблема с самостоятельностью кроется не в сложности самого действия, а втом, чтобы начать его делать. Начать сложно не только для взрослых, но идля детей.
Ведь для того, чтобы начать действовать, нужно:

  • оставить то интересное, чем ребенок занимается СЕЙЧАС;
  • переключить и сфокусировать внимание на чем-то, что будет ПОТОМ;
  • сделать что-то длинное или, как правило, менее интересное;
  • напрячься непонятно ради чего.

Как же правильно оказывать ребенку помощь?
Для того, чтобы вдохновить ребенка сделать что-то полезное, можно использовать вербальные (помощь словами) и телесные (с помощью движений и жестов) подсказки.

Телесные подсказки:

  • Жесты.

    Многие недооценивают роль жестов в помощи ребенку, но на самом деле,особенно для маленьких детей, такие подсказки играют огромную роль.

Когда использовать жесты? Жесты хороши, когда слов недостаточно, чтобы побудить ребенка к действию.

Например, когда Вы говорите ребенку «возьми машину и положи в корзину»,он может продолжать стоять на месте или заниматься другими делами.Когда же Вы показываете на машину, внимание ребенка фокусируется и онможет сосредоточиться намного быстрее на задании. Жесты также помогают
начать действовать, то есть запустить цепочку последовательных шагов.Ведь если машина уже в руке, то ничего не стоит положить ее в корзину.

  • Движения. Подсказки в виде движений предполагают изменение положения тела ребенка.
    Например, если он стоит далеко от корзины с игрушками, можно, взяв егоза плечи, плавно подвести поближе. Если же ребенок стоит, а для сборамелких деталей удобнее сесть на коврик, то с помощью телесной подсказки,легко похлопав малыша по плечу, можно пригласить его сесть. Когда малышотворачивается, то с помощью телесной подсказки можно направить егокорпус в нужное русло.

Ваши помогающие движения служат не только приглашением к действию, но и хорошей, мягкой коррекцией.Вспомните, сколько бы инструктор по танцам или йоге не объяснял Вам,как встать в третью позицию или «позу собаки», пока он не покажет, алучше не «выстроит» Ваше тело, движение не получится.

  • Демонстрация. Очень хорошо приобщать ребенку к миру дел, предварительно показав ему, что и как нужно сделать.
    Однако с этой подсказкой легко переборщить, например, когда, показывая,мама выполняет все действие за ребенка. Чтобы такого не случилось,можно выполнить только часть действия, оставив его незавершенным, чтобыребенку осталось сделать только финальную часть – закрыть крышку,положить носок в уже открытую коробку и т.д.

Вербальные подсказки:

  • Подробный инструктаж, когда Вы разбиваете действие на маленькие шаги и проговариваете каждый из них (не потому что ребенок не знает, как, а чтобы помочь ему начать).

Чтобы инструкции были восприняты ребенком, нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, Ваши слова должны иметь мотивирующую силу, то есть способствовать тому, чтобы ребенок начал действовать.
Такие инструкции содержат конкретные глаголы, описывают простые ипонятные действия: «возьми машинку», «отнеси ее к шкафу», «положи наполку», «возьми колготы», «посмотри, чистые ли они», «сложи красиво»,«положи в ящик».

Во-вторых, для того, чтобы ребенку было проще поначалу, часть Ваших инструкций должна помогать ему сосредоточиться. Для этого Вы подсказываете ребенку, как он может сконцентрировать свое внимание, например: например, «подойди ко мне», «слушай внимательно», «посмотри сюда», «повернись», «посмотри выше» и т.д.

В-третьих, не стоит начинать говорить следующую инструкцию, пока не выполнена предыдущая. То есть пока ребенок не «посмотрел сюда», не стоит просить его «взять это». Действия должны быть простыми и легкими.

6. Хвалите ребенка.
Правильно хвалить – целое искусство. Похвала – это не просто восторг поповоду и без повода. Похвала, которая может стать ценной для ребенка,должна быть конкретной и немедленной.

Когда Вы хотите выразить своеудовлетворение ребенку, опишите, что именно он сделал хорошо,
например: «молодец, ты послушал маму», «посмотри, как быстро ты сложилэти машинки», «мне так нравится, как ты собираешь свои вещи», «сколько утебя сил, ведь ты разложил все подушки самостоятельно!»

В таком виде похвала выглядиткак комментарий, служит хорошей обратной связью для ребенка. Ведь он невидит себя со стороны, ему сложно оценить, что он делает хорошо, а что плохо. Получая похвалу-комментарий от родителей, ребенок много узнает о своих сильных качествах и об их ценности для родителей. А кто не захочет показать себя с лучшей стороны?

7. Вводите элементы соревнования и игры.
Если, несмотря на все Ваши просьбы и поощрения, ребенок все же «тяжелна подъем», можно попробовать заинтересовать его соревнованием.Состязаться можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним),с героями мультфильмов и т.д. Например, «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки, а сможешь так же быстро сложить конструкторы?»

Для игрового эффекта можно использовать различные «декорации» и «антураж». Многих детей «заводит» состязание по времени, когда они видят перед собой песочные часы. Другим нравится выполнять задачки, чтобы получить «приз». Интересных условий и игр может быть масса, главное – творческое вдохновение и желание родителей помочь своему ребенку.

8. Постепенно уменьшайте уровень своего контроля и помощи.
Использование игры или соревнования не значит, что Вам придется каждыйвечер развлекать ребенка для того, чтобы он научился складывать носки вшкаф. Напротив, по мере того, как ребенок начинает привыкать к своимобязанностям, Вы поэтапно убираете разные элементы помощи, подсказки,
оставляя лишь похвалу за полностью выполненное действие. Впоследствииможно уйти и от этого, в зависимости от того, переходит ли внешняямотивация ребенка во внутреннюю.

Кроме этого, если Ваш ребенокуже освоил тот или иной навык, Вы можете отлучаться по своим делам и неследить за качеством выполнения, лишь иногда проверяя, не «сбился» лималыш с пути, отвлекшись на игру или мультик.

Если же у Вас нет ни сил, ни желания мотивировать ребенка, поощрять или вдохновлять его, стоит обратить внимание на себя: возможно, Вы слишком устали, перегружены домашними и рабочими делами, нуждаетесь в отдыхе, помощи и поддежке.
Если это так, то уделите время себе. Ведь не имея внутреннего ресурса,желания и радостного настроения, так сложно вдохнуть радость вдостижения ребенка!

Терпения, сил и радости Вам, дорогие родители!

Ритм, в котором мы живем сегодня, не позволяет молодым мамам подолгу нянчиться со своим малышом. Естественным образом перед ними встает вопрос о том, как научить ребенка самостоятельности без ущерба для его здоровья, и не исказив у него понимание дисциплины и норм поведения. Что помогает малышу снизить зависимость от опеки взрослого? Детское любопытство, активное познавание окружающего мира, личностная инициатива формируют в крохе желание все сделать самому. Задача родителей состоит в том, чтобы правильно поддержать благородные устремления отпрыска.

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок стал самостоятельным и ответственным человечком. Но как же научить его этому?

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность - означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Развитие самостоятельности у ребенка начинается с момента его рождения. Каждое действие, каждый шажочек делает его все более и более самостоятельным

Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.

В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.

Объясняя крохе, зачем вы производите то или иное действие, вы разовьете в нем и такую важную черту характера, как целеустремленность. Подметая полы, он будет знать, что делает это для того, чтобы они были чистыми. Так, изо дня в день, подрастая и осваивая новые умения, малыш учится принимать собственные решения, выполнять и отвечать за них, что и означает формирование самостоятельности в ребенке.

Какие методы применять?


Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, - и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Как относиться к ошибкам малыша?

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко. Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно. Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.


Пускай ребенок помогает по хозяйству родителям, если не ценить эту «помощь», то в будущем ее можно уже и не дождаться

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Если малыш взялся мыть пол и пролил воду из ведра, не старайтесь сгладить произошедшую ситуацию, научите кроху, как надо действовать осторожно. Похвалите ребенка, если все у него получилось хорошо. Привлекайте детей к домашним делам, совместно с ними убирайте, мойте, протирайте пыль, поливайте цветы.

Какая поддержка нужна ребенку?

Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».

Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.

Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?

Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:

  • Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.


Конечно, ограждать ребенка от опасности необходимо, но во всем нужно знать меру. Ребенок не должен оглядываться на маму или папу перед тем, как что-то сделать
  • Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает. Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
  • Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.

Как помочь дошкольнику?

Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:

  • Начните с небольших поручений, постепенно приучая вашего дошкольника к дисциплине. Попросите его застелить постель или покормить собаку, полить цветы или убраться в комнате.
  • Наступает время, когда необходимо немного отдалить маленького члена семьи от постоянного присутствия взрослых в его жизни. Попробуйте оставить ребенка дошкольного возраста одного дома на непродолжительное время.
  • Многие папы и мамы превращают простую поддержку детей в постоянную опеку. Излишняя опека вредна для растущего сознания, она способна подорвать у малыша веру в собственные возможности и силы, он должен сам принимать решения, особенно в дошкольном возрасте.

Обсудив все составляющие, мы получаем, что воспитание самостоятельности у ребенка – это воспитание правильного поведения родителей по отношению к своему маленькому сокровищу. Воспитание самостоятельности у детей строится на поощрении и поддержке, тогда вы действительно поможете им стать полноценной личностью, обладающей собственным мнением и умеющей отвечать за свои поступки.