Какой хороший клей для обуви, чтобы заклеить дома? Какой самый лучший клей для ремонта обуви? Чем заклеить подошву осенней либо же зимней обуви

Обувь следует покупать качественную и добротную. Но с течением времени любые, даже самые замечательные ботинки склонны изнашиваться или даже рваться. Полюбившуюся удобную обувь выбрасывать рука не поднимается. А профессиональный ремонт, как правило, влетит в копеечку.

Сам себе сапожник

Большинство людей в такой ситуации пытается отремонтировать туфли или ботинки собственными силами. Порой это удается, а порой приводит к плачевному результату, и обувь все равно приходится нести к сапожнику для ликвидации последствий неумелой починки. Так что же делать?

Не расстраивайтесь и не спешите выбрасывать любимые ботинки, которые "каши просят". Многие неприятности вполне возможно устранить в домашних условиях. Нужно только правильно взяться за дело и запастись подходящими материалами.

Львиная доля всех починок приходится на заклеивание прохудившейся пары обуви. И здесь необдуманная покупка клея неподходящего типа способна свести на нет все усилия. Запомните: клей для обувного ремонта нужно выбирать надежный и качественный! И наша статья, надеемся, поможет вам сделать грамотный выбор.

Каким бывает обувной клей

Современные клеевые составы эффективно используются в производстве и починке обуви. Ими практически вытеснены классические средства, применяемые для ремонта ранее - гвозди и нитки. Не менее 80 % современных обувных изделий производится именно клеевым способом с использованием различных составов.

Новое поколение клеевых средств обеспечивает эффективное и надежное скрепление, что подтверждается отзывами профессионалов. Заготовки верхних частей обувных изделий затягивают с применением полиуретановых или полихлоропреновых средств, составов из водных дисперсий эмульсий, полимеров, каучуковых латексов.

Каковы их основные преимущества? Во-первых, прочность соединения мало зависит от толщины склеиваемых деталей. Во-вторых, обработанные таким составом материалы отличаются высокой прочностью и надежностью. В-третьих, швы получаются эластичными (то есть не жесткими) и обладают хорошей морозо- и водостойкостью.

Клей для ремонта обуви: какой лучше выбрать

Перечислим самые востребованные и популярные при средства, существующие в наши дни. Сказать, какой самый лучший клей для обуви, сложно, ведь все зависит от конкретного вида работ и типа изделия.

Именно такими непродуманными действиями (решив сэкономить на услугах профессионала и не обладая нужной информацией), т. е. приобретением дешевого тюбика абсолютно неподходящего клея, вы способны полностью испортить вещь. После подобного домашнего вмешательства сапожнику придется повозиться, чтобы исправить ситуацию. Конечно, мастер объяснит, какой хороший клей для обуви вам следовало бы взять, но, как говорится, дорога ложка к обеду.

Поэтому будьте готовы, что в мастерской с вас запросят за ремонт сумму, значительно большую, чем обычно. Что ж, это тот самый случай, когда остается утешать себя только тем, что скупой всегда платит дважды.

К сожалению, подошвы обуви изредка трескаются. Как водится, накладки, установленные на трещину, не дают желаемого итога – обувь продолжает промокать, а «заплатка» стремительно отваливается. Как же отремонтировать лопнувшую подошву?

Вам понадобится

  • – ацетон либо бензин;
  • – наждачная бумага
  • – камера от велосипеда;
  • – резиновый клей;
  • – сапожный ножик;
  • – паяльник;
  • – капрон.

Инструкция

1. Старательно очистите подошву от пыли и грязи. Скрупулезно обработайте внутреннюю поверхность трещины наждачной бумагой. Протрите ацетоном либо бензином, дабы обезжирить.

2. Срежьте края подошвы вокруг трещины на ширину 5-7 мм с подмогой сапожного ножика. Глубина среза должна составлять один миллиметр.

3. Скрупулезно замерьте глубину трещины в миллиметрах. Добавьте к этой величине 15 мм. Возьмите ветхую велосипедную камеру и вырежьте из нее полосу, ширина которой будет соответствовать полученному итогу.

4. Зачистите полоску с поддержкой наждачной бумаги. Обезжирьте, применяя бензин либо ацетон. Промажьте полосу резиновым клеем с 2-х сторон. При этом с одной стороны клей должен покрывать всю поверхность всецело, а с иной нужно оставить сухие края. Ширина этих краев должна составлять 5-7 мм.

5. Возьмите обувь, требующую ремонта, и согните ее таким образом, дабы трещина на подошве максимально раскрылась. Опрятно нанесите клей на поврежденное место и дайте ему просохнуть в течение 10-15 минут. Закрывать трещину при этом не следует.

6. Возьмите полоску резины и согните ее напополам. Опрятно вложите в лопнувшую подошву и распрямите обувь. Плотно прижмите края полосы, выступающие из трещины, к подошве. Положите обувь под груз на 24 часа.Отремонтированная таким методом обувь еще длинно прослужит вам.

7. Залить лопнувшую подошву дозволено расплавленным капроном. Высушите, зачистите и обезжирьте трещину. Разогрейте паяльник и проведите им по внутренней поверхности повреждения. При этом кожа либо резина, из которой сделана подошва, начнет пузыриться и станет липкой. Возьмите маленький кусок капрона, приложите к трещине и прижмите паяльником. Втирайте расплавленный капрон в поврежденное место. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока трещина всецело не исчезнет. Следует учесть, что расправлять расплавленный капрон надобно не раскаленным носиком паяльника, а его рукояткой.

Из всех комбинированных частей обуви особенно каждого повреждениям и износу подвержена подошва. Метод ремонта целиком зависит от того, из какого материала она изготовлена и как крепится к верху обуви.

Вам понадобится

  • – Бензин
  • – клей 88Н
  • – сапожные спицы
  • – дратва
  • – сапожный вар
  • – сапожный рашпиль
  • – ломтики полиуретана

Инструкция

1. Место, где отошла полиуретановая подошва, очистите от пыли и грязи и обезжирьте с подмогой бензина. После этого на этом же участке снимите плоским надфилем окрашенный слой кожи и еще раз произведите обезжиривание. Разогрейте электрический паяльник и в месте склеивания по коже разгладьте отрезанные от ветхой подошвы ломтики полиуретана. Сожмите верх обуви и подошву и, проводя между ними разогретой частью прибора для выжигания, обработайте участок склеивания. При этом заглубляйте нагретый элемент до простилки. Тут значимо верно вынести температуру разогрева прибора и давление между верхом и подошвой, что затребует определенного навыка.

2. Если край полиуретановой подошвы накладывается наверх, на очищенный и обезжиренный участок нанесите слой клея. После этого вынесете так 15 минут, прижмите подошву к верху обуви и пришейте натертой сапожным варом дратвой. Шов при этом должен идти на расстоянии 5 мм от верхнего обреза. Если отклеившаяся подошва – резиновая, то на обезжиренное место ремонта нужно нанести клей и позже 15 минут подсыхания опрессовать обувь.

3. Если резиновая подошва сносилась, ее необходимо выровнять сапожным рашпилем и обезжирить бензином. Обезжирьте также подметку из мелкопористой резины. Покройте след и подошву тонким слоем клея и, выдержав 10 минут, склейте методом наката. Выступающий за подошву край следа срежьте ножиком, выровняйте рашпилем и загладьте абразивной шкуркой.

4. Дабы отремонтировать кожаную подошву , потребуется подметка из аналогичного материала. Уложите подметку на металлическую поверхность, скажем, чугунный утюг либо наковальню, вверх бахтармой. Тяжелым молотком, снабженным широким бейком, выбейте ее, начиная от середины. Уложите выбитую подметку на подошву и на время закрепите ее парой гвоздей. Обрежьте край и пришейте, заблаговременно прорезав на треть толщины канавку, в которой будет спрятан шов. Пришивайте подметку при помощи сапожных игл дратвой, натертой сапожным варом. По окончании шитья промажьте прорезь клеем и забейте так, дабы закрыть ее.

Паяльник нужен в любом хозяйстве. Он применяется как для ремонта электрических устройств, так и для соединения между собой разных металлических деталей. Если паяльник вышел из строя, не неизменно требуется приобретать новейший. Изредка довольно отремонтировать его, восстановив работоспособность. Почаще каждого починка пальника полагает замену нагревательного элемента.

Вам понадобится

  • – керамическое сопротивление ПЭВ-10;
  • – асбестовая нить;
  • – пассатижи;
  • – острый ножик.

Инструкция

1. Для примера довольно разглядеть последовательность действий при ремонте электрического паяльника мощностью 40 Вт, рассчитанного на напряжение 220 В. Для замены неисправного нагревательного элемента приготовьте керамическое сопротивление типа ПЭВ-10 с номиналом от 1,0 до 1,5 кОм. Отверстие, расположенное в центре резистора, имеет диаметр, в тот, что легко входит жало паяльника, при этом добавочная подгонка не требуется.

2. Удалите ветхий перегоревший нагревательный элемент. На корпусе со стороны продольного шва исполните поперечный пропил приблизительно до середины. Отступите от края на 40 мм. Сейчас разверните пропиленные стороны трубки и срежьте уголки образовавшегося гнезда. Это требуется для того, дабы избежать контакта корпуса с итогами сопротивления.

3. Сопротивление, которое будет исполнять функцию нагревательного элемента, вложите в гнездо. Отогните лепестки корпуса, окружив ими гнездо и закрепите при помощи хомутика.

4. Сейчас нужно подключить к обновленному нагревательному элементу провода питания. Срежьте с электрического шнура приблизительно 150-200 мм изоляции. Традиционно типовой шнур имеет двойную изоляцию жил, которую нужно снять.

5. Освободившиеся концы провода по каждой длине плотно обмотайте асбестовой нитью – виток к витку. Такую нить дозволено взять, к примеру, от неисправной электрогрелки. Изолированные нитью концы провода протяните через каналы ручки и подключите к итогам нового нагревательного элемента. Для комфорта монтажа ножки резистора загните, вставьте вовнутрь изогнутой части заблаговременно зачищенный кончик провода и обожмите пассатижами.

6. Итоги нагревателя изолируйте той же асбестовой нитью, плотно намотав их виток к витку. Провода обязаны быть уложены так, дабы они с корпусом не соприкасались. Вторично обмотайте оба проводника нитью, скрепив их совместно. Соберите ручку. Сейчас отремонтированный паяльник вновь готов к работе.

Ну кто же из нас с вами не сталкивался с такой проблемой, как лопнувшая подошва? Ситуация весьма неприятная, ведь, как заклеить подошву на кроссовках либо же на любой другой обуви, знает не каждый. Можно отнести к мастеру, но стоить это будет не мало, тогда на ум приходит мысль самостоятельно решить эту проблему. Чтобы сделать это, вы должны ведать о некоторых нюансах, которые оговорены в данной статье.

Чем заклеить подошву осенней либо же зимней обуви?

В роли подручного средства, чтобы сделать ремонт подошвы кроссовок подойдет:

  • клей, например, “Момент”;
  • эпоксидный герметик “Очумелые ручки”;
  • средство с полиуретаном “Десмокол”.

К каждому из них приложена инструкция, на которую необходимо ориентироваться во время работы.

Важно! Также вы обязаны учитывать, что данные средства несколько токсичны. При попадании любого из них на слизистые их необходимо мгновенно смывать струей обыкновенной проточной воды.

Последовательность проведения работы:

  1. Поскольку зимняя либо же осенняя обувь зачастую имеет подошвы сотовой структуры, то для начала вы должны будете заняться именно сотами. Ту резину, которая их прикрывает, вы должны снять на такую площадь, которая позволит убрать из отверстий абсолютно всю накопившуюся грязь. Случается так, что доступ к сотам происходит со стороны стельки, которую во время чистки отверстий придется целиком и полностью устранить.
  2. Соты засыпьте мелкими обрезками микропоры, а после этого залейте силиконовым герметиком, тщательно уплотнив.
  3. Прежде чем начать заклеивать лопнувшую подошву, вы должны будете подождать, для того, чтобы герметик высох и затвердел.
  4. Далее вырежьте кусок резины либо же микропоры, который по размерам сможет войти в дырку в том случае, если она объемная, либо же выпрессуйте мелкие отверстия смесью герметика, а также опилок микропоры.
  5. Согласно размеру обуви вырежьте подошву из тонкого куска резины, приклейте при помощи уже подготовленного клеящего вещества по всей площади вашей обуви.
  6. Поставьте ботинки либо же сапоги под пресс.

Важно! Время, которое необходимо для полного высыхания клея, указано в инструкции к нему.

Чтобы негативные факторы не привели к тому, то ботинки или сапоги быстро расклеятся и утратят свою прочность, почитайте также о том:

Как заклеить дырку в подошве уже летней обуви?

Действовать необходимо по точно такому же алгоритму, однако хлопот предстоит несколько меньше.

В том случае, если сандалии клеевые, то приобретите в профессиональной мастерской резиновую подошву и приклейте ее своими силами при помощи резинового клея. Это получиться сделать, если у обуви имеется сплошное основание.

Важно! Если к летней обуви подошва прикрепляется исключительно по контуру, в данном случае сандалии вам придется выкидывать.

Ремонтируем спортивную обувь

В том случае, если тренировочный процесс происходит в спортивном зале, от любимой пары кроссовок отказываться вам не придется. Из отечественных видов клея лучше всего использовать эпоксидный, который предназначен специально для обуви. Его стоимость относительно невысока.

Импортные клея:

  1. Наиболее подходящий вариант клеящего средства – клей американского производства Seamgrip. При помощи него заклеивают резиновые лодки. В случае, если вам удалось его приобрести, расставаться с вашей любимой парой кроссовок вам не придется долго, потому что это — единственный клей, который целиком и полностью решает проблему, как заклеить подошву кроссовок. Но стоимость его достаточно высока.
  2. Импортные эпоксидные клеи вида Done Deal несколько лучше отечественных клеев, но вот долговечности кроссовкам при использовании их обещать нельзя.

Как действовать, чтобы заклеить подошву на кроссовках:

  1. Края дырки в вашей подошве тщательно зачистите и обезжирьте при помощи растворителя.
  2. Когда все просохнет, нанесите правильно разведенную эпоксидную смесь.
  3. В том случае, если дыра большая, вложите в нее сетку из стекловолокна, которая называется серпянкой.
  4. В то время, когда клей подсыхает, место нахождения дырки снаружи заклейте малярным скотчем, для того чтобы подошва осталась полностью ровной.

Ремонт протектора

Для ремонта протектора необходим острый нож — лучше всего взять сапожный, крупнозернистая наждачная бумага либо же терка, которая изготовлена из куска жести от любой консервной банки с пробитыми в ней дырками.

Ремонт проходит следующим образом:

  1. Для начала вырежьте из куска достаточно жесткой резины заплату и подгоните ее по месту.
  2. Теркой и ножом придайте заплате клинообразную форму.
  3. Поверхность должна быть шероховатой, поэтому лучше обработать ее наждачной бумагой, а после этого протереть растворителем для обезжиривания и просушить.
  4. После этого на поверхность нанесите клей в два-три слоя. Клей тщательно просушите. Время сушки первого из слоев примерно 20 минут, второго — не менее 2 часов, но лучше не меньше 6-8 часов.
  5. Затем склеенные поверхности разогрейте над электрической плиткой либо же газовой до появления запаха клея, стремительно приложите их друг к другу, крепко прижмите и держите в на протяжении нескольких секунд до тех пор, пока они полностью остынут.

Ремонт пятки кроссовка

В том случае, если протектор основательно истерся, осторожно его отрывают от поверхности подошвы, подрезая его именно в тех местах, в которых оторвать невозможно. Можете данные места смачивать растворителем, для того чтобы протектор отклеился.

Контур вашей подошвы перенесите на картон, дорисуйте стертые края, а после этого вырежьте выкройку. Новый протектор можете изготовить из любого резинового коврика, который встречается в любых хозяйственных магазинах.

Важно! Во время склеивания тщательно очистите соединяемые поверхности, ну а в остальном, технология самого склеивания та же.

Ремонтируем мягкую подошву

Если у вас стопталась мягкая подошва, то прежде, чем приклеить новый протектор, нарастите мягкую подошву до необходимой толщины, воспользовавшись микропористой резиной.

Ремонт верха обуви

Во время ремонта верха кроссовок очень многое зависит непосредственно от его материала. В том случае, если верх изготовлен из натуральной либо же искусственной кожи либо же замши, то они трескаются в местах сгиба или же просто протираются.

На потрескавшиеся, а также лопнувшие места приклейте либо же пришейте заплатки из гораздо более тонкого и эластичного, нежели верх, материала, например из замши , либо же искусственной кожи.

Важно! Но лучше не допускайте образования трещин. Для этого смазывайте натуральную кожу обувным кремом, замшу чистите сухой жесткой щеткой, а также школьной стиральной резинкой, старайтесь поднять ворс.

Для того, чтобы почистить натуральную кожу и замшу от грязи лучше воспользоваться слегка влажной тряпкой и ни при каких обстоятельствах не мыть их проточной водой. Кстати, обувь, которая изготовлена из искусственной кожи постарайтесь не носить во время минусовой температуре.

Как правильно пришивать заплаты?

В те моменты, когда рвутся нитки, которые скрепляют детали кроссовок, то слой ниток восстанавливают, используя прежние отверстия. Можно использовать для протягивания нитей скрепку, но лучше всего иглу от шприца, слегка притупив на наждаке ее кончик, чтобы игла не смогла перерезать нитку.

Важно! Помните о том, что уход за ботинками, кроссовками, сапогами и босоножками должен быть правильным даже в тот сезон, когда вы их не носите. Именно это станет залогом прочности и долговечности как верха, так и подошвы. Сохраните себе в закладки и пользуйтесь по необходимости нашими .

Вам понадобится

  • - Клей;
  • - Ацетон;
  • - Ветошь или вата;
  • - Пресс;
  • - Герметик (MS полимер), силиконовый герметик;
  • - Пористая резина;
  • - Картон;
  • - Стельки;
  • - Резиновая подошва;
  • - Кусок хлопчатобумажной ткани;
  • - Нож и ножницы.

Инструкция

Отремонтировать подошву с помощью прочного клея для резины – это самый привычный способ привести . Как правило, это временная мера. Если передний край подошвы немного отклеился («просит каши»), очистите склеиваемые поверхности от загрязнений и после высыхания обработайте их ацетоном. Обычно в используется супер-клей и «Момент». Хорошо зарекомендовали себя в практике самостоятельного ремонта подошв эпоксидный клей (ЭПД), герметик «Очумелые ручки» и полиуретановое средство «Десмокол».

Используйте клей, согласно инструкции на упаковке. Обычно его наносят не очень толстым слоем (2-3 мм), выдерживают минут 10 и сильно сдавливают обувь грузом с ночи до утра. Идеально это сделают в обувной мастерской при помощи специального пресса. В же воспользуйтесь подручными средствами, стараясь не деформировать обувь. Идеально использовать «г»-образную колодку с дополнительным грузом.

Если прохудившаяся подошва имеет сотовую конструкцию, при износе в ней образуются пустоты – пятка проваливается, обувь в этом месте истончается. Оторвите стельку и тщательно вычистите соты от загрязнений, остатков клея и порванного картона. После этого можно залить их герметиком (например, MS полимером) и дать как следует просохнуть. Вырежьте по форме старой стельки картонные шаблоны, пропитайте их этим же средством и приклейте на подошву , затем установите новые стельки.

Если резиновая подошва сносилась, ее нужно выровнять сапожным рашпилем и обезжирить бензином. Обезжирьте также подметку из мелкопористой резины. Покройте след и подошву тонким слоем клея и, выдержав 10 минут, склейте способом наката. Выступающий за подошву край следа срежьте ножом, выровняйте рашпилем и загладьте абразивной шкуркой.

Чтобы отремонтировать кожаную подошву , понадобится подметка из аналогичного материала. Уложите подметку на металлическую поверхность, например, чугунный утюг или наковальню, вверх бахтармой. Тяжелым молотком, снабженным широким бейком, выбейте ее, начиная от середины. Уложите выбитую подметку на подошву и на время закрепите ее парой гвоздей. Обрежьте край и пришейте, предварительно прорезав на треть толщины канавку, в которой будет скрыт шов. Пришивайте подметку при помощи сапожных игл дратвой, натертой сапожным варом. По окончании шитья промажьте прорезь клеем и забейте так, чтобы закрыть ее.

К сожалению, любая обувь не вечна: то набойки сапог сотрутся, то кроссовок порвется, то подошва лопнет. Многие в таких случаях сразу отправляются в ремонтную мастерскую, но исправить эти проблемы можно и самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно знать некоторые хитрости, с помощью которых можно восстановить любимые туфли или сапожки.

Как правильно заклеить лопнувшую подошву?

Даже если она лопнула по всей ширине, это можно исправить. Для этого есть несколько способов.

Метод №1.

Отступить от трещины примерно 5 см в сторону каблука и маркером провести параллельно ему линию. От нарисованной линии и до носка ботинка зачистить подошву наждачной бумагой. Если есть протектор, необходимо его счистить «под ноль». Внимание: если у Вас берцы или обувь с протектором больше 5 мм, то пробуйте второй вариант, данный способ Вам не поможет.

Зачистив и обезжирив саму трещину бензином или ацетоном, склеить ее хорошим секундным клеем. После этого нарисовать разметку для будущих канавок под нитки, как это сделано на рисунке.

Сапожным ножом по этой разметке вырезать небольшие канавки. Вытащить стельки из ботинка и прошить прочными нитками подошву по вырезанным бороздкам. Поверх ниток нанести клеевой состав, а когда он подсохнет, зачищенную и обезжиренную подошву перекрыть микропорой или другим подмёточным материалом, толщина которого должна быть равна толщине протектора и резины, которую убрали наждачной бумагой.

Метод №2.

Зачистить внутреннюю поверхность трещины и обезжирить ее. Сапожным ножом обрезать края подошвы на глубину 1 мм, отступая примерно по 5 мм в обе стороны. Линейкой измерить глубину лопнувшей резины и приплюсовать к этому значению еще 1,5 см. Из велосипедной камеры вырезать прямоугольник, длина которого соответствует длине самой трещины, а ширина составляет полученное значение в миллиметрах.

Зачистить эту полоску и обезжирить, промазать клеем со всех сторон так, чтобы с одной стороны была покрыта вся поверхность, а с другой оставить сухими края – примерно 5 мм. Согнуть треснувшую подошву так, чтобы дефект раскрылся. Обработать его клеем и дать немного подсохнуть, не допуская слипания краев трещины.

Промазанную резиновую полоску вклеить в лопнувшее место, распрямить.

Такими способами можно без труда сделать ремонт треснувших сапог, туфель или ботинок самостоятельно.

Как заклеить кроссовки на носке?

Если кроссовки немного «прохудились» - стерлись на носках, можно попытаться заклеить и их. Действовать необходимо по несложной инструкции:

  1. Обработать наждачкой место истончения и еще 2 см в сторону от дефекта.
  2. Обезжирить любым растворителем.
  3. Из полиуретана или обыкновенной резины вырезать кусок, который по форме будет идентичен поврежденному месту. Он должен иметь различную толщину: максимальной она должна быть в месте самого большого повреждения, а тонкая его часть – прилегать к подошве с нормальной толщиной.
  4. Его срез обработать наждачкой с той стороны, где он будет заклеивать проблемное место.
  5. Обработать клеем накладку и место повреждения.
  6. С большой силой прижать их и оставить кроссовки под прессом на 24 часа.

Проведя простые манипуляции, можно сделать ремонт любимых кроссовок и дальше наслаждаться их удобством.

Как устранить дырку в подошве обуви?

Если дырка в подошве небольшая, то ее можно эффективно заклеить обычным клеем-герметиком. Для этих целей лучше подойдет силиконовый. Его носик отрезать так, чтобы он идеально помещался в дырку сапог, туфель или любой другой обуви, требующей ремонта.

С внутренней стороны (под стелькой) нажимать на область дырки куском кожи, пластмассы или другого материала. Зафиксировать вверх подошвенной частью. В дырку выжать герметик, чтобы он полностью ее заполнил. После высыхания, он прочно сливается с резиной, за счет чего дырка надежно устранена и можно не бояться промокших ног.

Если она достаточно большая (появилась в результате износа), то ее можно заклеить специальной полиуретановой подковкой, используя густой супер-клей. Такие детали продаются в обувных магазинах.

Какой клей для обуви лучше?

Обувщики-профессионалы солидарны во мнении, что лучше всего для заклеивания лопнувшей, протертой и другой обуви с дефектами подходит полиуретановый клей. Он обладает хорошей эластичностью, прочностью и обеспечивает высокую степень крепления, что позволяет восстановить любую треснувшую обувь. Кроме этого, с подобными задачами отлично справляются адгезив и специальный сапожный состав, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

Если сапог треснул, протерся или с ним случилось другое «несчастье», не нужно спешить в обувную мастерскую, а можно попытаться отремонтировать его самим.