Классный час «нравственный выбор. Классный час по духовно-нравственному воспитанию Нравственный час

Классный час

«Мои нравственные ценности»

9 «А» класс. Классный руководитель Черкашина Л. М.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

    Сформировать представление о нравственных ценностях

    На конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека.

    Воспитывать культуру поведения.

Сценарий классного часа.

1.Вступительное слово учителя. Притча «Мухи и пчёлы»Однажды у мудреца спросили:

Мудрец ответил:

Почему наш классный час с этой притчи? О чём сегодня мы с вами будем говорить? (прослушать рассуждение учеников).

2. Учитель. Правильно! Мы сегодня будем говорить о человеке. О его характере и поступках, то есть о тех ценностях, которые составляют основу нашей жизни.

Итак, тема нашего классного часа «Мои нравственные ценности».

Что же такое ценность? (слад № 3)

Учитель. Ценность это многогранное, которое включает в себя разные черты характера, которые для одного человека важны, а для другого нет. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил. (Слайд 4)

Давайте сегодня вместе с вами попробуем сотворить свой образ человека, наградив его теми ценностями, которые вы выберите сами, и которые наверняка значимы для вас.

Класс разделён на три группы, им предлагается список ценностей, где каждая группа набирает их определённый набор.

Задание группе № 1. Выбрать те ценности, которые вы бы не хотели видеть в образе нашего героя.

Задание группе №2. Эти черты характера вы хотели бы видеть в образе нашего героя.

В течение времени значимость тех или иных ценностей может меняться. Но есть ценности, которые должны сопровождать человека всю его жизнь. Третья группа должна назвать эти вечные универсальные ценности

Задание группе №3. Назовите вечные универсальные ценности (Слайд 5)(Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие, застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность, наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....)

Учитель. (слайд 6) Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Поговорим о совести. Первая группа зачитывает высказывания о совести.

(слайд 8, 9)

Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.

Учитель зачитывает «В мире мудрых мыслей» (слайд 10)

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) ;

(Л. Ландау);

(Ж. Ж. Руссо)

Притча о старушке, которая собирала стёкла на пляже (слайд 11, 12, 13) В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.

Ваше мнение. О каких ценностях говорится в этой притче? (сострадание, доброта)

Вторая группа зачитывает высказывание о доброте. (слайд)

Слово предоставляется ученику, который зачитывает стихотворение Льва Ошанина

«Волжская баллада» Лев Ошанин

Третий год у Натальи тяжелые сны,

Третий год ей земля горяча -

С той поры как солдатской дорогой войны

Муж ушел, сапогами стуча.

На четвертом году прибывает пакет.

Почерк в нем незнаком и суров:

«Он отправлен в саратовский лазарет,

Ваш супруг, Алексей Ковалев».

Председатель дает подорожную ей.

То надеждой, то горем полна,

На другую солдатку оставив детей,

Едет в город Саратов она.

А Саратов велик. От дверей до дверей

Как найти в нем родные следы?

Много раненых братьев, отцов и мужей

На покое у волжской воды.

Наконец ее доктор ведет в тишине

По тропинкам больничных ковров.

И, притихшая, слышит она, как во сне:

Здесь лежит Алексей Ковалев.-

Нерастраченной нежности женской полна,

И калеку Наталья ждала,

Но того, что увидела, даже она

Ни понять, ни узнать не могла.

Он хозяином был ее дум и тревог,

Запевалой, лихим кузнецом.

Он ли - этот бедняга без рук и без ног,

С перекошенным, серым лицом?

И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,

Где ты, Леша, соколик ты мой?! -

Лишь в глазах у него два горячих луча.

Что он скажет - безрукий, немой!

И сурово Наталья глядит на врача:

Собирайте, он едет домой.

Не узнать тебе друга былого, жена,-

Пусть как память живет он в дому.

Вот спаситель ваш,- детям сказала она,-

Все втроем поклонитесь ему!

Причитали соседки над женской судьбой,

Горевал ее горем колхоз.

Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,

И никто не видал ее слез...

Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.

Только вдруг, словно годы назад,

Под окном раздаются мужские шаги,

Сапоги по ступенькам стучат.

И Наталья глядит со скамейки без слов,

Как, склонившись в дверях головой,

Входит в горницу муж - Алексей Ковалев -

С перевязанной правой рукой.

Не ждала? - говорит, улыбаясь, жене.

И, взглянув по-хозяйски кругом,

Замечает чужие глаза в тишине

И другого на месте своем.

А жена перед ним ни мертва ни жива...

Но, как был он, в дорожной пыли,

Все поняв и не в силах придумать слова,

Поклонился жене до земли.

За великую душу подруге не мстят

И не мучают верной жены.

А с войны воротился не просто солдат,

Не с простой воротился войны.

Если будешь на Волге - припомни рассказ,

Невзначай загляни в этот дом,

Где напротив хозяйки в обеденный час

Два солдата сидят за столом.

О каком качестве души это стихотворение (милосердие) Высказывание о милосердии зачитывает третья группа. (слайд15)

    Учитель. Но мир и человек не так идеален, как мы его представили. В мире достаточно слёз, боли, горя, разочарований (слайд «Ящик Пандоры», 16) Что выбрать? Задумайтесь над заключительной притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет:«Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

Просмотр содержимого презентации
«moi_nravstvennye_tsennosti»

Мухи и пчёлы

Однажды у мудреца спросили:

  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

Мудрец ответил:

  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём. Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
  • Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
  • Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.

У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам .

Классный час

« МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

9 «А» класс

Классный руководитель:

Черкашина Л. М.


  • Нравственность- это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).


Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?


Ценности для человека. Что выбрать?

  • Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие,

застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность,наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....


Вечные ценности:

Совесть

Доброта

Милосердие


  • Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла
  • Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

  • Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.
  • Совесть- это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.

В мире мудрых мыслей

  • В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

  • Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце.

(Л. Ландау)

  • Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.

(Ж. Ж. Руссо)


  • В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.
  • Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?


  • Многого ли достигла в жизни эта старушка?
  • Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
  • Каковы были ее нравственные ценности?

Доброта

  • Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
  • Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
  • К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие.

Милосердие

  • Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
  • Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
  • Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.
  • Слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

  • Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
  • Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все человеческие пороки, несчастья, преступления и болезни вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике среди всех несчастий находилась ещё одно существо. Боги, преисполнившись жалостью к людям, спрятали среди духов зла одно доброе существо, Надежду.Она хотела вылететь вслед за бедствиями, но испугавшаяся Пандора захлопнула крышку, и Надежда осталась на дне. Вылетевшие из ящика злые бедствия, страдания, болезни тотчас распространились по земле. Позже Надежда смогла вырваться из ящика и бросилась исправлять все бедствия.
  • Счастливо раньше жили люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь незваными гостями днем и ночью стали болезни и бедствия. Так, согласно древним мифам, в мире появилось Зло, принеся с собой невыносимые страдания, но за ним по пятам всегда идет Надежда, помогая страждущим людям и суля им счастливое будущее.

Поэтому, давайте не терять Надежду на то, что рано или поздно на земле снова воцарятся гармония, счастье, спокойствие и миром будет править ДОБРОТА. А для этого каждый из нас должен жить по нравственным правилам людей.


Нравственные правила людей:

  • 1Всегда и во всем слушайся свою совесть.
  • 2.Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
  • 3. Не будь злопамятным, умей прощать.
  • 4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  • 5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • 6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.
  • 7. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.
  • 8. Уважай старших и заботься о младших.
  • 9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.

Методическая разработка классного часа для 2 класса «Самые дорогие слова»

Цели : способствовать формированию у детей нравственно- этических, гражданско-патриотических чувств через раскрытие понятий слов: мать, труд, мир, отчизна и др.

Наглядность : слова на карточках; картины родной природы; портреты защитников родины; картины труда людей, разрухи и войны.

Ход занятия

I. Вступление.

Ученик.

Классный час сейчас начнем

И беседу поведем.

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о самых дорогих словах. (Учитель читает статью по П. Гамарра «Волшебные слова» и во время чтения выставляет таблички-слова, сделанные в виде человечков с различными выражениями лица.)

II. Основная часть.

Хотите, я расскажу, какая интересная история случилась однажды в нашей школе?

Дело было вечером. Ученики разошлись по домам. Учитель закрыл классный журнал, привел в порядок свой класс и тоже ушел. Доска была вытерта, двери закрыты, на партах ничего не лежало. Разве только кусочек мела, который закатился в уголок, да сломанная ручка. Она забилась в щелку и оттуда посматривала на класс.

И вот, как раз в этот вечер, ручка - она была очень любознательная - вылезает из своего уголка, подскакивает к пеналу и спрашивает:

Скажите, дядюшка, вы ничего не слышите?

Подожди, - отвечает пенал, - дай послушаю!

Это был старый пенал, он был туг на ухо!

В книжном шкафу какой-то шум, - прошептала ручка.

А ведь, пожалуй, верно! - сказал пенал. - Там что-то происходит! Странно, обычно в это время книги стоят спокойно.

Действительно, с книгами делалось что-то необычное. Раскрывались переплеты, шелестели страницы, слышались шепот, восклицания, отдельные слова...

И тут показались два человечка. Два совсем маленьких человечка. Они вылезли из книжного шкафа через замочную скважину и запрыгали по полу.

Кто это? Кто это? - спросила ручка. - Да я их как будто знаю!

А пенал говорит:

Подожди, подожди! Я их тоже где-то видел.

Ой, как их много! - воскликнула ручка.

А пенал говорит:

Ну, какие же мы глупые! Конечно, мы их знаем! Ведь это слова!..

Конечно, это слова! Их пишут и ручкой и мелом. Или карандашом. Я их отлично знаю.

Ах, где же, в самом деле, была моя голова?! Ведь я их тоже знаю. Сколько я их написала до того, как меня сломали. Но как их много! Интересно, что они собираются делать?

А пенал говорит:

Они идут к столу учителя! Смотри, они карабкаются на стол!

И действительно, слова взобрались на стол учителя. И тут они заговорили все сразу.

Ох, эти дети... - Как они плохо обращаются с нами! - краснея, проговорило слово СТЫДЛИВОСТЬ.

Они - дети! Не следует на них обижаться, - сказало слово ДОБРОТА. - Они дети...

Ладно, ладно! - сказало слово МИР. Оно говорило ласково и спокойно. - Мы не за тем собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том, как помочь нашим детям стать лучше, воспитаннее, культурнее. Прежде всего, давайте изберем председателя. Все согласны?

Согласны, согласны! - воскликнули слова.

Меня изберите! Меня! - закричало слово ТРУД. - У меня большая сила! Кто за меня?

Прошу слова.

Это появилось очень важное слово. Оно было больше всех других и круглое, как мяч.

О, да это шар! Это ЗЕМНОЙ ШАР!

Друзья! - сказал ЗЕМНОЙ ШАР громким, торжественным голосом. - Я вам назову слова, которые мне нравятся больше всего. Например, ДРУЖБА. У этого слова добрые и крепкие руки. Или возьмем, например, слово СОГЛАСИЕ. Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.

В классе стоял шум. Это шумели слова. Они спорили, кого же им избрать председателем.

И вдруг вышло слово МАМА и протянуло свои добрые руки.

Дорогие, слушайте меня, - сказало слово МАМА. Оно говорило негромко, но все его слушали. - Кажется, я знаю, кого нам следовало бы избрать в председатели. Есть одно слово, которое все любят.

И тотчас засиял необыкновенный свет. Он был похож на свет утра, какой бывает, когда солнце только-только поднимается из-за облаков.

Да! Вот кто у нас будет председателем - слово МИР! - кричали со всех сторон.

Но все-таки некоторые молчали. Например, ЗЛОСТЬ. Оно забилось в угол: ему было страшно.

А слово МИР вышло вперед. Оно было очень красиво.

Его избрали председателем.

Учитель . Вот, ребята, сколько много слов к нам пожаловало, но это еще не все слова, другие слова к нам будут приходить на следующие классные часы. Сегодня поговорим о некоторых из них.

Кому вы обязаны своей жизнью на Земле? Какое первое слово произносит ребенок? (Маме, мама.)

За что вы любите свою маму? (Что она дала мне жизнь. Она заботится обо мне. Она много времени проводит со мной. Она помогает в трудную минуту и т.д.)

Прочитаем в лицах стихотворение У. Раджаб:

Кто пришел ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора»?

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю - в чашечку налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплел?

Мамочка.

Целый дом один подмел?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

Вывод: значит, лучше всех на свете - мамочка, и это самое дорогое слово. Маму нужно уважать, любить, беречь.

Объясните смысл пословиц:

При солнышке - тепло, при матери - добро.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Материно сердце в детях, а детское - в камне.

Материнский гнев - что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

Мать кормит детей - сохнет, а они по ней и не охнут.

Сейчас поговорим о другом важном и дорогом слове - Родина. Когда великий русский композитор М. И. Глинка возвращался из-за границы на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке как символу своей Родины.

Родина - это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это - место, где ты родился и вырос.

Послушайте стихотворение 3. Александровой.

Ученики поочередно читают стихотворение.

ЕСЛИ СКАЖУТ СЛОВО «РОДИНА»

1-й ученик .

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

2-й ученик.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3-й ученик.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

4-й ученик.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Объясните смысл слов «Родина бывает разная, / Но у всех она одна». (Разная - это у каждого то место, где он родился, вырос, ходил в школу, учился. А одна для всех родина - Россия.)

Наш народ стремился и стремится к дружбе, к миру со всеми народами.

О другом дорогом и важном для нас слове «мир» написал М. Пляцковский.

Ученики поочередно читают стихотворение. 1-й ученик.

НАМ НУЖЕН МИР

Нам нужен мир!

Тебе, и мне, и всем на свете детям!

И должен мирным быть рассвет,

который завтра встретим.

2-й ученик.

Нам нужен мир!

Трава в росе,

улыбчивое детство!

Нам нужен мир!

Прекрасный мир,

полученный в наследство!

3-й ученик.

Нам нужен разноцветный луг

и родина над лугом!

Нам нужно бегать,

прыгать, петь

и говорить друг с другом!

Дети исполняют один куплет песни «Солнечный круг».

И еще одно стихотворение о мире Игоря Кравченко.

Чтец.

Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые, и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Сохраняя мир на земле, люди трудятся так, чтобы Родина наша была богаче, сильнее. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир.

Ученик.

НАДЕЖНОЕ СЛОВО

Из древних уральских руд,

Не скажу я точно -

Железное слово «труд»

Сработано было прочно.

Взвесив его в руках,

Прапрадед сказал сурово:

Останется жить в веках

Надежное это слово!

Вместе с словами: мать,

Правда, народ, Россия -

Пойдет да пойдет шагать,

Всю кривду, все зло осиля.

Л. Татьяничева

Учитель . Вот и узнали мы самые дорогие слова. Их надо помнить и беречь всегда.

III. Итог занятия.

Что такое мир? Для чего нужен мир на Земле?

Какое самое дорогое слово?

Что больше всего понравилось на занятии?

О чем расскажете дома?

Задачи :

  • формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
  • умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
  • формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Форма : пресс-конференция.

Организационная подготовка : класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление : “Цветок счастья счастья”; музыкальные композиции.

Плакаты :

  • “Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях” (Б.Паскаль);
  • “Возвышай себя миром души и красотой чувств!” (А.П.Чехов) и другие.

Ход мероприятия

Всё, что прекрасно - нравственно. (Г.Флобер)

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).

Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Мозговой штурм:

  • наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
  • лениться и бездельничать;
  • быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
  • требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
  • лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
  • давать пустые обещания, нарушать слово;
  • заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
  • наушничать, доносить на товарища;
  • малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
  • проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
  • употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
  • отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
  • молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
  • пустословить, произносить всуе святые имена;
  • смеяться над увечными;
  • не любить и обижать животных;
  • не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – “хорошо”, это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – “плохо”, это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Размышление:

  • в озлоблении людей;
  • в разобщении по политическим и идейным мотивам;
  • в эгоизме (каждый сам по себе);
  • в росте преступности;
  • в исчезновении элементарной культуры поведения;
  • в утрате идеологической и ценностной ориентации;
  • в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • украсть что-то у соседа по парте;
  • съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
  • подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
  • написать анонимное письмо.

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.

7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

По тропинке той, что шла к реке, под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке на виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой, а его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мёртвой головой и закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш, как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть! Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок сердцем рвался к стае голубиной.

“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.

А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников. Цели нравственного классного часа: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений. 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников, 4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др. Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций. Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д. Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов. Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно: I. Определение темы Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов. П. Подбор материала Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы. Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь. Примерная тематика нравственных классных часов 10-11-е классы 1. Диспут «О дружбе и друзьях». 2. Беседа «О товариществе и дружбе». 3. Праздник «Всему начало любовь...» 4. Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы». 5. Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». «Детство моих родителей». 6.Два полюса общения 7. Конфликты и взаимопонимание. 8. Самовоспитание и проблема выбора. 9.Познай себя. 10. Как научиться быть счастливым. 11.Честь и достоинство. 12. Культура личности – духовная ценность. 13. Мир взаимоотношений – глазами подростков. 14. Берегите друзей. 15. Земля – наша общая забота. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания - рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками: - интеллектуальные марафоны; - дни интеллектуального творчества; - защита интеллектуальных проектов; - экскурсии в вузы, НИИ и исследовательские лаборатории; - встречи с интересными людьми; - интеллектуальные ринги и викторины; - заседание клубов интеллектуалов; - интеллектуальные олимпийские игры; - школа интеллектуального развития. Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов 10-й класс- 11-й классы 1. Талантливость и гениальность. В чем они проявляются? 2. Тренировка памяти - залог будущего успеха. 3. Человек и творчество. 4. Разговор с самим собой по душам. 5. День творческого представления в школе. 6. Как научиться властвовать собой? 7. Мои лингвистические способности. Как они проявляются? 8. Недостатки человека и их влияние на его судьбу. 9. Пока я мыслю, я вижу. 10. Юмор в жизни человека. 11. И на Марсе будут яблони цвести.

Классный час на тему:

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ».

Цель:

создание условий для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей

Задачи:

    Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте

    Учить детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других

3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей

4. Способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся

Ход классного часа

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки . Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Да, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на классном часе?

Мы будем говорить о правилах поведения.

Темой нашего классного часа будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило нравственности».

А что такое нравственность?

-В толковом словаре Ожегова : Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Какие качества человека вы знаете? Качества положительные и отрицательные. Распределите карточки с качествами личности на эти две группы.

Положительные : доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, бережливость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость.

Отрицательные : лень, враждебность, грубость, безответственность, эгоизм, жадность, невежество, лживость.

Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают, каким человеком вы бы себя назвали высоконравственным или безнравственным. Иногда хорошие и плохие качества борются в нашей душе, а какие победят – решаешь сам ты.

Какое же правило нравственности назвали золотым? Как и когда появилось это правило?

Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, что «только добро ведёт к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Был он очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Чему учат эти правила? (Быть добрым. Думать о других)

Вот так разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности.Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. В этом кроссворде сформулировано это правило одним словом. Давайте разгадаем кроссворд.

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Добрый человек – это какой человек?

Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.

Восстанови пословицы :

    Добрые дела, …(дороже денег)

    Добро не лихо - … (бродит тихо)

    Доброе дело … (два века живёт)

    Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

    Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

    Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

А сейчас, ребята, послушайте ещё одну притчу. Возможно, она поможет вам понять, как сделать мир немножечко добрее.

Притча.

Маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.

О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя? Какая пословица подходит?

(Если что – то хочешь изменить, нужно начинать с себя).

Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора, который тоже подходит к этой пословице.

Один:

- Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.

Другой:

- Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Один:

- Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Другой:

- Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Тест

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы:

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими про­блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте­ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про­играешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс­лушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди­телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз­веселить своих друзей?

Подсчет очков.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

И за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым

Сценка:

А что это у тебя в руке?

- Счастье...

- А почему такое маленькое?

- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...

- Да, восхитительно!

- Хочешь кусочек?

- Наверное...

- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

- Ой, оно такое тёплое!

- Нравится?

- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...

- Так всегда бывает.

- А если я с кем-то поделюсь?

- Тогда у тебя прибавится своего!

- Почему?

- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

- А руки об него обжечь можно?

- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...

ДЕЛЮСЬ!!!(раздают всем бумажные сердечки)

У каждого теперь имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Доброта – это золотое правило нравственности. А вы на своих сердечках напишите, какими еще качествами может обладать высоконравственный человек, что всегда сопутствует доброте. Из ваших сердечек мы выложим огромное самое доброе сердце.

Я желаю вам, чтобы ваши пока еще маленькие сердца наполнялись добротой.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ребята, помните: жизнь дана на добрые дела.