Конспект логопедического занятия полевые и садовые цветы. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Такие разные цветы. Упражнение для развитие общей моторики

Ольга Астахова
Занятие в старшей логопедической группе «Цветы»

Задачи : учить детей узнавать цветы по описанию , классифицировать их по месту обитания и времени цветения , называть части любого цветка , образовывать относительные прилагательные, правильно употреблять сущ. в ед. и мн. ч., согласовывать числительные с сущ.

Оборудование : картинки с изображением цветов , три картонные вазы с прорезями, картонные цветы-вкладыши .

Ход занятия:

1. Орг. момент :

Логопед : -Я в саду их всех встречаю

И в лесу их замечаю,

Вижу их я на лугу,

В поле, в скверике, на даче,

Жить без них я не могу!

Как вы думаете о чем я говорила? цветах )

2. Основная часть :

Логопед ? –Сегодня мы побываем в царстве цветов . Посмотрите, сколько здесь цветов . А вы, ребята, их знаете? Я буду описывать внешний вид цветов , а вы отгадайте, какой это цветок и есть ли он на нашем экране.

(Логопед загадывает загадки о цветах , а дети находят отгадки на экране)

Найдите его на поляне…

На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нем считаем.

Сердцевинка желтая

У цветка того ,

Будто крошка-солнышко

Забралась в него. (ромашка)

Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка .

За зернышками этими

Ты бегал в огород.

На грядке в огороде

Такой цветок растет . (мак)

То фиолетовый, то голубой.

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названьем он наделен.

Посмотришь – подходит

название это,

Но никогда нам не слышался звон

Из голубого лесного букета. (колокольчик)

Есть один такой цветок ,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка-

Был цветок и нет цветка . (одуванчик)

Как зовут меня скажи :

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок

Синеглазый …. (василек)

Не успел сойти снежок –

Появился он дружок,

Голубой и нежный

Маленький …. (подснежник)

3. –Логопед : Что такое цветы ? (растение) Как вы докажите, что это растение?

(У них есть корень, стебель, листья) Почему мы называем их цветами ? (они цветут , у них есть лепестки)

-Логопед : -До цветения у цветов есть еще

Был тугим он кулачком

А расжался–стал цветком . (бутон)

Логопед : - В какое время года появляются цветы ? Какие цветы называются первоцветами ?

В какое время цветов так много , что про них можно сказать :

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают? (летом)

Лето – это пора жизни и цветения всех растений . Как вы думаете почему?

(летом много солнца, тепла, света и влаги, а это все нужно для растений. Без этого они не могут существовать.

Логопед : - Как назовем цветы , которые появляются весной? Летом? Осенью?

(весенние, летние, осенние)

Игра «Собери букеты»

(3 картонные вазы : дети в прорези вставляют весенние, летние, осенние цветы )

Игра «Посчитай цветы » (1 цветок , 2 цветка , ….)

Физкультминутка :

Мы цветы в саду сажаем .

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны –

Пусть растут для вашей мамы.

4. Образование относительных прилагательных.

Логопед : -Рассмотрите наше цветочное царство и отберите цветы , которые дружат. (Логопед читает четверостишье, а дети выбирают картинки, называя цветы , о которых читает логопед )

Я цветы в саду встречаю ,

Я в лесу их замечаю,

Вижу их и на лугу

Логопед : - Посмотрите, какие картинки остались? (цветы , которые растут в комнате)

Если они растут в комнате, значит они какие? (комнатные растения)

Цветы на лугу … (луговые)

Цветы в лесу (лесные)

Цветы в поле … .

Цветы в саду … .

Клумба в цветах … .

Логопед : -А где еще можно встретить цветы ? (на реке, озере) . Что это за цветы ? (кувшинки, лилии) . Есть цветы , которые помогают людям выздороветь. Из них делают лекарство. Их называют лекарственными : это ромашка, ландыш, календула и др.)

5. Итоги :

Послушайте стихотворение В. В. Викторова

«Цветок »

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

А зачем – объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял!

Правильно ли поступил мальчик? Чтобы не сожалеть надо беречь природу, ведь цветы это часть природы .

Публикации по теме:

Учитель-логопед Куликова Наталья Владимировна воспитатель Забальская Оксана Борисовна Т е м а: Посуда Ц е л ь: Расширять представления.

Цель: закрепление темы "Фрукты - овощи"; определение фруктов и овощей на вкус, обонянием и осязанием; описание фруктов и овощей по форме,.

Цели: обучающие: - учить легко петь; - учить детей петь и работать на музыкальных занятиях, находясь в игровой ситуации. развивающие:.

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе Тема: «Цветы радости» Цель: развивать мелкую моторику рук. Задачи: закреплять умение.

Под музыку дети входят в зал и танцуют с светящимися сердцами. Ребенок 1:Яркий день, весенний день, Радостно звенит капель! Весело весну.

Занятие для воспитателей в старшей логопедической группе «Звук и буква М» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ в старшей логопедической группе Образовательная область: подготовка к обучению грамоте. Тема «Звук.

Занятие по экологии в старшей логопедической группе «Мы - друзья природы» Цель: Cистематизировать представления детей о многообразии природы. Задачи: Обучающие: 1. Закрепить знания о птицах, животных, деревьях Развивающие:.

Занятие в старшей логопедической группе «Овощи» Занятие в старшей логопедической группе «Овощи». Цель: - Продолжать умело выполнять определенные движения языка, губ, зубов, при выполнении.

Занятие в старшей логопедической группе

Тема: «Цветы. Путешествие на лесную полянку»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать формировать представления о цветах, лекарственных растениях, первоцветах;
  • продолжать знакомить с нетрадиционным приемом рисования: рисование с использованием соли;
  • закрепить знание правил поведения на природе;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное внимание;
  • развивать константность зрительного восприятия на основе д/и «Найди тень»;
  • развивать речедвигательную координацию;
  • развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: карточки - знаки «Поведение в лесу», изображения двух корзин, цветные изображения цветов и лекарственных растений, клей ПВА, кисти для клея, контурные изображения цветов, цветная соль, салфетки для рук, д/и «Первоцветы», силуэтные изображения цветов, фланелеграфы, фломастеры.

1. Вводная часть

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте еще раз дружно с ними поздороваемся. Сегодня необычный день - я предлагаю вам отправиться на прогулку на цветочную полянку. Раз-два-три, повернись - на цветочной полянке очутись».
(Звучит мелодия «Пение птиц»)

2. Д/и «Говорящие знаки»

Воспитатель: «Вот мы и оказались на нашей полянке. Посмотрите, как здесь здорово! Поют птицы, летают бабочки, сколько цветов вокруг! Но прежде чем отправиться на прогулку, я предлагаю вам вспомнить правила поведения в лесу и на природе. В этом вам помогут знаки».

3. Д/и «Цветочные корзины»

Воспитатель: «Ну что ж, правила поведения мы вспомнили, можно отправляться дальше. Мы с вами уже знаем, что среди множества цветов, есть не только красивые цветы, но и лекарственные цветы или лекарственные растения. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Я предлагаю собрать в одну корзину лекарственные растения, а в другую - цветы, которые мы используем для создания красивых букетов. Работаем в парах. Полина с Димой собирают лекарственные растения. Ульяна с Дарьяной собирают остальные цветы. Какие растения вы считаете лекарственными? Чем полезен клевер? Для чего нужна ромашка? и т.д.



О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, они хорошо останавливают кровь. А еще она укрепляет волосы».

4. Д/и «Оживи цветы»

Воспитатель: «Перед вами контурные изображения цветов. Но, посмотрите, какие они невеселые. Давайте мы сами оживим их при помощи цветной соли. Сначала оживим сами цветки. Полина, какой цветок у тебя? Какого цвета соль ты будешь использовать при раскрашивании цветка? Дарьяна, как ты будешь оживлять свой цветок? и т.д. Теперь приступим к оживлению листка и стебля? Какой формы листья? Какого цвета соль ты будешь использовать при раскрашивании листьев? и т.д.»

5. Динамическая пауза «Цветы»

Воспитатель: «Мы немножечко устали и давайте отдохнем.
Спал цветок, и вдруг проснулся,
(выполнить упр. «Бутон»)
Больше спать не захотел.
(выполнить упр. «Цветок»)
Шевельнулся, встрепенулся,
(двигать ладонями, сложенными «цветком» вправо - влево)
Взвился вверх и улетел.
(поднять «цветок» над головой)
Это бабочка сидела,
(выполнить упр. «Бабочка»)
Потом дальше полетела.
(двигать ладонями, сложенными «бабочкой» в стороны и вверх)

6. Д/и «Первоцветы»

Воспитатель: «Мы с вами знаем, что некоторые цветы появляются весной раньше, а какие-то позже. Перед вами контурные изображения цветов. Обведите зеленым цветов в кружок те цветы, которые у нас появляются самыми первыми после долгой зимы. Какие цветы вы обвели? Каким цветом? Как мы называем самые цветы, которые появляются раньше всех? Почему?»

7. Д/и «Найди тень»

Воспитатель: «Вы знаете, что днем все живые и неживые существа отбрасывают тень и сейчас вам нужно подобрать к цветку их тень. Я решила вас немножко запутать. Если даны цветные изображения нескольких изображений, то на силуэтных изображениях - один цветок».

8. Итог

Воспитатель: «Вот и подошла наша чудесная прогулка к концу. В заключение, я хотела бы прочитать замечательное стихотворение. И я надеюсь, вы сделаете из него вывод.

Если я сорву цветок,
если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

Сейчас предлагаю вам вернуться в группу, где хочу угостить вас и остальных ребят витаминным напитком из лекарственных растений: шиповника и т.д. Раз-два-три, повернись и в группе очутись».

Речевое заключение : сборная группа: сигматизм шипящих, ламбдацизм, ротоцизм.

Тема: «Цветы»

Этап : Автоматизация поставленных звуков.

Цели:

  • Закрепление правильного произношения поставленных звуков.
  • Расширение и активизация словаря по данной теме.
  • Развитие грамматических представлений.
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Развитие звукового анализа слова.

Оборудование : картинки на тему «Цветы», разрезные картинки, цветные карандаши, листы с индивидуальными заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Растаял снег, прошли морозы и не страшны нам холода,
А всё это потому что, пришла в гости к нам весна.

Введение в тему

– Ребята, наступила весна, природа ожила, стало ярче светить солнце, снег растаял, скоро на полянках появится зелёная травка, и зацветут прекрасные … (цветы) .

Знакомство с гостьей

– Сегодня мы с вами будем говорить о цветах: вспомним их названия, из каких частей состоят и многое другое. Но о цветах хотим всё знать не только мы. К нам на занятие пришла девочка, чтобы послушать то, о чём мы с вами будем говорить.
– Хотите узнать как зовут эту девочку? (Да)
– Выпишите буквы из верхнего ряда цветов в точно такие же в нижнем ряду и прочитайте её имя. (Катюша)
– Давайте скажем Катюше как называются цветы, которые мы видим на доске. (Василёк, роза, одуванчик, подснежник, гвоздика, тюльпан, ландыш, колокольчик).

Примечание: Логопед просит ребёнка назвать тот цветок, в название которого есть его автоматизированный звук.

Игра «Четвёртый лишний»

– Ребята, найдите в каждой строчке лишний цветок и объясните почему вы сделали такой выбор. (Василёк, тюльпан, подснежник, роза – все цветы ранние, весенние, а роза – поздний цветок и т. д.)

Игра «Чего не стало, что появилось»

– Посмотрите на картинки с цветами (колокольчик, ландыш, подснежник, тюльпан) , запомните их порядок. Запомнили? А сейчас наступила ночь – закройте глаза. (В это время логопед забирает одну картинку из данного ряда и меняет на другую).
– Чего не стало, а что появилось? (Нет ландыша, а появился нарцисс).
Логопед спрашивает ребёнка с нарушением шипящих звуков.

Части цветка

– Давайте расскажем Катюше какие части есть у цветка. (Корни, стебель, листья, лепестки или бутон)
– Назовите 3-й звук в слове корни .
– 1-й звук в слове стебель .
– 3-й звук в слове листья .
– 1-й звук в слове лепестки .

Развитие моторики

Вырос высокий цветок на поляне (ладони сжаты перед собой, руки поднимаем вверх) .
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук) .
Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами) .
Дружно дают под землёй корешки (упр. «Корни») .

Закрепление

– А вы знаете, что есть цветы, которые выращивают на балконе, в саду. За ними ухаживают, поливают, берегут от холода, подкармливают удобрениями. Это садовые цветы: роза, тюльпан, нарцисс и т. д. Есть цветы, которые растут в поле. За ними никто не ухаживает. Это полевые цветы: василёк, одуванчик, лютик и т.д.
(На доске панно с полевыми и панно садовыми цветами)
– У вас у каждого на столе есть картинки с такими же цветами с цветами. Сейчас каждый покажет свою картинку и скажет: название цветка, полевой он или садовый. (У каждого ребёнка цветы, в название которых есть автоматизированный звук)

Игра «Один – много » (с этими же картинками)

Например, тюльпан – тюльпаны.

– Сейчас вы должны отгадать загадку про цветок:

У жёлтенького Солнышка лучи не горячи.
У жёлтенького Солнышка белые лучи. (Ромашка)

– Давайте запишем название цветка в тетрадь и сделаем звуковой анализ этого слова. (Дети цветными карандашами выполняют задание)
– Ребята, Катюша – наш гость, давайте ей подарим цветы: один букет из полевых цветов, а другой из садовых.
(2 ребёнка выходят к столу, где находятся картинки с полевыми и садовыми цветами. Каждый выбирает только свои цветы)
– Какие цветы вы будите дарить гостье? (Я дарю василёк, я дарю…)

Итог:

– Катюше пара уходить. Давайте ей ещё раз напомним названия цветов со звуком «Л», со звуком «Ш», со звуком «Р».
– Мы сегодня много говорили о цветах, а для чего нам нужны цветы, какая польза от них? (Для лекарства, дают пищу насекомым, украшают нашу жизнь)

Вальдман Н.С., учитель-логопед.

1. Лексическая тема: "Цветы"

2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными.

3. Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов;

2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза слов;

3. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

4. Развивать чёткость дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков;

5. Расширять и уточнять словарь детей по лексической теме "Цветы";

6. Развивать мелкую и общую моторику у детей;

7. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Закрепить знания детей о цветах: полевых, садовых, первоцветах.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;

3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Бабочка на магните с заданиями;

2. Картинки с изображениями полевых, садовых цветов, первоцветов.

3. Гусеницы (для фонематического разбора слова);

4. Вазы из бумаги;

5. Сюжетная картинка "На лугу";

6. Вырезанные цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент, активизация словарного запаса по теме "Цветы"

Здравствуйте, ребята! Какое сейчас идет время года? (Дети отвечают полным предложением). Назовите весенние

месяцы. Назовите, что вы видите на картине? (На лугу цветут цветы.) А какие бывают цветы? (Полевые, садовые

и первоцветы)

II Развитие грамматического строя речи, уточнение словаря по теме "Цветы"

Ребята, посмотрите, к нам в группу залетела необычная бабочка. У неё есть для нас задание (взрослый читает

задание).

Поставьте цветы в вазы, корзину. В первую вазу посчитайте и поставьте садовые цветы, во вторую вазу -

полевые цветы, в третью корзину - первоцветы.

Букет первоцветов: 2 ландыша, 6 подснежников, 3 одуванчика, 5 фиалок.

Букет садовых цветов: 2 лилии, 2 пиона, 5 гвоздик, 3 розы, 4 тюльпана, 5 ирисов, 1 нарцисс.

Букет полевых цветов: 2 ромашки, 3 василька, 4 колокольчика, 3 клевера.

III Развитие общей и мелкой моторики

Ребята, бабочка принесла нам еще задание. Она спрашивает, знаете ли вы какую-нибудь физминутку про цветы?

Раз, два, три - выросли цветы (дети маршируют на месте)

К солнцу потянулись высоко, высоко! (тянут руки вверх)

Цветам тепло и хорошо! (качают поднятыми руками)

Колокольчики, ромашки! (Загибают пальцы на двух руках)

Незабудки! Васильки!

Босиком и без рубашки (шагают на месте)

Ходим мы, плетём венки! (шагают на месте, имитируют плетение руками)

IV Развитие слогового анализа и синтеза

Игра "Поставим букеты в вазы".

Ребята, к нам снова прилетела бабочка с заданием. Она просит опять поставить цветы в вазы. Но правило

будет другое: в первую вазу (с цифрой 2) нужно поставить цветы, в названиях которых 2 слога, а во вторую

вазу (с цифрой 3) - цветы, в названиях которых 3 слога. Не забывайте правило, сколько гласных в слове,

столько и слогов!

Роза - ромашка

Пион - лилия

Тюльпан - василёк

Нарцисс - гвоздика

Ирис - фиалка

V Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, правильное произношение)

Бабочка опять появилась с заданием (логопед читает). Бабочка спрашивает, знаете ли вы скороговорки про

Посадила Лилия Вырастут у Розы Поливает тюльпаны

На балконе лилии, В огороде розы, В палисаднике Оля

Но забыли лилии, Розовые, красные, И на пальцах от лейки

Видно, не полили их. Все цветочки разные! Появились мазоли.

VI Развитие фонематического анализа и синтеза слова

Ребята, посмотрите на букет цветов. Опять она принесла задание. Бабочка просит отгадать загадку.

Пышный, круглый, как кочан,

Головой нам покачал.

Летом расцветает он,

Замечательный... (ПИОН)

Составьте схему слова ПИОН на гусеницах. Какой первый звук? Какой второй звук? какой третий звук? Какой

последний звук? Сколько всего звуков? Сколько всего слогов в слове? Как ты догадался? (дети выкладывают схемы

VII Подведение итогов

Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна. Первые весенние цветы».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (предложения с противопоставлением).

Совершенствовать навык звукового анализа слов.

Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные цели. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки с изображением первых цветов, CD-проигрыватель с СD записью пьесы П. Чайковского «Подснежник», контейнер с фишками для звукового анализа, резиновый мяч среднего размера, изображение весенней поляны.

Предварительная работа . Прослушивание пьесы Чайковского «Подснежник», беседа о растениях, занесённых в Красную книгу, на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Ход НОД:

1. Организационный момент (слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Подснежник»).

Логопед включает отрывок из пьесы, приветствует детей.

Ребята, проходите к стульчикам, садитесь и внимательно послушайте музыку.

(На магнитной доске картина с изображением поляны с подснежниками, на ковре закреплены подснежники. Логопед выключает музыку после нескольких минут звучания. )

Ребята, как называется пьеса, которая сейчас звучала?

(Это пьеса Чайковского «Подснежник ».)

Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

(Мы представляли себе, что мы попали на поляну, где растёт много подснежников. )

Какой подснежник вы представляли?

(Нежный, хрупкий, изящный, с узкими, зелёными листиками и прекрасным белоснежным цветком. )

Появление подснежников – это примета какого времени года?

(Это примета ранней весны.)

О ранней весне и первых весенних цветах мы сегодня продолжим разговор.

2. Упражнение «Слушай внимательно». (Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).

Итак, мы с вами попали на лесную поляну ранней весной. (Логопед обращает внимание детей на картину.)

Но ребята, на поляне, кроме подснежников, растут ещё и другие цветы. (Логопед на липучки прикрепляет картинки других цветов на поляну.)

А как вы думаете, почему?

(Потому что весной появляются другие весенние цветы. Это тоже примета весны.)

Рассмотрите картинки, вспомните названия изображённых на них цветов.

А теперь назовите и скажите, какого они цвета. Название цвета должно прозвучать ласково.

  • Лиловенький крокус.
  • Беленькая ветреница.
  • Розовенькая медуница.
  • Беленький подснежник.
  • Синенький колокольчик.
  • Жёлтенькая мать-и-мачеха.

Отлично!

3. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).

Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю поляну и скажите, что бы вы ещё хотели добавить?

(Солнышко.)

А почему?

(Потому, что весной оно начинает светить ярче и становится теплее.)

Ребята, а ведь это одна из главных примет ранней весны.

(Один ребёнок прикрепляет солнышко на картину.)

А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.

Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.

Следите за произношением звуков.

* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам. )

*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.

(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки. )

* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.

(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)

*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)

*Пригревает ласковое солнышко, белка запасает орешки, бегут весёлые ручейки. Люди снимают тёплые шубы и шапки.

(Белка запасает орехи не ранней весной, а осенью.)

* Небо становится выше, блестят клейкие листочки, заяц меняет свою серую шубку на белую.

(Заяц меняет серую шубку на белую зимой, а весной наоборот, меняет белую шубку на серую.)

Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения.

4. Рассказывание стихотворений о весне . (Развитие общих речевых навыков )

И в подтверждение того, что вы хорошо знаете приметы весны, расскажите небольшие отрывки их стихотворений.

Следите за произношением звуков. Рассказывайте чётко и выразительно.

1 - й ребёнок.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А.Толстой

2 - ребёнок.

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3 - ребёнок.

И всё засуетилось,

Всё гонит зиму вон, -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

4 - ребёнок.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Е.Баратынский

5 -ребёнок

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь.

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах тёплых крыш.

6 - ребёнок

Кругом вода журчит, сверкает.

Крик петухов звучит порой.

А ветер мягкий и сырой

Глаза тихонько закрывает.

5. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» . (Развитие общих речевых навыков, мелкой моторики)

Ребята, вы сказали, что ранней весной птицы прилетают к нам.

Вот и на нашу поляну прилетел дрозд.

(Логопед прикрепляет дрозда )

Выйдем на поляну и выполним пальчиковую гимнастику «Дрозд-дроздок»

(Логопед предлагает детям пройти на ковёр, встать и сделать знакомое упражнение .)

Дружок ты мой, дрозд, Дети машут сложенными накрест

ладонями, как крыльями.

В крапинку хвост, Загибают по одному пальцу на обеих

Носик – остренький, руках на каждую строку.

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

Весной распеваются, вновь машут сложенными накрест

Зимой забываются. ладонями, как крыльями .

6. Штриховка. (Развитие мелкой моторики. )

А теперь вам предстоит выполнить ещё одно весеннее задание.

Подойдите к столу, сядьте на свои стульчики.

Посмотрите, какой цветок вы сегодня будете штриховать?

(Крокус).

Рассмотрите направление штрихов.

Приступайте к работе, следите за посадкой. (Дети работают под пьесу «Подснежник».)

Молодцы, аккуратно выполнили задание.

7. Упражнение «Составь схему» (Совершенствование навыков звукового анализа.)

А теперь вернёмся на поляну, устроимся поудобнее.

Повторите название весеннего цветка.

(картинка крокуса)

Произнесите слово и выполните его звуковой анализ.

(1 ребёнок – называет все звуки в слове.

2 ребёнок – К – согл., тв., глух.,

3 ребёнок – Р – согл., тв., зв.,

4 ребёнок – О – гласн., ударный,

5 ребёнок – К – согл., тв., глух.,

6 ребёнок – У – гласн., безуд.,

7 ребёнок – С – согл., тв., глух.)

А теперь выложите звуковую схему слова фишками.

Сколько звуков?

Сколько согласных?

Сколько гласных?

Вы справились с трудным заданием.

Сложите фишки в контейнер.

8. Упражнение «Пары слов» (Автоматизация поставленных звуков, активизация словаря по теме «Первые весенние цветы», развитие общей моторики.)

А теперь на весенней поляне мы поиграем с мячом в игру «Пары слов».

Будем бросать пары слов друг другу.

Вы вспоминаете название цветка, которое начинается с последнего звука произнесённого мною названия.

Логопед Ребёнок

Подснежник - крокус

Прострел - ландыш

Нарцисс - сальвия

Тюльпан - ноготки

Ноготки - ирис

Василёк - колокольчик

Молодцы!

9. Итог

Ребята, вспомните задания, которые вы выполняли.

(Ласково называли цвет у цветов.)

Выбирали приметы осени.

Рассказывали стихотворения.

Выполняли пальчиковую гимнастику «Дрозд – дроздок».

Штриховали.

Составляли звуковую схему.

Играли в игру «Пары слов»)

Назовите цветы, которые выросли на поляне весной.

Какие это цветы?

(Первые весенние.)

Ребята, вам весна сама подарила по одному цветочку. А вы знаете, что цветы – это часть природы и мы с вами на улице просто будем ими любоваться.