Конспект НОД по звуковой культуре речи «Учимся правильно произносить звук «Ж» в средней группе. Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук

Данные об авторе

Каримова Мария Ришатовна

Место работы, должность:

Воспитатель МДОУ-детский сад комбинированного вида №5 «Умка» г. Балаково

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Показать детям артикуляцию звука «ж».

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слоге, в разных словах).

Упражнять детей в умении определять слова во звуком «ж».

Развивать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательные суффиксов.

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

Используемая методическая литература:

Аджи А.В.Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада.

Кулешова Л.А.Занятия по обучению грамоте в ДОУ.

Журналы "Дошкольное воспитание".

Используемое оборудование:

игрушки - «Веселый язычок», собачка, ежик, жук, настольная ширма, предметные картинки (15 шт., в названиях которых в 12 есть звук «ж»), картинки - отгадки.

Краткое описание:

Звуковая культура речи Звук "ж"

Ход:

I. Зрительная гимнастика (перед занятием) (на повышении спазма аккомодации)

Стол перед окном.

Ребята, к нам пришел в гости наш знакомый Веселый Язычок. Он сидит на окошке. Давайте посмотрим на него. А теперь посмотрите в окошко. Смотрите на него - в окошко. Он принес вам цветочки. Давайте разглядим их (к себе, от себя).

II. Сказка Веселого Язычка. Рассказ о звуке

Веселый Язычок рассказал мне интересную историю, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.

Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок.

И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.

III. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, давайте мы тоже представим себе, что наступило лето, загудели, зажужжали насекомые.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела, махать крыльями

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек загибают пальцы

Два жука и стрекоза - делают кружочки из

Как фонарики глаза. пальцев и подносят к глазам

Пожужжали, полетали, машут ладошками

От усталости упали «роняют» руки

IV. Повторение пройденного материла.

Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

Я не умею так петь, - огорчился Язычок. - Я не знаю песенку гуся, воды, комара. Давайте вспомним.

Как поет комар?

Как шипит гусь?

Как журчит вода?

Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».

Чья эта песенка? (жука).

V. Показ, объяснение артикуляции звука.

Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку гуся.

Поет горло?

Давайте поучимся петь песенку жука.

Откройте рот. Сложите губы широкой трубочкой. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Язычок не прижимайте к зубам. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж».

VI. Произношение изолированного звука.

Ребята, посмотрите, а вот и жук, которого услышал наш Веселый Язычок. Он кружился, кружился и упал, перевернулся лапками вверх.

Жук упал

И вставать не может,

Кто ему поможет.

Жук жалобно, тихо жужжит: «ж-ж-ж».

Как жужжит жук, Антон? Артем?

Посмотрите, ребята, к нему на помощь прилетел еще один жук. Он большой, он громко жужжит.

Как жужжит большой жук, Тая? Антон?

Не смог большой жук помочь маленькому жучку. Наш веселый Язычок пошел искать кого-нибудь на помощь.

VII. Физминутка.

А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком.В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук - вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

VIII. Упражнение в проговаривании звука в слогах и словах.

Ребята, посмотрите, кого на помощь пригласил Язычок. (появляется собачка)

Я Дружок. Как меня зовут? (хоровой ответ)

Миша, как зовут собаку? Ангелина, как зовут собаку?

Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы назвать меня так.

Артем, как зовут собаку? (полным ответом)

Я не один к вам пришел. Я ежа привел.

Где же он? Е-е-ж, покажись.

Дети, помогите мне упросить ежа показаться.

Ежик, покажись! (хоровой ответ)

Не показывается! - сокрушается Дружок, - пусть Катя попросит, Максим, Камелия.

(появляется из-за ширмы еж, смотрит на детей, ворчит)

Покажись, покажись! Разве так просят?

Обиделся - удивляется Дружок. - Надо попросить ежа вежливо. - Ежик, покажись, пожалуйста.

Попроси Егор ежика показаться.

Ежик, Дружок помогите нашему жуку. Он упал, и встать не может.

(звери помогают перевернуться жуку)

Тая, поблагодари Ежика и Дружка.

Спасибо Ежик, спасибо Дружок.

А жук сочинил, ребята, для вас стишок.

Жук жужжит: жу-жу-жу

Я живу - не тужу.

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

IX. Игра «Где спрятался жучок»

Жучок очень обрадовался, что его освободили, и теперь хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятаться за теми картинками, где есть звук «ж». Сейчас вы возьмете своих жучков и посадите на ту картинку, куда может спрятаться жучок.

Антон, куда ты посадил своего жучка? Покажи. Что это? Назови слово. Повтори еще раз. Есть в этом слове «ж»?

А может ли жучок спрятаться за эту картинку?

Назовите слово.

X. Зрительная гимнастика.

Ребята, Веселому Язычку очень понравилось у нас. Он очень устал, пока рассказывал свою историю, пусть отдохнет. А мы тоже дадим отдохнуть нашим глазам.

Проследите глазами за жучком (по тренажеру).

XI. Итог занятия.

Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?

Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

Что вам понравилось делать на занятии?

Надежда Мазырина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ж]»

Тема : «Звук Ж » .

Воспитатель : Мазырина Надежда Алексеевна, 2 кв. категория. я

Образовательные задачи :

Познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж ;

Закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей ;

Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.

Развивающие задачи :

- развивать речевой слух :

А)развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков ;

Б)развивать умение произносить звук тихо-громко .

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение выслушивать задание до конца.

Методы и приёмы : игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.

Раздаточный и демонстрационный материал : кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики : «Чашечка» , «Блинчик» , «Вкусное варенье» , «Грибок» ; на каждого ребёнка :

зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.

Дифференцированная индивидуальная работа с детьми :

Выше среднего уровня развития : побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах ;

Образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

-среднего уровня развития : упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью.

Ниже среднего уровня развития : учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков .

Предварительная работа : рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.

Примерный ход занятия :

1 часть : подготовка артикуляционного аппарата.

Ребята, к нам в гости пришла кукла. Вы помните, как её зовут?

(Женя)

Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с Женей. Мы научимся произносить новый звук , поиграем в игру «Говорящий жук» и выучим стихотворение.

Но сначала нам нужно разбудить наш язычок.

1.1 Артикуляционная гимнастика.

Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.

И выпила одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску) .

Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.

Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску) .

Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.

упражнения : «Возьмите зеркала» .

Указание детям после выполнения упражнения : «Положите зеркала на салфетки» .

Чередуем упражнения 3 повтора.

Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье» .

Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.

Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску) .

Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу

Мини –итог : вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках» .

1.2 Упражнение на поддувание.

Упражнение «Красивые бабочки» .

Под чудо-деревом распустились красивые цветы. Прилетели бабочки и сели на них. Вдруг задул ветер и сдул всех бабочек с цветов.

Указание детям перед выполнением задания :

2 часть. Знакомство со звуком . Артикуляционный уклад.

На полянке Женя нашёл жука. На улице было прохладно и поднял жука и понёс его домой. Дома жук согрелся и запел свою любимую песенку : «ЖЖЖЖЖ» .

Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука?

Губы в широкой трубочке, зубы приближены, широкий язык за верхними зубами, голосок не спит.

Возьмите зеркала и попробуем все вместе спеть песенку жука, произнести звук Ж .

А теперь Катин жук.

Наши жуки далеко улетели и их почти не слышно (произносим звук тихо ) .

Жуки подлетели совсем близко (громкое произнесение) .

Мини – итог : у вас хорошо получилось, губы у всех были широкой улыбочкой, широкий язычок за верхними зубами. Произносили звук Ж и тихо , и громко.

Женя долго наблюдал за жуком, а тот кружил по комнате. Засмотрелся на Женин живой уголок, в котором жили ЖАБА, два УЖА и маленький ЖУРАВЛИК (выставляю картинки на доску) . И вдруг упал.

Жук упал, и встать не может,

Ждёт но кто ему поможет…

А животные из Жениного уголка стали ему помогать : ЖАБА лапками, УЖИ хвостиками, а ЖУРАВЛИК крылышками. Так жук подружился с Жениными животными.

Ребята, назовите животных из Жениного уголка, с которыми подружился жук. И выделите голосом звук Ж .

Назови, Даша.

Помоги, пожалуйста, Алёна.

Арсений, кого ещё не звали девочки.

Мини-итог : вы абсолютно правы, верно назвали всех животных и выделили звук . Какой? ЖЖЖ.

Физминутка.

4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков .

Игра «Поймай жука» .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .

Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.

Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются,предложить помощь :

Какой звук я произнесла ? Т, нужно ли было хлопать? Нет.

Хлопните, только если, услышите звук Ж . Будьте, внимательны)

Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .

5 часть. Закрепление изучаемого звука в словах .

Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .

Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.

Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

(флаг - Даша… флаЖок,

друг – Маша….друЖок,

сапог – Арсений…сапоЖок,

круг – Ксюша….круЖок,

утюг – Саша…. утюЖок,

пирог – Алёна…. пироЖок).

Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .

6 часть. Закрепление изучаемого звука во фразах , чистоговорках.

А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

Что делает Жук? (жужжит) .

Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

Кого будит жук? (детишек) .

Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

Расскажи Даша.

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .

(повтор хоровой) .

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

Молодцы, ребята. Сегодня мы научились правильно произносить звук . Какой? Ж.

Какие слова мы в вами называли со звуком Ж ? Правильно, запомнили.

В какие игры играли с Жуком и с Женей.

На следующем занятии мы с вами познакомимся с Кузнечиком и научимся петь его песенку.

Цель: обучение правильному произношению звука Ч.

Задачи:

  • познакомить со звуком Ч, уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах
  • развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание
  • закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах
  • воспитывать желание научиться правильно произносить звук Ч.

Методы и приёмы: словесные (художественное слово, объяснение, указание) ; игровые (артикуляционная гимнастика, игра на запоминание) .

Наглядный материал: картинки с изображением предметов со звуком Ч, карточки для раздачи с рисунками, имеющими звук Ч, интерактивное оборудование.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким, вы дога-дайтесь сами, послушав внимательно стихотворение:

Ручеёк, ручеёк,
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче.

Пить с печеньем,
С калачом,
И пирог испечём!
И, сверкая

Под лучами,
Засмеялся родничок,
Быстро прыгнул
С камня в чайник, -

Дал водички на чаёк!

Какой звук часто повторялся в стихотворении? Верно, звук ч, а это его «портрет» (показываю символ звука ч) . Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук ч.

Для того чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика на слайдах

Чики - чики - чики - чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй - не ошибись.

Ребята, чтобы правильно и четко произнести звук ч, округлим губы и слегка выдвинем их вперед, верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба, посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту.

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи
чи-чу-ча-чо
чо-чи-чу-ча
Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Чо-чо-чо – греет солнце горячо.
Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Ребята, у каждого из вас есть картинка, назовите предмет, который нарисован у вас на картинке. Есть ли в этих словах звук Ч?

Физкультминутка

Что-то засиделись мы ребята, пойдемте, порезвимся.

Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.

Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!

Автоматизация звука Ч в словах

Следующая наша игра называется «Лабиринт» . Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук Ч.

Какое слово будет первым? (Это слово «врач» .)

Развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?» (на слайдах)

Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение?

Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало?

Итог занятия

Какие же вы сегодня молодцы! Спасибо, дети, вы меня очень порадовали, мне было приятно с вами работать! С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие слова со звуком Ч вы запомнили?

Ольга Васильева
Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи - звук [ж]»

Тема : «Звуковая культура речи – звук Ж » .

Цель : формирование у детей необходимых речевых умений .

Задачи :

Обучающая : показать детям артикуляцию звука ж ; закрепить произношение звука в слоге , разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;

Развивающая : создать условия для развития внимания , мышления. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей.

Воспитательная : воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи . Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Материал и оборудование : аудиозапись «Звуки леса » , искусственные деревья, ёлка, сосновые и еловые шишки, коробка с игрушкой-жуком; предметные картинки : большие и маленькие жуки, шапочки с изображением больших и маленьких жуков; игрушки : ежиха, ежата; листочки с картинками в названиях которых есть звук «ж» , фишки «звёздочки» .

Ход образовательной деятельности.

(Педагог с детьми сидят на ковре.)

Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

Хотите сегодня отправимся в путешествие? Только мы не поедим, а полетим.

На чём можно летать?

Дети. (На самолёте, вертолёте, на воздушном шаре.)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что наш ковёр необычный… Это ковёр-самолёт. И мы можем отправиться на нём в путешествие. Хотите проверить? Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза. (Звучит музыка.)

Мы несёмся над горами,

Над полями и морями.

Мы быстрее ветра мчимся,

Где же с вами приземлимся?

(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель (или помощник) расставляет искусственные деревья вокруг ковра, раскладывает сосновые и еловые шишки.)

Дети открывают глаза, замечают деревья. Звучит аудиозапись «Звуки леса » .

Воспитатель. Дети, где мы оказались?

Дети. В лесу.

Воспитатель. А вы знаете что такое лес?

Дети. Лес – это место, где растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Это дом для животных, птиц, насекомых.

Воспитатель. Дети, а вы слышите песенку листочков? А какая она?

Дети. Ш-ш-ш.

Воспитатель. Ребята, смотрите, какая-то коробочка. Как вы думаете, что внутри? (Ответы детей.)

Послушайте загадку : Жу-жу, жу-жу.

Я на ветке сижу.

Букву ж всегда твержу.

Знаю твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Дети. Жук.

(Воспитатель достаёт из коробки жука.)

Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.) Давайте научим его петь. Как жужжит жук?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель. Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка) .

Воспитатель. Песенка жука поётся так же, как песенка листочков ш-ш-ш, но только звонко, с голосом.

Песню ж поёт даже горлышко. Хотите проверить, поёт ли горлышко? (да)

Приложите ладонь к горлу и спойте : ж-ж-ж (хором) .

Воспитатель. Что вы слышите? Песня поётся в горлышке?

А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню листочков.

Дети. Ш-ш-ш.

Воспитатель. Поёт горло?

Дети. Нет, не поёт.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука? Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим.

Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь : ж-ж-ж.

А сейчас давайте вместе со мной попробуем. (Дети повторяют хором.)

Воспитатель. Слышите, наш жучок тоже запел.

Посмотрите, жучок так звонко жужжал, что к нему прилетели друзья-жуки : большие и маленькие.

«Большие жуки» жужжат громко : ж-ж-ж.

(Дети повторяют с начало хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)

А «маленькие жуки» жужжат тихо : ж-ж-ж.

(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)

Воспитатель. Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?

Воспитатель. Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими?

(Дети выбирают жуков.)

Воспитатель. По моей команде «Большие жуки» , к ёлке подлетают большие жуки, и громко жужжат.

А по команде «маленькие жуки» , подлетают маленькие жуки и тихо жужжат.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель. Вам понравилось играть с жуками? (Да) Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)

(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (в травку) .)

Воспитатель. А сейчас приглашаю вас на прогулку по нашему маленькому лесу (дети подходят к поваленной ёлке.)

Воспитатель. Я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла в лесу : «Однажды был сильный ветер и повалил ёлку. К поваленной ёлке прибежала… (показать игрушечную ежиху) . Кто ребята?

Дети. Ежиха.

(Если дети произносят слова «ёж» , поправляю неточность : «Я сказала : прибежала, а ёж – прибежал. Прибежала… - «ежиха» .)

Воспитатель. Она прибежала со своими…

Дети. Детёнышами, ежатами.

Воспитатель. Ежата решили спрятаться от мамы : один спрятался между ветками, а другой – под ёлкой. Ходит мама, ищет своих детёнышей : «Где же мои ежата? Около ёлки нет, за ёлкой нет.

Воспитатель. Дети, давайте позовём ежат, поможем ежихе.

Дети. Ежата, ежата.

Воспитатель. Вот и нашлись.

А теперь давайте вместе со мной – отчётливо повторим.

Жу-жу-жу –

Едем в гости к ежу.

Жа-жа-жа –

Повстречали мы ежа.

Воспитатель. Жжук, жужжит. Какой звук я выделяю голосом ?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель. Песня жука, живёт в одних словах и не живёт в других.

Посмотрите, на полянке лежит много листочков. Ребята, почему листочки оказались на земле? (Был сильный ветер.) Возьмите себе по листочку.

(Предлагаю детям сесть на полянке и перевернуть листочки; рассмотреть картинки с обратной стороны и про себя назвать свои картинки.)

Воспитатель. А теперь догадайтесь, в названии какой картинки спряталась песня жука – ж-ж-ж. Как только найдёте картинку, сразу же ставьте на неё фишку (звёздочку) .

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. В названии каких картинок живёт песенка жука ж-ж-ж.

(Ответы детей, чёткое произношение.)

Воспитатель. А теперь ребята послушайте стихотворение :

«Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа.

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные – чижу».

Воспитатель. Давайте повторим его все вместе :

Воспитатель. У кого есть иголки?

Дети. У е…жа.

Воспитатель. У кого есть клюв и крылья?

Дети. У чи…жа?

Воспитатель. Кому дадим молока?

Дети. Е…жу.

Воспитатель. Кому дадим вкусных крошек?

Дети. Чи…жу.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.

Дети, где мы сегодня побывали?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Кому мы помогли?

Дети. Жуку, ежихе.

Воспитатель. Чем мы помогли?

Дети. Научили жучка петь (жужжать, его нашли друзья.

Помогли ежихе найти ежат.

Воспитатель. Как вы думаете, почему сумели им помочь?

(Ответы детей. Если дети затрудняются, то помочь.)

Воспитатель. Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.

А теперь прошу всех встать на ковёр-самолёт, закрывайте глаза, мы возвращаемся в детский сад.

(Звучит музыка.)