Конспект весеннего НОД по экологии в подготовительной группе «Помощь весеннему ручейку. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «У леса в гостях

НОД по экологическому воспитанию «Береги природу» для подготовительной группы

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение слушать, инициативно высказываться.
Задачи : расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу, у водоема).
Материалы и оборудование: Использование ИКТ (призентация, музыка «Голоса птиц», шум леса, журчание воды.
Ведущий. Красив и прекрасен наш край, наша малая Родина – город Перевоз. А какие богатства нашего города вы знаете, ребята?
Дети. ягоды, животные, рыбы, вода, люди.
Ведущий . Вы все правы, никто не ошибся. Даже мы с вами - богатство нашего города. Без нашей любви, внимания, заботы природе придется тяжело. для этого мы и собрались здесь, чтобы показать свои знания, умения, потому что мы юные защитники родной природы.
Поэтому давайте скажем все вместе наши добрые слова.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем:
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как славно мы живем!
Ребята а сейчас мы с вами подарим солнцу улыбки и тепло своих рук, протянем к нему ладошки.
Воспитатель . Вы чувствуете, какое солнце ласковое, доброе, теплое? Оно освещает и греет нашу планету.
А как называется наша планета?
(ответы)
Воспитатель: Правильно рябята, наша планета называется-Земля!
Посмотрите на экран вот это наша планета Земля!
На экране появляется изображение Земля
Воспитатель: А как назевается город в котором мы живем?
(Ответы)
Воспитатель: Правильно наш город называется Перевоз.
В самом центре России находится наш город.
Воспитатель. Ой ребята что это почему наша планета в черных пятнах!
Голос Земли. Я - Земля! Я - Земля! Я - Земля! Люди, планета в опасности! Земляне, вы слышите меня? Помогите мне! Спасите меня! (аудиозапись «Голос Земли»).
Воспитатель . Ребята Земля обращается к нам за помощью.
Как вы думаете Откуда эти черные пятна?
Дети. Может быть, это грязь.
Воспитатель . Я должна вам сказать Большой вред природе наносит человек. По вине людей происходит загрязнение лесов, водоемов мусором, вот отсюда на планете черные пятна.
Воспитатель . Слышате какой то шум? Нас снова зовут на помощь! Что или кто это может быть?
Дети. Шум леса.
Воспитатель. Да действительно лес нас зовет на помощь
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, как были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала. (Э. Мошковская)
Почему деревья плачут?
Дети. Их могли сломать, срезать ветки, порубить.
Воспитатель. Как можно помочь лесу?
Дети. Не ломать, не рубить, посадить молоденькие деревья!
Воспитатель: правильно, а если дерево все таки погибло, что нужно сделать?
Ответы: нужно посадить новое дерево.
Воспитатель . Наша задача как юных защитников - посадить деревья.
Для этого необходимо занять места в экологической лаборатории.
Воспитатель: Перед вами листы с нарисованной половиной елки. Чтобы посадить ели, нужно дорисовать вторую половину дерева маркером. Но дорисовывать нужно так, чтобы правая половина была точно та кой же, как и левая. Приступайте к работе!
Воспитатель . Какими получились ваши ели? Давайте посадим наш лес!
А весной мы будем старше и сможем сами посадить настоящие деревья в землю.
(Дети ставят ели на подставки.)
Молодцы, вы настоящие юные защитники природы! Какие у вас получились ровные, симметричные и красивые ели!
Физкультминутка
(Дети слушают, затем звук выключается.)
Они нам говорили о правилах поведения в лесу.
Присаживайтесь на стульчики на против экрана.
Для того чтобы нам определить правила поведения в лесу нам понадобятся вот такое фишки.
Игра называется «Правильно -неправильно».
Я раздам вам фишки. Нужно поднять красную фишку, если вы увидите изображение неправильного действия в природе, и зеленую фишку - если поступок правильный (раздает фишки). Посмотрите на экран!
Правильно ли поступают дети?
Высвечиваются изображения: девочка поливает цветы; мальчик помает деревья; дети фотографируют;слайд 15 мальчик стреляет в птиц.
Воспитатель: Правильно ребята вы не ошиблись!
(На экране появляется изображение грязной реки.)
Что случилось с рекой?
Дети. В воде находится много мусора.
Воспитатель . Почему это случилось?
Дети. Люди отдыхающие на реке не убирают за собой мусор, а кидают его в реку.
Слышится звук журчащей воды (аудиоза-пись) .
Воспитатель . Что вы слышите?
Дети. Журчит ручей, плещется вода.
Воспитатель . Вода просит вас о помощи. Давайте определим правила поведения у реки.
Внимание на экран
На экране появляется изображение -дети моют велосипед около озера, девочка высыпает мусор в речку, другая девочка рвет лилии
Воспитатель . А у нас есть свой водоем и теперь мы можем отправиться к нему.
Дети подходят к надувному бассейну с водой и мусором.
Воспитатель. Какой должна быть вода в озере?
Дети. Чистой, прозрачной.
Воспитатель. Как нам помочь озеру?
Дети. Убрать мусор.
Воспитатель . У меня есть сачки и мешки для мора мусора.
Распределитесь в пары, договоритесь, кто будет вылавливать мусор сочком, кто собирать его в пакеты для мусора, а во время прогулки мы унесем мусор в мусорные баки.
Дети работают под музыку «Лебединая река» (аудиозапись).
Воспитатель. Молодцы, дети, справились с заданием! Давайте уточним, Кому вы помогли, убрав мусор?
(реке, рыбам, насекомым, водным растениям и людям.)
Хорошо потрудились, очистили воду в реке! Если вода в озере чистая, то там могут появиться лилии. хорошо пи будет нашим лилиям в этой воде? Как вы считаете?
Дети. Лилиям хорошо в нашем водоеме
Воспитатель.
Сегодня мы проделали большую работу по оказанию помощи природе. давайте посмотрим, какой стала наша Земля.
Дети. Без пятен, с густыми лесами.
Воспитатель. Правильно, посмотрите и город наш зацвел.
А теперь ребята подведем итог нашей деятельности.
Если считаете, что работа экологов нужная, опустите камешек в зеленую банку; если считаете, что эта работа не нужна, - в красную.
А сейчас мы узнаем, сколько детей считают, что работа экологов не нужна нашей планете. Молодцы, вы были настоящими юными защитниками! Для того чтобы вы не забыли правила поведения в природе, могли рассказать об этом своим друзьям и родителям, я дарю вам памятку «Береги природу! ».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР

Конспект эколого- физкультурного развлечения в подготовительной группе

«Экологик и его друзья»

В рамкахметодического объединения для воспитателей ДОУ

Тема: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста при изучении природы родного края»

на базе МБДОУ № 1 «Ласточка» ЗМР РТ

Воспитатель: Кузнецова Е.В., высшая кв.кат

Музыкальный руководитель: Железнякова Н.Ю. I кВ

2016-2017 учебный год

Мы в этом мире всего лишь гости,

Без нас здесь нет ни войны, ни злости.

Всему хозяйка - сама Природа,

Не суйся в воду, не зная брода.

Она умело, как добрый гений,

Связала узел живых растений,

Цветов, деревьев, озёр глубоких;

Животных диких и гор высоких;

Полей бескрайних, лесов богатых;

Всех насекомых и всех пернатых.

Дети:

Кто шагает с рюкзаком?

Мы туристы.

Кто со скукой не знаком?

Мы туристы.

Нас вперед ведут дороги,

Наш девиз - всегда вперед.

Эй, ребята, твёрже шаг!

Что турист берет в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак.

Появляется Экологик.

Экологик:

Здравствуйте, ребята, меня зовут – Экологик – Я забочусь о природе. А вы решили отдохнуть?

Дети:

Нет, мы хотим узнать и найти символ года. А ты можешь нам помочь?

Конечно помогу, если вы поможете природе! Ведь вы хотите, чтобы воздух, которым вы дышите, вода, которую вы пьете были чистыми?

Дети:

Экологик:

Здорово! А за каждое доброе дело природа вас отблагодарит элементом символа года. Готовы? Тогда в путь!

Шагая по тропинке «Гусеница» поют песню «Вместе весело шагать по просторам…»

Вот мы и пришли с вами на лесную полянку.

Дети: - Как здесь легко дышится!!!

(Разминка)

    Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит

1 – вдох, руки в стороны

2 – выдох, наклон туловища вправо

3 – вдох, вернуться в исходное положение

4 – выдох, наклон туловища влево, вернуться в исходное положение.

    «Вот нагнулась ёлочка – зелёная иголочка»

И.п. Ноги врозь, руки опущены.

1 – вдох, руки в стороны

2 – выдох, наклон туловища вперёд

3 – 4 – вдох и вернуться в и.п. – выдох.

    «Стоит Алёнка листва зелена, тонкий стан – белый сарафан»

И.п. ноги врозь, руки опущены.

1 – вдох, руки через стороны вверху, подняться на носки

2 – выдох, руки через стороны вниз, опуститься на всю ступню.

Дети: - Ох, какой всё – таки чистый воздух в лесу.

Экологик: - А чтобы всегда в лесу был чистый воздух, что для этого нужно сделать?

Дети: - Нужно беречь лес!

Экологик: Молодцы, ребята. - А за это я вам даю частичку символа года.

Экологик: ну, что продолжим путь?

Посмотрите вот бревно!

Давным – давно нас ждёт оно,

Когда мы с вами подойдём,

То быстро по нему пройдём,

И под кустом мы проползём.

(Дети проходят по бревну, затем ползут по дорожке)

Экологик:

Молодцы, ребята, прошли не задев и не сломав ни одной веточки.

А мы знаем, что деревья и кустарники вырубать и ломать нельзя!

Экологик:

Ну что ж получайте, ещё одну частичку символа года.

1 – ый ребенок: - Ой, как много здесь мусора!

2 – ой ребенок: - Что делать?

3 – ий ребенок: - Может его сжечь?

Нельзя, он выделяет вредный дым.

Закопать в землю?

Не всё сгнивает в земле!

Да, я знаю, что корка апельсина гниёт - 2 года

Пластиковые пакеты - 10 – 20 лет

Жестяные банки - от 80 до 100 лет

А пластиковые бутылки вообще не разлагаются.

А я предлагаю бутылки использовать, как спортивный инвентарь.

(Комплекс ОРУ с пластиковыми бутылками)

    И. п. – о. с., бутылка внизу хватом сверху.

1 – согнуть руки за головой, бутылку передать в другую руку;

2 - руки с бутылкой опустить.

    И. п. – ноги на ширине плеч, бутылка в согнутых руках перед грудью.

1 – поворот вправо, бутылка вперёд;

3 – поворот влево, бутылка вперёд;

    И. п. – ноги на ширине ступни, бутылка внизу.

1 – присесть, бутылка вперёд;

    И. п. – сидя, руки упор сзади, бутылку зажать ногами.

1 – приподнять ноги над полом, удерживая бутылку;

    И. п. – о. с., – руки на пояс, бутылка лежит на полу справа.

1 – прыжки на двух ногах боком через бутылку.

Экологик: - А за то, что вы нашли применение пластиковым бутылкам, получаете следующий элемент символа года.

Экологик: -

Враг природе – это мусор.

Запомните, мои друзья,

Сорить и мусорить нельзя!

Ребята, а вы знаете - в некоторых странах перерабатывают мусор. В Японии, даже построили искусственный остров из переработанного мусора.

В Казани тоже планируется построить мусороперерабатывающий завод.

Но для этого мусор нужно рассортировать, подготовить его для транспортировки:

Жёлтый – пищевые отходы

Красный - пластмасса

Зелёный - бумага

Синий – металл

Дети собирают мусор и сортируют его по контейнерам.

Мусор разбросан кругом,

Бутылки лежат кверху дном,

Ветер пакеты кружит,

Бумага в траве пестрит.

Разбросал мусор кто – то,

Блестит разбитое стекло,

Обгрызки, банановые шкурки –

Видно, здесь лежат давно.

Печальная картина, грустный вид…

От этого пейзажа душа болит!

Кто – то природу не уважает,

Землю нашу засоряет.

Кто так поступает,

Наверное, не знает,

Как тяжело дышать Земле,

Если мусорить везде.

Природа подарила нам свежесть, чистоту,

Она нам подарила любовь и красоту.

Экологик: - Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы к любым приключениям. И в знак благодарности я передаю вам следующий знак символа года.

Дети благодарят Экологика.

Экологик: - Тише! Прислушайтесь! Вы слышите журчание воды?

Дети: - Да, но оно какое – то грустное и тревожное.

Экологик: - Именно так, ребята. Вода зовёт нас на помощь! Мы должны поспешить!

К пруду тропинка нелегка -

Камнями вся забросана она.

Давайте камни уберём-

Тогда к пруду мы попадём.

(Упражнение с мешочками)

Экологик: молодцы – очистили тропинку от камней! Получайте ещё одну частичку.

Экологик: - Посмотрите! Какой грязный пруд, повсюду тёмные нефтяные пятна, но до них добраться очень сложно…

1-ый ребенок: - А я придумал как!

(Упражнение со скамейкой)

Экологик: - Убрали пятна нефтяные и распустились лилии цветные!

За это ребята я вручаю вам следующий элемент символа года! Вы большие молодцы!

Дети: - Ах, сколько здесь следов животных…

Экологик: - Ребята, посмотрите, а чьи же здесь следы?

Медвежьи

Лосиные

Дети: - Все разбежались кто куда…

Но почему?

Зачем они бежали?

Экологик: - Зверьё спасалось от огня. Вон свет горящего костра.

Дети: - Какой большой он разгорелся!

Огонь нам надо погасить

Его водой теперь мы можем потушить

Экологик:

Пойдёмте тоже по следам, поможем нашим мы друзьям!

Возьмём мы в нём теперь воды

Зальём все пламя языки!

(Ребёнок берёт из озера воды и добежав до костра убирает из него один «язык» пламени и т. д.)

Экологик: -

Тропинку вы освободили,

Костёр так быстро потушили

Зверей спасли вы от беды

Хорошие помощники!

И за это я вам даю ещё одну частичку символа года.

Стихотворение «Лесные правила»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Экологик: - А сейчас, я вам предлагаю собрать знак.

Дети собирают символ года из частей

Экологик

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть:

Нам надо экологию беречь,

Берегите, ребята, природу-

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надёжный наш друг.

Дети: - Теперь мы знаем, что 2017 год – это год экологии!

Экологик: - И за вашу помощь природе я награждаю вас медалями «Юный эколог»

Дети поют песню о природе.

Дети выполняют заключительные упражнения.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки:

В стороны, вращение руками –

«Теплый ветер гладит лица,

Из стороны в сторону вверху -

Лес шумит густой листвой,

Наклон туловища вперёд -

Дуб нам хочет поклониться,

Наклоны головы вперёд

Клён кивает головой.

Кружение на месте -

А кудрявая берёзка провожает всех ребят

Ходьба обычная -

До свидания, лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.»

Дефиле костюмов из бросового материала.

Программное содержание

Образовательные:

Способствовать накоплению различного двигательного опыта через игровые ситуации.

Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретного поведения в лесу и в других природных сообществах.

Развивающие:

Содействовать развитию ловкости, координации движений и равновесия. Укреплять дыхательную систему.

Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Воспитательные:

Содействовать развитию выражения своих чувств по средствам движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма, взаимовыручку. Прививать детям любовь к родному краю. Уметь видеть красоту, продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.

Лилия Мухаметова
Конспект НОД по экологии «Волшебница-вода» в подготовительной группе

КОНСПЕКТ НОД по экологическому воспитанию (с детьми 6 -7 лет)

«Волшебница вода»

Мухаметова Л. С., воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад «Танюша» г. п. Фёдоровский Сургутский р-н ХМАО

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды:(без цвета, без запаха, не имеет формы).

Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать, сравнивать, выделить главное, обобщать, делать выводы, простейшие умозаключения.

Формировать интерес к проведению опытническо - исследовательской работе.

Развивающие задачи:

Развивать:

Связную речь детей (диалогическая и монологическая);

Умение доказательно строить свои суждения;

Аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Умение отвечать полными предложениями(5-6 слов);

Умение согласовывать существительные с прилагательными.

Развивать экологическую культуру.

Память, внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать, сравнивать, выделить главное, обобщать, делать выводы, простейшие умозаключения

Воспитывающие задачи:

Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Обогащение словаря: озёрная, речная, морская

Активизация словаря: жидкое, твёрдое, газообразное

Предварительная работа:

Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды).

Отгадывание загадок о природе, воде.

Чтение стихотворений: «Дождь» А Барто, «Пар»Н. Михайловой,

«Лёд»Г. Ладонщикова.

М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».

Беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды. Меры охраны»

Опыты с водой.

Материал к занятию :

Разрезные картинки (составление коротких, описательных рассказов)

Аудиокассета «Шум моря».

Полоски синего цвета: длинные и широкие; короткие и узкие (моделирование водной системы).

Схема «Круговорот воды в природе»(работа со схемами).

Экологические знаки «Береги воду»(работа со схемами)

Ёмкости с водой, колбы, лёд, термос с горячей водой (опытническо-исследовательская работа).

Карточки для фиксирования опытов, карандаши.

Схемы «маленькие человечки».

Используемая литература:

«Юный эколог» С. Н. Николаева;

«Наш дом природа» Н. А. Рыжова;

«Занятия по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горького;

«Вода» О. Л. Скоролупова;

«Мир вокруг нас» Т. И. Попова;

Г. С. Альтшуллер-ТРИЗ.

1. Организационнй момент . -Здравствуйте ребята (звуки природы)

Ребята что вы слышите? (шум воды)Правильно вы услышали шум воды.

Ребята вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

В водопроводном кране

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное путешествие. (волшебное превращение)

Я Учёный- Водичкин, а вы весёлые капельки. Наше путешествие не простое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо пройти через препятствия. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.

2. Наша первая станция «Для чего нужна вода?» -Капельки, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду).

Я принесла вам картинки, посмотрите и скажите зачем нужна вода живым объектам, изображённым на ваших картинках (растениям, животным, человеку)

А вы сегодня пользовались водой? (мыли руки, чистили зубы,пили чай).

Водичкин доволен ответами капелек, молодцы.

3. Беседа «Какая бывает вода» - Капельки как вы думаете, какая бывает вода?

(Газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная).

А вы в море купались? (да купались). - Какая вода на вкус в море (солёная).

Её можно пить (нельзя).-Если купаться в морской воде или полоскать горло морской водой – то реже будешь болеть. -Морская вода это «хорошо» или «плохо»(элементы ТРИЗа (хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить)

можно купаться, нельзя варить суп,

приятно смотреть, когда штормит).

Наше интересное путешествие продолжается Следующая станция находится за болотом, надо пройти так, чтобы не намочить ноги- по кочкам.

По болоту мы идём,

С кочки на кочку, с кочки на кочку

И в воду не упадём.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

Вот и добрались.

4. Вторая станция «Чтобы было, если ….» -Капельки,представьте себе, что на земле не осталось ни одной капли воды. Вода исчезла. - Что будет?

Если бы вся вода была грязной (в реках рыбы умрут, люди не смогут пить воду, готовить еду, растения не будут расти).

Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать (не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран).

5. Д/игра «Угадай экологический знак» . Давайте поиграем. Игра называется «Угадай знак». У меня есть знаки, что они обозначают я не знаю. Вы мне поможете? Молодцы.

«Где живёт вода?» -Капельки, кто знает, что это? (Глобус)

Глобус –это маленький макет земли. - Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим).- Много воды на нашей планете (воды очень много)

А где же живёт вода (в море, океане, ручейках, в озере, в реке).

Вы сказали, .что вода живёт и в реке. -Как образуется большая река?

(из множество маленьких ручейков и речек).

Давайте вместе сделаем большую реку. Вы маленькие капельки, живёте в маленьких ручейках. Маленькие ручейки все стекаются в большую реку. А большие реки впадают в море

6. Физкультминутка

Хотите поиграть и поплавать в своих ручейках? (да)

Друг за другом, друг за другом,

Ручейки бегут, бегут.

Прямо в речку попадут.

А из речки сразу в море,

Огромное,большое.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

Вот и приплыли на следующую станцию.

7. Третья станция «Круговорот воды в природе»

(сказка о маленьких капельках)

А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу. (показ схемы «Круговорот воды в природе»).

Про этих капелек хочу вам рассказать сказку. - В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке,путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар,испарились и оказались на небе. А там было холодно,пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести,и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.

Чтобы было,если капельки не возвращались на землю (на земле совсем не осталось бы воды). (краткая беседа об услышанном).

8. Четвёртая станция «Опытытническая»

Путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции нам надо перейти через мостик.

По мосточку мы пройдём

И на станцию придём.

Вот и дошли до станции.

Это наша лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками.

Опыт№1 –определение свойств воды (без цвета, без запаха, не имеет формы).

Вода прозрачная или мутная (прозрачная).-Вода чистая или грязная (чистая).

Вода какого цвета (без цвета)-Вода пахнет или не пахнет (без запаха).

Нальём воду в конусообразную колбу.

Вода приняла форму колбы. Куда нальёшь, форму той ёмкости и принимает. (не имеет формы)-Вода- жидкая, там живут жидкие человечки (показать человечка).

Опыт№2 - лёд – это тоже вода.

Потрогать лёд. Лёд какой (твёрдый).Там живут твёрдые человечки. (показать человечка)

Опыт №3 -пар –это тоже вода. Кипячёная вода –идёт пар, вода испаряется.

9. Игра «Какие человечки»

В паре живут газообразные человечки. -Хотите поиграть с человечками. (да)

(вода, лёд, пар).Понравилась вам игра?Молодцы, вы были очень внимательными.

10. Итог- Вот и закончилось наше путешествие.

Вы хотите встретиться ещё с учёным Водичкиным (да хотим)

А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?

(мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду).Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли.

Тема «Теремок «Смекалка».

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о природе родного края, расширять представления детей об обитателях леса.

Развивающие: развивать у детей внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 р. п. РОВНОЕ

РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект НОД по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

Подготовила и провела

Воспитатель: Котенко Л. Б.

Тема «Теремок «Смекалка».

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о природе родного края, расширять представления детей об обитателях леса.

Развивающие: развивать у детей внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.

Материалы: теремок, плоскостные изображения мухи, блохи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Рисунки цветов, состоящих из геометрических фигур. Лепестки из цветного картона пяти цветов, желтые кружки, образец цветка, состоящего из пяти лепестков, альбомные листы. Картонные бревнышки, крыша для теремка, фланелеграф, картинки ежевики, малины, земляники.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, грибов, растений, загадывание загадок.

Ход занятия.

Воспитатель: Всем известна русская народная сказка «Теремок». А я предлагаю вам «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок «Смекалка». Вспомним главных героев «Теремка»:

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настает, тогда перестает. (Муха)

Ее подковал Левша. (Блоха).

Придет месяц май, вылетит птица в рай.

Нос, как спица, саму чуть видно,

Зубы точит, дверь в полу сделать хочет. (Мышь).

Сестра жабы. (Лягушка).

Косоглазый, маленький, в белой шубе, валенках. (Заяц)

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала – всех кур пересчитала. (Лиса).

Кто зимой холодной в лесу злой, голодный? (Волк)

Летом бродит без дороги между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь).

Воспитатель: Итак. Начинает сказка сказываться…

Построила муха в лесу терем и назвала его «Теремок «Смекалка», даже вывеску, написанную крупными буквами, на терем повесила, чтобы все знали, что в нем живет не обычная, назойливая муха, которая ко всем пристает и всем надоедает. А муха любознательная, сообразительная, которая, если и пристает к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам. И вот, как – то бежит мимо теремка блоха – попрыгуха и стучится:

Я, муха – горюха. А ты кто?

Я, блоха – попрыгуха. Пусти меня к себе жить.

Пущу, если ты мне поможешь.

Постараюсь.

Ну, слушай. Мы с тобой в лесу живем, значит, хорошо должны знать лес и его обитателей. Ответь-ка на вопросы.

Воспитатель: Ребята, давайте мы поможем блохе – попрыгухе ответить на вопросы.

Про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (Про волка)

Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

Что делает зимой ёж зимой? (Спит)

Кто такие листопаднички? (Зайчата)

У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рябина)

Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы? (Белка)

Кем раньше была лягушка? (Икринкой)

Какая птица в лесу самая болтливая? (Сорока)

Воспитатель: Помогли вы, ребята, блохе – попрыгухе, пустила её муха к себе в теремок, стали они жить вдвоем. Летит мимо комар – пискун и стучится:

Кто, кто в теремочке живет?

Я, муха – горюха.

Я, блоха – попрыгуха. А ты кто?

Я комар – пискун. Пустите меня к себе жить.

Муха говорит:

Пустим, если ты наше задание выполнишь.

Я буду очень стараться.

Слушай, комарик очень внимательно. Возьми цветные лепестки и составь цветок таким образом:

Красный лепесток – под номером 1.

Синий под номером 2 – находится внизу.

Фиолетовый (3) – слева от синего лепестка.

Зеленый (4) лепесток предшествует фиолетовому.

Оранжевый (5) находится между зеленым и красным.

Сердцевина – желтая.

Воспитатель: Ребята, поможем комару?

(Дети выполняют задание под руководством воспитателя).

Воспитатель: Стали они жить втроем.

Бежит мимо мышка – норушка и стучится в теремок:

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Ребята, глядя на рисунки героев сказки, расположенные на доске продолжите разговор мышки – норушки с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор).

Воспитатель: Муха – горюха и говорит: «Мышка – норушка, выполни наше задание. Посмотри на рисунки цветов и скажи, какие геометрические фигуры ты видишь».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь маленькой мышке? (Дети выполняют задание). Думаю, теперь мышку пустят в теремок.

Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей). Все вместе повторим правила поведения в лесу: не разрушать муравейники, не сорить, не разводить костры, не разрушать гнезда, не топтать цветы и ягоды, не пугать птиц и зверей.

Послушайте замечательное стихотворение:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

А теперь, ребята, представьте себе, что вы, бабочки, и отдыхаете, сидя на цветке.

Физминутка

(И. п. сидя)
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

… Стали они жить вчетвером.

Скачет мимо лягушка – квакушка, стучится:

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Ребята, продолжите разговор лягушки с жителями теремка. (Дети продолжают).

Воспитатель: Муха говорит: «Пустим, если, поможешь разрешишь наш спор. Ну, слушай. Я буду называть слова, а тебе надо исключить лишнее слово и объяснить свой выбор».

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы поможем лягушке – квакушке.

Волк, лиса, заяц, медведь. (Заяц, т. к. он не хищник).

Лиса, волк, баран, заяц. (Баран, т. к. это домашнее животное).

Белка, сорока, крот, ёж. (Сорока, т. к. это птица).

Воспитатель: Ребята, помогли вы лягушке выполнить задание. Вот и стали они жить впятером.

… Идет зайчик – побегайчик. Стучится он в теремок:

Кто, кто в теремочке живет?

Ребята, поддержите беседу зайчика с героями сказки. (Дети продолжают разговор).

Воспитатель: Муха и говорит: « Зайчик, отгадай загадки о лесных ягодах».

Ребята, зайчику требуется ваша поддержка!

  1. Её любят взрослые, её любят дети

И, конечно, больше всех – бурые медведи.

Гроздья алые висят на колючей ветке

Своим видом говорят: «Угощайтесь, детки». (Малина)

2. Что за странную малинку

Мама принесла в корзинке?

Цветом чёрная она,

Вкусом кислая слегка.

Называют её дикой

И колючей… (Ежевикой)

3. Эту ягодку лесную

Я в ладошку наберу -

Ароматную такую

Я попробовать хочу. (Земляника)

Воспитатель: Вот и стали они жить вшестером.

Бежит мимо лисичка – сестричка – стук - постук:

Кто, кто в теремочке живет?

Ребята, изображения героев сказки, помещенные на доске, помогут вам продолжить разговор лисы с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор).

Говорит Муха – горюха: «Лисичка, давай поиграем в игру «Съедобное - несъедобное» . Я буду называть грибы, если они съедобные – похлопай лапами, а если нет – потопай. Будь внимательна!»

Ребята, давайте и мы тоже поиграем, заодно и лисичке – сестричке подскажем!

Маслёнок! (Хлопают)

Поганка! (Топают)

Боровик! (Хлопают)

Волнушка! (Хлопают)

Хлопушка! (А- а-а! Нет такого грибочка, я пошутила!)

Шампиньон! (Хлопают)

Лисичка! (Хлопают)

Сестричка! Опять я пошутила!

Мухомор! (Топают)

Рыжик! (Хлопают)

Чижик! (Чижик – пыжик, да и не гриб это!)

Опенок! (Хлопают)

Слонёнок! (Топают)

… Стали они жить всемером.

Идет мимо волчище - серый хвостище.

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Вам слово, ребята, продолжите разговор волка с другими героями сказки.

Воспитатель: Муха говорит волку: «Волк, отгадай пожалуйста, загадки про грибы» .

Ребята, поможем серому волку? (Дети отгадывают загадки).

Посмотрите-ка, ребята,
Тут - лисички, там опята.
Ну а это, на полянке,
Ядовитые... (поганки).
Удивляется народ:
Водят чудный хоровод
Рыжие сестрички -
То грибы...
(лисички).

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной никуда не годный. (Мухомор)

Воспитатель: Дети, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?

Если вы сомневаетесь, съедобный гриб или нет, вспомните правило грибников: «Неизвестный тебе гриб – не твой гриб!»

Воспитатель: Ребята, волк с нашей помощью загадки отгадал. Обитатели теремка пустили его к себе жить.

Вот и стали они жить ввосьмером.

Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь:

Кто, кто в тереме живет?

Ребята, продолжите разговор героев сказки. (Дети продолжают).

Воспитатель: … Испугалась герои грозного голоса медведя косолапого и решили загадать ему самое трудное задание. Ну, слушай, Медведь! Я буду говорить предложение, а ты отвечай одним словом – «да» или «нет».

Воспитатель: Ребята, будем медведю помогать? (Ответы детей).

Вспомните, что случилось в русской народной сказке «Теремок», когда медведю разрешили поселиться в теремке. Он не мог войти через дверь, полез на крышу и раздавил теремок. Маловато оказалось жилище для бедолаги.

Итак, игра - «Да» или «Нет»?

Ворона – перелетная птица? (Нет)

Скворцы прилетают к нам осенью? (Нет)

Грач открывает весну? (Да)

Жаворонок любит петь над полем? (Да)

Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Да)

Дятел – санитар леса? (Да)

Сорока – молчаливая птица? (Нет)

Синички любят сало? (Да)

Воспитатель: Не смог медведь правильно выполнить задание. Ребята, вам медведя жалко? Давайте поможем медведю - построим для него другой дом. Вот лежат брёвнышки, из них и построим теремок. (Дети из бумажных брёвнышек строят теремок).

А теремок «Смекалка» до сих пор стоит и живут в нём весело и дружно все герои теремка.

Ребята, понравилась вам наша сказка? Как бы вы закончили нашу сказку?

А я бы закончила её так: «Вот и сказке конец, а кто сказку помогал рассказывать, загадки разгадывал, на вопросы правильно отвечал, смекалку, доброту проявлял – молодец!»


Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе Тема: «Цепочки питания» Цель: Знакомство с понятием «цепь питания» Задачи: 1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки; 2. Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий; 3. Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации. Материал: конверт с «письмом» от лесника, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются. Ход занятия: В самом начале занятия воспитатель настраивает детей на предстоящую деятельность, побуждает сесть ровно, следя за осанкой своих воспитанников, здоровается с ними. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня утром я получила письмо от лесника. А вы знаете кто такой лесник? Где он живет? Дети: Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы никто не обижал животных в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья. Воспитатель: Правильно, дети. А теперь послушайте, что написано в письме, которое прислал нам лесник. Педагог вскрывает конверт и читает письмо детям: Воспитатель: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам лесник. В моем лесу гибнут деревья, т.к. у них поедена кора. Правда, в лесу совсем недавно разрешили охоту на волков. Ребята, пожалуйста, помогите разобраться в случившемся! Я не могу понять, почему в таком объеме поедается кора деревьев». Принятие цели идет за счет создания этой проблемной ситуации: помочь леснику разобраться в данном вопросе: Воспитатель: Какая беда у лесника! Поможем ему? Дети: Да! Воспитатель: А для того, чтобы помочь леснику, давайте сначала вспомним, кто такие хищники, а кто такие травоядные. С этой целью педагог организует беседу с детьми: Воспитатель: Кто питается растениями (травами, корой деревьев)? Дети: Олени, газели, зайцы (и т.п.) Воспитатель: А как называются животные, которые питаются растительной пищей? Дети: Животные, которые питаются растительной пищей, называются травоядными Воспитатель: А как тогда называются животные, которые питаются не растениями? Дети: Их называют хищниками Воспитатель: А почему их так называют? Дети: Потому что они поедают других животных. Воспитатель: А каких животных они поедают? Дети: (перечисляют, кого может есть тот или иной хищник) Педагог обобщает ответы детей после проведения беседы. После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным. Воспитатель: Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем. В ходе объяснения правил игры педагог обращает внимание на ассоциативный ряд: мальчики отбирают хищников, т.к. такие животные ассоциируются с силой, тем самым решая задачи гендерного воспитания. Воспитатель спрашивает детей, почему они для своей команды отобрали ту или иную картинку, побуждая детей отвечать полным ответом, грамматически правильно выстраивая предложение (интеграция с областью «Речевое развитие»). Вместе с детьми определяет результат игры, подводя итоги. После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог для того, чтобы решить проблему лесника предлагает детям дидактическую игру «Кто чем питается?», в которой необходимо соотнести корм с животным (например, лист поедает гусеница, зайца – волк и т.п.). Воспитатель: В этой игре вам необходимо подобрать животному корм. Для этого вам нужно вспомнить, кто чем питается и соединить картинки с изображением животного и его пищи. Воспитатель отмечает детей, которые быстро и самостоятельно справляются с заданием, формируя тем самым не только положительную самооценку воспитанников, но и положительное отношение к тому, что изучается на данном занятии. По окончанию данной игры педагог проводит физкультминутку «Вместе по лесу идем», имеющую оздоровительную направленность. Цель физминутки: предотвратить утомление детей. Вместе по лесу идём (Имитация ходьбы на месте) Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Дети останавливаются) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся) В следующем игровом задании (цель: знакомство с цепью питания) педагог предлагает объединиться и посмотреть, что можно еще добавить к тем частям, что у них уже получились (например, к части «лист дерева – гусеница» можно добавить картинку с изображением синицы, к части «кора дерева – заяц» можно приложить еще волка). Таким образом, получается цепь питания. В процессе выполнения игрового задания, воспитатель спрашивает детей, почему они прикладывают ту или иную картинку, составляя цепочку, активизируя мыслительную и речевую деятельность детей. Воспитатель с помощью этого игрового задания подводит детей к понятию, что такое цепь питания. По окончанию задания педагог вместе с детьми делает вывод о том, что между обитателями леса существует пищевая зависимость – травоядные едят растения, а травоядных поедают хищники. С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки: Воспитатель: Что будет, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи (лист дерева – гусеница – синица) синицу? Дети: Гусениц в лесу станет больше, и они уничтожат деревья, поедая листву. Воспитатель: А если уберем из этой (зерно – мышь – сова) мышь? Дети: Совам нечем будет питаться (и т.п.) После того, как на эти вопросы детьми были найдены ответы, и педагог их обобщил, он предлагает вновь вернуться к письму лесника, просит детей вспомнить, о чем говорилось в письме. Если необходимо, педагог вновь его зачитывает. Воспитатель: Итак, о чем говорилось в письме? Дети: Лесник просил помощи разобраться в ситуации, почему гибнут деревья. Воспитатель: Так из-за чего лесник столкнулся с такой проблемой, - что в лесу поедается кора и гибнут деревья? Дети делают вывод о том, что случилось в лесу, - это результат деятельности охотников, - нарушились пищевые цепи «кора дерева – заяц – волк» или «кора дерева – изюбр – волк». Дети: Из-за того, что охотники отстреляли хищников, которые поедали травоядных. Травоядных стало больше, - они поедают кору деревьев, из-за чего деревья и погибают. Воспитатель вновь обобщает выводы детей. Воспитатель: Нарушение одного звена «волк» способствует изменению пищевой цепочки. Какие меры тогда необходимо предпринять, чтобы сохранить деревья в лесу? Дети: Нужно запретить охоту на волков или ограничить ее. После того как вывод сделан, акцентирует внимание на интерактивном взаимодействии детей. Воспитатель: Дети, какие вы – молодцы! Как легко и быстро вы нашли ответ на вопрос лесника и помогли ему разобраться с возникшей проблемой! Любое дело получается успешным, когда оно делается с желанием и в дружном коллективе. Педагог создает эмоциональный настрой на следующую деятельность – возраст детей позволяет оставить конец занятия «открытым»: Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать ответ леснику, т.к. писать вы еще не умеете. Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки. Таким образом, педагог получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.