Краеугольный камень (фразеологизм): значение выражения. Что такое краеуголный камень

Принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии , где в основном использовалось как метафора .

Согласно иудейским преданиям , в Святая святых Храма Соломона находилась скала, считающаяся краеугольным камнем мироздания.

В последнее время краеугольным также стали называть торжественно устанавливаемый на видном месте здания камень с указанием даты строительства и имени архитектора, строителя и иных причастных лиц. Ритуал заложения краеугольного камня стал важной и неотъемлемой частью западной культуры. В некоторые камни закладываются капсулы с посланиями потомкам.

Современная практика

Обычно для торжественной закладки краеугольного камня, условно означающей начало строительства, приглашают видных общественных и культурных деятелей, крупных предпринимателей, представителей духовенства . Приглашённых могут попросить принять участие и в само́й укладке камня, иногда с использованием специально изготовленных для этого инструментов - молотка, кельмы , шпателя . Обычно на камне указываются фамилии почётных гостей, участвовавших в торжестве.

Бывает, что в особо заготовленных полостях краеугольного камня укладывают предметы, соответствующие времени: газеты, монеты с годом строительства и другое.

В Библии

В Библии упоминаются и «краеугольный камень», и «камень во главе угла».

См. также

Напишите отзыв о статье "Краеугольный камень"

Примечания

Отрывок, характеризующий Краеугольный камень

Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.

Мы часто сталкиваемся с выражением «случайности не случайны». Я хочу рассказать Вам историю, которая случилась со мной и кажется мне самой до сих пор абсолютно невероятной . Невозможно представить, чтобы все эти события произошли случайно. Из этого рассказа Вы узнаете не просто значение фразеологизма Краеугольный камень и Камень преткновения, а узнаете, как эти древние понятия могут абсолютно изменить жизнь и одного человека, и человечества в целом.

Началась эта история в мой день рождения. Гости уже почти собрались, когда пришли мои родители. Мой отец приготовил мне особый подарок – картину, написанную маслом , на которой был изображен Иисус. Это была не икона, а именно картина. Не было сомнений, что на картине был изображен Бог. Лик его был очень строг, как мне тогда показалось, и, поэтому хотелось сразу отвести взгляд .

Когда я увидела подарок, со мной вдруг произошла совершенно не свойственная мне истерика. Я как-будто на минуту сошла с ума. По-другому я не могу объяснить своё поведение: я сказала отцу, что не могу принять этот подарок , потому что не могу даже взглянуть на этот «портрет» и не представляю, как такая картина вообще может висеть в моём доме!

Можете представить, как я обидела своего отца. Меня выручила жена моего брата . Чтобы быстро переключить внимание всех, она сказала, что ей картина нравится и она с удовольствие заберёт её себе.

Прошло несколько лет – я серьёзно заболела. До болезни я никогда не ходила в Храм, ни разу не читала Библию и не знала ни одной молитвы. Но как только сталкиваешься с серьёзной проблемой, само по себе возникает неутолимое желание молиться и просить о помиловании. Серьёзная болезнь заставила меня повернулась лицом к Богу…

В те дни я начала читать Библию (Новый Завет) и обнаружила, что это из Библии все писатели, книги которых я прочитала за свою жизнь, черпали свою мудрость (внести свою лепту, закопать талант и т.д.). Я взахлёб читала главу за главой и не могла оторваться от Книги книг даже в транспорте, по дороге на работу.

В тот день я читала главу, в которой было написано: «Отвергнутый камень стал во главе угла… ». Я не понимала до конца, что это значит и стала просить Бога, чтобы он мне это открыл .

Такой совет мне дал один монах в монастыре – если не понимаешь какое-то место в Библии, просто спроси Бога, и он найдёт способ растолковать тебе эту мудрость.

Когда я вечером вернулась с работы домой , мне позвонила жена моего брата. Она попросила прийти к ней, чтобы помочь разобрать вещи (они с братом переехали в новую квартиру). Я пришла, прошла в зал и… Вы не поверите, что первое я увидела – на спинке дивана среди множества вещей и коробок стояла та картина! Тот самый отвергнуты мною когда-то камень, который теперь встал во главу угла моей жизни!

Я не могла сдержать слёз. Это невероятно! Бог «видел» меня еще задолго до того, как я уверовала в него . Это невероятно, что именно в этот день, когда я прочитала именно эту главу в Библии, задала именно этот вопрос, я опять обрела портрет, подаренный мне много лет назад моим отцом и отвергнутый тогда из-за злобности, чёрствости и каменности моего сердца! Всё это невероятно и в это трудно поверить! Даже страшно становится от мысли, что Бог видит нас в каждое мгновение нашей жизни!

Но это для меня прошло много лет, а у Бога тысяча лет — это одно мгновение.

Вот каким чудесным образом, моя реальная история из жизни показала мне значение фразеологизма Краеугольный камень. Я отвергла Христа, будучи злой, как и иудеи отвергли и распяли его много лет назад. А потом он стал во главе угла моей жизни и жизней многих людей – Христианство распространилось по всей Земле. Даже своё летоисчисление всё человечество теперь ведет от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Теперь эта картина — краеугольный камень моей жизни — находится на самом видном месте в моём доме! И взгляд Иисуса уже не кажется мне строгим, а, наоборот, заботливым и добрым!

Краеугольный камень — это Иисус Христос, кроткий Мессия, которого злые строители (иудеи) не узнали, отвергли, распяли, а теперь он встал во главе угла християн по всему миру.

Иисус стал для одних краеугольным камнем, а для других — камнем преткновения.

Вот как о Камне преткновения (Википедия) и о Краеугольном камне (Википедия) написано в Библии (в Новом Завете и в Ветхом Завете):

Посмотрите это 2-х минутное видео в конце статьи — и после его просмотра проведёте свой сегодняшний день совершенно по-другому! Радуясь жизни и с любовью к людям!

Желаю всем нам научиться по-настоящему радоваться жизни, даже таким простым вещам, как хлеб и дождь! Желаю верить в себя и в людей!

Что такое «краеугольный камень» в Библии?

Здравие Вам!
Как понять, что:
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
(Что это за история о камне во главе угла — это что так дома раньше строили?) Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Что значит упадёт и раздавит? Что это за выбор?) (Иш)

Отвечает Инна-Эстер , руководитель мессианской общины г. Черновцы:

Шалом!

Вы задаете несколько вопросов. Они мне все понравились, поэтому я попытаюсь ответить на них:

1. Вопрос: Что это за история о камне во главе угла — это что так дома раньше строили?

Раскопки показали, что в железном веке в Израиле появились архитектурные сооружения, в которых использовалась технология обработки строительных камней и в меньшей мере необработанных валунно-галечных материалов. Краеугольный камень использовали для соединения двух смежных стен. Это обеспечивало прочность. Это был особенно крупный камень, требующий специальных усилий и ритуалов. На его поверхности вырезали что-то (дату, имя, религиозный знак… ) Когда закладывался камень – означало, что заложено основание.

Ездра 3:10 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева.

Итак, краеуго́льный камень - первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания.

2. Вопрос: Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?..

Фраза «краеугольный камень» имеет широкое распространение, благодаря Библии. А в Библии это выражение, в основном, использовалось как метафора. То есть это понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо.

Иешуа цитирует слова Давида (Пс. 117:22), который употребил их и исторически, и пророчески одновременно. Исторически – потому что он воспевал Господа в тех конкретных событиях, которые с ним тогда происходили: казалось, поражение настигло Давида и его людей, всем было уже ясно, что от них ничего не останется, но Господь не только спас от смерти, но ещё и утвердил царство Давида! Поэтому царь говорит: отвергнутый всеми камень стал основанием, на котором всё будет держаться! И это удивительно!!!

Иешуа берет эти слова и повторяет их, относительно Себя. Строители (религиозники) хотели построить Храм Господу, отказавшись от Фундамента. Так построенное сооружение разрушится, ибо не прочно. А фундамент, как вы понимаете – Иешуа ха Машиях.

Подписывайтесь:

3. Вопрос: …и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Что значит упадёт и раздавит? Что это за выбор?)

Есть ещё одно выражение о камне, которым Себя называет Бог – «Камень преткновения или соблазна». На латыни «петрос скандале» — камень скандала, конфликта.

Ис.8:14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. (пророчество о Мессии)

Очевидно, что в Евангелии от Матфея говорится о камне основания, как о камне конфликта. С этим камнем не надо играть, передвигать, употреблять не по назначению. Это камень, предназначенный для основания всего. Если Им пытаться манипулировать, то это действие превратиться в разрушительную силу для тех, кто так поступает.

Понятие это возникло у древних строителей. Они считали очень важной задачей подобрать камень, который бы хорошо лег в основу угла здания и принял бы на себя всю тяжесть будущего строения. Со временем профессиональный термин превратился в крылатое выражение.

Впервые этот образ встречается в одной из книг Ветхого Завета - Псалтыри. В ней собраны псалмы – то есть стихи и песнопения, прославляющие Бога. Автором многих из них считается знаменитый царь и псалмопевец Давид. Другие, скорее всего, были написаны позже, а в целом Псалмы – это глубокая и сложная лирика, полная удивительных образов. Вместе они составляют сборник лучших текстов древней еврейской поэзии.

В одном из псалмов как раз и встречаются слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» .

Как известно, Христос не раз обличал своих современников, занимавших важные посты в иудейском обществе. Он говорил, что священники и ревнители религиозного закона, давно перестали быть пастырями народа. Погрязли в лицемерии, лжи и жадности.

Когда же книжники и начальники иудейские задали Иисусу вопрос: «кто дал Ему власть поступать так, как Он поступает?» Христос напомнил им строки Псалма, сравнив Себя с краеугольным камнем, который отвергли строители, но который ляжет в основание нового здания.

Пророчество древнего псалмопевца сбылось в точности. Иудеи, подстрекаемые своими вождями, отвергли и распяли Христа. Но вопреки этому, жизнь и учение Спасителя, и Сам Он лично, стали краеугольным камнем новой христианской Церкви.

1) согл. Ис 28:16 , «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту.
В переносном смысле:

  • означает вождя израил. народа (Зах 10:4) ;
  • в Ис 28:16 К.К. служит образом Мессии,
  • в Пс 117:22 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис 8:14) ;

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи:
Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7 .

Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся.

  • Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно краеугольному камню, был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2:20 и след. указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание.
  • Однако аккад. словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование.
    Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.

Библейская энциклопедия Брокгауза

* * *

Когда же заложен этот прочный фундамент, то на нём уже можно строить дом. С чего начинается строительство собственно дома? С закладки краеугольного камня. И по нему дальше выравнивается закладка всех остальных камней. Если краеугольный камень был неровный совсем чуть-чуть, то в конце стены, выложенной в соответствии с этим камнем, кривизна уже будет сильно заметной. Если выровнять по краеугольному камню лишь первые кирпичи, а потом уже выравнивать их по друг другу или на глазок, то опять же получится криво. Поэтому так важно выравнивать каждый кирпичик по краеугольному камню, важно, чтобы краеугольный камень был совершенным.

Вера Боринг

* * *

Сложнее всего переводчикам тех народов, у которых вообще не испольщуются камни для строительства домов. У племени цельталь вышло: «Место, где угол дома получает силу». Или «главный столб» (агуаруна). Различие между «краеугольным» и «во главе угла» не так уж существенно, хотя любопытно.

Ясно, что в любом случае речь идет о камне, который кладут в последнюю очередь – то есть, это не в фундамент камень, а потом. Ясно и то, что это камень не обычный, не годящийся для тривиальной кладки, зато очень подходящий для принятия на себя сильного давления. То, что в греческих переводах Ветхого Завета и Нового появляется выражение «во главе угла» – возможно, не случайность; появляются арки, в которых «замковый» камень принимает на себя важнейшую функцию – если он хрустнет, то развалится вся арка.

Свящ. Яков Кротов

* * *

В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни».

Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания»… На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла - верхушки здания.

Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5).

Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой.

Юрий Федоров