Малыш от 0 до 1 года. Развитие малыша до года по месяцам — что должен уметь ребенок в каждый месяц. Какие игры подходят для развития детей до года

Одни родители задают на консультации вопросы о норме развития детей. А другим родителям я задаю вопросы:

Как вы могли не видеть это нарушение?

Почему не обратились к специалистам ранее?

И поверьте мне, уж лучше перестраховаться, чем упустить...

Помните, что ребенок - это индивидуальность. Каждый малыш развивается по-своему: кто-то в чем-то быстрее, кто-то помедленнее. Итак, разберем по месяцам:

Новорожденный

Движения новорожденного ребенка некоординированные. Ручки, согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе.

Если вы научитесь «читать» язык движений вашего малыша, то сможете ему во многом помочь. При вздутии животика ребенок может активно стучать ножками, выгибаться, а при неприятных ощущениях в ушке, активно крутить головой.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Первые 3-4 недели жизни плачут дети без слез.

Новорожденные слышат и могут легко определить голос мамы. По запаху может узнать маму с рождения и, почувствовав запах грудного молока, активнее искать губами сосок. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять её как чужого человека и отказаться от кормления.

1 месяц

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. И во сне ребенок воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, содрагаясь всем телом, морщит лоб, закрывает глаза. На лице появляется выражение испуга, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где взрослые постоянно разговаривают на повышенных тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Ласковый доброжелательный тон в семье формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

В начале 1-го месяца дети начинают уже "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на предметах. Первые "объекты" повышенного внимания у малыша - это лица самых близких людей - тех, кто ухаживает за ним.

К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей и поворачивать голову к источнику звука. За движущимся предметом следят недолго.

Если разведёте пальчики ребенка и положете ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

2 месяц

На 2-м месяце движения малыша становятся более разнообразными: он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, долго их рассматривает, задевает и толкает руками. Самостоятельно захватить ладонью игрушку еще не может. В вертикальном положении ребенок начинает держать голову, а лежа на животе ее поднимает. К концу 2 месяца, находясь на руках у мамы, малыш уже уверенно оглядывается по сторонам. Лежа на животике, ребенок должен сам удерживать головку до 15 секунд. И если вы, начиная с самого рождения, перед каждым кормлением, укладывали малыша на животик на несколько минут, то сейчас он может лежать до 15 минут. Тренируйте малыша!

У ребенка улучшается работа слухового и зрительного анализаторов. В связи с особенностями строения зрительного аппарата, первое время внимание малыша привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Затем он начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. Если взять погремушку и водить над кроваткой влево, вправо, по кругу, вы увидите, что малыш следит за ней глазами. Делайте это упражнение на расстоянии не ниже 52 см.

На втором месяце можно подвешивать игрушку над кроваткой ребенка на высоте 25-35 см. Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами. Лучше подвесить 1 или 2, потом чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.

Раньше, когда ребенок слышал звуки, он содрогался всем тельцем. Теперь он не только умеет их различать, но и поворачивать головку в сторону звука, прислушиваться к вашему разговору, к приятной музыке, которая звучит в комнате.

Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от купания. Ребенок может радостно плескаться ручками, бултыхать ножками под водой.

В этот период у детей преобладают положительные эмоции: улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминой улыбки, в ответ на ласковое обращение. Даже, если мама с улыбкой, нежным голосом ругает ребенка.

Ребенок пробует выкрикивать отдельные звуки «у», «а», «э». В конце месяца он попробует объединить гласные с согласными («ха», «хе»).

3 месяц

На 3-м месяце ребенок становится еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот и уверенно держать голову. Малышу очень нравится лежать на животе, при этом он, опираясь руками, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянуться до них. Лежа на животе, может держать голову в течении 10-20 секунд. Если его потянуть за ручки, пробует сесть. Движения руками разнообразны.

Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. Будьте внимательны, ребенок все тянет в рот. У него уже появляются свои предпочтения. Чаще всего это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удерживать в руке.

Многим деткам нравится «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. В этом возрасте дети любят «разговаривать» сами с собой.

Играя своими ручками, дети «выдают» разные звуки.

4 месяц

Вашему малышу уже 4 месяца. И, возможно, у него изменился цвет глаз и цвет волос.

Малыш активнее поворачивается со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. На смену хватательного рефлекса приходит произвольное захватывание предметов. Он берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой из стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Пальчики на ручках уже не сжаты.

Ребенок начинает познавать мир тактильных ощущений: ощупывает руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки. Внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения выбранный объект. Рассматривая руки, ребенок долго удерживает их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц, и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата.

Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Во время купания кроха проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит и даже кричит из-за того, что у него не получается это сделать.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет уже наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Детям очень нравится сидеть. Он может сам удерживать головку вертикально, но делать этого пока не стоит, так как мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Не торопите события.

В четырехмесячном возрасте ребенок стремится к общению с вами и уже умеет громко смеяться, если его пощекотать.

5 месяц

При общении со взрослыми у пятимесячного ребенка развивается комплекс оживления. Малыш эмоционален, двигает активно ручками и ножками и гулит со множеством гласных звуков. Выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, э, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги.

Кроха гулит и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру. Радость подтверждает эмоциями: визжит, смеется, гулит, пищит. Возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку.

Ваш ребенок может уже сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых. Становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки. Ребенок уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания, оказывается во рту. Не стоит по этому поводу переживать, так как младенец, исследующий мир, помимо зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых очень важно для процесса познания в этом возрасте. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Следите только за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов - опасных для малыша.

Учитывая, что малыш умеет уже активно переворачиваться и осваивать пространство вокруг себя, ему необходимо больше места. И это место должно быть абсолютно безопасным. Будьте аккуратны - в этом возрасте дети часто совершают “полеты” с дивана и получают травмы от ударов во время падения. Постелите на пол теплое одеяльце, огородите его подушками и положите много разных игрушек - это станет лучшей игровой площадкой вашего малыша. Или воспользуйтесь переносным манежем. Ребенок будет находиться возле вас, и не придется бегать в другую комнату и смотреть, что он делает.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.......

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития ребенка до года

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 165350 .

Физическая развитие детей и активность младенца от рождения до 1 года

Умение ребенка держать головку, садиться, вставать, ползать и ходить детские врачи называют двигательной активностью . Конечно же, сразу после рождения малыш еще мало что умеет. Но уже в возрасте одного месяца он начинает самостоятельно удерживать голову, двухмесячный ребенок способен сам перевернуться на спину. А к трем месяцам он уже может так активно «крутиться», что начинает упираться в стенки кроватки головой. И такой удобный и безопасный ранее пеленальный столик становится небезопасным, нельзя даже подумать о том, чтобы оставить на нем малыша одного! Он уже умеет поворачивать головку, следить глазами за движущимся предметом. Если положить малышу в руку соску или погремушку, то он начнет ее трясти, реагируя на новые звуки, или потянет в рот. Но самостоятельно что-нибудь взять он еще не может, это умение придет только к 5-6 месяцам. В трехмесячном возрасте ребенок, который не спит, находится в постоянном движении. Он двигает ручками и ножками, причем ноги совершают движения, напоминающие езду на велосипеде. А ручки, которые то появляются в его поле зрения, то исчезают, становятся едва ли не самыми главными его игрушками.

Лежа на животе, он активно поворачивает и удерживает голову, проползает некоторое расстояние назад, отталкиваясь ручками, как маленький рак, или вперед, если упереть свою ладонь в стопы малышу.

В положении на животе малыш уже достаточно хорошо удерживает голову в течение нескольких секунд. И как только ребенок научится этому, он сможет удерживать часть тела с помощью рук так, что при упоре на локти не только голова, но и плечи отрываются от поверхности.

➣ Для того чтобы оценить развитие новорожденного, проверяют его рефлексы. Например, если вы проведете пальцем по подошве малыша, он отдернет ножку, это подошвенный рефлекс. Если прикоснетесь к губам ребенка, то он пытается сосать (сосательный рефлекс). Если к ладошке новорожденного дотронуться пальцем или каким-нибудь предметом, его пальчики сожмутся с такой силой, что вы сможете даже слегка приподнять кроху (хватательный рефлекс). Если поддерживать малыша в вертикальном положении, касаясь опоры, то он проявляет рефлекс ходьбы, не спеша переступая с ножки на ножку. Если малыш все это проделывает, значит, он развивается нормально.

В четыре месяца двигательная активность еще больше увеличивается. Малышу уже не нравится спокойно лежать в кроватке. Он даже пытается сесть. День-другой, и ребенок начнет ползать по полу, потому что на диване уже не оставить малыша одного, а замкнутых, ограничивающих свободу передвижения пространств, каким является манеж, дети не любят. Однако должно пройти еще некоторое время, чтобы закрепилось умение одновременно становиться на колени и на руки. Умение стоять приходит всегда после умения сидеть и ползать. К 4-5 месяцам малыш регулярно выпрямляет колени и делает это столь ритмично, что создается ощущение, будто он подпрыгивает. В это время он начнет отказываться сидеть у вас на коленях: он сжимается, крепко-крепко хватает вашу одежду своими ручками и старается подняться. Когда ребенок находится в вертикальном положении, его тело соприкасается с вашим, он может сам смотреть вам в лицо — и ему открывается восхитительный вид на мир с вашего плеча, и панорама эта то и дело меняется.

Шестимесячные малыши могут сидеть очень недолго, потому что мышцы спины и позвоночник еще не совсем приспособлены для этого. Поэтому, если карапуз тянет ручки и хочет сесть, можно дать ему ухватиться за пальцы и помочь ненадолго присесть, а потом опять уложить. Ребенок может полюбить эту игру: только протяните ему руки, и он схватится за них, а вы легко подтяните его в положение сидя. Такие упражнения еще и полезны, потому что укрепляют мышцы спины ребенка.

К седьмому-восьмому месяцу малыш начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Он может уже не только трясти погремушку, но и, исследуя свои новые возможности, постучать ею об окружающие предметы. Во время кормления он крепко хватает бутылочку и может сам ее удерживать (от взрослого требуется только придерживать ее в нужном положении, чтобы ребенок не наглотался воздуха). Схватив один предмет, ребенок может тянуться за другим.

Если вы кормите малыша за столом из ложечки, можете в качестве игры или тренировки моторных навыков дать ложку и ему в руки. Скорее всего, ребенок будет стучать ложкой по столу и своей тарелочке и, конечно, пытаться попасть ею в тарелку, копируя ваши действия. Вы можете помочь малышу, взяв его ручку с ложкой в свою руку, зачерпнув немного пищи и поднеся ее ко рту ребенка.

К середине седьмого месяц а ребенок, лежа на спинке, уже может поднимать голову — настолько окрепли его шейные мышцы. Он уже может сидеть дольше, чем раньше, периодически наклоняясь вперед и опираясь на руки, а затем снова выпрямляясь. Стоять на четвереньках, покачиваясь вперед-назад. Так он готовится передвигаться на четвереньках.

Внимание ! Не нужно сажать маленьких детей между подушками. Так можно только навредить здоровью малютки. Наберитесь терпения и дождитесь самостоятельного умения садиться. Чтобы позвоночник развивался здоровым, мышцы должны достаточно окрепнуть.

Беря предметы рукой, ребенок начинает использовать для более полного охвата большой палец. При игре с предметами, например с погремушкой, он уже не просто трясет ее, а преследует определенную цель — хочет, чтобы она издавала звуки. При этом иногда он берет одну погремушку и не прикасается к другой — видимо, звук первой ему нравится больше. Улучшается координация движений — при перекладывании предмета из руки в руку малыш не цепляется одной за другую.

В восемь месяцев ребенок уже хорошо ползает по-пластунски или на четвереньках. Но не пугайтесь и не расстраивайтесь, если он этого не делает. Не все дети проходят этап ползания в таком положении. Некоторые «спешат» встать и сразу начинают с ходьбы. Иногда родители, стараясь соблюсти этапность обучения, пытаются учить ребенка «правильно ползать», игнорируя тот факт, что малыш уже достаточно долго может стоять в кроватке, держась за прутья, или стремится к тому, чтобы его водили по комнате за обе ручки. Некоторые дети настолько овладевают техникой даже не ползания, а «бега» на четвереньках, что потом, уже научившись более или менее устойчиво ходить, в случае, когда нужно быстро попасть на кухню или в другую комнату, опускаются на руки и быстро-быстро переползают туда, куда им нужно.

Движения мелких мышц пальцев, которые до сих пор были неловкими, достигают такого уровня, что малыш может схватить пальчиками ниточку или веревочку, на которой висит какая-нибудь игрушка. У него уже достаточно силы для того, чтобы с удовольствием не просто мять бумагу, но и разрывать ее.

Малыш уже научился хлопать в ладошки. Правда, попадает он ладошкой по ладошке еще не всегда. Если вы будете хлопать в ладоши вместе с ним да еще повторять какие-нибудь прибаутки или делать это под музыку, малышу понравится — ведь это очень веселая игра!

Начиная с восьмого-девятого месяца ребенок уверенно стоит в кроватке, а с девятого обычно ходит при поддержке за руки, держась за перила кроватки или манежа. Немного позже он «рискует» и, отрываясь от одного перила кроватки, делает шаг и хватается за следующее — это первый самостоятельный шаг!

Малыш, только что научившийся ходить, идет, широко расставляя ножки, стопы его направлены в стороны, ножки немного согнуты в коленных и тазобедренных суставах, позвоночник наклонен вперед в области груди, а в пояснице выгнут назад. Ручки он сначала вытягивает вперед, чтобы побыстрее ухватиться за опору, к которой идет. Позже, когда ребенок уже немного освоился при ходьбе, он широко расставляет руки для сохранения равновесия.

К девяти месяцам ребенок довольно хорошо стоит, держась за прутья кроватки или ножку стула. Малыш уже умеет ползать так быстро, что вам нужно поторопиться, чтобы догнать его. Он может ходить по кроватке, держась за перила, или вдоль дивана, держась за него. Но пока еще ребенок передвигается боком и учится переносить массу тела с одной ноги на другую.

Малыш может передвигаться по комнате настолько быстро, а его ручки уже достигли такого совершенства, что тот кавардак, который он мог устроить раньше, оставшись один в комнате, ничто по сравнению с тем, на что он способен сейчас! Мелкие мышцы пальцев уже настолько совершенны, что ребенок может управлять каждым пальчиком отдельно. Например, он использует указательный и большой пальцы, захватывая ими, как пинцетом, мелкий предмет. В этот период будьте особенно бдительны, поскольку все, что попадает в руки маленькому исследователю, незамедлительно отправляется в рот! Мелкие предметы вокруг малыша переселяются все выше и выше или запираются на специальные замочки. В это время активно прорезываются зубки и десны очень чешутся — так хочется все попробовать на зуб. Малыш уже показывает на предметы указательным пальцем. Если позволяют размеры предметов, он может к двум удерживаемым в ручках предметам добавить еще и третий.

На десятом месяце во время игры ребенок уже становится на коленки, может наклониться за игрушкой, держась одной рукой за окружающие предметы (стул, например), отчаянно шатаясь при этом. Он более уверенно, чем девятимесячный, может переходить от кроватки к стулу, а от него к столу, причем если он видит, что до следующего предмета слишком далеко, то может уморительным взглядом попросить вас протянуть ему руку помощи.

➣ Когда ребёнок начинает ходить?

Все малыши начинают ходить в разном возрасте. Точно сказать, когда ребенок пойдет, почти невозможно. Одни осваивают этот навык в 1 год 4 месяца, другие — в 10 месяцев.

С одиннадцатого месяца улучшается координация движений как всего тела, так и мелких мышц, в частности пальцев. Ребенок может выполнять все более и более сложные действия: открывает и закрывает маленькие коробочки, собирает и разбирает пирамидку и т. п. Он сам берет чашку во время еды и пьет из нее. А ложка, которую до этого он держал чисто символически, зачастую пускается в дело, правда, без особого успеха, поскольку даже если получается зачерпнуть из тарелки, то донести ее до рта пока еще сложно: не хватает сил и координации движений.

К двенадцатому месяцу ребенок обычно может свободно вставать на ноги из любого положения; ходить без посторонней помощи; самостоятельно пить из чашки; взбираться на ступеньки или свой (детский) стульчик; во время бодрствования проситься на горшок; бегать, держась за руку взрослого; подражать взрослым, повторяя за ними какие-нибудь простые действия; произносить отдельные простые слова и понимать, что требуют от него взрослые. Правда, пока у него нет представления о том, что некоторые его действия могут быть вредными (например, стаскивание предметов со стола, разбивание посуды и т. п.). Они веселят его, и он пытается их повторить, если его не поругать. С игрушками ребенок предпочитает играть сидя.

Все дети в своем физическом развитии проходят один и тот же путь, но каждый со своей скоростью. Поэтому абсолютно нормальные, здоровые младенцы могут в физическом развитии опередить или отстать от своих сверстников на несколько недель. Не впадайте в отчаяние, если у вашего малыша что-то не получается, а другие дети того же возраста это уже умеют.

Все малыши проходят определенные этапы развития естественным образом. Однако именно вы, родители, можете способствовать развитию этих навыков, увеличивая силу и координацию вашего ребенка. Некоторые физические упражнения могут улучшить развитие управления моторикой и наделить его большей координацией. Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с дыханием, а значит, и с кровообращением. Поэтому массаж и гимнастика необходимы с самого раннего возраста. Нежные мамины прикосновения и поглаживания являются основой массажа и гимнастики детей в раннем возрасте. Лаская своего ребенка во время массажа, вы становитесь неизмеримо ближе, учитесь налаживать с ним контакт без слов.

➣ Если двигательная активность развивается с заметным опозданием, и родители сильно беспокоятся из-за этого, лучше показать ребенка врачу, который поможет установить причину и даст полезные советы.

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение .

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!