Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему: Методическая рекомендация "Изотерапия для дошкольников". Конспект занятия по изотерапии в подготовительной группе, «Осенние зарисовки

В материале даны рекомендации педагогам-психологам детского сада и школы, воспитателям, учителям начальных классов по организации и проведению психокоррекционной работы с детьми с невротическими страхами, дан практический материал: игры и упражнения для проведения занятий, подробные комментарии к каждой части занятия.

Представленное занятие состоит из трех частей.

Вводная часть предполагает создание безопасного комфортного пространства, развитие доверия, сплоченности и сотрудничества между детьми

Основная часть включает рисование страхов, по завершении которого проводится комплекс релаксационных упражнений.

Заключительная часть – рефлексия. Подведение итогов занятия проходит в форме упражнения «Связующая нить».

В комментариях к каждой части содержатся пояснения и рекомендации к созданию соответствующей атмосферы на занятии, стимулирующей поддержке детей, к организации последующей психокоррекционной работы с детьми.

Цель занятия: коррекция детских страхов

Основные задачи:

  • помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию
  • снизить ситуативную тревожность на занятии
  • способствовать повышению самооценки детей
  • обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

Организация занятия:

Занятие проводится с группой, состоящей из 3-4 детей 6-7-летнего возраста. Продолжительность занятия – от 25 до 30 минут.

Материал: клубок ниток; листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики; настольная игра «Поиграем в сказку» (картинки формата А4, состоящие из 6-9 частей).

Предварительная работа:

Диагностика страхов. Беседа о способах избавления от имеющихся страхов (рисование, игра). Игры для развития доверия и сплоченности между детьми для усиления группового эффекта. Рисование на свободные и предложенные психологом темы («Свободный рисунок», «Я в детском саду», «Семья животных», «Автопортрет», «Я и мои друзья»)

Ход занятия:

Приветствие. Дети стоят свободно на ковре

Психолог. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие.

Разогрев. Игра «Поменяйтесь местами те…»

Цель: способствовать развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.

Психолог. Мы всесвами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:

— сегодня завтракал
— кто любит мороженое
— кому не нравится болеть
— кто с нетерпением ждет Нового года и подарков
— кто любит, когда ему читают книжки
— кто любит играть и рисовать
— кому не нравится драться
— кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.

Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей ). Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего.

Игра «Поиграем в сказку»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе.

Психолог . Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки).

Комментарий. Психолог наблюдает за тем, чтобы каждый ребенок активно участвовал в выполнении задания, подбадривает детей.

Основная часть. Рисование страхов

Психолог. Дети, мы с вами уже говорили о «полезных» и «вредных» страхах. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают. Об этом мы говорили с вами на предыдущих занятиях.

Сегодня мы будем с вами страхи рисовать. Зачем рисовать страхи? (Ответы детей: «Чтобы избавиться от страхов», «Перестать бояться»)

Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверена, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок «Чего я боюсь днем» (или «Что мне снится страшное»).

Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)

Комментарий. Предложенная тема дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, психологом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают контакт, соприкосновение с ним, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Психолог. Дети, вы закончили рисовать страхи. Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей).

Комментарий. Если рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализовался как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны. Важным является выражение одобрения психологом по поводу выполнения задания (гордость за это в известной степени является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе).

В дальнейшем занятия проводятся 2 раза в неделю. Детям предлагается нарисовать все имеющиеся у них страхи (на одном занятии изображается один или несколько страхов).

На последующих занятиях проводится рисование по контрасту. Ребенку предлагают нарисовать страхи снова, но так, чтобы на рисунках он изобразил себя небоящимся. Инструкция в подобных случаях будет такой: «Нарисуй, что ты теперь боишься меньше (или совсем не боишься)». Ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Положительный успех подкрепляется похвалой, одобрением.

Психолог. Сейчас мы проведем гимнастику для отдыха.

Комплекс релаксационных упражнений

(по Джекобсону – детский вариант)

Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.

Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).

Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.

Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.

Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело…

Высокий забор. Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится заброшенный фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза.

Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…

Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза.

Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.

Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.

Самоанализ. Упражнение «Связующая нить»

Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.

Психолог. Дети, передавая клубок друг другу, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).

Черноморова Е.И. - педагог дополнительного образования первой категории. МОУ ДОД РЦРТДиЮ г. Раменское, Московская область

"ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация

Цель статьи: раскрыть значимость изотерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Ключевые слова:

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.

В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой - зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности - игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Рисунок для человека - это удивительное средство общения с самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей» своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на мастерство пропорций и перспектив.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).

Цель:

Задачи:

Приемы работы

  • совместная изобразительная игровая деятельность сопровождаемая общением.

Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других.Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий и аллюзий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.

Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок - это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния человека.

Заповедь изотерапии.

Правила изотерапии.

Чтобы не происходило в твоей жизни - просто рисуй:

  • мечтаешь или сомневаешься - рисуй;
  • расслабленный или напряженный - рисуй;
  • скучно или занят - рисуй;
  • весело или грустно - рисуй;
  • страшно или смело - рисуй;
  • радостно или печально - рисуй;
  • тяжело или слишком легко - рисуй;
  • устал ли отдыхаешь - рисуй;
  • одиноко или со всем миром сразу - рисуй.

Изотерапия позволяет детям самовыразиться через изобразительное творчество. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Литература:

2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.

3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. - СПб.: Речь, 2006. -216 с.

4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. - М..: АРКТИ, 2006. - 88с.

5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: «ТЦ Сфера», 2006.

6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - с.2.

7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - с.51-53. 8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

Просмотр содержимого документа
«ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Черноморова Е.И. МОУ ДОД РЦРТДиЮ город Раменское

«ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация

Цель статьи раскрыть значимость изотерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Ключевые слова:

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.

В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Рисунок для человека – это удивительное средство общения с самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей» своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на мастерство пропорций и перспектив.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп. Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).

В течение учебного года я проводила занятия по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, с применением изотерапевтических техник, которые способствовали коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.

Нельзя не согласиться, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками, используя изотерапию?

Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

Задачи:

    создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

    обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта.

    стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

    поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.

    формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим.

    воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Приемы работы

Живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного рисования.

Виды изотерапевтической активности.

    наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью

    совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности

    совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений

    совместная изобразительная игровая деятельность, сопровождаемая общением.

Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других. Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий и аллюзий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.

Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок – это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния человека.

Заповедь изотерапии.

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Правила изотерапии.

Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:

    мечтаешь или сомневаешься – рисуй;

    расслабленный или напряженный – рисуй;

    скучно или занят – рисуй;

    весело или грустно – рисуй;

    страшно или смело – рисуй;

    радостно или печально – рисуй;

    тяжело или слишком легко – рисуй;

    устал или отдыхаешь – рисуй;

    одиноко или со всем миром сразу – рисуй.

Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:

Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Литература:

1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.

4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006. – 88с.

5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.

6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.

7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с.51-53.

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

Если вы хотите разговаривать с ребенком так, чтобы он вас понимал и общался с вами откровенно, вы должны разговаривать на его языке – в игровой форме. Самая распространенная форма игры – рисование, которое в психологии называется изотерапией. Специалисты применяют изотерапию при работе с замкнутыми детками, которым не хочется ничего рассказывать о себе, общаться с окружающими, он пытается выразить все свои эмоции через рисунок. Эта статья может помочь воспитателям детских садов, учителям и просто родителям находить контакт с детьми.

Что такое изотерапия?

В первой половине ХХ века Адриан Хилл ввел такое направление в психологию, как арт-терапия, включающая в себя изобразительное искусство. Эта терапия призвана влиять на поведение детей и взрослых людей, которые не могут полноценно адаптироваться в обществе, у которых есть те или иные отклонения.

Изотерапия – занятие очень просто и увлекательное. Чтобы провести его со своим ребенком или с близким человеком, который нуждается в помощи, не обязательно для этого быть специалистом. Все дело в том, что когда человек рисует что-то, он не думает ни о чем, а просто выплескивает все свои проблемы на бумагу. Ваша задача – просто правильно интерпретировать то, что рисует человек.

Человеку, попавшему в трудное положение, так же, как и ребенку, трудно описать ситуацию, себя. Ему гораздо проще представить ее в образах и перенести эти образы на бумагу, причем человек при этом даже может не осознавать своей проблемы. Чаще всего в таких сложных ситуациях оказываются детки, чьи родители принимают для себя авторитарный стиль воспитания. У ребенка формируются проблемы с коммуникабельностью, он начинает себя асоциально вести. Чтобы этого избежать, ребенку нужно давать рисовать, потому что в рисунке он выплеснет свои негативные эмоции

Что такое арт-терапия?

В предыдущем разделе статьи мы упомянули такое понятие, как арт-терапия. Это такой психологический прием, который позволяет человеку в творческом процессе принимать и решать возникшие в его жизни проблемы, разного рода неприятности.

Это творчество может быть любым:

  • фотография;
  • рисование;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • вокал;
  • лепка из глины или пластилина .

Изначально арт-терапия применялась в американских школах, сейчас ее используют во многих психологических программах, которые способствуют личностному росту человека, потому что в творчестве человек сублимирует свои переживания в творчество, поэтому лучше себя понимает. Арт-терапия полезна всем – и детям, и взрослым, которые запутались и хотят разобраться в себе, чтобы строить дальнейший планы.

Метод изотерапия, каким детям поможет изотерапия?


Рассмотрим все же подробнее такое направление арт-терапии, как изотерапия. Она многофункциональна, позволяет ребенку не просто выразить себя с разных сторон, но и посмотреть на конфликтную ситуацию, которая у него сложилась, тоже с разных сторон.

В процессе того, как ребенок рисует, над ним никто не властвует. Ребенок свободен, он через рисунок самовыражается. Малыш рисует то, что хочет, за это наказание не предусматривается.

Психологи отмечают, что весь процесс изотерапии многоэтапный:

  1. Сначала ребенок для себя определяет тему рисунка или же рисует абсолютно произвольно. В этот момент взрослый человек или наставник следит за тем, как происходит процесс рисования у малыша.
  2. Затем ребенок описывает то, что он изобразил. Старшему человеку в этот момент нужно особенное внимание обратить на то, с какими эмоциями ребенок все это рассказывает.
  3. Взрослый или психолог, который занимается с ребенком, должен высказать свою точку зрения, что он думает относительно того, что видит на рисунке.
  4. Далее начинается совместное обсуждение рисунка.

Важно! Психолог или взрослый человек, который проводит занятия с ребенком, должен все рисунки сохранить, чтобы иметь возможность сравнивать их между собой в дальнейшем и корректировать работу, если не удалось достичь поставленных целей.

К числу главных целей изотерапии можно отнести:

  • Проработка мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Обучение выражению своих эмоций и чувств, которые ребенок в повседневной жизни выразить самостоятельно боится или просто по какой-то причине отказывается.
  • Психотерапия-диагностика, при которой психолог пытается разобраться, какие переживания мучают ребенка.
  • Облегчение тяжелого психологического состояния. Ребенок или взрослый человек, проходящий курс изотерапии, должен уже контролировать сам ситуацию, в которой оказался.
  • Контактирование между взрослым и ребенком уже налаживается, нет никакого напряжения, потому что ребенок понимает сам себя, проблему, в которой оказался .

Кому полезна изотерапия? Этот метод поможет разным деткам:

  • Дети-инвалиды с разными врожденными патологиями и ограниченными возможностями начинают более оптимистично воспринимать мир, в котором они живут.
  • Детки, которые страдают от дефицита внимания и поэтому ведущие себя социально опасно, тоже могут найти себя через изотерапию.
  • Замкнутым в себе деткам изотерапия помогает раскрепоститься и найти контакт с другими детьми.
  • Дети из благополучных семей, которые переживают кризисный период, могут тоже получить большую пользу от изотерапии. Речь идет об этапах, когда ребенок, например, идет в школу, поступает в училище .

Какие детские проблемы поможет решить техника изотерапии?

Изотерапия помогает детям разрешить многие внутренние трудности и проблемы, которые у них возникают:

  • Благодаря этому психологическому приему у ребенка появляется возможность высказаться, рассказать о своей проблеме, показать, о чем он мечтает.
  • Через создаваемый рисунок ребенок познает свой внутренний мир и начинает осознанно относиться к проблемам, которые у него есть и ищет самостоятельно пути их решения.
  • Благодаря изотерапии ребенок снимает стресс, избавляется от гнетущей его депрессии и страхов.
  • Деткам, которым диагностирована умственная отсталость, аутизм, другие патологии, связанные с психоэмоциональной системой, тоже полезна изотерапия .

Формы изотерапии

Изотерапия проводится в 2 основных формах:

  1. В пассивной форме, когда ребенку предлагается какая-то картинка, и он должен ее срисовать, но по-своему.
  2. В активной форме, при которой ребенок рисует сам только то, что он хочет, что он видит в своем воображении.

Программа изотерапии:

Как мы уже упоминали выше, изотерапия применима к детям любого возраста и даже ко взрослым, у которых есть какие-то проблемы с психикой. Далее мы приведем вам несколько примеров программ, которые используются в ходе изотерапии.

для дошкольников

В жизни ребенка дошкольный возраст – самый важный этап. Именно в этот период у него формируется характер, он начинает осознанно воспринимать окружающий мир и отображать его на бумаге в виде рисунка.

Есть несколько техник, которые можно использовать в рамках изотерапии для дошкольников:

  1. Если ребенок в дошкольном возрасте гиперактивный, не может координировать самостоятельно свои движения, то можно провести упражнение, которое называется «Разноцветные листы» :
  • ребенку выдаются листы альбома и разноцветные краски;
  • он все листочки разрисовывает – делает их однотонными;
  • затем ему нужно развесить на стеле листочки в той последовательности, в которой он их разрисовывал.

  1. Чтобы снять ребенку напряжение в дошкольном возрасте, помочь развиться воображению, можно провести упражнение «Рисунок глиной». Вам нужно просто задать ему тему, окунуть его пальчики в глину, чтобы ими он что-то нарисовал на бумаге.
  2. Если у ребенка есть проблемы с коммуникацией, вы можете провести с ним такое упражнение «Свободный рисунок в круге». Ребенок должен на листе бумаге нарисовать круг, а потом внутри этого круга нарисовать все, что хочет его мама, сестра, бабушка, папа – любые люди из его окружения.
  3. Если ребенок достаточно агрессивно себя ведет с другими детьми, помогите ему эту агрессию направить в другое русло. Поиграйте с ним в игру «Мелки-наперегонки». Задача: на время сделать несколько штрихов мелками на бумаге. У кого получится их сделать больше, тот и победил.
  4. Если ребенок чем-то напуган, предложите ему нарисовать на бумаге то, чего он сильно боится. Вы тогда поймете, на что обратить внимание и поможете тем самым снять ребенку напряжение и устранить страх .

для младших школьников

Младшие школьники – это, по сути, те же самые дошкольники, которые переживают кризисный период в жизни, они идут в школу, где уже перед ними выдвигаются определенные требования.

Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям в жизни, используйте такие упражнения из изотерапии:

  1. Каждый день предлагается ребенку в течение нескольких минут рисовать на листе бумаги разные каракули, какие приходят ему в голову. Это нужно для того, чтобы малыш снимал напряжение, расслаблялся.
  2. Если вашему ребенку сложно адаптироваться в новом коллективе предложите ему порисовать на влажной бумаге в компании своих привычных друзей. Только предупредите ребенка, что в процессе рисования, краска будет растекаться по бумаге, и это нормально. Когда будете рисовать, очень важно, чтобы все, кто ребенка окружает, общались между собой. Если вы боитесь, что ребенок заболеет из-за того, что ему нужно работать в влажной бумагой, тогда используйте просто мятую.
  3. Младшему школьнику может понравиться лепка из пластилина. Предложите ему слепить то, что ему беспокоит в какой-то форме. В процессе ребенку нужно постоянно менять форму своего страха, чтобы он учился на нее смотреть с разных сторон .

для взрослых

У взрослых людей чаще, чем у детей, возникают в жизни кризисные ситуации. Чтобы агрессия выплескивалась в правильной форме, никому не причиняла вреда, ее можно направить в творческое русло.

Психологи советуют применять такие техники:

  1. Можно лепить что-либо из теста. Создавая таким образом что-то полезное и для своей семьи. Очень полезна лепка при сильных стрессах, депрессивном расстройстве.
  2. Можно делать коллажи из рисунков или фотографий, что тоже расслабляет, отвлекает от повседневных проблем и забот.
  3. Можно рисовать мазками с помощью красок на полотне. Причем мазки при этом должны быть разной формы, разного цвета. Так можно понять, какая энергетика у человека в данный момент его жизни.

Важно! Рисунок должен быть индивидуальным, не шаблонным. Желательно, чтобы в процессе рисования человек не пользовался линейками и другими специальными средствами.

для подростков

Подростки переживают возрастной кризис, в них начинают происходить изменения, которые требует корректировки, вмешательства специалиста.

Что можно применить при работе с подростками:

  1. Подростку можно рисовать на всем, что он захочет, чтобы он таким образом успокаивался, притуплял свою нервозность.
  2. Можно дать подростку уже готовый рисунок и попросить его, чтобы он этот рисунок дополнил каким-то элементом. Это важно в том случае, если у ребенка заниженная самооценка, если у него накопилось много внутренних проблем, которые мешают ему нормально развиваться.
  3. Если подросток агрессивно настроен по отношению к окружающему его миру, то можно предложить ему поработать с пластичным материалом, чтобы он научился принимать себя таким, какой он есть .

для пожилых людей

Пожилые люди – это взрослые, за плечами которых большой жизненный опыт, но они недоверчиво относятся к разным психологическим техникам. Изотерапия относится к числу таких техник. Писхологи рекомендуют людям пожилого возраста заниматься сказкотерапией. Можно придумать сказку и нарисовать ее на бумаге. Человек просто рисует все, что ему хочется, самостоятельно подбирая при этом цвета, а психолог должен за всем этим наблюдать, разговаривать и корректировать мысли пожилого человека, делать так, чтобы они были позитивными, чтобы все герои и персонажи, которых придумал себе пожилой человек, были успешными.

Изотерапия и упражнения для детей

Теперь разберемся с основными видами тренингов и занятий, которые можно проводить в ключе изотерапии с детками, у которых нет никаких психологических проблем.

Эти занятия больше направлены на то, чтобы этих проблем в принципе никогда и не возникло:

  1. «Нарисуй себя». Ребенку нужно изобразить себя на бумаге, чтобы психолог или мама могли видеть, как ребенок представляет себя со стороны. Если ваше чадо только начало адаптироваться в социуме, вам нужно обязательно провести с ним такое занятие, чтобы он понял, что он может и как он может себя проявлять в обществе.
  2. «Нарисуй свои страхи». Ребенку нужно нарисовать то, что его тревожит, угнетает, чего он больше всего боится. Это очень хорошее упражнение, которое помогает предотвратить стрессовые для ребенка ситуации и научить его, как ему нужно себя вести, если он в них снова попадет.
  3. «Нарисуй человека, которого ты любишь». Ребенок чаще всего рисует маму. Маме, видя свое изображение, легче понять, как к ней относится ее чадо. Если вы увидите что-то паталогическое, у вас будет возможность пересмотреть свои отношения с ребенком и сделать их более положительными.
  4. Ребенку можно предложить сделать коллаж на заданную изначально тему. Выдайте ему разные виды бумаги, краски, фломастеры, карандаши, газеты, ножницы и клей. Предложите какую-то тему. Например, это может быть тема «Мои планы». Пусть ребенок, создавая коллаж, думает о том, чего хочет добиться, как он это будет делать, и что он должен делать, чтобы желаемое им произошло.
  5. Предложите ребенку рисовать каждое слово, которое вы ему будете произносить. Слова должны быть такого разряда: настроение, самочувствие, восприятие. Так ребенок будет как бы рисовать эти слова, но на самом деле будет показывать, что у него происходит в душе, потому что эти слова контролирует его подсознание .

Видео: мастер класс по изотерапии

Занятия изотерапии для инвалидов

Инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями страдают в этом мире больше всех остальных, и поэтому им гораздо сложнее адаптироваться. Им тяжело себя комфортно чувствовать в мире, где они живут, ведь они чувствуют много барьеров перед собой, пытаются с каждым из этих барьеров справиться. Но чисто на психологическом уровне сделать это очень тяжело.

Изотерапия помогает людям инвалидам стать раскрепощенными, счастливыми, быть положительно настроенными на эту жизнь и общаться со всеми людьми, которые встречаются на жизненном пути. Изотерапия помогает избавиться человеку с ограниченными возможностями от хронического состояния стресса, от депрессии и прочих проблем. Внутренняя составляющая человека меняется, она становится более положительной, он приобретает гармонию в душе, входит в зону своего настоящего комфорта. Чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями нормально жить в обществе, с ним можно проводить точно такие же занятия по изотерапии, как с детьми, подростками и взрослыми людьми. Они должны понять, что являются членами огромного мирового сообщества, которые имеют свою миссию и должны ее выполнить в земной жизни.

Исходя из всего вышеописанного нами, мы можем сделать вывод, что изотерапия – это очень увлекательная психологическая техника, благодаря которой можно избавиться от многих невротических и психических расстройств и патологий. Изотерапия может корректировать жизненные устои человека, решать проблемы, справляться с трудностями.

Видео: «Изотерапия»

В последнее время в специальном дошкольном образовании заметно усилился интерес к использованию различных нетрадиционных методов при коррекции с дошкольниками, имеющие различные нарушения в развитии.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Анализ литературы показывает, что использование элементов различных нетрадиционных методов коррекции представляют для педагогов не часть содержания коррекционного воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.

Перед собой мы ставили цель - создание условий для развития и коррекции познавательной и личностной сфер дошкольников с проблемами развития в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов обучения.

С этой целью мы ставили следующие задачи:

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональных сферах:

  • формирование у детей волевых качеств;
  • устранение и предупреждение качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство и др.);
  • формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция психоэмоциональных нарушений путем использования приемов массажа, пластических этюдов, мимических и релаксационных упражнений.

2. Преодоление недостатков в речевом общении:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование навыков и умений связного высказывания;
  • формирование первоначального навыка письма и чтения.

3. Формирование психических предпосылок для развития высших психических функций:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • формирование чувства ритма.

4. Формирование высших психических функций:

  • развитие способностей к концентрации, распределению внимания;
  • развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

5. Формирование ведущих видов деятельности:

  • развитие сюжетно-ролевой игры;
  • подготовка к овладению учебными видами деятельности.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, и эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Практический опыт коррекционной работы различными нетрадиционными методами, показывает ее большой эффект в работе с детьми, имеющие различные нарушения в развитии.

Поподробнее остановимся на некоторых из них.

Наиболее распространен в коррекционной работе с дошкольниками - метод воздействия средствами изобразительного искусства (изотерапия - рисование, лепка), который применяется при наличии психосоматических и личностных нарушений (переживаний чувств, одиночества, повышенная тревожность, низкая самооценка).

Применение в работе методами средств изобразительного искусства с дошкольниками позволяет получить положительные результаты:

  • создаются благоприятные условия для развития замкнутых детей;
  • оказывается влияния на осознание ребенком своих переживаний, уверенности в себе за счет признания ценности продукта, созданного ребенком.

На занятиях мы читаем детям художественные произведения, учим слушать, понимать тексты и эмоционально откликаться на воображаемые события.

Стараемся создавать условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа. Формируем оценочное отношение к результату и добиваемся речевой активности детей.

Реализовать эти задачи помогает проведение занятий, типа «Домик для лесовичков» , а также другие занятия, которые стимулируют развитие навыков совместной коллективной деятельности («Волшебное дерево», «Разноцветная мастерская» ).

По ходу занятий необходимо развивать дружеские взаимоотношения, чувство доверия к товарищам по группе, а также активизировать творческое мышление детей, вызывать у них интерес к совместному творчеству.

Занятие-игра средствами изобразительного искусства

1) «Домик для лесовичков»

  • сплочение группы и активизация взаимодействия между ее участниками с помощью решения общей проблемы;
  • развивать коммуникативные качества личности: внимание, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других;
  • стимулировать речевые комментарии к продукту изобразительной деятельности со стороны детей;
  • развивать мелкую моторику.

Другим видом, дающим положительные результаты в коррекционной работе с дошкольниками, является метод воздействия через восприятие музыки (музыкотерапия). Она применяется для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).

В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух, поддерживается желание слушать музыку, рассказывать о ней.

На занятиях используем следующие приемы:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Воздействие через восприятие музыки способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений;
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Игры-упражнения через восприятие музыки

1. «Музыка и эмоции»

  • учить передавать эмоциональное состояние;
  • развивать образное мышление;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • обогащать словарь качественными прилагательными.

Описание: Дети слушают музыкальный отрывок и описывают настроение музыки - «веселая», «грустная», «сердитая», «довольная» и т.д.

2. «Танец игрушек в магазине»

  • снять мышечные зажимы;
  • активизировать творческое мышление и воображение;
  • производить коррекцию застенчивости, робости, негативизма.

Описание: Дети - «игрушки» в магазине. Педагог дотрагивается до «игрушки», она оживает и исполняет свой танец. «Игрушку», исполнившую свой лучший танец, педагог покупает.

3. «Огуречик»

  • развивать чувства темпа и ритма;
  • развивать выразительное интонирование.

Описание: Из детей выбирается «Ловишка», садится на стул. Остальные дети продвигаются к «Ловишке», грозят пальцем,проговаривают стихи. Затем «Ловищка» догоняет детей.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с нарушениями развития осуществляется в таком методе, как метод коррекции с использованием танцевальных движений (кинезитерапия). Она способствует чувству ритма, снижает скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность, умение владеть своим телом. Включает в себя - упражнения с элементами танца, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движения детей. Положительный эмоциональный фон создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы. Шильдер писал: «Между последовательностью мышечных усилий и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике...».

Игры-упражнения с использованием элемента танца

1. «Разминка»

  • закрепить умения детей соотносить предлоги - НА, ПОД, с движениями в процессе игры;
  • снять телесные зажимы;
  • эмоционально сблизить детей.

Описание: Дети двигаются под музыку, держа в руках схемы предлогов - НА, ПОД. Педагог хлопает один раз, дети останавливаются и показывают схему предлога - НА, два раза - схему предлога - ПОД.

2. «Гусеничка»

  • закреплять эмоциональные контакты;
  • стимулировать моторно-эмоциональное выражение;
  • развивать чувства ритма.

Описание: Дети с педагогом встают друг за другом, руки на поясе другого ребенка. Выполняют танцевальные движения. Главное, не выбиться из ритма, не разорвать цепочку.

3. «Поймай-ка»

  • развивать общую моторику;
  • развивать интонированное произношение стихотворения;
  • развивать чувство ритма.

Описание: Дети стоят в кругу, один в центре - он «Зайка». За кругом стоит «охотник». Дети проговаривают стихотворение:

Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Ребенок «Зайка» скачет между детьми, ребенок «Охотник» догоняет его по следу.

Коррекционная ритмика широко используется на занятиях при коррекции психомоторного развития, чувства ритма. Она осуществляется на занятиях в виде ритмических игр, дыхательной гимнастики, воспроизведением заданого ритма. Для детей наиболее важным являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии.

Упражнения с использованием коррекционной ритмики

1. «Я движенья покажу, а что значит - не скажу»

Цель: развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

Описание: Дети имитируют действия: умывание, игра с мяч, укачивание куклы.

2. «Конь»

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Описание: Дети по тексту стихотворения выполняют движения - бьют ногой по полу, кивают головой, пружинят ногами, машут рукой.

В коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии используется психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Упражнения с использованием психогимнастики

  1. «Сьешь кислый лимон» (морщат нос);
  2. «Увидели драчуна» (нахмурили брови);
  3. «Увидели красивый цветок» (улыбнулись);
  4. «Толстячки-худышки» (надувать и втягивать щеки);
  5. «Посмотрите, что в кастрюле?» (повернуть голову вправо-влево, произнести звуки - А, Э).

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей; с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксационными упражнениями.

Упражнения с использованием минирелаксации

1. «Сон на траве»

Цель: научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение.

Описание: Дети под спокойную музыку закрывают глаза, раслабляются и слушают педагога.

2) «Кулачок»

  • помочь осознать эффективные формы поведения;
  • учить детей мышечной релаксации.

Описание: Детям предлагается сжать кулачки, подержать какое-то время, а затем раскрыть и расслабить их. Педагог объясняет, что когда злишься, то становишься похожим на кулачок, а когда весело - то тело расслаблено, нам хорошо.

В группе с детьми с ЗПР используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гимнастику мы включаем в коррекционные занятия, а также в режимные моменты. Упражнения активно включают в работу все части тела, и повышает общую физиологическую реакцию всего организма.

При развитии ручного праксиса, мы используем:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения;
  • игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, зерен; нанизывание бус, колечек на нитку, игры с мозайкой.

Среди многочисленных заданий занимают игры с мячом. Мы используем комплекс «Разминка», в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Работая в этом направлении, сделали следующие выводы :

  • игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
  • развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.

На следующем этапе работа направлена на развитии эмоционально-эстетических, нравственных качеств личности, это осуществляется с помощью метода воздействия через образ, театрализацию (имаготерапия), который мы проводим с помощью куклы. Детям показываются кукольные представления, просмотр и обсуждение которых способствует анализировать свои поступки и поступки других. На занятиях знакомим детей с эмоциями человека, которые учат распознавать разницу между чувствами и поступками, позволяют учить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).

Игры с куклами (пальчиковые, перчаточные) активизируют воображение и увлекают ребенка. В то же время она является для него психически безопасным видом деятельности. Кроме того, педагог получает возможность взаимодействия с ребенком посредством куклы, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении.

С помощью куклы осуществляется коррекционная работа по преодолению страхов, агрессивности, негативных черт характера. В занятия включаются игры и различные сценки-этюды.

Сценки-этюды на преодоление выражение страха, агрессивного поведения

1. «Бабка-ежка»

Цель: борьба со страхами и боязнью сказочных персонажей.

Описание: Дети встают в круг, выбирается «Бабка-ежка». Дети раскручивают ее под стихотворение:

Бабка-ежка костяная ножка,
Кашку варила, детей ловила.

«Бабка-ежка» ловит детей и отводит в свою «избушку».

2. «Детский футбол»

  • стимулировать эмоции и выражать их посредством прямого высвобождения;
  • снять мышечное напряжение;
  • добиваться эмоциональной разрядки.

Описание: Дети играют в футбол маленькой подушкой, в игре могут использоваться руки и ноги. Педагог контролирует ход игры.

Поскольку любое занятие есть творчество самого педагога, то мы ограничиваемся 2 выборочными развернутыми планами-конспектами комбинированных занятий по развитию личности и речи с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (приложение).

В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей нетрадиционные методы воздействия, создаются возможности не только для художественного развития, но и создаются благоприятные условия для коррекции речевой, мыслительной сфер ребенка с нарушениями развития, а также формирования предпосылок к учебным видам деятельности.

МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Вашему вниманию представлен опыт применения нетрадиционных методов обучения детей с использованием изотерапии.

Выбор обусловлен несколькими факторами:

Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;

На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

Каждый ребёнок может раскрыться, проявить, показать себя в полной мере;

Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Цель данной работы - определить эффективные пути коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Практическая значимость заключается в её направленности на оказание помощи детям, работающим с ними педагогам и родителям.

В своей работе использовала разработанный комплекс методик по развитию связной речи у детей посредством сказки, мнемотехники, игровых упражнений, наглядного моделирования, нетрадиционных приёмов и методов работы с элементами изотерапии, направленный на развитие связной речи.

Например, использование сюжетного нетрадиционного рисования в коррекционной работе часто используется в практике с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, напряжённость, тревожность.

Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».

Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

Занятия с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка.

Особое внимание уделялось использованию художественного слова при создании рисунков, учили детей отвечать на вопросы, формировали практические умения, развивали речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. Развивая моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

В системе работы использовались нетрадиционные средства и методы в развитии связной речи с элементами изотерапии:

Рисунки в технике «Волшебные листья»

Рисунки в технике «Монотипия»

Рисунки в технике «Портреты-натюрморты»

Рисунки в технике «Волшебные ладошки»

Рисунки в технике «Ниткография»

Рисунки в технике «Выдувание рисунков»

Большим успехом пользуется техника «Монотипия» - нанесение рисунка красками на стекло и последующее отпечатывание картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые мы старались «довести до ума». Делали несколько отпечатков, обменивались мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивали воображение детей, речь, стимулировали их на общение друг с другом.

Интересен приём кляксографии (выдувание рисунков). На глазах детей капали на листы бумаги кляксы тушью или гуашью, предлагали им подуть в трубочку для коктейля, « погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета. Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали.

В результате выявления особенностей связной речи был сделан вывод о необходимости разработки и внедрения нетрадиционных форм и методов развития связной речи. Были выявлены особенности таких нетрадиционных форм, как игровые упражнения с элементами ИЗО, наглядное моделирование, ТРИЗ.

Перспективы дальнейшей работы по данной теме мы видим в разработке методических приёмов и форм работы с детьми по формированию связной речи с использованием приёмов формирования рассказывания с элементами творчества, а также повествовательной формы связного высказывания.