Образовательный портал. Родительство как социокультурный феномен

В. Сатир пишет: «С давних времен семья является главной школой для ее членов, прежде чем они становились взрослыми людьми. В семье давались знания о том, как заботится о себе и как вести себя, как заботится о других, и общаться с ними, как добиваться поставленной цели, как обращаться с предметным миром» 1.

Поэтому самым первым и одним из основных институтов социализации является семья. Так как именно семья представляет собой первичную ячейку общества. Семейные условия, в которых растет и развивается ребенок, включают в себя: социальное положение, уровень материального благосостояния, род деятельности, уровень взаимоотношений членов семьи. Данные составляющие семейных условий будут значительно определять дальнейшую жизнь ребенка в социуме.

Наличие связи между родителями и ребенком является очевидным фактом, помимо этого данная связь наиболее прочная из всех возможных связей. Образуется детско-родительская связь при взаимодействии родителей и ребенка.

Данная связь устанавливается благодаря наличию как таковых детско - родительских отношений. Именно они занимают одну из основных позиций в развитии ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает необходимые жизненные навыки, получает первый жизненный опыт, знакомится с окружающим миром.

По мнению Македон Т.А., «детско-родительские отношения явление динамическое, развивающееся. Основной фактор этого развития - возраст ребенка».

Кириленко И.Н. пишет, что «особенности построения и функционирования детско-родительских отношений составили одно из исследовательских направлений зарубежной психологии. Наиболее известные и разработанные научные школы и направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология) были активно включены в исследование различных ракурсов детско-родительских отношений. Среди наиболее востребованных оказались: вопросы организации взаимодействия родителей с детьми; влияние родительской позиции на развитие личности ребенка; функции родительства; феномены, порождаемые реальным взаимодействием родителей и детей и др. Первой научной теорией, в рамках которой исследовались отношения между ребенком и родителем как главенствующие в построении детского развития, был психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, К. Абрахам, О. Ранк, Ш. Ференчи и др.). Его представители сосредоточили свое внимание на раннем опыте взаимодействия родителей с детьми».

З. Фрейд, основоположник психоанализа, при изучении вопроса детско - родительских отношений, сфокусировал свое внимание на выявлении функций родителей. Функций, оказывающих воздействие на развитие личности ребенка и на выявление дальнейших последствий этих функций. В первую очередь, он обратил внимание на функции, выполняемые матерью.

Научная школы, основанная З. Фрейдом, внесла значимый вклад в изучении проблематики психологии детско-родительских отношений. Так, по мнению Кириленко И.Н., основными заслугами данной школы являются:

Первая попытка включить в исследовательское пространство психологической науки детско-родительских отношений как значимого фактора развития психики и становления личности ребенка;

Выявление значимости эмоций и чувств (детской ревности и любви к родителю определенного пола), переживаемых ребенком по отношению к своим родителям;

Выявление значимости идентификации с родителем своего пола для психического развития ребенка, а также особых феноменов, сопровождающих данные процессы (у мальчиков - Эдипов комплекс, у девочки - комплекс Электры).

Помимо З. Фрейда, вклад в изучение детско-родительских отношений, внес А. Адлер. Он рассматривал детско-родительские отношения в связи с чувством общности. Так как оно имеет потенциал к их развитию. Благодаря чувству общности, писал А. Адлер, у ребенка формируется наиболее целостное восприятие окружающего мира и людей, находящихся в той или иной степени рядом с ребенком.

Изучая работы А. Адлера, можно сделать вывод, что по его мнению, для формирования чувства общности, в первую очередь, необходимы семейная атмосфера, взаимоуважение, доверие, любовь и наличие ценностей.

Современная психология особое внимание уделяет исследованиям А. Адлера. Данные исследования были направлены на изучение воздействия на ребенка нарушений при родительском воспитании.

По мнению А. Адлера, «у отверженных детей, воспитанных холодными, отверженными от своих детей матерями, чувство общности не вырабатывается. Итогом неэффективного взаимодействия ребенка с миром взрослых становится выработка у него комплекса неполноценности».

Неуверенность в себе, чувство неполноценности, страх, повышенная тревожность, недоверие к людям, плохая успеваемость - причиной таких последствий могут являться неблагоприятные детско-родительские отношения. Порой, родители не обращают внимание на конфликты в семье, но при этом жалуются на плохое поведение ребенка, непослушание, что их ребенок растет не таким, каким они хотели его видеть. Но при этом они даже не задумываются, что причиной такого поведения ребенка могут являться дисгармоничные семейные взаимоотношения. Степень успешности разрешения семейных конфликтов, может играть важную роль в становлении развития личности ребенка, его внутренней гармонии и отношении к миру в целом.

Изучая детско-родительские отношения, стоит уделить внимание такому аспекту, как тип родительских отношений. Ведь, взрослые, занимаясь воспитанием своего ребенка, так или иначе придерживаются опредленного типа родительских отношений. В психологической практике наиболее полным и распространенным является типология отношений родителей к детям А.Я. Варга. Ниже представлено описание данных типов:

1. «Принятие». Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему.

2. «Отвержение». Это тип негативного отношения к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

3. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему.

4. «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

6. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия.

Выбирая за основу один из перечисленных типов родительских отношений, родитель должен понимать, как и каким образом это будет отражаться на его взаимодействии с ребенком. Потому как определенный тип родительских отношений подразумевает набор некоторых установок и моделей поведения по отношению к ребенку. Но зачастую бывает так, что взрослые об этом не задумываются, и как итог мы получаем ребенка, который мало ориентирован в социуме, проявляет недоверие к людям или, наоборот, слишком самоуверен и заносчив. Эти крайние позиции не будут являться положительными для ребенка.

Изучение детско-родительских отношений является важным моментом для понимания всех аспектов, воздействующих на личность ребенка. Так как именно семья, в частности родители, становятся для ребенка источником информации. Для него она является наиболее достоверной и проверенной.

Поэтому родителям очень важно понимать, как и какую информацию давать ребенку.

Ценности, интересы, духовное богатство личности в большинстве случая зависят от тех условий, в которых развивался и воспитывался ребенок. В особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так как именно данный возрастной период является одним из наиболее чувствительных к воздействию со стороны родителей и окружающего мира.

Л.Б. Шнейдер в своих работах отмечает, что «именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально - психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми» 1.

В зарубежной психологии типологией детско-родительских отношений также занимались американские психологи - Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Ими была разработана наиболее подробная типология детско-родительских отношений. При этом выделялось 23 признака, которые определяли разные стороны родительских отношений к детям. Данные признаки были объединены в три класса и в работе Македон Т.А. описывались так:

Оптимальный эмоциональный контакт, включающий побуждение словесных проявлений ребенка и развитие активности ребенка; партнерские и уравнительные отношения между родителем и ребенком.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, проявляющаяся в раздражительности и вспыльчивости; в уклонении от контакта с ребенком.

Излишняя концентрация на ребенке, которая проявляется в чрезмерной заботе и установлении отношений зависимости; в преодолении сопротивления и подавлении воли; в создании безопасности и опасении обидеть; в исключении вне семейных влияний; в подавлении агрессивности и сексуальности; в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка; в стремлении ускорить развитие ребенка.

Разными авторами, которые изучали феномен понятия детско - родительские отношения, также были выделены основные функции детско - родительских отношений. Так, в книге Кириленко И.Н. данные функции были описаны следующим образом:

Передача социального опыта. Детско-родительские отношения создают особое пространство восприимчивости ребенка усвоению социокультурных знаний и умений, имеющихся в личном опыте родителей;

Предоставление ребенку образца идентификации. Семья, в первую очередь сами родители, создают для ребенка определенные модели социального поведения;

Продуцирование ресурсов психологической защищенности личности ребенка. В данном контексте под ресурсами психологической защищенности понимается относительно стабильные условия осуществления детско - родительских отношений, способствующие психологической защищенности ребенка. Наличие данной функции подразумевает наличие ресурсной среды, обладающей поддерживающим и развивающим потенциалом;

Установление связи поколений. Отсутствие детско-родительских отношений разрывает связь поколений. Более того, даже отдельные дефекты передачи родовых связей (молчание, запреты, непроговариваемость и т.п.), лишая субъекта возможности придавать смысл прошлому, создают для него определенные трудности в настоящем и ограничивают его способность проецировать себя в будущее. В итоге, ребенок, а в дальнейшем - взрослый, как бы «закрывается» в пространстве своего индивидуального бытия вынужден самостоятельно искать мировоззренческую опору в жизни, ориентируясь на информационный поток, идущий со стороны общества (макросоциума), и на собственные наблюдения, не всегда оптимистичные;

Реконструкция безопасного для ребенка поля самопрезентации и первичной самореализации. Самопрезентация представляет собой

«театрализованную» форму социального поведения, драматическое разыгрывание желаемого образа. При этом он апробирует эффективность того или иного поведения в конкретном типе социальной ситуации;

Создание среды для самоутверждения личности ребенка. Детско - родительские отношения способствуют таких важных аспектов, как: развитие самосознания, формирование самооценки, наличие иерархии мотивов;

Обеспечение возможности самоутверждения. Под самоутверждением, широко изучаемым в рамках философии и психологии, в настоящее время понимается стремление человека заявить о себе как об уникальной личности, отличающейся от других и претендующей на самобытность, самоценность, значимость;

Создание условий для самореализации личности. Мотивом подобного действия выступает стремление продолжить собственное бытие как личности в других людях. Транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения, а также через непосредственно производимые изменения в других людях (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

Многие исследователи выделили два глобальных типа родительских представлений. Первый тип, как описывают его в своей книге Е.А. Савина и Е.О. Смирнова - это средовый тип. «Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение - результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Второй тип - конструктивистский. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка

Результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок - активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды». Так же хотелось бы отметить, что другие исследователи придерживаются мнения, о том, что наиболее благоприятным типом родительских представлений, является смешение описанных выше типов.

В исследованиях Е.А Артамоновой, Е.В. Екжановой и Е.В. Зыряновой детско-родительские отношения описываются как важнейшая подсистема отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Основной чертой, которая отличает детско-родительские отношения от других межличностных отношений, по мнению Кириленко И.Н., является наличие значимого Другого. Данный образ обладает высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. Так, например, образ значимого Другого для родителей отождествляется с ребенком, на которого возложена ответственность за продолжение рода, реализацию родительских надежд и мечтаний о лучшем. В свою очередь, для ребенка образ значимого Другого возникает на эмоциональном уровне и приравнивается как образ родителя, обладающего авторитетом и широкими возможностями.

Продолжая развивать идею образа значимого Другого, Кириленко И.Н. пишет, что «наряду с концептом «значимого Другого», сама семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает базовую специфику детско-родительским отношениям, которая воспроизводится:

Предзаданностью эмоциональности - детско-родительские отношения исключают безразличие своих субъектов, они всегда эмоционально насыщены, содержат позитивную эмоциональную окраску.

Фиксированностью динамических характеристик - детско - родительские отношения, оформляясь после рождения ребенка, носят устойчивый, достаточно длительный характер, ограниченный в большинстве случаев жизнью своих субъектов, и характеризующийся относительной стабильностью выстраиваемого в их рамках взаимодействия.

Неравнозначностью позиций их субъектов - значительный период выстраиваемого взаимодействия родители выступают образцом для подражания и источником поддержки для детей, изменяясь лишь при достижении последними определенного уровня развития» 1.

Таким образом, можно сказать, что детско-родительские отношения по своей специфике эмоциональны, имеют устойчивый характер и в значительной мере являются образцом для подражания.

По мнению Л.С. Выготского, благодаря взаимоотношению в семье, общению и совместной деятельности, создаются благоприятные условия для перестройки и развития личности ребенка.

Находясь в системе детско-родительских отношений, ребенок получает возможность оптимальным способом присвоить себе и использовать уже опробованные ценности, правила поведения и нормы. Итогом такого взаимодействия с родителями в данном случае, будет являться сформированность у ребенка готовности к различным жизненным ситуациям.

Формирование и развитие личности ребенка - это процесс, в котором активное участие принимают как родители, так и дети. При этом в процессе воспитания своих детей, родители сами воспитываются. Дети выбирают свой дальнейший жизненный путь в ходе воспитательных воздействий, то есть, дети воспитываются с помощью значимых для него взрослых. И в основном этими значимыми взрослыми являются родители. Поэтому родителям очень важно уметь оценивать себя со стороны, как и какими методами воздействуют на ребенка, какого стиля воспитания придерживаются, каков уровень доверия в их детско-родительских отношениях.

Кириленко И.Н. отмечает, что «анализ детско-родительских отношений позволят увидеть, что в современных исследованиях детально проработанной является только их направленность на развитие ребенка. Она подразумевается как способствующая созданию условий, наиболее благоприятных его личностному и интеллектуальному развитию» 1.

Изучая феномен понятия детско-родительские отношения, невольно происходит осознание, тесной связи ребенка со своими родителями. Детско - родительские отношения имеют непростую структуру, которая определяет генезис и развитие общения ребенка и родителей. Роли всех участников этого непростого процесса взаимодействия претерпевают существенные изменения на каждом из возрастных этапов развития. На родителях лежит большая ответственность за жизнь и развитие ребенка. Поэтому важно учитывать и понимать все

1.1 Родительство как социокультурный феномен

Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

родительские установки и ожидания;

родительское отношение;

родительские чувства;

родительские позиции;

родительскую ответственность;

стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Рассматривая данный компонент в плане его формирования, важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентации.

Родительские установки и ожидания - это установки на цели и средства деятельности в области родительства.

Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он также включает реальный и идеальный образ ребенка.

Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий.

Поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, в стиле семейного воспитания.

Формирование и развитие данного компонента должно касаться, с нашей точки зрения, прежде всего коррекции идеальных и реальных образов ребенка и родителей.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно.

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями, путем определения дистанции общения.

Особое внимание в этом плане нужно уделять навыкам и формам общения родителей, анализу взаимодействия в семье, развитию уважения к личности ребенка. Кроме того, развитие и коррекция родительского отношения должны учитывать восприятие ребенком того или иного его типа.

Родительские чувства - это особая группа чувств, весьма значимая в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из основных чувств - родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания его физического и психического здоровья. Содержание родительских чувств может быть амбивалентным, противоречивым.

Когнитивная составляющая проявляется здесь на двух уровнях:

социально одобряемые знания и представления относительно того, какие чувства должны испытывать родители по отношению к своим детям;

знания и представления о том образе ребенка (идеальном и/или реальном), который вызывает весь спектр родительских чувств.

Эмоциональная составляющая представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенка и себя как родителя.

Поведенческая составляющая включает доверительность, эмоциональную близость, заботу о ребенке, аффективные стереотипы контактирования с ребенком. С нашей точки зрения, поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и не конгруэнтной по отношению к эмоциональной составляющей.

Формирование компонента родительских чувств предполагает умение понимать чувства членов семьи, прежде всего ребенка, и адекватно выражать свои чувства, а также развитие навыков рефлексии исполнения родительской роли. Для коррекции негативных сторон родительских чувств можно опираться на когнитивную составляющую компонента в плане осознания самоценности ребенка, а не как средства для достижения каких-либо целей родителя.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка.

Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции.

Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители - дети.

Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком. С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных Способах воздействий на ребенка и в характере обращения с ним.

Формирование родительских позиций должно опираться на осознание и развитие прогностического аспекта форм взаимодействия с ребенком, используя различные родительские позиции и регулируя притязания родителя по отношению к ребенку.

Родительская ответственность в своей основе имеет Дуальную природу: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Член семьи может отвечать за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает имения такого рода ответственность за семью в целом: не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.

Когнитивная составляющая включает представления об ответественном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своем семье.

Эмоциональная составляющая касается отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональных переживаний связанных с этим, и оценки себя как родителя с этой точки зрения.

Поведенческая составляющая включает контроль за своим поведением и происходящими событиями, характеризуется занимаемой ролью в семье.

Формирование компонента ответственности родителя по отношению к собственной семье и ее членам должно опираться именно на внутреннюю его ответственность - перед собственной совестью, а не перед обществом.

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, определяет личностное становление и развитие ребенка.

Когнитивная составляющая основывается на родительским установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга. Также она включает общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме вышеперечисленного, фундаментальным основанием когнитивной составляющей служат ценности родителей, которые формируют не только данную составляющую стилям воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье. Это и оценка себя каст родителя в целом.

В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспекте форм и способов взаимодействия с ребенком; предоставление ему относительной свободы; отношения зависимости/независимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и другие.


От матерей по заботливости и привязанности к своим детям». Поэтому будущим родителям стоит всерьез задуматься о совместных родах. 4. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка раннего возраста Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш. И тут возникает вопрос «Что делать с этим крошечным беззащитным существом?». И правда, какое же место в...

Строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров). Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ...

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца». 3. Роль отца в социализации детей «А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. ...

С окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей. Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений и самооценки ребенка младшего школьного возраста 3.1 Организация и методы исследования В соответствии с целью данной работы и поставленными задачами для проверки гипотез нами было проведено...

С идеями Ф.Арьеса, Э.Бадинтер, Л.Де Моза и их единомышленников - эти идеи прямо следует назвать крайними, - не согласны многие современные отечественные и зарубежные историки и культурологи 3 . Суть критики состоит в том, что в более ранние периоды развития человеческого общества и, в частности, в Средние века отношение к детям совсем не обязательно было суровым и холодным, но могло быть и нежным, и ласковым, что подтверждается многими конкретными исследованиями, опирающимися на документальные свидетельства. Подчеркивается, что для каждой эпохи характерно свое понимание материнского феномена и материнской любви. Исследования, направленные на изучение материнской идентичности («хорошего материнства»), привели к выводы о том, что в разные времена, как современные, так и давно прошедшие, материнство формирует одно из важнейших «пространств» духовного и социального мира женщины.

Однако и те, кто рассматривают материнство как сравнительно поздний продукт исторического развития, и те, кто полагают, что в той или иной форме феномен материнства существовал всегда, сегодня согласны с тем, что в истории детства и материнства можно выделить две эпохи - до XVIII века и после него. И эти изменения связаны с возникновением «индивидуализированной и интимизированной» семьи буржуазного типа.

Подтверждением значения XVIII века как переломного в отношении детства и материнства может служить то, что именно в первой половине XVIII века, в 1722 году, английский врач Г.Армстронг основал первую в мире детскую поликлинику. Его начинание было встречено в Англии с большим энтузиазмом, и ему предлагали создать детскую больницу. Он, однако отказался, аргументируя это так:

«Отрывать больных детей от родителей - жестоко, а приставить к каждому ребенку сестру просто невозможно, так как на это не хватит ни персонала, ни средств» (цит. по: Э.М.Рутман, Н.В.Искольдский, 1987, с.7).

По мнению ряда ученых-историков, второй период европейской истории материнства, начавшийся в ХVIII веке, можно считать завершившимся в 20-е г.г. ХХ века, когда термин «материнство» вошел в обиход «европейского публичного дискурса», когда материнство из «природного атрибута» женщины превратилось в общественную проблему, о которой заговорили социальные работники, педиатры, гигиенисты, педагоги. Материнство и детство впервые стало предметом психологических исследований.

5. Этнопсихология материнства

В начале 60-х годов ХХ века в Женеве состоялся международный симпозиум по проблемам развития, которому суждено было занять совершенно особое место в истории психологии и смежных наук. Впервые проблема развития решалась на нем объединенными усилиями психологов, биологов, психиатров, этологов (специалистов по поведению животных), социальных антропологов, этнографов, электрофизиологов, т. е. специалистами целого ряда научных дисциплин.

Огромный интерес вызвал доклад американской исследовательницы Маргарет Мид о том, как растут дети на Самоа, в племенах, сохранивших первобытную культуру.

Обратимся к работам М.Мид с точки зрения интересующей нас проблемы взаимоотношений матери и ребенка. Вот как она описывает момент рождения и самых первых контактов матери и ребенка у представителей традиционных культур:

«Дням рождения не придают значения на Самоа. Но появление на свет ребенка, как таковое, в семье высокого ранга предполагает устройство большого праздника и значительные расходы... Во время самих родов может присутствовать мать или сестра отца. Они заботятся о ребенке, а повитуха и родственники женщины ухаживают за самой роженицей. Сами роды - отнюдь не интимное дело. Приличия требуют, чтобы роженица не корчилась от боли, не кричала, никак не возражала против присутствия двадцати или тридцати людей в доме, которые, если надо, будут сидеть около нее сутками, смеяться, шутить, развлекаться... Повитуха перерезает пуповину новым бамбуковым ножом, а затем все нетерпеливо ждут, когда выйдет послед - сигнал к началу празднества... Затем гости расходятся по домам, мать поднимается с постели и приступает к своим обычным делам, а ребенок вообще перестает вызывать большой интерес у кого бы то ни было» (1988, с. 99).

Мать довольно долго (до двух-трех лет) кормит своего ребенка, спит с ним вместе, но отнюдь не отношения матери и ребенка, считает автор, выступают в качестве главного фактора развития. Чаще всего ребенка воспитывает не мать, а другой ребенок, чуть постарше, обычно шести- семилетняя девочка. Причем именно между этой девочкой и младенцем (а не между младенцем и матерью) возникают наиболее сильные эмоционально насыщенные связи.

«Первые проявления материнских инстинктов девочки никогда не изливаются на ее собственных детей, но на кого-нибудь из ее младших родственников... Младшее поколение, в свою очередь, изливает свое материнское тепло на тех, кто еще младше, не обнаруживая при этом особой привязанности к воспитателям и взрослым» (Там же, с. 112).

При этом, как отмечает М.Мид, ни одна мать на Самоа не станет утруждать себя заботой о воспитании своего младшего ребенка, если есть какой-нибудь ребенок постарше, на которого можно эту ответственность возложить. Вообще сама организация жизни на Самоа такова, что ведет к ослаблению роли разных видов глубокой эмоциональный привязанности, по крайней мере с тем, как это принято в западной культуре. На Самоа ребенок очень рано отделяется от семьи, вступая в разветвленную сеть отношений, которая гораздо шире семейного круга. Это сильно отличается от западной модели семейной жизни, протекающей в ограниченном семейном кругу и придающей большое значение любви, отношениям привязанности и зависимости.

«Самоанские родители, - пишет М.Мид, - сочли бы непристойными и отвратительными любые моральные увещевания, взывающие к чувству личной привязанности ребенка: «Веди себя хорошо - пожалей мать», «Хотя бы ради отца сходил в церковь», «Оставь в покое сестру, ты видишь, как отец переживает» (1988, с. 159).

Таким образом, мы видим, что в племенах на острове Самоа те необходимые для развития ребенка социальные и эмоциональные связи, которые в современной европейской культуре являются прерогативой нуклеарной семьи и чаще всего рассматриваются в диаде «мать-ребенок», реализуются совершенно иначе - через связи старших и младших детей, вообще через участие всех членов рода в воспитании детей. Ребенок при этом не обделен заботой, эмоциональным теплом и защитой, но все это встроено в принципиально иную систему, не использующую эмоциональную привязанность как средство достижения нужного поведения.

В работах М.Мид мы находим множество ярких и интересных примеров, иллюстрирующих принципиальную возможность существования других отношений между матерью и ребенком, отцом и ребенком, чем это принято в нашей культуре - отношений, возможно, не менее продуктивных. Приведем еще один фрагмент, в которой М.Мид, опираясь на свои наблюдения за развитием детей в племени манус (Новая Гвинея), размышляет о роли отца и матери в воспитании ребенка.

«В семье главную роль играет отец - нежный, заботливый, терпеливый защитник. Привязанности к ребенку матери отводится меньше места. Нам, привыкшим к семье, в которой отец - суровый и несколько отделенный диктатор, а мать ребенка - его защитница и адвокат, интересно будет найти общество, в котором отец и мать поменялись местами. Психиатры работали над психологическими проблемами мальчика, вырастающего в семье, где отец играет роль патриарха, а мать - мадонны. Сегодня манус показывает, какую творческую роль может играть в положительном формировании личности сына любящий, нежный отец. Отсюда напрашивается вывод, что разрешение семейных проблем кроется, может быть, не в отказе отца и матери от своих ролей, как считают некоторые энтузиасты, а в том, чтобы они дополняли друг друга» (Там же, с.76).

В соответствии с современными научными представлениями об условиях и механизмах психического развития человека, становление интеллекта и личности ребенка невозможно без общения и взаимодействия со взрослыми, и в первую очередь с родителями.

Семья как важнейший социальный институт, ближайшее социальное окружение ребенка, составляющая социальной ситуации развития опосредует его взаимодействие с «большим социумом». Она удовлетворяет важнейшие базовые органические и социальные потребности ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Н. II. Авдеева, А. Бандура, Л. И. Божович, Дж. Боулби, А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. И. Лисина, А. Е. Личко, О. А. Карабанова, А. С. Спива- ковская, 3. Фрейд, Э. Г. Эйдемиллер и другие). В семье ребенок учится понимать других людей, воздействовать на них, выстраивать отношения и социальные связи. Взрослый, сотрудничая с младенцем, создает для него зоны ближайшего развития в двигательной, речевой и всех других сферах, что способствует развитию психики, обеспечивает формирование специфически человеческих способностей. Эмоциональная обстановка в семье, в которой растет ребенок, закладывает основы его мировосприятия, влияет на уровень его психологического благополучия.

Важнейшим компонентом структуры современной семьи являются межпоколенные связи и отношения, прародителей, родителей, детей.

Родительство как отдельная подсистема семейных отношений сложилось на протяжении исторического развития человечества.

Родительство - это значимая социальная роль, важная сфера самореализации взрослой личности, существенный аспект ее жизненного пути. Оно включает систему норм, правил, моделей поведения матери/отца, в которых отражены вклад каждого из них, их функции по уходу за ребенком и его воспитанию.

Родительство имеет исторически-конкретную форму; современное родительство - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития 1 .

В главе 1 уже упоминалась периодизация истории детства Л. Демоза, в которой представлена последовательность стилей воспитания, сменяющих друг друга с древности до XX в.: инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий. Хотя этот подход и небезупречен (в нем не учитываются социально-экономическая история, культурные, религиозные и другие особенности государств, амбивалентность отношения к детям), он все же выделяет историческую тенденцию роста внимания и интереса к детям, индивидуализации заботы о них, понимания взрослыми ценности и субъектности детей. Исторически не так давно, лишь к концу XVIII - началу XIX в. в общественном сознании утвердилась детоцентрическая ориентация, а родительская любовь стала признаваться одной из главных нравственных ценностей .

Развернутый анализ родительства как самостоятельного психологического образования внутри семейной системы представлен в работах Р. В. Овчаровой . Родительство рассматривается как интегральное психологическое образование личности (отца и (или) матери). Оно проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне (т.е. неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером но отношению к своим или приемным детям).

Формирование родительства - это длительный процесс согласования представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, их функций, распределения ответственности, обязанностей. На начальных этапах родительство неустойчиво, периодически возникают конфликтные ситуации. Развитая форма родительства характеризуется определенной стабильностью, реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарное™ его динамических проявлений.

Структура родительства сложна и включает ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Компоненты родительства взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Выделяют две основные стратегии реализации родительства: 1) восприятие родительской роли (рождения ребенка) как ограничения для самореализации; 2) восприятие родительской роли как появления новых возможностей для самореализации.

Наиболее подходящей для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия, когда происходят соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и детей.

Если понятие «родительство» является надындивидуальным целым, то понятия «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.

Изучение материнства как психологического феномена в зарубежной психологии началось во второй половине XX столетия, в отечественной - чуть позже, в 1980-1990-е гг. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, О. Р. Ворошнина, М. С. Радионова, Н. В. Самоукина, Г. Г. Филиппова и другие.

Г. Г. Филиппова предложила психологическую концепцию материнства с позиции культурно-исторического подхода, анализируя всю сложность взаимодействия биологически обусловленных и культурных механизмов развития материнского поведения . Материнство рассматривается как часть личностной сферы женщины, ориентированная на задачи рождения и воспитания ребенка. Материнство связано с выполнением особых функций по отношению к ребенку: видотипичных и конкретно-культурных. Видотипичные функции матери помогают развить базовые структуры эмоционального благополучия, особенности деятельности ребенка как представителя своего вида. Конкретно-культурные функции обеспечивают формирование отношения ребенка к миру, к себе и оценке успешности своих действий как члена определенной культуры. Сама способность матери к выполнению ее функций по отношению к ребенку складывается в ходе онтогенеза на основе целого набора средств культуры (ценностей, традиций, поверий).

Материнство имеет филогенетическую и онтогенетическую историю. Психологическая готовность к реализации родительской функции и материнская позиция женщины формируются в результате присвоения личностью опыта социокультурной практики материнства (а не как реализация, разворачивание его врожденной инстинктивной природы).

В концепции материнства Г. Г. Филипповой выделяются шесть этапов онтогенетического развития материнской нотребностно-мотивационной сферы.

  • 1- й этан - взаимодействие с собственной матерью - определяет формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, становится посредником между дочерью и социокультурной практикой материнства. На основе опыта взаимодействия с матерью посредством психологических механизмов ассимиляции, идентификации, осознанного обучения формируется собственная материнская идентичность женщины. Этот этап начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза.
  • 2- й этап - развитие материнской сферы в игровой деятельности. В сюжетно-ролевой игре (в «семью», «дочки-матери») моделируется ориентировка девочки в содержании материнской роли. Происходит формирование устойчивого образа-эталона материнской роли.
  • 3- й этап - нянченье (от 4-5 до 12 лет) как проба своих возможностей в реальном уходе за младенцем и его воспитании, накопление опыта взаимодействия с младенцами в детском возрасте.
  • 4- й этап - дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер в период полового созревания, когда происходит разделение и затем интеграция ценностей и мотивационных основ материнской и половой сфер.
  • 5- й этап - взаимодействие с собственным ребенком : формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка, родов и в период ухода за младенцем и его воспитания.
  • 6- й этап - формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннего возраста). Преодоление симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» - «ребенок».

При изменении общественных отношений сложившиеся ранее модели материнства и детства частично устаревают и должны трансформироваться; отношение женщины к своей роли матери также изменяется. В современных условиях стремительных социальных изменений наблюдается тенденция поиска нового пути формирования материнской сферы , более направленного и осознанного развития информационных и эмоциональных основ материнства.

Хотя о роли отца в развитии ребенка говорили еще 3. Фрейд, К. Г. Юнг и другие психологи, но основные исследования роли семьи в развитии ребенка сосредоточивались на анализе взаимоотношений матери и ребенка. На современном этапе отцовство все чаще становится предметом научно-психологического осмысления 1 . Оно рассматривается как системное психолого-педагогическое явление особой деятельности по воспитанию ребенка с учетом фактора возраста. Отцовство как многомерный психологический феномен включает ряд аспектов: отцовство как мотива- ционно-потребностная сфера личности; отцовство как ценность и сфера самореализации личности; отцовство как система отношений родителя . Формирование отцовства, принятие роли отца связаны с переосмыслением себя и своей роли в семье и жизни в целом, принятием ответственности за благополучие жены и детей, перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами.

На современном этапе развития общества семья значительно изменяется: женщины все чаще работают вне дома, традиционные роли супругов пересматриваются. Это приводит и к трансформации роли отца в семье. Выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка в современном мире (по количеству времени и качеству общения) .

  • Традиционный отец. Главную задачу видит в материальном содержании и защите жены и ребенка. В семье воплощает авторитет и силу; его слово - закон, его поведение обсуждению не подлежит. С ребенком эмоциональной близости нет, взаимодействие происходит скорее в сложных, конфликтных ситуациях, когда возникают разногласия и требуется принять решение.
  • Отец-партнер. Уверен, что его роль в семье не сводится к материальной поддержке, и он нужен как второй родитель для воспитания детей. Активен в отношениях с детьми, выступает как образец, помощник и партнер по играм.
  • Новый отец («ответственное отцовство»). В этом варианте подчеркивается важность родительства, общения с ребенком для самого отца. Указывается на равное (хотя и не одинаковое) участие обоих родителей в уходе за ребенком начиная с самых первых дней, что обеспечивает тесную эмоциональную связь.

Таким образом, модели «отец как носитель социальных требований к поведению и достижениям ребенка» и «отец как помощник матери в воспитании детей» в настоящее время недостаточны. Отцы становятся полноправными родителями: теперь их воспитательный вклад не сводится к созданию образцов поведения и дисциплинированию, а включает и эмоциональное общение с ребенком, и первичный уход за младенцем. Термин «со-родительство» призван подчеркнуть новизну ситуации и равенство вклада матери и отца в жизнь семьи во всех ее сферах

Воспитание детей в семье строится на взаимодействии родителей и детей. Важно, чтобы родители понимали своих детей, умели войти в их образ мышления, научились понимать мотивы и значения поступков детей.

Воспитание детей начинается с «воспитания» родителей. Часто это процесс спонтанный, обусловленный ранними детскими впечатлениями и усвоенными ценностями и нормами родительской семьи.

Родительство – это личностное отношение и воспитательное воздействие родителей на детей, обусловленное семейными ценностями, знаниями родителей о том, как воспитывать детей и умением строить с ними взаимоотношения. Родительство обусловлено готовностью и способностью взрослых людей реализовать родительские права и обязанности, которые определяются требованиями общества и культурными традициями. Быть родителем - значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его благополучии, здоровье и счастье.

В родительстве можно выделить следующие компоненты: ценности и ожидания, родительские чувства, родительская позиция, родительские отношения, родительская ответственность.

Семейные ценности представляют собой значимые для семьи материальные, социальные, духовные объекты, характеризующие жизнедеятельность родителей и детей. В качестве семейных ценностей выступают передающиеся от матери к дочери свадебные украшения, от отца к сыну семейные истории, традиции собираться всей семьей на семейные праздники, национальные и религиозные традиции.

Родительские ожидания – система требований родителей к нормам действий, поведения, отношения и чувств детей. Родительские ожидания выступают как неформальные нормы, упорядочивающие жизнь семьи по неписаным правилам, традициям.

Родительская позиция – это устойчивая система отношений человека к себе как родителю, проявляющаяся в последовательном, осознанном поведении по защите интересов детей, поддержке их взросления, удовлетворению потребностей. Родительская позиция формируется на основе не только любви к детям, но и осознанной стратегии их воспитания, сочетающей в себе любовь, терпение и строгость, последовательность в воспитательном влиянии на детей.

Родительские отношения строятся на понимании внутреннего мира ребенка, принятии всех его особенностей и признании прав ребенка быть личностью со своими интересами, стремлениями, жизненными приоритетами. Уважение к ребенку не зависимо от его возраста – это основной показатель сложивших родительских отношений.

Родительская ответственность за жизнь, здоровье и счастье своих детей представляет собой внешний и внутренний контроль и самоконтроль за выполнением обязанностей по воспитанию и удовлетворению потребностей детей.

Семейные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта семейной жизни, передающиеся от поколения к поколению правила, нормы поведения, общения членов семьи, соблюдение которых стало потребностью каждого члена семьи.

Субъектами семейного воспитания являются мать, отец, бабушки, дедушки, другие взрослые родственники, а также сиблинги (братья и сестры). Чем больше взрослых рядом с ребенком, тем более полная и объемная картина взрослого мира формируется у подрастающего человека. Условием успешного развития ребенка в семье является единство требований и общность воспитательных стратегий, предъявляемых всеми субъектами воспитания. Каждый член семьи выполняет свою миссию по отношению к ребенку, осознание и слаженность усилий взрослых субъектов воспитания ребенка в семье позволяет ее реализовать. Рассмотрим подробнее влияние субъектов воспитания ребенка в семье.

Влияние матери на формирование и развитие ребенка трудно переоценить, привязанность младенцев к матери становится решающим фактором в развитии любознательности, социальных качеств, независимости, компетентности (Дж.Андерсон, М.Эйнсворт).

Особенностью влияния отца на воспитание детей является то, что, несмотря на значительно меньшее время, затрачиваемое отцом, результаты оказывают решающее воздействие на формирование у ребенка представлений о себе как члене общества со своими обязанностями и через выполнение этих обязанностей формируются навыки социального поведения.

Бабушки и дедушки, являясь субъектами воспитания, передают семейные традиции, помогают родителям растить детей. Причем у бабушек и дедушек устанавливаются свои особенные отношения с внуками. Зрелые люди более склонны понимать, эмоционально поддерживать ребенка. В народной педагогике именно бабушки раскрывают истоки народной традиции и культуры.