Ольга Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Способы лечения окр Занятия по озн с окр

План пробной практик по специальности «Преподавание в начальных классах» 6 семестр на 2012-2013 год

Задачи практики:

♦ овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков по ознакомлению с окружающим,изобразительной деятельности, труда, чтения, физкультурного занятия, внеклассных мероприятий по предмету в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

♦ совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов;

♦ обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик;

♦ развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность;

♦ формирование методологической культуры студентов.

В ходе данного вида практики студенты должны овладеть следующими умениями:

♦ планировать уроки по предметам с учетом различных вариантов школьного учебного плана и учебных программ разного типа, разрабатывать конспекты уроков;

♦ работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам;

♦ выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

♦ проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированностиу школьников знаний, умений и навыков по предмету или общеучебных умений и навыков; составлять программу развития учащегося;

♦ выполнять в работе с классом санитарно-гигиенические нормы и требования;

♦ разрабатывать и изготавливать наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;

♦ анализировать пробные уроки других практикантов, осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности рефлексию.

В процессе проведения пробных уроков и занятий студенты выполняют следующие виды деятельности:

♦ знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, классе, с работой учителей (изучают методический фонд класса, школы, учителя, имеющиеся технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителя);

♦ проводят пробные уроки и занятия по предмету посещают и анализируют пробные уроки других практикантов;

♦ осуществляют диагностирование, исследовательскую деятельность в рамках курсовой, выпускной квалификационной работы.

Организация практики.

Базой практики являются средние образовательные учреждения, школы № 5 и 40. Студенты распределяются на практику по подгруппам: в СОШ № 5 10 человек,в СОШ № 40о 8 человек. Для каждой подгруппы назначается руководитель практики. Руководитель практики организует практику, составляет индивидуальное для практикантов расписание, согласует его с завучем школы по начальному звену и учителями классов, распределяет студентов по классам, проверяет готовность и документацию студентов. Студенты распределяются в класс по 2 человека. Преподаватель методики (в дальнейшем, именуем «методист») подготавливает студента к проведению (обговаривает содержание, методы, проверяет конспект), наблюдает уроки студентов по своему предмету, анализирует урок, выставляет оценки в дневник студента и журнал.

Студент обязан своевременно готовится к практике, правильно оформлять конспекты, заверять конспекты и учителя класса и методиста, готовить к урокам наглядный, дидактический материал, качественно проводить уроки, согласно написанного конспекта, оформлять документацию(дневник практики, отчет)За каждый самостоятельно проведенный урок выставляется оценка

Учитель класса, в котором студент проходит практику, организует качественный показ уроков по плану практики, разрабатывает со студентом конспект, подписывает его, наблюдает урок студента, анализирует его, участвует в оценивании студента. Каждый студент должен провести на практике уроки: чтение, по 2 урока изобразительной деятельности, урок труда, урок по ознакомлению с окружающим, урок физической культуры, внеклассное мероприятие по предмету и исследовательскую работу по курсовой.

Каждая подгруппа студентов в каждой школе наблюдают у учителей в 3-5 классах уроки:чтение, изобразительной деятельности, урок труда, урок по ознакомлению с окружающим.

План практики.

дата Содержание практики в школе №40 Содержание практики в школе №5 (вторая подгруппа) Домашнее задание
06.02 С 8.00 до14.00 Показательные уроки Наблюдение,анализ 3-4-уроков чтения. Анализ уроков Наблюдение,анализ 3-4 уроков по изобразительной деятельности. Анализ уроков Анализ наблюдаемых уроков и мероприятий Составить индивидуальный план практики с указанием дат и те: пробных уроков Подготовить конспекты уроков, подготовиться к урокам, проанализировать уроки
13,02.2013 Наблюдение,анализ 3-4 уроков по ознакомлению с окружающим миром Анализ уроков
20.-27.02.2013 Самостоятельное проведение студентами уроков ознакомления с окружающим миром и изобразительной деятельности
6.03.13 Наблюдение,анализ 3-4 уроков по изобразительной деятельности.Анализ уроков Наблюдение,анализ 3-4-уроков чтения.Анализ уроков Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам.
13.03.13 Наблюдение,анализ 3-4 уроков по ознакомлению с окружающим миром. Анализ уроков Наблюдение,анализ 3-4-уроков труда. Анализ уроков Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам.
20.03.13. 3.04.13 Самостоятельное проведение студентами уроков ознакомления с окружающим миром и изобразительной деятельности. Проведение констатирующего эксперимента по курсовой работе Самостоятельное проведение уроков труда и чтения я студентами. Проведение констатирующего эксперимента по курсовой работе Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам.
10.04.13, 17.04.13 Самостоятельное проведение студентами физкультурного занятия и внеклассного мероприятия по предмету(на выбор студента) Самостоятельное проведения студентами занятия по изобразительной деятельности и и внеклассного мероприятия по предмету(на выбор студента) Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам.
24.04.13, 05.05.13 Самостоятельное проведения студентами занятия по изобразительной деятельности и заданий по курсовой работы Самостоятельное проведение студентами физкультурного занятия. и заданий по курсовой работы Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам.

График пробных уроков на 3 курсе- 2 полугодие

школа №5
февраль март апрель
показ мет.изо озн с окр чтение труд
мет.изо озн с окр чтение труд физ.кул. курсовая работа мет.изо курсовая работа
мет.изо озн с окр чтение труд физ.кул. курсовая работа мет.изо курсовая работа
мет.изо озн с окр чтение труд физ.кул. курсовая работа мет.изо курсовая работа
мет.изо озн с окр чтение труд физ.кул. курсовая работа мет.изо курсовая работа
мет.изо озн с окр чтение труд физ.кул. курсовая работа мет.изо курсовая работа
озн с окр мет.изо труд чтение курсовая работа физ.кул. курсовая работа мет.изо
озн с окр мет.изо труд чтение курсовая работа физ.кул. курсовая работа мет.изо
озн с окр мет.изо труд чтение курсовая работа физ.кул. курсовая работа мет.изо
озн с окр мет.изо труд чтение курсовая работа физ.кул. курсовая работа мет.изо
озн с окр мет.изо труд чтение курсовая работа физ.кул. курсовая работа мет.изо
График пробных уроков на 3 курсе- 2 полугодие школа №40
февраль март апрель май
показ чтение труд мет.изо озн с окр
чтение труд мет.изо озн с окр мет.изо курсовая работа физ.кул. курсовая работа
чтение труд мет.изо озн с окр мет.изо курсовая работа физ.кул. курсовая работа
чтение труд мет.изо озн с окр мет.изо курсовая работа физ.кул. курсовая работа
чтение труд мет.изо озн с окр мет.изо курсовая работа физ.кул. курсовая работа
труд чтение озн с окр мет.изо курсовая работа мет.изо курсовая работа физ.кул.
труд чтение озн с окр мет.изо курсовая работа мет.изо курсовая работа физ.кул.
труд чтение озн с окр мет.изо курсовая работа мет.изо курсовая работа физ.кул.
труд чтение озн с окр мет.изо курсовая работа мет.изо курсовая работа физ.кул.

Отчетная документация.

1. Папка накопитель, в которую помещается:

План-дневник практики;

Характеристика, выданная учителем, студенту;

Отчет студента;

6 конспектов уроков по плану и внеклассное мероприятие по одному из предметов на выбор студента

Наглядный материал к урокам.

Приложение№ 1

Характеристика по итогам педагогической практики

на студента ___ курса, специальность ___________________________________________

(Ф.И.О. студента)

проходившего практику в МДОУ№ в ___________классе у учителя

(Ф.И.О. учителя)

В характеристике необходимо осветить следующие компоненты

I. Меры овладения общей и профессиональной культурой

II. Профессиональная направленность:

Отношение к педагогической профессии;

Установка на педагогическую деятельность;

III. -сформированность профессиональных умений (конструктивная деятельность, в частности, ее проектировочный компонент, предполагающий отбор и композицию учебного на урок), гностические,организаторские и коммуникативные умения;

Педагогические способности:

Интеллектуальные качества (;гибкость, устойчивость, осознанность, логичность, изобретательность, проницательность, системность, глубина) ;

Профессионально-значимые качества (педагогическая целеустремленность, педагогическое воображение,педагогическая наблюдательность, педагогический такт, педагогическая культура);

IV. Творческая направленность личности,

Приложение№ 2

студента 31 группы по специальности «Преподавание в начальных классах» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский педагогический колледж»

Ф.И.О. студента______

База практики__________________________________класс______________________________________Ф.И.О учителя класса_____________________________________________________________

1.Результаты практике в _____________6_______семестре

2.Самооценка формирования профессиональных умений

3. Какие уроки и с каким контингентом учащихся проведены. Насколько удавалось достичь поставленную цель?

4. Сколько и в каких классах посетил уроков, провел их анализ. С какими затруднениями встретился в связи с педагогическим анализом.

5.. Какими новыми знаниями и умениями овладел при выполнении заданий по изучению учащихся или коллектива школьников?

6.. С какими документами учета, планирования и отчетности ознакомился и в какой мере овладел технологией их оформления?

7.Общее заключение о том, что дала практика студенту как будущему учителю.

8. Предложения по совершенствованию базы, содержания и организации практика, методического руководства со стороны работников школы и преподавателей вузовских дисциплин.

9. Дата составления отчета и подпись студента.

ПРИМЕЧАНИЕ: Отчет должен быть содержательным - отражать весь объем выполненной работы, раскрывать положительные стороны и недостатки в теоретической и практической подготовке студента, представлять объективный анализ собственных достижений в овладении педагогической профессией.

Приложение №3

ПАМЯТКА ПРАКТИКАНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме урока.

3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу обучающихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учеников, ответы, отношение детей к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока с предыдущим и последующим.

4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.

5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания для обучающихся.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой обучающихся.

9. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учеников в тетрадях, а также записей на доске.

13. Оформите развёрнутый план-конспект урока.

Приложение №4

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?


Похожая информация.


В-ль должен уметь правильно отобрать познават-ный мат-ал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содерж-ие. За время пребывания в д\с реб-к должен научиться замечать и выделять характ-ые особ-ти сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явл-ми, приобрести достаточно систематич-кие знания о жизни жив-ых и раст-ий. Это общие задачи, которые конкретиз-ся в зависимости от возр-а д-й: постепенно расшир-тся и усложн-ся.

В ст гр осн-ой становится задача форм-ния у д-й зн-ий о связях и отнош-ях, сущ-щих в пр-де: о потребностях раст-ий и жив-ных в зависимости от усл-ий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и разв-ия раст-ий, о сезонных изм-ях в пр-де и их причинах, о некоторой послед-ти сез-ных изм-ий. Систематизация зн-ий о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у д-й умение набл-ть за изменениями пр-ных явл-ий, восп-вать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны пр-ды. С детьми ст гр набл-ия сез-ых изм-ий в пр-де становятся более систем-ми, взаимосвязанными. Постеп-ные изм-ния, которые происходят в пр-де в теч-е одного сезона, дают возможность обратить на это вним-ие д-й и помочь им установить элем-ные причинные связи и зависимости между отд-ми явл-ми пр-ды, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе набл-ий у д-й разв-тся более пристальное внимание к окр-му миру. В-ль ст гр обращает вним-ие д-й на то, что в теч-е одного сезона и в живой и в неживой пр-де в определенные сроки происходят заметные изм-ния. Так, н-р, можно легко выделить характ-ые особ-ти начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в неживой пр-де. Приемы, применяемые в-м на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы, и дид-ая игра. Своими вопросами педагог направляет умств-ую деят-ть реб-ка на вычленение типичных признаков. Усвоению знаний о пр-де помогают зан-ия по рисованию, на которых ребята получают задание нарисовать н-р: ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать последовательность изменений. Экскурсии, цел-е прогулки, спец-ные зан-ия и беседы, в ходе которых дети обобщают рез-ты набл-ний, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать выводы о некоторых особенностях раст-ного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают. В ст гр необх-мо показать детям влияние сез-ных изм-ий и на жизнь живых существ. Постепенно все большее вним-ие педагог уделяет разв-ию самост-ти д-й при набл-ии за пр-дой: умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину, выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы в-ля, н-р: «Какое время года наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе?»; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п. Зн-ия д-й о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны. Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед. Чтение худ-ой лит-ры, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни жив-ых. Более систематич-ми в ст гр становятся набл-ния за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль чел-ка и его труда в охране и преобразовании природы. Набл-ния дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни раст-ий от сезонных усл-ий, что труд-ые процессы будут различны в разное время года. В ст гр усложняется труд д-й в огороде, цветнике, саду, он становится и более разнообразным. Это может быть повт-ная перекопка гряд, удобрение цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних раст-ий, прополка гряд и т. д. Труд в пр-де помогает детям самост-но определить, в чем нуждается раст-ие. Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно проводить различные опыты, элементарное экспериментирование. В ст гр в-ль может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание льда. Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изм-ний. Соединение повсед-ных набл-ний со спец-ми опытами помогает детям практически усвоить причины изменений и самост-ьно сформулировать вывод: «От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед - это замерзшая вода». Таким образом ребята подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры. В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния раст-ия от кол-тва влаги в почве, от особенности почвы. В-ль объясняет, что в жаркую сухую погоду поливать раст-ия нужно больше, и обращает вним-ие на то, как быстро вянет, опускает листья раст-ие, которое забыли полить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Зимовье зверей»
Программные задачи: рассказать детям об особенностях жизни диких животных в зимний период. Учить новые слова – берлога, нора, дупло, зимовье,спячка. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: макеты (берлога, дерево с дуплом, нора), игрушки – медведь, белка, еж, заяц, листы для рисования (заранее воском прорисовать силуэты животных), ватные тампоны, разведенная гуашевая краска, фотоаппарат, корзинка с фруктами и овощами.Ход занятия:
- Ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Это путешествие в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться туда вместе со мной? А поедем мы туда на поезде.
Звучит музыка и перед детьми открывается дверь в «зимний лес».
- Вот мы с вами и приехали к назначенному месту. Как нужно себя вести? (ответы детей). В лесу зимует много животных, а вот какие нам встретятся вы поймете,отгадав загадки леса.
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (медведь)
Всех боится он в лесу:Волка, филина, лису.Бегает от них, спасаясь,С длинными ушами… (заяц).
С ветки на веткуМогу я летать.Рыженький хвостНикому не поймать.Некогда летомВ лесу мне играть -Надо грибыДля зимы собирать.(белка)
Это кто в траве шуршитИ забавно так фырчит,Весь в иголках, не возьмёшь?Кто же это, дети? (Ёж)!
- Все загадки отгадали правильно. Но мы с вами приехали не с пустыми руками. Все звери осенью готовятся к зиме и делают запасы. А мы с вами приготовили для них подарки. А чтобы наше путешествие запомнилось, мы взяли фотоаппарат и будем фотографировать животных.
- Вот мы и подошли к первому домику. Кто же здесь живет? (медведь). Его дом называется берлога. Медведь просыпается весной и все лето ходит по лесу, ищет себе пищу, а осенью находит себе уютное местечко и ложится спать, все зиму медведь спит поэтому он запасы не делает, у него много жира накапливается за лето, это помогает ему перезимовать. Лучше с мишкой не шутить, если его разбудить, он становится очень свирепым и опасным. Поэтому мы будем вести себя тихо и осторожно. Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Видите он уже лег в спячку, мы не будем его будить а только сфотографируем на память.
- Дальше по лесу идем. Какое высокое нам встретилось дерево. Что это у него там за вход интересный? Это дупло. Как вы думаете чей это домик? В дупле живет белка, она осенью готовит запасы на зиму – собирает орешки и грибы, чтобы питаться зимой. Мы ей дадим угощение и конечно сфотографируем. А вот кто это здесь за деревом дрожит от холода? (заяц). И совсем он дрожит не от холода, потому что у него теплая шубка. Зайка просто трусливый и чувствует опасность. Но мы его пугать не будем, а будем угощать. Что любят зайцы? (капуста, морковка). Зайцы всю зиму скачут по лесу. Но зимой нет морковки и капусты, да и в лесу она не растет. Поэтому им приходится питаться корой деревьев. Делаем фотографию и прощаемся с зайчиком.
- Идем дальше. Что это за странный домик и кто же в нем живет? Да это же нора ежика. Ежи осенью собираю грибочки и прячут в свои норки, чтобы питаться зимой. Но большую часть времени ежики спят. Посмотрите и этот ежик свернулся в клубочек и спит. Мы его будить не будем, а оставим ему угощение и сделаем фото на память.
- Ну вот и подошла наша прогулка к концу. Что же нового вы узнали? (ответы детей). Мы с вами делали интересные фотографии животных. А сейчас мы отправимся в фотомастерскую и будем сами делать снимки, которые получились. Вы готовы? Тогда проходите.
Дети садятся за столы, берут ватные тампоны, обмакивают в краску и тонируют лист бумаги, изображения животных проявляется.


Приложенные файлы

В пособии представлены планирование работы и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром детей 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

    Ольга Витальевна Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий 1

Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Зимовье зверей»

Программные задачи: рассказать детям об особенностях жизни диких животных в зимний период. Учить новые слова – берлога, нора, дупло, зимовье,спячка. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: макеты (берлога, дерево с дуплом, нора), игрушки – медведь, белка, еж, заяц, листы для рисования (заранее воском прорисовать силуэты животных), ватные тампоны, разведенная гуашевая краска, фотоаппарат, корзинка с фруктами и овощами.

Ход занятия:

Ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Это путешествие в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться туда вместе со мной? А поедем мы туда на поезде.

Звучит музыка и перед детьми открывается дверь в «зимний лес».

Вот мы с вами и приехали к назначенному месту. Как нужно себя вести? (ответы детей). В лесу зимует много животных, а вот какие нам встретятся вы поймете,отгадав загадки леса.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц ).

С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.(белка)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмёшь?
Кто же это, дети? (Ёж)!

Все загадки отгадали правильно. Но мы с вами приехали не с пустыми руками. Все звери осенью готовятся к зиме и делают запасы. А мы с вами приготовили для них подарки. А чтобы наше путешествие запомнилось, мы взяли фотоаппарат и будем фотографировать животных.

Вот мы и подошли к первому домику. Кто же здесь живет? (медведь). Его дом называется берлога. Медведь просыпается весной и все лето ходит по лесу, ищет себе пищу, а осенью находит себе уютное местечко и ложится спать, все зиму медведь спит поэтому он запасы не делает, у него много жира накапливается за лето, это помогает ему перезимовать. Лучше с мишкой не шутить, если его разбудить, он становится очень свирепым и опасным. Поэтому мы будем вести себя тихо и осторожно. Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Видите он уже лег в спячку, мы не будем его будить а только сфотографируем на память.

Дальше по лесу идем. Какое высокое нам встретилось дерево. Что это у него там за вход интересный? Это дупло. Как вы думаете чей это домик? В дупле живет белка, она осенью готовит запасы на зиму – собирает орешки и грибы, чтобы питаться зимой. Мы ей дадим угощение и конечно сфотографируем. А вот кто это здесь за деревом дрожит от холода? (заяц). И совсем он дрожит не от холода, потому что у него теплая шубка. Зайка просто трусливый и чувствует опасность. Но мы его пугать не будем, а будем угощать. Что любят зайцы? (капуста, морковка). Зайцы всю зиму скачут по лесу. Но зимой нет морковки и капусты, да и в лесу она не растет. Поэтому им приходится питаться корой деревьев. Делаем фотографию и прощаемся с зайчиком.