Основные буддийские праздники и торжественные даты. Буддизм - праздники, традиции, обычаи. Основные буддийские праздники

"Все мы родом из детства", - писал один, известный французский писатель и летчик. Однако, прежде чем достичь самостоятельности, мы едва ли можем обойтись без взрослых. В своей новой книге Людмила Петрановская, основываясь на научной теории привязанности, легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: "Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?" Прочитав эту книгу, вы не только сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими "капризами", "избалованностью", "агрессией", "вредным характером", но и понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивался, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

248 руб


Sapiens. Краткая история человечества

Сто тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, - ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей Homo sapiens превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает?

539 руб


Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас "любить" означает "страдать", эта книга изменит Вашу жизнь

Если для нас любить означает страдать, значит, мы любим слишком сильно. В этой книге рассматриваются причины, которые побуждают столь многих женщин, ищущих любви и любящего мужчину, роковым образом неизбежно находить невнимательных, эгоистичных партнеров, не отвечающих им взаимностью. Мы узнаем, почему, даже если наши отношения с близким человеком не удовлетворяют нас, нам все же трудно порвать их. Мы поймем, как наше желание любить и сама любовь становятся страстью, зависимостью, пагубной привычкой, хронической неизлечимой болезнью.

458 руб


The world"s best-selling grammar series for learners of English. Essential Grammar in Use is a self-study reference and practice book for elementary-level learners (A1-B1), used by millions of people around the world. With clear examples, easy-to-follow exercises and answer key, the Fourth edition is perfect for independent study, covering all the areas of grammar that you will need at this level. The book has an easy-to-use format of two-page units with clear explanations of grammar points on the left-hand page, and practice exercises on the right. It also includes plenty of additional exercises and a Study Guide to help you find the grammar units you need to study.

1529 руб


Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами

525 руб


Богатый папа, бедный папа

К 20-летию финансового бестселлера всех времен Роберт Кийосаки порадовал читателей новым изданием ставшей уже культовой книги - с изменениями и дополнениями для сегодняшнего мира, сегодняшних рыночных условий и 9 новыми разделами. К сожалению, за последних 20 лет в сфере образования мало что поменялось - в школе наши дети до сих пор не получают никаких финансовых знаний и потом всю жизнь работают ради денег, вместо того чтобы заставить деньги работать на себя. Научите детей обращаться с деньгами раньше, чем они столкнутся с материальными трудностями в нашем нестабильном мире!

609 руб


В этом году я… Как изменить привычки, сдержать обещания или сделать то, о чем вы давно мечтали

О чем эта книга
Книга о том, как не бояться перемен и найти собственную "формулу успеха" для того, чтобы сделать свою жизнь лучше, добиться поставленных целей и осуществить задуманные планы. Она о том, как найти точку отсчета, с которой позитивные изменения станут постоянными, а мечты превратятся в реальность.

Для кого эта книга
Эта книга для всех, кто хочет изменить свои привычки, начать выполнять данные себе обещания и добиться перемен к лучшему в жизни.

Об авторе
М.Дж.Райан - одна из создателей книжной серии Random Acts of Kindness. Входящие в нее книги распроданы более чем миллионным тиражом. Автор книг: The Happiness Makeover, Trusting Yourself, The Power of Patience, Attitudes of Gratitude in Love, 365 Health and Happiness Boosters, The Fabric of the Future, A Grateful Heart. Основатель Conary Press; известный бизнес-тренер и лектор по психологии и саморазвитию; редактор журнала Good Housekeeping. Подписчиком автора можно стать на сайте mj-ryan.com.

721 руб


Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса

АНТИХРУПКОСТЬ - книга уникальная: она рассказывает о ключевом свойстве людей, систем, о свойстве, у которого до сих пор не было названия. В мире, где царит неопределенность, нельзя желать большего, чем быть антихрупким, то есть уметь при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться. Талеб формулирует простые правила, которые позволяют нам преодолеть хрупкость и действовать так, чтобы непредсказуемая неопределенность, этот грозный и внезапный Черный лебедь, не причинил нам вреда - и более того, чтобы эта редкая и сильная птица помогла нам совершенствоваться.
АНТИХРУПКОСТЬ - это мудрый оракул, помогающий каждому из нас сориентироваться в собственном будущем. Здесь виртуозно переплетены такие темы, как принятие жизненно важных решений, метод проб и ошибок, оценка риска, инновации, политика, образование, война, личные финансы, экономические системы и медицина.

"Талеб перевернул мое мировоззрение. я посмотрел на мир другими глазами..."

Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии

569 руб


Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает

Согласно отзывам критиков ведущих мировых изданий, «Галерея аферистов» -«обаятельная, остроумная и неотразимо увлекательная книга» об истории искусства. Но главное ее достоинство, и отличие от других, даже не в этом. Та история искусства, о которой повествует автор, скорее всего, мало знакома даже самым осведомленным его ценителям. Как это возможно? Секрет прост: и самые прославленные произведения живописи и скульптуры, о которых, кажется, известно всё и всем, и знаменитые на весь мир объекты «контемпорари арт» до сих пор хранят множество тайн. Одна из них - тайна пути, подчас непростого и полного приключений, который привел все эти произведения из мастерской творца в музейный зал или галерейное пространство, где мы привыкли видеть их сегодня. И уж тем более мало кому известны имена людей, несколько веков или десятилетий назад имевших смелость назначить цену ныне бесценным шедеврам… или возвести в ранг шедевра сомнительное творение современника, выручив за него сумму с полудюжиной нулей. История искусства от Филипа Хука - британского искусствоведа, автора знаменитого на весь мир «Завтрака у Sotheby’s» и многолетнего эксперта лондонского филиала этого аукционного дома - это история блестящей изобретательности и безумной одержимости, неутолимых амбиций, изощренной хитрости и вдохновенного авантюризма.... Андрей Курпатов: "Эту книгу я написал в первую очередь для тех, кто страдает от психологических проблем, кто не понаслышке знает, что такое невроз и как сложно бывает привести пошатнувшееся душевное здоровье в норму после стрессов. Но смею надеяться, что она будет полезна каждому человеку, за исключением разве что небольшой когорты святых, которых уже ничто не тревожит. Я знаю, что это не всегда приятно, но мы должны признать у себя существование психологических проблем. А раз психологические проблемы и стрессы – это реалии современной жизни, нужно знать, как с этим справляться".
Андрей Курпатов написал "Счастлив по собственному желанию" по просьбе своих пациентов. Но на самом деле ни один человек не в силах избежать стрессов, поэтому уже полмиллиона людей воспользовались этими конкретными и эффективными рекомендациями!
...

1429 руб

Вот уже в третий раз Санкт-Петербургский буддийский храм выпускает календарь с видами дацана.

В календаре на 2013 год вы увидите, как выглядит петербургский дацан в разные времена года, а также найдете фотографии, на которых запечатлены важные события из жизни Санкт-Петербургского дацана, случившиеся в 2011 и 2012 годах. В наступающем году петербургский буддистский храм готовится отметить знаменательную дату — 100 лет назад, в 2013 году, в Санкт-Петербургском дацане XII главой буддистов России Пандито Хамбо Ламой Итигэловым был проведен торжественный молебен, который послужил благословением для развития буддистской общины в столице российской империи. Этой дате будет посвящена Пятая Декада буддийской культуры в Санкт-Петербурге.

Конечно, большим спросом среди прихожан и не только пользуется буддистский календарь. Его составитель - официальный лама-астролог Буддийской традиционной Сангхи России Засаг лама Иволгинского дацана Содбо Айсуев. Благодаря этому календарю вы узнаете о главных буддистских праздниках 2013 года, сможете планировать дела, согласуясь с благоприятными и неблагоприятными днями следующего года, специально высчитанными ламами-астрологами Буддийской традиционной Сангхи России.

Телефон киоска дацана: +7-981-755-9605

В новогоднем обращении шэрээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев говорит:

Уважаемые прихожане!

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с праздником Сагаалган - Новым годом по буддистскому календарю, который наступит 11 февраля под знаком черноватой водяной Змеи.

Я с большой радостью отмечаю тот факт, что буддисты Санкт-Петербурга стали более усердны и прилежны в своей практике.

Ведь именно духовная практика избавления своего сознания от пороков дает возможность нашему уму быть свободным и счастливым. И в дальнейшем мы все вместе, объединившись, должны правильно практиковать Учение и, подавив в себе эгоизм, больше отдаваться помощи другим людям. Похвально, что этим мы вносим свой вклад в то, что в северной столице нет острых конфликтных ситуаций, здесь мирно сосуществуют люди разных вероисповеданий и национальностей, уже много лет в Санкт-Петербурге действует программа «Толерантность». Надеюсь, такой порыв будет оценен всеми: и прихожанами, и жителями Петербурга, и руководителями города и страны.

Сто лет назад в Санкт-Петербургском дацане XII главой буддистов России Пандито Хамбо Ламой Итигэловым был проведен торжественный молебен, который послужил благословением для развития буддистской общины в столице российской империи. Таким образом, Пандито Хамбо Лама Итигэлов вместе с ширээтэ ламами нескольких дацанов Бурятии освятили своим присутствием Санкт-Петербургский дацан и провели молебен за здравие и благоденствие императора и всего царского дома. Этому историческому событиюбудет посвящена Пятая Декада буддийской культуры, которая пройдет в 2013 году в нашем городе. Мы не должны забывать свою историю, поэтому в летописи Петербургского дацана это событие навсегда останется знаменательным фактом. Мы также должны помнить всех лам и учителей прошлого, связанных с нашим дацаном, сейчас ведется работа над раскрытием их имен.

Наступающий год Змеи несет с собой различные перемены во внешнем и внутреннем мире, поэтому нам необходимо больше практиковать Учение, чтобы быть готовыми к этим изменениям. Особое внимание следует обратить в этом году на подавление собственной агрессивности, которая, подобно змее, кусающей свой хвост, будет кармически возвращаться назад к нам. Наша агрессивность, как следствие, порождает раздоры, ненависть и увеличивает наши страдания.

Пусть все живые существа будут счастливы; пусть избавятся от страданий; пусть все будут равны в благости; и пусть все будут соучастны в делах друг друга!

ОМ АРА БАЗАНАДИ!

Ширээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев

Календарь Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» издан при содействии настоятеля дацана Буды Бадмаева. Дизайн - Татьяна Загоскина. Фото - Павел Платонов. Ответственный редактор - Алла Намсараева. Отпечатан в типографии «Анима».

Буддистский календарь на 2013 год можно будет приобрести в киоске Санкт-Петербургского дацана. Цена - 300 рублей.

Буддистский календарь - прекрасный подарок к Новому году. Принимаются коллективные заявки от организаций.

· Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Вьетнамский · Гильбурда · Голоценский · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский , григорианский · Римский · Румийский · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайский: лунный , солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде , Лаосе , Камбодже , Мьянме и на Шри-Ланке . Использовался в Тибете до аннексии Китаем. В Таиланде используется наряду с григорианским . Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Поэтому буддийский календарь также называется лунным, จันทรคติ, тьантхаракхати. Начало летоисчисления буддийского календаря ведется с года ухода Будды Гаутамы в нирвану (ปรินิพพาน, париниппхан) и опережает григорианское летоисчисление на 543 года. Таким образом, 2019 год по григорианскому календарю соответствует 2562 году по буддийскому календарю. Официальное летосчисление в Таиланде ведётся по буддийскому календарю, хотя, для иностранцев может быть сделано исключение, и год будет указан в соответствии с григорианским календарём.

Начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку. Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные - по-тайски:

1-й месяц лунного года, เดือนอ้าย, дыан ай, соответствует декабрю 2-й месяц лунного года, เดือนยี่, дыан йи, соответствует январю 3-й месяц лунного года, เดือนสาม, дыан сам, соответствует февралю и т. д.

Все основные знаменательные даты в тайской культуре привязаны именно к лунному календарю. Так, ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, ขึ้น ๑๕ ค่ำ, 15-й (он же последний) день возрастающей луны, имеющее ещё ряд названий в тайском языке: สว่างสุกใส เืดือนเพ็ญ วันเพ็ญ พระจันทร์เต็มดวง. На полнолуние приходятся праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие. Ключевыми лунными днями считаются также 8-й день убывающей луны (แรม ๘ ค่ำ), новолуние (แรม ๑๕ ค่ำ) и 8-й день возрастающей луны (ขึ้น ๘ ค่ำ). Полнолуние и новолуние также считаются большими светлейшими праздниками (วันพระใหญ่), а восьмые дни возрастающей и убывающей луны - малыми светлейшими праздниками (วันพระเล็ก).

Наравне с лунным календарём в Таиланде распространен обычный солнечный календарь (григорианский), สุริยคติ, суриякхати, где месяцы имеют свои названия, а не пронумерованы. Любой тайский печатный календарь будет содержать оба этих исчисления, как месяцев, так и года, а дни полнолуния, новолуния и восьмых дней убывающей и растущей луны будут отмечены маленькими фигурками Будды.

1-е января как официальный день перехода в новый год был установлен указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года (2483-й год по буддийскому календарю).

Напишите отзыв о статье "Буддийский календарь"

Отрывок, характеризующий Буддийский календарь

Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних, об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля, сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно молилась за него как за врага. Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее, и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к богу. Когда молились за царскую фамилию и за Синод, она особенно низко кланялась и крестилась, говоря себе, что, ежели она не понимает, она не может сомневаться и все таки любит правительствующий Синод и молится за него.
Окончив ектенью, дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес:
– «Сами себя и живот наш Христу богу предадим».
«Сами себя богу предадим, – повторила в своей душе Наташа. – Боже мой, предаю себя твоей воле, – думала она. – Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать, куда употребить свою волю! Да возьми же меня, возьми меня! – с умиленным нетерпением в душе говорила Наташа, не крестясь, опустив свои тонкие руки и как будто ожидая, что вот вот невидимая сила возьмет ее и избавит от себя, от своих сожалений, желаний, укоров, надежд и пороков.
Графиня несколько раз во время службы оглядывалась на умиленное, с блестящими глазами, лицо своей дочери и молилась богу о том, чтобы он помог ей.
Неожиданно, в середине и не в порядке службы, который Наташа хорошо знала, дьячок вынес скамеечку, ту самую, на которой читались коленопреклоненные молитвы в троицын день, и поставил ее перед царскими дверьми. Священник вышел в своей лиловой бархатной скуфье, оправил волосы и с усилием стал на колена. Все сделали то же и с недоумением смотрели друг на друга. Это была молитва, только что полученная из Синода, молитва о спасении России от вражеского нашествия.
– «Господи боже сил, боже спасения нашего, – начал священник тем ясным, ненапыщенным и кротким голосом, которым читают только одни духовные славянские чтецы и который так неотразимо действует на русское сердце. – Господи боже сил, боже спасения нашего! Призри ныне в милости и щедротах на смиренные люди твоя, и человеколюбно услыши, и пощади, и помилуй нас. Се враг смущаяй землю твою и хотяй положити вселенную всю пусту, восста на ны; се людие беззаконии собрашася, еже погубити достояние твое, разорити честный Иерусалим твой, возлюбленную тебе Россию: осквернити храмы твои, раскопати алтари и поругатися святыне нашей. Доколе, господи, доколе грешницы восхвалятся? Доколе употребляти имать законопреступный власть?

Культура и философия Востока давно занимала умы европейцев своим особым отношением к жизни, живым существам и миру в целом, но особенно манящим был буддизм: эта религия стала третьей самой массовой, после христианства и мусульманства. Буддийские праздники и обряды всегда отличались красочностью, помпезностью и особыми, специфическими ритуалами, уходящими корнями в древнейшие времена. В их основе - учение великого святого Будды Готамы (Гаутамы).

Коротко о буддизме

Основателем этого религиозного учения стал Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), реально существовавший человек, достигший Просветления на 49-й день медитации. Стоит заметить, что Будда - это не имя, а скорее обозначение конкретного состояния сознания: дословно оно обозначает «просветленный, пробудившийся».

Именно Сиддхартха стал основателем одной из самых мощных и влиятельных религий на земле, хотя на самом деле буддизм - это скорее наука, чем вера в божественное. Будда сформулировал четыре истины, на основе которых и выросло учение - «Четыре Алмазные (Благородные) Истины»:

  1. Жизнь - это страдание.
  2. Причина страдания - желания.
  3. Избавление от страданий - в Нирване.
  4. Достигнуть Нирваны можно, следуя Восьмеричному пути.

Буддизм подразделяется на несколько основных и множество мелких школ, между которыми существуют незначительные, но все же различия во взглядах на свое учение:

  • Махаяна - одна из ведущих школ в буддизме. Одна из основных ее идей - это сострадание ко всем живым существам и непричинение вреда всему сущему.
  • Ваджраяна - некоторые называют её еще тантрическим буддизмом. Суть учения и его техники подразумевают применение мистических практик, способных существенно влиять на подсознание человека, приводя его к просветлению. Некоторые исследователи утверждают, что школа Ваджраяны - это ветвь первого учения, Махаяны.
  • Тхеравада - самая ранняя ветвь буддизма. Сторонники этой школы утверждают, что их учение наиболее точно передает слова и наставления Будды Шакьямуни, изложенные в «Палийском каноне» - древнейшем учении, которое передавалось устно довольно длительное время и сравнительно недавно было записано, хотя и с некоторыми искажениями, как утверждают знатоки. Монахи Тхеравады свято верят, что просветления может достигнуть только самый ревностный и старательный последователь учения, этому в подтверждение приводят истории о 28 просветленных мастерах (столько их было за всю историю буддизма).

Китайский буддизм и Дзен также считаются ответвлениями буддизма, но в них упор делается на достижения поздних мастеров, а не самого Будды Готамы.

В чем особенность буддийских праздников?

Восточный менталитет существенно отличается от европейского, а религиозный и тем паче: «праздник - значит, отдыхаем и гуляем» - это не про буддистов. Наоборот, в эти дни они ревностно соблюдают различные ограничения, аскезы и обеты, выполняют различные ритуалы, так как знают, что энергия праздничных дней особенная и в сотни раз может усилить действие поступков: как положительных, так и негативных.

Другая особенность в том, что буддийское летоисчисление идет по лунному календарю, а так как лунный месяц короче солнечного, практически все даты праздников - переходящие, то есть скользящие по числам (христианская Пасха - тоже переходящий праздник). Также многие даты берут начало отсчета от некого определенного события, дня рождения Будды, например. Поэтому астрологи постоянно занимаются подсчетами будущих празднований, памятных событий и важных мероприятий.

Самые важные праздники в буддизме

Независимо от принадлежности к разным течениям буддизма, большая часть праздников - общая, а значит, отмечаются они одновременно во всех регионах и школах. Ниже приведенный список праздников в буддизме включает события, которые важны для всех приверженцев этого течения.

  • День рождения Будды Гаутамы: обычно выпадает на конец мая или начало июня по европейскому календарю.
  • День, когда Будда открыл свое учение первым ученикам - начало срока затворничества для бхикху, буддийских монахов. Приходится на полнолуние в июле.
  • Праздник Калачакры приходится на апрель - май и празднуется три дня, но самое торжественное действие приходится на 15-й лунный день третьего месяца по буддийскому календарю.
  • Круговращение Майтрейи (Майдари Хурал) - одно из почитаемых событий, на которое собирается многотысячная толпа. Из храма на колеснице вывозят огромную статую Будды Майтреи и объезжают территорию храма, двигаясь по ходу движения солнца. За колесницей следуют верующие, образуя живое колесо (оправдывая название), поют мантры, читают молитвы. Процессия продвигается медленно, часто останавливаясь, поэтому действие затягивается до глубокого вечера.
  • Праздник тысячи лампадок (Зула Хурал) - день ухода в нирвану Богдо Цзонхавы, боххдисаттвы, основавшего школу Гелуг в Тибете, которая считается на данный момент основной во всем мире. Празднование приходится на 25-й день луны первого месяца и продолжается целых три дня, на протяжении которых непрерывно зажигаются масляные лампадки и свечи в память о великом Учителе.
  • Нисхождение Будды с Неба на Землю (Лхабаб Дуйсэн) - в 22-й день 9 лунного месяца великий Будда спустился на Землю для своего последнего перерождения в теле человека (Сиддхартхи Готамы).
  • День Абхидхаммы - восхождение Будды на небо Тушита, отмечается в апреле по григорианскому календарю, в полнолуние седьмого лунного месяца - по буддийскому.
  • Сонгкран в разные годы отмечают между концом января и второй декадой марта.

Помимо основных, празднуется день рождения Далай-ламы - единственный фиксированный праздник, а также множество менее помпезных, но также важных для буддийских общин событий.

Весак

Один из главных буддийских праздников имеет несколько названий, которыми обозначается этот день в разных школах буддизма - день рождения, день ухода в Паранирвану и день достижения Просветления. Практически все школы этого учения уверены, что эти три важнейших события в жизни Будды произошли в один и тот же день, только в разные годы. Весак, Дончод-Хурал, Сага Дэва, Вишакха Пуджа - эти все названия означают одно и то же. Целую неделю последователи Будды отмечают Весак, рассказывая миру о жизни их гуру, зажигают в его честь фонарики, сделанные из бумаги, которые являются символом просветления, к которому ведет Учитель.

В монастырях и храмах устраиваются торжественные молебны, шествия и всенощно читаются молитвы, поются мантры и зажигаются тысячи свечей вокруг священных ступ. Монахи рассказывают всем желающим интересные истории из жизни Будды Шакьямуни и его верных учеников, а гости могут принять участие в общей медитации или сделать подношение монастырю, показывающее их приверженность Дхамме.

Асалха, день Дхаммы

Самый важный праздник в буддизме - Асалха (Асала, Асалха Пуджа, Чокхор Дучен), день, когда Будда впервые произнес свою проповедь о Благородных истинах своим первым пяти ученикам, с которыми он позже основал первую общину для монахов (Сангху). В честь такого выдающегося праздника в буддизме монахи ежегодно в этот день читают «Дхарма-чакра-правартану» - одну из сутр, а также дают наставления относительно того, как правильно следовать учению Будды. Многие проводят этот буддийский религиозный праздник в медитации, надеясь достигнуть Просветления в такую знаменательную дату, как это случилось с Каундиньей (один из первых учеников Гаутамы).

Асола Перахара

Так называется у буддистов «Праздник зуба Будды», который особо почитаем на Шри-Ланке, хотя и не носит религиозный характер. В истоках этого празднования лежит предание о том, что после кремации Будды Гаутамы один из его учеников заметил в пепле зуб Будды, чудом сохранившийся. Эту реликвию поместили в буддийский храм в Индии, но в 4 веке перевезли на остров Шри-Ланка, дабы сберечь ценный артефакт для последующих поколений. Был выстроен специальный храм, в котором зуб Будды хранится до настоящего времени.

Празднование длится две недели. По улицам идут красочные шествия: разряженные слоны и танцующие люди в лучших нарядах, на одном из слонов установлен ларец с реликвией, которую проносят по всем улицам. Буддисты поют песни, запускают фейерверки, прославляя своего великого гуру.

Праздник слонов

В Индии этот праздник еще называют Шествием слонов, и имеет он больше мирское и общественное значение, нежели религиозное. В первооснове лежит история о том, как Будда однажды сравнил дикого необученного слона и домашнего, прирученного людьми: для того чтобы дикий слон понял, куда ему следует двигаться, его впрягают в одну упряжь вместе с обученным. Так и с человеком: чтобы постигнуть Учение Восьмеричного Пути, следует привязать себя к уже обученному, то есть достигшему Просветления.

Как проходит буддийский праздник слонов, напоминающий последователям учения об этой проповеди Гаутамы? Массовое шествие разукрашенных слонов движется по улицам города под звуки музыкальных инструментов, ритуальных пений и восторженные приветствия жителей: более 100 животных всех возрастов участвуют в этом действии, даже малыши двух недель от роду.

Ритуалы в буддизме

Многие религиозные ритуалы отличаются специфичными верованиями и убеждениями (как для европейского человека), подчас немного странными, но при этом имеющими мистическую подоплеку всего происходящего на Земле. Именно поэтому буддисты всячески стараются своими благими деяниями повлиять на карму, причем не только свою, но и всего человечества.

1. Мэнгын Засал: раз в девять лет буддисты проводят этот ритуал для избавления от «неприятных последствий девятого года», который, по поверьям, приходится на 18, 27, 36 и т. д. год жизни человека. В эти годы человек особенно уязвим, поэтому и проводят ритуал Мэнгын: человек собирает девять «особенных» камешков и отдает их ламе, который читает над ними специальные молитвы, дует своих благостным дыханием и велит человеку выкинуть их особым методом в разных направлениях. Буддисты верят, что таким образом человек защищается от несчастий на целых девять лет, поэтому стараются провести его в первый месяц Нового года.

2. Тчаптуй: ритуальное омовение для тех, кто подвержен болезням или неудачам. Считается, что если такое происходит с человеком - его жизненная энергия слишком загрязнена, и ее необходимо очистить специальным ритуалом. В закрытой комнате над специальным сосудом читается мантра в огромном количестве повторов (от 100 000 до 1 000 000 раз). Буддисты верят, что тогда в воду в сосуде нисходит божество и наделяет ее целебной силой, которая снимает с человека негатив.

3. Мандал Шива, или Четырехчастное подношение мандалы Таре - богине, которая устраняет любые препятствия на пути. Часто используют при рождении ребенка, бракосочетании или важном начинании нового дела, постройки дома, например. При проведении ритуала богине Зеленой Таре подносят ароматную воду, цветы, благостную пищу и благовония, а также светильники. Затем преподносится специальная мандала из 37 элементов и поются соответствующие мантры.

4. Часум (ритуал Гьябши) - так называют языческое подношение различным тонким сущностям (дэвам, нагам, асурам, претам), негативно воздействующим на жизнь человека и планеты в целом. При этом эти существа настолько сварливы и капризны, что время подношений должно тщательно подбираться, чтобы не навлечь еще больший гнев на человека. Особенно важно этот ритуал проводить тем, чья работа связана с добычей металлов, рубкой леса - любое вмешательство в природу ставит под угрозу вредителя, поэтому они стараются всячески задобрить высших существ. Обращаясь к Будде, просящие читают молитвы и подносят светильники, пищу и луд-тормы - это человеческие фигурки, изготовленные из теста, а также цаца - рельефные изображения буддийских ступ, самого Будды из гипса или глины. Каждый вариант подношения должен равняться 100 единицам, в итоге получается 400 - поэтому и назван ритуал Гьябши - «четыреста».

Новый год по-буддийски: Саагалган

Этот праздник в буддизме символизирует начало Нового года, который в буддийской традиции приходится на весну. Интересен тот факт, что в разных странах, исповедующих буддизм, праздник Нового года может приходиться на разные даты, ведь живут они по лунному календарю, который не совпадает с солнечным, поэтому астрологи заранее высчитывают все праздничные и важные даты, оповещая народ.

За три дня до наступления Саагалгана монахи в храмах проводят особенный молебен - Дхармапалам, который посвящают десяти божествам, охраняющим учение Будды, зажигают лампады, и колокола бьют 108 раз. Особо почитают богиню Шри-Дэви, которая, согласно поверьям, в канун Нового года трижды объезжает все владения, проверяя, готовы ли люди, достаточно ли чисто в их домах, не бедствуют ли домашние животные, довольны ли дети. Буддисты свято верят в то, что если не спать в эту ночь до шести утра и петь мантры и молитвы, посвященные богине, то удача в наступающем году будет на их стороне. Очень важно, чтобы в новогоднюю ночь на столе были молоко, сметана, творог, масло. Также рекомендовалось проводить первый день Саалагалгана в кругу семьи.

Существует интересная традиция запускания «Коня ветра-удачи» - это изображенея на ткани, символизирующее благосостояние человека или семьи. Обязательно этот символ освящают в храме и затем привязывают к дому или расположенному поблизости дереву так, чтобы оно раскачивалось на ветру. Считается, что «Конь ветра-удачи» является мощным оберегом семьи от неудач, болезней и горестей любого рода.

В некоторых провинциях юга приверженцы школ Тхеравады надевают на статуи Будд новые монашеские одежды, которые потом отдают монахам в пользование: считается, что такие действия повышают благостную карму человека. В Лаосе в этот день люди стараются купить живую рыбу и выпустить ее на волю, таким образом также улучшая карму путем сострадания к живому существу.

Катхина-Дана

Бун Катхин - еще один праздник в буддизме, который мотивирует мирских людей делать добрые дела и таким образом «накопить» хорошую карму. «Катхина» - этим словом называют специальное лекало, по которому выкраивают одежду для монахов. Праздник подразумевает дарение бхикху (монахам) новой одежды, для этого даритель или его семья приглашают монаха в дом на праздничный обед, перед которым читают особую молитву. После трапезы они отправляются к храму для вручения подарков. Их сопровождают миряне песнями, танцами и игрой на местных музыкальных инструментах. Перед тем как войти в храм, вся процессия обходит его трижды, обязательно против часовой стрелки, и только потом все входят внутрь и рассаживаются для церемонии: старшие впереди, а юные - позади.

Важный момент: одеяние для монаха должно быть изготовлено за 24 часа, предшествующие празднику, то есть человек должен успеть сделать нити из хлопка, выткать ткань на станке, выкроить одеяние и после покрасить его в традиционный оранжевый цвет, а значит, не спать и не есть в течение этих суток, отдавая таким поступком дань уважения членам Сангхи (монашеской общины). Интересно то, что в момент дарения настоятель святого места спрашивает у всех собравшихся: достоин ли (называется имя монаха) подарка, и если все присутствующие подтверждают троекратно словом «садху», только тогда бхикху получает свой подарок, благословляя изготовителя. Это благословение считается очень ценным, поэтому сотни людей стараются успеть в канун буддийского праздника Катхины изготовить подарок для бхикху.