Особенности развития педагогической мысли в XVII-XVIII веке. Воспитание и обучение царских детей «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, кот

Благодаря дневнику доктора Эроара мы можем представить себе жизнь ребенка в начале XVII века, его игры и этапы умственного и физического развития, которым соответствовала каждая из этих игр. Хотя речь идет о дофине Франции, будущем Людовике XIII. можно не бояться обобщений, так как при дворе Генриха IV королевские дети, законные и незаконные, получили то же воспитание, что и другие отпрыски дворянских семей, и еще не было абсолютного различия между королевским дворцом и замками знати. Итак, маленького Людовика XIII воспитывали точно так же, как и его товарищей,- ему давал уроки фехтования и верховой езды тот самый учитель, что преподавал военные искусства в Академии для дворянской молодежи, господин де Плювинель; на замечательных гравюрах к учебнику верховой езды де Плювинеля, сделанных Криспеном де По, можно видеть молодого короля во время занятий в манеже. Единственное отличие - будущий монарх никогда не ходил в коллеж, который посещала уже в те времена часть детей знати. Во второй половине XVII века ситуация меняется: культ королевской власти с самого детства отделил молодого принца от других смертных, пусть даже самых
знатных фамилий.

Людовик 13-дофин

Личный врач Людовика- Эроар оставил нам подробный дневник с детальным описанием каждого шага маленького дофина. В год и пять месяцев, отмечает Эроар, «он играет на скрипке и при этом подпевает себе». Раньше он довольствовался более подходящими для этого возраста игрушками: деревянная лошадка, вертушка, «он пытается играть с кубарем» (волчок, обхватываемый во время запуска веревкой.). В полтора года ему уже дают скрипку, тогда это еще не благородный инструмент, а «бренчалка», под которую пляшут на свадьбах и деревенских праздниках.
В том же возрасте он начинает играть в шары [игра, напоминающая крикет]. «Дофин во время игры в молот промахнулся и поранил господина де Лонгвиля». Это все равно, что в сегодняшней Англии полуторагодовалый младенец начал бы играть в гольф или крикет. В год и десять месяцев мы узнаем, что он «продолжает выбивать на барабане все марши»: каждая рота имела свой барабан и свой строевой шаг. Его начинают учить говорить: «Сперва его заставляют произносить отдельные слоги, чтобы потом было легче произносить целые слова».

Brooker Harry
The archers


Дофин начинает говорить; Эроар записывает в фонетической транскрипции его первые слова: «казу папе» - скажу папе; «наису» - нарисуй. Его часто порют: «...кричит, был выпорот (за то, что отказывался есть); успокаивается, потом снова кричит, потом ест». «С громкими криками ушел в комнату. Высечен. Секли долго».
Он любит общество солдат. «Его всегда любили солдаты». «Он возится с игрушечной пушкой». «Со своими солдатами он устраивает маленькую войну. Господин де Марсан надевает ему впервые в жизни высокий воротник. Он в восторге». «Они играют в войну». Мы узнаем также, что он ходит в зал для игры в мяч, будто взрослый, однако спит он еще в колыбели. 19 июля 1604-го ему два года девять месяцев, «чрезвычайно возбужден - ему ставят кровать, первый раз в жизни он будет спать не в колыбели». Он знает уже основы своей религии, на причастии ему показывают облатку.
В Сочельник 1604 года он в полной мере участвует в празднествах: ему три года, «перед праздничным ужином приносят рождественский пень, на котором он будет танцевать и петь в честь приближающегося Рождества». Ему дарят подарки: мяч и хитроумные безделушки из Италии, механического голубя, пред-
назначенного также и для королевы. Зимними вечерами, сидя в четырех стенах,- это в эпоху, когда большую часть времени проводили на открытом воздухе,- «он забавляется тем, что вырезает ножницами разные фигурки из бумаги». Музыка и танцы по-прежнему занимают большое место в его жизни.

A thrilling moment
John George Brown 1880


Он танцует гальярду, сарабанду и бурре *. Ему нравится петь и играть на мандоре (разновидность лютни) Буало. Он поет песню Робена: «Робен едет в Тур / Купить себе велюр, / Чтоб сшить себе колпак, / Я тоже хочу так...». «Потом он принялся петь себе колыбельную: „Кто хочет послушать песню? / Дочь короля Луи / Бурбон так полюбил, / Что даже обрюхатил"». Замечательная колыбельная для маленьких детей! Через несколько дней ему исполнится четыре, а он уже знает, как называются струны лютни, а лютня - инструмент знати: «Играет кончиком пальца на губе и говорит: как контрабаса» (Эроар использует фонетическую транскрипцию и записывает все, даже заикания, когда они имеют место)

Thomas Eakins
Baby at play


В три года пять месяцев «ему нравиться листать Библию с картинками, кормилица ему показывает буквы - он знает весь алфавит». Затем приходит очередь четверостиший Пибрака, правил поведения в обществе, морали. Дети должны знать это наизусть. Начиная с четырех лет ему преподают письмо: его учитель - причетник дворцовой часовни Дюмон. «Ему приносят письменный прибор в столовую. Дюмон собирается вести урок, он говорит: я кладу пример и ухожу к моим ученикам». (Примером называли образец, который надо было скопировать.) «Он переписывает пример, точно копируя каждую букву. Очень доволен». Он начинает знакомиться с латинскими словами. В шесть лет профессиональный каллиграф заменит клирика из часовни. «Он переписывает пример, Богран, королевский каллиграф, показывает ему, как надо писать».

Guilty
Seymour Joseph Guy

Все еще играет в куклы. «Ему нравится возиться с маленькими игрушками и с немецкой комнатой (миниатюрная мебель и сама комната, которую изготовляли мастера из Нюрнберга). Господин де Ломени дарит ему куклу, одетую как дворянин, с высоким воротником и надушенную. Он ее расчесывает и говорит: „Я женю его на кукле Мадам (сестры)"». Также ему очень нравится вырезать из бумаги. Ему рассказывают различные истории: «Он попросил кормилицу рассказать о куме Лисе, о злом богаче и о Лазаре». «На ночь ему рассказывают сказки Мелюзины. Я говорю ему, что это сказки, а не правдивые истории». (Неправда ли, современно?) Сказки предназначались тогда не только для детей - их по вечерам слушали и взрослые.
Одновременно с игрой в куклы этот четырех- пятилетний ребенок стреляет из лука и играет в карты, шахматы (в шесть лет) и предается таким взрослым развлечениям, как мяч с ракеткой и многочисленные салонные игры. В три года он играет в «что положишь ты в корзинку». Нужно было отвечать - дофинку, принцесенку и т. д., забава детей и молодых людей. С королевскими пажами, которые старше его,- в «нравится ли вам компания?», он ведет, и когда не знает, что нужно сделать или ответить, он спрашивает; а вот уже забавы пятнадцатилетних - например, «зажечь свечу с завязанными глазами». Если не с пажами, то с солдатами: «Он участвует в самых разных забавах - „мне нравится ваше место", „кто ударил", прятки, играет на волынке с солдатами». В шесть начинаются игры в профессии, ролевые и групповые игры, когда ведущий что-либо изображает и нужно догадаться, о чем идет речь. Так развлекаются и взрослые и подростки.

Soap bubbles
Ferdinand du Puigaudeau


Все меняется к семи годам - он больше не носит детской одежды, отныне его воспитание в руках мужчин. Он прощается с «маманга» - мадам де Монгла - и попадает в ведение господина де Субиза. Всеми силами его стараются отвратить от игр детей малого возраста, особенно от кукол: «Вам не следует более играть с такими игрушками (имеется в виду немецкая комната), как не следует играть в извозчика, вы уже большой, вы больше не ребенок». Он начинает всерьез обучаться верховой езде, стрельбе из различных видов оружия, его берут на охоту. Он играет в азартные игры: «Играет в кости, выигрывает бирюзовую безделушку». Создается впечатление, что этот возраст обозначает какой-то важный этап - именно семь лет в педагогической и воспитательной литературе XVII века упоминается как возраст, когда можно отдавать детей в школу или отпускать в самостоятельную жизнь.
Он участвует в торжествах по поводу сезонных и религиозных праздников - Рождество, Май, Иванов день... Мы видим, что в те времена нет еще четкой границы между детскими и взрослыми играми. Они были общими для тех и других.

Dolly"s portrait
Charles Courtney Curran
1909


В начале XVII века эта универсальность больше не распространяется на самых маленьких. Мы хорошо знаем их игры, так как начиная с XV века, то есть с появления путти в иконографии, художники все чаще обращаются к образу ребенка и сценам, изображающим играющих детей. Там можно узнать деревянную лошадку, ветряную вертушку, птицу, привязанную за лапку, и иногда. реже - куклу. Совершенно ясно, что все это предназначалось для самого младшего возраста. Однако невольно задаешься вопросом: было ли так всегда или когда-то все перечисленные здесь игрушки принадлежали миру взрослых? Некоторые из них появились благодаря детской потребности подражать взрослым, уменьшался масштаб до их размеров, как, например, деревянная лошадка в эпоху господства гужевого транспорта. Ветряная вертушка - эти вращающиеся на конце палочки крылья есть не что иное, как имитация более современного технического достижения, чем лошадиная тяга,- силу ветра начали использовать в Средние века. Тот же рефлекс, который заставляет сегодняшних детей играть с игрушечным грузовиком или автомобилем. Хотя, впрочем, ветряные мельницы давно исчезли из наших деревень, вертушки на палочках все еще продаются на ярмарках и на детских площадках общественных парков. Дети - это наиболее консервативная часть общества.

Spillar Jaroslav
Playtime


В XVII веке различают следующие типы игр: игры для взрослых и дворян, игры для детей и черни. Само по себе это разделение не ново и восходит к Средним векам. Но начиная с XII века оно затрагивает лишь некоторые игры,- очень специфические, которых насчитывается немного,- игры рыцарские. Прежде чем окончательно сформировалось представление о благородстве происхождения и о высшем сословии вообще, игры были общими для всех независимо от социального положения. Некоторые игры, в свою очередь, еще долго и после этого сохраняли всеобщий характер. Франциск I и Генрих II не считали зазорным поучаствовать в борьбе, Генрих II играл в мяч - в следующем веке это было уже недопустимо. Ришелье принимается прыгать в галерее, как Тристан при дворе короля Марка, Людовик XIV играет в мяч с ракеткой. Но и эти традиционные игры, в свою очередь, в XVIII веке перестают занимать людей высшего общества.

John George Brown
The little Joker

С XII века часть игр предназначалась только рыцарям и только взрослым. Наряду с борьбой, развлечением всеобщим, турнир и кольцо были занятиями рыцарей. Простолюдинам было запрещено присутствовать на турнирах, так же как и детям, пусть даже знатного происхождения,- впервые обычай запрещал детям, как и простолюдинам, принимать участие в коллективной игре. Но дети забавлялись тем, что подражали закрытым для них турнирам. В календаре молитвенника Гримани можно найти сцены с изображением пародийных детских турниров, дети сидят верхом на бочках, а среди играющих можно признать и будущего Карла Пятого.
С конца XVI века турниры больше не проводятся. Их заменяют другие спортивные игры дворян - при королевском дворе, в военных классах Академии, где молодые дворяне первойполовины XVII века обучаются фехтованию и верховой езде.Квинтана (то есть «чучело») - игра, в которой необходимо пешим или конным с ходу поразить копьем кусок дерева, заменивший живую мишень турниров и изображавший голову турка.«Кольцо» - на всем скаку сорвать кольцо. В книге Плювинеля,директора одной из таких академий, есть гравюра Криспенаде По, на которой изображен ребенок, будущий Людовик XIII,играющий в квинтану. Автор пишет, что эта игра обладает «яростью лобового столкновения (турнир) и изысканностью игры в кольцо».

Fritz Freund
The snowball fight


Другие примеры процесса, в результате которого прежде значительные игры переходят в разряд детских забав и развлечений на народных гуляниях. Обруч - в конце Средних веков в него играли не дети, точнее не только дети. На шпалере XVI века подростки забавляются обручем, один из них крутит обруч на палке. На рисунке на дереве работы Жана Леклерка конца XVI века уже достаточно взрослые ребята не только бросают обруч, но и прыгают через него как через скакалку: «Кто лучше,- гласит надпись,- прыгнет в обруч» . Обруч позволял выполнить иногда довольно сложные акробатические фигуры. С ним также танцевали довольно взрослые молодые люди, и это были традиционные танцы.
Начиная с конца XVII века в городах обруч уже перешел, по-видимому, в распоряжение детей. На гравюре Мериана изображен маленький мальчик, толкающий свой обруч точно так же, какэто делают повсюду дети в XIX и отчасти в XX веках. Общаяигрушка, из разряда танцевальных и акробатических аксессуаров,обруч становится достоянием детей все более младшего возраста - и так до полного своего исчезновения из повседневной практики. Справедливо утверждение: чтобы игрушка привлекала детское внимание, необходимо, чтобы она напоминала нечто, принадлежащее миру взрослых.

Theophile-Emmanuel Duverger
Hopscotch


Людовику XIII в детстве читали сказки Мелюзины, то есть волшебные сказки. Однако в то время сказки рассказывали и взрослым. «Мадам де Севинье,- отмечает Сторер, специально изучавшая «моду на волшебные сказки» в конце XVII века,- просто напичкана суевериями» . Она не смеет пошутить в ответ на шутку мадам Куланж по поводу некой Кювердон «из страха, что в отместку на ее лицо может прыгнуть жаба». Она намекает на историю трубадура Готье де Куэнси, которую она знала, как того требовала традиция.
Та же дама пишет 6 августа 1677 года: «Мадам де Куланж... любезно поделилась с нами сказками, что забавляют версальских дам; это называется „потчевать". Значит, потчевали нас сказкой о зеленом острове, где растет принцесса прекраснее света белого. Феи постоянно согревают ее своим дыханием и т. д. Сказка продолжалась целый час».
В то же время во второй половине XVII века люди начинают находить эти сказки слишком простенькими и, продолжая интересоваться ими, пытаются придать им новый оттенок - это похоже на попытку превратить в литературный жанр рассказы, принадлежащие устной и наивной народной традиции. Это проявляется в появлении изданий в принципе детских, как, например, сказки Шарля Перро, где еще слишком силен привкус старинных историй, и в появлении более серьезных публикаций, предназначенных не для детского чтения и не для народа.

Paul Charles Chocarne-Moreau
The spanking


В то время как сказка становится в конце XVII века новым серьезным литературным жанром письменной традиции (не важно, идет речь о философских сказках или о стилизованных под старинные), устная сказочная традиция забывается теми, кому мода адресует сказки, воспроизведенные на бумаге. Кольбер и мадам де Севинье слушали сказки, никому и не приходила в голову мысль подчеркнуть этот факт как нечто необычное - развлечение того же порядка, как сегодня чтение детективов. В 1771 году дело обстоит иначе - в приличном обществе среди взрослых случается, что старые полузабытые сказки устной традиции вызывают любопытство, свойственное археологам или этнологам,- прообраз современного интереса к фольклору и арго. Герцогиня де Шуазель пишет мадам Дюдефан, что Шуазелю «читают по его просьбе волшебные сказки - он их слушает дни напролет. Мы все к ним пристрастились и воспринимаем их как рассказы о настоящей истории наших дней»

Мяч с ракеткой был самой распространенной игрой; из всех спортивных игр именно к этой моралисты конца Средневековья относились более или менее терпимо и с наименьшим отвращением, в течение нескольких веков она оставалась самой популярной и была общей для всех сословий - и для королей, и для простонародья. Положение изменилось в конце XVII века. Отныне отмечается некая неприязнь у людей высшего сословия к игре в мяч с ракеткой. В Париже в 1657 году насчитывалось 114 залов для игры, в 1700 году, несмотря на значительный прирост населения, их число падает до десяти, в XIX веке их остается только два - один на улице Мазарини, другой на террасе Тюильри, где он действует и в 1900 году. Уже Людовик XIV, говорит историк Жюссеран, играл в мяч с ракеткой без энтузиазма. Однако если взрослые образованные люди оставляют эту игру, дети даже из хороших семей сохраняют ей верность в разнообразных формах игры с мячиком, воланом или в пелоту.

John Califano
Independence Day. 1900


Немало и других спортивных игр перешло в область детских и народных забав. Скажем, игра в шары, о котором мадам де Севинье говорит в письме своему зятю в 1685 году: «Я два раза сыграла в шары с игроками из Роше. Ах, мой дорогой граф, я все время думаю о Вас, с какой ловкостью вы били по мячу. Мне бы хотелось, чтобы и у вас в Гриньяне была такая же красивая площадка для игры». Все эти игры с мячиками, шариками, кеглями были когда-то забыты дворянством и буржуазией и полностью отошли к взрослым в деревнях и к детям на детских площадках.
Еще один вид забав, в прошлом всеобщих, а потом исключительно детских и народных,- переодевание. Романы XVI-XVIII веков полны историй с переодеваниями: мальчики переодеваются девочками, принцессы - пастушками и т. д. Эта литература отражает обычаи, проявлявшиеся во время праздников - сезонных или по случаю: праздника Королей, «жирного вторника», ноябрьских торжеств... Долгое время, выходя на улицу, люди, и особенно женщины, надевали маску (как теперь надевают перчатки). Им хотелось казаться красивее и загадочнее. Это относилось к дворянам. С XVIII века праздники с переодеванием становятся все более редкими и скромными в приличном обществе, карнавал становится чисто народным развлечением и даже пересекает океан, проникая в среду черных рабов Америки. Ну а дети теперь надевают маски и переодеваются для собственного удовольствия.

James Jacques Joseph Tissot
A little nimrod


Я оччччень сильно сократила текст.Полностью смотрите по ссылке
http://ec-dejavu.ru/p/Play.html

Адриан Старший Колларт. «Библейский сюжет» по рисунку М. Де Васа. Нидерланды, середина XVI в. Резцовая гравюра.

Не каждому художнику для творческого процесса требуются кисти и краски. Некоторым достаточно иметь металлическую пластину и пару инструментов. Такие приспособления нужны для создания гравюр. Этот вид искусства был очень популярен в Cредние века, сейчас авторов-граверов не так много, отчего картины, созданные в подобной технике, не становятся менее интересны.
У северян есть уникальная возможность познакомиться с гравюрами, выполненными западноевропейскими мастерами XVI - XIX веков: в областном художественном музее открылась выставка «Радость постижения бытия». Экспонаты предоставлены московским коллекционером Владимиром Беликовым.
- Владимир Гурьевич - давний друг музея, и нынешняя выставка стала не первым совместным проектом. В 2015 году жители Заполярья могли видеть серию гравюр на военные темы «Трагедия утрат и величие Победы», в 2016-м - «Образы Вечной книги», посвященную библейским сюжетам, - сказал на открытии экспозиции председатель регио-
нального комитета по культуре и искусству Сергей Ершов. - Эти дружественные отношения достигли того уровня, что коллекционер предоставил нам такое количество экспонатов, которое позволило открыть выставку не только в Мурманске, но и в Североморске. А значит, намного больше северян могут познакомиться с этими удивительными картинами. Кроме того, в следующем году Россия вступает в Десятилетие детства, поэтому экспозиция, посвященная жизни мальчишек и девчонок, весьма кстати. Автор передает нам свой посыл: детство надо беречь, ведь это самое прекрасное, что у нас есть.
В областном художественном музее можно увидеть около 50 произведений. Гравюры, созданные в Германии, Италии, Франции, Англии, Голландии и Испании, объединяют темы
детства, семьи, игры. Посетители наверняка оценят красоту гравюры, ее уникальный художественный язык.
- Выставку можно охарактеризовать как неспешную. Сюжеты, которые мы видим, завораживают. Так же, как и техника художников, - взяла слово директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Мы видим самых разных детей: пастушков, ребят с обездоленной судьбой, аристократов… И пусть прошло уже несколько веков, увлечения у юного поколения не меняются. Они все так же любят играть и шалить.
Тематика сюжетов, созданных на картинах, с течением времени менялась. Так, для XV века характерны в основном картины на библейские темы, двумя веками позже на первый план выходят бытовые зарисовки.


- В XVI веке искусство художественного оттиска получило широкое признание, в Европе гравюра была возведена в ранг высокого искусства, - прокомментировала старший научный сотрудник отдела фондов музея Ольга Заозерская. - Первые гравюры отличались более резкими линиями, ребенок был вписан в библейский сюжет. В XVII веке линии становятся более плавными, тягучими, а изображения детей вписываются в бытовые сюжеты. Например, на одной из картин мы видим застолье, в котором участвуют бабушка и внук.
Или вот мальчишка в шляпе гонит палкой коров и коз, неподалеку взрослые занимаются тем же - это картина «Апрель». Вот ребята качаются на качелях, а на другой картине малыши открывают ворота. Как и положено, одна девочка повисла на деревянной планке и катается. Согласитесь, мы и сами в детстве такое вытворяли, да и сейчас подобное можно увидеть в любой деревне.


Вообще XVII век стал золотым временем развития гравюры и офорта. Список жанров, в которых работали художники, все расширялся: портреты, пейзажи, пасторали, батальные сцены, натюрморты, изображения животных и обитателей морских глубин.
Примерно в это же время гравюра перестала быть черно-белой, на картинах появились другие цвета. Что любопытно, если не знать, что перед нами именно гравюра, цветной офорт на первый взгляд запросто можно принять за акварель.
Описать все разнообразие работ мастеров невозможно. Владимир Беликов начал собирать свою коллекцию от образцов из изданий Петровской эпохи и золотого века французской иллюстрации XVIII века до современных произведений более 30 лет назад. Работы накапливались, источниками служили покупки за рубежом, дары знакомых художников. Сейчас в коллекции более 15 тысяч арт-объектов: линогравюры, офорты, ксилографии, книжные миниатюры, самые ранние из которых датируются XV веком. Комбинации работ составили около 300 абсолютно разных по концепции экспозиций.
В областном художественном музее выставка будет работать до 29 октября. Экспозиция, разместившаяся в Североморском музейно-выставочном комплексе, пробудет там до 28 сентября, а затем переедет в ЗАТО Александровск.


Маленькие дети должны смотреть на родителей как на своих абсолютных хозяев и пребывать в священном страхе перед ними.

Родители горевали по своим умершим детям тем сильнее, чем длиннее была жизнь последних. Когда младший ребенок Ральфа Джозелина умер, он был "не слишком огорчен, т. к. малыш прожил недолго". После смерти дочери Ральф записал в дневнике: "Сегодня моя Мэри уснула навеки, а*ее душа отправилась в рай, где пребывают Иисус и все святые. Ей было 8 лет и 45 дней, она наш первенец, и я прошу Господа позаботиться о ней. Мэри была драгоценным ребенком с тысячью добродетелей: мудрая, бесстрашная, любознательная, мягкосердечная и любящая. Послушное дитя, она не грубила, как все другие маленькие дети. Сейчас девочка мне еще дороже, чем была при жизни. Даже в болезни Мэри была терпеливой и благодарной всем, кто за ней ухаживал. Она появилась желанным ребенком и умерла, оставив нас в горе. Память о ней будет всегда жить во мне".

Деторождение рассматривалось как основная цель брака. Статистика отмечала, что городские семьи Англии имеют меньше детей, чем сельские. Причины приводились следующие: разврат, измены, неумеренная роскошь и невоздержанность, нездоровый воздух, большая разница в возрасте между мужем и женой. Бездетность была горем для супругов.
Дети в семье, как правило, были желанными. Опасная жизнь, наверное, и заставляла родителей любить их и заботиться о своих чадах безмерно.

В противоположность общему мнению о неприязненном отношении англичан к детям и строгой дисциплине в семьях Генри Миссон находит, что "они удивительно пекутся о своем подрастающем поколении, все время ласкают и хвалят их. Во всяком случае, так кажется нам, французским родителям. Мы начинаем критиковать своих детей, как только те обнаруживают способность понимать свои ошибки, держим их в почтительном страхе, который делает их хорошими людьми в будущем".

Джон Локк отмечает тенденцию англичан портить детей: "Воспитав плохого ребенка, мы надеемся, что из него выйдет хороший взрослый. Если маленький мальчик получает виноград и сливы, когда только захочет, т. к. родители боятся, что бедняжка заплачет или лишится аппетита, то, став мужчиной, он потребует исполнения взрослых желаний: вина и женщин".

Локк предлагает устанавливать строгую дисциплину и использовать наказания с самого юного возраста: "Но мы не должны добиваться той же серьезности и ответственности от маленьких детей, что и от больших. Им должны позволяться глупости и ребячество, соответствующие возрасту. Веселье и беспечность - часть их характера".

Лондонские мамы высокого и среднего достатка критиковались за игнорирование медицинских советов и отправление детей в приют, где многие из них погибали или серьезно заболевали. Эти трагедии происходили скорее по незнанию, чем из-за равнодушия. Считалось, что чистый воздух деревни полезен для малышей. Мамаши зачастую не знали, что неправильное питание вызывает рахит (в приютах он был распространен). Для лечения часто прибегали к рецепту Ханны Вулли "для детей, которые из-за слабости конечностей не могут ни стоять, ни ходить": "Возьмите горчицу и шалфей в равных пропорциях, растолките, выжмите сок и вылейте во флакон объемом в два стакана, наполнив его до краев, затем залепите горлышко тестом и поставьте сосуд в духовку на время выпекания домашнего хлеба. Вытащив, остудите, уберите тесто: сок должен загустеть. Поставьте флакон в кладовую и храните там. При надобности возьмите две столовые ложки мази, растопите вместе с костным мозгом ноги быка. Нагрейте до еле терпимой температуры и смазывайте нижние конечности ребенка утром и вечером, попутно растирая ножки руками. Через некоторое время ваш ребенок выздоровеет. Эффективность этого рецепта доказана".

Удивительно, насколько легкомысленны были родители, доверяя свое потомство незнакомым людям. Детей оставляли на нянек и слуг на недели и месяцы. Элизабет Фреке отдала десятинедельного сына няне на время своего путешествия по Ирландии. Вскоре она получила страшную весть от отца: "Ребенок получил увечье из-за невнимательности няньки. 14 декабря он сломал ногу в бедре, а она держала это в секрете три месяца, пока кость не начала срастаться. Младенец постоянно лежал в люльке, и все считали, что он плачет из-за режущихся зубов". Няньку уволили, перелом вылечили.

Эта ситуация не кажется необычной, если почитать "Наставление слугам" Джонатана Свифта: "Если случайно уроните ребенка и покалечите его, никогда не рассказывайте об этом. Если он умрет, никто не узнает причины".

А вот Ханна Вулли так описывает идеальную служанку: "Вы должны быть спокойны, уравновешенны, аккуратны в одежде и серьезны в отношении к своим обязанностям. Не ленивы и не медлительны, а внимательны даже в ночное время, если ребенок заболеет". Кроме того, нянька обязана предотвращать появление глистов: "Особенно следите за питанием. Если заметите, что ребенок бледнее обычного или жалуется на боли в животе, будьте уверены - это глисты его беспокоят. Давайте необходимые лекарства, делайте это систематически и даже для профилактики, т. к. слишком много детей погибло от этой заразы".

Философ Джон Локк в юности был учеником известного медика сэра Томаса Сиденхема, поэтому в своей работе "Как воспитывать детей, или Об образовании" уделяет особое внимание здоровью ребенка. Он считает необходимым хороший сон, свежий воздух и теплую одежду. Больше всего критикует детское пеленание: "Ребенок только-только покинул материнскую утробу, начал двигаться и шевелить конечностями, как его сразу лишают свободы. Малыша заворачивают в пеленки: фиксируют голову, вытягивают ножки и ручки, а затем наматывают кучу тряпья, так что пальцем не пошевелишь".

После избавления от пеленок в возрасте трех месяцев мальчикам становится легче, чем девочкам, которым с самого раннего возраста формировали фигуру при помощи корсетов из китового уса. Когда в семье Джона Эвелина умерла четырехлетняя девочка, вскрытие показало, что корсет сломал ей ребра, которые, в свою очередь, проткнули легкие и вызвали смерть. Локк предупреждал об опасности таких одеяний: "Узкая грудь, одышка, больные легкие и сутулость - неизбежный результат сковывающей одежды. Пытаясь с ее помощью создать тонкую талию и идеальные формы, мы только портим здоровье ребенка".

Дети, подражая взрослым, обращали большое внимание на одежду. Она была предметом тщеславия и соперничества. Локк предупреждал о губительных последствиях этого: "Ребенка часто приучают к костюму отличного качества; когда девочка облачается в новое платье, мать невольно воспитывает в ней самолюбование, называя своей маленькой королевой, принцессой. Таким образом, малыши учатся гордиться своей одеждой. Вырастая, они продолжают ценить себя и других по внешнему лоску, созданному портнихой".
Точно так же прогрессивные мыслители осуждали воспитание детей по половому признаку: "Мисс еще нет и трех лет, но ее каждый день заставляют прятать ноги и серьезно ругают, если она их вдруг покажет. Маленькому мистеру такого же возраста приказывают справлять нужду подобно взрослому мужчине".

Ханна Вулли советовала нянькам содержать детей в чистоте. Однако ни в одном руководстве не говорится о приучении малышей к горшку. Что, в общем-то, неудивительно, т. к. взрослые использовали в целях облегчения и камин, и дальние углы дома, и горшок в компании за столом. Общественных туалетов вообще не существовало.
Локк обнаруживал полное незнание взрослых о том, как и чем кормить детей. Им слишком рано начинали давать твердую пищу, отчего многие умирали.

Локк свято верил, что мясо ребенку нельзя предлагать до двух-трехлетнего возраста. "Но сколько бы пользы это ни принесло настоящему и будущему состоянию здоровья малыша, боюсь, родители не согласятся использовать мой совет. Привыкнув сами есть слишком много животной пищи, они будут думать, что их дети страдают от голода, не получив порцию мяса хотя бы два раза в день". У детей не портились бы зубы, не возникали многочисленные заболевания, а закладывались бы основы превосходного здорового организма, если бы "не их любящие матери и глупые слуги, которые не могут оградить чадо от мясной пищи первые четыре года его жизни". Родителей убеждали следить затем, чтобы ребенок хорошо прожевывал пищу: "Мы, англичане, часто закрываем на это глаза; отсюда - несварение желудка и другие неприятности".

Завтрак и ужин младенца составляли молоко, молочная похлебка, каша на воде. Сахар и соль использовались в умеренных количествах. "Кусок хорошо испеченного прожаренного хлеба, иногда с маслом и сыром, иногда без них - самый лучший завтрак для моего господина". Случайных перекусов между приемами пищи не предполагалось. В Лондоне никто не пил воду, и Ханна Вулли советовала не давать детям "слишком много вина и крепких ликеров". Локк поддерживает ее в этом: "Ребенок должен пить только слабенькое пиво, и то только после того, как съест хотя бы кусочек хлеба". Детям не разрешалось пить без еды, чтобы они не приобрели алкогольную зависимость: "Постоянно иметь рядом стакан - опасное начало для юного джентльмена".

Детям не позволяли есть фрукты "в качестве десерта, когда желудок уже заполнен", а давали их между приемами пищи или на завтрак. "Созревшие яблоки и груши можно есть в любое время и в любых количествах, особенно яблоки. Я слышал, собранные после октября, они никогда не вредят здоровью". Сладостей малышам старались не давать.
На воспитание детей, конечно, влияло строго иерархическое устройство общества, в котором они жили. От ребенка требовали уважения, почтения, послушания и любви к родителям. Сезар де Соссюр писал что "воспитанные дети утром и вечером говорили мамам и папам "доброе утро" и "спокойной ночи" и вставали перед ними на колени для благословения. Родители, положив руку на голову чада, говорили: "Да благословит тебя Господь" или что-то подобное, а дети целовали им руки. Сироты проводят ту же церемонию с бабушкой и дедушкой или ближайшими родственниками".

Ханна Вулли в книге "Справочник настоящей леди" советует матерям воспитывать в ребенке благоговейный страх перед отцом: "Приучайте детей слушаться вашего мужа даже более, чем слушаетесь его вы сами. Следите, чтобы они настолько боялись его, что не осмеливались бы повести себя грубо или нарушить тишину шумной игрой. Они должны выказывать отцу уважение и радовать его своим видом и поведением".

Локк описывал идеальные отношения между родителями и детьми: "Как мне представляется, все согласятся с тем, что маленький ребенок должен считать маму и папу своими абсолютными хозяевами и пребывать в священном трепете перед ними, а став взрослым, относиться к родителям как к своим единственным настоящим друзьям, с любовью и уважением".

Первым русским царем стал Иван Грозный. Петр I в 1721 году принял титул императора. Строго говоря, детство царских детей пришлось на период между этими событиями, то есть XVI-XVII века. Однако далеко не у всех правителей Руси детство и впрямь было царское.

Три монарха не унаследовали трон, а получили власть в результате избрания. Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов – выходцы из боярских семей, и при рождении никто не думал готовить их для управления страной.

Совсем другое детство было у Ивана Грозного, который в три года лишился отца, а в восемь лет – матери. Он с трех лет исполнял некоторые царские обязанности, но, конечно, не управлял делами государства.

1. Без детей нет семьи

Стране нужен был наследник. Отсутствие детей могло привести даже к распаду семьи. Великий князь Московский Василий III и его супруга Соломония Сабурова прожили в браке 20 лет, но так и не родили ни одного ребенка. В итоге царице пришлось уйти в монастырь. Василий женился на Елене Глинской, и через четыре года у них родился сын – будущий Иван Грозный.

2. Кормить грудью - не царское дело

Царица могла постоянно находиться при младенце, но вскармливать его ей было не по статусу. Кормилицей могла стать женщина любого происхождения, если у нее недавно родилось дитя. Следили главным образом за тем, чтобы она была здорова и чтобы ребенок принял ее молоко. Немаловажным требованием был добрый нрав женщины: ей предстояло прожить в царских покоях целый год.

3. Больше всего боялись холода и сквозняков

Высокая детская смертность была характерна и для бедных крестьянских изб, и для теремов знатных женщин. Первая жена Ивана Грозного, Анастасия, родила ему шестерых детей, но выжили только два младших сына. Жена царя Михаила рожала 10 раз, но выжили только четыре дочери и один сын. Поэтому сберечь младенца – оставалось главной задачей взрослых. Больше всего боялись холода и сквозняков: в детских комнатах всегда было сильно натоплено.


4. Берегли от дурного глаза

Колдовские наговоры и сглаз считались настоящей угрозой, и чтобы защитить ребенка от злого глаза, его скрывали. Не все, кто имел право зайти на женскую половину дворца, могли войти в помещения, где играли дети.

Если царские отпрыски выходили на улицу, вокруг них шла толпа слуг, которые несли ширмы. В церкви их тоже скрывали. Возили детей в закрытых повозках. Мальчиков прятали до 15 лет, а девочки могли провести так всю жизнь. Женщина царского рода не могла показываться на глаза посторонним.

5. Мамка - начальница над всеми

Заботиться о ребенке должен был большой штат женщин – няньки, кормилица, горничные, прачки, швеи и даже повитуха, принимавшая роды. Начальницей над всеми была мамка. Так называлась почетная должность, на которую назначали знатную боярыню. Она лично отвечала за жизнь и здоровье ребенка.


6. Детей полагалось баловать

Считалось, что если с ребенком разговаривать строго, сурово, то это дурно скажется на его развитии. Малыш начнет слабеть, а может быть, даже умрет.

Няньки были обязаны разговаривать с детьми сладким голосом, ведь от ласки ребёнок на глазах креп и напитывался добродетелями. Вот почему царских детей часто носили на руках, исполняли все их капризы.

Разумеется, о наказаниях и речи не было. Если капризы унять не удавалось, рот ребенка затыкали пряником или другой сладостью.

7. До 5 лет мальчики и девочки жили одинаково

До пяти лет дети жили в материнской части дворца, и царица могла проводить с ними сколько угодно времени, играть, ласкать. Она спокойно радовалась материнству, ибо весь физический труд, связанный с уходом за малышами, ложился на плечи прислуги.

8. В 5 лет - большой человек

С пяти лет у царских детей начиналась взрослая жизнь. Мальчиков забирали из женского терема и поселяли в специальных хоромах.

Теперь за царского сына отвечал дядька, назначенный для «бережения и научения». На эту должность царь ставил доверенного человека. Дядька выбирал учителей, следил за успехами и поведением своего подопечного и имел право наказывать его, даже пороть розгой.

Учить начинали и девочек. Им тоже выделяли отдельное помещение, но – на женской половине дворца. Мужчины не могли туда заходить, так что учителей у царевен не было. В наставницы годилась любая грамотная женщина, даже простолюдинка.


Базовая программа у детей была одинаковая: чтение, письмо, церковная служба, музыка и пение. Девочек обучали еще рукоделию, а мальчиков – верховой езде и обращению с оружием. Однако то, что сегодня называется «общим образованием», полагалось только мальчикам. Черпать сведения о внешнем мире они должны были из бесед с бывалыми людьми.

9. Жизнь царевен начиналась и заканчивалась в стенах терема

В 13-14 лет девочки вступали в возраст невест. Однако царевны не могли выйти замуж, в Московии не было равных им по положению женихов. Поскольку жена принимала статус мужа, любой брак в Москве был мезальянсом для царевны, а выйти за неправославного она не могла. Принцы иной веры, как правило, тоже не желали менять ее. Жизнь почти всех царевен начиналась, проходила и заканчивалась в стенах терема и монастыря.

10. Царевич в 16 лет шел под венец

Ближе к 15 годам юношу показывали народу и объявляли наследником. После этого он должен был сопровождать царя во время выходов, охотиться вместе с ним и присутствовать при ведении государственных дел. Одновременно начинали присматривать ему невесту. В 16-17 лет царского сына женили.


Во второй половине XVII века жизнь менялась стремительно, и с некоторым опозданием это сказалось и на воспитании царских детей.

Четырехлетний царевич Петр Алексеевич был назначен полковником особого «Петрова полка», принимал рапорты, при этом занятиями полка руководил офицер-шотландец. Русский учитель Зотов обучал царевича не только по старой программе, но и началам географии и истории.

Петр стал царем в 10 лет, и никто не посмел перечить венценосному ребенку, проявившему интерес к мастерам Немецкой слободы. Так приближался XVIII век, а с ним – совсем другая Россия под управлением царя-новатора и совсем другой подход к воспитанию детей государя.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Образ жизни

Воспитание и обучение у древних славян.

В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность.

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII – IX вв., когда возник новый письменный язык славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий (византийские просветители). Этот язык был единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии, предназначался для "книжного учения".

Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863г. Обучение было более простым и легким, чем-то, которое велось в школах Западной Европы на латыни, поскольку в основе преподавания находился не мертвый, а живой, разговорный язык. Ученики Кирилла и Мефодия (славянские книжники) расселились по всему славянскому миру и создавали школы. Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, раскол на православие и католицизм. Восточные и южные славяне оказались под влиянием греко-византийской религиозной, культуро-образовательной традиции, западные славяне испытывали воздействие римско-католической, западноевропейской традиции образования.

Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, прежде всего мать, развивалось и домашнее обучение "мастера грамоты" учителя учили детей на дому. Такое обучение называли еще и "школами грамоты".

В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения как ученичество (учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно религиозные качества, соответствующие духу новой семьи). Дети военных, дружинников обучались в специальных домах, получали военную подготовку. Дети жрецов получали интеллектуальную подготовку в светилищах и храмовых костеловых мастерских, обучались языческой религии и письму. Сначала было пиктографическое знаковое письмо, а с девятого столетия под воздействием византийского алфавита (кириллица) стало складываться древне – русское звукобуквенное письмо.

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.

На рубеже 8 – 9 веков возникла крупнейшая в Европе раннефеодальная государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания до начала 14 века). Создался мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена от Карпат до Урала, от черного до белого моря. В 988 г. в значительной степени по инициативе киевского князя Владимира Святославовича произошло крещение Руси. Вместе с Христианством, воспринятым из Византии, пришло просвещение и культура. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы. Владимиром С. в Киеве была открыта первая школа "учение книжного". Образование на первых порах насаждалось сверху. Школа для России было явлением новым и воспринималось с опаской. Но князья и их окружение были заинтересованы в распространении новой религии. Школы должны были способствовать этому. Обучение религии и обучение вере воспринимались как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей).



Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В 11 веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К 13 веку школы существовали уже во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах. Содержание обучения в обычных школах: чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.

При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получали образование писатели, летописцы, переписчики, переводчики, проповедники, "книжники". Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переводные с греческого рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека.



Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.

Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она была внучкой князя Всеслава Чародея и с малолетства имела способности к науке, а ее любовь к чтению удивляла родителей, которые считали, что чтение занятие не для женщин. Ефросиния уже тогда мечтала сама переписывать книги. Сколько книг она переписала за свою жизнь неизвестно, но это было большой и кропотливой работой, так как не существовало другого способа "издать" книгу, кроме того, как переписать букву за буквой, ряд за рядом, страницу за страницей. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Но этой деятельности ей было мало. Она мечтала расширить переписку книг, поэтому основала в Полоцке два монастыря – женский и мужской, а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела, тем более, что по написанным ее книгах дети учились грамоте, а ее школы для того времени были передовыми и по программе и по контингенту учеников, большая часть которых была из простых семей.

Культурно-просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой проявилась и в других направлениях. Так, она объединяла вокруг себя талантливых зодчих, живописцев и поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм, а также собор при основанном ее Богородицком монастыре. С именем Ефросинии Полоцкой связано и создание полоцким мастером Лазарем Бокшей подписного креста для храма Святого Спаса.

Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.

В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла23 мая 1173 года, когда ей было 53 года. Ее тело было перевезено в Киев и захоронено в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь.

Другой представитель белорусского Просвещения 12 века – Кирила Туровский (1130 - 1182), который за свое мастерство и художественное слово был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цены образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился К. Туровский в Турове, т.к. там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича.

С приходом из Византии христианства К. Туровский сразу принял новую веру.

Чтобы постичь книжную мудрость просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более 13 лет К.Туровский был в епископском сане, и за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом.

Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначения человека.

К. Туровского как учителя волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что знания нужны всем без исключения людям.

Большую педагогическую ценность имели "Поучения" К. Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси. У К.Туровского нет педагогической системы, его мысли о воспитании и обучении золотым зерном разбросаны в его произведениях. Многие из них имеют поучительное и воспитательное значение: они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия.

Выступления К. Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков, с намеками на высокопоставленных особ, имели большое социально-бытовое значение.

Просветитель стремился побудить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг. Он советовал читать сознательно, с "разумом".

К. Туровский написал одно из наиболее замечательных произведений "Притчу о человеческой душе и теле", что известно еще под названием "Притча о слепом и хромом".

До нас дошло не все наследие К. Туровского. Сохранились 8 сказаний, 21 молитва, 2 канона на смерть княгини Ольги. По праву первенствуют притчи просветителя.

К. Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом.

Педагогические памятники X – XII вв.

Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания.

В качестве образца поучений указывались "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников. Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имеющих педагогическую направленность "Златаструй", "Измаград", "Златауст".

Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум.1182). важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям". К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и "Житие Ефросинии Полоцкой", проповеди "словы" Кириллы Туровского, памятники древнерусской культуры "Повесть временных лет", "Ипатьевская летопись", "Слово о полку Игореве" (конец 12 в.) поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси.

Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые 11 в, приблизительно 700 берестяных грамот.

Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, обрядах, играх, праздниках. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси снизился. В упадок пришло "учение книжное". Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 был сожжен Киев центр Древней Руси. Во многих городах гибли культурные ценности, горели книги, были угнаны в полон умельцы, мастера грамоты, книжники. Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура, просвещение продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые не были разорены. В этот период была в почете профессия книжных писцов. Книги находили сбыт не только в богатых семьях, но и у простого народа, что способствовало распространению грамотности.

Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.

Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержаться в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др.

Воспитание того времени требовало держать ребенка в "страхе божьем", повиноваться наставникам и старшим. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематичные наказания, в том числе и физические. Но многие русские просветители-патриоты провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей, были за гуманное отношение к человеку. (Епифаний Славинецкий, Семион Полоцкий, Селивестр Медведев, Карион Истомин и др.) Федор Курицин создал гуманистическое произведение "Написание о грамоте", в котором сформулировал ряд интересных демократических идей антифеодального и антицерковного содержания. Он был член московского еретического кружка. Еретическое движение было тогда политическим движением, его представители состовляли богословские "ереси", где они с научной точки зрения поясняли многое о жизни человека, явлениях природы и т.д. В собрания рукописных книг имелись сочинения по астрономии, естествознанию, философско-богословским вопросам. В 13-15 вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты, но их было не достаточно, и народные массы пользовались услугами "мастеров грамоты". Мастерами грамоты становились дьячки и "мирские люди". За плату они обучали детей грамоте у себя на дому или в домах учащихся. Небольшое количество таких мастеров были повышенного типа. Они учили детей богатых не только грамоте, но и "словесным наукам", математике.

В конце 16 века на Руси появились первые печатные книги учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров. В 1574 г. он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы, мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к букварю он изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия – "Обращение к детям и родителям" – говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

За религиозное воспитание отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Но в этот период огромная часть населения пребывала в невежестве и неграмотности.