Пенсия госслужащих. Пенсия федеральным государственным служащим

Государственная дума 11 мая 2016 года приняла нормативный акт, согласно которому увеличению подлежит возрастной минимум для государственных служащих, по достижению которого лицо получает право выйти на пенсию. А именно:

  • для мужчин - 65 лет;
  • для женщин - 63 года.

Повышение возрастной планки не будет резким. Ежегодно к минимуму будет добавляться шесть месяцев. Показатель для женщин достигнет максимума к 2032 году, а для мужчин - к 2026 г. Такая разница объясняется тем, что уже сейчас мужчины выходят на пенсию достаточно поздно.

Последние новости об изменении размера пенсии госслужащим в 2018 году говорят о том, что претендовать на послужную государственную пенсию могут только те, кто проработал на государственной должности не менее 20 лет.

В текущем году срок выработки был значительно ниже - 15 лет. Стаж госслужбы, как и возрастной ценз, будет увеличиваться постепенно. В будущем году потребуется не менее 16 лет.

Эксперты убеждены, что правительство, увеличивая срок выслуги, стремится решить такие задачи:

  • сохранение кадров высокой квалификации, количество которых сокращается на фоне снижения числа трудоспособного населения («старения» населения страны);
  • экономия бюджетных средств.

Как показывают последние новости о пенсии, госслужащим будут выплачивать дополнительные суммы за выслугу лет. За каждый год, который превышает установленный минимум, прибавляется 3% от уровня заработной платы. Важно помнить, что максимальная сумма доплаты не может превышать 75% от суммы зарплаты.

Как рассчитывается повышенная пенсия

По последним новостям, пенсия за выслугу лет госслужащим будет начисляться по схеме, утвержденной в статье 14 Федерального закона №166. Так же, как это происходило и в предыдущие года.

В целом формула выглядит следующим образом:

П = (45%СЗ — СП) + 3%СЗ × Ст

П - пенсионное послужное содержание в денежном выражении;

СЗ - средний размер оплаты труда;

СП - размер страхового обеспечения (по инвалидности или возрасту) и фиксированных выплат;

Находясь в сложном экономическом состоянии, Россия всеми силами пытается вернуть себе утраченные позиции и активно ищет способ уменьшить давление на федеральный бюджет и облегчить жизнь налогоплательщикам. В ход идут все средства, включая такие непопулярные меры, как сокращение действующих социальных программ, замораживание роста пособий, списание целого ряда бонусов самым разным слоям населения и повышение общего пенсионного возраста. Последний пункт пока что касается только государственных служащих, но, как говорят эксперты, это – первые ласточки и со временем позже отправляться на заслуженный отдых начнут не только чиновники, но и другие категории граждан. На госслужащих этот процесс тестируют, чтобы выявить потенциально возможные недочеты и в ближайшем будущем внести в законодательную базу соответствующие корректировки.

Как родилась идея поднятия пенсионного возраста для чиновников

Впервые о повышении возрастной планки заговорили еще два года назад. С предложением внести изменения в закон о пенсии госслужащих выступил один из видных представителей правящей партии единороссов г-н Трапезников. Он отметил своевременность решения проблемы и указал, что увеличение пенсионного возраста жизненно необходимо для государства.

«Сейчас в нашей стране примерно 42 миллиона пожилых людей, 14 из которых продолжают осуществлять трудовую деятельность. Но пройдет совсем немного лет и количество незанятых пенсионеров сравняется с работающими. Очень велик риск, что в такой момент ПРФ не найдет нужного объема денег и физически не сможет обеспечить всех стариков даже минимальным пособием. К тому же, согласно статистических данных, продолжительность жизни у нас поднялась почти до европейского уровня. И мы просто не имеем права записывать в старухи женщин 55 лет. Они еще красивым, деятельны, полны сил и имеют все предпосылки, чтобы трудиться на благо себя и государства еще как минимум 5-10 лет», — подчеркнул свою позицию депутат в одном из публичных выступлений.

Коллеги предложение г-н Трапезникова поддержали и вскоре проект закона превратился уже в официальный документ. В него внесли ряд поправок и приняли в третьем чтении в конце весны 2016 года. Спустя две недели бумагу завизировал своей подписью президент и с 1 января 2017 года для госслужащих стали действовать новые правила. Граждан, к тому времени уже находящихся на заслуженном отдыхе и получающих пособие за выслугу лет, они не коснулись, а вот те, кто уже подсчитывал дни до вожделенного ухода с работы, получили не слишком приятный сюрприз.

Согласно принятым изменениям пенсионный возраст для госслужащих начал увеличиваться ежегодно на шесть месяцев, чтобы в конце процесса реформирования достичь таких верхних показателей, как:

  • 63 года для представительниц слабого пола;
  • 65 лет для мужчин.

Повышение планки приходится на каждое 1 августа, а достичь желаемых показателей предполагается к 2026-2032 году.

Кто подпадает под новый закон

Самые свежие новости из Госдумы сообщают, что изменение пенсионного законодательства коснется действующих чиновников, как федерального, так и муниципального уровня, и гражданских служащих. Соискатель пособия в момент подачи документов для начисления должен непременно находиться на своей должности и в полном объеме выполнять служебные обязанности.

Если же гражданин сначала увольняется с госструктуры и потом обращается за пенсией, рассчет и начисление происходит на основании общепринятых возрастных границ, установленных для всего остального населения. Госслужащие, имеющие право на досрочное соцобеспечение, могут обратиться за страховым пособием только спустя шесть месяцев после даты, гарантирующей право на досрочную пенсию.

Изменятся правила игры для депутатов всех уровней, и Госдумы в том числе. Теперь, для получения ежемесячного бонуса к пенсии, им придется пробыть на должности не 1 год, как было до недавнего времени, а не менее 5 лет. Представители статистического отдела Минтруда утверждают, что только это действие позволит сэкономить для федерального бюджета около 600 миллионов рублей. Их планируется пустить на поддержку граждан, получающих минимальную пенсию и остро нуждающихся в поддержке.

В будущем году российских пенсионеров ждет тройное повышение пенсий. Правда, речь идет о повышении по одному разу для трех разных категорий получателей выплат – трудовых и социальных пенсий, а также пенсий для работающих пенсионеров. В целом проект бюджета не содержит ничего нового – все как обычно. Однако чиновники все-таки решили внести некие поправки в данный процесс. В частности, в Минфине пообещали, что пенсии для ушедших на заслуженный отдых и оставивших трудовую деятельность стариков будут повышены на коэффициент, превышающий уровень инфляции.

Ожидаемый уровень инфляции в 2018 году – 3,2%. Индексационный коэффициент, в свою очередь, должен достигнуть 7,05%, что почти на 4 процентных пункта выше. Эта, казалось бы, несущественная «подачка» пенсионерам, воспринимается финансовым ведомством как настоящее достижение. Во-первых, в Минфине вообще редко когда одобряют подобные идеи, а во-вторых, это, оказывается, должно поддержать пенсионеров после стольких лет падения получаемых ими страховых выплат. Кому и на сколько повысят пенсии, и с чем это связано?

Кому и на сколько?

Индексация пенсий начнется не традиционно для России – уже в январе, причем именно в январе она охватит самую большую группу ее получателей – неработающих стариков. По общему правилу, повышение должно датироваться февралем, что обусловлено необходимостью посчитать уровень годовой инфляции. В 2019 году, так как индексация будет проводиться по более высокому уровню, решено результатов статистов не дожидаться. Как уже озвучил глава Минтруда Максим Топилин, дабы обеспечить «более значимый» прирост пенсий, с января они поднимутся на 7,05%. Стоит отметить, что инфляция в 2018 году превосходит все ожидания чиновников – изначально заложенный уровень должен был составить около 4%. Но так как сегодня она даже не превысила 3%, повышение пенсий на 7% в любом случае будет выше инфляции, так что реальный рост пенсий российским старикам, казалось бы, обеспечен.

Не оставят без индексации в будущем году и пенсии так называемых социальных пенсионеров. Ее в России получают инвалиды, ветераны, некоторые категории иждивенцев, а также те, кто к достижению пенсионного возраста не смог накопить достаточного количества лет страхового стажа. Сегодня она в среднем составляет около 8,9 тыс. рублей. Правда, повышение намечено лишь на апрель 2019 года, но индексационный коэффициент также будет ниже уровня инфляции и составит 2,4%. Обратим внимание, что размер данной пенсии серьезно зависит от основания для ее назначения: некоторые инвалиды получают по 15-16 тыс., в то время как множество стариков, не имеющих необходимого стажа – 5-6 тыс. рублей.

Третьими, кому по закону положена индексация, являются работающие пенсионеры, коих на сегодня около 12-14 млн человек. Но несколько лет назад она была отменена и на будущий год ее восстановление не планируется, что четко дал понять министр труда. Но при этом работающие пенсионеры продолжают еще и выплачивать страховые взносы, которые ежегодно конвертируются в баллы, поэтому оставить их без повышения пенсий как минимум преступно. Поэтому в августе 2019 года они получат повышение пенсии в зависимости от заработанных баллов. Стоимость одного балла составит в будущем году 87,24 рублей. Максимальна прибавка к пенсии – 3 балла. Таким образом, независимо от уровня зарплаты и отчислений, максимальная прибавка для работающих пенсионеров составит 261 рубль.

Лучше, чем в прошлые годы

По сути, какие-либо изменения порядка индексации коснутся лишь неработающих пенсионеров. В прошедшем 2017 году в целях экономии, как мы помним, индексация была проведена лишь на треть от установленного правительством уровня роста цен: вместо повышения почти на 13%, пенсии выросли лишь на 4%. В качестве компенсации старикам в начале года выплатили еще по 5 тыс. рублей единовременной помощи. Правда, возместить указанные средства могут лишь моральный ущерб – финансовые потери в будущем оцениваются куда более серьезно, чем в 5 тыс. рублей. Поэтому нельзя исключать тот факт, что обещанное в будущем году повышение на 0,5 процентных пункта выше уровня роста цен, вводится в качестве частичного покрытия указанных потерь. Хотя размер такой «полупроцентной подачки» и 8,9 процентных пункта недоиндексации в 2016 году, конечно, несравнимы, в Минфине уверены, что все потери стариков «практически компенсированы».

Впрочем, есть и ряд других очевидных причин, которыми обусловлено желание чиновников повысить выплаты выше инфляции. В частности, рост доходов Пенсионного фонда, на который и ссылаются в правительстве – именно он стал аргументом, которым в кабмине обосновали необходимость проведения индексаций на уровень выше, да еще и на месяц раньше.

Обратим внимание, что средства, необходимые для такой не только «щедрой», но досрочной индексации, уже были заложены в проект федерального бюджета ранее. А вот как это было подано общественности – совершенно другой вопрос. Мало того что «дополнительный доход» ПФР предписано выплатить пенсионерам с самого начала года, а это на целый месяц раньше, так еще и сама выплата преподнесена в качестве меры, восстанавливающей социальную справедливость. Мол, в условиях падения доходов населения власти должны заботиться не только о номинальном, но и о реальном росте назначаемых выплат.

Что представляет собой реальный рост пенсий в глазах кабмина? На данный момент средняя пенсия по стране составляет 13,65 тыс. рублей. В случае повышения по уровню инфляции пенсия вырастет до 14,09 тыс. рублей, при повышении, опережающем уровень инфляции – 14,16 тыс. рублей. Получается, что реальный рост пенсий составит, грубо говоря, в среднем 70 рублей. Для тех, у кого пенсия ниже средней, прибавка, соответственно, также будет ниже.

Деньги есть, но вы держитесь

«Повышение уровня материального обеспечения» для стариков на будущие 2 года заложено и в прогнозе, созданном аналитиками Минэкономразвития. Впрочем, эта формулировка не меняется в макроэкономическом прогнозе чиновников много лет, что ровным счетом ничего не меняет. Обратимся, в частности, к официальной статистике прошлых лет. Как говорят нам отчеты Росстата, в 2014 году реальные пенсии стариков, с поправкой на официальный уровень инфляции, выросли на 1%. В 2015-16 годах роста уже не было – падение реальных выплат совокупно составило 7,5%. Едва ли такое падение свидетельствует о повышение уровня благосостояния. Интересно, что ранее Минэкономразвития прогнозировало более высокий уровень инфляции, чем закладывает Минфин. На текущий год они закладывали, около 5%, на будущий – 4,5%, а на 2019 год – около 4%. Уже сегодня видно, что их прогнозам не суждено сбыться.

Тем не менее независимо от того, какие цифры будут в реальности, государственная социальная политика строится именно на этих прогнозах. И если речь идет о повышении благосостояния пенсионеров, а социальная политика, как декларируют в правительстве, строится на опережающих бедность принципах, то за будущие 2 года пенсию должны индексировать не менее чем на 15%.

Что касается ожидаемой индексации в 7,05%, то относительно нее эксперты едины во мнении: она сможет покрыть лишь рост цен на товары и услуги, которые в конкретном году внесены в потребительскую корзину. Каким-либо образом покрыть реальную инфляцию прибавка не позволит. Дело в том, что даже до минимума сокращенные потребности стариков в реальности оказываются куда более шире, чем считают чиновники. Помимо заложенных в минимум социально важных продуктов и коммунальных услуг, старики тратят деньги на лечение, медикаменты, приобретение дешевой одежды и т.д. Их положение при этом продолжает ухудшаться. Что интересно, даже ориентируясь на повышение уровня материального обеспечения пенсионеров, в своем плановом прогнозе до 2020 года Минэкономразвития уже заложило сокращение пенсий – совокупно на 2%.

А ведь индексация предполагается лишь для неработающих стариков – те, кто работают, предположительно обеспечивают себя самостоятельно. К тому же в августе им тоже будет повышение. Но такой подход эксперты пенсионного рынка считают не просто ошибочным, но и дискриминационным: большинство пенсионеров получает ничтожный трудовой доход, который также не способен покрыть рост цен. При этом они лишены индексации, что является социальной несправедливостью, кто в правительстве планировали восстановить.

Объем средств, аккумулированных Пенсионным фондом, в 2018 году вырос. Это, по мнению аналитиков рынка, говорит лишь о том, что деньги у государства на более существенную индексацию есть. В силу ситуации, возникшей на протяжении последних нескольких лет, логично было бы компенсировать недоиндексацию прошлого года в 2019 году. Но таковой обязанности в правительстве на себя не берут. Хотя перед выборами бывает всякое.

ВАМ МОЖЕТЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНО