План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Открытое занятие по рисованию. Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему: «Подводный мир

Конспект занятия по рисованию в технике тычок жесткой полусухой кистью для детей подготовительной к школе группы на тему

«Ёжик в лесу».

Возрастная группа подготовительная

Задачи:

Образовательные: формировать предметные представления у детей по теме «Животные»

1.Обучающие: а) изобразительные-позволить наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость); б) технические- помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.

2. Развивающие : развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развивать интерес к окружающему миру.

3.Воспитательные : вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (тычок жесткой полусухой кистью). Вызвать интерес к обитателям леса.

Материал для занятия : альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски – синяя, зеленая, коричневая

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций Ёжика из серии «Дикие животные», чтение сказки А. Суконцева «Как ежик шубу менял», загадки и стихи о еже.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними.. Присаживайтесь на стулья, вспоминаем, как мы сидим на стульчиках-держим осанку, ноги стоят около стульев (садимся на стулья на ковре)

–Ребята, у нас сегодня еще один гость, отгадайте загадку и узнаете, кто это. Только не забывайте, как мы отвечаем на вопросы? Поднимаем руку, правильно. Друг друга слушаем внимательно. Готовы?

- Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь про ежа.

Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки?

А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку. Для зимней спячки.

А кто из вас хоть раз видел ёжика? Маша, а что ты ещё знаешь про ежей? Где он живёт, чем питается? Делает ли на зиму запасы?

Живёт ёж в лесу, днём спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей. Ёж не делает запасов на зиму, т.к. забирается в норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи –заботливые родители!

Но вот беда семья ежей заболела и все иголки у них выпали! Ребята, как мы можем помочь этой замечательной семье???

Правильно! Сегодня мы с вами нарисуем ежу много-много иголок, чтобы он смог себя защитить от врагов. Чтобы нам помочь ежику вырастить хорошие иголочки, нужно немного взбодриться.

Физкультминутка:

Здравствуйте!

Ответы детей

Ответы детей.

Индивидуальные ответы детей

Нарисовать им иголки

Основная часть

Присаживаемся за стол, каждый на свое место.

Ребята, каким образом мы свами можем изобразить ежика, показать его колючесть? Сегодня мы с вами изобразим ежика с помощью тычка жесткой полусухой кистью, потрогайте ваши кисти. Какие они? Я покажу, как мы нарисуем шубку на своем ежике. Я обмакиваю сухую кисточку в гуашь и наношу на рисунок ряд тычков. Таким образом, у нашего ежика появятся настоящие иголки.

Самостоятельная работа детей.

Ребята выполняют работы, воспитатель по мере необходимости оказывает помощь в создании образа « Ежика».

Ответы детей.

Заключительная часть

Маша, что мы сегодня делали?

Каким методом мы показали объем и колючесть иголок?

Молодцы ребята! Справились с заданием! Ёжи благодарят вас за доброту, вы им очень понравились. И они очень хотели бы жить у вас дома. Заберете их к себе домой?

Мы сегодня помогли ежам «вырастить » иголки и теперь им не страшны ни враги, ни холод.

Самоанализ

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность проводилась в подготовительной к школе группе. Присутствовало 10 человек.

Данная деятельность относится к разделу программы «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

Исходя из цели НОД, поставила задачи:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования в технике тычок жесткой полусухой кистью;

Позволить наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость);

Побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя;

Способствовать развитию мелкой моторики, внимания;

Воспитывать интерес к художественному творчеству;

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

Создать положительную атмосферу в группе.

Длительность НОД 20 мин.

На НОД была выбрана следующая структура:

I. Организационный момент.

II. Основная часть

III. Заключительная часть

НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

Первая часть НОД построена в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая данные характеристики, структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это – наглядность (пошаговое рисование) Выстраивая структуру деятельности, опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено нарисовать ежику объемные иголки нетрадиционным способом рисования - тычком. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта) .

Методы и приёмы:

Словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба) ;

Наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы) ;

Игровой (физкультминутка) .

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены


Конспект интегрированного открытого занятия по нетрадиционному рисованию «Волшебный цветок для Бабы Яги» В средней группе. МКДОУ детский сад №22 д. Вашутино

Провела воспитатель 1 квалификационной

Материалы и оборудование:

Письмо, сундучок, «Волшебный орех», пальчиковый театр, ручеек из ленты, цветик - семицветик, изолента, пробка, пластиковая бутылка, гуашь, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа о цветике-семицветике из одноименной сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Музыкальное сопровождение:

Дедюля «Одинокий пастух».

Программные задачи

Развивающие задачи:

Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, художественно-эстетический вкус, цветовосприятие и творческие способности, доброе отношение ко всему окружающему миру.

Развивать чувство уверенности в себе, способствовать формированию положительных эмоций.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию.

Обучающие задачи:

Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: изолентой, пластиковой бутылкой, ватной палочкой, пробкой.

Закрепить умение распологать предметы в пространстве на листе бумаги.

Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение.

Ход занятия

Под спокойную музыку дети входят в зал.

Дети здороваются с гостями.

Восп .: Доброе утро нам!

Доброе утро вам!

Доброе утро всем!

Я хочу подарить вам свое настроение (дует в сторону детей)

Тебе Егор и Вова - подарю радость,

Диане, Вале и саше - веселье,

Коле и Алисе - Подарю бодрость,

Диане и Карине - озорное настроение.

Все поймали?

И всем Вам я желаю здоровья

Восп. Ребята, посмотрите, здесь что-то лежит.

(поднимает мятую бумагу)

Ничего не пойму, но точно знаю, что это написала Баба Яга, только она так пишет, иероглифами. Пойдем узнаем, что у нее случилось?

Как же нам найти дорожку к избушке Бабы Яги? Кто нам поможет?

(Из-за ширмы появляется белочка)

Восп. Смотрите, ребята, белочка. Может она нам поможет.

Белка, белка расскажи,

Белка - белка покажи,

Как найти дорожку

К избушке Бабы Ежки.

Белочка. Ребята, есть у меня волшебный орех, куда он упадет, туда и идти нужно.

Восп. и дети. Спасибо белочка.

Восп. Кидает орех. Орех падает в молочную реку с кисельными берегами

Восп. Ребята, посмотрите, куда привел нас орех.

Что это по - вашему?

Да это речка с кисельными берегами.

Речка, реченька моя,

Ты скажи нам, не тая

Где найти дорожку

К избушке Бабы Ежки.

Речка.

Вы порадуйте меня

Все скажу я не тая,

Как найти дорожку

К избушке Бабы Ежки

Восп. Ребята, речка просит нас удивить и порадовать ее чем-то. Давайте с помощью пальчикового театра покажем ей одну из наших любимых сказок. А называется она Теремок

Дети разыгрывают сказку « Теремок»

Восп. Ну вот, речка, понравилась тебе сказка?

Речка.

Вот спасибо вам друзья

И помочь вам рада я

В темный лес ведет дорожка

Там изба на курьих ножках.

А поможет вам ручеек.

(Восп. Раскатывает ленту- ручеек,)

Восп. Ребята, куда это мы пришли?

(Приходят к Бабе Яге и видят, что она горюет над стебельком от цветка).

Восп. Здравствуй, Бабушка Яга, что у тебя случилось?

Б. Я. Здравствуйте, дети! Уж я его берегла! Уж я его стерегла! Никому не показывала! Иногда поливала! На три замка закрывала! А он улетел!

Восп. Кто улетел?

Б. Я. Сорвала я в саду цветик - семицветик. Хотела на радость себе оставить. Да беда, сказочник узнал, вернуть требует. Знаете, как с ним связываться.

В миг в лягушку превратит. А что я верну? Горе мне горе!

Восп . Как это случилось, бабушка?

Б. Я. Только я сундук открыла, а он хась и улетел. Одна палка осталась.

Восп. Во - первых, бабушка, это не палка. Ребята скажите бабушке Яге что это?

(стебелек) Во - вторых, что это у тебя в сундуке лежит?

Б. Я. Да бумажка какая - то.

Восп. Прочитай.

Б. Я. Да не умею! Читайте сами.

(Воспитатель читает записку: « Вернусь когда сама нарисуешь волшебный цветок»).

Б. Я. Нарисуешь! Аха! А малевать то я не умею.

Восп. Не малевать, а как ребята сказать? (рисовать, изображать)

Восп . Не переживай, мы тебе покажем, научим и покажем как нарисовать

Волшебные цветы. Я приглашаю всех в нашу сказочную мастерскую

И Баба Яга будет учиться, и рисовать вместе с нами.

Давайте подготовим наши пальчики для рисования.

Физкультминутка

Спал цветок волшебным сном

(кулачки крепко сжаты)

Был закрытым. Но потом

Показался лепесток

(распрямить большой палец)

А за ним его дружок

(указательный палец)

Вот и третий не проспал

(средний палец)

И четвертый не отстал

(безымянный палец)

Вот и пятый лепесток

(мизинец)

И раскрылся весь цветок!

(кисть руки изображает форму тюльпана – глубокой чашечки).

Сегодня мы будем рисовать изолентой, пробкой, пластиковой бутылкой,

Ватной палочкой. Подумайте и решите в какой технике вы будете выполнять свой рисунок, выберете тот материал, который вам понадобится и приступайте к работе.

(во - время работы следить за осанкой. Обращать внимание на аккуратность выполнения работы , последовательность, уборку рабочего места).

(Дети под музыку выполняют работу нетрадиционной техникой рисования)

Восп. Посмотри, Бабушка Яга, какие цветы нарисовали дети. Нравятся тебе?

(Баба Яга идет от стола к столу).

Б. Я. Настоящие волшебники! Какой красивый цветок! Вот этот еще лучше! Нет вот

Этот! Или этот? Нет, я не знаю, они все прекрасные. Молодцы, ребята!

Восп. А что у тебя, бабушка? Сейчас посмотрим, какая ты ученица.

(выставляет на мольберт работы Бабы Яги)

Какой техникой, ребята, рисовала Баба Яга свои рисунки?

(изолентой, бутылкой, пробкой, ватной палочкой)

Какие цветы получились у Бабы Яги?

(Чудесные, прекрасные, сказочные, праздничные, необычные).

Б. Я. Спасибо вам, ребята. Благодаря вам я научилась рисовать. Пойду, посмотрю

Не вернулся ли мой цветик – семицветик.

(Убегает к сундуку. Открывает его и достает цветок)

Ура! Вернулся! Хочу вас отблагодарить. Есть у меня тут в сундуке для вас угощения.

(Дает детям угощения и прощается с ними).

Б. Я. Побегу, унесу сказочнику, пусть в сказках помогает добрые дела вершить,

Ведь это так здорово – дарить радость и помогать другим!

(Убегает).

Восп. Убежала, унеслась. Очень обрадовалась, что вернулся цветик – семицветик

И теперь ее сказочник не превратит в лягушку.

Большое вам спасибо, ребята. Вы сегодня постарались, нарисовали красивые,

Сказочные цветы и Бабу Ягу научили.

Из наших прекрасных, волшебных, чудесных цветов мы оформим выставку в вашей группе, чтобы ваши родители тоже смогли полюбоваться вашими работами.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования

С использованием ИКТ. Тема: « Зимний лес»

Подготовила: воспитатель 10 разряда

Могильченко Оксана Анатольевна

ГКУ Детский дом – интернат №24 г.Москвы

Цели занятия: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционной техники рисования

Задачи занятия:

Образовательные :

  • расширять и уточнять представления детей о времени года – зима;
  • учить видеть и сравнивать характерные особенности деревьев в разное время года;
  • познакомить детей с новым способом рисования, «рисование капустой»;
  • закрепить умение смешивать на палитре краски, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка;
  • учить детей, рисовать несложный зимний пейзаж,

Коррекционно - развивающие:

  • развивать творческие способности, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, фразовую речь, эстетическое и образное восприятие;
  • развивать сенсорные умения, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру;
  • помогать детям, почувствовать всю красоту природы.
  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, инициативу.

Здоровьесберегающие:

Следить за осанкой детей, соблюдать режим двигательной активности на протяжении всего занятия; развивать потребность в двигательной активности.

Индивидуальная работа : побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Обогащение словаря : великолепная, вьюжная, суровая, мягкая, пушистая, снежная радостная, запорошенная снегом, морозная.

Предварительная работа: познавательные беседы о времени года – зима; наблюдение за деревьями во время прогулок,; чтение и разучивание стихов о деревьях и о зиме; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме; экскурсия в парк, наблюдения за деревьями, снегопадом.

Используемые методы:

Словесные: чтение текста, чтение стихов - «Деревья»

Практические: показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность детей

Наглядные: просмотр презентации на тему «зимний лес»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Материал к занятию:

Демонстрационны й: презентация на тему « Зимний лес», макеты деревьев, санки, снеговик, искусственный снег, шарики.

Раздаточный : тонированные листы бумаги синего цвета формата А4;, гуашевые краски холодных оттенков, ушные палочки, кисточки, банки с водой, салфетки, капустные листы.

План занятия

Вводная часть

  1. Организационный момент. (Чтение стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», прослушивание аудиозаписи музыкального произведения А.Вивальди «Времена года» (Зима)
  2. Календарь природы. Сообщение темы .Рассматривание репродукции картин И.Левитана» «Дуб», И.Шишкина «Сосновый бор».
  3. Сюрпризный момент (звук - сообщения, приходит письмо от деда мороза)
  4. Прогулка с детьми в зимний лес (прослушивание музыки)

Основная часть

  1. Игра « Найди листочек от дерева по отпечатку на снегу»
  2. Исполнения песни «Зимняя сказка» А. Пинегина
  3. Встреча снеговика с детьми, вручение ёлки от Деда Мороза ребятам.
  4. Физкультминутка «Зимний лес», возвращение ребят в группу
  5. Музыкальная разминка «Деревья качаются»
  6. Практическая часть. Показ и объяснение педагога при помощи слайдов технику рисования (капустным листом)

12.Самостоятельная работа (под музыкальное сопровождение)

Заключительная часть

13. Итог занятия.

Ход занятия

Вводная часть. Приветствие

Ребята, сегодня к нам в группу на занятие пришло много гостей.

Давайте поздороваемся и улыбнёмся им.

Молодцы!

А сейчас мы все сядем ровненько выпрямим свои спинки, руки положим на столы и будем внимательно меня слушать.

  1. Организационный момент . (2- й слайд)

Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы внимательно послушайте.

Педагог предлагает детям прослушать аудиозапись музыкального произведения А.Вивальди «времена года» (Зима), при этом читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Педагог спрашивает у детей, о каком времени года было прочитано произведение.

  1. Календарь природы . (5 -6 слайды)

Презентация картины «Зима» (5 –й слайд)

Правильно ребята, это зима!

Ребята, а какая зима? (великолепная, вьюжная, суровая, мягкая, пушистая, снежная радостная, запорошенная снегом, морозная).

Ребята а какие зимние месяцы вы знаете? ((Декабрь, январь, февраль), (4- й слайд)

По каким признакам мы узнаём, что наступила зима? (На улице становится холодно, выпадает снег, люди одевают тёплую одежду и.т д) (5 – 6 сдайды)

Сообщение темы (7-слайд)

  1. Знакомство с новым материалом

– Ребята, а кто мне скажет, из чего состоит лес? (Из деревьев и кустарников)

Правильно, из деревьев, а из каких мы сейчас с вами посмотрим.

Рассматривание деревьев (8-слайд)

Ребята а чем они отличаются друг от друга? (Есть деревья лиственные, а есть хвойные) (9-10 слайды)

Рассматривание деревьев в разное время года. (11 –й слайд)

Кто мне скажет, что общего у этих деревьев (показ слайдов, рассказ детей)

Какие деревья осенью, а какие они зимой? Чем отличаются деревья в разное время года?

Рассматривания деревьев в зимнее время года (12-13 слайды)

4. Сюрпризный момент (слышен звук сообщения, приходит электронное письмо от деда мороза), (14-й слайд)

Ребята, нам пришло письмо от Деда Мороза, интересно, что он нам написал?

Педагог читает письмо. (Здравствуйте мои дорогие ребята, я вам отправил елку и гостинцы через снеговика почтовика, а он заблудился в лесу, пожалуйста, встретьте его в лесу!)

Педагог, не пойму что за ёлка, кто просил ёлку у Деда Мороза.

Показ слайда как дети писали письмо Деду Морозу.(15- й слайд)

Ну что отправляемся? (Да)

5.Прогулка с детьми в зимний лес (16-й слайд)

Ребята прежде чем мы с вами пойдём в зимний лес, мы вспомним что нам нужно одеть, чтобы не замерзнуть? (Шапку, теплую куртку, сапоги, брюки, перчатки, шарф)

Тихо звучит музыка «Зима», и дети отправляются в зимний лес.

В лесу стоят деревья, сделанные из веток деревьев, все усыпано снегом.

Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите.

Какие они? (Красивые, заснеженные, голые)

Педагог предлагает детям рассмотреть эти деревья и узнать, как они называются. Дети затрудняются, так как все деревья стоят голые и им тяжело узнать.

Педагог предлагает поиграть в игру.

6 .Игра « Найди листочек от дерева по отпечатку на снегу»

На столе лежат листочки сделанные за ранее из теста от деревьев, (клёна, берёзы, ели, дуба, рябины).

Воспитатель предлагает детям, взять ему понравившийся листочек и найти от какого он дерева по отпечатку листочка остающегося ещё с осени около дерева.

Каждый ребёнок берёт листок, и ищет, от какого он дерева, когда он находит, называет названия дерева.

8.Исполнения песни «Зимняя сказка» А. Пинегина (ритмопластика под музыку)

Пинегин Александр → Зимняя сказка

Тихо-тихо сказку напевая, (1-й ребёнок)
Проплывает в сумерках зима.
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.


Над полями легкий снег кружится (2-й ребёнок)
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес

Спят на елках золотые совы (3-й ребёнок)
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы
Как большие белые слоны.


Все меняет форму и окраску. (все вместе)
Гасят окна сонные дома
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.

9. Встреча снеговика с детьми, вручение ёлки от Деда Мороза ребятам

Ребята, смотрите, а вот и снеговик! Ребята находят снеговика сидящим под елкой на санях.

Снеговик: Ребята я здесь!

Снеговик: Здравствуйте ребята, какие вы молодцы, как быстро вы меня нашли. А то у меня еще столько много дел. Вот вам ёлка и гостинцы от деда Мороза и видео послание от него. Посмотрите его обязательно.

Педагог: Большое спасибо тебе снеговик, за доставленную нам ёлку.

Дети прощаются.

Ребята, ну а нам уже пора возвращаться.

10.Физкультминутка «Зимний лес», возвращение ребят в группу (17-й слайд)

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и

Смотрят)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят ввер х)

Как красивы они!

В лесу красота и покой , (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте)

Подитог : Ребята, вот мы с вами и погуляли по зимнему лесу.

Понравилось вам, в зимнем лесу? (Да)

А что вы там видели? (Разные деревья, много снега, красивую заснеженную зиму)

Правильно ребята!

А сейчас мы с вами попробуем, всю красоту зимней природы и леса, образно перенести на лист бумаги, т.е. нарисовать всю красоту на бумаге.

Но прежде чем мы начнем рисовать, мы немножко разомнемся.

11.Музыкальная разминка «Деревья качаются» (18-й слайд)

  1. Практическая часть

После разминки педагог предлагает детям, рассмотреть картину «Зимний лес», в разных красках зимы, создавших в воображении художественного образа зимнего леса на примере репродукций картин. (19 –й слайд)

- Посмотрите внимательно на эту картину, какие краски использовал художник, рисуя этот красивый зимний лес? (Белая сиреневая, голубая розовая)

Как вы думаете, какие это цвета- тёплые или холодные? (Холодные) (20-й слайд)

Сегодня мы с вами будем рисовать, вот такой, заснеженный зимний лес . (21-й слайд)

Рисовать мы будем необычным способом. Для рисования зимнего пейзажа, будем использовать капустный лист. (22-й слайд)

Краску мы будем наносить не на бумагу, а на капустный лист, а потом мы будем отпечатывать капустный лист, на лист бумаги и у нас с вами должен получиться, замечательный и заснеженный, зимний лес. (23 –й слайд)

  1. Наносим белую краску на капустный лист (23-й слайд)
  2. Коричневым цветом по середине капустного листа нарисуем ствол дерева (24-й слайд)
  3. Отпечатаем лист капусты (25-й слайд)
  4. Снимаем. Дерево почти готово! (26-й слайд)
  5. Потом прорисуем ствол и веточки чуть по выразительней (27-й слайд)
  6. Добавляем несколько холодных оттенков Зима предпочитает, чтобы кругом было холодно и морозно и поэтому мы, будем использовать холодные цвета. (28 -й слайд)
  7. Опечатываем капустный лист на лист бумаги (29 - 30 слайды)
  8. Рисуем запорошенную снегом землю (31 –й слайд)
  9. Вот такой лес у нас получился! (32 –й слайд)

Самостоятельная работа (под музыкальное сопровождение)

Дети рисуют, при этом педагог, помогает и показывает на слайдах поэтапное рисование.

Заключительная часть

Работы выставляются на стенд, и проводиться их анализ

13. Итог занятия.

Посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи получились! На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый зимний лес, в котором много сказок и чудес!

Анализ работ

Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники.

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир» для районного методического объединения.

Виноградова Надежда Викторовна, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.
Описание: Предлагаю вам конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе. Данный материал будет полезен воспитателям и методистам дошкольного учреждения.
Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж»
Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический, нетрадиционного рисования.
Материалы и оборудование к занятию: листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка), зубочистки, иллюстрации морских обитателей, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб формата А4), аудиозаписи: А. Каначян – «В синем море, в белой пене», шум прибоя. Принадлежности для ныряния: ласты, маски, очки, трубки, «ворота морского Царстава»: ширма с голубой драпировкой. Для уголка релаксации: ванночка с песком и спрятанными в нём камушками и ракушками.

Ход занятия

1. Вводная часть:
Беседа

Звучит песня А. Каначян «В синем море в белой пене…», дети входят в зал.
Музыка прерывается.
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!)
- А теперь пойдём дальше… Посмотрите-ка, что это тут лежит? Для чего это? (Дети рассматривают предметы на зелёном «островке» на полу, предлагают варианты ответов: маска и трубка для ныряния, ласты, надувной круг и т.д.).


- Где же используют это всё, на суше или в воде? (в воде)
- Значит, сегодня мы будем путешествовать где? (в море)
- Правильно, по морским глубинам. Мы уже с вами знакомились с некоторыми обитателями подводного мира. Давайте их вспомним (воспитатель подводит детей к стенду с изображениями рыб и морских животных).

Дети перечисляют, указывая на картинки тех рыб и животных, которых знают, вспоминают их повадки и особенности. Воспитатель обращает внимание на форму и окраску морских жителей, а так же на то, что в море есть растения – водоросли – и они тоже все разные по форме и цвету.
Воспитатель спрашивает про тех, кого не назвали:
- А как вы думаете, кто это? На кого похож? (Дети высказывают предположения, воспитатель поправляет, называя правильно)

2. Пазлы
Воспитатель поворачивается к центру зала, где на полу лежит «озеро» (голубая ткань в форме круга), обращает внимание детей на него и то, что в нём лежит:
- Ребята, а что же у нас тут? Похоже на водоём, а в нём морская почта, смотрите – конверты! Возьмите каждый по конвертику и давайте посмотрим, что там внутри?
- Ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделённые на части… Нужно составить из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они.


Дети садятся/ложатся на «озеро», собирают пазлы, обсуждают, у кого чья фотография оказалась.
Воспитатель:
- Спасибо, ребята, теперь подводные жители с лёгкостью найдут свои фотографии.


3. Загадки
Воспитатель:

- А вы знаете, что у нас в Санкт-Петербурге есть океанариум? Кто-нибудь из вас был в нём? Если не были – очень советую посетить с родителями. Там так интересно! Можно встретить удивительных рыб и морских животных, рассмотреть морское дно и различные подводные растения. Отгадайте, кто там повстречался мне?

Эта рыба – хищник злой
Всех проглотит с головой
Зубы показав зевнула
И ушла на дно… (акула)

Груша с длинными ногами
Поселилась в океане
Целых восемь рук и ног
Это чудо - … (осьминог)

Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап
Догадались? Это … (краб)

Что за шар плывёт с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмёшь
Этот шарик - … (рыба-ёж)

И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде
Путешествует без страха
В этом доме … (черепаха)

Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – грозит – Не троньте!»
Лапки у неё и пузо
Как зовут её? (медуза)

На лошадку так похожа
А живёт-то в море тоже
Вот так рыбка! Скок да скок -
Прыгает морской… (конёк)


4. Физкультминутка
Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.

Волны плещут в океане (поочерёдно махи правой и левой руками)
Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей (прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)

Мы по берегу гуляем, (шаг на месте)
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)
И сжимаем в кулаке (зажатые кулачки поднять)
Чтоб побольше их собрать (приседания)
Надо чаще приседать


5. Основная часть:
Воспитатель:

- Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными обитателями и сделать их фоторисунок? А для этого нам что нужно сделать? (нырнуть под воду)
- Дети, а посмотрите-ка, что это тут в корзине? (маски для подводного плавания). А зачем они нужны, напомните? (чтобы видеть под водой)
- Вот они-то нам сейчас и пригодятся. Давайте наденем их и нырнём! Перед нырянием глубоко вдыхаем и немного задерживаем дыхание.
Дети надевают маски и «ныряют» в импровизированные ворота «Морского царства». Воспитатель приглашает их присесть на подготовленные рабочие места, снять маски.



Воспитатель:
- Ребята, мы сейчас нырнули в подводный мир. Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).
Подводный мир – это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами менять свой цвет (осьминог). Поэтому для сегодняшнего граттажа для каждого из вас я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Выбирайте размер вашего будущего фоторисунка (дети выбирают формат заготовки).

Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок зубочисткойкой на заготовке). Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не набрать в рот воды и не распугать рыбок.


Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.


Ребёнок с готовой работой надевает маску и «выныривает», воспитатель направляет его в уголок релаксации (ванночка наполненная песком с «сюрпризами» - игра «найди морской сувенир»). По окончанию занятия детские работы подшиваются в общий «фотоальбом».



6. Заключительная часть:
Воспитатель:

- Ребята, наш альбом «фоторисунков» готов, давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.
Дети вместе с воспитателем рассматривают альбом, обсуждают работы, угадывают, что изображено.
-Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Морское царство? Вы такие молодцы: рассказали про принадлежности для плавания, разгадали загадки, угадали обитателей по картинкам и сделали целый Морской альбом! Давайте мы его оставим посмотреть нашим гостям, а сами пойдём подкрепиться, нас ждёт второй завтрак.
Дети уходят из зала под продолжение песни А. Каначян «В синем море, в белой пене…».

Задачи : познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений. Совершенствовать технику рисования акварелью и гуашью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Показать детям связь между разными видами искусства.

Материалы: Белые листы А3, акварельные и гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, губки, салфетки, палитры, перчатки, восковые мелки.

Пособия: Произведение П.И.Чайковского «ОКТЯБРЬ», репродукции ранней и поздней осени, ветка с листьями зеркало.

Литература: Т.Г.Казакова, И.А.Лыкова, стихи З.Федоровской «Осень» и А.Плещеева «Поздняя осень»

Предварительная работа:

Ход занятия :

Ребята, у нас с вами сегодня много гостей, они пришли посмотреть, как мы становимся волшебниками и превращаем чистые листы в красивые работы. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся) А теперь проходим и садимся на свободные места. Я приготовила для вас загадку, послушайте внимательно и скажите о чём речь:

Что за волшебница краски взяла,

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

«Что за волшебница?»- спросите вы.

Дети: Осень!

Восп-ль: Молодцы, а как вы догадались? (ответы детей)

Я вам открою один секрет: есть 2 периода осени! Кто-нибудь знает какие?

Дети: Ранняя и поздняя!

Восп-ль: Послушайте стихи и определите, в каком произведении, о каком периоде осени говорится:

З. Федоровская «Осень»

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник, и зарделись клёны

В пурпуре зелёном только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лето!

Посмотрите, роща - золотом одета!

И второе:

А. Плещеев «Поздняя осень»

Миновало лето, осень наступила,

На полях и в рощах пусто и уныло

Птички улетели, стали дни короче

Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи

В каком отрывке говорится о ранней осени, а в каком о поздней, почему вы так думаете?

А теперь посмотрите на репродукции картин и определите какие периоды осени здесь изображены и почему. (ответы детей)

Вот видите, какими разными способами можно передать красоту природы- и стихами и живописью, а ещё музыкой, пока вы будите сейчас рисовать я включу вам отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь», оно поможет вам передать настроение ваших картин. А теперь я предлагаю нарисовать вам тот период осени, который вам больше понравился. Хочу показать вам необычный способ рисования, пейзаж в котором деревья будто бы смотрятся в воду. (В-ль показывает отражение ветки в зеркале) Как вы думаете, мы можем нарисовать такую картину? Как это сделать?

Восп-ль: - Берём лист бумаги, складываем его пополам по-вертикали, обозначив линию сгиба, раскрываем лист. Чем будет у нас линия сгиба?

Дети: Горизонтом.

Восп-ль: - Что выше линии?

Дети: - небо

Восп-ль: - что ниже, в чём будет отражаться дерево?

Дети: - Вода, озеро, река, и т. д.

Восп-ль: - Что ещё может отразиться в воде?

Дети: - облака, птицы, берег…

Восп-ль: - Как рисовать дерево?

Дети: - Снизу вверх.

Восп-ль: Какой кистью рисовать ствол, а какой ветки? Сколько веток будем рисовать веток много или мало, в каком направлении рисуем ветки? Каким способом будем рисовать листья? Какой краской будем рисовать дерево гуашью или акварелью? Что такое тоновая размывка? Какой краской она делается? Молодцы, всё вспомнили. А теперь я вам покажу новый способ выполнения тоновой размывки поролоном. (показ В-ля) Надеваем перчатки, берем кусочек поролона, смачиваем лист водой, затем обмакиваем поролон в краску можно сразу в несколько цветов, и начинаем рисовать. Теперь снимаем перчатки и кладём их вместе с поролоном на палитру. Приступаем к рисованию дерева на линии горизонта, только рисовать надо быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо. Затем смачиваем нижнюю часть листа поролоном или ладошкой и «окунаем» наше дерево в воду. Берём кисточку «щетинку» и делаем рябь на воде, еле прикасаясь кончиком кисти к листу, проводим короткие горизонтальные линии слева направо и наоборот. А теперь завершаем работу, салфеткой промакиваем облака, и прорисовываем кору дерева восковым мелком. Как вы думаете, какое дерево нужно нарисовать более чётко? Почему?

А теперь приступаем к рисованию.

Молодцы, какая красивая и разная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли, А на столе наведём порядок - воду выльем, Краски закроем и уберём на место, руки помоем, и пойдем, посмотрим, у кого какие пейзажи получились, кому что понравилось и почему. Обсуждение работ.