План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Масленица. Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица

Цель : Приобщать детей к народным традициям.

Задачи :

1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками

2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.

3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.

Оборудование : Метла, веники, кегли, шишки, обручи, ведра, три бубна.

Ход праздника

Звучит музыка (Масленица). Дети собираются в зале. Выбегает Скоморох и зазывает детей словами:

Скоморох -

Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.

Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех.

Ждут вас игры, забавы и шутки –

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем -

Веселье начинаем!

Ведущая – Праздник наш мы, конечно, начнем. Но, п озвольте спросить, какой же сегодня у нас праздник?

Дети - Масленица

Ведущая - А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены действия, а также определенные правила его поведения: А вы знаете, как называются дни недели?

Дети -

1. Со времён старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних

В окна вешним днём глядит.

2. Это Масленица мчится

Вдоль по улицам родным.

Пьёт, гуляет вся столица,

Ест блины куском большим:

3. ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи ,

В гости все к друзьям идут.

4.А во ВТОРНИК – песни, пляски.

Заигрышем день зовут.

5.В СРЕДУ – стол от угощений

Ломится: ешь, пей, гуляй!

6. А в ЧЕТВЕРГ – день примирений...

" Тёщин день " – зовётся так.

7. Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье ,

Пир на улицах идёт.

За столы спешит народ.

8. День СУББОТНИЙ величаво

Посиделками зовут.

Хороводы с песней водят,

В гости без конца идут.

9. ВОСКРЕСЕНЬЕ – день прощанья ,

Проводы седой зимы.

В каждом доме целованья,

Год ждать новой Маслены.

10. Колокольный звон играет,

Всех к заутрене зовёт.

Молодой и старый знает:

Завтра пост в дома придёт.


Ведущая - Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой Масленицу. Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.

Под музыку выходит Баба Яга

Ведущая - Здравствуй Бабушка Яга!

Как попала ты сюда?

Яга - К вам заглянула я не случайно,

Игр много собрала я в мешок свой волшебный!

Скоморох - Бабушка Яга, а интересно - какая твоя самая любимая игра?

Яга - Люблю друзья, танцевать я до утра!

Скоморох - А наши ребята тоже любят танцевать!

Яга – Вы умеете танцевать?

Ой, проверю я сейчас!

На танец становись! (дети встают в два круга)

Исполняется подвижный танец «Лавата»

Скоморох – А где же наша Масленица? Позовем ее ребята!

Дети – Масленица, приходи к нам поскорее!

Яга – Ну, что вы зря время тратите, не все ли равно - зима, весна.

Скоморох – Как же, Баба Яга, такой обычай, прошли три зимних месяца - декабрь, январь, февраль, Масленицу мы встречаем, чтобы проводить Зимушку - зиму и встретить Весну – красну.

Яга - У меня в мешочке, где–то был номер телефона Весны вашей, она просила вам передать, чтобы позвонили, когда ждать ее будете!

Скоморох - Баба Яга, мы Масленицу ждем, может быть, знаешь, где и она!?

Яга – Ну-у-у-у, знаю, но не скажу, пока не поиграете со мной, я зря, что ли, мешочек принесла волшебный!

Скоморох – Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети, очень любят играть!
Читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает!

Яга - Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та-а-акую даль? (Баба Яга держит метёлку, а она как - будто вырывается из рук).

Стоять, метёлочка моя!

Что ты говоришь? (слушает метёлку)

Хорошо, что ты хочешь с ребятами играть?

Игра «Метёлка»

Метелка волнуется раз,

Метелка волнуется два,

Метелка волнуется три,

Лесная фигура на месте замри!

(«лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц)

Соревнование «Полетаем на метле»

Соревнование проводиться между детьми.

Задание – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно.

Яга – Что тут, еще у меня в мешочке, а вот! (Достает из мешка шишку) .

Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки»

Для игроков лежат несколько обручей с шишками в середине, выходят участники, получают ведра и по команде начинают собирать шишки:1.2.3. - шишки быстро собери.

Яга - Молодцы, ребята! А в мешке волшебном есть для вас еще игра (достаёт штаны из мешка).

Дети делятся на пары. Один ребенок надевает одну штанину, другой другую. Точно так же одевается вторая пара. Соревнуются, кто быстрее добежит до цели. После этого передают трусы следующей паре.

Скоморох - Уважаемая бабуля, а наши дети знают старинную русскую забаву Перетягивание каната». Баба Яга хочешь с нами поиграть?

Яга - Конечно!


Перетягивание каната.

Яга - Что у меня в мешочке есть еще,

Так, так – загадки - умеете их отгадывать?

Скоморох – Умеем.

Желтый, круглый, ароматный,

А на вкус очень приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молоком! Блин

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт! Масленица

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот! Блин

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем. Масленица

Яга – У меня есть бубны, что мы будем с ними делать?

Скоморох – Я знаю – играть! В игру «Веселый бубен».

Подвижная игра «Веселый бубен»

Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас станцуем нам!

В этой игре участвуют все дети, поэтому используются два - три бубна.
Дети, у кого бубны оказались в руках, выходят в центр круга и под баян играют в бубны.

Еще одно задание . Расставляются горшки (4 шт), дети бегают под музыку вокруг горшков, как музыка остановится, нужно сесть на горшочек. И так до одного.

Ведущая – Баба – Яга, играть то хорошо, но нам Масленицу величать нужно, да и Весну встречать.

Яга -

Ох, спасибо вам, друзья!

Вдоволь наигралась я!

Буду теперь старушкой доброй я,

И гостеприимной и послушной. (достает из мешка записку от Весны)
Скоморох набирает номер телефона Весны и разговаривает с ней:

Ведущая – Здравствуй, Весна – красна!

Весна – Здравствуйте,

Рада видеть вас я, дети,

Ах, меня вы заждались?

Тогда за руки беритесь,

В круг скорее становитесь.

Хоровод «Ой, ладушки, ладу!»
(Выходит Весна и вывозит на санях Масленицу).

Скоморох – Будем весело плясать,

И весну встречать,

Весна – А вот вам и угощение,

Всем на объедение.

Скоморох – Блинную запевай!

Исполняется песня «Блины»

Дети угощаются блинами с чаем.

Ведущая: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.


Татьяна Вельц
Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»

Задачи :

Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках , эмоциональную сферу детей на основе народного фольклора. Умение владеть речью как средством общения и культуры, знакомить детей с типично народными выражениями, поэтическими образами. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, творческий потенциал детей.

Предварительная работа :

Чтение и заучивание стихов, закличик, текстов песен и частушек.

Знакомство с народными играми, танцами, песнями.

Место проведения : музыкальный зал, оформлен в стиле русской избы.

Логика образовательной деятельности :

Заклички :

1. Гости, гости выбегайте весну красную встречайте

Весну красную встречайте всех блинами угощайте.

Вместе с Масленицей на конях прокатимся

2. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом , калачом и румяным пирогом!

3. А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали

На широкий двор зазывали да блинами заедали!

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников . Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

На Руси этот праздник встречали песнями , плясками и веселыми играми.

Хороводная игра «Баба Ежка» (выбираем Б. Я, она стоит в кругу, дети идут по кругу и поют)

Баба Ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Ножку сломала, а потом говорит

У меня нога болит

Баба Ежка : (Б. Я поет)

А я Баба Яга, костяная нога

В ступе летаю, помелом подметаю

Дома не ночую, детишек ворую

Уж как наскачу, схвачу, поколочу!

Частушки.

Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один лишь дать.

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица ,

Славна Масленица !

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Издавна сложился порядок провожания Масленицы . Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы .

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела , откуда придет весна.

Эстафета «Прокатим Масленицу

В конце эстафеты все вместе :

Мы на дровнях тебя волочили

Киселем сладким поили

Прощай Масленица !

Вторник - заигрыш. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.

Среда - лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.

Четверг именовали разгулом, широким четвергом : на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки : молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - это проводы, прощеный день. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.

Это был день очищения и объединения людей.

«Горелки с платочками»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

- Отгадайте загадку :

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно. (Блин)

Блин - это символ Масленицы , а Масленица - это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком .

Игра «Блин»

Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…» .

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сома к столу несет

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои - готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

В воскресенье «сударыню Масленицу » взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы .

Ой Масленица под курузкой

Проводим тебя - будет грустно

Прощай Масленица !

Нам сказали, что Масленица длится семь дней

А осталось от Масленицы один день

Прощай Масленица

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов

Горячих, да румяных!

Угощайтесь на славу,

Детям на забаву!

С Масленицей поздравляю

Пусть веселье в дом войдет

Пусть весна в права вступает

А зима на год уйдет!

Публикации по теме:

Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

22 февраля 2017 года, ребята и сотрудники детского сада отметили Широкую Масленицу. Ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателями.

Конспект в подготовительной к школе группе Тема: «Широкая Масленица» Задачи: Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, эмоциональную сферу детей на основе.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Воспитателя МБДОУ ДС №31 " Голубая стрела" г. Туапсе. Париенко.

Декорации: зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты, изделия русских промыслов, самовар.

Действующие лица : 1-й скоморох, 2-й скоморох, Петрушка, Поводырь, Мишка (ребенок в костюме медведя), Зима, Весна.

Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах разноцветные колпаки.

1-й скоморох:

Эге-гей, собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

2-й скоморох:

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех!

1-й скоморох:

Добрый день, гости дорогие,

Жданные и нежданные!

2-й скоморох : Званые и незванные!

1-й скоморох:

Ждут вас игры, забавы и шутки!

Скучать не дадут ни минутки!

2-й скоморох:

Собирайся, народ, в гости праздник идет!

Песни пой и пляши, веселись от души!

1-й скоморох:

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й скоморох:

Масленицу открываем,

И веселье начинаем!

1-й скоморох:

Масленицу встречаем,

зиму провожаем,

весну заклинаем!

2-й скоморох: Собирайся, народ! Становитесь в хоровод!

Звучит народная музыка, на сцену выходят девочки в сарафанах.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Танцуют все дети.

1-й скоморох: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.

Масленица, Масленица,

Дадим тебе мы маслица!

Встретим тебя калачом

И поджаренным блином!

Воспитатель : Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?

Дети: Знаем.

Воспитатель : А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:

1. Что встречает Масленица? (Весну.)

2. А что провожает? (Зиму.)

3. Что является символом Масленицы? (Блины.)

4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.

Не житье-бытье, а Масленица и др.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!

Звенят колокольчики, Скоморохи вывозят Масленицу.

2-й скоморох:

Масленица дорогая,

Гостья наша годовая

Едет в санках расписных,

На конях вороных.

1-й скоморох:

Наша Масленица, ты чудесница!

В детский сад к нам пришла!

И веселье принесла.

Устанавливают чучело в центре зала.

Петрушка:

Дорогая наша Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Платочек в цветочках!

Ямочки на щечках

1-й скоморох : Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков!

Петрушка : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.

1-й скоморох: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.

2-й скоморох : Все готово здесь сейчас для забавы этой.

1-й скоморох: Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.

Игра «Бег в мешках»

Петрушка: А теперь моя игра! Будем играть в игру...

2-й скоморох : В какую?

Петрушка: В интересную, быструю, ловкую.

1-й скоморох : Эх ты, Петруха, это не игра быстрая и ловкая, а наши ребята ловкие и быстрые. А игра-то твоя как называется?

Петрушка: Ой, забыл.

2-й скоморох: Ну ты даешь, а как играть-то в нее помнишь?

Петрушка: Помню-помню! А называться она теперь будет по-простому.

Игра «Кто первый»

В круг ставятся кегли или пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно наполнить водой). Количество бутылок на 1 меньше, чем участвующих в игре. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из игры. Каждый раз количество уменьшается на 1.

Петрушка: Ура! Ура! Поиграла детвора! Выиграл (имя ребенка). Ему мы и разрешим отворить двери для нашего гостя!

Ребенок открывает дверь, входят поводырь с Медведем.

2-й скоморох : Эй, детишки! Давно мы не видели мишки!

Поводырь : Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, детвора собралась подивиться, да твоим заморским штучкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (Кланяется.) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трет морду, другой на голове строит рожки.) А ну- ка, Михайло Потапыч, как детки утром в садик собираются? (Идет, еле передвигая ноги.) А как из садика домой возвращаются? (Медведь бежит.) Ну-ка, ребятишки, похлопайте Мишке! Порадуй нас, Мишка, попляши!

Пляска Медведя переходит в общую пляску.

Поводырь : Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, поблагодари за почет, за внимание.

Кланяются, уходят.

1-й скоморох:

Эй, честной народ, раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

2-й скоморох:

Ты чего это так раскричался,

Будто Мишку испугался?

1-й скоморох : Да чтоб я кого боялся?

Тут ты, братец, просчитался.

Я как... эх!

(притоптывает ногой, показывает мускулатуру)

Я как... ух!

Молодец, удалец!

2-й скоморох:

Как бойцовский петух!

Ах, как Петя-петушок

Отморозил гребешок!

Чтоб его скорей согреть,

Нужно снегом потереть.

1-й скоморох: Поскакать, попрыгать боком (толкает 2-го скомороха). То с налету, то с наскоком!

Под мелодию народной песни исполняется танец «Бой петухов».

Петрушка:

С вами пляска весела,

А у меня опять игра.

2-й скоморох:

Ну а ты, видать, опять

Позабыл игру назвать?

Петрушка:

Помню-помню в этот раз,

Ведь игра-то «Дед Панас»!

Игра «Дед Панас»

Выбирают водящего, плотно завязывают ему платком глаза, раскручивают со словами «Дед Панас, не поймаешь ты нас!» Водящий должен поймать кого-нибудь из детей. Кого поймали, тот и водит.

1-й скоморох:

Что, ребята, поиграли?

Поиграли и устали.

2-й скоморох:

Может, сядем, отдохнем?

Песню-песенку споем?

Звучит народная песня.

1-й скоморох:

Песня ваша хороша,

Распотешилась душа!

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели!

Каждому ребенку дается в руки конец ленточки. Все ленточки с другого конца связаны. Дети становятся в круг, получается карусель. Под музыку водят хоровод- карусель.

Петрушка:

Вот и поплясали,

Косточки размяли.

Ну довольно баловаться,

Будем мы соревноваться!

1-й скоморох : И сейчас мы всех ребят вызываем на канат.

2-й скоморох: Восемь слева, восемь справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

1-й скоморох : Ох, все у нас тут сильные, ловкие, веселые! А сыграем-ка напоследок в самую масленичную игру!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди водящий).

Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Петрушка : Хорошо-то с вами как, да прощаться пора!

2-й скоморох : Да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Раскрасавица!

1-й скоморох:

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом, яйцом,

С блинами, пирогами

Да оладьями.

2-й скоморох:

Но к большому сожаленью,

Наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Увозят чучело Масленицы.

1-й скоморох:

Масленица зиму завершала

И весну к нам приглашала!

Давайте и мы с вами Весну встречать.

И блинами угощать!

Хоровод «Если б не было зимы». Выходит Весна.

Весна:

Здравствуйте, здравствуйте,

Милые детишки!

Здравствуйте, здравствуйте,

Девчонки и мальчишки!

За Зимою я пришла

И тепло вам принесла,

Пенье птичек и капель,

Ярких красок акварель!

Я пришла к вам с радостью,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым...

Под звон бубенцов и звук метели появляется Зима.

Зима:

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

Весна:

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима:

Ах, вот ты как! Да, я Зима белая-белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна:

А я Весна красная-красная,

Солнечная, ясная-ясная.

Зима:

Тебя снегом вымою,

За ворота выгоню!

Весна:

Я снежком укроюся, зеленью покроюся,

Буду еще краше на просторах наших!

Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки:

1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

2. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь.)

3. Заря-заряница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает,

Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна.)

Зима: Да, сильна ты, Весна, я отступаю!

Воспитатель : Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.

1-й скоморох : В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.

2-й скоморох:

Прощай, прощай, Масленица.

Ты прощай, прощай, широкая.

1-й скоморох:

Ай, Масленица, воротись!

В новый год покатись!

Все: Прощай, прощай, Масленица!

Петрушка и скоморохи берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его. Возвращаются с блинами.

1-й скоморох: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!

2-й скоморох: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!

Все: А за праздник вам спасибо!

Угощение блинами.

Досуг в подготовительной группе «Масленица»

Цель: закрепить знания воспитанников о календарно-обрядовых праздниках.

Задачи:

1.​ Развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;

2.​ Пробуждать интерес детей к народной культуре;

3. Активизировать и расширять словарный запас;

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. Я предлагаю отравиться на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер- самолет, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие (звучит музыка)

Воспитатель: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название - проводы зимы

(слайд 1)

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Празднуют Масленицу семь дней.

День первый (понедельник) - встреча Масленицы. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. В этот день дети, взрослые- ряженые, выходили на улицу гулять, петь песни, играть, встречать Масленицу (слайд 2).

(исполнение русской народной песни «Масленица-кривошейка»)

День второй (вторник)- Заигрыш .(слайд 3).

В старину, во вторник Маслиной недели дети дружно катались с гор на санях, салазках. В этот день начинали строительство снежных городков.

Игра «Масленка»

Дети: Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Кудельку пряду (имитирует прядение).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Клубочки мотаю (имитирует мотание клубочка).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Вязанье вяжу (имитирует вязание).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Плачу - пальчик уколола (показывает пальчик).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Вас ловлю?

Дети разбегаются, Масленка их ловит.

День третий (среда) – Лакомка (слайд 4)

Масленица в древности была языческим праздником, устраивавшимся в честь бога Солнца- Ярилы. Блин – символ солнца, он круглый и горячий как солнце. В старину говорили: « Без блинов не Масленица». С выпеканием блинов связано много примет: например, посторонним запрещалось смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся (слайд 4). Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие на всю сковородку или с чайное блюдце, тонкие и легкие. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Блины пекут на счастье. Ни одно масленичное застолье не обходится без них. Блины едят с маслом, со сметаной, со шкварками, с медом и разным вареньем. Известные поговорки (слайд 5)

Игра «Сложи блин». Участвуют 5-6 детей. У каждого в руках сковородка. Блины (из плотного картона желтого цвета) разрезаны на 6 частей и разбросаны по полу. Кто быстрее найдет и сложит свой блин в сковородке.

День четвертый (четверг)- «разгуляй четвертак» (слайд 5)

Четверг Масленичной недели в народе зовут еще «широким», или « великим». С четверга масленичный разгул развертывался во всю. Всем миром люди выходили на улицу, в качестве участников или в качестве зрителей, принимали участие в кулачных боях, возводили, а затем брали штурмом снежные городки.

Игра «Перенеси снежок». Дети встают парами. Снежки нужно переносить, держа между лбами или прижаться к ним щеками.

День пятый (пятница) - тещины вечерки (слайд 6). Масленичная неделя обязательно включала в себя взаимные визиты породнившихся семей. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

День шестой (суббота) – золовкины посиделки (слайд 7). В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье- бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Игра « Перенеси блины с тарелочки на тарелочку). Дети разделены на 2-3 команды. Около каждой команды стоит столик, на нем тарелка с блинами (по числу участников). На середине пути лежит большой блин (обруч, обтянутый желтой тканью). По сигналу первые в команде берут блин, бегут к большому блину, на одной ножке прыгают вокруг него один раз, бегут к другому столику, кладут блин на тарелку и кричат: «Давай!», подавая таким образом сигнал следующему участнику. Выигрывает та команда, которая пересеет все блины быстрее.

День седьмой(воскресенье)- прощенный день (слайд 8). Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:- "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Воспитатель: Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
(слайд 9)


Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!