Почему дети ломают игрушки. Ребенок ломает игрушки. В чем причина агрессивного поведения ребенка? Как научить малыша беречь вещи

Родители покупают своему чаду все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлеченно играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю? Такая ситуация не так уж редко встречается. Однако, этот факт вряд ли утешит родителей, ведь им, в первую очередь, хочется знать, почему так происходит.

Ребенок выражает гнев

Малыши, которые недавно овладели основными навыками, например, научились ходить и впервые воспользовались ложкой и вилкой, или только начали осваивать речь, еще не понимают, что существуют вещи, которые делать нельзя. Они не умеют правильно реагировать на поведение родителей, которые объясняют ему, почему нельзя, к примеру, писать в штаны или бросаться едой. У малыша копится внутреннее напряжение, которое требует выхода, а прорывается оно наружу обычно тогда, когда у крохи что-то не получается. К примеру, ребенок играет с машинкой, и у него не выходит посадить в нее маленькую игрушку - он тут же связывает неудачу не со своими личными способностями, а с игрушкой, которая у него в руках. В порыве гнева ребенок бросает игрушку, она с размаху ударяется о пол и ломается. Кроха еще не понимает, что вещи способны ломаться, поэтому он просто не может думать о каких-либо последствиях своих действий.

Ребенок ломает игрушки назло

Очень часто разрушительное поведение и по отношению к игрушкам на самом деле скрывает протест против действий взрослых. Мама не разрешила взять со стола конфету или потребовала убрать игрушки, а малышу этого делать не хочется. Он злится и решает как-то навредить родителям, но не находит способа лучше, чем разорвать купленные ему книжки или распотрошить мягкую игрушку. Таким образом, малыш, который еще не научился управлять своими эмоциями, выражает свою обиду и злость.

Ребенок проявляет свою любознательность

В большинстве случаев желание ломать игрушки является всего лишь следствием природной любознательности крохи. На возраст с двух до трех лет приходится пик развития малыша, и именно в это время в нем с удвоенной силой расцветает любопытство и желание получить как можно больше информации об окружающих его предметах и их свойствах. Малыши в это время готовы экспериментировать со всеми вещами, какие только попадают им в ручки. Поэтому они разбирают, бросают, пинают, ломают и бьют игрушки. Таким образом детки познают различия между предметами, учатся понимать законы природы и усваивают взаимосвязь между собой и окружающим миром.

Очень часто на эксперимент малыша толкает желание получить все и сразу. Кроха хочет, чтобы все вещи подчинялись ему, он считает себя главным над своими игрушками, а значит думает, что ему позволено обходиться с ними так, как он считает нужным. Ребенок понимает, что в мире существует определенная иерархия: он сам подчиняется родителям, значит, куклы, машинки и плюшевые медведи должны находиться в подчинении у него самого, и ломая их, он показывает свою власть.

Как отучить ребенка ломать игрушки

На первых порах главная задача родителей – не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.

Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.

На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.

Самое главное для родителей – набраться терпения и ждать, а чтобы расстройство из-за новой волны разрушения было не таким сильным, стоит заранее убрать из зоны досягаемости ребенка ценные и хрупкие вещи. Постепенно учите малыша понимать разницу между игрушками и предметами интерьера, которые нельзя трогать, а также вашими любимыми вещами, которые тоже ни в коем случае нельзя портить. Как утверждают психологи, маленький разрушитель в любом случае превратится в созидателя, как только период повышенного любопытства останется позади.

Виктория Грицук

Сломать, разорвать, разбить. Если за вашим малышом тянется шлейф в виде остатков и останков, когда-то интересных и увлекательных игрушек? И не только. Что же делать? Пришел момент, когда желание разобрать усиленно растет в вашем ребенке. В данной статье мы попробуем разобраться «зачем и почему ребенок все ломает?» и «что делать родителям, если ребеночек все ломает?».

Сразу хочу отметить, что данный период совершенно нормальный и естественный для всех детей. Это непосредственный этап развития вашего малыша.

Около двух лет малыш начинает свое исследование. И с помощью «сломать» и «разобрать» маленький человечек постигает большой и интересный мир. Исследуется все, что видят глазки, и до чего дотягиваются ручки. Знания о мире расширяются. Малышу необходимо полностью разобрать вещь, чтобы понять ее, а иногда сломать.

Малыш не понимает хороший это или плохой поступок разобрать пульт от телевизора. Маленький исследователь не понимает, что поступает неправильно, и поэтому не ставит себе ограничений.

Задаче же родителя, мамы и папы, во-первых, позаботится о безопасности ребенка, а во-вторых, попробовать доходчиво объяснить, что так делать нельзя.

И да, самый эффективный способ «спасти» вещь — это спрятать ее! Новое место хранение должно быть недоступно для глазок и ручек малыша. Важно, чтобы маленький исследователь не видел новый объект. Так как все ваши труды могут быть напрасны.

Естественно, в скором времени придет такой день, когда уже будет недостаточно просто спрятать вещь. Вам придется разъяснить малышу, почему же ломать вещи не стоит. Как я уже отмечала, малыш не видит разницы между «хорошо» и «плохо», но вашу реакцию на разрушение он понимает.

В таком маленьком возрасте, похвала или порицание имеют важное значение в жизни маленького человечка. Вам следует объяснить, почему нельзя играть с той или иной вещью.

Например, эта вещь вам очень дорога, и ее легко можно сломать. Но есть одно «но». Если к каждой запретной вещи будет такой комментарий, то вскоре он не будет действовать на ребенка! И тогда малыш от противного будет страстно добиваться их.

Не стоит применять такое ваше влияние часто. Когда малыш отказывается от вещи ради вас – это большой шаг, пожертвование, которое требует воли. Чем больше вы запрещаете, тот с большей силой растет в вашем малыше разрушитель! Вот почему, важно определить те вещи, которые будут беспрекословно принадлежать малышу! Он будет поступать с ними так, как захочет.

У вашего малыша должно быть персональное «место», его собственный уголок, комната, все что угодно, но его личное. Там не должно быть вашего контролирования и запрещений. Там маленький исследователь развернет свою работу. Таким образом, еще будет выходить лишняя энергия.

Помните, дорогие родители, создать и разрушить – это новые действия для вашего малыша. К примеру, вы два часа строили домик из кубиков, а потом в одно мгновение, ваш ребенок разрушил все одним движением руки. Именно так малыш узнает свои силы.

Если ваша малышка — дочка хочет сделать новую прическу кукле Барби, или вырезать юбку из своей кофточки, не стоит ругать модницу. Это нормальный познавательный интерес!

И, интересно, что игрушка определяется как объект влияния. Вы влияете на свои чад, как им надеваться, что кушать и т.д. И ваши детки тоже хотят влиять на кого-нибудь. Чтобы не чувствовать себя слабыми и беззащитными. И вот, они выбирают они кукол.

Не переживайте, оторванные и сломанные части прекрасно впишутся в будущие игры ваших деток (главное, чтобы они были безопасными). Пусть ваш малыш будет творцом! Таким «тепличным» образом маленький человек учится общаться с миром, ни капли при этом не рискуя.

Очень многие взрослые воспринимают сломанную игрушку как личную обиду: «Не думает о родителях, не бережёт вещи, назло всё портит». Но прежде чем выносить вердикт «Игрушки забрать, новых не покупать» и оплакивать свою педагогическую несостоятельность, стоит разобраться, почему дети ломают игрушки.

«Что там внутри?» Редкий ребёнок вырастает, ни разу не задав этот вопрос. Так что игрушки и другие вещи разламываются и разбираются, чтобы открыть секрет своего устройства владельцу. И не напрасно. Это тот вид разрушения, который в будущем обязательно приведёт к созиданию, конструированию собственных механизмов и необходимой базе знаний у юного изобретателя. А пока прислушивайтесь к вопросам ребёнка, старайтесь отвечать на них. И при необходимости аккуратно демонстрируйте содержимое игрушки: распорите кусочек шва, чтобы показать, чем набит плюшевый зверек или, вооружившись отверткой, достаньте мотор из самолета.

Творческое преобразование . Девочек, подстригающих кукле волосы, и мальчиков, отрывающих колёса у машины, объединяет общее стремление получить нужные игрушки из тех, что есть под рукой. Если замысел удастся, в кукольной семье появится папа, пластилиновый автобус сможет ездить, как настоящий, а у вас будет повод гордиться креативным мышлением своих чад.

Всё по-настоящему. Игра - это серьёзно. И не удивительно, что победа над злым драконом заканчивается разбиванием врага на куски. Ведь если постоянно думать о сохранности игрушечных злодеев - настоящей игры не выйдет. Но сейчас нетрудно найти конструктор, из которого ребёнок сделает подходящего монстра и будет собирать и разбирать так часто, как нужно.

Просто не нравится. Бывает, сама игрушка несимпатична ребёнку. А чаще - неприятен олицетворяемый ею персонаж. И значит, очень скоро человек-паук или глупая свинья-копилка окажутся в мусорном ведре. А вы как поступаете с подаренными уродливыми безделушками?

Выход гнева. К сожалению, взрослые иногда срываются на ребёнке из-за собственных проблем. А малышу только и остаётся, что крушить игрушки. Научите ребёнка конструктивно бороться с гневом. Способов много, но самый важный из них - личный пример.

Удовольствие от разрушения. Возьмите в руки молоток и попробуйте разбить в мелкую крошку какую-нибудь пластмассовую китайскую машинку. Если вам удастся почувствовать радость, снижение психического напряжения и увлечение процессом, вы скорее поймёте ребёнка.

Навязчивые движения. Некоторые взрослые имеют вредную привычку теребить в задумчивости пуговицу или грызть карандаш. Ребёнок точно так же может машинально вертеть кукле голову или отколупывать краску на машинке.

Не по инструкции. Знакомство с игрушкой должно начинаться с совместных игр малыша и взрослого. Так ребёнок скорее научится правильно использовать игровой материал. Кроме этого, для безопасности не только игрушки, но прежде всего ребёнка, следует учитывать возрастные ограничения.

Неизвестные законы мироустройства. Не все дети знают, что пластмасса может ломаться, а бумага размокает в воде. И долго сохраняется детская убеждённость, что всё можно исправить и починить. Часто, узнав о необратимости поломок, малыши расстраиваются больше взрослых.

«Не дам!» В семье, где несколько детей, игрушки нередко становятся причиной раздоров.

Желание поделить всё поровну или стремление никого не подпускать к своей собственности плохо сказывается на целостности детских вещей. Но в этой ситуации примирить детей намного важнее, чем заботиться о сохранности игрушек.

Привлечение внимания. Если ребёнку не хватает родительского внимания, он может попытаться его получить с помощью несносного поведения и нарушения запретов. Чаще всего ребёнок делает это неосознанно, просто потому, что по опыту знает - так его скорее заметят. В этой борьбе за родительскую любовь могут пострадать и игрушки, особенно если вы бурно переживаете каждую их поломку. Но разве об игрушках тут нужно беспокоиться?

Беспорядок в детской. На разбросанные игрушки обязательно кто-нибудь сядет или наступит. Не каждая машинка или кукла после этого уцелеет. Поэтому вместе с ребёнком придумайте, как расположить детские вещи, чтобы их было удобно хранить, убирать и доставать для игр. Научите складывать по местам хотя бы самые ценные и хрупкие игрушки.

Некачественные игрушки. К сожалению, сейчас очень многие игрушки производятся без учёта того, кто и как их будет использовать. Причём ни известная марка, ни высокая стоимость детских товаров не даёт гарантии, что у неё не начнут отваливаться детали.

Вот далеко не полный список причин, почему дети ломают игрушки. И хотя в некоторых случаях они осознают, что делают, нет демонстративного «назло родителям». Дошкольник не способен разработать план мести. Поэтому не наказывайте малыша, а сосредоточьтесь на воспитании бережливости. Не стоит сразу выбрасывать поломанные игрушки и уж точно не нужно немедленно бежать в магазин за новыми. Научите ребёнка чинить испорченные вещи. Вы увидите - старая сабля, к которой малыш сам приделает ручку, будет ему особенно дорога. Дарите ребёнку самодельные игрушки и вместе мастерите недостающие для игры предметы.

И самое главное - уважайте право собственности ребёнка на игрушки, доверяйте ему - только так малыш научится заботиться о своих вещах.

Разобранные или разбитые машинки, роботы, сломанная железная дорога, кукла без головы, разбитая посудка, покалеченная кукольная мебель - печальная картина в детской. Новые игрушки иногда не проживают и нескольких часов.

Почему же так получается? Почему дети ломают игрушки?

Есть несколько распространенных причин того, почему ребенок ломает игрушки вместо того чтобы ими играть:

1. Игрушка может не соответствовать возрасту ребенка. Тонко сделанная, выглядящая как настоящая железная дорога, больше подходит ребенку 7-9 лет, чем малышу 3-4 лет. Маленьким детям гораздо больше нравится приводить в движение машинки и поезда собственными силами, чем наблюдать за тем, как это происходит с помощью электричества. Поэтому малыш будет хватать вагончики, нажимать на них с силой, чтобы ехали быстрее и т.п. И в итоге может повредить хрупкую конструкцию. Крепкие деревянные и пластмассовые рельсы и вагончики гораздо больше соответствуют возрастным потребностям маленького ребенка.

Маленькой девочке 3 лет не стоит дарить кукол-принцесс с тонкими ручками и ножками, нарядами, которые легко рвутся в еще неловких пальчиках. Ведь не справившись с красавицей, малышка только расстроится и бросит куклу. Гораздо актуальнее в этом возрасте пупсы с пеленками, простыми одежками, кроватками, колясочками.

2. Иногда, дети ломают игрушки из любопытства. Им хочется знать, как все устроено, как работает. Заметив такой исследовательский интерес у ребёнка, стоит переключиться на то, чтобы покупать ему такие игрушки, которые можно разбирать и собирать заново без вреда и необратимых последствий. Детям постарше можно давать не только игрушки, но и вышедшие из строя механизмы, только убедитесь, что там нет потенциально опасных для ребенка частей.

3. Сама по себе игрушка может быть слишком хрупкой , заведомо не подходящей для детских игр. Такие изделия можно отличить по не качественному материалу. Эти игрушки легко ломаются по стыкам, и разбиваются от падения на пол, будто они из стекла. Выбирайте игрушки из плотной упругой пластмассы. Они не всегда стоят дороже не качественных. Мысленно представляйте все «испытания», которые ждут игрушку, так будет легче сделать верный выбор.

4. Иногда дети ломают игрушки, когда злятся или чем-то обижены. Особенно часто такое бывает, когда детям запрещено проявлять негативные чувства и их никто не учит делать это приемлемыми способами. Если вы заметили, что ваш малыш ломает игрушки именно по этой причине, то стоит подумать в том, как говорить с ребенком о его переживаниях, как помочь ему научиться справляться с негативными эмоциями. Наказания и запреты не помогут в этом случае справиться с ситуацией.

Для того чтобы понять по какой причине ребенок ломает игрушки, понаблюдайте за ним внимательно. Если самостоятельно разобраться в причинах не удалось, а такое часто бывает и поломки связанны с эмоциональными переживаниями ребенка, можно обратиться за помощью к детскому психологу.

Иногда бывает, что ребенок ведет себя непредсказуемо. Родители покупают ему дорогую игрушку, а спустя некоторое время обнаруживают, что она поломана, разбита либо просто разобрана на запчасти.

Почему так случается? Свидетельствуют ли такие поступки о том, что малыш агрессивен и склонен к разрушению? А может кроха просто хочет досадить родителям?

Давайте попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Многие психологи считают, что причиной разрушительного поведения ребенка с игрушками могут быть как его личностные качества, так и поведение родителей.

И не всегда поломанная игрушка свидетельствует о том, что ребенок избалован и не умеет ценить подаренную ему вещь.

Почему ребенок ломает игрушки?

1. Кроха чувствует себя исследователем. Он, разобрав игрушку, пытается понять, как она устроена. Его интересует «внутренний мир» того или иного предмета.

2. Ребенок ощущает нехватку внимания родителей. Очень часто, зарабатывая деньги для семьи, мамы и папы много времени проводят на работе, а ребенок остается обделенным. Чувствуя свою вину, родители покупают детям дорогие игрушки, пытаясь компенсировать нехватку внимания. Однако даже самые красивые, необычные игрушки не заменят родительскую любовь и заботу.

Уничтожив игрушку, малыш хоть как-то пытается обратить на себя внимание взрослых.

3. Интерес к процессу . Дети любят ролевые сюжетные . А особенно те, в которых они представляют себя в роли супер-героев. В таких играх нужно уничтожить страшного дракона, злого волшебника, волка, плохого человека. А для этого их нужно «убить». Малыш ломает игрушки, увлекаясь игрой и следуя примерам персонажам фильмов и мультфильмов.

4. Выплеск агрессии. Дети, как и взрослые, чувствуют злость и обиду. Очень часто они ломают игрушки, выплеснув накопившиеся негативные эмоции. Бывает так, что малыши берут пример из взрослых, когда те не могут справиться со своей злостью и повышают голос, стучат по столу кулаком, бросаются вещами. Так вот дети, перенимая привычки взрослых, могут так же неадекватно себя вести, разбивая и ломая в процессе агрессии.

5. Ребенок по темпераменту — холерик. Он непоседлив, бистро отвлекается, легко раздражается, очень активен. У таких малышей игрушки ломаются сами. Крепко сжал, уронил, случайно наступил, зацепил и т. д.

6. Ребенок болеет, сильно устал. Недомогание, как правило, истощает психику крохи, он становится нетерпеливым, раздражительным, неловким. Внезапная вспышка гнева, неосторожное движение – и игрушка разлетается на части.

7. Протест малыша против незаслуженного, по его мнению, наказания.

8. Игрушка не подходит малышу по возрасту. Дети до трех лет, как правило, не умеют рассчитывать свою силу, они давят на машинки, когда с ними играют, сильно опираются на детские коляски, сгибают больше, чем нужно определенные элементы.

9. Игрушки могут быть плохого качества. Особенно это касается дешевых игрушек, которые сами рассыпаются уже через несколько часов либо дней после покупки.

Что делать, если ребенок ломает игрушки?

Из всего вышеперечисленного видно, что чаще всего ребенок ломает игрушки не умышленно, поэтому наказывать его за такие поступки не стоит. Сначала нужно разобраться в причине его плохого поведения и найти ответы на вопрос: «Почему ребенок ломает игрушки?»

Итак, как же должны вести себя родители, если игрушки в доме надолго не задерживаются в целостности.

1. Покупайте игрушки, которые соответствуют возрасту ребенка.

2. Учите малыша контролировать свои эмоции и показывайте ему в этом пример. Хотя такое умение проявляется где-то к 7-8 годам.

3. Когда ребенок болен, уберите хрупкие игрушки, и те, которые требуют большой концентрации внимания.

4. Покупайте качественные . Для маленьких детей другие не подходят, ведь они могут быть даже опасными. Малыш может проглотить мелкую деталь или отравиться некачественным материалом, краской. Помните, что лучше купить одну дорогую игрушку, чем несколько дешевых.

5. Если малыш разбирает игрушки из любопытства – не ругайте его. Лучше покупайте такие, которые можно и нужно разбирать в процессе игры (пирамидки, конструкторы, сборные-разборные машинки, тракторы, роботы и т. д.).

6. Покупайте игрушки с учетом темперамента ребенка.

7. Уделяйте больше внимания и времени своему карапузу. Играйте с ним, общайтесь, читайте ему.

Помните, что только в процессе совместной игры ребенок может научиться бережно относиться к вещам.

8. Следите за своим поведением. Если родители сами не очень аккуратно относятся с различными предметами, сразу выбрасывают поломанные вещи, а на их место покупают новые, то ребенок никогда не научится быть бережливым.

9. Прежде, чем покупать новую игрушку, попробуйте вместе с малышом починить старую. Этим Вы повысите ее ценность в глазах малыша. Объясните крохе, как следует себя вести, чтобы игрушки не ломались.

Если Вы заметили, что ребенок ломает игрушки, не паникуйте, через этот этап проходят многие дети. Запаситесь терпением, создайте в доме доброжелательную атмосферу и научитесь переключать внимание ребенка с одного объекта на другой. Если малыш будет чувствовать себя любимым и желанным, он будет расти эмоционально уравновешенным и уверенным в себе.