Почему и как надо отвечать на вопросы ребенка. Памятка родителям: как отвечать на детские вопросы? «Кто больше знает…»

Ирина Козина
Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать?»

Детские вопросы : как правильно на них отвечать ?

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы . “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают , иногда отмахиваются от ответов . Оставлять "почемучек" без ответов нельзя , но и отвечать нужно умеючи .

Возраст «почемучек» - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей ? Нужно ли отвечать на все вопросы ? Как на них отвечать ? Давайте разберёмся. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают , как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать , чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам , разумно и правильно на них отвечать . Развивать детское внимание , память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка , надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить : «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так , чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы , избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский » , подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке") .

Нередко дети задают вопросы , на которые они могли бы дать ответ сами , если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы . Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос : «А ты как думаешь?» Например : «Почему чашка разбилась?» – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого : «Потому что она стеклянная» . Ответ правильный , но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу : «А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?» , постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку : «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ !» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос - ни в коем случае не «придумывайте» ответ . Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе : ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой . Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос , покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос .

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка . Не бойтесь сказать ему :

«Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос ».

Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется

взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

Умение ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей. Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос , отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное , бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование - краткость, ясность, определенность ответа . При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт.

Задача родителей - следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите. И не забудьте это сделать, только не будьте навязчивы.

Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение.

Вопросы дети задают иногда с совершенно разными целями, это зависит обычно от возраста ребёнка и его пола. Малыши (от 2 до 4 лет примерно) часто спрашивают обо всём на свете просто ради общения, чисто «чтобы поговорить» . Поэтому вопросы у них сыплются , как из рога изобилия, и наши ответы их мало интересуют (бывает, что дети и не дожидаются, когда мы им ответим , сразу же задают следующий вопрос , или сами же и отвечают ). Такой особенностью обладают и девочки : они спрашивают больше для того, чтобы установить эмоциональный контакт; мальчикам же, в отличие от них, куда важнее получение информации. Ну, а в возрасте «почемучек» - около 5 лет - дети, естественно, хотят узнать как много больше нового, потому что им это интересно, поэтому важно не упустить столь благоприятное время и правильно отвечать на их разнообразные вопросы , иногда очень простые, а иногда – и весьма каверзные.

Ну, а теперь о том, как же отвечать ?

Во-первых, нельзя смеяться над детскими вопросами , какими бы глупыми они вам ни показались (ваши знания ведь тоже не были врождёнными) . Иначе рискуете лишиться доверия ребёнка, причём очень надолго, а это вам самим потом боком выйдет.

Также не стоит уходить от ответов на них , даже если они очень деликатные (например, откуда берутся дети, а кто мой папа и тому подобные) . Тут, конечно, надо приложить усилия и очень постараться, но дать ответ обязательно , иначе ребёнок может отправиться его искать в совершенно ненадёжных источниках.

Объясняя детям интересующие их вещи, лучше говорить простым языком, используя понятные слова и, желательно, наглядность (картинки, рисунки, схемы и пр.) . Особенно это касается дошкольников.

Желаем вам успехов в воспитании детей!

Несколько советов.

Давайте попробуем разобрать несколько вопросов , на которые нам трудно ответить нашему ребенку .

Почему животные не улыбаются?

Улыбаются, и еще как, но по-своему. Мы это редко замечаем. Вот например собаки. Фокстерьер и тойтерьер. Они улыбаются, когда радуются, когда идут гулять, при виде новой игрушки или когда получают лакомство, когда мы возвращаемся домой – приветливо встречают. Улыбку можно определить по оголенным резцам при поднятии верхней губы. Это своего рода «голливудская улыбка» . Лошади – обладатели такой звездной улыбкой. Морские свинки – хорошее настроение сопровождают звуками специфическими. Кошки – оттягивание уголков рта, при поглаживании, при игре с ними, при чесании за ушком. А вспомните обезьянок, которые корчат рожи?

Почему небо голубое?

Интересно, почему же? Ведь небо состоит из того же воздуха, каким мы дышим, но вдыхаемый воздух прозрачный и не имеет цвета. А небо голубое! Откуда и как? Это солнечный лучик окрашивает наше небо в голубые оттенки. Как известно, солнечный луч разноцветный (имеет все цвета радуги, но проходя сквозь слои атмосферы (а их много, немного рассеивается и остается только голубой, т. к. он преобладает в радуге. Так что, голубое небо – это голубые брызги разноцветного лучика солнца.

Почему трава зеленая?

Все дело в хлорофилле! Он есть в каждом листочке, в каждой травинке. Это своего рода настоящая «фабрика» внутри растений. Хлорофилл поглощает солнечный лучик, все, кроме зеленого. И на поверхности остается не поглощенный зеленый лучик – его то мы и видим.

Откуда берется радуга?

После дождика, на улице, в небе мы видим необычайную красоту разного цвета. Это радуга. Откуда она берется? Все дело в капельках дождя и опять же, лучиках солнца. Разноцветный лучик солнышка проходит сквозь капельки дождя, преломляются и отражаются разными цветами. Так получается радуга.

Радуга бывает и ночью, когда луна освещает небо и моросит дождик.

Бывает радуга даже и в морозы, когда солнечные лучики проходят сквозь кристаллики льдинок.

Почему листочки на деревьях желтеют?

Летом все понятно, а вот осенью листочки на деревьях приобретают необычные окраски : фиолетовый, красный, желтый, коричневый. Хлорофилл, который содержится в листочках, очень легко разрушается, и летом очень быстро восстанавливается за счет света (солнечных лучиков) . А вот осенью, солнышко все реже выглядывает из-за тучек, света листочкам становится мало, хлорофилл разрушается и медленно восстанавливается, и листочки меняют цвет. С переменой погоды, в листочках, появляются другие красящие вещества, которые и влияют на окрас листьев.

Вопросов , исходящих от наших детей ежедневно – множество. Помните, ваши ответы – важны и очень влияют на знания и развитие вашего ребенка.

Почему и как надо отвечать на вопросы ребёнка.

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых вызывают недовольство: « Замучили твои «почему» и «зачем» , перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?

Ребёнок познаёт мир. Развиваясь, он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребёнка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать « Подрастёшь-узнаешь»-значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли « Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснения отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: « Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Маленький ребёнок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», « Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребёнка интересует не только то, как называются предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими» , нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создаёт предметы. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: « Почему солнце не падает?» , « Почему воздух ночью чёрный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребёнок удовлетворяется иногда просто аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребёнка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда следует показать ребёнку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться в таких случаях давать ответ. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Поощряя самостоятельную мыслительную активность ребёнка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: « Почему чашка разбилась?»-спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: « Потому что она стеклянная». Ответ правильный, но было бы лучше сообщить не только неоспоримый факт, но и продолжить беседу: « А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?», постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством- разбиваться. Имеет смысл сказать после этого ребёнку: « Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребёнка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите.

Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство. Овладеть таким искусством- посильная задача для родителей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задаёт вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы- уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребёнка требуется сообщение сведений, недоступных его понимание, уместно сказать: « Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Говорят мне папа с мамой,

Что я много говорю….

Ну а я ведь не болтаю,

А вопросы задаю.

Потому что есть на свете

Очень много «почему?»

На которые ответить

Очень трудно самому.


Вашему малышу исполнилось три годика? Значит, настало «время вопросов». Промежуток между тремя и пятью годами – то самое время, когда кроха стремится наиболее активно познавать окружающий мир. Теперь, когда он уже бойко разговаривает, малыш может не только смотреть, трогать и осязать, но и бомбардировать папу с мамой сотнями тысяч вопросов. Большинство из них начинаются со слов «как» и «почему». «Как спят лошади?» «Почему небо голубое?» В голову крохи беспрерывно приходят новые и новые вопросы. Впрочем, и ребятня постарше отличается любознательностью. А детские вопросы родителям становятся все более «каверзными» и неожиданными. Впору растеряться. Ведь ребенку не все можно объяснить. Или все?

Давайте разберемся, как отвечать на детские вопросы, чтобы и ребенок остался доволен, и родители не слишком утомились из-за долгих объяснений? И нужно ли на них отвечать вообще?

Ответы на детские вопросы

Начнем с того, что отвечать на вопросы ребенка нужно. Всегда. Ведь, как уже говорилось, малыш только знакомится с окружающим миром. И ему важно получать как можно больше информации о нем. А кто самые главные, самые умные, самые авторитетные люди в его жизни? Конечно же, родители! И что же делать крохе, если даже они не могут или не хотят ответить? Откуда брать информацию? Так впору и познавательный интерес потерять: зачем пытаться что-то узнать, если все равно не получаешь необходимой информации.

Ответы на детские вопросы не должны быть:

  • отмашкой («Я сейчас занята, спроси у папы», «Не знаю», «Потому что в мире так устроено», «Много будешь знать, скоро состаришься» и т.д.).

Ребенок будет разочарован – вроде как ему ответили, но нужного ответа на вопрос он не получил.

  • выдумкой

Вы подключаете фантазию, придумываете какой-то совершенно сказочный ответ на вопрос малыша. Ребенок удовлетворен. А потом он начинает общаться со сверстниками и узнает, что на самом деле все иначе. Малыш будет разочарован. А другие дети, скорее всего, будут над ним смеяться.

  • излишне «научным»

Вы углубляетесь в научный аспект. Если бы перед вами был взрослый, такой ответ был бы уместным. Но ведь вы общаетесь с ребенком, который из вашего ответа не поймет ровным счетом ничего.

Отвечать на детские вопросы необходимо:

  • честно

Вы можете пока не давать малышу полной информации, оставив на потом аспекты, которые он пока еще не готов понять. Но не нужно ничего придумывать!

  • просто и понятно

На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Выбирайте максимально простой ответ, соответствующий возрасту ребенка. Спрашивает, какая перед вами машина? Не спешите называть марку и рассказывать историю компании-изготовителя. Можно ведь просто ответить, что она – красная.

  • стараясь понять, что конкретно интересует малыша, почему он задает вам такой вопрос

Может быть, ребенком движет не любопытство, а ? Тогда постарайтесь его развеять.

Вы можете:

  • дать на вопрос малыша краткий, четкий и правдивый ответ
  • предложить ребенку самому подумать и высказать предположения: «А как ты сам думаешь?» (особенно если он сам способен дать ответ на свой вопрос)
  • подсказать, где он может найти информацию (например, в конкретной книге).

Первый метод подходит, когда вы ограничены во времени. с перебором вариантов ответов самого малыша на собственный вопрос (второй метод) может состояться, если вы свободны. Тогда можно изложить все точки зрения (и ваши, и малыша). Можно даже опросить других людей (если они будут не против). И только уже потом выбрать правильный ответ из всех найденных. Такой подход позволяет развивать не только познавательный интерес малыша, но и его навыки , . А третий метод хорош для воспитания в ребенке самостоятельности. Ведь вы не всегда можете быть рядом. И ему не нужно будет ждать вашего прихода, чтобы получить ответ на свой вопрос. Он сможет самостоятельно найти его в книге. Эти навыки пригодятся ребенку, когда он пойдет в школу. Приобретите несколько качественных детских энциклопедий для таких ситуаций.

Если вы не знаете, как ответить на вопрос ребенка, скажите ему об этом честно! (Потом вы, конечно, найдете необходимую вам информацию и утолите любопытство малыша). А вот врать – плохой выход из ситуации.

Энциклопедия детских вопросов

Для маленьких почемучек сейчас выпускается огромное множество различных энциклопедий. Это книги, содержащие ответы на самые частые детские вопросы. Есть и тематические издания, посвященные какой-то одной области (например, растениям или животным). Энциклопедия детских вопросов может стать настоящей палочкой-выручалочкой для родителей любознаек. Выбирая подобную книгу, обратите внимание, чтобы она была

  • предназначена для деток возрастной категории вашего ребенка;
  • написана понятно и увлекательно;
  • качественно и красочно иллюстрирована.

Как ответить на вопрос ребенка о смерти? Даже взрослому человеку сложно принять известие о смерти другого человека - такова наша психология. А деткам приходится порой сталкиваться с ощущением утраты, толком не представляя, как вообще теперь можно жить.

Как считают многие психологи и психотерапевты, человек - это существо «замкнутого цикла», то есть он пребывает в постоянном душевном равновесии. Как только равновесие нарушается, меняется и жизнь человека. Появляются страхи, социальные и личные проблемы, наконец, человек может даже заболеть от переживаний.

Этот баланс называется комфортным житьем. Но баланс, как вы понимаете, нарушается. Дети, у которых особенно сильна потребность в любви и безопасности, любой дисбаланс воспринимают как угрозу своей жизни. И для них это действительно так. Они всё чувствуют буквально кожей и, конечно, известие о смерти близких людей ранит их остро и надолго.

Ведь они чувствуют, как частичка привычной любви ушла. Куда? Зачем? Как ответить на вопрос ребенка?

Взрослые порой считают нужным умалчивать о печальном известии до последнего, а то и вовсе рассказать о нем потом, «когда-нибудь». Они забывают при этом, что самое страшное испытание для ребенка, связанное с потерей близкого человека, наступит в тот момент, как только он узнает об этом.

И отсрочка ничего не меняет. Ребенок - это не взрослый. Детки часто задают вопрос об умерших родственниках, а отвечать на вопрос ребенка приходится родителям, которые к тому же сами эмоционально подавлены тем же событием. Как смягчить этот удар? Как по возможности меньше травмировать ранимое сердце и воображение малыша? Как ответить на вопрос ребенка?

Ребенок должен своевременно знать о случившемся. Потому что, если он захочет увидеть и проводить своего близкого человека, а это будет уже невозможно, тяжесть травмы окажется куда сильнее. Ребенок должен воспринимать смерть естественно.

Сказки и былины в этом смысле хорошо информируют и показывают в доступной малышу форме, что есть иная сторона жизни. Потому не стоит пропускать и по-своему интерпретировать некоторые «щекотливые» моменты в книжках, как делают многие взрослые с целью избежать лишних расспросов.

Итак, как ответить на вопрос ребенка: «Почему люди умирают?»

Малыш, и это тоже закон природы. Люди рождаются, растут, играют, учатся, взрослеют, занимаются делами, стареют и умирают. Нам сложно это представить, но человеку со старым телом очень тяжело жить, ведь оно становится дряхлым и человек не может жить так, как раньше.

А человек-то в душе молодой, он, может, хочет бегать, осваивать новые профессии, знакомиться с новыми людьми. Тело умирает, когда больше не может служить человеку, а душа продолжает жить.

Некоторые считают, что у души когда-нибудь появится новое тело, и человек проживет новую жизнь, а кто-то считает, что душа человека остается там, где ей больше хочется. Обнимайте малыша, разговаривая на такие серьезные темы, будьте искренни, ведь ему нужна эмоциональная поддержка.

В конце концов, ребенок все поймет. Не будем забывать: он близок к природе и воспринимает информацию больше на уровне чувств.

Как ответить на вопрос ребенка: «Почему хищники едят других животных?»

Маленькая Катя недоумевала и, кажется, даже была готова расплакаться из-за разочарования.

Она обожала тигров, львов и прочих крупных кошек. Фигурки их собирала, в зоопарк ходила чуть ли не каждый месяц. Однажды по телевизору началась программа про обитателей саванны.

И, конечно, не обошлось без полосатых и пятнистых хищников. Мама позвала девочку к телевизору и ушла, но через некоторое время девочка прибежала с испуганными глазенками и выдохнула: «Он съел ее!» Подбородок дрожал.

Оказалось, что тигр догнал антилопу или лань, расправился с ней, да еще своих тигрят «позвал» пообедать. Тая впервые увидела, как гибнут животные, как жесток мир хищников и их отношения… Малышка, говорит мама, даже плохо спала после этого. А потом все же спросила: «Почему же такие красивые звери едят других красивых зверей? Почему они такие злые?»

Согласитесь, многим детям приходится проходить через муки непонимания законов живой природы. Законов очень агрессивных. Как мы можем помочь малышам разобраться с этой философией? Как ответить на вопрос ребенка?

Малыш, звери делятся на хищников и всех остальных зверей. Хищники должны кушать травоядных. Так устроила природа, и только так они выживут. А травоядные кушают растения, семена, мох. Их организм устроен таким образом и не сможет воспринимать другую еду.

Нам с тобой кажется, что хищники злые, но в действительности они часто спасают территорию, где живут, от многих бед, съедая слабых и больных животных. Иначе они гибли бы еще в большем количестве. Природа придумала, что каждое животное может кушать то-то определенное, и только так может быть.

На самом деле каждое животное «знает» о своей роли на Земле. Потому законы природы и не нарушаются. А мы сейчас можем наблюдать и тигров, и пантер, и антилоп, и кошек, и морских свинок, и кроликов. Так как они существуют на нашей Земле, живя по своим «звериным» законам!

Как ответить на вопрос ребенка: «Зачем люди женятся?»

Маленьких и потому особенно неутомимых почемучек всегда интересует этот вопрос. В какой-то момент они вдруг замечают, что в большинстве семей всё так и существует - попарно. Есть мама и папа, бабушка и дедушка.

В гостях - тетя Оля и дядя Ваня, дома у Тамары папа Коля и мама Олеся. А еще взрослые вечно говорят: «Ну, ты что забыл тетю Таню, она же с дядей Сережей приезжала?» Как будто наличие второй «половинки» многое объясняет… То есть, конечно, многое объясняет.

Ребенок действительно многое запоминает «оптом», и, не найдя в недрах памяти одной ассоциации, легко улавливает другую, параллельную. Так устроено детское восприятие. Очевидно, так проще и эффективнее происходит развитие маленького человека.

И все эти «парные люди», как сказала один маленький ребенок, ходят исключительно вместе. И в сознании малыша, и наяву. Зачем? А что, логичный вопрос…

Ты любишь бывать один? Как только выдается свободная минутка, ты скорее зовешь меня поиграть с тобой, а если сидишь один в комнате, говоришь, что тебе скучно. Взрослые люди тоже скучают. Потому вместе жить всегда веселее, радостнее, проще.

А еще, когда люди живут семьей, они любят друг друга. Им хочется бывать все время вместе, вместе все делать. И, когда у них в семье появляются малыши, они любят и друг друга, и своих деток! А женятся, то есть играют свадьбу, они потому, что это очень красиво. Как в сказке.

На свадьбе любящие друг друга люди - как принц и принцесса. И все гости поздравляют их, желают счастья, дарят подарки. Настоящая любовь создает семью и становится с каждым днем крепче и сильнее.

Как ответить на вопрос ребенка: «А почему тогда люди разводятся?»

Напрасно некоторые думают, что маленький ребенок ничего не понимает в разводе родителей. Доказано, что он не только понимает, но и переживает столь же остро, как переживал бы будучи взрослым, прожив счастливую жизнь с детства с двумя родителями.

Это закон психики ребенка и его отношение к родителям. Если отношения нормальные (то есть не асоциальные), то ребенок не может не жалеть о том, что родители больше не будут жить в одном доме. Фактически, это вновь угроза безопасности детской трепетной психики. И это всегда страшно, и в 5 лет, и в 25. Повторюсь, если в семье не было явных проблем, отягощающих повседневный быт.

Развод - это больно и сложно. А главное - остается открытым вопрос: что будет дальше? Разговаривая с крохой, не забывайте повторять, что и мама, и папа любят его: для малыша нет ничего важнее, чем знать, что родители разошлись не из-за него, и что его будут любить независимо от обстоятельств.

Знаете ли вы, что говорят на эту тему психологи? Каждый ребенок, независимо от ситуации, в разводе родителей винит в первую очередь себя, свое поведение, свою успеваемость в школе и т. д. Он - во главе проблемы! Это тяжело и страшно для любого ребенка разводящейся пары. Потому ваша первая и главная задача - убедить его в обратном!

Бывает так, что люди разводятся. В этом никто не виноват. Жизнь меняет людей. Людям бывает сложно договориться друг с другом.

И, если они начнут реже видеться, то, может быть, им проще будет общаться. Но важно знать, что, даже когда родители расходятся, они помнят, что когда-то любили друг друга больше всего на свете. Даже если это было недолго.

И уж точно, они всегда будут любить своих детей, и так же, как и прежде, уделять им свое время, заботиться и помогать во всем.

Как ответить на вопрос ребенка: «Откуда берутся дети?»

В автобус зашла мама с двумя близнецами - мальчиком и девочкой лет пяти. Мама, явно шустрая молодая «девчонка» с озорной мальчишеской стрижкой, с первого взгляда производила впечатление приятное. Было видно, что ей собственные малыши в радость, а не в тягость.

Также было понятно, что это их привычный образ жизни - справляться без помощи бабушек и нянь. Все трое ехали на детские занятия. В автобус подсела еще более молодая мама с младенцем на руках. Все пассажиры дружно засуетились, уступая ей место.

Когда общее оживление стихло и возникла естественная пауза в разговорах, активизировались близнецы. По-детски громко мальчик спросил: «Мам, а дети откуда получаются, кстати?» Автобус напрягся, перестал «листать страницы» на смартфонах - слушал…

Мама решила ответить на вопрос ребенка по-быстрому: «Ну как откуда, рождаются у родителей. Ты чего, забыл? Готовьтесь, нам на следующей выходить!»

Но мальчик не унимался, явно детская настойчивость брала верх: «Ну а как они рождаются-то, откуда?» Пока мама краснела, а пассажиры еле сдерживали хохот - хоть бы кто выручил! - вступила девочка: «Покажи?».

Тут надо дать занавес, так как у всех сдали нервы, и ответ мамы уже не был слышен за раскатами гомерического смеха. Признаться, у мамы близнецов все же верная тактика. Все же лучше не искажать реальность капустой, иначе потом будет еще больше вопросов.

Вот некоторые правила, как ответить на щекотливый вопрос ребенка:

Доносим информацию сжато, но правдиво, доступно для понимания, но без лишних акцентов. Все детки рождаются у мамы и папы. В какой-то момент мама с папой понимают, что хотят, чтобы у них родился малыш.

Папа сажает маме семечко, и оно растет в животике до тех пор, пока не становится маленьким мальчиком или девочкой. Семечко нельзя увидеть, так как оно очень-очень маленькое. А как это происходит, тоже не видно, так как мама и папа могут посадить семечко только когда они вдвоем и им никто не мешает.

Так детки и берутся, из животика. Теперь можно поцеловать любопытную кроху, и мягко переключить на другую тему, если вы не готовы к дальнейшим расспросам.

Как ответить на вопрос ребенка: «А рожать очень больно?»

Подобные вопросы обычно задают дети постарше, но отвечать на них столь же сложно. Отвечая на этот вопрос, не забывайте о ранимости детской психики и постарайтесь не сформировать у ребенка чувство вины перед родителями, особенно перед мамой.

Подобный вопрос обычно провоцируют случайно услышанные обрывки взрослых разговоров или очередная «зацепка» из фильмов или СМИ.

Как показывают наблюдения психологов, раннее узнавание о сопряженных с родами проблемах часто вызывает глубокий стресс и страх, особенно у девочек (который, к слову, может не пройти даже после того, как девочка сама станет мамой).

Поэтому очень важно проявить максимальную деликатность и мудрость отвечая на вопрос ребенка!

Если бы это было так невыносимо, людей уже давно бы не было, так как они бы перестали рождаться.

Посмотри: и мы с тобой, и все твои друзья родились у своих мам. А у многих есть братья и сестры.

Когда рождается малыш, его мама очень хочет этого. Она его долго ждет и любит больше всех на свете, хотя еще ни разу и не видела. Ей радостно оттого, что скоро она возьмет своего ребенка на ручки, познакомится с ним.

Роды бывают немного неприятными, но ощущения забываются сразу, потому что у мамы появляется ее ребеночек! Ты видела на улице женщин с колясками? Они спокойные и радостные, потому что дети - это счастье для каждых родителей!