Почему раньше разводов было меньше. Почему люди разводятся: основные причины развода. Последняя статистика расторжения браков в России

Концентрация внимания - это способность сосредотачиваться на одном конкретном предмете или деле. Сначала кажется, что это довольно просто, однако, сделав хотя бы одно упражнение на внимание, можно убедиться в обратном. К примеру, попробуйте, не закрывая глаза посчитать до 50 и думать только о счете. Кажется, что это так просто... Но на деле все оказывается совершенно по-другому. Мысли начинают путаться, и человек, хоть и продолжает считать, уже давно задумался о другом. Лишь некоторые способны концентрировать внимание на одном предмете или деле и не отвлекаться. Как же развить в себе этот навык?

Самое простое упражнение на внимание

В первую очередь не лишним будет выяснить, действительно ли вы Давайте выполним такое упражнение на внимание: постарайтесь вспомнить вчерашний день в деталях. Важно отметить самые мелкие моменты дня: с каким настроением вы проснулись, кто утром звонил или приходил, и о чем вы разговаривали, какие мысли вас посещали весь день. Если вспомнить все эти мелочи не составит вам труда - у вас отличная память и хорошая концентрация

Зачастую людям сложно вспомнить все детали дня, потому что наше внимание сконцентрировано не на них. Молодая мама заваривает себе утром кофе, но думает абсолютно не о нем. Ее мысли заняты многими вещами: что приготовить на завтрак, в каком магазине сделать покупки, чем удивить супруга вечером.

Одним из самых простых упражнений является упражнение на внимание в течение дня. Постарайтесь не отвлекаться от того, чем вы непосредственно заняты. То есть если вы делаете кофе, думайте только о нем. Такие мелочи научат вас сосредотачивать свое внимание на конкретных вещах.

Упражнения «Кинолента» и «Расслабление»

После того как вы научитесь концентрироваться на том, чем занимаетесь в определенное время, не лишним будет научиться выполнять задания «Кинолента» и «Расслабление». Это очень действенные упражнения на концентрацию внимания.

Суть первого заключается в том, чтобы вспомнить, как вы провели день. Вечером примите удобное положение и поразмыслите о своем времяпрепровождении. Если вы в течение дня хорошо концентрировали внимание на деталях и думали только о том, чем занимались в конкретное время, это упражнение будет для вас легким.

Начните мысленно расслаблять все части тела, от ступней и до головы. Представьте, что каждая клеточка вашего тела не напряжена. на правую ступню ноги. Почувствуйте ее, а затем представьте, как она расслабляется. Так следует проделать со всеми частями тела. Кроме того что эти упражнения для памяти и внимания взрослым помогают улучшить концентрацию, они еще и отлично расслабляют все тело.

Групповые упражнения

Тренировать внимание можно как одному, так и в группе. В коллективе это делать еще проще и интереснее. Таким образом упражнения превращаются в увлекательную игру. Предложите сыграть в нее своей семье - и отличное времяпрепровождение гарантировано. Такие игры хорошо подходят для развития внимания у школьников. Упражнения в игровой форме научат их быть более собранными. Можно пригласить в гости и друзей своих детей, тогда занятия станут еще более увлекательными.

Коллективное упражнение «Пчелка»

Группа людей мысленно представляет себе игровое поле в виде 9 клеток и с пчелкой посередине. В процессе игры каждый участник мысленно перемещает насекомое на одну клетку поля (вправо, влево, вверх или вниз) и говорит вслух, куда он ее перемещает.

Контролировать движение пчелы нужно каждому из участников мысленно, это затрудняет задание. Проигрывает тот, у кого пчела выходит за пределы поля, и затем игра начинается сначала. Другими словами, каждый участник должен мысленно нарисовать перед собой 9 игровых клеток и внимательно слушать, куда перемещается насекомое.

Упражнения на счет

Такие упражнения на внимание для детей и взрослых очень эффективны. Их можно усложнять или упрощать в зависимости от возраста ребенка и его внимательности. К примеру, задание для группы людей: посчитать от 1 до 100, причем каждый озвучивает лишь одно число по порядку. Вместо чисел, кратных 5, нужно говорить: «Я внимателен». К примеру:1, 2, 3, 4, я внимателен, 6, 7, 8, 9, я внимателен и т. д.

Упражнение на различие цветов

Очень интересное и эффективное задание. Следует назвать цвет каждого слова. Сделать это довольно сложно, поскольку это не просто слова, а названия цветов. Мозг воспринимает в первую очередь текст, а потом только цвет. Нужна определенная сноровка, чтобы правильно выполнить упражнение. Такие упражнения на концентрацию внимания дают хороший результат.

Игра «Найди отличия»

Эта игра знакома всем нам с детства. Неспроста детям так часто предлагают найти отличия в рисунках, и им нравится этим заниматься. Это отличные упражнения для развития памяти и внимания. Взрослым тоже очень полезно искать отличия в рисунках. Основной уклон в таких играх идет на развитие памяти. Ведь смотря на один рисунок, ребенок пытается запомнить все мелкие детали и найти их на другом, таким образом сравнивая изображения.

Чтение и память

Для того чтобы научиться концентрации внимания, следует полюбить чтение. Часто, сами не замечая того, люди быстро пробегают глазами по тексту и не улавливают и половины его смысла. Наверняка, многие замечали за собой, что, дочитав какую-либо статью, начинают просматривать ее заново. Это происходит потому, что концентрация внимания очень низка, и в это время мысли человека находятся абсолютно в другой области.

Читая какой-либо текст, старайтесь вдумываться в каждое слово. Для того чтобы полностью понять написанное, нужно делать определенные паузы после абзацев и осмысливать прочитанное выше. Если вы станете выполнять все предписания, то не будет необходимости просматривать один и тот же текст несколько раз.

Задания и упражнения на развитие внимания у детей

Дети склонны быть очень рассеянными, особенно школьники. Они забывают все на свете: что говорила утром мама, где лежит их одежда, какие упражнения учитель задавал домой и тому подобные вещи. Не всегда детишки это делают специально. Многие действительно страдают забывчивостью.

Школа очень меняет ребенка, у него появляется много обязанностей, а также много нового и интересного. В этой суматохе очень сложно уследить за ходом своих мыслей, и маленькое существо теряется. Важно следить, как проходит развитие внимания у школьников. Упражнения могут помочь научить его быть более собранным и серьезным.

Например, упражнения с рисунками. Необходимо взять 4 карточки, на которых изображены различные предметы (к примеру: стол, стул, кровать, чашка). Дайте ребенку посмотреть на них полминуты и затем уберите. Попросите его изобразить на листе бумаги все предметы по порядку. По результатам такого задания можно определить, насколько хороша память у ребенка. Если он изобразил все 4 предмета правильно и в той же последовательности - это отличный результат. Если 3-4 рисунка изображены, но вразброс - это неплохо. Если школьник не смог нарисовать даже 3 предмета, то он очень рассеян.

Если ребенок очень хорошо справился с таким заданием, его можно усложнить - к примеру, можно добавить в работу больше карточек. Есть и еще один, более сложный вариант такого задания. Вместо изображений с предметами нужно использовать Такое задание будет более трудным, поскольку рисовать то, что ребенок никогда раньше не видел, намного сложнее.

А вот еще одно очень на внимание для детей. К примеру, берётся любой текст и ребенку предлагается в течение минуты читать его и вычеркивать 3 буквы: «а», «р» и «н». Посчитав количество пропущенных букв, которые следовало вычеркнуть и количество слов в тексте, которые он успел проработать, оценивается степень внимания ребенка. Результаты можно записывать и каждый раз сравнивать.

Есть также специальные произвольные наборы букв, в которых нужно зачеркивать определённые символы. После проделанной работы из оставшихся можно будет прочитать высказывание или стишок.

Концентрация внимания в быту

В повседневной жизни очень легко тренировать память. Нужно лишь обращать внимание на мелкие детали и обыденные ситуации. Начните замечать новые детали в привычных для вас вещах, и это будет отличная Упражнения, конечно, тоже дают свой эффект, однако на них нужно тратить хотя бы 10 минут в день.

К примеру, когда вы идете в магазин, который часто посещаете, обратите внимание на разные детали по пути: какая дорога у вас под ногами, какие растут деревья, сколько еще поблизости магазинов, какие дома стоят возле дороги. Придя домой, постарайтесь вспомнить все эти предметы. Закройте глаза и мысленно еще раз сходите в магазин. Вы не сможете сразу вспомнить все детали, однако со временем это будет получаться с каждым разом все лучше и лучше.

Зачем тренировать память и внимание

В нашей жизни многие вещи связаны с концентрацией внимания. Мы делаем все дела «на автомате» и потом с трудом вспоминаем многие нюансы. Наверняка вы хоть раз выбегали из дома в спешке и задумывались о том, выключили ли вы утюг, закрыли ли входные двери, и ничего ли не забыли. Это происходит потому, что в то время, когда человек, к примеру, выключает утюг из розетки, он думает абсолютно о других вещах. Он не концентрирует внимание на утюге и потом, соответственно, не может вспомнить, выполнял ли он это действие.

Хорошая память и внимание будут полезны и в рабочей сфере. Во время напряженной работы люди очень часто о чем-то забывают и что-то теряют. Из-за рассеянности и вовсе можно лишиться работы. Практически в любом деле важно спокойствие и свежий ум. Для хорошей памяти мы развиваем внимание, упражнения на концентрацию улучшают сосредоточенность на определенном действии.

Перед важным совещанием или докладом попробуйте сделать дыхательные упражнения. Начав глубоко дышать, сосредоточьте внимание на дыхании. Почувствуйте, как в легкие набирается воздух. Постарайтесь больше ни о чем не думать. На выдохе посчитайте до 5 и снова сделайте глубокий вдох. Такое упражнение можно выполнять в течение 5-10 минут. Оно поможет немного взбодриться и привести в порядок мысли. Для головного мозга это будет отличным отдыхом.

Случаются ситуации, когда повышенная концентрация внимания может спасти жизни и уберечь от несчастного случая. К примеру, водитель за рулем должен быть очень внимателен, иначе может произойти авария. Внимательный прохожий тоже может избежать столкновения, если вовремя заметит надвигающийся транспорт. Вот и получается, что в любой ситуации нужно быть внимательным и сосредоточенным.

Каждое мгновение мозг получает множество сигналов как от внешнего мира, так и от внутренних органов. Наша психика просто не способна реагировать на все эти звуки, запахи, зрительные и тактильные образы, ощущения и световые волны. Да это и не нужно. Мы выделяем из всего потока информации лишь важное, значимое или яркое. То, на что обращаем внимание.

Внимание определяется как сосредоточение сознания на определенном объекте. Это особый познавательный процесс, отличающийся от всех остальных тем, что он не имеет собственного содержания и существует как бы внутри других психических явлений:

  • памяти,
  • мышления,
  • восприятия,
  • движения и т. д.

Но несмотря на «несамостоятельность», внимание – очень важный процесс. Уровень его развития влияет и на качество мыслительной деятельности, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на четкость движений. От внимания зависит эффективность любой деятельности и безопасность человека.

Глубинной, психофизиологической основой внимания является доминанта – преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга. Он возникает от воздействия самого сильного или значимого раздражителя и буквально подавляет другие очаги возбуждения, заставляя человека сосредотачиваться на главном, первостепенном.

Представьте, что вы читаете интересную книгу или смотрите увлекательный фильм. Вы настолько погружены в этот процесс, что не замечаете ничего вокруг, можете не прореагировать, даже если кто-то окликнет вас по имени, хоть имя для человека является очень сильным раздражителем. Так работает непроизвольное внимание, основанное на интересе. Вас может отвлечь от чтения более сильный раздражитель, например, громкий звук хлопнувшей двери, и происходит переключение внимания на другой объект.

Внимание всегда избирательно и вычленяет из окружающего мира объекты, имеющие для нас особое значение:

  • связанные с интересами и увлечениями;
  • имеющие отношение к потребностям, в первую очередь витальным (жизненно важным);
  • сильные раздражители: громкие звуки, яркие вспышки света, резкие запахи, удары, толчки, боль и т. д.;
  • резкая, неожиданная смена обстановки: новая мебель в квартире друга, выпавший поутру снег за окном, яркий плакат на стене дома.

Это касается непроизвольного внимания, которое возникает как бы само по себе и не требует усилий для его поддержания. А как заставить себя сосредоточиться на чтении скучного учебника, официальной бумаги, на выполнении нудных, неинтересных, но необходимых действий? Ведь если просто заставлять себя концентрировать внимание, то мозг быстро устанет, мысли начнут разбегаться или неудержимо захочется спать.

Когда говорят о необходимости развития внимания, то имеют ввиду произвольное внимание, требующее усилий для его поддержания.

Как научиться управлять произвольным вниманием

Допустим, вы бы хотели стать более внимательными и сосредоточенными, даже когда выполняете скучную работу. Это вполне понятное желание. Но внимание – сложный процесс, обладающий многими свойствами, которые в жизни и деятельности имеют разное значение. Поняв, как работает внимание, в чем оно проявляется, можно научиться им управлять. Это требует меньше усилий и времени, чем упражнения тренингов, но не менее эффективно.

Устойчивость внимания

Это способность продолжительное время сохранять сосредоточение на одном объекте. Если объект вам неинтересен, скучен или однообразен, то поддерживать устойчивое внимание сложно и утомительно. Как показывают исследования, при пассивном поведении человека произвольное внимание сохраняется всего 5–7 секунд. Что вам поможет в этом случае:

  1. Заинтересованность. Любой даже самый скучный учебник содержит полезную информацию. Попробуйте не просто читать, а постараться связать информацию со своими интересами, профессиональной деятельностью и т. д. Если это удастся, то возникнет психическое явление, которое называют послепроизвольным вниманием. Так же как и непроизвольное, оно не требует волевых усилий для поддержания.
  2. Активная мыслительная деятельность. Постарайтесь не просто читать или выполнять бессмысленную на ваш взгляд работу, а найти в ней смысл, начать думать, анализировать информацию. Читая, комментируйте текст, спорьте с автором, выделяйте главное, иронизируйте над тем, что кажется вам ненужным или нелепым. То есть заставляйте мозг работать, и он будет поддерживать вашу сосредоточенность.
  3. Поиск разнообразия. Найдите в объекте, на котором нужно сконцентрировать внимание, что-то необычное, яркое, неожиданное. Вы считаете, что ничего неожиданного в скучном документе нет? А вы постарайтесь найти, сделайте это увлекательной игрой.

Используя такие приемы, можно удержать произвольное внимание уже не 5-7 секунд, а до 20 минут, а если возникнет заинтересованность, а с ней и послепроизвольное внимание, то значительно дольше.

Объем внимания

Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. В этом нет ничего сверхъестественного, даже нетренированный человек в сфере своего внимания способен удерживать 5–9 разнородных, не связанных друг с другом объектов. А если между ними есть логическая связь или они объединяются в целостную конструкцию, то таких объектов может быть значительно больше. Например, в тексте мы воспринимаем не отдельные буквы, а слова или даже целые предложения.

Правда, тут есть ограничения: контролировать мыслительную деятельность вместе с внешней, предметной можно, а вот решать одновременно две задачи, требующие разной умственной работы, значительно сложнее, а иногда и вообще невозможно. Скажем, можно обдумывать план статьи и мыть посуду, а вот читать книгу и параллельно совершать арифметические действия, увы, не получится.

Для того чтобы увеличить объем своего внимания, необходимо соблюдать 2 условия.

  1. Научиться воспринимать объекты, требующие внимания, взаимосвязано, создавать из них воображаемые композиции или объединять их какими-то общими признаками и логическими связями.
  2. Не менее важное условие – включение объектов внимания в деятельность и развитие профессиональных навыков. Например, опытный водитель за рулем без особых усилий одновременно следит за дорогой впереди и в зеркале заднего вида, за показаниями приборов, улавливает нюансы звуков мотора, да еще и слушает пассажира. А хороший учитель не только рассказывает учебный материал и пишет на доске, но и замечает все, что делают в классе его 30 учеников.

Распределение внимания

Это свойство тесно связано с его объемом. Чем лучше мы умеем распределять внимание между различными объектами, тем больше его объем. Именно эта способность дает нам возможность делать несколько дел одновременно.

Способность к распределению внимания зависит не только от тренировки и профессионализма, но и от индивидуальных психологических особенностей.

  • Человеку с подвижной нервной системой и быстрой реакцией легче распределять внимание, зато у него возникают проблемы с концентрацией и устойчивостью.
  • А человек флегматического темперамента дольше сохраняет высокую концентрацию внимания, но с трудом справляется с его распределением и переключением.

Впрочем, есть методики, которые помогут выработать навыки переключения, распределения и устойчивости внимания.

Упражнения по развитию внимания

Как вы уже поняли, сложно говорить о развитии внимания вообще. Эту комплексную задачу можно решить, выполняя упражнения, направленные на улучшение различных свойств этого психического процесса.

Концентрация и устойчивость внимания

Упражнение 1

Возьмите какой-то небольшой и не слишком сложный предмет, например, карандаш или даже собственный палец. Засеките время и сосредоточьте внимание на его кончике. Старайтесь ни на что не отвлекаться, и как только почувствуете переключение внимания (например, в голове возникнет какая-то посторонняя мысль), сразу прекратите упражнение и запишите время, которое прошло с момента его начала.

А теперь повторите это упражнение, только концентрируя внимание, например, на карандаше, старайтесь внимательно и осмыслено его рассматривать:

  • как заточен грифель;
  • какого он цвета;
  • какие есть оттенки;
  • какого цвета рубашка;
  • какие на ней сколы, царапины и т. д.

Чем больше деталей и нюансов вы обнаружите, тем дольше удержите концентрацию внимания. Обратите внимание, как изменилось время сохранения устойчивого внимания.

Упражнение 2. Тренировка слухового внимания

Сядьте поудобнее, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало, расслабьтесь, закройте глаза и прислушайтесь. Сосредоточьтесь на звуках, которые вас окружают.

Даже если вам кажется, что в комнате абсолютно тихо, то вы поторопились с выводами – абсолютной тишины не бывает. Будьте внимательнее и вы услышите звуки. Постарайтесь их идентифицировать, сосредоточьтесь на каком-то одном. Упражнение прекращайте, как только начинаете отвлекаться или… засыпать.

Улучшение объема внимания

Упражнение 1

В течение нескольких секунд посмотрите на какой-то предмет или человека. Затем отвернитесь и постарайтесь максимально подробно во всех деталях описать объект вашего наблюдения. Затем вновь повернитесь и определите, что ускользнуло от вашего внимания.

Это упражнение хорошо помогает развивать и кратковременную память, которая непосредственно связана с объемом внимания.

Упражнение 2

Попросите кого-нибудь разложить на столе 15–20 небольших разнородных предметов (карандаш, игрушку, часы, расческу и т. д.). Подойдя к столу, в течение нескольких секунд посмотрите на предметы, затем отвернитесь и назовите, то, что видели. Сколько сумели запомнить? Если больше 7 предметов, то у вас хороший объем внимания.

Распределение внимания

Упражнение 1

Возьмите лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Одновременно постарайтесь нарисовать на листе разные геометрические фигуры, например, правой рукой треугольник, а левой круг.

Упражнение 2

Возьмите лист бумаги и ручку, включите аудиозапись книги или рассказа и начинайте записывать все, что с вами произошло вчера как можно подробнее. Через 10–15 минут остановитесь, прочитайте, что вы написали и перескажите содержание прослушанного отрывка.

Эти упражнения помогут улучшить характеристики вашего внимания, но помните, что любые навыки вырабатываются только благодаря упорным тренировкам. Поэтому упражнения надо выполнять многократно и желательно ежедневно.

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулка
Если человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?
Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители
Надо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?
Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния
Фиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?
Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции
Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:
(устное и письменное),
произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,
совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,
упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:
тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,
тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.
можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:
1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.
2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.
3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:
1. Формирование психологической установки
Психологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую значимость.

Формирование психологической установки проходит по трем направлениям:
формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,
представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),
когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).
2. Достижение уровня автоматизации
Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:
аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),
синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,
многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

Создание семьи – это очень ответственный шаг, который влияет на дальнейшую судьбу двух людей. Очень часто браки заключаются в период влюбленности, когда чувства затуманивают здравый смысл. Однако проходит некоторое время, и некогда влюбленные до безумия люди отдаляются друг от друга, начинают замечать недостатки, раздражаясь по любым пустякам. В итоге супруги решают развестись, чтобы не портить друг другу жизнь. Иногда это случается по обоюдному согласию, а иногда в одностороннем порядке. В любом случае расторжение брака не сулит ничего приятного.

Неспособность идти на компромисс также очень часто приводит к раздорам в семейной жизни. Источник: Flickr (gurbir.grewal )

Почему люди разводятся?

Статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 10 лет количество разводов значительно увеличилось. Инициаторами разводов чаще выступают женщины, чем мужчины. И это понятно, ведь представительницы прекрасного пола сильнее подвержены эмоциям.

Интересный факт! Сегодня 57% семей расторгают брачные узы по различным причинам. То есть каждая третья супружеская пара уже разведена или находится на грани семейного краха.

С чем это может быть связано и почему так много разводов? Дело в том, что современный темп жизни очень утомляет человека, а домашние проблемы и бытовые нужды только добавляют дополнительный стресс. Именно поэтому супруги стараются оградить себя от лишних забот, прибегая к разводу. Также участились случаи слишком ранних браков, когда молодые люди в юном возрасте, основываясь только на взаимных чувствах, создают ячейку общества. Естественно, что через некоторое время страсти утихают, и наступает разочарование, сопровождающееся бракоразводным процессом. И это далеко не все причины развода. Психологи сходятся во мнении, что некоторые люди находятся в группе риска, так как их модель поведения и взгляды на жизнь могут спровоцировать развод.

Кто находится в группе риска?

Оптимальным для создания семьи считается возраст от 22 до 30 лет. В этот период личность уже сформировалась, получила образование, социально адаптировалась и готова к следующему шагу. Как правило, в таком возрасте у людей есть какие-то цели в жизни, а также осознанное желание создать семью и продолжать род, чего нельзя сказать о молодых особах в возрасте 17-20 лет.

В группу риска попадают и слишком поздние браки, то есть после 30-40 лет. В таком возрасте мужчины и женщины являются самообеспеченными и зрелыми личностями. Им сложно проявлять по отношению к другому человеку гибкость и лояльность, необходимые для нормальных отношений в семье. Некоторые морально не готовы менять свой привычный образ жизни: чем-то жертвовать, идти на уступки и слишком часто находиться с партнером. Неспособность идти на компромисс также очень часто приводит к раздорам в семейной жизни.

Профессиональная самоотдача и чрезмерный трудоголизм тоже очень часто выступают причинами развода. Если супруг или супруга уделяет по 12 часов в день работе, забывая про вторую половину и детей, то в семье возникают ссоры и недопонимание. Хроническая усталость сопровождается раздражительностью или затяжной депрессией, что неизбежно приведет к расторжению брачных уз. Поэтому многие карьеристы считают, что семья является помехой для достижения профессиональных высот и самореализации.

Обратите внимание! За первые 10 лет разводятся около 60% супружеских пар, затем тенденция сокращается. Самый сложный период становления семьи – первые 3 года и появление первого ребенка. Если сложный этап пройден, то, как правило, брачные узы укрепляются, и наступает взаимоуважение и понимание.

Браки по расчету также приводят к полнейшему разочарованию. В последнее время не редкость увидеть солидного мужчину за пятьдесят с молодой и красивой женой. Опасность браков по расчету состоит в том, что когда человек пресыщается деньгами и развлечениями, ему хочется эмоциональной удовлетворенности в виде любви и уважения, а получить искренние чувства не всегда получается.

Социологические опросы позволили понять и упорядочить основные причины разводов молодых и зрелых семейных пар.

Одной из частых причин развода после 30 лет совместной жизни является измена. Источник: Flickr (Massimo_Cerrato )

Основные причины разводов в семье

Причины, которые указывают супруги при разводе, не всегда соответствуют действительности, так как порой расставание происходит не совсем мирно. Не зря в народе бытует пословица: «От любви до ненависти один шаг». Сложнее всего приходится тем, у кого есть совместный ребенок. Дети получают колоссальную психологическую травму из-за развода родителей, хотя не всегда это проявляют. Какие же факторы становятся непреодолимой преградой на пути к семейной идиллии?

  • Психологическая неготовность к браку в 42% случаев становится причиной расторжения семейных уз. Это означает, что супруги в силу возраста или личных убеждений не уважают друг друга, не идут на уступки и не поддерживают друг друга. Это происходит, когда чувства притупляются, а общих интересов за время совместного проживания так и не появилось.
  • Алкоголизм и другие пагубные привычки находятся на втором месте (23%-31%). Такой высокий процент расторжения браков связан с тем, что постоянные стрессы на работе, маленькая заработная плата и невозможность самореализации толкают людей на злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами. Человек считает, что он отвлекается от всех насущных проблем, а жизнь налаживается сама по себе. В действительности такого не происходит, и семейная жизнь превращается в кошмар.
  • Супружеская измена – третья причина, по которой муж и жена расходятся навсегда. Недостаток внимания, однообразие в сексуальной жизни и нестабильные отношения приводят к тому, что один из супругов начинает искать утешения на стороне. Некоторые семьи закрывают глаза на откровенную неверность, а другие не могут жить с человеком, который способен на подобный поступок. Одной из частых причин развода после 30 лет совместной жизни является измена. В более зрелом возрасте чаще изменяют мужья, поскольку внешний вид женщины, с которой он связывал свою судьбу, несколько меняется в худшую сторону, да и поднимать на ноги детей уже не нужно. Самодостаточный мужчина ищет новых ощущений, просыпается инстинкт охотника. Хотя женщины тоже нередко изменяют мужьям по причине недостатка внимания и сексуальной неудовлетворенности.
  • Отсутствие взаимопомощи в быту. Нежелание помогать супруге или супругу в решении бытовых проблем выливается в постоянное недовольство и ссоры. В большинстве случаев женщины не мирятся с таким положением дел и подают на развод.
  • Финансовые трудности. Некоторые пары в период влюбленности не думают о том, как они будут содержать семью и вести бюджет. Хронический недостаток денежных средств для полноценного существования приводит к внутренней неудовлетворенности и замкнутости. Без достаточного количества финансов молодая семья не может позволить себе элементарные вещи: сходить в кино, съездить в отпуск, приобрести желаемые вещи. Долговременные финансовые трудности отдаляют влюбленных друг от друга.
  • Чрезмерная ревность – это не такой уж редкий случай, как может показаться на первый взгляд. Слишком ревнивые люди ограничивают партнера, лишая его личного пространства. Тотальный контроль может перерасти в паранойю, сопровождающуюся неконтролируемым гневом. С таким человеком тяжело строить нормальные семейные отношения.
  • Сексуальная неудовлетворенность партнёров. Когда любовные страсти проходят и наступает обыденная жизнь, то нередко у супругов пропадает интерес друг к другу. Интимная связь становится однообразной и не вызывает особого восторга. В особенности это проявляется после рождения ребенка. Женщина занята воспитанием и уходом за малышом, поэтому сил и желания интимной близости практически нет.
  • Отсутствие детей – проблема современности. Каждая 3 семейная пара страдает бесплодием, именно поэтому врачи рекомендуют незамедлительно обращаться к специалистам для решения проблемы, а не писать заявление о разводе. Естественно, что все здравомыслящие молодые люди хотят иметь детей, но неутешительный диагноз становится камнем преткновения для многих влюбленных пар.
  • Моральное угнетение – способ самореализоваться и подпитать свое «эго» для некоторых людей. На работе они не могут высказать свое мнение или выразить недовольство, поэтому приносят весь негатив домой, вымещая злость на домочадцах. Постоянные укоры и обиды со стороны супруга или супруги приводят к полному разочарованию и ненависти. Естественно, что такие отношения приводят к бракоразводному процессу.
  • Физическое насилие. Неуравновешенные супруги не способны контролировать свои эмоции и при малейшей ссоре распускают руки. Недопустимое поведение и физическое насилие также способствует разрыву семейных уз. Причины развода с мужем в данном случае очевидны.
  • Разные взгляды на жизнь – редкая проблема, но имеет место для тех, кто считает себя самодостаточной личностью. Постоянное несогласие с мнением близкого человека, противоположные взгляды на семейные ценности, воспитание детей и прочие бытовые и социальные проблемы приводят к скандалам.

Сохранение теплых и нежных отношений в браке – это большой труд! Два абсолютно разных человека связывают свою жизнь для создания своего маленького мира, понятного только им. Не игнорируйте просьбы близких людей, цените свою семью и поддерживайте друг друга. Любовь всегда строится на взаимопонимании, уважении и мудрости.

Видео по теме

Сразу отвечаю на вопрос, вынесенный в заголовок: разводов так много, потому что это выгодно женщинам.

А теперь детально разбираем проблему . Для начала немного статистики. В среднем соотношение разводов в России и заключенных браков составляет около 80%. Причем наибольшее количество приходиться на большие города европейской части России, а наименьшее - в мусульманских республиках, таких как Чечня, Дагестан и др. Там свою роль играет религиозный фактор.

При этом 80% разводов происходят по инициативе женщин . Интересная ситуация? Так что, миф о том, что семья, прежде всего, нужна женщине, становится несостоятельным. Если бы семья была бы на первом месте для женщин, то они бы держались за неё руками и ногами, а не подавали на развод. Предполагаю, что многие заголосят, что с мужчинами-подонками невозможно жить и тому подобное. Да, есть сволочи. Но не 80%. Ни за что не поверю, что 80% российских мужчин - подонки, маньяки, мерзавцы. Причин к разводу, конечно, может быть масса. Но есть один серьезный аспект - наше законодательство само подталкивает женщин к развалу семьи.

Нынешнее антимужское, и по большому счету, антисемейное законодательство делает развод выгоднее самого брака. Наше законодательство составлено так, что мужчина в нашей стране фактически бесправен.

Первое: он никак не может повлиять на процесс деторождения. Появиться или не появиться на свет ребенок, единолично решает женщина.

Второе: замужество никак не запрещает женщине ходить «налево» и законом не предусмотрено за это никакого наказания. А если муж решил сам решил наказать жену за измену, то тут же попадает под ответственность статьи за домашнее насилие. Выходит муж в своей собственной семье не является хозяином. Ни жену, ни детей не может наказать за проступки.

В царской России, когда мужчина женился, он фактически брал на себя функции начальника семьи. Он мог поощрять и наказывать домочадцев. А сегодня мужчина не является главой семьи. Жена гуляет - наказывать нельзя! Ребенок плохо себя ведет - наказывать нельзя, а то срок за домашнее насилие или ювенальная юстиция. Даже когда муж узнает, что ребенок рожден не от него, он все равно должен его обеспечивать вместе с матерью.

Так зачем брак нужен мужчине? Он развалиться с вероятностью 80%. Что брак гарантирует мужчине? Верность жены не гарантирует. В случае развода дети в 97% случаях остаются с бывшей женой. Так как судьи - это зачастую женщины, то следуя женской солидарности, они оставляют детей с матерями. Но не потому, что мамы больше любят детей, чем отцы, а потому, что дети - это инструмент манипуляций для женщины.

У меня есть несколько знакомых разведенных мужчин , которые бы с удовольствием бы оставили детей себе. Но в этом же случае, мать не получала бы алиментов, трату которых, кстати, нельзя проконтролировать. Неизвестно, на кого будут потрачены алименты - на детей или пьянки-гулянки.

Третье: имущество мужчина также теряет при разводе. Я думаю, примеры здесь приводить излишне. Наверняка, у многих есть друзья, которые после развода лишились значительной части своего имущества. А если муж бизнесмен, то соблазн подать на развод очень велик. Тем более, сейчас есть и тренинги психологов по этому вопросу. А также примеры подруг или истории из глянцевых журналов о счастливой жизни после развода и отъема имущества у бывшего мужа.

Итого, что мы имеем. Брак ничего не дает мужчине! Ни верности супруги (уж не говорим ни о ласке, поддержке и тому подобных вещей). Ни потомства- дети буду отняты судом и, как правило, мать настраивает их против отца. И имущество также будет потеряно.

Спрашивается, зачем мужчине вообще брак? Он нужен только женщинам. Это раньше женщине мечтали о замужестве. Сейчас главная задача найти богатого лоха, пожить с ним пару лет, родить от него (а может и не от него) и развестись с ним. И все - лет так на 18 женщина себя обеспечивает. Схема проста. По факту, мужчина в настоящее время является неполноправным членом семьи. Он выполняет роль снабженца. У него только обязанности, прав практически нет. Он вынужден нести бремя обслуживающего персонала. А если вдруг решит вспомнить, что он глава семьи и наказать жену или ребенка, тот тут же появляется супервождь в виде государственных органов, которые напомнят ему, что он никто в этом мире.

С грустью можно констатировать, что нынешнее законодательство является антисемейным, потому как провоцирует женщин на развод, гарантируя значительные бонусы. Я уже не говорю, о всяких мелочах в виде антимужских законопроектах, которые с завидной регулярностью штампует Госдума. Кажется, что они постоянно думают как прижать российского мужчину. Даже конституционные статьи о равенстве всех перед законом не работают. За одни и те же преступления мужчины и женщины получают разные наказания или женщины вовсе освобождаются от ответственности. По закону убийство матерью новорожденного ребенка является смягчающим обстоятельством. Нормально? Если вы взрослых мочите, то вы маньяк, а если младенцев душите - то это ничего страшного!

Для исправления ситуации нужно привести законодательство в равноправную форму и прекратить антисемейную агитации в СМИ. И восстановить патриархальную форму семьи, где главой является муж. Патриархат- это не форма угнетения женщин, как многие думают, а нормальное функционирование семьи и общества, где каждый знает свои обязанности и функции.

А в настоящее время все смешалось. Женщины стали мужеподобными и выполняют не свойственные им задачи. Так и мужчины стали слабыми и больше стали походить на женщин, как внешне, так и характером. И чтобы наше общество стало гармоничным, успешным и счастливым, нужно вспомнить каким должен быть настоящий мужчина, и какой - настоящая женщина.

От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.