Порядок устройства дети оставшиеся без попечения родителей. Комплексный анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Основные положения, выносимые на защиту

Реферат

«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

Введение

Благополучие общества складывается из благополучия и защищенности его отдельных граждан. Особенно в защите нуждаются такие уязвимые члены общества как дети, особенно, дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим необходимым является развитие законодательства в области охраны прав ребенка, особенно детей оставшихся без попечения родителей, совершенствование механизма усыновления, как наиболее приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость в особой защите прав ребенка предусмотрена как международными актами, признанными Российской Федерацией, так и российским законодательством. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38).

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство - одна из самых тяжелых проблем России последнего времени, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней. Возрастающее количество сирот в стране свидетельствует не только об экономическом положении, но и о деградации общества. Сам факт наличия сирот в детский домах, домах ребенка является следствием как отказа родителями от воспитания детей, либо ведения ими такого образа жизни, при котором воспитание не осуществляется. С другой стороны проявляется пассивность общества в участии устройства детей в семью.

В современном мире разработана система международной охраны ребенка и защиты его прав, которая функционирует в качестве составной части международной защиты прав человека. Она сформировалась в рамках Организации Объединенных наций. ООН были разработаны и приняты законы и Конвенции по правам человека, которые были открыты для присоединения всех государств. Права ребенка закреплены в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека, в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев и т.п.), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования); также действуют деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

В результате мировым сообществом были разработаны единые международные стандарты - тот минимум прав и гарантий их реализации, который государство-участник Конвенции о правах ребенка не только должно обеспечивать, но и расширять, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции.

Среди наиболее значимых Конвенций, ратифицированных нашим государством, является Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденная резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года и другие.

Определения понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей», Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения - ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Формами семейного устройства осиротевших детей, которые предусмотрены в СК РФ являются усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. При отсутствии возможности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, они подлежат передаче в учреждения всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Другие формы устройства, кроме указанных в Семейном кодексе, могут быть допущены по решению самих регионов. Таким образом, в законодательстве определены только основные формы. На практике их существует значительно больше.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы: индивидуального и неиндивидуального устройства. При индивидуальном устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. В случаях неиндивидуального устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка различаются временное и постоянное устройство. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств.

Однако наиболее распространенной классификацией является разделение форм устройства на семейные, государственные и государственно-общественные:

.К семейным относятся усыновление и опека и попечительство

.К государственным - устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом.

.К государственно-общественным формам относится приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья и др.

2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление (адопция) - это форма установления искусственного родства - включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью.

Усыновление/удочерение в России - это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью / сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Основными признаками усыновления являются:

усыновление - это правоотношение. Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые.

добровольность волеизъявления усыновителя и согласие усыновляемого (достигшего десяти лет);

отношения между усыновителями и усыновленным приравниваются к отношениям кровных родителей и детей;

возникновение правоотношения на основании решения суда.

На основании указанных признаков можно сформулировать следующее определение усыновления: « Усыновление - правоотношение, основанное на добровольном волеизъявлении усыновителя и согласии усыновляемого (с 10 лет), приравниваемое к отношениям кровных родителей и детей, возникшее на основании решения суда».

Основными особенностями усыновления являются:

·усыновление позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи, с правами и обязанностями, присущими кровному ребенку;

·при усыновлении сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижении совершеннолетия;

·при усыновлении существует возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения;

·усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов;

·не смотря на то, что усыновление оформляется дольше, чем опека, так как усыновление устанавливается не органом опеки и попечительства, а гражданском судом, оно является приоритетной формой устройства сирот;

·государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец, и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единовременную компенсацию. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, г. Москва, Белгородская обл., Московская обл., Тульская обл.

·при усыновлении существуют более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой;

·не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён;

·проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Как пишет Г.С. Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».

В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее, суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка.

В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст. 127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

·лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

·лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.

Ввиду важности данного института и того факта, что передавая ребенка в семью, государство снимает с себя обязанности за его воспитание и содержание, но не снимает с себя обязанности защиты его как гражданина, законодательно определены требования к личности кандидата в усыновители:

.лицо должно обладать достаточным объемом правоспособности;

.лицо должно обладать достаточным объемом дееспособности;

.лицо не должно страдать заболеваниями, перечисленными в законодательстве, которые являются препятствиями к усыновлению;

.кандидат в усыновители должен обладать определенными моральными качествами;

.В качестве общего правила выступает запрет на усыновление:

·лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

·лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Вместе с тем Семейный кодекс допускает и исключения из этого правила: условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально-бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

.особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. №217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Другой формой семейного устройства является опека (попечительство).

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Перечислим задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

·обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

·защита прав и законных интересов подопечных;

·обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

·обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

·обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В соответствии с законом дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют тот же комплекс прав, что и дети, воспитываемые родителями (право выражать свое мнение, право на защиту и др.). Кроме того, на детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются установленные законодательством льготы и гарантии в социальной, медицинской, образовательной и других сферах.

Опека и попечительство отличаются друг от друга тем, что опека устанавливается над ребенком до 14 лет, а попечительство - после 14 лет до достижения им совершеннолетия.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены:

·Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

·Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

·Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

·Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

3. Государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

сиротство усыновление попечение ребенок

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Государственное устройство детей в нашей стране имеет долгую историю и как следствие и положительный и отрицательный опыт. Наибольшее распространение эта форма получила в годы гражданской войны после революции. На сегодняшний момент, не смотря на все минусы данной формы, отказаться от нее нет возможности. Среди государственных форм устройства выделяются дома ребенка, детские дома, дома-интернаты и другие. Устройство в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Проблему детей-сирот усугубляет не только казенное воспитание, которого не возможно избежать в детском доме, но и плачевное положение и материальное обеспечение в самих детских домах. Большой проблемой является также социальная адаптация детей после окончания пребывания в детском доме. Статистика ужасающая. По данным объединения волонтеров «Помощь детям-сиротам», к нормальной жизни адоптируются только 10% воспитанников детских домов.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

·интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

·вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития;

·интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

К государственным формам устройства детей также относятся и те, которые рассчитаны на кратковременное пребывание ребенка.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Приюты создаются также общественными организациями.

В 1995 г. при Комитете социальной защиты открылся Детский приют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Одной из таких форм является приемная семья, которая основывается на договоре, между лицами принимающими ребенка и органами опеки и попечительства. Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка. Воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств, кровные родители обязаны платить алименты.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье общее количество детей, включая родных, усыновленных и принимаемых в приемную семью, не должно превышать, как правило, 8 человек, т.к. в противном случае решение родителями-воспитателями педагогических задач станет затруднительным, а то и просто невозможным.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, предусмотренных к опекунам (попечителям) п. 2 ст. 146 СК РФ (ч. 2 ст. 153).

Договор о передаче ребенка заключается либо на определенный срок, обозначенный в нем, либо без такового.

Наряду с приемной семьей как перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Такие дома создаются при условии, что в них находится от 5 до 10 детей. Семейный детский дом финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Интересным является опыт воспитания детей оставшихся без попечения родителей с семейным воспитанием в детских деревнях SOS. Инициатором этой формы воспитания детей стал в 1949 году австрийский педагог Герман Гмайнер. Опыт был столь успешным, что получил распространение во многих странах мира. В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.

Выше уже указывалось, что формы устройства детей, в зависимости от сроков можно подразделить на временные и постоянные. Среди временных форм устройства детей относящихся к государственно-общественному типу можно выделить патронатную и временную приемную семью.

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Временная приемная семья является распространенным явлением в зарубежных развитиях государствах.

Патронатная семья - это устройство ребенка в семью на воспитание, когда он нуждается в защите, причём патронатные родители частично сохраняют обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка. Патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. В такой семье для ребенка должны быть созданы условия для реабилитации, а органы опеки и попечительства должны решить его дальнейшее устройство.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

.институт устройства детей оставшихся без попечения родителей прошел длительное историческое развитие. На протяжении прошедшего времени отношение к нему было неоднозначным от полного отрицания некоторых форм устройства детей до полного разнообразия представленного в современном законодательстве.

.формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяются на: семейные (усыновление и опека и попечительство), государственные (устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом) и государственно-общественные (приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья). Усыновление, опека и попечительство была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства детей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

.выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка. Поэтому даже суд, например, вынося решение об ограничении или лишении родительских прав и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение. До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Список использованной литературы

1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 №217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»

Правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 №217, от 10.03.2005 №123, от 11.04.2006 №210)

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» / Гарант правовая система

Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних. // Законность, 2009, №9.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. // Законодательство и экономика, 2010, №2.

Кирилловых А.А. Проблемы развития законодательства о праве детей на семейные формы воспитания. // Семейное и жилищное право, 2009, №4

12. Красницкая С.Г. Вы решили усыновить ребенка. Москва: Издательство «Дрофа», 2001. - 199 с

13. Королева А.В. К вопросу об усыновлении российских детей гражданами других государств. // Цивилист, 2007, №3.


К семейным формам жизнеустройства детей-сирот относят: усыновление / удочерение, опека и попечительство.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Суть его заключается в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах с учетом возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

В Новосибирске все больше внимания уделяется вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Только в прошлом году в Ленинском районе около 30 детей были переданы в приемные семьи, 88 детей усыновлены. Специалисты считают, что сегодня уже можно говорить о позитивных изменениях. По результатам реабилитационной работы, в Новосибирске только за прошедший год из социальных приютов возвращены в семьи 160 детей, 33 ребенка взяты под опеку, 240 - усыновлены, создано 59 новых приемных семей.

Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.

Что касается взрослых, то само решение взять ребенка под опеку в большинстве случаев бывает осознанным, прочувствованным, продиктованным чувством сострадания и долга. Например, в случае смерти, тяжелой болезни или недееспособности матери ребенка (при фактическом отсутствии отца) опеку над ним устанавливает ее сестра или подруга, бабушка, тетя или другие родственники берут опеку над ребенком, чьи родители лишены родительских прав.

Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям):

  • 1. Совершеннолетие лица, т. е. достижение им 18 лет.
  • 2. Полная гражданская дееспособность лица, т. е. в данном случае отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности.
  • 3. Отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (независимо от времени его вынесения).

Опекунами или попечителями не назначаются граждане:

  • 1. Лишенные родительских прав.
  • 2. Больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.
  • 3. Отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей).
  • 4. Ограниченные в родительских правах.
  • 5. Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.
  • 6. Не имеющие возможности по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа. Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним. В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.

Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством. При этом опекун обязан предоставлять в органы опеки отчет о потраченных средствах. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства.

Правоотношения между ребенком и опекуном (попечителем) прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия.

Ребенок, находящийся под опекой (попечительством) сохранят право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти -- пенсии по потери кормильца. Также ребенок сохраняет свой юридический статус (ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей), т.е. он сохраняет право на все дополнительные права и льготы, предоставляемые государством лицам с данным юридическим статусом. (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства.

Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Особенности опеки (попечительства):

  • 1. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления. Оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда.
  • 2. На опекаемого ребёнка выплачивается средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • 3. Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
  • 4. Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
  • 5. Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
  • 6. Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка. Усыновление является самой предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.

Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка, его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления. Так, например, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет, дети старших возрастов остаются в социальных учреждениях до выпуска. Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также получение согласия их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц -- согласие органа опеки и попечительства.

Особенности усыновления:

  • 1. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • 2. Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • 3. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • 4. Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
  • 5. Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев.
  • 6. Органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.
  • 7. Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • 8. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

При отказе родителей дать согласие, усыновление невозможно. Дача согласия на усыновление -- одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями.

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком, когда родители в течение шести месяцев без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление на подбор ребенка из соответствующего детского учреждения.

Официальная статистика свидетельствует, что большинство производимых в России усыновлений детей (как правило, из детских учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей), успешны. Дети обретают семью, а взрослые -- смысл жизни и ощущение своей необходимости. Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей.

При этом около 18 тысяч детей усыновляется отчимами, мачехами и 12 тыс. -- посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребенка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей.

В нашей стране есть несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: , опека и попечительство, и патронатная семья. Мы задали вопросы прохожим на улице, о том, что они знают о семейном устройстве и формах . Многие ответы были весьма интересными.

Итак, к сожалению, наши граждане не всегда понимают различие между теми или иными формами семейного устройства. И совсем немногие знают о том, что кроме усыновления и опеки существуют другие возможности быть полезным и нужным ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В этой связи, мы решили составить небольшой экскурс по формам семейного устройства и постарались доступным языком рассказать о различиях между ними.

Самой приоритетной формой устройства детей считается усыновление (удочерение). Усыновление происходит по решению суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье. Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, дату рождения, взять отпуск по уходу за ребенком и получить выплаты, положенные при рождении ребенка. В отношении усыновленного ребенка действует охраняемая законом «тайна усыновления», т.е. хранить тайну или сказать ребенку об усыновлении — решают родители.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.

Патронатная семья - опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома или другого учреждения опеки, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск. В любое время родитель может обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой. Часто эта форма становится переходной к опеке или усыновлению.

Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени - выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Каждая из форм семейного устройства имеет свои особенности, свои «плюсы» и «минусы». При усыновлении, установлении опеки и попечительства выдвигают достаточно жесткие требования к потенциальным родителям. Эти требования касаются доходов, жилья и социальной успешности кандидатов. Меньше шансов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи у одиноких, людей, состоящих в гражданском браке, слишком молодых или пожилых. Есть отличия и в плане материальной поддержки родителей.

Если вы сомневаетесь в выборе семейного устройства, попробуйте понять, кем бы вы хотели стать для ребенка. Осознайте возможные риски, которые будут сопровождать этот выбор. Но главное помните, что вы берете на себя ответственность за самое прекрасное, что есть на Земле, за ребенка с чуткой и нежной душой, чья жизнь и здоровье бесценны!

Региональная общественная организация поддержки детей с ограниченными возможностями Республики Алтай «Благо-Дарю» организовывает благотворительный сбор для пострадавших от наводнения в Иркутской области предметами первой необходимости на безвозмездной основе.

Перечень необходимы...

Специалисты республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями приняли активное участие в фестивале «Родники Алтая»

Традиционный XV Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» прошел в с. Усть-Кокса на территории биосферного заповедника «Катунский». Фестиваль в этом году был посвящен Году театра. Это один из самых интересных и красочных праздников, любимый не только жителя...

Выездной палаточный интерактивный квест для замещающих семей прошел в Республике Алтай

8 замещающих семей из разных уголков республики отправились в палаточный лагерь на лоно природы, где для них были организованы интересные мероприятия, консультации специалистов и совместная трудовая деятельность. «Разрешение и предупреждение конфликтов с помощью восстановительно-медиативного...

Информация о возможности участия во Всероссийской переписи населения 2020, используя сеть интернет на Едином портале государственных и муниципальных услуг

В октябре 2020 года на всей территории Российской Федерации пройдет Всероссийская перепись населения. Перепись проводится в соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» №8-ФЗ от 25.01.2002г. (с изменениями).

Проведение Всероссийской переписи населения в...

Обучение социальному предпринимательству

В Онгудайском районе проводится обучение по программе «Социальное предпринимательство». Слушателями курсов стали субъекты малого и среднего предпринимательства, физические лица, в том числе пятеро безработных граждан, две женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им воз...

Трудоустройство несовершеннолетних граждан

Центр занятости населения Кош-Агачского района реализует мероприятия по программе содействия занятости населения «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». Трудоустройство несовершеннолетних граждан обеспечивается...

ГАБДРАХМАНОВА ГУЛИНА ТАГИРОВНА

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

Москва 2015

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3

Глава I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

…………………………..6

1.1Источники правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..........6

1.2 Понятие и история устройства детей, оставшихся без попечения

родителей…………………………………………………………………………9

Глава II. СПОСОБЫ И ВИДЫ, УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ………………………...20

2.1 Способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей……..20

2.2Усыновление(удочерение), как вид устройства детей, оставшихся без

попечения родителей…………………………………………………………...23

2.3Опека и попечительство над детьми……………………………………….37

2.4Приёмная семья, как форма устройства детей, оставшихся без попечения

родителей………………………………………………………………………..48

2.5Устройство детей, оставшихся без попечения родителей в организации

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………….52

Глава III. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ …………………………………………………..56

3.1 Обеспечение защиты детей, оставшихся без попечения родителей,

органами опеки и попечительства…………………………………………..56

3.2Защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения

родителей……………………………………………………………………….66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..73

Введение
Актуальность дипломной работы заключается в том, что дети довольно уязвимы и во многом их жизнь зависит от взрослых. Для защиты прав детей была создана Конвенция о правах ребёнка, это международный документ который защищает права детей всего мира. К таким относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, а так же признанные недееспособными.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в разных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

По статье 121 СК РФ отсутствие родительского попечения может вызвано так же болезнью родителей, уклонение родителей от воспитания детей и защиты их прав и интересов, длительного отсутствия родителей, при отказе родителей взять своих детей из общеобразовательных учреждений, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций. При создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения опека возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно требованиям норм международного права ребенок, временно или постоянно лишившийся своего семейного окружения либо который не может оставаться в таком окружение, вправе на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Социально-экономические преобразования в РФ, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения обычного мировоззрения и нравственно ‑ ценностных ориентиров, ослабление

воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены главные механизмы защиты их прав. На сегодняшний день большое количество детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.

Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены Антакольской М.В., Беловым В.А., Барковым А.В., Будановым М.Ф., Ерошенко А.А., Ершовой Н.М., Дубровской М.О., Ивановым Н.П., Кириловых А.А., Нечаевой А.М., Мурзиным Л.М., и многими другими учёнными.

В своей совокупности работы названных учёных представляют значительную теоретико-методологическую базу для исследования проблем усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи и устройства детей, в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другими нормативно правовыми актами.

Предметом данного дипломного исследования являются дети,
оставшиеся без попечения родителей.

Объектом - общественные отношения, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью дипломной работы раскрыть особенности устройства детей оставшихся без попечения. Поставленные цели установили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать правовую основу детей оставшихся без попечения родителей.

2.Раскрыть способы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

3.Исследовать виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Рассмотреть основные гарантии защиты детей оставшихся без попечения родителей.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, которые логично поделены на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава I. Правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1Источники правого регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется положениями Семейного Кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральным Законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Правилами ведения государственного банка данных о детях, о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществление контроля за его существованием и пользованием.

Семейный кодекс РФ обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В СК РФ указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1).

В кодексе есть специальная Глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст. 54 – 60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижению четырнадцати лет – в судебные органы. Впервые в СК РФ введен особый раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей ». В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт «приемной семьи» (ст.151 - 155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них зафиксированы положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.

Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29 «Усыновления (удочерения) ребенка» ГПК РФ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения), изложена глава 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.

В ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в тяжёло жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершение преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Принятый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внес важное изменение в структуру семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С 1 сентября 2008 г. (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребенка сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства. Таким образом, приемная семья, известная в российском законодательстве с середины 90-х годов, как что-то отдельное, особенное, представляет собой форму опеки(попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты Федерации должны привести в соответствии с принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору. При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически важные действия» (ч.1 ст.2 ФЗ «Об опеки и попечительстве»). Законодательство не допускает «разделение полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитанием, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей появляются с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

1.2 История и понятие устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
С самого начала развития общества были дети, лишенные родительского попечения и требующие особого внимания к себе. Современное, социально-ориентированное российское государство пытается разрешить проблемы таких детей, принимая множество нормативно-правовых актов, регулирующих порядок устройства детей, как в семьи, так и в организации. Эффективное развитие законодательства в указанной области невозможно без учета исторического опыта, что предопределяет актуальность осуществления историко-правового анализа несемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ещё в древности происходило историческое развитие института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В период язычества уже была заложена традиция заботы о слабых и бесмощных. В общинах ребёнка передавали из дома в дом на кормление или ему назначались «общественные» родители, которые брали его на свой прокорм.

После принятия христианства на Руси стала складываться практика общественной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемая новыми субъектами помощи: князем, церковью, приходами, монастырями. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находили, как правило, поддержку у церкви через систему приходов, которые, согласно учению церкви, выступали в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот.

Такие бедствия как монголо-татарское нашествие, разорение городов, сёл, массовые эпидемии приводили к необходимости оформления не только церковных, но государственных подходов к призрению разных категорий нуждающихся, но такая помощь не была постоянной и чётко организованной.

После вступления на престол Петра I, который уделял особое внимание закрытому призрению, т.е. содержанию нуждающихся в различных учреждениях и заведениях благотворительной направленности, началась организовываться определённая система. Пётр Великий активно осуществлял политику государственной поддержки детей оставшихся без попечения родителей. В регламенте (уставе) Главного магистрата от 16 января 1721 г. в числе остальных институтов призрения указывались «сиротские дома» – для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали. Данные дома предполагалось построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Благодаря принятию Регламента (устава) 1721 г. можно говорить о законодательном закреплении специализированных учреждений именно для детей, оставшихся без попечения родителей. При Петре I, функции заботы о детях стали возлагаться не только на церковь, но и на государственные структуры в лице городских магистратов, старост и сотских в селениях.

При правлении Екатерины II, наиболее деятельно стали создаваться специализированные учреждения: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей», оставляемых родителями по бедности так же развивалось законодательство в данной области. Сиротские дома долгое время не имели четких принципов организации, только в 1823 г. Министр внутренних дел Кочубей разделил заведения приказов общественного призрения, в том числе сиротские дома, на разряды в зависимости от определенного числа нуждающихся в поддержке. Сиротские дома 1 и 2 разрядов были рассчитаны на 20 человек, 3 разряда – на 15, 4 разряда – на 10 детей.

К концу XIX века сложились две главные формы призрения: приказы общественного призрения и земские учреждения. Земское управление общественным призрением было наиболее прогрессивным: если в 90-е годы XIX века в приказной системе действовали 43 сиротских дома, то в земской системе – 56. Земские учреждения заботились о подкидышах, о незаконнорожденных детях. Стали возникать учреждения для детей «заброшенных и преступных» – земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры. Исходя из чего, мы можем говорить о расширении сети учреждений, которые формировались не только для младенцев, послушных детей, но и для детей, как сегодня уместно было бы сказать, с девиантным поведением.

Постепенно помощь детям, оставшимся без попечения родителей, начинает обретать определенную систему, законодательное закрепление; учреждения для детей-сирот малыми темпами, но развиваются при помощи государства, церкви, частных благотворителей. Частные благотворители организуют приюты, где дети получали заботу, уход, питание, одежду.

С начала 1917 года существенно увеличилась роль государства в поддержке детей, оставшихся без родительского попечения, о дальнейшем развитии детских учреждений для таких детей. Новая власть пыталась решать как политические, так и социальные вопросы. После событий октября 1917 года народный комиссариат государственного призрения (НКГП) стал проводить политику упразднения существующих органов помощи. Упразднялись благотворительные учреждения, попечительские организации, а 1 декабря 1917 года был упразднён Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. Вместо упраздненных учреждений был создан отдел призрения несовершеннолетних, на местах создавались различные исполнительные комитеты.

В 1918 году образовывается наркомат социального обеспечения (НКСО) взамен НКГП, который определил новейшую стратегическую линию общественной поддержки, исходя из задач построения социалистического государства. В 1918 году «декретом СНК о комиссиях для несовершеннолетних детские приюты и сиротские дома преобразовались в детские дома».

Политика советской власти, направленная на ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, явилась одним из причин, повлекших создание сети детских учреждений интернатного типа. Государство поддерживало деятельность детских домов, детских трудовых коммун, при этом предпринимались шаги к устройству детей из детских домов в семьи: 6 февраля 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи», 28 мая 1928 года – «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках».

Устройство детей в семьи из государственных воспитательных учреждений, непременно, является позитивной составляющей политики в области государственной социальной защиты детей-сирот. В то же время, политика по отношению к детям не была лишена недостатков: она была ориентирована не на предупреждение сиротства, а на борьбу с её последствиями. Подтверждением тому служат последующие исследовательские выводы И.А. Ложкиной: «…в стране организованно проводились плановые мероприятия по изъятию беспризорных и безнадзорных детей с улиц городов и сел в детские воспитательные учреждения. Сеть их вплоть до середины 1930-х гг. ежегодно увеличивалась». Увеличение, как правило, осуществлялось за счет создания детских трудовых коммун. Современные исследователи по-разному относятся к таким учреждениям. Устройство закрытых интернатских учреждений З.И. Воронина вообще определяет как «самый негативный принцип организации подобных учреждений», указывая: «дети, воспитывающиеся в данных учреждениях, были лишены социальных контактов с окружающим миром; слова «семья», «папа», «мама» для них были пустым звуком, ничего не значили».

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. наложила свой отпечаток на работу детских учреждений. Задача страны состояла не только в том, чтобы открывать новые детские дома, а в том, чтобы эвакуировать воспитанников детских домов в безопасные регионы страны. К концу 1941 года были эвакуированы дети из 664 детских домов.23 января 1942 года издаётся постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где были предусмотрены меры по созданию новых детских домов, по устройству детей в семьи граждан посредством оформления опеки или патронажа. В период Великой Отечественной войны стали преобладать интернаты смешанного типа, которые ежедневно принимали детей разного возраста, в то время, как в довоенный период преимущественно создавались дошкольные и школьные интернаты. Расширение сети учреждений для детей, оставшихся без родителей, а также условия военного времени, требовали выработки единых требований такого рода учреждениям.

В послевоенное время продолжается работа по созданию государственной системы детских учреждений, для детей, оставшихся без родительского попечения. Церковь, отделённая от государства, а также частные благотворительные лица, практически не участвуют в деятельности детских домов.

В советское время правительство полностью возложило на себя ответственность за содержание и воспитание детей в детских домах. Параллельно этому, всё семейное законодательство было ореинтировано на урегулирование процессов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.1 ноября 1969 года был введен в действие Кодекс о браке и семье РСФСР (далее – КоБС), который, как и прежние Основы, но только наиболее обстоятельно определял в главе 12 порядок усыновления ребенка, а в главе 13 – порядок установления опеки и попечительства.

Незначительным шагом в данном направлении можно считать регулирование в семейном праве вопросов выявления детей, оставшихся без родительского попечения. КоБС устанавливал функции органов опеки и попечительства. Как и в ныне действующем законодательстве, КоБС предусматривал обязанность учреждений и лиц, которым будет известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, немедленно сообщать об этом органам опеки и попечительства по фактическому местонахождению детей, подлежащих опеке или попечительству. Дети, оставшиеся без родительского попечения и не устроенные в семьи, могли направляться в государственные учреждения или общественные организации.

Обращает на себя внимание тот факт, что государство среди форм устройства детей на первое место относили их устройство не в семьи, а в организации. Это детские интернатные учреждения всех типов, а также детские дома семейного типа. Государственной формой устройства таких детей является и передача их на воспитание в семьи трудящихся в порядке опеки (попечительства) и усыновления (удочерения).

Новым шагом в правовом регулировании отдельных форм устройства детей стало принятие Семейного кодекса Российской Федерации, приоритеты были отданы семейным формам воспитания детей. В ст. 123 СК РФ достаточно чётко предусмотрены семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья) и несемейные – устройство в организации для детей-сирот и ли детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, социальной защиты населения и другие аналогичные организации).

Естественно, приоритетным следует полагать семейные формы устройства детей, что закреплено в ст. 123 СК РФ и поддерживается общественностью и научным миром. «Вторичность» несемейных форм устройства детей не подразумевает отказ от них, так как, несмотря на наше желание устроить каждого ребенка в семью, всегда будут дети, в отношении которых такое устройство, по тем или иным причинам, невозможно, а значит, всегда будет необходимость в существовании детских домов и интернатных учреждений.

Таким образом, подтверждается необходимость дальнейшего развития, исторически сложившихся, двух форм устройства детей: в семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство) и в организации форм находит отображение в нормах СК РФ. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» раздел VI СК РФ был дополнен главой 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, главами 19-21 СК РФ регулируются семейные формы, а главой 22 СК РФ – несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В результате историко-правового анализа устройства детей, оставшихся без попечения родителей можно заключить следующее:

1. Исторически сложились две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейная и устройство в организации, т.е. несемейная форма.

2. Установлено, что в советской и постсоветской истории развития организаций, занимающихся оказанием помощи детям, оставшимся без родительского попечения, преобладают государственные, что позволяет говорить о патерналистской модели устройства детей, оставшихся без попечения родителей в организации.

3. Постепенное, поступательное развитие сети учреждений для детей сопровождалось принятием соответствующих актов, в связи с чем, представляется возможным выделить следующие этапы в развитии системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1 этап (становление) – с конца X – начала XI вв. (христианизация Руси) до конца XVII века (церковные приходы, благотворительные заведения);

2 этап (развитие) – с 1682 г. (вступление на трон Петра I) до 1917 года (сиротские дома, приказы общественного призрения, земские учреждения, земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры для детей «заброшенных и преступных»);

3 этап (формирование целостной государственной системы учреждений) – с 1917 года до 1996 года (детские трудовые коммуны, детские дома, интернаты и т.д.);

4 этап – с 1996 года по настоящее время. Кардинальный прогрессивный шаг сделан со стороны законодателя в 2008 году, когда впервые за всю историю деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, именно в Семейный кодекс РФ была включена глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей ввиду: отсутствия родителей или лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявления их умершими, отбывания ими наказания в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Такие дети весьма подвержены к психологическим травмам и чем дольше эти дети не попадают в приемную семьё, тем больше риск того что они вырастут обозлёнными и асоциальными людьми, причём чем старше ребёнок тем особенно он подвержены переживаниям и их последствиям. Как показывает практика, дети отказники более приспособлены к жизни, так как у них не было родителей и всё что они видели, с детства, это воспитали и воспитанники детского дома.

Обязанность по защите имущественных и личных интересов возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются следующие функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля над условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Формы устройства детей можно подразделить на семейные и несемейные. К семейным формам относятся усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья и патронатная семья. К несемейным передача детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.