Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Познавательное развитие по фгос в доу. развитие познавательной деятельности Основные понятия познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей - одно из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности… ». Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательные интересы это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как узнать, есть ли у детей в группе познавательные интересы?

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозор.

Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)

В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей... развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности

Требования к структуре образовательной программы и её объёму.

Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития.

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

    Формирование познавательных действий, становление сознания.

    Развитие воображения и творческой активности.

    Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Методы познавательного развития.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование , которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Старшая группа . Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

    когнитивный , направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

    деятельностный , (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;

    эмоционально-чувственный , определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Компоненты познавательного развития реализуются:

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование .

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

организацию решения познавательных задач;

применение экспериментирования в работе ДОО;

использование проектирования.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

МОЙ ОПЫТ

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, провела мониторинг с целью определения уровня развития познавательной активности детей . У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

На основе полученных результатов выстроила систему работы. Прежде всего составила перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. В планах использую методику познавательного развития (когнитивный , деятельностный и эмоционально-чувственный компонент), также предусматриваю разные виды деятельности: НОД, игру, труд, самостоятельную и продуктивную экспериментальную деятельность.

В своей работе использую современные технологии в развитии познавательной активности.

Использования ИКТ технологий,

Экспериментирования,

Проектной деятельности.

Деятельностный компонент , отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность, зкспериментирование детей дошкольного возраста) применяю в исследовательской деятельности с детьми. Используя проблемно – игровую технологию, которая развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс доступным и привлекательным. Дети проявляли интерес, когда мы вместе строили постройки из песка. Почему из мокрого песка можно сделать «пасочку», а из сухого нельзя, почему шарик железный утонул в воде, а пластмассовый плавает, дети сделали открытие, что обычная поролоновая губка, мы ее использовали для построек домика, башенки, дорожки и т. д., оказывается, может пить водичку, если положить ее в блюдце с водой. Зимой, например, украшали елку сосульками, сосульки сделали из разноцветной воды и заморозили в холодильнике, а потом украсили елку и кустарники на участке.

Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я проводила простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, мы увидели, как стекает вода по стёклам, появляются лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этим явлениям я использую художественную литературу: стихи, потешки, загадки о явлениях природы.

Для того чтобы у детей появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, я создала в группе определённую развивающую среду:

Разнообразные емкости: кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д. ;

шприцы, трубочки - резиновые, пластмассовые, воронки, сито;

увеличительные стекла, лупы;

измерительные приборы - градусники, весы, часы, линейки, термометр, пипетки и пр. ;

компас, бинокль;

пилочки, наждачная бумага, пипетки;

губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.

Подборку материала осуществляю по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Применяя информационно-коммуникативные технологии, как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации: «Красивые бабочки», «Зимующие птицы», «Краски осени» и др. Составлена электронная библиотека по тематическим темам. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать,подействовать или оценить действие объекта. В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют потребность ребенка в познании окружающего.

Эмоционально-чувственный компонент.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.

В своей работе использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

Игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;

Сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.) ;

Элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.) ;

Юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире. Коммуникативная деятельность в старшем дошкольном возрасте становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

Когнитивный компонент.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

Неживая природа : почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа : могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения , обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

В рамках двигательной деятельности , я знакомлю детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формирую представления о здоровом образе жизни. Здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

Традиция «Доска достижений»;

Рассказы педагогов «Знаете ли вы… »;

Подбор материала о животных и растениях;

Выращивание рассады вместе с детьми;

Доска выбора;

Коллекционирование.

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.

Осуществляю ее в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

Дидактические игры (развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми вне НОД;

Глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;

Настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;.

Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг» (энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.) . Ее содержание всегда доступно детям.

Так, например, в группе в этом направлении развития детей представлены следующие уголки игровой активности:

Уголок конструирования.

Уголок экспериментирования и природы.

Уголок логики и размышления.

Уголок сенсорных игр.

Уголок дружбы народов мира,

Уголок Первоклассника.

Формы и приемы организации образовательного процесса

по познавательному развитию

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

самостоятельная деятельность детей

образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Показ

Экскурсии, наблюдение

Беседа

Опыты, экспериментирование

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорной комнаты

Игровые упражнения

Игры - дидактические, подвижные

Проектная деятельность

Продуктивная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Развивающие игры

Игра-экспериментирование

Проблемные ситуации

Игровые упражнения

Рассматривание чертежей и схем

Моделирование

Коллекционирование

Проекты

Интеллектуальные игры

Тематическая прогулка

Конкурсы

КВН

Трудовая деятельность

Тематические выставки

Мини-музеи

Игры - развивающие, подвижные, со строительным материалом

Игры-экспериментирования

Игры с использованием автодидактических материалов

Моделирование

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность:

включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность -предметную, продуктивную, игровую

Опыты

Труд в уголке природы

Продуктивная деятельность

Беседа

Коллекционирование

Просмотр видеофильмов

Прогулки

Домашнее экспериментирование

Уход за животными и растениями

Совместное конструктивное творчество

Коллекционирование

Интеллектуальные игры

В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Родители принимают активное участие в выставках поделок из природного и бросового материалов: ««Космос», «Волшебница Осень». Например в нашей группе есть дети, которые занимаются коллекционированием. (лошадки, военная техника, куклы, энциклопедии). Устраиваем выставки в группе.

Формы работы с родителями

Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

Семейные проекты «Моя семья», «Поможем птицам зимой», «Генеалогическое древо нашей семьи».

Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»

Подготовила для родителей тематическую выставку «Я - исследователь» о том, как организовать дома исследовательскую деятельность. Памятки - «Как поддержать у детей интерес к познавательному экспериментированию? ».

На этапе завершения дошкольного образования:

У ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:

Устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;

Выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;

Считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;

Знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .

Элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

В завершении хочу отметить, что организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). (Интеграция - взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.)

Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется как без непосредственного участия воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Также можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

    на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

    ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

    ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

    Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

    В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

    Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

    Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

    Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

    Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы - потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка,развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов.
Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности.
Следует отметить, что содержание понятия «любознательность» до сих пор остается дискуссионным. Оно недостаточно отдифференцировано от понятий «интерес», «познавательная потребность», «мотив». Такая полиморфность обусловлена многозначностью понимания любознательности, отсутствием общих позиций в её исследовании.
Щукина Г.Н. рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.
Цель работы: описание процесса формирования познавательных интересов дошкольников 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

1. Особенности познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Возраст от 3 до 5 лет – сензитивный период для развития познавательной потребности. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Л.С. Выготский вскрыл движущие мотивы – потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:
- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
- формирование положительного отношения к окружающему миру.
В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со¬страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять за-кономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и класси-фицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

2. Педагогическая диагностика в ДОУ: сущность, структура, организация

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.
Виды диагностики:
медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:
1. Реализация в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».
Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно-образовательного процесса; оценка педагогического процесса.
Направления диагностической работы:
- диагностическая работа с детьми;
- диагностическая работа с родителями;

Диагностическая работа с сотрудниками.
Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

3. Организация педагогической диагностики познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста

В нашей работе было проведено экспериментальное исследование целью эксперимента являлось выявление уровней познавательного интереса дошкольников 4-5 лет.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Выявить отношение детей к экспериментальной деятельности.
2. Провести диагностику уровней развития познавательного интереса у детей 4-5 лет.
Методами исследования являлись:
 диагностические методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и Э.А. Барановой адаптированные к возрасту диагностируемых детей.
 наблюдение.
 метод математической обработки данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №166» (средняя группа)
Время проведения констатирующего эксперимента: сентябрь 2014 г.
Опытно-экспериментальная деятельность проводилась по подгруппам (по 5 детей в каждой подгруппе).
Констатирующий эксперимент проводился по трем направлениям:
1) отношение детей к экспериментальной деятельности с помощью использования методики «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).
2) диагностика уровней сформированности познавательного интереса дошкольников 4-5 лет в ДОУ;
3) выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса методом анкетирования родителей. По итогам проведенной работы, мы выяснили что
что 30% детей имеют высокий уровень отношения к экспериментированию, 55 % - имеют средний уровень, и только 15% дошкольников 4-5 лет имеют низкий уровень отношения к экспериментальной деятельности.
Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников 4-5 лет осуществлялась с помощью тех же методик, адаптированных к возрасту детей:
1) Дидактическая игра «Отгадай предмет».
2) Дидактическая игра «Два домика».
3) Задание «Опиши картинку».
Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующем в эксперименте.
Диагностическая методика №1,

дидактическая игра «Отгадай предмет»

Цель: выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.
Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, троллейбус).
Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен был рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.
Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям:
Высокий уровень: 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его, задал не менее 4 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.
Средний уровень: 3 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его, задал не менее 2-3 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.
Низкий уровень: 2 балла – ребенок отгадал предмет не сразу, но рассматривая его, не задавал вопросы познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Методика №2, дидактическая игра «Два домика»

Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.
Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка).
Ход диагностического исследования.
Для детей 4-5 лет мы усложнили данное задание.
1 часть. Ребенку предлагалась следующая инструкция: У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа:
1. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?
2. Чем отличается рукотворный мир от природного мира?
3. Для чего человек создает предметы?
4. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира?
2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки надо поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.
Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям:
Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности.
Средний уровень – 3 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.
Низкий уровень: 2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу, ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, умеет классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности.

Методика №3 «Опиши картинку»

Для работы с дошкольниками 4-5 лет нами была подобрана сюжетная картинка с изображением животных в типично человеческих ситуациях: «Обезьянки в школе».
Исследования проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующим в эксперименте.
Мы показывали ребенку картинку и просили задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами: «А что еще? О чем еще можно спросить?»
Во время работы подсчитывали количество вопросов, которые ребенок задает по картинке. Анализировали содержание вопросов, выделяя те же 4 группы, что и в прошлогоднем эксперименте.
Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством.
Высокий уровень – 9-12 баллов: с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 5-6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.
Средний уровень: 5-8 баллов: большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1-2 вопросов третьего типа.
Низкий уровень – 0-4 балла: дети придумывают к каждой картинке 1-3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке).
3 балл – количество вопросов более 5.
2 балла – количество вопросов менее 5.
0 баллов – количество вопросов не более 2-х.
Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников стал достаточно высок.
Уже 43,3 % детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса. И только 6,6 % детей имеют низкий уровень. Это уже достаточно высокий показатель, если сравнения делать в среднем по всем диагностическим исследованиям.

Вывод: у детей, участвующих в исследовании, отмечается практически на одинаковом уровне высокий и средний уровни развития познавательного интереса. И все же остался небольшой процент детей с низким уровнем развития познавательного интереса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса.
Как показало изучение литературных источников, познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности ребенка 3-5 лет. Интерес трактуется как «избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие».
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что целенаправленная и систематическая работа по формированию познавательного интереса у детей 3-5 лет посредством экспериментирования в процессе образовательной деятельности позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. - М. : Просвещение, 2009. – 280 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб. : Речь, 2005. – 121с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 2008. – 316 с.
4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М. : Просвещение, 2007. – 217 с.
5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М. : Просвещение, 2006. – 288 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. : «Союз», 2007. - 93 с.
7. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. – 2009.. - №10. – С. 15-23.
8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2006. - №.1. – С. 12-18.
9. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика. – 2011. - №3. – С. 24-28.
10. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - №10. – С. 20-26.Рабочая программа для средней группы по ФГОС

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира

Статья публикуется по материалам электронного журнала «Молодой ученый», партнера Я – Родителя

Библиографическое описание: Жуйкова Т. П. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Т. П. Жуйкова, К. А. Шустрова // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 921-924.

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного . Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования. Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей, являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Развивать все эти навыки можно с помощью метода детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.

Академик Н. Н. Поддьяков и творческий коллектив под его руководством осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения.

Основные положения метода детского экспериментирования

  1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
  2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и прочих.
  3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Какие навыки развиваются у ребенка в процессе эксперимента?

Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента:

  • дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
  • у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  • у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
  • происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
  • формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье.

При правильном построении деятельности у детей среднего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло.

Как мотивировать ребенка на эксперимент?

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный путь по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками.

Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

  • действие показывает воспитатель;
  • затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
  • воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;
  • ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
  • для возможности контроля работы каждого ребенка действие осуществляется вместе и медленно.

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента.

Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт – это средство для развития мыслительных процессов детей. В процессе деятельности у детей происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и подобных. Также оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.

План работы по развитию познавательной активности детей

В своем исследовании мы наметили этапы руководства экспериментированием детей средней группы и разработку плана работы по развитию познавательной активности детей четырех-пяти лет средствами экспериментирования, нами были изучены педагогические материалы. Базовыми при разработке плана стали следующие: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой, «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбиной.

Виды экспериментальной деятельности по развитию познавательной активности с детьми среднего дошкольного возраста включали опыты:

Вода-волшебница: на определение прозрачности воды, «у воды нет вкуса», «определение формы воды», на определение запаха воды.

Невидимка-воздух: «поймай невидимку», «воздух в человеке», «мыльные пузыри», «с веером», «что тяжелее?», «из чего состоит песок», «взаимосвязь с водой», «определение сыпучести».

Магнит и его свойства: «что происходит с предметами?», «не замочив рук», «танцующие скрепки», «магнитные полюса».

Свойства бумаги: «шуршащая или поющая бумага», «бумага рвется?», «летает, не летает», «какая бумага быстрее намокнет?».

Соль и сахар: «растворимость», «кристаллы сахара», «кристалл из соли».

Цвет: «волшебная кисточка», «вода красится?», «радуга в стакане», «красим цветы».

Явления природы: «радуга из воды», «волны в бутылке», «извержение вулкана».

Изучаем стекло: «гладкость, ребристость, шероховатость», «тепло, холод», «цвет», «прочность», «таинственные картинки».

Всего было проведено 35 опытов. Некоторые мы опишем подробно.

Опыт на определение запаха воды

Цель: создать условия для понимания детьми того, что вода не имеет запаха.

Ход проведения опыта: детям предлагается понюхать воду в стакане, затем для сравнения запаха в воду добавляется лимон, благодаря этому дети могут убедиться, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того вещества, которое в нее добавили.

Опыт «Не замочив рук»

Цель: создать условия для понимания детьми того, что магнит может действовать через пластмассу и воду.

Ход поведения опыта: детям предлагается с помощью магнита достать скрепку со дна стакана, не замочив руки. Для этого нужно провести магнитом по стенке стакана. Вывод: магнитные силы действуют сквозь пластмассу и воду, поэтому легко достали скрепку, не замочив рук.

Опыт «Растворимость»

Цель: создать условия для формирования представления детей о том, что, сахар и соль растворяются в воде.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки. Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан соль и в третий стакан гречку и пронаблюдать, что происходит с предметами. На основе увиденного дети делают вывод о растворимости сахара и соли и отсутствии такого свойства у гречки.

Опыт «Как увидеть молнию?»

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом. Подносят к ним рупор для усиления звука и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании: она наэлектризовалась, появился треск – проявление электричества.

Результаты экспериментов

В ходе всех проведенных опытов дети проявляли активность, практически осваивали свойства и качества различных предметов и материалов. В ходе деятельности дети учились анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы:

  • Что мы делали?
  • Что получилось?
  • Почему?

По окончанию образовательной деятельности мы обсуждали с детьми, что нового они узнали, закрепляли пройденный материал.

Дети проявляли желание экспериментировать дома, им было задано домашнее задание: пронаблюдать совместно с родителями разные состояния воды – жидкое, твердое и газообразное. Дети приносили замерзшую воду в детский сад, и мы строили различные ледовые фигуры. После чего мы вместе со всеми детьми обсуждали их наблюдения в группе.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Литература:

  1. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 31.
  2. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников /А. Н. Поддьяков. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1998. - С. 59
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 64с.
  4. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 29–34.