Презентация родителей роль семьи в воспитании детей. «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка». Хорошо ли курить

Роль семьи в воспитании ребенка (Слайд 1)

(Слайд 2)

Семья- колыбель духовного рождения человека

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ –родительский дом.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

(Слайд 3)

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семейные ценности в семье:

  • ВЗАИМОвыручка
  • ВЗАИМОпонимание
  • ВЗАИМОуважение
  • ВЗАИМОлюбовь
  • ВЗАИМОсогласие

(Слайд 4)

Общение в семье:

  • Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;
  • обмен информацией между ними, их духовный контакт;

спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

(Слайд 5)

Задачи родителей:

  • создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
  • относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
  • постоянный психологический контакт с ребенком;
  • заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

(Слайд 6)

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.


(Слайд 7)

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

(Слайд 8)

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

(Слайд 9)

3 стиля семейного воспитания:

Демократический

Попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.


(Слайд 10)

4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

(Слайд 11, 12)

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

о Принимать активное участие в жизни семьи;

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

о Уважать право ребенка на собственное мнение;

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

(Слайд 13)

Проблемы семейного воспитания:

  • Дефицит ласки, который испытывают наши дети;
  • Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;

(Слайд 14)

И ещё несколько Правил для родителей:

  • Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности.
  • Правило 2. -формирование адекватной самооценки.
  • Правило 3. - приобщение ребенка к реальным делам семьи.
  • Правило 4. - развивать силу воли ребенка.
  • Правило 5. - учить планировать.
  • Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
  • Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми.
  • Правило 8. - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

(Слайд 15)

А.С.Макаренко писал:

«Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

(Слайд 16)

Список источников:

  • Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
  • Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985
  • Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985
  • Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988
  • Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985
  • Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001
  • Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21
  • Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21
  • Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21
  • Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&
  • Семья школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html

Семейные ценности В ЗАИМО выручка п онимание уважение любовь согласие

Общение в семье Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие; обмен информацией между ними, их духовный контакт; с пектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

Задачи родителей создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно; постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

Принципы общения: Принятие ребенка. Эмпатия (сопереживание) Конгруэнтность.

Формула истиной родительской любви «Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому, что ты есть».

Типы семейных взаимоотношений: диктат, опека, “ невмешательство ”, сотрудничество.

Стиля семейного воспитания: демократический авторитарный попустический

Способы поддержки конфликтных ситуаций: Уход от проблемы Мир любой ценой Победа любой ценой Продуктивный (компромиссный вариант).

Внутрисемейные психологические факторы: Принимать активное участие в жизни семьи; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; Уважать право ребенка на собственное мнение; Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Дефицит ласки, который испытывают наши дети; Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы; Проблемы семейного воспитания

Правила для родителей Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности. Правило 2. - формирование адекватной самооценки. Правило 3 . - приобщение ребенка к реальным делам семьи. Правило 4. - развивать силу воли ребенка. Правило 5. - учить планировать. Правило 6 . - т ребовать выполнение домашних обязанностей, поручений. Правило 7 . - научить общаться с другими детьми, людьми. Правило 8 . - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Любите и цените свою Семью! А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

Список источников Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982 Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985 Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985 Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988 Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985 Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001 Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21 Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21 Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21 Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7& Семья школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html

Спасибо за внимание!


Общешкольное родительское собрание:

«Роль семьи в воспитании детей»

Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что, нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!». Итак, тема нашего разговора «Роль семьи в воспитании детей».

Своё выступление мне бы хотелось начать со слов немецкого писателя Себастьяна Бранта :

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители - пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит .

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты, в том числе и школа, призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. Школа кроме этого занимается образованием детей. Большинство прав родителей является в то же самое время и их обязанностью, что с одной стороны подчеркивает ответственность родителей за своих детей, а с другой стороны – гарантирует им то, что именно они, а не кто-то другой, имеет право растить и воспитывать своих детей. В доказательство моих слов, прочту несколько строк из семейного кодекса РК.

Статья 70. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию ребенка

1. Родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка.

2. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.

Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.

3. Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования.

Родители с учетом мнения ребенка имеют право выбора организации образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Родители при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, или в суд.

Конечно, возникает вопрос, как воспитать своего ребёнка достойно, как оградить его от всего негативного, что окружает его вокруг. Как научить, его вредным привычкам говорить нет? При воспитании детей часто возникают ситуации, когда разговариваешь с ними – а они не слушают, говорят сами знаем, уговариваешь – не слушаются, повышаешь голос – не реагируют, накричишь – расплачутся. Ну что с ними делать? И тут, по-моему, мнению возникает другой вопрос. А что делать ребёнку с нами родителями – мрачными, раздражительными, усталыми, всегда спешащими и всегда занятыми? Значит нужно начать с себя, посмотреть на себя со стороны и найти время для своего ребёнка: ежедневно беседовать с ним на различные темы: как прошёл день, что его волнует, о чём он мечтает, какие у него проблемы и т.д. И тогда мы узнаем, чем живёт наш ребёнок, о чём думает, о чём переживает. И тогда мы сможем во время оказать помощь своему ребёнку, чтобы потом не размахивать руками и не расписываться в бессилии.

Дети, выражаясь языком математики, есть производная от своих родителей. Производные от вас, потому что на свет их произвели вы. Тон в семье задают родители, а не дети. И даже если ребёнок – тиран, а его родители – покорные рабы, это они позволили, они допустили такую расстановку сил! Ведь ребёнка можно сравнить с домом, в котором много-много окон. Какое свойство будешь выкликивать – такое и выглянет. Старайтесь почаще выкликать доброе и не будите лишними криками дурное. Мир ребёнка – это вы, его родители, его семья. Поэтому, когда вы перестаёте с ним разговаривать, ребёнку кажется, что от него отвернулся весь мир. И тогда начинаются проблемы. Китайский мыслитель, Сюнь-цзы, живший ещё до н.э. , говорил: "Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания».

Уважаемые родители! На сегодняшней день проблемная тема в мире курение подростков. Поэтому на сегодняшнем собрании мы поговорим о проблеме развития никотиновой зависимости у детей и о том, как родители могут помочь своему ребенку противостоять этому коварному соблазну.

Подростковое курение стремительно молодеет. Вопрос подросткового курения очень волнует и педагогов, и родителей, никто не хочет, чтобы дети курили. А вот взгляд подростков и молодежи на вопрос курения неоднозначен, поэтому часто возникает проблема "отцов и детей". К сожалению, родители не всегда бывают на высоте в этом споре, т. к., во-первых, сами не являются носителями положительного примера; а во-вторых, плохо знают своих детей: о чем они говорят, о чем думают, как выбирают свой имидж и стиль жизни и какое место отведено в этом процессе сигарете.

О том, что тема разговора актуальна, свидетельствуют результаты опроса учащихся и официальная статистика. Итак, факты официальной статистики:

    более 80% курящих приобрели эту привычку в возрасте до 18 лет;

    по данным Всемирной организации здравоохранения, 80% регулярно курящих детей продолжают курить, став взрослыми;

    если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70% случаев он будет курить всю жизнь;

    согласно опросам медиков и социологов к 12 годам сигареты пробовали 30%, к 14 годам – 55%, а к 15 – уже 65%. Каждый 10-й курильщик в 15 лет уже страдает никотиновой зависимостью.

Мы тоже провели небольшое исследование-анкетирование обучающихся нашей школы (с 2-го по 11 класс). И что же у нас получилось.

Анкета для учащихся

11. Как ты учишься?

    Отлично. (11 %)

    Хорошо. (51 %)

    Средне (удовлетворительно). (37 %)

    Неудовлетворительно. (10 %)

2. Курят ли твои родители, родные?

    Да. (49 %)

    Нет. (38 %)

    Изредка. (11 %)

    Да. (25 %)

    Нет. (49 %)

    Изредка. ( 20 %)

    Да. (10 %)

    Нет. (50 %)

    Изредка. (17 %)

    Да. (2 %)

    Нет. (51 %)

    Изредка. (5 %)

    Да. (22 %)

    Нет. (33 %)

    Изредка. (10 %)

    Да. (3 %)

    Нет. (76%)

    Изредка. (4 %)

3. Куришь ли ты?

    Да. (3 %)

    Нет. (95 %)

    Изредка. (3 %)

    В школе. (0,5 %)

    В компании. (0,5 %)

4. Почему, по-твоему, чаще всего начинают курить подростки?

    От нечего делать. (34 %)

    За компанию. (32 %)

    Модно. (12 %)

    По примеру близких. (11 %)

5. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?

    Хорошо. (0,5 %)

    Плохо. (67%)

    Мне все равно. (35 %)

6. Хорошо ли курить?

    Да. (0,2 %)

    Нет. (84 %)

    Не знаю. (13 %)

Выводы: Обучающиеся нашей школы имеют завышенную самооценку. По их мнению на хорошо и отлично обучаются 62%, а реальный показатель по итогам 1 четверти 41 %. Среди родителей: на мам и бабушек приходится 13% и 7 % курящих; на пап и дедушек: 60% и 32%; на братьев и сестёр: 15% и 7%. Эти данные говорят о том, что нашим обучающиеся довольно часто видят рядом с собой курящих близких. Активными курильщиками являются 3% обучающихся и 3% курят иногда. Если ранжировать причины, по которым чаще всего подростки начинают курить, то можно увидеть следующее:

    Хочется быть взрослым. (42 %)

    От нечего делать. (34 %)

    За компанию. (32 %)

    Любопытно, баловство. (15 %)

    По примеру близких. (11 %)

    Модно. (12 %)

    Успокаивает, поднимает настроение. (9 %)

Если сравнивать ответ: «Учусь Удовлетворительно» (37 %) и «Неудовлетворительно» (3%) с ответом «Подростки начинают курить от нечего делать» (34%), то можно предположить: не одни ли и те же это обучающиеся? Конечно, для нас и думаю для вас, это вопрос.

На вопросы: Как вы относитесь к курению? «Мне всё равно» - ответили 35% обучающихся. А на вопрос: Хорошо ли курить? – 13% обучающихся ответили «Не знаю». А это, на мой взгляд, говорит о том, что эта группа ребят более всего подвержена этому соблазну. Это так называемая группа риска. Значит, нам педагогам и вам родителям есть над, чем работать. Это данные по школе, вы можете результаты анкетирования по классу более подробно обсудить с вашими классными руководителями.

Классные руководители в течение всего учебного года планируют и проводят различные часы общения со своими воспитанниками о здоровом образе жизни.

Какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы вами, родителями? Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?

Меры профилактики табакокурения и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения могут быть следующие:

    организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, семейные хобби);

    личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);

    профилактические беседы о вреде курения;

    использование положительного примера известных личностей;

    поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;

    организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);

    контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;

    введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;

    обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.

Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики табакокурения, к которым относятся:

    Системность.

    Гибкий контроль.

    Терпение и деликатность.

    Индивидуальный подход.

    Поддержка.

    Наглядность.

Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь . Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.

Русский фармаколог, Иван Михайлович Догель, говорил: "Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека". Действительно, курение это прихоть и несчастье человека, но каждый делает свой выбор сам. Воспитывая своих детей, мы можем помочь им избежать дурных привычек.

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Дети видят- дети делают»

Повторю ещё раз высказывание Сюн-цзы "Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания".

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье? Короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите, пожалуйста, детство.

Спасибо за внимание. Успехов вам в воспитании ваших деток!


Родительское собрание

Тема: «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

МБОУ «СОШ №51» Касьянова Л.Е.


Семья- колыбель духовного рождения человека

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ –родительский дом.


Семейные ценности

выручка

ЗАИМО

понимание

уважение

любовь

согласие


Общение в семье

  • Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;
  • обмен информацией между ними, их духовный контакт;
  • спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

Задачи родителей

  • создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
  • относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
  • постоянный психологический контакт с ребенком;
  • заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Отзывчивые семьи

Материально-

Враждебные семьи

Асоциальные


Проблемы семейного воспитания

  • Дефицит ласки, который испытывают наши дети;
  • Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;

Любите и цените свою Семью!

А.С.Макаренко писал:

«Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».


Формула истиной родительской любви

«Люблю не потому что ты хороший» ,

а «люблю потому, что ты есть».


Отношение к ребёнку

  • Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
  • Относись к ребенку вежливо и ласково.
  • Говори с ним о домашних делах, о своей семье, чтобы ребенок чувствовал себя членом семьи.
  • Возлагай на ребенка какие-нибудь семейные обязанности, и делай это с самого раннего возраста ребенка.
  • Уважай его доверие, взгляды и планы.

Честное отношение

  • Все время своим поведением доказывай, что умеешь держать слово.
  • Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
  • Докажи ему на деле, что он получает всегда правдивый ответ.

Справедливое отношение к ребенку

  • Учи его во всем достигать наилучших результатов.
  • Похвали его за достигнутые результаты и старание, в случае если они незначительны.
  • Разберись в чем дело, а потом стыди и наказывай.
  • Держи себя так, чтобы ребенок не боялся прийти к тебе и сознаться в тех поступках, за которые он должен будет быть наказанным. Пусть он верит в твою справедливость и умение по достоинству оценить старание.

Чего следует избегать?

  • Не обращайтесь с ним как с маленьким ребенком.
  • Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
  • Не испорти его, давая ему все, что он хочет. Научи его ценить то, что он получает.
  • Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные должны действовать согласованно. В противном случае в ребенке возникнут внутренние противоречия.

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский


Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит.

Актуальность

На сегодняшний день в условиях экономической и политической нестабильности, в условиях мирового идеологического кризиса, когда происходит ломка традиционных ценностей, наиболее остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. На развитие ребенка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. И как бы хорошо не работала система образования, основным институтом воспитания ребенка остается семья. Но на современном этапе жизни, общество вгоняет нас взрослых в рамки, где часто приходится не считаться с интересами наших детей, общение с ребенком становится редким, все более формальным. А ведь именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. В зависимости от отношений внутри семьи и вообще к окружающим людям ребенок смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Поэтому мне кажется, данная тема является актуальной и требующей изучения.

Изучением данной проблемы занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.

К.Д.Ушинский считал, что воспитатель (он же родитель, потому что родитель – это первый учитель, воспитатель ребенка), помимо знания психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждого из них.

В.А. Сухомлинский писал: «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком». Насколько это правдиво! Ведь частые неполадки родителей с детьми, непонимание между ними происходят в семье именно из – за того, что родители неправильно подходят к воспитанию и требуют от ребенка того, чего сами, будучи детьми, не делали или не хотели делать. Они забывают, что когда – то были такими же детьми, так же хотели бегать и веселиться, и требуют от ребенка выше меры, да еще и сравнивают ребенка с собой нынешним.

Великий педагог А.С. Макаренко в своей "Книге для родителей" описывает неблагополучные семьи, родителей, которые потеряли детей из-за своих ошибок, семьи, где между воспитателями и воспитанниками установилось чувство ненависти, раскрывает причины таких случаев и показывает способы решения подобных проблем.

Цель работы - рассмотреть роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

· теоретическое представление и осмысление роли семьи в воспитании ребенка;

· применение методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания дошкольника в семье;

· сделать выводы.

Объект: семья.

Предмет: рассмотреть роль семьи и выполнения ею функций в воспитании ребенка.

Глава 1. Роль семьи в воспитании ребенка

1.1 Основные стороны влияние семьи на воспитание ребенка

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидна.

Рассмотрим стороны влияние семьи на воспитание ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения. У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

1.2 Принципы воспитания в семье

Принцип целенаправленности . Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности.

Носители объективных целей воспитания – общественные институты воспитания, с которыми семья, так или иначе, связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьей и детским садом (школой) негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, дезорганизуют его.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принципа уважения к личности ребенка:

· избегать сравнения ребенка с кем-либо;

· не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности;

· не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения.

Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы двигаться вперед, надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше».

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.

Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. При последовательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д.

Педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. В семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие мира.

К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстетическое воспитание ребенка.

Принцип согласованности в воспитании . Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

1.3 Методы и приемы воспитания в семье

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание.

Подкрепление - формирование типа поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Однако несмотря на бытующее мнение, что ребенок - «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я, пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом - внутренней потребности.

Идентификация – признание ребенком родителей, их авторитета, подражание им, в большей или меньшей степени ориентация на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д.

Сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи.

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А. Сухомлинский выступал с идеей о том, что детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.
А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. Безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков. Ребенок не понимает справедливости подобных наказаний. Они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом, наказания, вызывающие страх. Грубая брань, оскорбления, прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Многие современные дети в своих семьях страдают от телесных наказаний. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы. После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность.

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий способствует благоприятному самочувствию. Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу. Основное средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка. Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении. Многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать. Прощение - значит примирение, которое поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к родителям. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей.

Заключение

На развитие ребенка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. И как бы хорошо не работала система образования, основным институтом воспитания ребенка остается семья. Но на современном этапе жизни, общество вгоняет нас взрослых в рамки, где часто приходится не считаться с интересами наших детей, общение с ребенком становится редким, все более формальным. А ведь именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.

Основными сторонами влияния семьи на воспитание ребенка являются:

· Семья, как основа чувства безопасности;

· Семья, как модель поведения;

· Семья, как средство приобретения ребенком жизненного опыта;

· Общение в семье, как образец общения для ребенка;

· Семья, как фактор в формировании дисциплины и поведения у ребенка;

В зависимости от отношений внутри семьи и вообще к окружающим людям ребенок смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести также следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.

Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с вышеперечисленными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия" (авторитарный) - родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления" (пропустический)- ребенок предоставляется сам себе.

В результате проведенного исследования об установлении стиля семейного воспитания данной семьи, было установлено, что наиболее оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На тему: « Воспитание детей в семье » «РЕБЕНОК – ЭТО ЗЕРКАЛО, В КОТОРОМ ЕГО РОДИТЕЛИ МОГУТ УВИДЕТЬ СЕБЯ». Родительское собрание Подготовила В. П. Шевцова – соц. педагог МБОУ «Школа – интернат № 30»

Уважаемые родители! Сегодня у нас очередное родительское собрание. Нам необходимо задуматься над вопросом: Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных своих установок или идеалов.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная членами семьи, система воспитания.

В основном выделяют следующие стили воспитания: демократический, авторитарный, попустический.

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Семья является основной средой формирования личности и особенно хочется отметить значение криминогенного воздействия семьи на ребёнка. Семья обладает большими возможностями удержания ребёнка от преступления, к сожалению, эти возможности нередко не реализуются и причины их следующие:

безразличное отношение родителей к детям, бесконтрольность за их поведением; педагогическая и правовая безграмотность родителей, неспособность их оказывать правильное влияние на детей; частые конфликты в семье, ведущие к противоречиям в семейной педагогике; утрачивание родителями авторитета, взаимное отчуждение; родители не поддерживают контакт со школой.

Основными факторами предупреждения правонарушений среди подростков являются: наличие тесного взаимопонимания в семье; дружественные, доверительные отношения между родителями и детьми; постоянный, но разумно – допустимый, контроль за поведением несовершеннолетних детей.

Спасибо за внимание!