Психологическое насилие над ребенком: удар словом. Что мы можем сделать? Доминантное поведение при эмоциональном насилии в семье

Психологическое насилие в школе - миф или реальность?

В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельностиначале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).

К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения - детям.

Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей - агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.

В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.

Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.

В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 - 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз - 14,5 % опрошенных, несколько раз - 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 - 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).

Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой - чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.

Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие - сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия - единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.

В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?

Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также - правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку - на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается ".

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
. оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
. угрозы в адрес ребенка;
. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
. ложь и невыполнение взрослым обещаний;
. однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
. обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
. принижение его успехов, унижение его достоинства;
. длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
. совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
. причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
. импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
. попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
. уступчивость, податливость;
. ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
. депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
. запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
. не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
. брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
. нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
. не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
. устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

В данной статье будем обсуждать только эмоциональное насилие над детьми, физическую тиранию и расправу рассматривать не будем. Многие родители знают, что подобные методы воспитания негативно влияют на ребенка, но зачастую они даже не подозревают как домашняя тирания и прессинг могут неблагоприятно влиять на развитие молодого организма и психологическое состояние ребенка.

Что это такое – эмоциональное насилие?

Постоянное или кратковременное, с периодичностью, психологическое давление в виде оскорблений, угроз, завышенных требований, суровых наказаний и многие другие действия со стороны взрослых по отношению к детям. Американские психологи, глубоко изучив данную проблему, сделали выводы – психоэмоциональный террор в семье наносит такой же колоссальный ущерб и вред на детей, как и сексуальное и физическое насилие.

Виды эмоционального насилия над детьми

Игнорирование - самое жестокое и опасное отношение взрослых к маленьким – не замечать, не разговаривать. Дети от такого наказания страдают особенно чувствительно, ведь им, как воздух, необходимо тепло и нежность родительских рук, объятия и поцелуи, без этого личность не развивается.

Неприятие - мама или папа откровенно демонстрируют и не скрывают от ребенка, что он нежеланный, ненужный, обуза и лишняя финансовая трата.

Изолирование – при любой оплошности ставить в угол на несколько часов, закрыть в комнате, не разрешать выходить гулять во двор, не общаться по телефону с друзьями, и так далее, по сути, это любое ограничение в свободе.

Запугивание и угрозы – «вовремя не выучишь уроки, не уберешься в комнате, то не будешь смотреть телевизор, не пойдешь в гости, отберу мобильный телефон». Имеется в виду перманентное психологическое напряжение и давление на неокрепшее сознание подрастающего человека.

Унижение – высмеивание на людях, в присутствии друзей, оскорбление недостойными словами. Сюда же можно отнести нескончаемые нотации и лекции о «недостойном» поведении, издевки, крики и брань. Зачастую оскорбительные фразы и слова ранят сильнее, чем шлепок по макушке.

Очень хочется привести цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой».

Любой родитель хочет видеть свое «сокровище» идеальным - умным, красивым, аккуратным, здоровым, добрым. Как только замечается, что он «не такой» начинается домашнее насилие. Что самое удивительное, каждый из них желает своему ненаглядному чаду только добра, даже не подозревая, как мучается и страдает его ребенок. Верю, большинство взрослых абсолютно не догадываются о травмах, наносимых психике и развитию человечка.

Почему родители так поступают?

Есть несколько причин, вот некоторые из них:

Недостаток знаний, собственный негативный опыт;

Экономические проблемы в семье;

Социальная незрелость, безответственность;

Любая химическая зависимость – алкоголь, наркотики.

Эмоциональное насилие сложно распознать, ведь нет явных видимых признаков в виде синяков, ссадин и ран на теле, поэтому подобное давление и нажим на детей считается самым коварным видом насилия, который мешает личностному росту и здоровому формированию детей.

Психотравмирующее влияние насилия над ребенком в семье приводит к торможению интеллектуального развития и адекватного восприятия окружающей действительности. Он вырастает легко ранимым или, наоборот, чрезвычайно агрессивным. В любом случае, способность к самоуважению и уверенности в себе занижена. Человек развивается социально беспомощным, с легкостью попадающий в конфликтные ситуации и отвергаемый ровесниками.

Признаки эмоционального насилия над ребенком

Замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями, агрессивность;

Неуверенность в своих поступках;

Некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;

Недоверие к окружающим, к близким в том числе;

Не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;

Неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;

Нарушение сна, аппетита;

Надуманные страхи;

Частые болезни.

Как только родители заметят данные симптомы, следует срочно провести «чистку» в воспитательном процессе и сделать соответствующие выводы.

Что делать родителям?


«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

Содержание статьи:

Эмоциональное (психологическое) насилие в семье - это форма воздействия на эмоции или психику партнера путем запугивания, угроз, оскорблений, критики, осуждения и тому подобных действий. Согласно мнению большинства ученых, такие действия должны носить регулярный характер. Многие женщины выделяют подобное воздействие как самую болезненную сторону отношений в семье или просто с партнером, которая порождает ощущение беспомощности, угнетенности.

Причины возникновения эмоционального насилия в семье

Разумеется, ничего не возникает на пустом месте. Любые действия имеют свои причины, а также и свои последствия. Иногда в качестве детонатора может сработать один из перечисленных ниже факторов, но чаще всего наблюдается их действие в совокупности, что провоцирует развитие событий по определенной схеме.

Большая часть причин кроется, прежде всего, в мужчине. К ключевым из них относят:

  • . И за счет воздействий на эмоции и психику жены муж пытается самоутвердиться.
  • Психическое отклонение . Проявляется оно как нарциссизм, пограничные состояния, социопатия. Причиной может быть и реально перенесенная психологическая травма. Хотя нередко эмоциональное насилие над женщинами проводят вполне состоятельные и со счастливым детством мужчины.
  • Потребность в самоутверждении . К психологическому насилию над партнершей может толкать заниженная самооценка.
  • Проблемы с коммуникацией . Недостаток образования или неумение выражать свои мысли часто не позволяют достигать стабильности в семейных отношениях при помощи слов, нормального общения.
  • Прошлый опыт . Насилию может способствовать воспитание и становление мужа как мужчины в специфической среде. И не только в условиях негативного или грубого к себе отношения. Но также и тогда, когда его растили во вседозволенности, превознося его явные или мнимые достоинства. В итоге человек чувствует свое (часто надуманное) превосходство над другими людьми. Само собой, не последнюю роль играют и отношения в семье самого мужчины, когда он был еще ребенком. Ведь дети склонны строить свои взрослые отношения по образу и подобию родительских.
  • Самореализация за счет жертвы . Банальное стремление к власти хотя бы (или в том числе) в семье. А также неуверенность в прочности и стабильности семейных отношений.

Основные признаки эмоционального насилия в семье

Признаков этого типа воздействия на личность довольно много (от полутора до двух десятков). Все их можно разделить на три большие группы, которые можно также охарактеризовать как формы насилия.

Вербальная эмоциональная агрессия в семье


Ее форма, пожалуй, самая яркая и агрессивная. Кроме того, ее легко можно определить, даже недолго пообщавшись с тираном.

К главным признакам относятся:

  1. Критика . Грубая или едкая оценка недостатков женщины как наедине, так и в присутствии посторонних. Например, обидные замечания по поводу фигуры, манеры одеваться, умственных способностей и так далее. Такие высказывания могут сопровождаться оскорблениями, но могут быть и без них.
  2. Презрение . Негативные высказывания по поводу работы женщины, ее увлечений, убеждений, религиозных взглядов. Унизительная оценка выполнения домашней работы, ухода за детьми и прочего.
  3. Деспотизм . Мужчина использует в общении высокомерный тон, вместо просьб - приказы и указания.
  4. Унижение . Обращение к женщине с использованием оскорбительных слов. Например, «эй ты...» или иные высказывания подобного рода. Постоянные прямые оскорбления без каких-либо причин (имеется в виду, даже не во время скандала или иной стрессовой ситуации).
  5. Словесные запугивания . Это могут быть угрозы запрета на общение с детьми, побоев или иного физического насилия над самой женщиной или над ее близкими, в том числе и над детьми, сексуального характера. Достаточно часто эмоциональное насилие проявляется в том, что мужчины грозятся самоубийством. Во всех случаях для усиления эффекта может добавляться подробное описание действий.
Сюда же относятся обвинения в собственных или семейных неудачах, перекладывание ответственности за все произошедшее исключительно на жену.

Все указанные действия, как правило, имеют одну конкретную цель: вызвать чувство обиды, раздражения, а в некоторых случаях и чувство вины у жертвы.

Доминантное поведение при эмоциональном насилии в семье


То, что мужчина - лидер, совершенно бесспорно. Однако некоторым из них надо ежедневно доказывать себе, что они главные.

Выявить мужчину-тирана можно по таким признакам в поведении по отношению к партнерше:

  • Запрет на общение . Лишение возможности контактировать с родственниками, друзьями, коллегами по работе в свободное время. С этой целью может тем или иным способом изыматься телефон, создаваться препятствия к использованию других средств связи. Например, через интернет (скайп, социальные сети и прочее). Мужчина может лишить жену возможности пользоваться семейным или личным транспортом (отобрать права, ключи, слить бензин из бака и так далее). Уничтожение или повреждение собственности (телефона, одежды, автомобиля и так далее), в том числе в некоторых случаях своей, также входит в привычный «круг обязанностей» тирана.
  • Слежка . Здесь спектр действий зависит от технических и материальных возможностей мужчины. Начиная от банальной проверки сообщений и списка звонков в мобильном, электронной почты через обычный доступ и заканчивая использованием таких средств, как прослушивание телефона, установка специального программного обеспечения на персональный компьютер, планшет, смартфон. Также может применяться скрытое видеонаблюдение (или наоборот, открытая слежка). И даже в особых случаях муж может нанимать людей для контроля за поведением и общением жены вне дома.
  • Постоянное присутствие . Муж не оставляет жену одну, все время стремится находиться с ней рядом. При этом может просто молчать и заниматься своими делами. Например, читать книгу, общаться по телефону.
  • Ограничение на контакт с внешним миром . Бывает, что муж устанавливает свое доминирование, запрещая или какими-то иными способами препятствуя тому, чтобы женщина работала, занималась какой-то деятельностью вне дома. Кроме того, для выхода из дома по каким-то своим нуждам жена обязана получить разрешение мужа.
  • Возложение роли добытчицы . Бывает ситуация и наоборот, когда происходит возложение на жену обязанности полностью обеспечивать семью материально. Муж при этом может не работать или зарабатывать минимально, но количество упреков и грубое отношение от него исходит постоянно.
  • Воздержание . Одним из проявлений доминантного поведения можно считать намеренное игнорирование жены в сексуальном плане.
Кроме указанных признаков эмоционального насилия, выражающегося через доминирование, может быть еще и полный контроль над всеми финансовыми вопросами. Однако некоторые специалисты в психологии и семейных вопросах выделяют такое поведение в отдельную категорию - финансовое насилие.

Другие формы эмоционального насилия в семье


Ревность, которая проявляется в постоянных обвинениях в супружеской измене. Здесь будет тесное переплетение с некоторыми признаками насильственного поведения из первой и второй групп. Строгий контроль мужа за контактами жены на работе, в свободное время и даже дома, регулярные расспросы, напоминающие допрос (где была, с кем, кто может подтвердить и тому подобное). Зачастую все эти проявления поведения совершенно необоснованные, жена не дает повода, но регулярно слышит упреки и обвинения в свой адрес.

Некоторые специалисты выделяют еще одну форму воздействия на психику близкого человека, схожую с доминированием - манипуляция. Эта форма воздействия более мягкая, но при этом имеет все ту же цель, характерную для предыдущих трех форм - подчинение своим личным убеждениям чувств и действий жены. В этом случае происходит «тихое» эмоциональное насилие, признаки распознать сложно, ведь все действия со стороны мужа происходят скрытно и полностью осознанно.

Укажут на это следующие характерные особенности:

  1. Бахвальство . Самовосхваление мужа и превозношение своих качеств, достижений над таковыми у жены.
  2. Угнетение . Провокация чувства вины у жены за самую малейшую оплошность.
  3. Требование восхищения . Лесть и показная похвала жены с целью вызвать в ответ такие же действия в свой адрес.
  4. Прессинг . Из предыдущего пункта происходит следующий: ложь и лицемерие, утаивание конкретной информации, сведений, чтобы заставить жену переживать, проявлять нервозность и сделать что-то в обмен на предоставление полной информации.
Несмотря на то, что в разных ситуациях практически каждый мужчина может сделать что-либо из перечисленного выше, далеко не всегда подобные действия можно квалифицировать как эмоциональное насилие в отношениях. Более того, имеются достаточно определенные признаки психологического насильника.

Механизм развития психологического насилия в семье


В целом, насилие - это довольно сложный психологический процесс. Очень часто его начальную стадию не замечают ни сам насильник, ни его жертва. Ведь, как правило, в молодой (недавно образованной) семье оба партнера находятся под воздействием сильных эмоций, поглощены чувственными переживаниями по отношению друг к другу. Особенно это касается женщин как романтических и эмоциональных натур по сравнению с мужчинами.

Однако когда чувство эйфории новобрачных проходит, иногда начинаются незначительные разногласия, упреки, которые дают старт дальнейшему развитию стадий насилия:

  • Снятие с пьедестала . Обвинения в стиле «ты не такая», «ты не так делаешь». Постоянные замечания такого рода должны насторожить, однако многие женщины все еще чувствуют влюбленность либо под влиянием воспитания стремятся угодить мужу, что, в свою очередь, лишь усиливает атаки со стороны второй половины. Эмоциональное насилие без отпора начинает нарастать. Этот этап длится в среднем до полугода. Постепенно у женщины меняется самооценка, она дезориентируется и проецирует на себя негативный образ, навязываем мужем. После этого наступает следующая стадия.
  • . Переход от «ты не такая» к «ты - полное ничтожество», вызывание чувства вины. При этом постоянные придирки не только продолжаются, но еще и усиливаются. Женщина уже не сомневается в том, что она делает что-то не так. Она уже просто уверена в этом. Она начинает искать причины в себе, пытается менять поведение, угодить мужу, но ее состояние лишь угнетается новыми упреками.
  • Полное подчинение . На следующей стадии происходит твердое убеждение и самоубеждение женщины в том, что она как личность и жена - полное ничтожество и неудачница. А если психологический насильник демонстрирует доминантное поведение, ограничивая контакты с друзьями и родственниками, то чувство вины лишь усиливается. Ведь потакая желаниям мужа, жена чувствует, что, разрывая старые дружеские отношения и контакты с родными, совершает предательство. Более того, при попытках рассказать второй половине о своих переживаниях женщина подвергается еще большему давлению и убеждению в том, что она поступает подло и отвратительно. За этим следует перелом.
  • Точка слома . Это такое состояние, когда жена как личность полностью дезориентирована и раздавлена. Она полностью лишена способности давать трезвую оценку своим действиям, готова полностью перейти под контроль мужа-насильника. В этот период для полного подчинения жертвы своей воле мужчина может периодически проявлять участие, быть ласковым, выражать чувства, подобные тем, которые были до или в самом начале брака. Это станет тем пряником, который не позволит жене уйти от мужа, даже если такое намерение было. И под воздействием всего этого, а также зачастую под влиянием воспитания и общественного мнения женщина приобретает твердое убеждение, что лучше плохой, но брак, чем остаться одной. Разумеется, за подобной «оттепелью» последует новый этап унижений и доминирования.
На фоне таких эмоциональных потрясений развиваются психологические расстройства, которые нередко провоцируют физические (заболевания внутренних органов на нервной почве, обострения хронических заболеваний).

Важно! Насильник зачастую ведет себя с другими крайне обходительно, он скрывает свою истинную сущность. Поэтому нередко даже семья девушки не верит ей, не поддерживает желание уйти от «идеального» зятя. Последствия такого прессинга могут оказаться плачевными.

Черты психологического агрессора в семье


Люди, которые склонны к моральному насилию близких, стремятся контролировать родных (разумеется, тех, кто слабее). Они отличаются такими чертами характера: ревнивость, склонность к частым беспричинным перепадам настроения, подозрительность, недостаточная способность к самоконтролю, склонность оправдывать проявление агрессии или насилие к кому-либо вообще.

Психологические насильники обладают умением привлекать на свою сторону не только друзей или посторонних людей, но даже родственников жертвы (жены). Кроме того, иногда такие мужчины могут страдать от тех или иных расстройств личности.

Стоит отметить, что изначально отношения с будущим насильником напоминают «голливудскую мелодраму»:

  1. . Партнер уже с первых свиданий ведет себя так, словно именно эту девушку ждал всю жизнь. Он рассказывает, какая она особенная, как прекрасно понимает его, что лучше просто никогда не встречал.
  2. Стремительное развитие событий . Буквально через совсем небольшой промежуток времени парень предлагает перейти к серьезным отношениям, чтобы как можно больше проводить времени вместе. Постепенно влюбленные настолько углубляются в свои отношения, что совершенно забывают об общении с друзьями. И уже после этого парень предлагает расписаться или начать жить вместе.
  3. Постепенное наращивание давления . Как только девушка переезжает или же сильно влюбляется, партнер начинает постепенно ею манипулировать. Он контролирует звонки, встречи. Показывает, насколько ему было неприятно ее отсутствие. Иногда он шантажирует ее фразами типа «Я сильно скучал, пока тебя не было», «Неужели наша семья для тебя не так важна, как встреча с друзьями», «Нам так хорошо вместе, а что еще надо для счастья?».
  4. Полный контроль . Через время девушка и сама уже не понимает, когда может смеяться. Ведь фильм парню кажется грустным, обязана грустить и она. Нельзя высказывать свое мнение, отличимое от его. Ведь ее возвели на пьедестал совершенства, вот и необходимо соответствовать.
  5. Шантаж . Если вдруг девушка пытается выйти из-под контроля, ей обычно напоминают о тяжелом детстве, проблемах с родителями, прошлых обидах. Таким образом партнер вызывает чувство вины, желание раскаяться и вернуться.

Результаты и последствия эмоционального насилия


Упомянутых выше разладов физического здоровья может и не быть. Однако в психологическом плане проблем не избежать. Жертвы эмоционального насилия, которое продолжалось долгое время, как правило, испытывают депрессию, состояние посттравматического (психологические травмы) стресса, постоянные или периодические, но частые ощущения тревоги, страха.

Не исключаются и попытки суицида. Появляется синдром эмоциональной зависимости, сверхпотребность в любви. На фоне чувства неуверенности в себе может возникнуть пренебрежение и своими потребностями.

У женщин-жертв психологического насилия нередко развивается алкогольная и даже наркотическая зависимость.

Отражается психологическое насилие в семье и на детях, если они есть. Ведь они регулярно наблюдают испуганную мать, находящуюся под постоянным контролем. Как уже говорилось среди причин, дети склонны строить свои будущие семьи на тех принципах отношений жертвы и насильника. И часть из подрастающего поколения будет подчиняться безропотно во взрослой жизни, а вторая и сама станет насильником.

Последствия таких отношений для детей далеко не всегда можно полностью устранить. Поэтому стоит знать, как противостоять и предотвратить их причины.

Особенности противостояния эмоциональному насилию в семье


Знать, как дать отпор, мало. Необходимо найти в себе силы сделать это. Каждая женщина способна оградить себя от подобного рода воздействий. Исключение могут составить лишь те случаи, когда в силу каких-то народных или социальных традиций подобная модель отношений является нормой.

Поэтапно можно действовать так:

  • Проведение детального анализа . Прежде всего, необходимо тщательно и предельно честно проанализировать свои отношения с мужем, вспомнить все формы и признаки психологического насилия и суметь признаться в том, что они регулярно проявляются (если это действительно так). Кроме того, нужно вспомнить об их последствиях для самой жертвы. Женщина должна размышлять трезво и реалистично. Если муж обманул или не изменил своего поведения после одного раза, то и дальше последует то же самое.
  • Раскрытие глаз родным . Нельзя делать вид, будто ничего не происходит, мириться со своей ролью жертвы. Практика показывает, что доказать сам факт подобного психологического воздействия очень сложно. Тем более, как уже говорилось, насильник способен легко настроить друзей и даже родственников против самой жертвы. Однако поиск постоянных оправданий действиям мужа и прощение лишь способствует их продолжению.
  • Уход . Отношения, которые приносят женщине эмоциональные страдания, лучше всего разрывать. И чем скорее, тем лучше. Иногда нужно не искать способы, как противостоять эмоциональному насилию, а просто найти нового партнера.
  • Восстановление . Не стоит стеснять обратиться к специалистам. Профессиональные психологи помогут вернуть контроль над собственной жизнью и дадут рекомендации к действиям.
Как уже говорилось, отношения с психологическим насильником нужно разрывать. Однако могут быть различные препятствия (финансы, дети, общее имущество и так далее). Поэтому необходимо выстроить детальный план и тщательно проработать каждый пункт, чтобы твердо знать, например, на какие средства жить дальше, где жить, как быть с детьми.

Как противостоять эмоциональному насилию в семье - смотрите на видео:


Существуют различные виды эмоционального насилия. Его проявление в семьях встречается довольно часто. Развитие событий происходит постепенно, и поначалу жертва, а часто и сам агрессор, не понимает, что происходит. Последствия для личности и организма женщины могут быть катастрофическими, а потому, если отношений без психологического насилия избежать не удалось, необходимо принять меры для выхода из сложившейся ситуации.

С чего бы начать? Наверное, с жизненных историй.

Детские эмоциональные травмы

Молодая женщина, 32 года жаловалась на потерю аппетита. Сидя дома с маленьким ребенком (1,5 года), она могла целый день ничего не есть. Выглядела достаточно худой. Медик по образованию, она понимала, что отсутствие аппетита - небезопасный симптом и к чему он может привести, поэтому обратилась к психологу.

Мы исследовали негативные переживания женщины и истории, их вызвавшие. Постепенно, раскручивая пленку назад, вспоминая институт, школу, мы, наконец, пришли к событиям раннего детства. Женщина вспомнила неприятную историю, которая произошла у нее с воспитательницей в садике. Мы проработали ее и поставили в ней точку. Неожиданно женщина говорит:

- Я вспомнила еще одну историю, но уже с другой воспитательницей.

И именно эта история, глубоко спрятанная и не сразу вытянутая из памяти, оказалась решающей. Той самой, которую мы искали, чтобы найти истоки сегодняшнего состояния клиентки. Девочка не хотела кушать (довольно распространенная история в садиках). Воспитательница насильно стала кормить девочку, а помогала ей в этом ее дочь – она держала девочку…

Такие забытые истории насилия из детства встречаются в работе психолога постоянно. Мужчина, 50 лет вспомнил, как в возрасте 5 лет он лежал в больнице по поводу операции. Очень боялся уколов. Однажды четверо мужчин держали его, чтобы сделать укол. Мальчик яростно сопротивлялся. Я попросила мужчину описать чувство, которое испытывал тогда он. БЕССИЛИЕ. Ситуацию описал как несправедливую. На протяжении всей своей жизни - в школе, институте, на работе - он каждый раз реагировал именно так - яростно и неадекватно, когда чувствовал несправедливость.

А вот история еще одной маленькой детской травмы. Клиентка вспомнила, что когда ей было около 3-4 лет, каждый вечер мама демонстрировала папе трусики девочки и комментировала их чистоту. ЧУВСТВО СТЫДА , которое клиентка тогда испытывала, она смогла осознать и выразить только будучи взрослой, работая с психологом. Но несла она его с собой всю жизнь.

Еще история. Девочка 10 лет не хочет идти с папой в гости. Папа грубо настаивает (хотя всегда это хороший и любящий папа): “Я сказал - ты пойдешь” . Девочка, в конце концов, соглашается и …вспоминая эту историю, будучи взрослой, женщина НЕНАВИДИТ себя за эту слабость, за то, что не смогла справиться с ситуацией и отстоять свою позицию.

Негативные последствия

Взрослым очень легко победить детей и принудить их что-то сделать или не сделать. И детям сложно противостоять им. У взрослых больше сил – и физических, и моральных. Им даны полномочия обществом – растить, воспитывать, учить. Обучение или взаимодействие часто осуществляется грубо и властно, используется стыд и чувство вины, унижение и насмешки. Правильно ли это?

Результат, который получают взрослые, добившись своего принуждением (случай с кормлением и походом в гости), насилием (случай с уколом), стыда (случай с приучением к чистоплотности) – пиррова победа. Забытые истории насилия в детстве не проходят бесследно и откликаются в жизни взрослых людей:

  • заниженной самооценкой (жертвы склонны обвинять себя, пассивны);
  • нарушением социализации (проблемы в построении отношений, отсутствие доверия к людям, неадекватные поведенческие реакции);
  • эмоциональными проблемами (трудности в осознании и проявлении собственных эмоций, тяжело понять чувства других);
  • хроническими негативными переживаниями, депрессиями;
  • болезнями.

Давайте рассмотрим, какие ситуации можно считать эмоциональным насилием. Чтобы лучше понять, начнем с определения.

Эмоциональное насилие – это травмирующие слова или действия, которые приводят к нарушению развития ребенка (физического, эмоционального и социального).

Особенность эмоционального насилия состоит в том, что иногда его трудно распознать. Эмоциональное насилие – это не только грубое и оскорбительное обращение, высмеивание, унижение, угрозы. Громкий крик на ребенка, резкая критика, завышенные требования или ожидания от ребенка, с которыми он не в состоянии справиться, все, что держит его в постоянном напряжении и приводит к стрессу – все это примеры эмоционального насилия.

Реакциями ребенка на эмоциональное насилие могут быть – дневной или ночной энурез, заикание, онанизм, психосоматические жалобы – головная боль, боль в области живота, сердца, плохое самочувствие и т.д.

Я спрашивала клиентов, истории которых описала выше, о том, как они хотели бы, чтобы с ними поступили тогда. Ответы были такими – договариваться, объяснять, больше любить и понимать.

Дорогие взрослые!

Мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, тренера. Важно не только выполнить свои воспитательные функции. Важно и то, как, каким способом вы это делаете, с какой интонацией. Насильно кормить, лечить, обучать или принуждать что-то делать – это не только глубоко травмировать. Это еще и обучать способу взаимодействия.

Когда ребенок вырастет, он будет строить взаимодействие с теми, кто слаб, также. Давайте осознавать и изменять травмирующие и порождающие несчастных людей, традиции прошлых поколений - стыдить, унижать, обвинять, заставлять, на другие - более гуманные – устанавливать рамки (правила), объяснять, договариваться, мотивировать, вдохновлять. Конечно, это не просто. За такими изменениями стоит большая внутренняя работа.

Дорогие взрослые! Мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, тренера. Если вы, взаимодействуя с детьми, используете принуждение, унижение, стыдите, обвиняете, властны, значит, с вами поступали также. Значит, в вас живет травмированный маленький ребенок. Может быть, вы сразу и не вспомните ту самую, унижающую вашу личность детскую историю эмоционального насилия. Эти истории настолько сильны и разрушающи, что психика человека, помогая ему выживать, стирает их из нашего сознания, но они все равно остаются в нас, только уже в подсознании.

В детстве почти каждого человека можно найти историю насилия, эмоционального или физического, а это означает, что мы не только являемся носителями своих не проработанных детских травм и негативных эмоциональных реакций. Мы заражены способами взаимодействия, которые нам показали.

Хорошие новости. Клиентка, о которой я рассказывала в самом начале, ушла со встречи, ощущая легкое чувство голода. Это говорит о том, что конфликт найден и проработан. И это - чудо, что можно изменять сегодняшнюю реальность и улучшать жизнь, проработав травмы прошлого. Именно с этого необходимо начинать каждому, кто собирается рожать, воспитывать или обучать детей.