Реконструкция женской старинной одежды. Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции. Разделяют два значения исторической реконструкции

1. Серьезная реконструкция костюма, с выкройками и пр. полезными сведениями

2. Для простого воссоздания визуального облика костюма (так сказать, по мотивам и не всегда 100% достоверного)

Мода, исторический костюм и др. http://www.balti.iatp.md/beautystyle/articles.htm

История костюма в картинках http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/index.html

Средневековая одежда из журнала "Цейтхаус" http://gorod.crimea.edu/librari/ceithouse/index.html

Костюм: археология, материалы реконструкторов и членов SCA

Costumer"s Manifesto. Сайт с ссылками на и материалами по истории, кройке, шитью и приобретению костюмов практически всех времен и практически всех народов http://www.costumes.org/

Сайт Марка Карлсона о средневековой одежде - исторический крой на основе археологических находок http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/bockhome.html

Котарди, упелянды, историческое шитьё вообще http://www.damehelen.com/index.html

Как пошить стеганку на 15 век (один из вариантов) http://www.eskimo.com/~cwn/padded_jack.html

Не всегда достоверные, но не лишенные смысла варианты моделирования средневековых головных уборов http://www.virtue.to/articles/

Интересные материалы по костюму 14 века и не только http://www.forest.gen.nz/Medieval/

Костюм горожанина (гражданский костюм пехотинца), Англия, 1400-1415 (паспорт костюма) http://alex-bratina.narod.ru/mycostume/my-costume.htm

Как пошить шоссы. Инструкции по построению и сборке выкройки для женских шосс. Это перевод на русский язык материала с исчезнувшего сайта Мэган из СКА. Могут быть проблемы со скачаванием файла. НЕ скачивайте через Save target as..., сначала кликайте по адресу. http://buerger.fromru.com/costume/shossy.pdf

Сайт о костюме 13-го века, на финском, но если проявить некоторое упорство, можно найти масштабированные выкройки котты и сюрко, понятные на любом языке http://www.tkukoulu.fi/tiimalasi/pukeutuminen.html

Обувь

Немного образцов средневековой обуви, некоторые инструкции по пошиву http://www.medievallife.com/Pages/medieval.htm

Аксессуары

Плетение на дощечках, пальцах, косички и т.п. http://www.stringpage.com/

Плетение на дощечках (на немецком) http://www.steinmaus.de/Mittelalter/weben/index.html

Также о текстиле, крашении, прядении, ткачестве http://fibers.destinyslobster.com/index.html

В поисках руководства по плетению на дощечках. Тема из форума Тоже Города, содержит разные ссылки, рекомендации, обсуждения http://tgorod.go.ru/cgi-bin/board/topic.cgi?forum=9&topic=380

Плетение на дощечках и не только http://weavershand.com/

Плетение на дощечках. На сайте также можно скачать программу, помогающую понимать и составлять узоры для плетения http://www.guntram.co.za/tabletweaving/

Немного о женском костюме 13 и 14 веков:
13 в.: http://costume.narod.ru/13th.html#13vw
14 в.: http://costume.narod.ru/14th.html#14vw

Из книги Л.М.Горбачевой "Костюм средневекового запада": http://town-of-shadow.narod.ru/costum.htm

Elizabethan Costume: History and Technique (By Margo Anderson)
http://www.directcon.net/wander/lizcos.htm

Reconstructing History Pattern (костюмы разных эпох и народов)
http://www.reconstructinghistory.com/

ТЕКСТИЛЬ
The Art Of Turkish Textiles
http://www.turkishculture.org/fabrics_patterns/fabrics.html

The Best Online Costuming Sources for Historical, Science Fiction & Fantasy Costumers
http://www.milieux.com/costume/costume2.html

Интересные гравюры из книги:
Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению. СПб., 1841-1862.

(От русского костюма до армейского) http://www.memorandum.ru/viskowatov/T01/pic/

Костюмы елизаветинской эпохи http://costume.dm.net/index.html

История брюк и других гардеробных принадлежностей
http://plamja.livejournal.com/289411.html

Немного информации по истории костюма http://www.cross-roads.ru/dress-history/index.html

Раритетная книга по костюмам (1865 год, Англия) http://thl.cross-roads.ru/

Разные ссылки по истории костюма http://tforum.zokov.net/cgi-bin/ikonboard.cgi?s=fadd5f74b0a735fd26f458896f8a633a;act=ST;f=8;t=248
и http://tforum.zokov.net/cgi-bin/ikonboard.cgi?s=fadd5f74b0a735fd26f458896f8a633a;act=ST;f=8;t=99;st=0

Founders" and benefectors" book of Tewkesbury Abbey, in Latin
England, Tewkesbury; 16th century, first quarter
Там по изображениям можно уловить логику пошива гербовых одежд
http://www.bodley.ox.ac.uk/dept/scwmss/wmss/medieval/mss/top/glouc/d/002.htm

История обуви от компании Shoe-Icons http://shoe-icons.com/museum

Обувной музей Бата в Канаде. Множество экспонатов и фотографий онлайн http://www.batashoemuseum.ca/

Вольфганг Брун, Макс Тильке. ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени http://www.emili.ru/cgi-bin/maina.cgi?page=histpart2&link=000040:00005J

Reproduction of historical clothing (английский, немецкий языки), красивый визуально сайт.
http://www.mauritia.de/eindex.html

В 1854 г. журнал "Парижские моды" выпустил альбом французских одежд со времен Карла VII до времен Людовика XVI. 20 листов отобразили развитие придворного костюма, как женского, так и мужского, с 1460 по 1780 г. Это были раскрашенные вручную гравюры Г.-К.Монто (Gabriel Xavier Montaut), А.Портье (Adolphe Portier) и Монена (Monnin) по рисункам Ф.-К.Конт-Кали (Francois Claudius Compte-Calix).
http://www.nlr.ru:8101/exib/moda/

Исторические костюмы, украшения http://oonagh.actewagl.net.au/opening_oonaghs_own.htm

Там на сайте, например,
Turkish Coat for Venetian Dress, картины художников эпохи Ренессанса, образцы тканей с орнаментом
http://oonagh.actewagl.net.au/turkish_coat_for_venetian_dress_doco.htm

С ресурса по истории костюма http://costume.dm.net/

Костюмы тюдоровской эпохи на картинах
http://www.geocities.com/anoria_j/medieval_images.htm
http://www.tudor-portraits.com/

Одежда в цитатах из художественной литературы
http://www.livejournal.com/community/ru_lit_odejda/

Детские образы эпохи рококо http://zina-korzina.livejournal.com/66409.html

Lina Kavalieri - певица и топ-модель эпохи Art-Nouveau
http://zina-korzina.livejournal.com/70908.html

Французский музей обуви - COLLECTION VICTOR GUILLEN (1920 - 1972)
Самая разнообразнейшая обувь, даны описания, время и страна.
http://community.livejournal.com/antique_fashion/5743.html
http://www.culture.gouv.fr/documentation/joconde/fr/decouvrir/expositions/guillen/guillen0.htm

Картинки из одного из первых журналов мод "Journal des Dames et des Modes" (1797-1839) - часть 1 (1797-1803), часть 2 (1818-1830).
http://hal.ucr.edu/~cathy/jd2.html
http://hal.ucr.edu/~cathy/jd3.html

Исторические свадебные платья http://hibiscus-sinensis.com/regency/index.htm

Невесты всех времен и народов http://community.livejournal.com/antique_fashion/7204.html

Одежда в шведских завещаниях в Средние века, 1200 - 1420

Меня всегда интересовала средневековая история: старинные обычаи, роскошная одежда, неспешный образ жизни, культ прекрасной дамы, легенды и песни трубадуров – всё это занимало воображение и способствовало моему хобби. Ещё на первых курсах исторического факультета я знала многих старшекурсников, которые занимались реконструкцией всерьёз. Они ездили на фестивали, показывая своё мастерство, принимали участие в воссоздании значимых событий прошлого. Парни отрабатывали искусство боя, сами изготавливали кольчугу и рыцарское облачение, девушки занимались традиционными женскими занятиями: ткачеством, шитьём и вышивкой собственных костюмов, приготовлением еды, танцами. Вскоре я тоже решила попробовать свои силы и влюбилась в возможность «примерить» на себя новый имидж.

Историческая реконструкция женской одежды Белоруссии XII века

Мой костюм представляет собой комплекс одежды горожанки XII века племени кривичей, которые проживали на территории центральной Беларуси. Главная часть костюма – рубаха белого цвета – сшита изо льна по средневековым «выкройкам», вышита красной нитью по горловине, рукавам и подолу. красной нитью имела целью уберечь человека от злых сил и сглаза недоброжелателей. На рубаху надевается просторное верхнее платье из синей шерсти с оранжевой вышивкой.

Пояс соткан из шерстяных и льняных нитей на деревянных дощечках старинным способом. На пояс обычно подвешивались кошели, ножики и подвески в форме коня. Орнаменты вышивок костюма растительные и геометрические. Обувь сшита из натуральной кожи коричневого цвета, украшена узором «пальметта», что значит «выцветшее сердце».


Вышивка рубахи из льна


Вышивка льняной рубахи


Обувь, вышитая «пальметтой»

Завершают образ латунные украшения ручной работы: височные кольца, бусы с подвесками–лунницами, браслеты-наручи (надеваются поверх рукавов рубахи), фибулы (средневековые застёжки).


Пояс и украшения: височные кольца, фибула, браслеты

Сложным в таком необычном хобби является то, что при всём разнообразии современных материалов, очень трудно найти натуральные ткани, нити для костюма. Более того, надо посидеть в библиотеке, отыскивая материалы об историческом периоде, который собираешься представлять. После этого просидеть много бессонных ночей за шитьём своего шедевра.

Мой костюм не претендует на 100 % достоверность и научность, основная цель – проявить себя, овладеть мастерством средневековых умелиц и постараться взглянуть на мир глазами жителя того времени. Так как костюм сделан собственными руками, в него вложена частица моей души. Историческая реконструкция – занятие необычное и оригинальное для меня, хотя есть и трудности, восхищённые взгляды людей окупают и компенсируют все материальные и моральные затраты. Такое хобби становится стилем жизни!

Мода меняется каждый сезон, но в одном она остается неизменной – в своем вдохновении образами прошлого, которые недвусмысленно проглядывают то в одной, то в другой дизайнерской коллекции. Оглядка не ограничивается ХХ веком, в котором каждое десятилетие было что-то кардинально новое, отличающееся от предыдущего. Исторический костюм все чаще становится объектом пристального внимания кутюрье, которые невольно привлекают взгляды обывателей моды к более отдаленным эпохам.

Наиболее показательными в историческом костюме как категории являются женские платья, которые носились в период от Средневековья и до конца девятнадцатого века. В эти годы развитие моды шло очень медленно, по веку или даже больше сохранялись одни и те же направления в крое костюма и в его декорировании. Это было время четкого разделения мужского и женского костюма, о чем нельзя сказать сегодня, когда распространен андрогинный стиль и унисекс.

Исторический костюм Средневековья

О рождении исторического костюма можно говорить со времен раннего Средневековья, ведь до этого, в период Античности, люди носили очень простую одежду, которая не могла называться костюмом как таковым. В Средние века появился костюм как многослойный комплект – в нем была предусмотрена нижняя длинная рубашка (туника) с длинными рукавами и полностью покрывающая ноги, на нее надевалась контрастная по цвету верхняя рубашка или платье, которые имели укороченную юбку и рукав. В ту пору одежда была наиболее утилитарной, даже у знатных персон она не отличалась пышностью и разнообразием.

В XIII веке началось усложнение костюма, который стал многослойным. Поверх нижней рубашки женщины надевали котту, верхнее платье из льна, шерсти, шелка трех основных оттенков (красного, зеленого и голубого). Поверх коты надевался сюрко – элемент верхней одежды из благородных тканей, были очень распространены плащи с капюшонами и пелеринами, с длинными рукавами и без них. Женское платье соркани, которое зашнуровывалось на талии и приподнимало грудь, считалось атрибутом роскоши, которая в ту эпоху жестко порицалась. Головные уборы были неотъемлемой частью костюма как женщин, так и мужчин. Разнообразие их форм компенсировало скромность платьев.

Костюм позднего средневековья – это история нарушения запретов на шик в образе. В период с четырнадцатого по шестнадцатый век многослойность только увеличивалась, хотя до объемов костюмов более поздних эпох было еще далеко. Носилась нижняя и верхняя одежда, и каждый из слоев состоял из трех-пяти обязательных элементов – настоящая «луковица».

Многообразие моды четырех веков

Эпоха Возрождения действительно возродила моду, что особенно заметно в изменении женского костюма. В конце XVI века появилась жесткая каркасная юбка, которая придавала фигуре пышность и объем, платья стали шиться из дорогих материалов, имели уже не ограниченный набор цветов, а блистали великолепием дизайна.

В XVII столетии мужской костюм имел заметно военизированные черты, женский же продолжал насыщаться роскошью, которая теперь богато проявилась в многочисленных аксессуарах, ставших неотъемлемой частью образа. XVII и XVIII века стали наиболее востребованными в плане заимствований исторического костюма в наши дни. Именно эпоха барокко и рококо с их тенденцией к умопомрачительной пышности юбок, богатого декорирования аксессуарами, вышивками часто ассоциируется с историческим костюмом в принципе.

В начале XIX века тяга к роскоши в костюме постепенно ослабевает, что сначала было заметно в аскетичном ампирном стиле, а затем и в романтическом платье со шнурованным корсетом с обозначенной талией и пышными рукавами. На стыке последующих столетий женщина была освобождена от тесного корсета, с его исчезновением можно отмечать закат исторического костюма.

В начале XX век родилась ее величество мода – отныне дизайнеры будут диктовать, что носить мужчинам и женщинам, одежда постепенно начала утрачивать связь с конкретной эпохой и ее требованиям к внешнему виду. Эпоха модерн или ар нуво с более естественными линиями и отказом от пышности, стала «последней ласточкой», ознаменовавшей переход от костюма к индивидуальному стилю.

Исторический костюм в наши дни

Оставшись далеко в прошлом, исторический костюм продолжает свою уже пассивную жизнь в современности. Где он востребован прежде всего? В первую очередь, это воссоздание реальности предыдущих эпох в исторических театральных постановках и кинофильмах. Конечно, для них используются стилизации – пошив новых костюмов, полностью копирующих стиль того или иного периода. Многие люди увлекаются историческими реконструкциями и в свободное время с удовольствием посвящают себя увлекательному погружению в мир Средневековья или роскоши рококо, облачаясь в заново сшитые костюмы.

Свадьбы, а также карнавальные вечеринки, в том числе известнейший венецианский карнавал – это прекрасный повод для посильного воссоздания исторического костюма. Наиболее востребованным здесь является период с шестнадцатого по девятнадцатый век. В отдельных случаях, которые являются редкими исключениями из правил, может быть надет подлинный исторический костюм, оставшийся, например, от эпохи модерн.

В основном все оригиналы, оставшиеся богатым наследием далекого Ренессанса или барокко, хранят как зеницу ока в музеях. Их нельзя надеть, но можно бесконечно любоваться красотой, шиком или сдержанностью исторического костюма, который дал рождение множеству современных стилей в одежде.


Всем здрасте! По мотивам вечных холиваров - гобули/правильные и паспортисты/участники - хочу опубликовать маленький скетч, пр то, как мы относимся к реконструкции костюма, и о нескольких существующих подходах к реконструкции раннесредневекового костюма.
Я для себя выделила четыре основных подхода, с подразделениями.

Первый. Можно его назвать научно-археологический, кодовое название «костюм в музейную витрину».
Этих персонажей на фестивалях с каждым годом - все больше, связано с массовой интернет-доступностью специальной информации. Эти реконструкторы поставил для себя условие сделать максимально возможно правильную реконструкцию комплекса из конкретного погребения, или, возможно, какого-то археологического памятника. Может быть, в костюме человека будет сочетаться реконструкции находок из нескольких погребений и разные находки. Но всегда костюм будет не только хорошо и аккуратно сделан, соответствовать самым современным научным данным, представлять из себя такую «ходячую музейную витрину». Для создания этого костюма обычно автор переворачивает массу источников, часто автором реконструкции являются историки. В такие костюмы как правило вкладываются очень большие материальные и трудозатраты. Хозяева реконструкции обычно - опытные реконструкторы «с именем». Такой реконструктор - украшение феста. Хотя среди широкого круга реконструкторов подражать им не возникает желание, да это и не возможно для многих. Ультранегативное бугуртное большинство над ними посмеиваются. Сами же авторы «музейных реконструкций» на бугуртное большинство поплевывают сверху (заслуженно) и называет их «гобули» и «пехотное быдло». Как правило, если ты не обладаешь костюмом такого уровня, в деле высокой реконструкции ты голоса не имеешь. Однако, в таком костюме как правило не погуляешь, не поваляешься, не поработаешь, не повоюешь. Эти костюмы - для конкурса костюмов, тематических лекций, пафосного фотографирования, пира командиров и рассекания по вечерам. Обычно они не только дорогие, но и жаркие.

Второй «законный» подход к реконструкции костюма - "хорошая реконструкция". То есть, просто правильная стандартная реконструкция, проходящая все рогатки паспортного контроля и допуска.
Это реконструкция костюма, имеющая привязки к конкретному этносу, периоду и статусу, выполненная по мотивам конкретных находок и серьезных работ по истории и археологии костюма. Костюм может быть и не реконструкцией конкретного погребения, а собирательным костюмом одного этноса. Но он всегда будет основываться на данных археологии, начиная от используемых тканей, и заканчивая швами. В сознании большинства реконструкторов именно такой костюм называют «хорошей реконструкцией». Конечно, чтобы соответствовать критериям второй группы, костюм должен быть хорошо пошит на конкретного человека, выглядеть аккуратно и опрятно, даже красиво. Все аксессуары и украшения, головные уборы и обувь, должны не только быть, но и соответствовать конкретным музейным образцам. Литье и аксессуары должны быть копиями и моделями археологических образцов. Количество заимствований должно быть небольшим, а заимствования исторически оправданными.
У этого второго подхода есть несколько распространенных вариаций. Предназначены они для конкретных условий фестивальной жизни.
1 -"обыденно-рабочий костюм". Костюм для работы, обычно - реконструкция костюма небогатых горожан и крестьян, простых солдат. Часто этот костюм делают, упростив первые два варианта, просто сняв «лишнее». Иногда реконструкторы делают только такой костюм, демонстративно презирая все более сложные парадные варианты.
2 - "походный«костюм. Костюм для морских, пеших и зимних переходов. Делают в основном ради конкретных походных целей, на основании базовых костюмов, добавляя какие-то специальные элементы, вроде промасленных рубашек или меховых кафтанов.
3 - »летний" вариант, облегченный. Для тех, кто плохо переносит жару, для тех, кто не хочет в жару носить шерстяные вещи или ходить в одной рубахе, для тех, кто считает неприличным ходит по фесту раздетым. А также для девушек, которые не собираются весь фест гулять в одном тонком льняном платье. Российские погодные реалии вводят свои коррективы. Юг Росии, июль, скандинавский костюм. Ваша решимость выглядить правильно тает, как мороженое. И вы заводите таки шелковые рубахи и платья, льняные хангероки, легкие шапки. Этот вариант - «неизбежное зло».

Третий вариант реконструкции костюма - "парадно-пафосный". Это костюм, который создается исходно для пафосного существования. Цели у такой реконструкции могут быть разные. Например, человек зарабатывает на жизнь фотографируясь с туристами. Или он очень хочет сделать реконструкцию богатого скандинавского костюма, руководствуясь сохранившимися богатыми королевскими одеждами. Очень многим реконструкторам знакомы условия, при которых необходимо наличие пафосного яркого красивого костюма. Это и «показуха» перед высокими гостями, и большой общегородской праздник, и «день музея», и съемки в каком-нибудь фильме. В таких случаях, красивый яркий костюм необходим. Я не имею ввиду плохую неаккуратную реконструкцию с претензией на богатость, неумело пошитые и криво неаккуратно вышитыми огромными стилизованными узорами. Я имею ввиду именно реконструкцию. Когда все, что надето на человеке, сделано по материалам вполне узнаваемых археологических находок, с соблюдением материалов и пропорций, привязано к конкретному этносу и соц. статусу. Этот костюм может быть и очень ярким, и может иметь крупную вышивку, но все выглядит оччень правильно, красиво и аккуратно. К такому костюму обычно прилагается персона знаменитая и уважаемая в реконструкции, масса драгметалла и нехилое вооружение. Такой костюм и аксессуары к нему как правило собирается годами, стоит немало и сам по себе является достопримечательностью, так же, как и первый вариант - «археологический». Такие «пафосные» костюмы есть не у многих, как правило, паспортный костюм они не проходят. Их просто привозят, а потом надевают на пир командиров или на вечернюю гулянку. По правилам Русборга такие костюмы часто не допускаются, над ними принято подсмеиваться в среде труъ-реконструкторов. Но для туристов, госслужащих и иностранцев именно такие костюмы гораздо предпочтительнее обычных костюмных реконструкций. У многих старых реконструкторов такой костюм на всякий случай припрятан в сундуке.
Я ни в коем случае не осуждаю гордых хозяев таких костюмов. Мне понятен этот подход, и он имеет право на существование, так же как и остальные подходы к реконструкции костюма.

Четвертый вариант - "недореконструкция", или реконструкция по типу «отвали, паспортист».
Увы, некоторыми представителями «пехотного большинства» этот вариант реконструкции считается самым правильным. То есть, ты можешь одеть на себя все, что посчитаешь нужным лишь бы попасть на фест. При этом, основной критерий при создании такого костюма - что у тебя завалилось из одежды и какие ткани остались? Чаще всего такой вариант реконструкции выбирают неофиты и ребята из провинциальных клубов. Не хватает аксессуаров, обуви? Не беда, возьмем у кого-нибудь для фотосета, или напишем, что купим на фесте. Аксессуары и литье как правило, стилизация, часто собранная «от Адама до Потсдама». Четкой привязки к региону и этносу нет. Проблема с головными уборами, сумкой и обувью. Практически все «стандартные» скандинавы или «русичи на службе у скандинавского ярла» относятся именно к этой категории. Для них свойственно во-первых презрительно отзываться об обладателях костюмов из другой категории, во-вторых, спорить с паспортистами, в-третьих, считать себя самыми умными и эрудированными. Костюмы из этой категории малозатратны, часто выполнены некачественно, иногда с чужого плеча. Для этой категории свойственно использование каких-либо несоответствующих эпохе тканей. Например, упорное использование фабричных сукон и бархата. Устойчивая любовь этой категории к фабричным льнушкам анилиновых цветов и вообще фабричным тканям - яркое отличие этой категории от костюмов второй категории. Они могут быть похожи, костюмы второй и четвертой категории, но между ними - понятийная пропасть. Эту пропасть многие неофиты даже не осознают.
Я не хочу как-то негативно отзываться об этой костюмной категории, потому что во-первых это неизбежное зло, во-вторых, мы все когда-то такими были, в третьих, из этой категории многие«вырастают» и переходят в другие. Эта костюмная диаспора на больших фестивалях составляет от половины до большинства участников. Только немногие тематические фесты отсеивают таких участников. А на некоторых небольших провинциальных фестах костюмов другой категории никогда и не видели.
У этого четвертого варианта есть несколько разновидностей.
1 - "старик", или «рекон в законе». Не всегда старый реконструктор - обладатель хорошего грамотного костюма. Иногда он по лености просто не возит с собой что-то приличное. Но никто ему замечаний делать не будет, на фест его пустят, паспортисты закроют глаза. Даже если кто и прикопается, будет послан… далеко.
2 - "молодой", или «пожалейте, дяденька». Сколько раз паспортистам приходится читать «мы молодой клуб, у нас не хватает информации, времени, денег, пропустите нас пока, а?» Может быть, этот молодой клуб и исправится. А может, и нет....
3 - "боевики". Этих не интересует реконструкция в принципе. Они ездят пожрать шашлыков, побухать и побиццо. Для антуража вполне хватит простых портов, рубашки и плащика.
4 - "туристы от реконструкции", или «лазутчики из других эпох». Это люди, которым интересно посмотреть на фестивали по другой теме. Некоторые из них делают себе базовый костюм на эпоху, а некоторые просто берут напрокат костюм друга, часто уже устаревший.
5 - настоящие туристы, или «нелишние лишние люди». Это водители, обряженные в антураж, чьи-либо жены, мужья и матери, которым хотят показать чем занимается их родственник, ученые-гости феста, наконец, настоящие туристы, которые покупают или берут напрокат костюм. Такие люди часто одеты вообще не знаю как, иногда они попадают в кадр и тогда все вопрошают «это что за гобуль?»
6 - Торговцы, музыканты, ремесленники, конники и остальные «профессиональные реконструкторы». Они часто в одном и том же посещают все фестивали, от ранних до семнадцативечных. Иногда на костюм вообще не заморачиваются. У некоторых из них, наоборот, может быть костюм хорошего класса. Туристы в основном фотографируют именно их. Поэтому по фото с фестиваля не всегда можно отследить реальный уровень реконструкции на этом фесте.
7 - «фрики», «панки от реконструкции». Они берут на себя добровольно роль скоморохов и клоунов. Одеты часто невесть как, иногда ходят в одной набедренной повязке, иногда одеты в меха а-ля конан варвар, иногда в рванине изображают нищих. Без них бывает скучно.

Вот такие костюмологические зарисовки. Критика и дополонения принимаются.
Что я могу сказать про конкретно свой костюм и свой костюмологический подход к реконструкции? Мне доводилось быть в каждой из четырех группах. У меня просто несколько костюмов, для разных целей. Но я уже стараюсь не попадать в четвертую:)
Пост дублируется на «Южной руси».